Военное обозрение

Сохранить и восстановить: 309-я группа по обслуживанию и ремонту ВВС США

35

Бомбардировщики B-36 на базе Дэвис-Монтен, 1958 г. В будущем их разберут за ненадобностью


Несколько дней назад ВВС США сообщили о возвращении в строй бомбардировщика B-52H с серийным номером 60-034. Эта машина была построена еще в 1960 г. и несла службу до 2008 г. Затем несколько лет она пребывала на хранении, а в 2019 г. началось ее восстановление. Возвращение самолета на службу стало возможным благодаря работе базы Дэвис-Монтен и 309-й группы по обслуживанию и ремонту аэрокосмической техники.

Долгая история


Сразу после окончания Второй мировой войны США столкнулись с проблемой использования и хранения самолетов. Армии больше не требовались огромные количества такой техники, а ее утилизация не всегда имела экономический смысл. В связи с этим в 1946 г. на базе Davis-Monthan (г. Тусон, шт. Аризона) была организована площадка для хранения бомбардировщиков B-29 и транспортников C-47. Предполагалось, что эту технику, при необходимости, можно будет вернуть в строй.

Базу Дэвис-Монтен выбрали для хранения техники по ряду причин. Этот аэродром способен принимать даже самые крупные самолеты. Он находится на высоте 780 м над уровнем моря в районе с редкими дождями и низкой влажностью. Ровный ландшафт местности образован щелочными почвами, отличающимися высокой твердостью и несущей способностью. Таким образом, на базу Дэвис-Монтен можно перегнать любой самолет или вертолет, твердый грунт позволяет обойтись без строительства стоянок, а сухой климат защищает технику от коррозии.


Поля с законсервированной техникой, 2015 г.

До 1965 г. в Аризоне существовала еще одна база хранения, использовавшаяся в интересах ВМС, КМП и Береговой охраны. Однако в порядке оптимизации ее закрыли, и все функции по консервации и хранению авиационной техники передали подразделениям базы Дэвис-Монтен. Такое положение дел сохраняется до сих пор. При этом ВВС и другие структуры располагают несколькими базами, отвечающими только за разделку списанной техники.

В настоящее время за работу с выведенной из эксплуатации матчастью отвечает 309-я группа по обслуживанию и ремонту аэрокосмической техники (309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group или 309th AMARG). С 2012 г. группа входит в состав центра Ogden Air Logistics Complex, решающего задачи обслуживания и сопровождения.


Бомбардировщик B-52H с/н 60-034 сразу после снятия с хранения, 2019 г.

В распоряжении 309-й группы на авиабазе имеется несколько ангаров и складских объектов для работы с самолетами, размещения различного оборудования и т.д. При этом наибольшую известность получило поле хранения аэрокосмической техники, где, собственно, и располагаются законсервированные изделия. Общая площадь «владений» 309-й группы – ок. 11 кв.км. В подразделении работает ок. 700 чел., в основном военные. Территория базы закрыта для посещений, но до недавнего времени совместно с соседним музеем проводились автобусные экскурсии.

Обработать и сохранить


309th AMARG отвечает за хранение любой авиационной и космической техники, эксплуатируемой всеми правительственными структурами США. Прежде всего, речь идет о самолетах и вертолетах основных типов. По разным данным, сейчас на базе имеется не менее 4400-4500 летательных аппаратов разных классов и типов, а также десятки тысяч агрегатов, элементы производственных линий и т.д.

Поступающей авиационной технике присваивается одна из четырех категорий, определяющих дальнейшие работы и особенности хранения. Категории «1000» и «2000» предусматривают консервацию техники для долгосрочного или кратковременного хранения. В дальнейшем такая техника может быть восстановлена и возвращена в строевую часть. Категория «2000» предусматривает разборку машины на запчасти с изъятием узлов и агрегатов, пригодных для ремонта однотипной техники. В категорию «4000» попадают изделия, подлежащие продаже за рубеж.


Тот же самолет после ремонта и модернизации, февраль 2021 г.

В большинстве случаев поступающие летательные аппараты проходят общие процедуры по консервации. Этот процесс начинается с демонтажа пиротехнических устройств и секретного оборудования. Кроме того, с техники снимают лопасти винтов – при их наличии. Сливаются все жидкости, и затем техника очищается от всех внешних и внутренних загрязнений. В частности, топливную систему промывают консервационным маслом, образующим защитную пленку.

После этого производится герметизация стыков, люков и т.д., а затем самолет или вертолет покрывают специальным полимерным составом и/или накрывают чехлом. Благодаря этому техника не перегревается в жарком климате Аризоны и сохраняет требуемое состояние в течение длительного времени. Подготовленный образец переводят на свое место на поле хранения.

В некоторых случаях возможно изменение процедур по консервации. К примеру, стратегические бомбардировщики B-52H стоят на хранении в частично разобранном виде. В соответствии с международными соглашениями, с них демонтировались крылья или хвостовые части фюзеляжа. Истребители-бомбардировщики современных типов консервируются по собственной процедуре, с расчетом возможности восстановления в течение нескольких суток.


F-16C на стоянке. Поверхности, подверженные влиянию солнца, покрыты специальным полимером

В зависимости от поступающих приказов, 309th AMARG может провести утилизацию более не нужного самолета или разобрать его на запчасти для передачи ремонтным подразделениям. Также нередки случаи проведения расконсервации с последующей передачей матчасти на авиазавод для дальнейшего восстановления и ремонта. Именно такие процедуры в недавнем прошлом прошел B-52H с/н 60-034.

Преимущества хранения


Исходя из соображений оптимизации и экономии, ВВС и другие структуры армии США постоянно пересматривают необходимое количество соединений и подразделений, а также техники для них. Кроме того, не останавливаются процессы перевооружения. Все это приводит к высвобождению значительных количеств техники и агрегатов, все еще пригодных к эксплуатации. Эти самолеты и вертолеты поступают на базу Дэвис-Монтен, где проходят необходимые процедуры.

Наличие крупных запасов авиационной техники, в т.ч. актуальных типов, позволяет восполнять боевые и небоевые потери, а также обеспечивать быстрое оснащение вновь создаваемых или восстанавливаемых подразделений. Кроме того, технику с хранения можно восстанавливать и модернизировать для продажи за рубеж.


Транспортники C-130 - не все такие машины нужны строевым частям

Утилизация ненужной техники вместо консервации и последующее строительство новой привели бы к неоправданным потерям денег и времени. Более того, в ряде случаев восстановление производства попросту невозможно. Особенно ярко это проявляется в случае с бомбардировщиками B-52H – они не производятся с начала шестидесятых, а восстановление имеющегося парка осуществляется только за счет базы Дэвис-Монтен.

Одной из основных функций 309-й группы является разукомплектация консервируемой техники. Изымаемые узлы и приборы используются при ремонте других машин и возвращаются в эксплуатацию для дальнейшего использования оставшегося ресурса. Это приводит к дополнительной экономии на производстве новых агрегатов.

По имеющимся данным, ежегодно на базу Дэвис-Монтен прибывает до 250-300 самолетов и вертолетов, подлежащих постановке на хранение или предназначенных для разборки. В зависимости от текущих планов Пентагона и наличия иностранных контрактов, в эксплуатацию возвращают до 80-100 ед. техники в год. Также речь идет о тысячах узлов и агрегатов, возвращаемых в эксплуатацию после демонтажа.

Авиационная экономия


В целом существование базы хранения и 309-й группы связано с вопросами экономии. Консервация и разборка на запчасти позволяет сокращать расходы на содержание активного парка авиационной техники без каких-либо потерь в эффективности. При этом достигаются более чем примечательные результаты. Так, 309th AMARG не без гордости утверждает, что каждый доллар на ее деятельность позволяет сэкономить бюджету 11 долл.


Восстановленный A-10C пролетает над стоянкой хранения, июнь 2020 г.

Положительный опыт Пентагона перенимают и другие структуры. Так, аэропорт «Мохаве» в Калифорнии не только обеспечивает авиаперевозки, но и предоставляет площади для хранения коммерческих самолетов. Различные попытки создания подобных баз предпринимались и в зарубежных странах, но в большинстве случаев речь шла об отстойниках для техники, подлежащей разделке. Одной из причин этого является отсутствие площадок с подходящим сухим и жарким климатом.

Развитая система консервации, хранения и восстановления аэрокосмической техники, в т.ч. старых типов, на данный момент имеется только у США и построена вокруг одного объекта ВВС. Последние десятилетия показывают, что этого достаточно для решения стоящих задач и получения требуемых выгод экономического и эксплуатационного характера. Поэтому следует ожидать, что 309-я группа по обслуживанию и ремонту аэрокосмической техники на базе Дэвис-Монтен продолжит работу в будущем и обеспечит выполнение всех планов командования – от поддержания состояния собственного парка до продажи техники зарубежным партнерам.
Автор:
Использованы фотографии:
US Air Force
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 16 марта 2021 18:02
    +16
    Кому интересно, перечень того, что есть на хранении:

    www.amarcexperience.com/ui/index.php?option=com_content&view=article&id=205&Itemid=274

    Сколько осталось В-52 на хранении:

    1. Нормаль ок
      Нормаль ок 16 марта 2021 18:37
      +11
      Хотел бы поставить вам плюс, но у меня это право изъято((
      1. NEOZ
        NEOZ 17 марта 2021 13:11
        0
        Цитата: Нормаль ок
        но у меня это право изъято((

        ах вот почему я немогу ставить +/- !!!!!!
  2. AC130 Ganship
    AC130 Ganship 16 марта 2021 18:27
    +11
    Был там на экскурсии несколько лет назад. Из автобуса не выпускают, но все равно очень познавательно. Все самолеты тщательно обклеены пленками. Главное, что в Зоне А, где находятся тысячи законсервированных самолетов, можно взять любой, снять с него пленку, подготовить, и он полетит. Там даже новые С27 стоят, которые купили у Италии, и они оказались не нужны Ввс Сша
    1. mr.ZinGer
      mr.ZinGer 16 марта 2021 19:15
      +2
      Завидую вам, а с другой стороны обидно, смотреть можно, трогать нельзя.
      А фотографировать разрешали?
      1. AC130 Ganship
        AC130 Ganship 16 марта 2021 20:19
        +6
        Да, фоткать разрешали без проблем. Там рядом в 2х км еще авиамузей, открытый энтузиастами. Они просто выкупают (или просят подарить) самолет, который готовят отправить в Зону В (зона невозврата), где их аккуратно разбирают на запчасти.
  3. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 16 марта 2021 19:03
    -1
    А у меня одного чувство "де жа вю"? Вроде, года четыре назад была уже статья об этих хранилищах. И полемику бурная была за сколько времени можно вернуть в строй самолет....
    1. Димка75
      Димка75 16 марта 2021 22:42
      +1
      По моему Линник Сергей. Пролистал , вроде за 2018 год. У него цикл "полигоны".
  4. Свойчужой
    Свойчужой 16 марта 2021 19:06
    +2
    Интересно во времена СССР такое можно было в Узбекистане или Туркменистане сделать
    1. moreman78
      moreman78 17 марта 2021 12:07
      +3
      Про Тупкменистан - сомнительно, а вот в Узбекистане или Казахстане, думаю вполне можно было б найти пригодное место. Но что во времена СССР, что сейчас генералам и чиновникам от МО - это просто не интересно. Поэтому и гниют у нас самолеты и вертолеты в резерве. Подобный бардак и с резервом ВМФ в СССР был (корабли просто догнивали у стенки). Кстати в США с корабельным резервом тоже все в порядке - они нормально проводят консервацию кораблей.
      1. alruza
        alruza 6 мая 2021 16:24
        0
        Казахстан можно не рассматривать в качестве пригодной территории для открытого хранения авиатехники,без защитных сооружений. Нет в Казахстане места, где бы не выпадал снег зимой.
  5. Alien From
    Alien From 16 марта 2021 19:18
    +6
    Умеют янки деньги считать, умеют!
  6. Niko
    Niko 16 марта 2021 19:43
    +1
    Интересно.спасибо
  7. ramzay21
    ramzay21 16 марта 2021 20:39
    +2
    Вот как должна выглядеть база для хранения, консервации и ремонта
    1. agond
      agond 16 марта 2021 20:55
      +2
      Проектировать и строить самолеты надо с условием возможности их долгого хранения на открытой стоянке, от хранения все портится , автомобили и даже танки а корабли наверное быстрее всех
  8. Fitter65
    Fitter65 17 марта 2021 00:08
    +3
    База хранения авиационной техники Чебеньки, правда фото сделано14 лет назад
    1. nPuBaTuP
      nPuBaTuP 17 марта 2021 09:34
      0
      Много там стоит или стояло раньше техники?
      Спрашиваю без сарказма и подкола.. Правда интересно...
      1. Fitter65
        Fitter65 17 марта 2021 11:27
        +3
        Было много чего. Это просто мне добрые люди прислали в то время фото этого борта. Кстате борт с 83 БАД 277 Млавский БАП. Разрисовал его С. Чернявский. В то время там много чего было и Су-17тые, и Миг-23/27... Если интересно просто наберите база хранения авиационной техники Чебеньки. Кстате была отдельная база хранения Авитехники ПВО и армейской авиации. Но все они представляли жалкое зрелище по сравнению с Девис-Монтан, кстате в фильме "
        Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо" есть кадры снятые на этой базе хранения.
        1. Pete Mitchell
          Pete Mitchell 17 марта 2021 17:41
          +2
          Мы туда свои 23п сдавали, вспоминать не хочется...
        2. Timon2155
          Timon2155 18 марта 2021 14:51
          +2
          С интересом всегда читаю про эту базу, смотрю фото со спутников, пытаюсь понять «а как у них», сравниваю с нашими Чебеньками. Служил в Чебеньках в 2007-2009, авиатехник. Там условий для хранения техники вообще не было. Тупо аэродром и всё. Летом жара-прикоснуться невозможно к технике, зимой снег и холод. Перепады температуры и влажности-не для хранения. Пара лет-и всё, приплыли. Людей мало было, самолетов много, люди заняты были в основном нарядами и всякой чепухой, не относящейся к хранению. В декабре 2008г. Отправили 4 борта простых (не М) Су-24 в Смуравьево. Восстанавливали тяжело, долго, куча отказов. Су-17УМ3 борт 56 красный в Монино-тоже с Чебеньков. Кому интересно-спрашивайте, отвечу. В свое время много фоткал там, для истории, так сказать))) делился с добрыми людьми выше)))
    2. Комментарий был удален.
  9. Alecsandr
    Alecsandr 17 марта 2021 09:38
    0
    Надо было в своё время Ту-160 так же хотя бы на консервацию поставить,а не бездарно порезать на металл.Американцы и тут хитрее оказались с В-52.Он же тоже стратегический носитель ядерного оружия.
  10. Макс1995
    Макс1995 17 марта 2021 11:48
    +2
    Был фильм про это ВВС.
    Там не только военные, там и всевозможные мастерские по ремонту, восстановлению и производству реплик и несерийных самолетов.
    Нужна Реплика ЛА-5 - привози чертежи и деньги. Сделают.
  11. ENOTE
    ENOTE 17 марта 2021 15:13
    +1
    Вот только почему в России так относятся к любой технике? Всё курочат! И где вся легендарная техника?
    Даже экраноплан "Лунь" собрались в гостиницу-ночлежку превратить дербентские деляги...
    Уже смотрят где сделать дыры под душевые и туалеты. И это единственный аппарат!!!