Дели сужает свой рынок для Москвы

Дели сужает свой рынок для МосквыИндийское руководство меняет приоритеты военного строительства и все больше ориентируется на американское вооружение

Военно-политическое руководство Индии приступило к определенному пересмотру основных направлений военного строительства национальных Вооруженных сил в части, касающейся закупок вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ). Со следующего года и на ближне-среднесрочную перспективу упор планируется сделать на приобретение военно-морской техники и вооружений, а также на закупку ВВСТ стратегического назначения и систем, обеспечивающих боевое управление войсками. Так, например, министерство обороны планирует потратить на оптоволоконную линию высоко защищенной связи для всех видов ВС порядка 2,2 млрд. долларов

ПРОТИВОСТОЯТЬ ФЛОТУ ПОДНЕБЕСНОЙ


Среди первоочередных пунктов в «списке покупок» для ВМС Индии значатся атомные и неатомные подводные лодки, надводные корабли основных классов, современные образцы ракетного, торпедного и артиллерийского вооружения, а также средства связи и боевого управления последнего поколения. Одной из причин такого упора на флот представители индийского военно-политического руководства (ВПР), местные военные эксперты и политологи называют стремительный рост в последние годы боевого потенциала ВМС соседнего Китая, который, даже не смотря на предпринятые в недавнее время шаги по нормализации двусторонних отношений, рассматривается Дели в качестве одного из основных соперников.

Наибольшую озабоченность у индийского ВПР вызывает активное проникновение Поднебесной в акваторию Индийского океана. Не имея прямого выхода к нему, Китай уже предпринял и продолжает предпринимать активные усилия по закреплению на территории Мьянмы и Пакистана, где на финансовые средства Пекина и при помощи его специалистов создаются объекты военной и военно-морской инфраструктуры – от береговых радиолокационных постов до пунктов базирования ВМС и военно-морских баз. Все – либо специально предназначенные для эксплуатации ВМС НОАК, либо же предназначенные для совместного базирования военно-морских сил Китая и страны базирования (Пакистан или Мьянма). В частности, китайские военные получили разрешение на возведение крупного радиолокационного поста наблюдения на острове Большой Кокосовый (Мьянма), эксплуатацию в интересах ВМС НОАК инфраструктуры военно-морских баз и портов Гвадар и Пасни (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), а также доступ к ряду объектов военной и военно-морской инфраструктуры на территории Ирана и некоторых стран Африки, имеющих выход к Индийскому океану.

Причем упомянутый радиолокационный пост расположен в районе не только интенсивного судоходства, что позволяет китайским военным держать под контролем участок стратегического значения, но и в непосредственной близости от индийских Андаманских островов, где находится крупная военно-морская база ВМС Индии. Угроза, исходящая от соседа, считается настолько высокой, что Дели был вынужден несколько лет назад создать новое межвидовое военное командование – Андаманских и Никобарских островов. Недавно глава командования вице-адмирал Джоши даже заявил о том, что в связи со сложной обстановкой в регионе в ближайшее время на Андаманских и Никобарских островах будет сооружена целая сеть аэродромов, позволяющих круглосуточно и в любых метеоусловиях принимать военные и гражданские самолеты любого типа. «Начиная с Порт-Блэра, такие аэродромы будут расположены на расстоянии каждые 100 миль (около 185,2 км – В.Щ.)», – заявил командующий.

35 МИЛЛИАРДОВ МИНИМУМ

Масштаб военно-морского строительства Индии, просто вынужденной втянуться в новую региональную гонку вооружений, можно оценить хотя бы по бюджету, утвержденному Дели на закупку военно-морской техники и вооружений (ВМТВ) – в течение следующих 10 лет на эти цели будет израсходовано не менее 35 млрд долларов, то есть в среднем ежегодно только на закупки ВМТВ индийские адмиралы будут получать в свое распоряжение сумму, эквивалентную 105 млрд рублей по текущему курсу. Однако вполне вероятно, что в случае необходимости расходы на флот будут увеличены.

Ранее основной упор в области закупки ВВСТ индийское ВПР делало на авиационную технику и вооружение, а также ракетную технику, благодаря чему, по оценке командования национальных ВС, удалось обеспечить в данных сферах паритет или превосходство над всеми потенциальными противниками (соперниками) в регионе. Определенное равновесие достигнуто также и в области обычных сухопутных вооружений – индийская армия, по мнению официального Дели, оснащена и обучена для того, чтобы на равных противостоять потенциальным противникам (хотя индийские генералы говорят о необходимости все же более серьезной модернизации армии). Однако в области военно-морского строительства это еще только предстоит сделать. В том, что Дели найдет необходимые для этого средства, сомнений нет. Учитывая высокую степень зависимости индийской экономики и промышленности от свободного доступа к линиям морских коммуникаций, пролегающих по Индийскому океану и особенно по Аравийскому морю и Персидскому заливу с его одной стороны и Бенгальскому заливу и Андаманскому морю – с другой.

Интересно, однако, что ряд индийских аналитиков в этой связи даже говорят о «недостаточном уровне финансирования ВМС Индии, исходя из решения тех важнейших задач, которые стоят перед ними». В этом есть определенная доля истины. Так, согласно положениям представленного в 1995 году доклада государственной финансовой комиссии, который был положен в основу программы военного строительства Индии на ближнесрочную перспективу, доля ВМС в бюджетных расходах на закупки ВВСТ должна была достичь к 2000 году уровня 20%. Но, как утверждает в интервью американскому еженедельнику «Дифенс Ньюс» Бхарат Карнад, один из ведущих индийских экспертов в вопросах военного строительства и военно-технического сотрудничества (ВТС), «даже десять лет спустя этот показатель едва сумел приблизиться к 17%».

С другой стороны, командование национальных ВС и экспертное сообщество считают недостаточным сам уровень расходов на оборону в бюджете Индии – даже при том, что военный бюджет на 2009–2010 финансовый год вырос в чистом выражении на 35% по сравнению с предшествующим годом и составил 15% всех расходов правительства (оборонные расходы растут последние шесть лет подряд и такая ситуация будет продолжаться, по оценке индийских военных экспертов, вплоть до завершения основной фазы коренной модернизации национальных ВС, намеченной на 13-й пятилетний план военного строительства, 2017–2022 годы).

«Расходы на оборону составляют сегодня не более 2% от национального ВВП, что совершенно неадекватно тем серьезным угрозам и вызовам, перед лицом которых сегодня находится страна, – заявил в интервью американским СМИ один из авторитетных индийских военных экспертов Гурмит Канвал. – При таком уровне военных расходов невозможно целенаправленно на должном уровне осуществить программу модернизации национальных ВС – простая замена, «один на один», устаревших ВВСТ на новые все же не является модернизацией ВС в полном смысле».

ЦЕЛЬ – 180 ВЫМПЕЛОВ

Каковы же основные статьи расходов бюджета ВМС, выделенного на закупки ВМТВ на следующие 10 лет, что значатся в приоритетах у индийских адмиралов?

Основное внимание уделяется, естественно, корабельному составу – командование ВМС Индии планирует увеличить численность боевых кораблей основных классов с нынешних примерно 140 до 180. В результате только на закупку надводных кораблей основных классов намечается выделить в общей сложности около 17 млрд. долларов, в том числе 2 млрд. долларов – на приобретение еще двух авианосцев, в дополнение к уже законтрактованным кораблям данного класса. Впрочем, и подводные силы не останутся обделенными – в течение 10 лет на их перевооружение запланировано направить 12 млрд. долларов, из которых около 10 млрд. долларов пойдут на закупку неатомных подводных лодок (НАПЛ), а остальные предназначены для национальной программы атомного подводного кораблестроения.

Естественно, что еще несколько миллиардов долларов в закупочном бюджете ВМС Индии пойдут на самолеты БПА (выбор Дели пал на американские P-8I «Посейдон»), беспилотные летательные аппараты (в том числе корабельного базирования), корабельные средства ПВО, «тяжелые», то есть 533-мм торпеды для вооружения подводных лодок, «сетецентрические» средства связи и боевого управления, и даже расходы на сборку и вывод на орбиту специализированного спутника.

В общей сложности, сегодня в различной стадии постройки на индийских и зарубежных верфях находятся два авианосца, три АПЛ, не менее четырех НАПЛ, три эсминца УРО, пять фрегатов УРО, четыре корвета УРО. В перспективе планируется заложить и построить – также внутри страны и за рубежом – два авианосца, четыре ЭМ УРО, семь ФР УРО, восемь КВ УРО, три ПЛАРБ, девять АПЛ, не менее 20 НАПЛ, пять сверхмалых подлодок, четыре десантных корабля с доковой камерой, 14 танко-десантных кораблей и пр.

При этом в области закупки неатомных подводных лодок (НАПЛ) индийское военно-политическое руководство больше ориентируется на Запад, чем на Россию – по оценке местных аналитиков, следующий контракт на шесть НАПЛ, стоимость которого оценивается сегодня в 4,5 млрд долларов, скорее всего достанется «кому-то из европейцев». Кому-то – это либо германская, либо французская кораблестроительная промышленность (компании HDW и DCNS соответственно), предлагающие сегодня самые совершенные образцы неатомных подводных лодок в мире и, в отличие от наших корабелов и военных, способные похвастаться уже не одним годом успешной эксплуатации субмарин данного класса, в том числе – с воздухонезависимыми энергоустановками (ВНЭУ). Впрочем, Дели пригласил к участию в тендере также российский «Рособоронэкспорт» и итальянскую компанию «Финкантьери».

Данная программа – по закупке шести НАПЛ – является сегодня, наряду с постройкой национальной атомной субмарины, первоочередной для командования ВМС Индии. Это даже важнее, чем обновление авианосных сил флота. Потому что уже в ближнесрочной перспективе, по оценке специалистов индийских ВМС, в распоряжении национальных подводных сил останется всего порядка пяти НАПЛ. Ожидается, что к 2015 году большая часть из имеющихся сегодня десяти ДЭПЛ семейства «Варшавянка» (из которых пять построены до 1988 года, т.е. к указанному времени будут иметь возраст 27–30 лет), четыре подлодки немецкого проекта 209 и пара старых советских ДЭПЛ проекта И641К будут выведены из боевого состава подводных сил ВМС Индии.

Дели сужает свой рынок для МосквыОднако кто бы ни стал победителем тендера на шесть НАПЛ, сам заказчик оказывается в достаточно двусмысленном положении. Согласно нынешнему индийскому законодательству, при закупке Минобороны вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) за рубежом в обязательном порядке необходимо предусматривать оффсетные программы и часть из ВВСТ должна выпускаться на предприятиях индийского ВПК. Правда индийские эксперты утверждают, что сегодня и в ближайшей перспективе мощности подконтрольной государству компании «Мазагон Док Лимитед» (Mazagon Dock Ltd) будут заняты исполнением подряда по лицензионной постройке французских НАПЛ «Скорпена». Их ВМС Индии приобрели недавно в количестве шести единиц. А вот способность частных судоверфей, например, таких как «АБГ Шипярд» (ABG Shipyard), качественно и в установленные сроки строить неатомные подлодки еще надо доказать. Это уже не говоря о том, что с постройкой и самих НАПЛ «Скорпена» уже возникли проблемы. Выступая 20 июля 2010 года перед парламентом страны, министр обороны Энтони заявил, что в результате «проблем, возникших в ходе передачи технологий и адаптации предприятий к работам по данной программе», изначально утвержденные сроки передачи флоту пяти строящихся в Индии субмарин (по одной в год – в период с 2012 по 2017 год), «как ожидается, не будут соблюдены».

Впрочем, даже при таких согласованных к настоящему времени весьма немаленьких объемах финансирования на закупки ВМТВ уже выявились определенные проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны военно-морского командования и ВПР страны если не сегодня, то в ближнесрочной перспективе. Так, например, аналитики национальных ВМС, оценивая текущее состояние корабельного состава флота, а также потенциальные проблемы вывода из боевого состава старых и ввода в боевой состав новых кораблей различных классов и типов, предупреждают о реальном наличии опасности излишне быстрого сокращения «годных к бою» надводных кораблей и подводных лодок. В результате, по их расчетам, к 2017 году у флота останется всего 120 вымпелов. И такую стремительную убыль боевых кораблей основных классов не сможет перекрыть даже высокий технологический уровень новых надводных кораблей и подводных лодок, а также принимаемые на вооружение национальных ВМС вооружение и техника последнего поколения. Не помогут и ускоренные темпы постройки и закупки кораблей, на которые в последние несколько лет вышла Индия.

Дели сужает свой рынок для Москвы

Самолет Р-8А «Посейдон» во время испытаний.

Определенные проблемы сопровождают и программу постройки индийскими корабелами национальных атомных подводных лодок – по результатам анализа хода работ по данному проекту специалистами ВМС Индии был сделан вывод о том, что дата поставки заказчику первого атомохода «отодвигается вправо» примерно на два-три года. В том числе и по этой причине командованию ВМС Индии, как указывают военно-морские эксперты, пришлось все же согласиться со всеми выдвинутыми Москвой «пожеланиями» и пойти на достаточно дорогостоящий для казны лизинг одной-двух АПЛ проекта 971. И российской постройки (передача первой АПЛ, получившей название «Чакра», также перенесена – на март 2011 года). Причина все та же – растущий боевой потенциал подводных сил «восточного соседа»: ВМС НОАК уже имеют на вооружении три десятка современных подводных лодок, в том числе и атомных, не считая еще примерно столько же субмарин устаревших типов.

АМЕРИКА ИМ ПОМОЖЕТ?

Тенденцией последних лет в области закупок ВВСТ для нужд различных видов национальных ВС Индии стал сначала «мягкий», а затем все более набирающий обороты разворот в сторону разработчиков и производителей ВВСТ из Западной Европы и Соединенных Штатов. В последнем случае речь идет уже о широкой номенклатуре образцов – крупнотоннажные десантные корабли, наисовременнейшие самолеты БПА P-8I «Посейдон» и даже боевые бронированные машины (ББМ) «Страйкер», намерение приобрести которые, а также партию боеприпасов к ним, в рамках американской программы «Поставки вооружений зарубежным странам» командование ВС Индии твердо высказало в феврале 2010 года.

Новые ББМ должны заменить весь парк уже не устраивающих индийских генералов боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. На первых порах приобрести планируется не менее 100 машин. Причем по данной статье тендер уже объявлялся – в 2008 году, но, как утверждают знакомые с ситуацией индийские военные эксперты, ответили только украинские оборонщики, поэтому тендер было решено «заморозить». В том же 2008 году командование СВ Индии объявляло намерение провести тендер на закупку 817 легкобронированных ББМ, но с ним тоже не заладилось – наиболее дешевое предложение, поступившее в ходе предварительных обсуждений с потенциальными подрядчиками, оказалось минимум втрое больше, чем те 24000 долларов, на которых настаивало индийское минобороны.

Впрочем, «Страйкер» это только «семечки», настоящая сенсация, как представляется, ожидает индийский рынок вооружений в следующем месяце – по сообщениям индийских СМИ и независимых военных экспертов, в ходе намеченного на ноябрь визита в Индию президента США Барака Обамы предполагается подписание целого пакета документов на поставку ВС Индии крупной партии различных ВВСТ, среди которых числятся покупка шести стратегических военно-транспортных самолетов С-17 «Глоубмастер» III (более 5 млрд. долларов) и партии 155-мм гаубиц (около 1 млрд. долларов). В начале октября с.г. индийское правительство также одобрило запрос министерства обороны на закупку дополнительно четырех самолетов БПА P-8I «Посейдон» (контракт на закупку восьми «Посейдонов» стоимостью 2,1 млрд долларов был подписан в феврале 2009 года) и четырех крупнотоннажных десантных кораблей с доковой камерой (более 3,55 млрд долларов; по схеме «2+2», то есть два корабля будут построены в Индии – для этого выбрана верфь «Хиндустан Шипярд» в г. Вишакхапатнам).

Однако еще до визита президента Обамы, во время визитов индийских министров обороны и торговли в Соединенные Штаты, намечается подписать также два важных соглашения: по вопросам материально-технического обеспечения – по нему национальные министерства двух стран будут оказывать помощь друг другу в вопросах МТО (например, заправка кораблей и самолетов на территории друг друга), и соглашение по сотрудничеству в вопросах связи и безопасности.

Кроме того, в настоящее время Дели и Вашингтон ведут активные переговоры, правда в очень закрытом формате, по поводу поставки индийским военным и других систем вооружений, включая такие, как, например, зенитная ракетная система «Пэтриот», предназначенная для включения в систему ПРО Индии. В этом году Индия также приобрела у американцев 24 ПКР «Гарпун» Block II (170 млн долларов), которыми будут вооружаться самолеты «Ягуар» ВВС Индии, и ПТРК «Джавелин» (200 млн долларов). Если в ноябре все пойдет, как запланировано, то по итогам 2010 года индийские военные подпишут «твердых» контрактов на закупку ВВСТ в общей сложности не менее чем на 7 млрд долларов. Это выведет американский ВПК на первое место на индийском рынке, поскольку прогноз по данной статье военных экспертов, приведенный в еженедельнике «Дифенс Ньюс», составляет по России 5,65 млрд. долларов, а по Израилю – 3,2 млрд. долларов.

При реализации такого прогноза Россия фактически впервые сойдет с высшей ступеньки пьедестала поставщиков оружия Индии, которую она занимала последние годы. Впрочем, у Москвы остается надежда на истребитель пятого поколения – если подписать по нему контракт, то объем продаж России увеличится минимум на 25 млрд. долларов. Но, как бы то ни было, российские оборонщики стремительно теряют с таким трудом завоеванные в течение не одного десятилетия позиции в одном секторе за другим. В области неатомных подводных лодок Индия, как мы видим, целенаправленно идет в Западную Европу (кому нужен эскортный вариант НАПЛ проекта 677, прием которых в боевой состав ВМФ России происходит с таким «напрягом»). В разряде крупнотоннажных десантных кораблей нам предложить и вовсе нечего (индийские адмиралы с удовольствием приобрели за 50 млн долларов «бэушный» американский десантно-вертолетный корабль-док «Трентон» типа «Остин», переименованный в «Джалашму»). А теперь ВМС Индии готовы приобрести четыре десантных корабля с доковой камерой – будет объявлен тендер, победителем в котором станут либо американцы, либо западноевропейцы. С авианесущими кораблями – та же беда, какой из нас поставщик, если мы сами их намерены закупать за рубежом, а «второго «Горшкова» у нас уже нет. Надводные корабли классов «корвет-эсминец» за исключением фрегатов УРО проекта 11356 также мало привлекательны – индийские военные используют лишь конструкторскую помощь при создании своих собственных кораблей (к тому же все больше насыщаемых вооружением и радиоэлектроникой нероссийского производства). Аналогичные проблемы с нехваткой «заманчивых предложений» в области артиллерийских вооружений и боеприпасов к ним.

Пока мы можем «чувствовать себя в безопасности» в таких сферах как крупнокалиберные реактивные системы залпового огня, танки и боевые самолеты. Причем именно с авиацией связаны основные надежды в области развития российско-индийского ВТС: подписано соглашение о совместном создании среднего военно-транспортного самолета МТА (Индия закупит 45 машин); в скором времени ожидается подписание финального контракта по вопросу совместного создания истребителя пятого поколения – об этом, в частности, заявил во время недавнего визита в Индию министр обороны России Анатолий Сердюков (по разным заявлениям индийской стороны, ВС Индии планируют закупить от 250 до 300 таких самолетов на сумму до 25-30 млрд. долларов, стоимость одной машины заявлена в районе 100 млн. долларов – первая партия должна поступить в ВВС к 2017 году). Успешно идут программы закупки или лицензионного производства боевых самолетов Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ, а также вероятна победа в тендере на 126 истребителей (стоимость порядка 10,5-12 млрд. долларов, к 2012 году должно быть поставлено 18 самолетов, а остальные будут собираться на территории Индии, предусмотрен опцион на 64 самолета). Но и тут нельзя исключать возможность того, что нас «обставят» конкуренты из Западной Европы и США, достаточно вспомнить предложение Вашингтона «отдать по дешевке» авианосец «Китти Хок» – в том случае, если Дели примет положительное решение по вопросу приобретения крупной партии самолетов F/A-18.

В целом, можно констатировать, что «угроза» индийского ВПР серьезно диверсифицировать закупки ВВСТ для своих нужд оказалась не пустой. Официальный Дели серьезно намерен получить от такой переориентации различные дивиденды – от сугубо военных и экономических до политических, типа пресловутого «зонтика безопасности», предоставляемого Вашингтону своим партнерам по ВТС, или определенной помощи в решении различных вопросов национальной безопасности. Среди возможных причин этого может быть и недовольство активным военно-техническим сотрудничеством Москвы и Пекина, который, как можно понять из публикующихся в Индии журналистских и аналитических экспертных материалов, все же рассматривается в качестве одного из наиболее потенциальных соперников, вполне вероятно – с угрозой перерастания политического конфликта в стадию вооруженного. В результате Дели вынужден искать сотрудничества с теми странами, которые не сотрудничают с Китаем и ведут весьма осторожное ВТС с другим соперником Индии – Пакистаном.

«Индия должна больше полагаться на Запад и Соединенные Штаты в вопросе приобретения современных высокотехнологичных вооружений и оборудования военного назначения, чтобы на равных противостоять растущей угрозе со стороны соседнего Китая», – подчеркнул в интервью еженедельнику «Дифенс Ньюс» известный в Индии военный эксперт Найтин Мехта. Комментарии, как говорится, излишни.
Автор: Владимир Щербаков
Первоисточник: http://nvo.ng.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://nvo.ng.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня