Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 1) – боевые «ишаки»

22
В конце 1930-х годов в СССР удалось создать мощнейшую научно-производственную базу, которая была способна проектировать и производить огромное количество самолетов различных типов. В 1940 году на авиацию было потрачено 40% всего военного бюджета СССР, а общее число авиазаводов увеличилось на 75%. В результате этих действий к июню 1941 года советская производственная база в 1,5 раза превосходила немецкую. До начала войны из общего числа самолетов Красной Армии 53,4% приходилось на истребители, 41,2% на бомбардировочную авиацию, 3,2% на разведчики и 0,2% – на штурмовики. При этом около 80% всех машин к началу войны можно было отнести к устаревающим и устаревшим типам (И-15, И-16, ТБ-3, СБ, ДБ-3).

К началу Великой Отечественной войны истребители конструкции Поликарпова: И-15, И-153, И-16 являлись основой истребительного авиационного парка ВВС РККА. К тому моменту они уже начали безнадежно устаревать, проигрывая новейшим модификациям самого массового истребителя в истории – немецкому Me-109 – практически по всем основным параметрам. И хотя в этом нет прямой вины конструктора, значительные потери его машин в первые месяцы Великой Отечественной войны черным пятном легли на его профессиональную репутацию. При этом как-то забылось о том, что его «чайки» и «ишаки» не только выступали в роли «рабочих лошадок» ВВС на начальном этапе войны, но и провоевали до 1943 года, а при грамотном применении могли дать достойный отпор асам Люфтваффе. Именно «устаревшие» истребители конструкции Поликарпова записали на свой счет большую часть немецких авиационных потерь в первые недели войны.

И-15

В свое время И-15 стал одним из самых лучших истребителей-бипланов в мировой практике самолетостроения. Он был создан в 1933 году в КБ Поликарпова. По своей схеме и конструкционным особенностям он представлял собой дальнейшее развитие истребителя И-5, имея при этом более мощный двигатель воздушного охлаждения М-25 (лицензионная копия американского двигателя Райт «Циклон») и более совершенную аэродинамику. Характерной особенностью машины была своеобразная форма верхнего крыла, которая была выполнена по схеме «чайка». Применение данной схемы способствовало улучшению обзора летчика вперед-вверх, а также уменьшало аэродинамическое сопротивление.
Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 1) – боевые «ишаки»
И-15 республиканских ВВС в небе Испании

Летные испытания нового истребителя были осуществлены в 1933 году. Новая машина по всем параметрам превзошла И-5 и в 1934 году была принята на вооружение. Самолет был выпущен небольшой серией, уступив место дальнейшим моделям Поликарпова. В СССР произвели 384 истребителя, в Испании – 230. Истребитель был легок в управлении, обладал высокими летными данными, был исключительно устойчив в полете, отличался своими замечательными взлетно-посадочными характеристиками и заслуженно был любим летчиками.

Истребитель И-15 стал одной из первых советских боевых машин, на которой советские летчики-добровольцы вступили в борьбу с фашистами во время Гражданской войны в Испании. Воздушные сражения в небе Испании продемонстрировали превосходство истребителя И-15 над основными истребителями франкистов – итальянским Фиат CR.32 и немецким Хейнкель He-51-А-1. Здесь же в небе над Испанией И-15 впервые повстречались с истребителями Me-109 из состава легиона «Кондор». При этом пилоты Мессершмитов использовали тактику внезапной атаки и быстрого ухода, вне зависимости от того удавалось ли им сбить истребитель республиканцев.

Тактико-технические характеристик И-15:

Размеры: размах крыла верхнего – 9,75 м. нижнего – 7,5 м., длина – 6,1 м., высота – 3,2 м.
Площадь крыла – 21,9 кв. м.
Масса самолета взлетная – 1415 кг.
Тип двигателя – 1 ПД М-22, мощность 480 л.с.
Максимальная скорость – 350 км/ч.
Практическая дальность полета: 500 км.
Практический потолок: 7 250 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 2х7,62-мм пулемета ПВ-1

И-15бис (И-152)

И-15бис был дальнейшим развитием истребителя И-15 и, по сути, единственным полноценным бипланом в семействе, так как и И-15 и И-153 все же правильнее было отнести к полуторопланам. В 1935 году данный истребитель на выставке в Милане был официально признан лучшим истребителем в мире. Самолет обладал хорошим диапазоном скоростей от 100 до 370 км/ч, что имело важное значение в условиях боевого применения. При этом самолет устойчиво пикировал под всеми углами наклона продольной оси вплоть до осуществления отвесного пикирования. Освоение техники пилотирования на данном истребителе не составляло особого труда, так как на ошибки в пилотировании И-15бис реагировал вяло.
И-15бис

Хорошая устойчивость и маневеренность истребителя И-15бис обеспечивали ему легкую наводку на цель и ведение прицельного огня при любом положении истребителя в воздухе, что давало машине преимущества в боях с самолетами, имеющими большую скорость, но худшую маневренность. С полной бомбовой нагрузкой в 150 кг. и полным боекомплектом пулеметов (3050 патронов), а также полным баком горючего (225 кг) устойчивость самолета не ухудшается, усилия на ручке управления не возрастали, при этом управление элеронами становится более тугим.

На истребителе И-15бис была установлена форсированная версия двигателя М-25В мощностью в 750-775 л.с. на высоте в 2900 метров, для сравнения М-25 развивал мощность в 720-730 л.с. на высоте в 2500 метров. Двигатель оснащался воздушным винтом постоянного шага диаметром в 2,8 метра, винт был металлическим. Шасси самолет неубираемое. Емкость бензобака составляла 320 литров, он отделялся от пилота специальной противопожарной перегородкой.

Вооружение истребителя состояло из 4-х синхронных пулеметов ПВ-1 винтовочного калибра 7,62-мм. Боезапас 2-х верхних пулеметов составлял по 1100 патронов, 2-х нижних – по 425 патронов. Патроны были снаряжены в ленты и размещались в центральной части фюзеляжа истребителя сразу за бензобаком. В ходе боя стрелянные гильзы выбрасывались наружу по специальным трубчатым отводам.

Кабина пилота имела 2 откидных створки. Левая из них для удобства посадки в истребитель была выполнена из 2-х частей. Здесь же на левом борту находилось 2-е подножки, которые были прикрыты подпружиненными крышками. Сидение летчика имело вид чаши для укладки спасательного парашюта и могло регулироваться по росту пилота. Большая часть выпущенных самолетов бронеспинки не имела. Всего было выпущено 2408 самолетов данной модели. На момент начала войны в западных военных округах было до 268 исправных истребителей И-15бис.

Тактико-технические характеристик И-15бис:

Размеры: размах крыла верхнего – 10,2 м. нижнего – 7,5 м., длина – 6,275 м., высота – 3,416 м.
Площадь крыла – 22,5 кв. м.
Масса самолета взлетная – 1730 кг.
Тип двигателя – 1 ПД М-25В, мощность 750 л.с.
Максимальная скорость – 379 км/ч.
Практическая дальность полета: 770 км.
Практический потолок: 9 800 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 4х7,62-мм пулемета ПВ-1

И-153 Чайка

Говоря о названии данного самолета, необходимо отметить, что первоначально применялся только буквенно-цифровой индекс – И-153. Само слово «чайка» писалось с маленькой буквы и использовалось только для определения центроплана верхнего крыла, которое имело характерный V-образный излом. Трудно сказать, когда именно, но со временем частное определение используемого типа крыла прижилось и к самолету, его начали использовать вполне официально. И-153 появился на свет в ходе модернизации истребителя И-15 и был его третьим вариантом, первоначально его так и называли «И-15, третий вариант».
И-153 "Чайка"

Для конструкции истребителя И-153 как нельзя лучше подходил термин «смешанная». Применяемая в мировом самолетостроении еще со времен Первой мировой войны конструкция данного самолета могла называться традиционной и была в значительной степени отработана. К ее недостаткам относили многодетальность, существенную трудоемкость, очень высокую долю ручного труда. В то же время конструкция истребителя отличалась хорошей ремонтопригодностью в полевых условиях, ремонт самолета мог быть выполнен при минимуме доступных средств персоналом даже средней квалификации.

Данный истребитель был вершиной и лебединой песней советских истребителей бипланов конструкции Поликарпова. Скорости истребителя И-15бис уже тогда не хватало для современного воздушного боя со скоростными истребителями-монопланами. Предвидя это, Поликарпов в 1937 году создал И-153. Данная машина отличалась наличием убирающегося шасси, улучшенной аэродинамикой, усиленной конструкцией. Верхнее крыло самолета вновь, как и на И-15, приобрело форму «чайка». В 1938 году во время испытаний самолет при том же двигателе, что и на И-15бис показал скорость на 41-45 км/ч больше. С 1939 началось его серийное производство. Всего с 1939 по 1941 год было собрано 3437 данных истребителей. Все они получили еще более мощный и высотный двигатель М-62.

Вооружение самолета состояло из 4-х пулеметов ШКАС калибра 7,62-мм, с общим боекомплектом в 2500 патронов. Помимо этого самолет мог нести до 8 неуправляемых реактивных снарядов РС-82 и до 200 кг. бомб. Благодаря этому на начальном этапе Великой Отечественной войны данный самолет часто применялся в роли легкого штурмовика. Пик боевого применения данных истребителей пришелся, конечно же, на первые месяцы войны – лето-осень 1941 года. Всего в составе истребительных и штурмовых авиаполков на западном направлении находилось не менее 1300 самолетов данного типа. К моменту начала войны самолет считался устаревшим, но в то же время многое в бою зависело от выучки и мастерства пилотов. К примеру, летчик-истребитель Иван Калабушкин в первый день войны сбил на И-153 два бомбардировщика Ju-88A, один He-111 и 2 истребителя Bf-109E.

Тактико-технические характеристик И-153:

Размеры: размах крыла верхнего – 10,0 м. нижнего – 7,5 м., длина – 6,18 м., высота – 3,42 м.
Площадь крыла – 22,1 кв. м.
Масса самолета взлетная – 1765 кг.
Тип двигателя – 1 ПД М-62, мощность 800 л.с.
Максимальная скорость – 426 км/ч.
Практическая дальность полета: 740 км.
Практический потолок: 11 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 4х7,62-мм пулемета ШКАС

И-16 Ишачок

Самолеты И-16 различных типов принимали активное участие в боях первого периода Великой Отечественной войны. По состоянию на 22 июня 1941 года в ВВС Западных приграничных округов находилось 1635 истребителей И-16 различных модификаций, что составляло 26% от всех имеющихся истребителей, при этом в составе ВВС Черноморского, Балтийского и Северного флотов находилось еще 344 таких машины. В тяжелые дни июня 1941 года именно истребители И-16 совместно с И-153 сыграли важную роль и сделали так, чтобы катастрофа не стала необратимой. Несмотря на внезапность нападения, большие потери на аэродромах и неразбериху первых дней войны именно эти истребители оказали наиболее жесткое сопротивление Люфтваффе уже в первые дни, начавшейся войны.
Истребитель И-16 перед взлетом

К разработке истребителя И-16 Поликарпов приступил в середине 1930-х годов. Созданный им самолет стал первым в мире серийным высокоскоростным низкопланом с убирающимся шасси и бронеспинкой. В то время, пожалуй, не было самолета в мировых авиационных кругах, которые пользовался бы такой широкой известностью. По своему внешнему виду и летным качествам советский истребитель существенно отличался от большей части своих серийных современников. Минимальные размеры корпуса, оригинальный «бочкообразный» фюзеляж, маленькое крыло и заголовник кабины пилота, который переходил в вертикальное оперение, все это привлекало внимание.

В процессе производства самолет постоянно совершенствовался, оснащался более мощными двигателями и вооружением, менялся в деталях. Достаточно сказать, что были созданы версии истребителя вплоть до тип-30. В ходе своего развития максимальный вес истребителя вырос практически в 1,5 раза. Но, не смотря на все изменения, основная схема самолета, его размеры, обводы и формы фюзеляжа, крыла и оперения были неизменны на всем протяжении постройки. И-16 изначально создавался в качестве скоростного истребителя, которые вместе с этим преследовал цель достижения максимальной маневренности при ведении воздушного боя.

Маленький И-16 воплощал в себе идею быстроходного истребителя, который помимо этого был способен выполнить достаточно эффектные фигуры высшего пилотажа и выгодно отличался от созданных ранее бипланов. После каждой модификации самолета его максимальная скорость, потолок и мощь вооружения увеличивались. Первые версии истребителя оснащались только пулеметным вооружением, в то время как машины последних серий имели пушечно-пулеметное вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК и 2 пулемета ШКАС, истребители версии Тип-29 оснащались 1х12,7-мм пулеметом УБС и 2х7,62-мм пулеметами ШКАС. Всего с 1934 по 1942 год было выпущено 10 292 истребителя И-16 различных типов.

Тактико-технические характеристик И-16 тип-28:

Размеры: размах крыла – 9,04 м., длина – 6,13 м., высота – 3,25 м.
Площадь крыла – 14,5 кв. м.
Масса самолета взлетная – 1988 кг.
Тип двигателя – 1 ПД М-63, мощность 900 л.с.
Максимальная скорость – 463 км/ч.
Практическая дальность полета: 450 км.
Практический потолок: 9 950 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК, 2х7,62-мм пулемета ШКАС.

Источники информации:

-http://voinanet.ucoz.ru/index/korol_21/0-2167
-http://www.airpages.ru/ru/i15_1.shtml
-http://www.airpages.ru/ru/i15bis.shtml
-http://www.airwar.ru/enc/fww2/i153.html
-http://vspomniv.ru/I_16
-http://ru.wikipedia.org
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 августа 2012 09:22
    Интересная статья об интересных самолетах с непростым прошлым. На этих машинах в начале войны такие асы, как Амет хан Султан, Сафонов и другие одержали множество побед над прославленными немецкими пилотами.
  2. +12
    24 августа 2012 09:26
    Я считаю что звание "король истребителей" Поликарпов получил заслуженно, а наследник И-16 И-180(185) вообще шедевр поршневого авиастроения до которого ни Яковлев ни Лавочкин не дотянули

    И-16 по воспоминаниям Голодникова

    На максимальной скорости в маневренном бою редко кто летает, точнее редко у кого получается.
    И-16, в принципе, легко и быстро делал до 500 км/час, «Е» (Мессершмитт Bf-109) летал быстрее, но не намного,в бою разницы в их скорости практически не ощущалось. Динамика разгона у И-16 была потрясающей, особенно с М-63. Это его второе уникальное качество, после горизонтальной маневренности. По динамике он превосходил все тогдашние отечественные истребители, даже новых типов. Тогда, ближе всех к нему по динамике разгона Як-1 был, но и он уступал.

    Машина серьезная, Ишак был самолетом сложным, строгим в технике пилотирования,маневренность - вираж вокруг телефонного столба, Инструктор Харрикейна майор Рук один раз на И-16 слетал, вылез мокрый. «Пусть – говорит – на нем русские летают!»
    К сожалению Ишаки в начале войны использовались не по назначению, чаще всего для штурмовки и в результате несли большие потери, а в большинстве случаев И-16 в воздухе имели больше побед чем потерь.
  3. Свистоплясков
    +3
    24 августа 2012 09:54
    Красивый, Легендарный, Советский Самолёт!
    Участвовал в гражданской войне в Испании 1936 года, в Советско-японском конфликте на реке Халхин-Гол, В Советско-финской войне, к началу ВОВ самолёт составлял основу истребительного парка СССР. Многие советские лётчики-асы начинали свою службу на И-16
    1. -1
      24 августа 2012 20:25
      Считаю, что сложноват в управлении.
  4. 8 рота
    +4
    24 августа 2012 10:14
    Зря автор грешит на И-16, что он "по всем параметрам уступал" мессеру. Ишачок был превосходен в маневренности и хорошо подготовленный летчик вполне мог дать полноценную трепку мессеру. Однако большинству наших летчикам не хватало учебного налета, плохи дела были со связью, тактикой и пр. Отсюда и результат: летом 1941 на ЮЗФ соотношение потерь в воздушных боях было 6:1 в пользу немцев.
    1. itr
      +2
      24 августа 2012 10:32
      Ну может вы и правы но все таки он явно отставал да и связи на нем не было
      1. +2
        24 августа 2012 10:46
        Цитата: itr
        да и связи на нем не было



        Почитайте Голодникова, интересно рассказывает,

        Радиостанция на И-16 были где-то начиная с 17-го типа. Отвратительные радиостанции! Дрянь! В них контуры были на такой основе, что-то вроде картона. Как только этот «картон» хоть чуть отсыревает, емкость контура изменяется и вся настройка «летит», ничего не слышно, треск один.
        Ларингофоны были такие большие, неудобные коробки, шею натирали.

        На Ишаке ставили РСИ-3 (РСИ - радиостанция для истребителей),В комплекте РСИ-3 шел приемник «Сокол» с питанием от аккумуляторов!!! (не от бортсети) дабы снизить помехи, проникающие по бортовой сети электропитания. и передатчик «Орел», который питался от отдельного электрогенератора, Накальный аккумулятор приемника имел напряжение 2.5в Радиостанция имела пять фиксированных частот, которые должны были устанавливаться на земле перед вылетом. устанавливалась на И-16, И-15, ЛАГГ-3, ЛА-5, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, Ил-2, Пе-3. Дальность между самолетами до 15 км, вес около 12.3 кг.

        Из радиостанции РСИ-3 произошла РСИ-4
        1. Kibb
          0
          26 августа 2012 20:25
          Проблем всех советских саиолетов кроме раций всегда была одна- МОТОР
  5. 0
    24 августа 2012 10:51
    Хорошая машина для своего времени.
    даже скажу отличная, но строгая, новичку сложна, а вот крепкому летчику жизнь спасет
  6. +4
    24 августа 2012 11:40
    Не зря Поликарпова называли королем истребителей.
    1. +2
      24 августа 2012 12:07
      Цитата: Zerstorer
      Поликарпова называли королем истребителей.

      Это гений который в отличии от остальных конструкторов еще и отличался скромностью из за чего собственно и был затерт "перспективными"

      "И-185 является лучшим самолётом истребительного типа по своей простоте в управлении, по скорости, маневру (особенно на вертикали), по вооружению и живучести. Лётчики-фронтовики этого самолёта ждут с нетерпением на фронт." (докладная записка командира полка капитана Василяка)
      1. 0
        24 августа 2012 20:29
        Да, самолет не полохой!
  7. +3
    24 августа 2012 12:04
    по ошибке не тут разместил
    ну повторю



    Памятник Поликарпову в Орле
  8. +1
    24 августа 2012 13:22
    Вообще можно и подписи к фотографиям делать. Это я автору...
  9. borisst64
    +4
    24 августа 2012 13:27
    "летчик-истребитель Иван Калабушкин в первый день войны сбил на И-153 два бомбардировщика Ju-88A, один He-111 и 2 истребителя Bf-109E."

    Про этого "русского ивана" что то не часто восхваляльщики немецких асов вспоминают!
    1. +1
      24 августа 2012 15:31
      Цитата: borisst64
      сбил на И-153 два бомбардировщика Ju-88A, один He-111 и 2 истребителя Bf-109E."


      В умелых руках и хрен балалайка
  10. +1
    24 августа 2012 15:24
    Сдается мне, что на картинке, названной "И-15 республиканских ВВС в небе Испании", изображен И-153. Или я ошибаюсь?
    1. +2
      24 августа 2012 15:38
      Цитата: ССИ
      изображен И-153. Или я ошибаюсь?


      У И-153 убирающиеся шасси, кольца Тауненда, прикрывающего двигатель.нет, На рисунке финский И-153 IT-20 из состава LeLv6 Финских ВВС в июле 1942 года
      1. +1
        24 августа 2012 16:00
        Но изображенный на рисунке истребитель - это И-15? Верхняя плоскость как-то не похожа.
        1. +2
          24 августа 2012 16:32
          Цитата: ССИ
          изображенный на рисунке истребитель - это И-15


          Именно, верхняя плоскость крыло типа "чайка"

          На фото . И-15 республиканцев отличался невероятной маневренностью.Встреча основных штурмовиков националистов (Не-45,Не-46,Аэро А-101,ДН-89,Фоккер Ф-7,Ф-12) с патрулем "чато" всегда оканчивалась для первых плачевно.

          А И-153 появился позднее, в августе 1938
          1. +1
            24 августа 2012 16:42
            Привет.Почисть свою папку входящие,а то ЛС не отправляетса.
  11. ЭСКАНДЕР
    0
    24 августа 2012 20:08
    Перед войной немцы ознакомили со своим авиапарком, наши опробовали Мессершмитт Bf-109, были в восторге от устойчивости полёта (даже без рук). Ишаки подобного не допускали. Очень строгий в пилотировании самолёт. Здорово изматывал своего хозяина.
    В бою немчура выезжала в основном манёвром по вертикали, где И-16 был не силён.
    1. 0
      24 августа 2012 22:15
      Цитата: ЭСКАНДЕР
      В бою немчура выезжала в основном манёвром по вертикали, где И-16 был не силён.

      Да нормальная была машина И -16. А в бою не вертикали с Bf-109 ни один наш истребитель до появления Ла-5ФН соревноваться не мог.
      Просто надо грамотно использовать свои преимущества и применять эффективную тактику. Как известно немцы на мессерах не принимали боя с И-16 на встречных курсах так как пилот И-16 в лобовой проекции защищён радиальным двигателем, а пилот Bf-109 нет
      1. ЭСКАНДЕР
        +1
        25 августа 2012 07:27
        А кто говорит, что ненормальная? Более чем нормальная, для своего времени. Просто сравнивать его с Bf-109 не корректно.
        1. +1
          25 августа 2012 17:00
          К сожалению сравнивать пришлось. Причём не на форумах в интернете, а в реальных боях. И всё же несмотря на превосходство Bf-109 в скорости и скороподъёмности, И-16 и и даже И-153 при разумной тактике могли успешно с
          ним бороться.
  12. 77bor1973
    +2
    24 августа 2012 21:06
    На И-16 старались сажать опытных лётчиков и в таких полках на "ишаках" потери были меньше и результативность выше.
  13. +1
    27 августа 2012 11:30
    За счет своей более лучшей маневрености И-16 и тем более И-15 имели меньший радиус разворота, в бою быстрее заходили в хвост самолетам противника и скинуть их было невозможно (если пилот опытный был). По воспоминаниям ветеранов боев в Испании - бой обычно завязывали И-16 как более скоростные, затем подтягивались маневренные и-15. до появления Ме-109, равномерных соперников со стороны франкисцев практически не имели...
  14. КАРБОН
    +2
    27 августа 2012 23:22
    Лучшая характеристика, характеристика противника.
    Истребитель И-16 в руках опытного воздушного бойца представлял собой грозное оружие. Неслучайно, в 1942 г. наименьшие потери несли, части, вооруженные именно этими истребителями, а не новейшими Яками и ЛаГГами. Немецкие летчики, которым довелось сходиться в воздушных боях с «ишачками», отнюдь не считали «ястребки» легкой добычей. Летчикам И-16 сложно было навязать свой рисунок боя пилотам скоростных мессершмиттов, но в собачьей схватке они чувствовали себя хозяевами положения. На вираже И-16 без проблем делал любой немецкий истребитель. Один немецкий летчик после схватки с И-16 в сердцах бросил: «Попробуйте загнать крысу в угол». Для летчиков мессершмиттов, которые ввязывались в маневренный воздушный бой с «ратами», драка могла закончиться трагическим сюрпризом. "Ratte"-по немецки крыса, прицепилась кличка к И -16 после войны в Испании.
    http://army.lv/ru
  15. Oles
    0
    7 октября 2012 12:04
    "Ишак" так назвали потому что он отстой, никогда из штопора не выходил, летчики гробились десятками.... а мастерство наших пилотов как известно всегда было почти нулевое...... особенно ржал читая байки пр победы наших в Финляндии.. самые отстойные ввс во вмв были у нас.. это просто печально... но увы правда....
  16. +1
    10 февраля 2014 14:12
    Кстати, Иван Кожедуб свой славный ратный путь начал как раз на И-16. И, насколько я знаю, на машину не жаловался.
    1. 0
      26 октября 2018 11:51
      А на каких он потом летал, а ??? Или Вам напомнить ?
      1. 0
        12 ноября 2018 12:30
        Не стоит, сам знаю. И на каких закончил летать - тоже. Просто не надо валить в кучу оружие и умение им пользоваться. В конце концов, Давид Голиафа простым камнем уконтрапупил...