Темпы производства истребителей J-20 в Китае на 37 процентов отстают от плановых: высказана версия о причинах

51

В Китае подводят промежуточные итоги производства и эксплуатации своих истребителей J-20, которые сами китайцы относят к самолётам нового поколения (4-го – по китайской классификации, 5-го – по международной). Первый полёт на тот момент опытный образец истребителя J-20 совершил чуть более 10 лет назад – в январе 2011 года. Тогда предполагалось, что к 2020 году в ВВС НОАК будут стоять не менее 140-150 таких истребителей. Однако такие планы не выдерживаются.

Если верить китайской прессе, то общее число истребителей J-20 в военно-воздушных силах НОАК на данный момент составляет 90 единиц. По другим данным – 75, а ещё 15 в состав пока не вошли и проходят испытания.



Отмечается, что к настоящему моменту китайская промышленность вышла на темпы производства около 12-13 истребителей J-20 в год. При этом изначальные планы соответствовали примерно 20 самолётам за тот же период времени. Таким образом, темпы производства истребителей нового поколения J-20 в КНР отстают от плановых в среднем на 37%.

Компания-производитель – Chengdu Aircraft – официальных комментариев по поводу причин такого отставания не даёт. На таком фоне в самом Китае выдвигается версия, согласно которой ВВС Китая ожидают появления на вооружении самолётов с новыми двигателями китайского производства. Ранее сообщалось, что это должны быть модификации WS-15 – силовых установок с подходящей тягой. Однако в течение уже как минимум 2-2,5 лет китайские специалисты никак не могут решить проблемы, которые выявлены в этих двигателях, а именно – существенная потеря тяги при достижении определённой температуры.

Предполагается, что как только такая проблема будет решена, число производимых за год самолётов J-20 в Китае существенно вырастет. Однако прогнозов на этот счёт (когда же подходящие двигатели в массовом порядке будут устанавливаться на эти истребители) не дают. Видимо, есть проблемы с гарантиями от самих производителей авиационных силовых установок.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    17 марта 2021 14:10
    Небольшая новость по теме самолетостроения и нашего отставания от мировых стандартов.
    Китайское издание "Sohu" пишет о том, что наш Су-57, который по словам американцев не подходит под определение самолёта пятого поколения из-за (якобы) отсутствия стелс систем, трижды залетал в зону ответственности американцев без всякого ответа со стороны "партнёров". И был обнаружен лишь из-за прекращения молчания в эфире пилотом. По сути он сам передал американцам привет...
    Я про то, что наши очень-очень долго запрягали, последними из 3 сверхдержав выпустили опытный образец. Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам.
    1. +2
      17 марта 2021 14:25
      Цитата: Anarchist
      Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам.

      Категорически поддерживаю.
      1. +7
        17 марта 2021 14:51
        Цитата: Сидор Аменподестович
        Категорически поддерживаю.

        Нам бы только с нормальным темпом начать их строить теперь!
    2. -5
      17 марта 2021 14:30
      Цитата: Anarchist
      Я про то, что наши очень-очень долго запрягали, последними из 3 сверхдержав выпустили опытный образец. Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам.

      Александр hi Осталось наладить серийное производство..не по 15 самолетов в год..а по 100 хотя бы..
      1. +9
        17 марта 2021 15:00
        Цитата: Svarog
        Осталось наладить серийное производство..не по 15 самолетов в год..а по 100 хотя бы..

        Да вы что? 100 в год... А сколько всего будет?
        Да если их всего 120-150 посторят, то уже хорошо. И по 15-20 в год, тоже весьма неплохо. Лишь бы строительство шло постоянно.
        1. -2
          17 марта 2021 15:05
          Цитата: Doccor18
          Цитата: Svarog
          Осталось наладить серийное производство..не по 15 самолетов в год..а по 100 хотя бы..

          Да вы что? 100 в год... А сколько всего будет?
          Да если их всего 120-150 посторят, то уже хорошо. И по 15-20 в год, тоже весьма неплохо. Лишь бы строительство шло постоянно.

          На сколько я знаю, у нас около 1800 военных самолетов.. 25% можно смело отдать Су57.. а это 450 машин.. если будем делать по 15 шт..на это уйдет 30 лет.. а если война? Ну и потом экспортный потенциал.. 100 шт в год, это реальная необходимая цифра..на мой взгляд.
          1. +6
            17 марта 2021 15:39
            Если бы Ваши слова, да властьимущим в уши...

            450 Су-57 - это очень много. Сомнительно, очень сомнительно, что рукотворный бюджет столько потянет.
            Да и экспортом не все так однозначно. Потенциал большой, но что будет в итоге. Кроме того, что машина дорогая, еще и политика будет везде вносить свои коррективы...
            1. +2
              17 марта 2021 15:41
              Цитата: Doccor18
              Кроме того, что машина дорогая, еще и политика будет везде вносить свои коррективы...

              Чем больше серия, тем меньше себестоимость.. а с новыми двигателями, самолет действительно лучший.. Политика да..всегда вносит коррективы.. зубастая должна быть, а что бы зубы были, самим нужно больше производить..
              1. +3
                17 марта 2021 15:55
                Цитата: Svarog
                Цитата: Doccor18
                Кроме того, что машина дорогая, еще и политика будет везде вносить свои коррективы...

                Чем больше серия, тем меньше себестоимость.. а с новыми двигателями, самолет действительно лучший.. Политика да..всегда вносит коррективы.. зубастая должна быть, а что бы зубы были, самим нужно больше производить..

                Не поспоришь. Все так.
                Но, чтобы она "зубастой" была, нужно ей, для начала, независимой стать, самостоятельной..
                1. +3
                  17 марта 2021 16:12
                  Цитата: Doccor18
                  Но, чтобы она "зубастой" была, нужно ей, для начала, независимой стать, самостоятельной..

                  И тут не поспоришь hi
            2. 0
              17 марта 2021 15:42
              для нашей территории 450 - это капля в море.
      2. -1
        17 марта 2021 19:00
        Цитата: Svarog
        Цитата: Anarchist
        Я про то, что наши очень-очень долго запрягали, последними из 3 сверхдержав выпустили опытный образец. Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам.

        Александр hi Осталось наладить серийное производство..не по 15 самолетов в год..а по 100 хотя бы..

        Опять бредни Сварога. Китайцы по 12-15 в год делают с их потенциалом, а гений проамерский аж 100 в год хочет.
    3. +7
      17 марта 2021 14:51
      Стесняюсь спросить: А из какого источника информация про изложенный вами инцидент с нашим Су-57 и "партнерами"? Просто интересно, сам не видел такой информации.
      1. +3
        17 марта 2021 15:11
        И так понятно что просто выдумали, все способы противодействия стелсам есть не только у нас.
      2. 0
        17 марта 2021 15:11
        Цитата: mojohed2012
        Стесняюсь спросить: А из какого источника информация про изложенный вами инцидент с нашим Су-57 и "партнерами"?

        Невнимательный какой...
        Цитата: Anarchist
        Китайское издание "Sohu" пишет

        По данным этого издания сие произошло в Ираке, самолёт пролетел над тремя их базами...
    4. mvg
      +3
      17 марта 2021 16:19
      Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам

      Забыли кое-что... Троектратное "Ура-Урра-Урррра.." прокричать... Чем же наш "непобедимый" самолет, заслужил звание лучшего? РЛС, авионика, двигатели, стелс или вооружение, что, по вашему урямнению, у него на уровне или даже выше, чем у того же Рэптора, который с 86 года разрабатывался, а первый полет аж 20 лет назад совершил (серийный)
    5. 0
      17 марта 2021 22:47
      Цитата: Anarchist
      Я про то, что наши очень-очень долго запрягали, последними из 3 сверхдержав выпустили опытный образец.

      =======
      Не последними (третьими), а вторыми! Chengdu J-20 совершил первый полет почти ровно на год позже Т-10 (Су-57)!. hi
  2. +4
    17 марта 2021 14:14
    Мда, за "китайский принтер" я сильно не волнуюсь, он способен показывать высокую производительность, меня больше волнует наше количественное отставание в вопросе оснащения наших ВКС подобным самолетом и полное отсутствие его "легкой" версии
    1. +3
      17 марта 2021 14:25
      Мдя, нам бы такие недостаточные темпы... Совсем не помешало бы.
      1. +5
        17 марта 2021 14:53
        есть другие заводы и типы машин в строю.

        много раз получал минусы за осаживание и издевку над такими --дайте нам по 2 шашки в каждую руку и по 2 лошади. а опа для сидения в седле все равно одна.
  3. +1
    17 марта 2021 14:15
    Китайцы так и не могут понять, что не все можно купить! Двигатели им нужно делать свои с нуля, а не копировать чужие с использованием краденых идей и технологий! Нужна своя конструкторская школа, а не красивые сказки, нужно создать самим все с нуля!
    1. +6
      17 марта 2021 14:29
      Цитата: Бережливый
      Китайцы так и не могут понять, что не все можно купить!

      Судя по действиям их "промышленной разведки" они это понимают ПРЕВОСХОДНО
      Цитата: Бережливый
      Двигатели им нужно делать свои с нуля, а не копировать чужие с использованием краденых идей и технологий!

      Это когда ты никуда не спешишь...а так то даже для успешного копирования высокотехнологических разработок требуется своя высочайшая инженерная и производственная школа
      Цитата: Бережливый
      Нужна своя конструкторская школа, а не красивые сказки, нужно создать самим все с нуля!

      Даже для создания с нуля надо на что то опираться и понимать, что же ты создаешь.
    2. 0
      18 марта 2021 01:50
      Цитата: Бережливый
      Китайцы так и не могут понять, что не все можно купить

      Каждый раз, когда об этом заходила речь, всегда писал, что проблема с двигателями у Китая ещё надолго.
      Технологии передаются с большим трудом. А уж красть их можно только с оборудованием... Перестали пускать китайских специалистов (дальше комнаты переговоров) на моторостроительные заводы в Уфе, в Перми, в Тюмени... Да и в Москве тоже. Кончилось их время. И МоторСич им "обломился"... Тяжело...тяжело им стало двигаться.
  4. +4
    17 марта 2021 14:16
    Их дела. Такие дела о которых нам ... завидовать не будем, у нас свои дела.
  5. +4
    17 марта 2021 14:39
    90 - очень высокая цифра. 75 - тоже много.
    Они построили четыре сборочных линии J-20.
    Не все задействованы, вроде.
    1. +2
      17 марта 2021 14:48
      Цитата: voyaka uh
      90 - очень высокая цифра.

      Я понимаю, что сам на себе рисую мишень и можете ненавидеть меня как угодно, но 90 - это не цифра, а число! И высокими бывают не числа, а показатели!
    2. 0
      17 марта 2021 17:32
      Согласен, немало. А если учесть потенциал их конвейера, могут наклонировать на отдельную воздушную армию. 1 у ВКС на этом фоне сильно проигрывает. Они за тот же период вложились в заменитель Су-24 и Су-25, в несколько больших единицах Су-34, бронированная капсула была ещё только у Ил-2, а если рассматривать Су-34, как истребитель, то последним ястребом с броней был немецкий Fw.190 серий А и американский рипаблик Тандерболт, тоже эпичный был ястреб. Вот интересно, есть ли ещё потенциал у ударной пилотируемой авиации, или будущее полностью за ударными беспилотниками.
      1. +2
        17 марта 2021 18:44
        Удары по земле постепенно перейдут к беспилотникам. Первыми "вымрут" ударные вертолеты. Потом нестелс-ударники, вроде Ф-16. Ф-35 постепенно превратятся в разведчиков и "пастухов" для дронов.
        1. -1
          17 марта 2021 18:49
          Цитата: voyaka uh
          Первыми "вымрут" ударные вертолеты.

          Скорее сменится тактика их применения. Основное вооружение будет БПЛА и дальнобойные ракеты. Прямо сейчас ими могут быть Hero 400 и Spike NLOS. В перспективе нужно относительно легкие ракеты работающие на дальности ~50 км. Это гарантированно выведет вертолёты из под зоны действия наземного ПВО.
          Аналогичная роль как у F-35, с поправкой на то что это вертолет.
          1. +1
            17 марта 2021 19:20
            Я предполагаю, что в самое ближайшее время дроны начнут охоту и на воздушные цели. И первыми жертвами станут вертолеты.
            1. -1
              17 марта 2021 19:34
              В ответ вертолёт вооружат средствами обороны. Тот же лазер, БПЛА/ракеты перехватчики и тд С тем что ударные вертолеты в текущем виде исчезнут я согласен. Как платформа вряд ли. Роль высокомобильных командных центров останется, по аналогии с F-35. Пилотируемый вертолёт будет управлять беспилотными собратьями и роем более мелких разнофункциональных БПЛА.
              Турки уже проектируют вертолёты в двух вариантах, пилотируемом и беспилотном. Т-629, кстати он то ли гибридный то ли полностью электрический.

              1. +3
                17 марта 2021 20:56
                Борьба неравная. В вертолете два человека, которые хотят
                выполнить задание и вернуться на базу живыми.
                А дрон - абсолютно бесстрашная железяка. Он "не раздумывая" пойдет
                на таран, сделает самые опасные сумасшедшие виражи.
                Ибо парнишка-геймер, который его ведет, ничем не рискует.
  6. 0
    17 марта 2021 15:10
    Значит с Мотор Сича кто то уехал за длинным китайским юанем,у многих все осталось в головах,тех же технологий.
  7. +1
    17 марта 2021 15:47
    Мы им движки не продаем без планеров, а скопировать на 100% технологии из движков закупленных у нас самолетов они не смогли. Ну НЕТ у хань научной школы! Даже движки для транспортников у них копируются неудачно, с потерей тяги до 30-40%, а уж от СУ копировать более технологичные - вообще не по зубам, а тут тяговые характеристики - более критичны, чем для движков "коров с крыльями".
    1. mvg
      +1
      17 марта 2021 16:27
      движки для транспортников у них копируются неудачно, с потерей тяги до 30-40%

      Да, да... может и инфу дадите, откуда такие цифры? Опять из больной головы?
      Движки на их новом транспортнике Y-8, которые приходят на замену Д-30КП2, как раз мощнее на 12-13%, поэтому грузоподъемность выше, чем у Ил-76, на 10-12 тн. При той же дальности.
      При этом WS-10D и WS-15B тоже создаются с учетом того, чтобы превзойти АЛ-31Ф и АЛ-41. Много того, что "копируют" китайцы, в конечном итоге оказывается лучше, чем "оригинал"
      1. 0
        17 марта 2021 19:04
        О да опять эти сказки. Я уже подобную от вас вроде читал про безумную тягу ws-15. Смешно такие сказки читать.
        1. mvg
          +3
          17 марта 2021 19:48
          Смешно такие сказки читать.

          Сомневаетесь, что Китай осилит двигатели раньше, чем встанут на рельсы "изделие 30"?
          75-90 бортов J-20, 300 бортов J-10C/D еще 200-250 J-11B/J-16, маленькая кучка Су-27 и аналогов, JH-7 около сотни, два десятка самолетов ДРЛО...
          Все еще думаете, что ВКС РФ вторые в мире по численности и составу? При этом J-10/11/16/20 идут с АФАР и новыми ракетами В-В, В-поверхность. А у нас в Сирии Су-35С летают с Р-27, которой 30++ лет
      2. +1
        17 марта 2021 23:13
        Цитата: mvg
        Движки на их новом транспортнике Y-8, которые приходят на замену Д-30КП2, как раз мощнее на 12-13%, поэтому грузоподъемность выше, чем у Ил-76, на 10-12 тн. При той же дальности.
        При этом WS-10D и WS-15B тоже создаются с учетом того, чтобы превзойти АЛ-31Ф и АЛ-41. Много того, что "копируют" китайцы, в конечном итоге оказывается лучше, чем "оригинал"

        WS-10 скопирован с General Electric F101, с потерей тяги и межремонтного срока (30 часов работы и делай капремонт).
        С WS-15 вообще инфы считай что нет, хотя, IMHO, если б были успехи, китайцы бы орали об этом на всех углах.
        И с чего бы они так заинтересованы в покупке русских моторов?
        1. mvg
          0
          18 марта 2021 13:56
          И с чего бы они так заинтересованы в покупке русских моторов?

          Может потому что дешево? Им надо продавать J-10, они его продают. Хотят клиенты АЛ-31Ф , да пусть получат.
          WS-10 скопирован с General Electric F101

          Вот что в вики.
          Indigenous Thrust/Weight: 7.5 replacement for Saturn AL-31 and AL-31F; possibly used to power new Chengdu J-20 fighters
          WS-10D по моторесурсу сравним с оригиналом. 1200 часов и 2000 часов. Далековато до Snecma M88-2, с ее 8000 часов, но терпимо.
          С WS-15 вообще инфы считай что нет

          Есть инфа за 18 кгс на форсаже, что больше, чем у АЛ-41Ф1 на Су-35С, есть поворотные сопла, есть фото на стенде, есть выставки с 2015 года. Есть решаемые проблемы.
          Есть, в конце концов WS-13, копия РД-93
    2. 0
      17 марта 2021 23:02
      Цитата: Fisherman
      Ну НЕТ у хань научной школы!

      И не будет. И это следствие китайской культуры, из которой кстати вытекает китайская образовательная система. В то время как западная (и российская, как ее неотъемлемая часть) система делает упор на понимании, китайская делает упор на заучивании. Попросту, золотая голова против чугунной задницы. Китайцы просто не способны к изобретению нового. Вот скопировать - это да, могут, но кто ж им секреты технологии выдаст для копирования?
      1. +1
        18 марта 2021 08:39
        Все у Китая хорошо....,по крайней мере , видны усилия по решению этой проблемы....
      2. mvg
        +1
        18 марта 2021 13:59
        И не будет

        И поэтому строят научные города, по 100 тыс человек, для занятий фундаментальными науками. Выписывают профессорский состав, и миллионы китайцев учатся в престижнейших ВУЗах мира.
  8. +1
    17 марта 2021 20:18
    У нас 72 только к 2027 голу будет и то если по модному не сдвинут вправо)) а разработку начали одновременно)
    Дно и пропаганда! У всех все плохо, доллар скоро обвалится, одни мы дартаньяны об успехах ракеты 2 ого поколения Атака статьи пишем и о том какой крутой будет эсминец Лидер
  9. 0
    18 марта 2021 08:37
    Почему Китай не импортирует АЛ-41 для подстраховки?
    1. mvg
      +2
      18 марта 2021 14:01
      Почему Китай не импортирует АЛ-41 для подстраховки

      К каждому из 24 Су-35С шли по 5 АЛ-41Ф1, и готовится аналог в виде WS-15. Должен быть готов в 21-22 году.
      1. 0
        18 марта 2021 14:21
        Это да.....но можно спокойно заключить контракт на них....и менять по мере готовности
  10. -1
    23 ноября 2021 21:02
    Цитата: mvg
    движки для транспортников у них копируются неудачно, с потерей тяги до 30-40%

    Да, да... может и инфу дадите, откуда такие цифры? Опять из больной головы?
    Движки на их новом транспортнике Y-8, которые приходят на замену Д-30КП2, как раз мощнее на 12-13%, поэтому грузоподъемность выше, чем у Ил-76, на 10-12 тн. При той же дальности.
    При этом WS-10D и WS-15B тоже создаются с учетом того, чтобы превзойти АЛ-31Ф и АЛ-41. Много того, что "копируют" китайцы, в конечном итоге оказывается лучше, чем "оригинал"

    Инфа от наших спецов, обслуживающих нашу авиатехнику в КНР. А у вас откуда инфа? Из хвалебных самопубликаций КНР? НЕ читайте по утрам их газет.
  11. -1
    23 ноября 2021 21:04
    Цитата: Наган
    Цитата: mvg
    Движки на их новом транспортнике Y-8, которые приходят на замену Д-30КП2, как раз мощнее на 12-13%, поэтому грузоподъемность выше, чем у Ил-76, на 10-12 тн. При той же дальности.
    При этом WS-10D и WS-15B тоже создаются с учетом того, чтобы превзойти АЛ-31Ф и АЛ-41. Много того, что "копируют" китайцы, в конечном итоге оказывается лучше, чем "оригинал"

    WS-10 скопирован с General Electric F101, с потерей тяги и межремонтного срока (30 часов работы и делай капремонт).
    С WS-15 вообще инфы считай что нет, хотя, IMHO, если б были успехи, китайцы бы орали об этом на всех углах.
    И с чего бы они так заинтересованы в покупке русских моторов?

    Нет научной школы в этой области, вот и приходится покупать наши движки вместе с нашими планерами. Движок авиа - не чайник, просто так не скопируешь.
  12. -1
    23 ноября 2021 21:06
    Цитата: Наган
    Цитата: Fisherman
    Ну НЕТ у хань научной школы!

    И не будет. И это следствие китайской культуры, из которой кстати вытекает китайская образовательная система. В то время как западная (и российская, как ее неотъемлемая часть) система делает упор на понимании, китайская делает упор на заучивании. Попросту, золотая голова против чугунной задницы. Китайцы просто не способны к изобретению нового. Вот скопировать - это да, могут, но кто ж им секреты технологии выдаст для копирования?

    Совсогласен. Но есть ещё нюанс: иероглифы (сиречь - картинки) не могут по определению развивать научное мышление, только восприятие существующего мира, не более.