Военное обозрение

Темпы производства истребителей J-20 в Китае на 37 процентов отстают от плановых: высказана версия о причинах

48

В Китае подводят промежуточные итоги производства и эксплуатации своих истребителей J-20, которые сами китайцы относят к самолётам нового поколения (4-го – по китайской классификации, 5-го – по международной). Первый полёт на тот момент опытный образец истребителя J-20 совершил чуть более 10 лет назад – в январе 2011 года. Тогда предполагалось, что к 2020 году в ВВС НОАК будут стоять не менее 140-150 таких истребителей. Однако такие планы не выдерживаются.


Если верить китайской прессе, то общее число истребителей J-20 в военно-воздушных силах НОАК на данный момент составляет 90 единиц. По другим данным – 75, а ещё 15 в состав пока не вошли и проходят испытания.

Отмечается, что к настоящему моменту китайская промышленность вышла на темпы производства около 12-13 истребителей J-20 в год. При этом изначальные планы соответствовали примерно 20 самолётам за тот же период времени. Таким образом, темпы производства истребителей нового поколения J-20 в КНР отстают от плановых в среднем на 37%.

Компания-производитель – Chengdu Aircraft – официальных комментариев по поводу причин такого отставания не даёт. На таком фоне в самом Китае выдвигается версия, согласно которой ВВС Китая ожидают появления на вооружении самолётов с новыми двигателями китайского производства. Ранее сообщалось, что это должны быть модификации WS-15 – силовых установок с подходящей тягой. Однако в течение уже как минимум 2-2,5 лет китайские специалисты никак не могут решить проблемы, которые выявлены в этих двигателях, а именно – существенная потеря тяги при достижении определённой температуры.

Предполагается, что как только такая проблема будет решена, число производимых за год самолётов J-20 в Китае существенно вырастет. Однако прогнозов на этот счёт (когда же подходящие двигатели в массовом порядке будут устанавливаться на эти истребители) не дают. Видимо, есть проблемы с гарантиями от самих производителей авиационных силовых установок.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Anarchist
    Anarchist 17 марта 2021 14:10
    +14
    Небольшая новость по теме самолетостроения и нашего отставания от мировых стандартов.
    Китайское издание "Sohu" пишет о том, что наш Су-57, который по словам американцев не подходит под определение самолёта пятого поколения из-за (якобы) отсутствия стелс систем, трижды залетал в зону ответственности американцев без всякого ответа со стороны "партнёров". И был обнаружен лишь из-за прекращения молчания в эфире пилотом. По сути он сам передал американцам привет...
    Я про то, что наши очень-очень долго запрягали, последними из 3 сверхдержав выпустили опытный образец. Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам.
    1. Сидор Аменподестович
      Сидор Аменподестович 17 марта 2021 14:25
      +2
      Цитата: Anarchist
      Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам.

      Категорически поддерживаю.
      1. Артём Карагодин
        Артём Карагодин 17 марта 2021 14:51
        +7
        Цитата: Сидор Аменподестович
        Категорически поддерживаю.

        Нам бы только с нормальным темпом начать их строить теперь!
    2. Svarog
      Svarog 17 марта 2021 14:30
      -5
      Цитата: Anarchist
      Я про то, что наши очень-очень долго запрягали, последними из 3 сверхдержав выпустили опытный образец. Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам.

      Александр hi Осталось наладить серийное производство..не по 15 самолетов в год..а по 100 хотя бы..
      1. Doccor18
        Doccor18 17 марта 2021 15:00
        +9
        Цитата: Svarog
        Осталось наладить серийное производство..не по 15 самолетов в год..а по 100 хотя бы..

        Да вы что? 100 в год... А сколько всего будет?
        Да если их всего 120-150 посторят, то уже хорошо. И по 15-20 в год, тоже весьма неплохо. Лишь бы строительство шло постоянно.
        1. Svarog
          Svarog 17 марта 2021 15:05
          -2
          Цитата: Doccor18
          Цитата: Svarog
          Осталось наладить серийное производство..не по 15 самолетов в год..а по 100 хотя бы..

          Да вы что? 100 в год... А сколько всего будет?
          Да если их всего 120-150 посторят, то уже хорошо. И по 15-20 в год, тоже весьма неплохо. Лишь бы строительство шло постоянно.

          На сколько я знаю, у нас около 1800 военных самолетов.. 25% можно смело отдать Су57.. а это 450 машин.. если будем делать по 15 шт..на это уйдет 30 лет.. а если война? Ну и потом экспортный потенциал.. 100 шт в год, это реальная необходимая цифра..на мой взгляд.
          1. Doccor18
            Doccor18 17 марта 2021 15:39
            +6
            Если бы Ваши слова, да властьимущим в уши...

            450 Су-57 - это очень много. Сомнительно, очень сомнительно, что рукотворный бюджет столько потянет.
            Да и экспортом не все так однозначно. Потенциал большой, но что будет в итоге. Кроме того, что машина дорогая, еще и политика будет везде вносить свои коррективы...
            1. Svarog
              Svarog 17 марта 2021 15:41
              +2
              Цитата: Doccor18
              Кроме того, что машина дорогая, еще и политика будет везде вносить свои коррективы...

              Чем больше серия, тем меньше себестоимость.. а с новыми двигателями, самолет действительно лучший.. Политика да..всегда вносит коррективы.. зубастая должна быть, а что бы зубы были, самим нужно больше производить..
              1. Doccor18
                Doccor18 17 марта 2021 15:55
                +3
                Цитата: Svarog
                Цитата: Doccor18
                Кроме того, что машина дорогая, еще и политика будет везде вносить свои коррективы...

                Чем больше серия, тем меньше себестоимость.. а с новыми двигателями, самолет действительно лучший.. Политика да..всегда вносит коррективы.. зубастая должна быть, а что бы зубы были, самим нужно больше производить..

                Не поспоришь. Все так.
                Но, чтобы она "зубастой" была, нужно ей, для начала, независимой стать, самостоятельной..
                1. Svarog
                  Svarog 17 марта 2021 16:12
                  +3
                  Цитата: Doccor18
                  Но, чтобы она "зубастой" была, нужно ей, для начала, независимой стать, самостоятельной..

                  И тут не поспоришь hi
            2. Тузик
              Тузик 17 марта 2021 15:42
              0
              для нашей территории 450 - это капля в море.
      2. K150
        K150 17 марта 2021 19:00
        -1
        Цитата: Svarog
        Цитата: Anarchist
        Я про то, что наши очень-очень долго запрягали, последними из 3 сверхдержав выпустили опытный образец. Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам.

        Александр hi Осталось наладить серийное производство..не по 15 самолетов в год..а по 100 хотя бы..

        Опять бредни Сварога. Китайцы по 12-15 в год делают с их потенциалом, а гений проамерский аж 100 в год хочет.
    3. mojohed2012
      mojohed2012 17 марта 2021 14:51
      +7
      Стесняюсь спросить: А из какого источника информация про изложенный вами инцидент с нашим Су-57 и "партнерами"? Просто интересно, сам не видел такой информации.
      1. BlackMokona
        BlackMokona 17 марта 2021 15:11
        +3
        И так понятно что просто выдумали, все способы противодействия стелсам есть не только у нас.
      2. Anarchist
        Anarchist 17 марта 2021 15:11
        0
        Цитата: mojohed2012
        Стесняюсь спросить: А из какого источника информация про изложенный вами инцидент с нашим Су-57 и "партнерами"?

        Невнимательный какой...
        Цитата: Anarchist
        Китайское издание "Sohu" пишет

        По данным этого издания сие произошло в Ираке, самолёт пролетел над тремя их базами...
    4. mvg
      mvg 17 марта 2021 16:19
      +3
      Ну зато сейчас это единственный самолёт пятого поколения который отвечает всем заложенным характеристикам

      Забыли кое-что... Троектратное "Ура-Урра-Урррра.." прокричать... Чем же наш "непобедимый" самолет, заслужил звание лучшего? РЛС, авионика, двигатели, стелс или вооружение, что, по вашему урямнению, у него на уровне или даже выше, чем у того же Рэптора, который с 86 года разрабатывался, а первый полет аж 20 лет назад совершил (серийный)
    5. venik
      venik 17 марта 2021 22:47
      0
      Цитата: Anarchist
      Я про то, что наши очень-очень долго запрягали, последними из 3 сверхдержав выпустили опытный образец.

      =======
      Не последними (третьими), а вторыми! Chengdu J-20 совершил первый полет почти ровно на год позже Т-10 (Су-57)!. hi
  2. svp67
    svp67 17 марта 2021 14:14
    +4
    Мда, за "китайский принтер" я сильно не волнуюсь, он способен показывать высокую производительность, меня больше волнует наше количественное отставание в вопросе оснащения наших ВКС подобным самолетом и полное отсутствие его "легкой" версии
    1. НДР-791
      НДР-791 17 марта 2021 14:25
      +3
      Мдя, нам бы такие недостаточные темпы... Совсем не помешало бы.
      1. антивирус
        антивирус 17 марта 2021 14:53
        +5
        есть другие заводы и типы машин в строю.

        много раз получал минусы за осаживание и издевку над такими --дайте нам по 2 шашки в каждую руку и по 2 лошади. а опа для сидения в седле все равно одна.
  3. Бережливый
    Бережливый 17 марта 2021 14:15
    +1
    Китайцы так и не могут понять, что не все можно купить! Двигатели им нужно делать свои с нуля, а не копировать чужие с использованием краденых идей и технологий! Нужна своя конструкторская школа, а не красивые сказки, нужно создать самим все с нуля!
    1. svp67
      svp67 17 марта 2021 14:29
      +6
      Цитата: Бережливый
      Китайцы так и не могут понять, что не все можно купить!

      Судя по действиям их "промышленной разведки" они это понимают ПРЕВОСХОДНО
      Цитата: Бережливый
      Двигатели им нужно делать свои с нуля, а не копировать чужие с использованием краденых идей и технологий!

      Это когда ты никуда не спешишь...а так то даже для успешного копирования высокотехнологических разработок требуется своя высочайшая инженерная и производственная школа
      Цитата: Бережливый
      Нужна своя конструкторская школа, а не красивые сказки, нужно создать самим все с нуля!

      Даже для создания с нуля надо на что то опираться и понимать, что же ты создаешь.
    2. Горный стрелок
      Горный стрелок 18 марта 2021 01:50
      0
      Цитата: Бережливый
      Китайцы так и не могут понять, что не все можно купить

      Каждый раз, когда об этом заходила речь, всегда писал, что проблема с двигателями у Китая ещё надолго.
      Технологии передаются с большим трудом. А уж красть их можно только с оборудованием... Перестали пускать китайских специалистов (дальше комнаты переговоров) на моторостроительные заводы в Уфе, в Перми, в Тюмени... Да и в Москве тоже. Кончилось их время. И МоторСич им "обломился"... Тяжело...тяжело им стало двигаться.
  4. rocket757
    rocket757 17 марта 2021 14:16
    +4
    Их дела. Такие дела о которых нам ... завидовать не будем, у нас свои дела.
  5. voyaka uh
    voyaka uh 17 марта 2021 14:39
    +4
    90 - очень высокая цифра. 75 - тоже много.
    Они построили четыре сборочных линии J-20.
    Не все задействованы, вроде.
    1. Сидор Аменподестович
      Сидор Аменподестович 17 марта 2021 14:48
      +2
      Цитата: voyaka uh
      90 - очень высокая цифра.

      Я понимаю, что сам на себе рисую мишень и можете ненавидеть меня как угодно, но 90 - это не цифра, а число! И высокими бывают не числа, а показатели!
    2. Object.F7
      Object.F7 17 марта 2021 17:32
      0
      Согласен, немало. А если учесть потенциал их конвейера, могут наклонировать на отдельную воздушную армию. 1 у ВКС на этом фоне сильно проигрывает. Они за тот же период вложились в заменитель Су-24 и Су-25, в несколько больших единицах Су-34, бронированная капсула была ещё только у Ил-2, а если рассматривать Су-34, как истребитель, то последним ястребом с броней был немецкий Fw.190 серий А и американский рипаблик Тандерболт, тоже эпичный был ястреб. Вот интересно, есть ли ещё потенциал у ударной пилотируемой авиации, или будущее полностью за ударными беспилотниками.
      1. voyaka uh
        voyaka uh 17 марта 2021 18:44
        +2
        Удары по земле постепенно перейдут к беспилотникам. Первыми "вымрут" ударные вертолеты. Потом нестелс-ударники, вроде Ф-16. Ф-35 постепенно превратятся в разведчиков и "пастухов" для дронов.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 17 марта 2021 18:49
          -1
          Цитата: voyaka uh
          Первыми "вымрут" ударные вертолеты.

          Скорее сменится тактика их применения. Основное вооружение будет БПЛА и дальнобойные ракеты. Прямо сейчас ими могут быть Hero 400 и Spike NLOS. В перспективе нужно относительно легкие ракеты работающие на дальности ~50 км. Это гарантированно выведет вертолёты из под зоны действия наземного ПВО.
          Аналогичная роль как у F-35, с поправкой на то что это вертолет.
          1. voyaka uh
            voyaka uh 17 марта 2021 19:20
            +1
            Я предполагаю, что в самое ближайшее время дроны начнут охоту и на воздушные цели. И первыми жертвами станут вертолеты.
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 17 марта 2021 19:34
              -1
              В ответ вертолёт вооружат средствами обороны. Тот же лазер, БПЛА/ракеты перехватчики и тд С тем что ударные вертолеты в текущем виде исчезнут я согласен. Как платформа вряд ли. Роль высокомобильных командных центров останется, по аналогии с F-35. Пилотируемый вертолёт будет управлять беспилотными собратьями и роем более мелких разнофункциональных БПЛА.
              Турки уже проектируют вертолёты в двух вариантах, пилотируемом и беспилотном. Т-629, кстати он то ли гибридный то ли полностью электрический.

              1. voyaka uh
                voyaka uh 17 марта 2021 20:56
                +3
                Борьба неравная. В вертолете два человека, которые хотят
                выполнить задание и вернуться на базу живыми.
                А дрон - абсолютно бесстрашная железяка. Он "не раздумывая" пойдет
                на таран, сделает самые опасные сумасшедшие виражи.
                Ибо парнишка-геймер, который его ведет, ничем не рискует.
  6. tralflot1832
    tralflot1832 17 марта 2021 15:10
    0
    Значит с Мотор Сича кто то уехал за длинным китайским юанем,у многих все осталось в головах,тех же технологий.
  7. Fisherman
    Fisherman 17 марта 2021 15:47
    +1
    Мы им движки не продаем без планеров, а скопировать на 100% технологии из движков закупленных у нас самолетов они не смогли. Ну НЕТ у хань научной школы! Даже движки для транспортников у них копируются неудачно, с потерей тяги до 30-40%, а уж от СУ копировать более технологичные - вообще не по зубам, а тут тяговые характеристики - более критичны, чем для движков "коров с крыльями".
    1. mvg
      mvg 17 марта 2021 16:27
      +1
      движки для транспортников у них копируются неудачно, с потерей тяги до 30-40%

      Да, да... может и инфу дадите, откуда такие цифры? Опять из больной головы?
      Движки на их новом транспортнике Y-8, которые приходят на замену Д-30КП2, как раз мощнее на 12-13%, поэтому грузоподъемность выше, чем у Ил-76, на 10-12 тн. При той же дальности.
      При этом WS-10D и WS-15B тоже создаются с учетом того, чтобы превзойти АЛ-31Ф и АЛ-41. Много того, что "копируют" китайцы, в конечном итоге оказывается лучше, чем "оригинал"
      1. K150
        K150 17 марта 2021 19:04
        0
        О да опять эти сказки. Я уже подобную от вас вроде читал про безумную тягу ws-15. Смешно такие сказки читать.
        1. mvg
          mvg 17 марта 2021 19:48
          +3
          Смешно такие сказки читать.

          Сомневаетесь, что Китай осилит двигатели раньше, чем встанут на рельсы "изделие 30"?
          75-90 бортов J-20, 300 бортов J-10C/D еще 200-250 J-11B/J-16, маленькая кучка Су-27 и аналогов, JH-7 около сотни, два десятка самолетов ДРЛО...
          Все еще думаете, что ВКС РФ вторые в мире по численности и составу? При этом J-10/11/16/20 идут с АФАР и новыми ракетами В-В, В-поверхность. А у нас в Сирии Су-35С летают с Р-27, которой 30++ лет
      2. Наган
        Наган 17 марта 2021 23:13
        +1
        Цитата: mvg
        Движки на их новом транспортнике Y-8, которые приходят на замену Д-30КП2, как раз мощнее на 12-13%, поэтому грузоподъемность выше, чем у Ил-76, на 10-12 тн. При той же дальности.
        При этом WS-10D и WS-15B тоже создаются с учетом того, чтобы превзойти АЛ-31Ф и АЛ-41. Много того, что "копируют" китайцы, в конечном итоге оказывается лучше, чем "оригинал"

        WS-10 скопирован с General Electric F101, с потерей тяги и межремонтного срока (30 часов работы и делай капремонт).
        С WS-15 вообще инфы считай что нет, хотя, IMHO, если б были успехи, китайцы бы орали об этом на всех углах.
        И с чего бы они так заинтересованы в покупке русских моторов?
        1. mvg
          mvg 18 марта 2021 13:56
          0
          И с чего бы они так заинтересованы в покупке русских моторов?

          Может потому что дешево? Им надо продавать J-10, они его продают. Хотят клиенты АЛ-31Ф , да пусть получат.
          WS-10 скопирован с General Electric F101

          Вот что в вики.
          Indigenous Thrust/Weight: 7.5 replacement for Saturn AL-31 and AL-31F; possibly used to power new Chengdu J-20 fighters
          WS-10D по моторесурсу сравним с оригиналом. 1200 часов и 2000 часов. Далековато до Snecma M88-2, с ее 8000 часов, но терпимо.
          С WS-15 вообще инфы считай что нет

          Есть инфа за 18 кгс на форсаже, что больше, чем у АЛ-41Ф1 на Су-35С, есть поворотные сопла, есть фото на стенде, есть выставки с 2015 года. Есть решаемые проблемы.
          Есть, в конце концов WS-13, копия РД-93
    2. Наган
      Наган 17 марта 2021 23:02
      0
      Цитата: Fisherman
      Ну НЕТ у хань научной школы!

      И не будет. И это следствие китайской культуры, из которой кстати вытекает китайская образовательная система. В то время как западная (и российская, как ее неотъемлемая часть) система делает упор на понимании, китайская делает упор на заучивании. Попросту, золотая голова против чугунной задницы. Китайцы просто не способны к изобретению нового. Вот скопировать - это да, могут, но кто ж им секреты технологии выдаст для копирования?
      1. Zaurbek
        Zaurbek 18 марта 2021 08:39
        +1
        Все у Китая хорошо....,по крайней мере , видны усилия по решению этой проблемы....
      2. mvg
        mvg 18 марта 2021 13:59
        +1
        И не будет

        И поэтому строят научные города, по 100 тыс человек, для занятий фундаментальными науками. Выписывают профессорский состав, и миллионы китайцев учатся в престижнейших ВУЗах мира.
  8. Вояка ЕщеТот
    Вояка ЕщеТот 17 марта 2021 20:18
    +1
    У нас 72 только к 2027 голу будет и то если по модному не сдвинут вправо)) а разработку начали одновременно)
    Дно и пропаганда! У всех все плохо, доллар скоро обвалится, одни мы дартаньяны об успехах ракеты 2 ого поколения Атака статьи пишем и о том какой крутой будет эсминец Лидер
  9. Zaurbek
    Zaurbek 18 марта 2021 08:37
    0
    Почему Китай не импортирует АЛ-41 для подстраховки?
    1. mvg
      mvg 18 марта 2021 14:01
      +2
      Почему Китай не импортирует АЛ-41 для подстраховки

      К каждому из 24 Су-35С шли по 5 АЛ-41Ф1, и готовится аналог в виде WS-15. Должен быть готов в 21-22 году.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 18 марта 2021 14:21
        0
        Это да.....но можно спокойно заключить контракт на них....и менять по мере готовности