Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос

42

В отличие от американцев, применявших во время первых выходов в открытый космос по программе «Джемини» полную разгерметизацию корабля, отечественные конструкторы приняли принципиальное решение осуществить первый выход в открытый космос, используя специальный шлюз для сохранения герметичности капсулы КК «Восход».

Проблема состояла в том, что аппаратура КК «Восход» не предусматривала возможность длительной работы в условиях вакуума, а вывести на орбиту шлюз вместе с пилотируемой капсулой не позволяли габариты ракеты-носителя и применявшегося обтекателя. В то же время хорошим подспорьем было короткое время (15-20 мин) предполагаемого выхода в открытый космос.




Прорабатывались различные схемы телескопического шлюза, но специалистами Завода № 918, переименованного в 1964 году в предприятие «Звезда» (ныне АО «НПП «Звезда»), была предложена схема шлюзовой камеры (далее ШК) с мягкой надувной оболочкой, расправляющейся только на орбите за счёт подачи в камеры газа непосредственно перед её применением и последующим отстрелом после возвращения космонавта в герметичный отсек корабля. Такое решение позволяло запустить КК с установленной на него ШК без существенных доработок как корабля «Восход», так и обтекателя ракеты-носителя.


Параллельно с разработкой шлюзовой камеры на заводе «Звезда» шла разработка и скафандра «Беркут» для выхода в открытый космос. Совместная работа конструкторов из разных отделов, занимающихся шлюзовой камерой и скафандром, позволила обеспечить высокую сочетаемость изделий и отработать приемлемую схему шлюзования, несмотря на отсутствие опыта выходов в открытый космос.

Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос

Конструкция ШК «Волга»


Из книги «Космические скафандры России»:

«…Шлюзовая камера «Волга» для корабля «Восток-2» состояла из верхней жёсткой части с люком для выхода в открытый космос и нижнего монтажного кольца, состыкованного с фланцем корабля. Они были соединены между собой гермооболочкой и силовым каркасом, состоящим из системы продольных аэробалок в виде надувных резиновых цилиндров, на которые был надет чехол из прочной ткани. ШЛ в сложенном виде крепилась снаружи СА корабля «Восход-2» над люком выхода в открытый космос. В камере размещались системы, обеспечивающие развёртывание оболочки на орбите за счёт наддува аэробалок, система регулирования давления в ШК при шлюзовании, пульт управления, элементы страховки и фиксации космонавта при выходе, система отделения шлюза от корабля после выполнения программы…»


Впервые ШК «Волга» была использована в автоматическом полёте КК «Восхода» (Космос-57) 22.02.1965 г., а спустя буквально месяц при выходе А. А. Леонова в открытый космос, который состоялся 18 марта 1965 года. Остальные образцы изготовленных изделий (ещё 5 штук) применялись во время испытаний на «Звезде», в том числе в ЛИИ в воздушной лаборатории на базе Ту-104.

Три сохранившихся не летавших образца можно увидеть в музеях АО «НПП «Звезда» (фотографии именно этого шлюза представлены в статье), а также в музеях РКК «Энергии» и московском музее космонавтики. Ещё два образца были переданы в зарубежные частные коллекции.

А что у них?


Американская фирма Lockheed Nissiles end Space Co также разрабатывала телескопический воздушный люк для космических кораблей. Его вес составлял около 16 кг, изготовлен он был из эластичного материала с нитяной обмоткой и прокладкой из газонепроницаемой резины на основе бутил-каучука.


Это устройство могло быть использовано в аварийной ситуации, когда штатный воздушный шлюз по какой-либо причине вышел из строя. С помощью этого шлюза астронавт мог войти в космический корабль для выполнения ремонтных работ либо пополнения запасов, но данный проект так и не был реализован, к тому же его нельзя считать полным аналогом ШК «Волга».
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    20 марта 2021 11:07
    У Леонова возникли большие проблемы при возвращении .
    Скафандр раздулся , ему пришлось стравливать воздух из него что бы пролезть в люк .
    Почему автор не упомянул об этом .
    В дальнейшем конструкторы изменили скафандр .
    1. +7
      20 марта 2021 11:10
      Всё делалось в первый раз!
      Появлялись проблемы, их решали наши конструкторы.
    2. +2
      20 марта 2021 11:17
      Цитата: Кузнец 55
      У Леонова возникли большие проблемы при возвращении .
      Скафандр раздулся , ему пришлось стравливать воздух из него что бы пролезть в люк .
      Почему автор не упомянул об этом .
      В дальнейшем конструкторы изменили скафандр .


      Там вообще история с продолжением. Как его потом на земле в бассейне пытались в эту камеру засунуть. Без слез слушать было невозможно.
    3. +6
      20 марта 2021 13:39
      Цитата: Кузнец 55
      У Леонова возникли большие проблемы при возвращении .
      Скафандр раздулся , ему пришлось стравливать воздух из него что бы пролезть в люк .
      Почему автор не упомянул об этом .
      В дальнейшем конструкторы изменили скафандр .

      Проблема возвращения Леонова была в скафандре, а не в шлюзе - а статья про шлюз всё таки hi
    4. -2
      20 марта 2021 14:14
      А про приключения в скафандрах уже было тут, зачем второй раз писать
      https://warspot.ru/19153-priklyucheniya-v-skafandre
    5. +7
      20 марта 2021 14:17
      Цитата: Кузнец 55
      У Леонова возникли большие проблемы при возвращении .....Почему автор не упомянул об этом .

      Наверное потому, что первый в мире выход Человека в открытый космос - это, как минимум, отдельная большая статья. К стати, очень часто на ВО можно встретить реплики непорядочных и недалёких форумчан, что мол Леонов продался американцам подтверждая их высадку на Луну. Пусть вначале эти диванные спецы будут обладать миллионной долей знаний и опыта, каким обладал Алексей Архипович. А потом уже на основании своего скудоумия "порядочности" делают какие-либо выводы.
      1. 0
        20 марта 2021 15:53
        Я ни словом не обмолвился , даже в мыслях не было , о том что Леонов продался .
        1. 0
          20 марта 2021 18:02
          Цитата: Кузнец 55
          Я ни словом не обмолвился , даже в мыслях не было , о том что Леонов продался .

          Я ВАС ни в коем случае и не обвиняю! hi
      2. 0
        20 марта 2021 23:57
        Цитата: Проксима
        что мол Леонов продался американцам подтверждая их высадку на Луну.
        Странно... ни одного минуса пока...
        1. +1
          21 марта 2021 10:26
          Цитата: Симаргл
          Цитата: Проксима
          что мол Леонов продался американцам подтверждая их высадку на Луну.
          Странно... ни одного минуса пока...

          Это отрадно, что не у всех форумчан не зазомбирован мозг лунными заговорами.
          1. 0
            21 марта 2021 14:45
            Цитата: Проксима
            не у всех форумчан не зазомбирован мозг лунными заговорами.

            Цитата: Симаргл
            Странно... ни одного минуса пока...

            Сторонники заговоров такие статьи не читают. yes
            1. +1
              22 марта 2021 10:28
              Сторонники заговоров такие статьи не читают.

              Еще как читают! У меня на канеле в комментах к статьям об американских программах Меркурий Джемини и Аполлон очень большая активность, даже пишут в личных сообщениях чтобы я прекратил писать всякую ерунду (передаю общий смысл, адаптировав слова для воспитанных людей), даже угрожают и после этого говорят что я навязываю свою точку зрения)))
              1. +1
                23 марта 2021 10:51
                Цитата: Бшкаус
                Еще как читают!

                Вынужден не согласиться. С одной стороны читают, и это хорошо - люди наукой и техникой интересуются. С другой стороны если и читают, то либо не вникают в суть, либо не понимают смысла написанного. Либо читают очень выборочно, то что совпадает с их взглядами. Когда начинаешь интересоваться на основании каких прочитанных книг или документов они делают свои выводы, то чаще всего слышишь про ролики в Ютубе. То есть человек посмотрел пятиминутный ролик и вот оно уже готово - мнение сложилось. Всякие технические подробности - это слишком сложно, это мимо...

                P.S. Не помню откуда, утащил к себе в заметки(обычно источник указываю, но тут потерял, да простит меня автор):
                Удивительное это явление, "Лунный заговор" ! Сложно сказать, кого среди авторов материалов на эту тему больше - умных провокаторов или действительных невежд, но главный интерес представляют не они, а поклонники их публикаций. Они, в большинстве своём, люди совершенно искренние - пламенно НЕ ЖЕЛАЮЩИЕ, чтобы американцы были на Луне. Действительность в их случае понятие не релевантное - релевантно лишь желание, чтобы этого не было; по всей видимости, особая форма патриотизма .. Логика этого психологического явления несложная - мы не можем изменить настоящее, где в космосе мы ладно, что не первые, но уже и не вторые, так давайте изменим прошлое !
                И начинается ретроактивное моделирование, создание параллельной реальности - сговор Политбюро СССР с Мировой Закулисой, картонные макеты в павильонах Голливуда и тому подобные забавные кунштюки. В соответствии с парадигмой тезисы Лунного заговора не могут быть опровергнуты никем и ничем - ни "продавшимся" Леоновым, ни остальными космонавтами, вместе взятыми, ни президентом страны, который в телеинтервью вдруг "высказывается с юмором, как частное лицо" (!), ни записями телеметрии, ни снимками лунных модулей. Тем параллельная реальность и страшна - для неё не существует аргументов. А в наименьшей, разумеется, степени тезисы эти опровергаются очевидцами и участниками полётов, уж им-то веры нет по определению. Таким образом, остроумная затея Билла Кейсинга, беззастенчиво "слизанная" отечественными авторами многочисленных публикаций, оказалась своеобразным и очень точным тестом - на устойчивость психики к эмоционально значимым обстоятельствам реальности.
    6. 0
      20 марта 2021 16:38
      Цитата: Кузнец 55
      У Леонова возникли большие проблемы при возвращении .
      Скафандр раздулся , ему пришлось стравливать воздух из него что бы пролезть в люк .
      Почему автор не упомянул об этом .
      В дальнейшем конструкторы изменили скафандр .

      Вообще-то рассказ о шлюзе, а не о скафандре.
    7. +8
      20 марта 2021 18:14
      У Леонова возникли большие проблемы при возвращении .
      Скафандр раздулся , ему пришлось стравливать воздух из него что бы пролезть в люк .
      Почему автор не упомянул об этом .
      В дальнейшем конструкторы изменили скафандр .

      Автор об этом не упомянул в связи с тем, что пытается разделять мух и котлеты ))).
      Эта статья непосредственно о шлюзе "Волга", а статья про сам скафандр "Беркут" почему то еще висит на модерации, хотя я хотел эти статьи опубликовать к 18 марта - дню выхода А.А. Леонова в открытый космос.
      По поводу "раздутия скафандра" вопрос очень скользкий и я сам выход А.А. Леонова затрагивать принципиально не собираюсь:
      Вот даже сейчас ведь бить начнете, но:
      Все скафандры до "Беркута" имели рабочий режим избыточного давления 0,27 атмосферы (как и все американские по сей день), а начиная с "Беркута" сделали 2 режима:
      1-й рабочий 0,42 атмосферы
      2-й аварийный 0,27 атмосферы (а по факту такой же, как и на всех предыдущих СК).
      СК при "новом" давлении 0,42 кгс/см2 по сравнению с 0,27 действительно казался более раздутым и когда Леонов говорил о сильном раздутии, то имелось ввиду "новый", рабочий режим давления 0,42 кгс/см2 при котором действительно характеристики подвижности были значительно ниже, чем при 0,27.

      Вторая причина условного "мифа" заключается в том, что после полета Гагарина, каждый школьник знал характеристики Востока, время полета, угол орбиты, перигей и апогей и т.п. мелочи включая давление скафандра.
      И вдруг появляются разговоры (сам Леонов говорит) что " Давление в СК было слишком большим и затрудняло подвижность, поэтому, я сбросил давление"
      Фактически, Леонов вышел в открытый космос с рабочим режимом 0,4, который на практике оказался неудобным из за просчетов или неправильной подгонки самого скафандра перед полетом (точную причину уже точно хрен кто когда скажет из принципа) и затруднял работу, поэтому он не долго думая перешел на аварийный режим 0,27. а этот режим изначально был предусмотрен.
      А дальше земля слухами полнится... Уже говорят и о том, что давление в скафандре было более 1 атмосферы!!!!
      Я приведу всего один аргумент опровергающий все эти слухи.
      Когда выйдет статья про сам скафандр, обратите внимание на то, что на манометре максимальная шкала заканчивается на 0,4 атмосферы, поэтому, во-первых, Леонов попросту не мог зафиксировать большие показатели т.к. стрелка просто зашкалит и во-вторых, на скафандре был регулятор давления и при достижении давления больше 0,42 попросту начинал стравливать избыток во вне.
      Я об этом писал статью в виде ответа на публикацию в одном из журналов Наука и Техника, и что самое важное для меня, что мне в личку написал Китаев-Смык и согласился с данной точкой зрения)))
    8. 0
      21 марта 2021 18:48
      Цитата: Кузнец 55
      У Леонова возникли большие проблемы при возвращении .
      Скафандр раздулся , ему пришлось стравливать воздух из него что бы пролезть в люк .
      Почему автор не упомянул об этом .
      В дальнейшем конструкторы изменили скафандр .

      Потому что статья не о выходе Леонова, не о скафандре вообще, в т.ч. не о самом Леонове и не о скафандре именно Леонова. Статья именно о шлюзовой камере. Вот поэтому автор и не упомянул то, что и так всем известно.
    9. +1
      22 марта 2021 03:35
      Цитата: Кузнец 55
      У Леонова возникли большие проблемы при возвращении .
      Скафандр раздулся , ему пришлось стравливать воздух из него что бы пролезть в люк .
      Почему автор не упомянул об этом

      Если вы не заметили, здесь речь про шлюзовую камеру! laughing Каким боком к ней проблемы скафандра?! wink
  2. +5
    20 марта 2021 12:44
    В отличие от американцев, применявших во время первых выходов в открытый космос по программе «Джемини» полную разгерметизацию корабля, отечественные конструкторы приняли принципиальное решение осуществить первый выход в открытый космос, используя специальный шлюз для сохранения герметичности капсулы КК «Восход».
    Леонов первый вышел в космос, так что это "американцы в отличие от нас".
    1. +5
      20 марта 2021 16:41
      Леонов первый вышел в космос, так что это "американцы в отличие от нас".

      Где-то попалася на форуме пост, где обсирали Восход с надувной шлюзовой камерой, типа американцы ну вот такие крутые, они без шлюза смогли выйти. Я им дал фото Джемини и попросил подумать, куда бы можно было шлюзовую камеру приткнуть. Ответа не получил.
      1. 0
        20 марта 2021 17:32
        Цитата: mister-red
        американцы ну вот такие крутые, они без шлюза смогли выйти. Я им дал фото Джемини и попросил подумать, куда бы можно было шлюзовую камеру приткнуть. Ответа не получил.[center]

        Американцы не крутые, они поступили на порядок рациональнее. Не стали лепить к маленькому кораблю (а "Восход-2" тоже очень маленький) ещё и здоровенный шлюз, который является ещё и лишним фактором риска — звено, которое может отказать на любом этапе — выходе или входе, а так же при отстреле — нам пришлось запускать целый автоматический "Космос-59" только чтобы убедиться, что шлюз может нормально отделиться от корабля. К тому же, вся их программа "Джемини" была заточена под будущий "Аполлон", в котором на лунном модуле нет шлюза, так что, отказ от шлюза — грамотное решение. К слову, наши тоже не собирались делать на лунном корабле шлюза. И опыт надувного шлюза нафиг не нужен был, ибо на ДОСах никаких надувных шлюзов не было и быть не должно.
        1. 0
          22 марта 2021 21:04
          Американцы не крутые, они поступили на порядок рациональнее.

          Они поступили единственным возможным для них способом. Невозможно к такой конструкции корабля прилепить шлюз.
          1. 0
            23 марта 2021 11:24
            Цитата: mister-red

            Они поступили единственным возможным для них способом. Невозможно к такой конструкции корабля прилепить шлюз.

            Телега впереди лошади. Они просто не ставили себе целью делать шлюз. И правильно поступили. Наш "Восход" крупнее, но толку от этого немного. Нормальной эргономики кабины не сделали и ввели в процесс, повторяю, дополнительный здоровенный агрегат, который увеличивал риски выхода, но потом ни разу больше не применялся. К тому же, всё равно аварийный сценарий предусматривал разгерметизацию корабля для помощи Леонову Беляевым.
            У амеров же — нормальная кабина самолётной компоновки, интуитивно понятная действующим лётчикам, что положительно работает на успешность выхода в малознакомых условиях космического полёта, где неизвестных факторов и без того множество.
            1. 0
              7 апреля 2021 18:31
              У амеров - поделка уровня бойскаута.
              В космос американцы впервые полетели в 1981 году, через 20 лет после Гагарина....
              Ну, как бы знать надо такие памятные даты в истории человечества...
              1. -1
                8 апреля 2021 09:03
                Цитата: Братков Олег
                Американцы поступили на порядок рациональнее. Они вообще все свои полёты, до 1981 года, снимали в павильоне, и не парились с угрозой жизни и здоровья космонавтам.

                У амеров - поделка уровня бойскаута.
                В космос американцы впервые полетели в 1981 году, через 20 лет после Гагарина....
                Ну, как бы знать надо такие памятные даты в истории человечества...

                Забористо...
                1. 0
                  11 апреля 2021 17:29
                  Цитата: Avis
                  ...
                  Забористо...

                  Да лишь бы мозги были, а не пустая голова, забитая пропагандой из телевизора. Можете конструкцию "Джемени" и "Меркурия" изучить. Американцы посадили актёров так, как они сидели бы в кабине истребителя, и поставили эту кабину вертикально. В результате голова актёра находится в самом низу, пять минут при ускорении пять же - и готов трупп от кровоизлияния в мозг. В СССР и Гагарин, и все остальные, лежат наклонно, под таким углом, что при ускорении пять же, сердце качает кровь в голову с усилием, которое необходимо при одном же. Над этим конструкторы думали, учёные, а американцы не успели подумать, им надо было судорожно фейк выдать, что они тоже умеют летать в космос. Да, в катапульте с авианосца ускорение побольше будет, только длится пару секунд.
                  1. 0
                    11 апреля 2021 18:08
                    Цитата: Братков Олег
                    Цитата: Avis
                    ...
                    Забористо...

                    Да лишь бы мозги были

                    Это точно не про тебя.
        2. 0
          7 апреля 2021 18:29
          Американцы поступили на порядок рациональнее. Они вообще все свои полёты, до 1981 года, снимали в павильоне, и не парились с угрозой жизни и здоровья космонавтам.
      2. +3
        20 марта 2021 18:00
        Восход с надувной шлюзовой камерой, типа американцы ну вот такие крутые, они без шлюза смогли выйти. Я им дал фото Джемини и попросил подумать, куда бы можно было шлюзовую камеру приткнуть. Ответа не получил.

        Такую версию я еще не слышал. Простите, они двоечники чтоли? Какраз разгерметизировать отсек КК большого ума не требуется, а вот создать дополнительный отсек (шлюз), сохранить герметичность корабля, в конце концов забросит на орбиту лишний вес намного сложней. В электронике американцы выигрывали, в конструкции Дженими проигрывали
        1. 0
          20 марта 2021 20:34
          В ракето-носителях они тогда проигрывали, потому "Джемени" намного меньше "Восхода". А по функциональности "Джемени" куда как круче.
          1. 0
            7 апреля 2021 18:34
            Вы чистый бред несёте. Свойства макета космического корабля в съёмочном павильоне всегда ничто перед реальными космическими кораблями Советского Союза. Вы бы уж тогда с каким-нибудь Вавилоном-5 сравнивали, или со "Звёздными вратами", чего уж мелочиться, типа, американцы по всей галактике через врата ходят, корабль Ра захватили, а СССР всего лишь пару человек на орбиту смог запустить.
      3. 0
        20 марта 2021 18:17
        Сейчас новую проблему вот вот поставит научно-технический прогресс - лунное шлюзование.
        Если на Луне всётаки что то построят, то там местные обитатели будут шлюзоваться очень интенсивно, может несколько раз в день, в условиях воздействия абразивной лунной пыли.
        Транспорт там может будет герметичный и с внутренней атмосферой и если им интенсивно пользоваться то нужен будет шлюз так как всё время откачивать воздух означает что изнутри его нужно будет покидать всем.
        1. +3
          20 марта 2021 20:43
          Транспорт там может будет герметичный и с внутренней атмосферой и если им интенсивно пользоваться то нужен будет шлюз так как всё время откачивать воздух означает что изнутри его нужно будет покидать всем.

          Для экономии запасов газа можно использовать двойной шлюз: т.е. два рядом установленных, в первом имеется атмосфера равная атмосфере станции, второй "пуст" космонавт заходит в шлюз №1 и давление перебрасывается в шлюз №2. Космонавт выходит на поверхность, а возвращается либо в шлюз №1 (если он пуст) или №2, если после него кто-то воспользовался аналогичным способом выходя из шлюза №2, а давление было переброшено в шлюз №1
          И ведь это с одного бокала вина, разбавленного на треть водой такие идеи в голову приходят))))
          1. +1
            20 марта 2021 20:54
            Давление и запасы газа будут уполовиниваться каждый раз, либо нужен будет насос а это точка отказа из за его сложности. Для экономии его надо делать как можно более компактным, в стиле "саркофага космической мумии", заполненной шариковым заполнителем.
            Но для подвижного транспорта это не решение - только для строений.
    2. +1
      22 марта 2021 03:37
      Совершенно верно! Щемились любой ценой догнать нас.... laughing
  3. +4
    20 марта 2021 12:51
    Спасибо автору за интересную тему good
    1. +3
      20 марта 2021 21:22
      Цитата: Alien From
      Спасибо автору за интересную тему good

      Как всегда познавательно и доступно для понимания good
  4. +2
    20 марта 2021 15:44
    Ещё два образца были переданы в зарубежные частные коллекции.

    Ну, вряд ли переданы бесплатно. Проданы, скорее.
    1. +2
      20 марта 2021 17:33
      Цитата: Авиатор_
      Ещё два образца были переданы в зарубежные частные коллекции.

      Ну, вряд ли переданы бесплатно. Проданы, скорее.

      Если проданы так же, как и "Луноход", то это то же самое, что подарены.
  5. 0
    25 марта 2021 11:24
    Большое спасибо за статью!
    Интересно и фотографии хорошие, вдобавок автор имеет непосредственное отношение к Звезде, что особенно ценно.

    Буду ждать новых статей.