Военное обозрение

Трофейные 105-мм пушки и 150-мм тяжелые полевые гаубицы на службе в РККА

14

В вооруженных силах нацисткой Германии имелось большое разнообразие артиллерийских систем различного назначения, произведённых в Германии, а также в оккупированных странах. И Красная Армия, безусловно, захватывала и использовала многие из них. Но сегодня мы поговорим о трофейных пушках и гаубицах, применение которых в РККА подтверждено документально.


Наибольший интерес в части использования против бывших хозяев представляли немецкие 105-мм дальнобойные пушки и 150-мм тяжелые полевые гаубицы. Это стало связано с тем, что Красная армия была не плохо насыщена полковыми и дивизионными 76–122-мм орудиями. В то же время дальнобойных артиллерийских систем более крупных калибров, способных эффективно разрушать хорошо подготовленные в инженерном плане оборонительные сооружения, осуществлять контрбатарейную борьбу и уничтожать цели в глубине обороны противника традиционно не хватало.

105-мм тяжелая полевая пушка 10 cm sK.18


От кайзеровской армии рейхсверу досталось три десятка тяжелых пушек 10 cm K.17 (10 cm Kanone 17,10 см пушка 17). Истинный калибр орудия составлял 105-мм.

Эта пушка имела классическую для периода Первой мировой войны конструкцию: с однобрусным клепанным лафетом, деревянными колёсами, отсутствием подрессоривания и малыми углами горизонтальной наводки. Для уменьшения отдачи использовалась гидропружинная система. Масса орудия в боевом положении составляла 3300 кг.

Трофейные 105-мм пушки и 150-мм тяжелые полевые гаубицы на службе в РККА
105-мм тяжелая пушка K.17

Хотя на фронт пушек K.17 попало немного (приблизительно 180 единиц), они успели продемонстрировать свою ценность в контрбатарейной борьбе. При максимальном угле возвышения +45° осколочно-фугасная граната массой 18,5 кг летела на 16,5 км.


После заключения Версальского договора Германию обязали большую часть 105-мм дальнобойных пушек передать другим странам или разобрать. Однако часть 105-мм орудий немцам удалось сохранить. И в годы Второй мировой они служили в береговых батареях.

После поражения в Первой мировой немцам запрещалось заниматься разработкой любых новых систем вооружения. Но спустя некоторое время были начаты секретные работы по созданию дальнобойных артиллерийских орудий.

С учётом опыта боевого применения пушек K.17, в 1926 году командование рейхсвера выдало фирмам Krupp и Rheinmetall техническое задание на разработку нового 105-мм орудия. Работы по 105-мм пушке протекали параллельно с проектированием тяжелой 150-мм полевой гаубицы.

Создание унифицированного «дуплекса» оказалось непростой задачей. Хотя прототипы были воплощены в металле в 1930 году, первые образцы орудий представили на испытания в 1933 году. По меркам 1920–1930-х годов новое 105-мм орудие проектировалось долго. Но длительный период тайной разработки, испытаний и доводки не пропал даром. И позволил сразу передать в войска хорошее орудие, практически лишённое «детских болезней».

Два крупнейших германских производителя артиллерийского вооружения боролись за весьма выгодный контракт. Но немецкое военное руководство пошло на компромисс, выбрав лафет Krupp и ствол Rheinmetall.

Новый лафет, в отличие от ранее существовавших систем, был выполнен с раздвижными станинами, обеспечивал три точки опоры и по характеристикам приближался к лафету с крестовидным основанием.

Из-за использования раздвижных станин вес нового 105-мм орудия по сравнению с K.17 возрос почти в 1,7 раза (с 3300 до 5642 кг). Но это позволило увеличить сектор наведения в горизонтальной плоскости с 6° до 60°. Максимальный угол вертикальной наводки составлял +48°. В крайних случаях допускалось ведение стрельбы со сведёнными станинами. Но в этом случае угол горизонтальной и вертикальной наводки был ограничен.

На этот же лафет мог устанавливаться ствол 150-мм тяжелой полевой гаубицы s.F.H.18. Таким образом, на одном лафете было реализовано две разных артиллерийских системы.

Серийное производство орудия, получившего обозначение 10 сm s.K.18 (10 см Schwere Kanone 18 – 10 см тяжелая пушка), началось в 1936 году. В ряде источников также встречается название 10,5 сm s.K.18.


105-мм тяжелая пушка s.K.18

Изготовление стволов осуществлялось на предприятиях Krupp и Rheinmetall-Borsig AG . Орудийные стволы, изготовленные разными фирмами, отличались деталями, но являлись взаимозаменяемыми. Производство лафетов велось только фирмой Krupp.

Цена одного орудия составляла 37 500 рейхсмарок.

Для стрельбы из 105-мм тяжелой пушки s.K.18 использовались выстрелы с раздельно-гильзовым заряжанием. В латунную или стальную гильзу длиной 445 мм в зависимости от дальности стрельбы помещалось три номера пороховых зарядов: малый (вес 2,075–2,475 кг в зависимости от типа пороха), средний (2,850–3,475 кг) и большой (4,925–5,852 кг). При стрельбе осколочно-фугасной гранатой массой 15,14 кг, малый заряд обеспечивал начальную скорость 550 м/с и максимальную дальность стрельбы 12 725 м. Средний – соответственно, 690 м/с и 15 750 м. Большой – 835 м/с и 19 075 м.

Скорострельность – до 6 выстр/мин.

В боекомплект входили три типа снарядов:

- 10,5 cm Gr. 19 – осколочно-фугасный снаряд весом 15,14 кг;
- 10,5 cm Gr. 38 Nb – дымовой снаряд весом 14,71 кг;
- 10,5 cm Pz.Gr. Rot – бронебойный снаряд весом 15,6 кг.

Для лучшей заметности разрыва на большом расстоянии и облегчения процесса корректировки артиллерийского огня наблюдателями, помимо заряда литого тротила массой 1,75 кг, осколочно-фугасная граната снаряжалась шашкой красного фосфора, дававшего хорошо заметный белый дым.

Бронебойным снарядом стреляли с применением большого заряда. Его начальная скорость составляла 822 м/с. На дистанции 1000 м этот снаряд по нормали мог пробить 135 мм броню, что обеспечивало уверенное поражение всех средних и тяжелых советских танков.

С учётом того, что вес артсистемы был очень значительным, а тягачей с необходимыми характеристиками в середине 1930-х в Германии не было, использовалась раздельная возка ствола и лафета.

Орудие разбиралась на две части и перевозилась на орудийной и лафетной повозках. Для конной тяги использовались упряжки в шесть лошадей. Скорость буксировки таким способом достигала 8 км/ч. В разобранном виде 105-мм пушка могла буксироваться и механической тягой со скоростью до 40 км/ч по асфальтированному шоссе.

Перевод орудия из походного положения в боевое при раздельной возке занимал 6–8 минут. И требовал усилий девяти человек. Для возки с помощью конной тяги использовались цельнометаллические колёса, для механической тяги – металлические колёса с резиновым литым ободом.


В конце 1930-х для буксировки 105-мм пушек s.K.18 и 150-мм гаубиц s.F.H.18 стал использоваться полугусеничный тягач Sd.Kfz.7. И орудие могло не разбираться, а буксироваться целиком.


Для буксировки орудия тягачом ствол переводился в походное положение (оттягивался назад). Время перевода орудия из походного положения в боевое при нераздельной возке сократилось до 3–4 минут.


Большой вес вынудил отказаться от щитового прикрытия расчёта. Объяснялось это тем, что орудие предназначено для стрельбы из глубины своих позиций. И стрельба прямой наводкой была бы нужна только в исключительных случаях.

В 1941 году, исходя из опыта боевого применения, был создан модернизированный вариант 105-мм орудия. С целью увеличения дальности стрельбы до 21 км, ствол удлинили на 8 калибров, а вес большого порохового заряда довели до 7,5 кг.

Для модернизированного орудия использовали более технологичный лафет. Такая пушка получила обозначение s.K.18/40. Впоследствии (после внесения ряда изменений, направленных на усиление конструкции) – s.K.18/42. При этом масса модернизированного орудия возросла до 6430 кг.


К началу Второй мировой войны в вермахте имелось 702 105-мм дальнобойных пушки. И немецкое командование считало такое количество вполне достаточным.

В 1940 году промышленность сдала лишь 35 таких орудий. А в 1941-м и 1942-м – соответственно, 108 и 135 пушек.

Значительные потери, понесённые на Восточном фронте, потребовали резко нарастить объёмы производства. И в 1943 году в войска отправили 454 орудия. А в 1944 году изготовили 701 орудие. До февраля 1945 года немецкие заводы смогли выпустить 74 единицы.

Таким образом, вооруженные силы нацисткой Германии получили 2209 пушек s.K.18 всех модификаций.


Пушки 10 сm s.K.18 применялись в составе артиллерии РГК в трехбатарейных пушечных дивизионах.

Также существовали смешанные дивизионы: две батареи 150-мм тяжелых полевых гаубиц и одна – 105-мм пушек. Подобные смешанные дивизионы имелись в составе некоторых моторизованных и танковых дивизий. В случае необходимости 105-мм дальнобойные орудия могли придаваться пехотным дивизиям. Известно, что несколько батарей, вооруженных пушками s.K.18, использовались в береговой обороне.

Пушка s.K.18 являлась достаточно эффективным средством поражения слабо защищённых целей в глубине обороны противника и часто использовалась для контрбатарейной борьбы. В то же время для разрушения долговременных оборонительных сооружений мощности 105-мм снаряда зачастую было недостаточно.


В начальный период войны на востоке орудия s.K.18 (наряду с 88-мм зенитками) входили в число немногих германских артсистем, способных бороться с новыми советскими средними и тяжелыми танками.


Хотя ставить столь дорогие и тяжелые орудия на прямую наводку было нерационально, такое использование 105-мм пушек имело место в течение всей войны.

Впрочем, и в РККА дефицит мощных противотанковых орудий тоже иногда пытались компенсировать за счёт 107-мм пушек М-60 и 122-мм пушек А-19.

Наиболее близким советским аналогом немецкого 105-мм орудия можно считать 107-мм пушку М-60.

По дальности стрельбы орудие s.K.18 немного превосходило советскую 107-мм пушку (19 075 м против 18 300 м). При этом 107-мм осколочно-фугасная граната ОФ-420 весила 17,2 кг, а германская 10,5 cm Gr. 19 – 15,4 кг. Советское орудие было гораздо легче: масса М-60 в боевом положении составляла 4000 кг (4300 кг в походном с передком), а масса s.K.18 – 5642 кг в боевом и 6463 кг – в походном.

Использование немецких 105-мм орудий s.K.18 в РККА и в вооруженных силах других государств


Впервые заметное количество орудий 10 сm s.K.18 было захвачено Красной армией в ходе контрнаступления зимой 1941–1942 гг.

Впрочем, значительная часть трофейных 105-мм пушек досталась в неисправном состоянии. Это было связано с тем, что немецкие артиллеристы в первый год войны с СССР оказались не готовы эксплуатировать свои орудия в условиях русской зимы. При температуре ниже –20° по Цельсию жидкость, используемая в противооткатном устройстве сильно густела. И система при ведении огня выходила из строя.
Часть захваченных 105-мм орудий удалось отремонтировать. И первая четырёхрудийная батарея 105-мм пушек немецкого производства появилась в Красной армии в феврале 1942 года.

Однако в 1942 году трофейные пушки s.K.18 в РККА использовались ограниченно.

В основном это было связанно с тем, что в условиях оборонительных боевых действий поле боя чаще всего оставалось за противником. И негде было пополнить израсходованные боеприпасы. Кроме того, катастрофически не хватало средств механизированной тяги. В этих условиях уцелевшие 105-мм дальнобойные орудия эвакуировали в тыл.

В следующий раз приблизительно два десятка пригодных к дальнейшему использованию пушек 10 сm s.K.18 и значительное количество выстрелов к ним оказалось в распоряжении Красной армии после капитуляции 6-й немецкой армии, окруженной под Сталинградом.


В дальнейшем (во второй половине войны) наши войска регулярно захватывали 105-мм пушки s.K.18. Чаще всего трофеями оказывались орудия, брошенные на позиции, ввиду невозможности эвакуации или по причине выхода из строя тягачей. Иногда уцелевшие пушки удавалось обнаружить среди разбитой техники немецких воинских колонн, уничтоженных нашими штурмовиками на марше.

Хотя в ходе боевых действий исправных орудий s.K.18 советским войскам удалось захватить относительно немного – около 50 единиц, они со второй половины 1943 года активно использовались против бывших хозяев.

Для того чтобы облегчить освоение трофейных орудий советскими расчётами, на русский язык были переведены таблицы стрельбы и выпущена инструкция по эксплуатации.

Трофейные 105-мм пушки передавались в соединения РВГК и активно воевали наравне с собственной дальнобойной артиллерией.

Судя по всему, после капитуляции Германии в числе трофеев РККА оказалось солидное количество 105-мм пушек, которые находились на хранении до второй половины 1950-х годов.


Страница из справочника: «Комплектация боеприпасов бывшей германской армии»

В 1946 году был издан справочник «Комплектация боеприпасов бывшей германской армии», в котором были подробно описаны снаряды к 105-мм пушке s.K.18.

Помимо Германии и СССР 105-мм орудия использовались в водруженных силах других государств.

В 1939 году вместе с другим вооружением Болгария получила партию 105-мм полевых орудий s.K.18. Эти орудия стояли на вооружении болгарской армии до начала 1960-х.

10 сm s.K.18 в Национальном военно-историческом музее, Болгария, София

После окончания Второй мировой несколько десятков 105-мм пушек имелось во Франции, Чехословакии и Албании.

Тяжелая 150-мм гаубица 15 сm s.F.H.18


Версальский договор запрещал рейхсверу иметь на вооружении орудия калибром 150-мм и выше.

Единственное исключение было сделано для крепости Кёнигсберг, где сохранилось 12 150-мм полевых гаубиц sF.H.13 lg. Эта модификация отличалась от стандартной 150-мм гаубицы s.F.H.13 (schwere Feldhaubitze – тяжёлая полевая гаубица) длиной ствола, увеличенной с 14 до 17 калибров.


150-мм полевая гаубица s.F.H.13

Масса орудия в боевом положении – 2250 кг. Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой массой 43,5 кг составляла 8400 м. Скорострельность – 3 выстр/мин.

Однако немцы сумели припрятать до «лучших времён» примерно 700 150-мм гаубиц. В 1940 году германские арсеналы пополнились гаубицами s.F.H.13 lg (с удлинённым стволом), захваченными в Бельгии и Нидерландах.

Хотя к моменту нападения на СССР гаубицы s.F.H.13 были достаточно многочисленными в вооруженных силах Германии, части первой линии в основном вооружались новыми 150-мм тяжелыми полевыми гаубицами s.F.H.18.


Тяжелая 150-мм гаубица s.F.H.18

Как уже говорилось выше, это орудие создавалось параллельно с пушкой s.K.18. И лафет с раздвижными коробчатыми станинами был унифицирован с лафетом 105-мм пушки.


Тяжелая 150-мм гаубица s.F.H.18 с расчётом на огневой позиции

При длине ствола 29,5 калибра максимальная начальная скорость снаряда составляла 520 м/с, а максимальная дальность стрельбы – 13 300 м. Скорострельность – 4 выстр/мин. Угол вертикальной наводки составлял от –3° до +45°. Горизонтальной наводки – 60°.

В боевом положении гаубица s.F.H.18 весила 5530 кг. В походном положении – 6100 кг. Как и в случае с 105-мм орудием s.K.18, конной тягой 150-мм гаубица s.F.H.18 могла транспортироваться лишь раздельной возкой. При подготовке к транспортировке ствол при помощи ручной лебедки снимался с лафета и помещался на двухосную ствольную повозку, соединенную с передком.


Расчет 150-мм гаубицы s.F.H.18 на конной тяге на марше в районе Ржева

Повозка со стволом, а также лафет с передком транспортировались упряжками из шести лошадей. Средняя скорость транспортировки по дороге с твердым покрытием не превышала 8 км/ч. На слабых грунтах и пересечённой местности скорость движения сильно падала. И расчётам зачастую приходилось толкать повозки. Также очень непростой задачей было развернуть повозку со стволом на узкой дороге.

Расчёт разворачивает повозку со стволом гаубицы s.F.H.18

Хорошо тренированный расчет из 12 человек переводил орудие из походного положения и обратно за 7 минут.

При применении мехтяги орудие буксировалось полугусеничным тягачом Sd.Kfz.7.


Процесс приведения в походное положение значительно упрощался: следовало лишь снять сошники со станин, свести станины, водрузить их на передок и оттянуть ствол в походное положение. Все это занимало 3–4 минуты.

Как и в случае со многими другими артсистемами вермахта, варианты s.F.H.18 для конной и механизированной тяги отличались колесами лафета. В первом случае применялись цельнометаллические колеса диаметром 1300 мм со стальными ободами, во втором – колеса диаметром 1230 мм с резиновыми литыми шинами.

Основным в боекомплекте считался осколочно-фугасный снаряд 15 cm Gr.19 весом 43,62 кг, содержавший 4,4 кг тротила. Он снабжался ударным и механическим дистанционным взрывателями. При использовании дистанционного взрывателя и подрыве на оптимальной высоте 10 м убойные осколки летели вперед на 26 м и в стороны на 60–65 м. При срабатывании головного взрывателя, поставленного на мгновенное действие, осколки летели на 20 м вперед, 50 м в стороны и 6 м назад. Снаряд при попадании по нормали мог пробить бетонную стену толщиной 0,45 м, кирпичную – до 3 м.

Бетонобойный тупоголовый снаряд 15 cm Gr. 19 Be весил 43,5 кг и содержал 3,18 кг тротила.

Дымовой снаряд 15 cm Gr. 19 Nb весом 38,97 кг содержал разрывной заряд массой 0,5 кг и 4,5 кг дымообразующего состава. При его разрыве образовывалось дымовое облако диаметром до 50 м, сохранявшееся при слабом ветре до 40 с.

В годы Второй мировой в боекомплект 150-мм тяжелой полевой гаубицы ввели несколько новых снарядов:

- Кумулятивный снаряд 15 cm Gr. 39 H1/A массой 25 кг содержал 4 кг заряд сплава тротила с гексогеном. Бронепробиваемость составляла 180–200 мм при угле встречи 45° от нормали, что позволяло поражать танки любых типов.

- Бронебойный подкалиберный снаряд 15 cm PzGr. 39 TS весом 15 кг, на дистанции 1000 м по нормали мог пробить 125 мм броню.

- Улучшенная 150-мм осколочно-фугасная граната 15 cm Gr. 36 FES с железокерамическим ведущим пояском. Её длина была увеличена с 615 до 680 мм. И масса разрывного заряда доведена до 5,1 кг.

Заряжание гаубицы – раздельно-гильзовое. Для стрельбы применялись восемь зарядов. Применение 7-го и 8-го зарядов разрешалось лишь в особых ситуациях. А количество выстрелов на этих зарядах ограничивалось не более чем 10-ю подряд – это было вызвано ускоренным износом ствола и зарядной каморы.


150-мм тяжелая полевая гаубица вполне соответствовала своему назначению. Но (с учетом нехватки средств механической тяги) уже вскоре после начала серийного производства армейское командование потребовало снизить вес орудия.


150-мм гаубица s.F.H.36

В 1939 году началось производство облегчённой гаубицы s.F.H.36. В конструкции лафета этого орудия использовались легкие алюминиевые сплавы. И масса в походном положении уменьшился на 2,8 т, в боевом положении – на 2,23 т. Для снижения отдачи был использован дульный тормоз. Ствол гаубицы s.F.H.36 стал на 99 см короче, чем у s.F.H.18, дальность стрельбы сократилась на 825 м.

Экономия веса, достигнутая внедрением легкосплавного лафета и укороченным стволом, позволила буксировать гаубицу одной шестиконной упряжкой. Однако из-за дефицита алюминия и технологических трудностей с выделкой литых деталей из лёгких сплавов, производство s.F.H.36 прекратили в 1941 году. Да и выпущенное количество гаубиц данной модификации было очень небольшим.

В 1938 году началась разработка ещё одного варианта 150-мм гаубицы, предназначенного исключительно для мехтяги.

Внедрение новых снарядов с железокерамическим ведущим пояском и увеличение длины ствола на 3 калибра позволило повысить дальность стрельбы до 15 675 м. Также до +70° – увеличили угол возвышения, что придало орудию свойства мортиры.

Работы велись высокими темпами. И опытный образец гаубицы s.F.H.40, был готов в конце 1938 года. Но решение о запуске орудия в серийное производство было заблокировано Адольфом Гитлером, требовавшим в первую очередь увеличения выпуска оружия, уже находящегося в производстве.

До принятия окончательного решения о свёртывании работ по гаубице s.F.H.40 фирма Krupp успела выпустить несколько десятков стволов для них. Дабы использовать эти 150-мм стволы, в 1942 году их наложили на лафеты гаубиц s.F.H.18. И данная модификация получила обозначение s.F.H.42. Максимальная дальность стрельбы этого орудия составила 15 100 м. Всего выпустили 46 гаубиц s.F.H.42.

В 1942 году началось серийное производство «компромиссного» варианта – гаубицы s.F.H.18М с дульным тормозом. Благодаря нововведению, удалось снизить нагрузки, воздействовавшие при выстреле на лафет гаубицы. Одновременно частично решили проблему стрельбы на 7-м и 8-м зарядах, введя в конструкцию зарядной каморы сменные вкладыши – теперь после износа их можно было легко заменить. Тогда как ранее требовалась замена ствола целиком.

Гаубица s.F.H.18М стала первой германской серийной артиллерийской системой, в боекомплект которой вошли активно-реактивные снаряды. Такой снаряд, получивший обозначение 15 cm R Gr., весил 45,25 кг, а дальность стрельбы им достигала 19 000 м. Благодаря этому, гаубица обрела возможность поражать цели на дистанции, ранее доступной для 105-мм пушек s.K.18. Впрочем, стрельба активно-реактивными снарядами была эффективна лишь при ведении беспокоящего огня. Рассеивание таких снарядов на предельной дальности оказалось слишком большим.


Тяжелые 150-мм гаубицы согласно штатному расписанию наряду с 10,5 cm le.F.H.18 имелись в одном из четырех дивизионов артполка пехотной дивизии. Эта же гаубица использовалась в отдельных тяжелых артдивизионах РГК. В годы Второй мировой 150-мм гаубицы s.F.H.18 широко применялись для уничтожения живой силы, контрбатарейной борьбы, разрушения фортификационных сооружений, а также для борьбы с танками на исходных позициях и обстрела объектов в тылу противника.

Боевое крещение s.F.H.18 состоялось в Испании, куда в составе легиона «Кондор» было отправлено две батареи таких орудий. Впоследствии гаубицы передали франкистам. И после подготовки немецкими инструкторами испанских расчетов s.F.H.18 очень эффективно применялись в боях.

Тяжелые полевые 150-мм гаубицы использовались вермахтом и войсками СС на всех этапах войны и на всех театрах военных действий.

Орудие считалось довольно надежным, а его снаряды обладали большой разрушительной силой. Наличие в боекомплекте кумулятивных и подкалиберных бронебойных снарядов теоретически позволяло использовать s.F.H.18 для борьбы с танками. Но в такой ипостаси тяжелая гаубица применялась лишь в исключительных случаях – большой вес и габариты орудия, а также отсутствие щитового прикрытия делало его очень уязвимым на поле боя.

Впрочем, после прямого попадания тяжелого осколочно-фугасного снаряда, в котором содержалось до 5 кг тротила или аммотола, вряд ли какой танк периода Второй мировой мог остаться в строю.

Сравнивая s.F.H.18 с советской 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20, можно отметить, что советское орудие почти на 4 км превосходило германскую 150-мм гаубицу по дальности стрельбы. Введение в боекомплект активно-реактивного снаряда позволило лишь частично снять остроту проблемы, поскольку новый боеприпас обладал недостаточной точностью.

В то же время МЛ-20 в боевом положении весила 7270 кг, а в походном – 8070 кг.

Таким образом, советская артсистема была почти на 2 т тяжелей.

Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которых всегда не хватало.

Производство гаубиц s.F.H.18 с 1934 по 1945 год велось на предприятиях компаний Rheinmetall-Borsig AG и Krupp. Уже после нападения Германии на Советский Союз к выпуску таких орудий подключилась чешская фирма Skoda. Стоимость гаубицы в зависимости от варианта составляла 38 500–60 000 рейхсмарок. Было произведено 6756 гаубиц всех модификаций.

Использование 150-мм тяжелых гаубиц в РККА и в вооруженных силах других государств


В конце 1930-х годов практически одновременно с отправкой s.F.H.18 в Испанию, 24 гаубицы приобрело правительство Китая.

Войска гоминдана очень ценили и берегли эти орудия, используя их для контрбатарейной борьбы и обстрела важных целей в глубине обороны японцев. В настоящее время одна 150-мм тяжелая гаубица немецкого производства экспонируется в пекинском Военном музее Китайской революции.


150-мм гаубица s.F.H.18 в Военном музее Китайской революции

В 1940 году 48 гаубиц s.F.H.18 приобрела Финляндия. Орудия, получившие обозначения 150 H/40 активно применялись против советских войск, вплоть до выхода Финляндии из войны. Большая их часть уцелела. И в 1950-е годы 150-мм гаубицы прошли восстановительный ремонт.


150-мм тяжелая полевая гаубица с финским расчётом

В 1988 году была запущена программа модернизации старых 150-мм германских гаубиц. Самым важным изменением стала замена оригинальных стволов на 152-мм ствол финского производства с дульным тормозом.


152-мм модернизированная гаубица 152 H 88-40

Изменения так же были внесены в лафет, для защиты расчёта от осколков установили броневой щит. Орудия получили новые колёса с пневматическими шинами, что позволило увеличить скорость их буксировки до 60 км/ч.

Модернизации подверглись 42 гаубицы, получившие обозначение 152 H 88-40. Они стояли на вооружении до 2007 года.

Красная армия использовала трофейные гаубицы s.F.H.18 очень активно.

Как и в случае с 105-мм пушкой s.K.18, в заметном количестве 150-мм тяжелые гаубицы наши войска захватили в ходе контрнаступления под Москвой. И первые батареи, вооруженные гаубицами s.F.H.18, появились в РККА в 1942 году.


150-мм тяжелая полевая гаубица s.F.H.18, брошенная на огневой позиции

Однако в заметных количествах эти орудия стали использоваться с весны 1943 года. После того как наши специалисты сумели разобраться с трофеями, захваченными после окончания Сталинградской битвы.


В 1943 году ГАУ издало переведённые на русский язык таблицы стрельбы, подробный перечень боеприпасов с их характеристиками и инструкцию по эксплуатации.


В Красной армии орудие получило обозначение «150-мм немецкая тяжёлая полевая гаубица обр. 18».

Трофейные тяжелые гаубицы и боеприпасы к ним регулярно захватывались нашими войсками в ходе наступательных операций и использовались до окончания боевых действий.


Тяжелыми гаубицами s.F.H.18 были вооружены несколько артиллерийских полков корпусной артиллерии и бригад РВГК. Эти орудия также участвовали в боевых действиях против Японии.


Батарея 150-мм гаубиц s.F.H.18 238-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады

В послевоенное время имевшиеся в РККА гаубицы s.F.H.18 передали на базы хранения, где они находились до конца 1950-х.

Помимо СССР такие орудия имелись в вооруженных силах Албании, Болгарии, Португалии и Югославии. Франция продавала их в Латинскую Америку и на Ближний Восток.

Чехословакия получила около 200 гаубиц различных модификаций. И впоследствии выпускала модернизированные варианты. Во второй половине 1950-х после ревизии немецкого военного наследства командование чехословацкой армии инициировало создание модификации полевой гаубицы 15 cm s.F.H.18 под советские 152-мм снаряды от гаубицы-пушки МЛ-20.


152-мм гаубица vz. 18/47

Работы по переделке гаубицы были закончены специалистами фирмы Skoda в 1948 году.

В ходе переделки ствол орудия был расточен до калибра 152,4-мм. И с целью снижения нагрузки на элементы конструкции ствол был укорочен и оснащён дульным тормозом.

Также с целью уменьшения отдачи стрельба из гаубицы полным зарядом не велась. Модернизированные орудия, получившие обозначение vz. 18/47, поступили на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Чехословацкой народной армии.


В 1967-м году орудия прошли капитальный ремонт.

Замена гаубиц vz. 18/47 в частях Чехословацкой народной армии новыми самоходными 152-мм гаубицами vz.77 Dana началась в конце 1970-х. Снятые с вооружения строевых частей орудия передавались на хранение.

Однако этот процесс затянулся. 362-й артиллерийский полк чехословацкой армии был вооружен гаубицами vz. 18/47 до 1994 года.

В конце 1950-х – начале 1960-х несколько десятков 152-мм орудий vz. 18/47 приобрела Сирия. В этой стране они использовались совместно с советскими 152-мм пушками гаубицами МЛ-20 и гаубицами Д-1.

Имеется информация, что чешско-германские «гибридные» орудия применялись вооруженной сирийской оппозицией в 2015 году.

Окончание следует…
Автор:
Статьи из этой серии:
Использование трофейных немецких пистолетов в СССР
Использование немецких трофейных пистолетов-пулемётов в СССР
Использование трофейных немецких винтовок и автоматов в СССР
Использование трофейных немецких пулемётов в СССР
Использование трофейных немецких танков и САУ в начальный период Великой Отечественной войны
Использование трофейных «Пантер» и «Тигров» на завершающем этапе Великой Отечественной войны
Использование в РККА трофейных немецких САУ на завершающем этапе Великой Отечественной войны
Использование германской бронетанковой техники в послевоенное время
Использование трофейных немецких миномётов и реактивных систем залпового огня
Использование трофейных немецких противотанковых орудий
Трофейные немецкие пехотные орудия на службе в РККА
Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Tucan
    Tucan 23 марта 2021 05:14
    +14
    Очень подробная, содержательная и хорошо иллюстрированная статья! good
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 23 марта 2021 05:38
      +10
      Цитата: Tucan
      Очень подробная, содержательная и хорошо иллюстрированная статья! good

      Согласен полностью читаю цикл Сергея с большим удовольствием!
      Спасибо, с уважением Владислав.
      1. Охотовед 2
        Охотовед 2 23 марта 2021 06:41
        +10
        Присоединюсь с камрадам, Цикл статей - просто великолепен! Сергею Линнику Огромное спасибо! hi
        Каждый раз гадаю, какую следующую «трофейную» тему он раскроет what
        1. zyablik.olga
          zyablik.olga 23 марта 2021 08:21
          +9
          Цитата: Охотовед 2
          Присоединюсь с камрадам, Цикл статей - просто великолепен! Сергею Линнику Огромное спасибо!
          Каждый раз гадаю, какую следующую «трофейную» тему он раскроет

          Пока Серёжи нет, раскрою о чём будут следующие публикации. Мой муж планировал рассказать в одной статье о трофейных немецких зенитках. Но по мере сбора материала стало ясно, что в одной статье всё не поместиться, и в следующей части цикла речь пойдёт о 20-мм калибре.
      2. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 23 марта 2021 07:21
        +8
        К вашим словам, коллеги, и добавить нечего!) good
        Сам читаю с превеликим удовольствием и узнаю достаточно много нового и интересного. Вот о модернизации данных пушек и переточки под наши боеприпасы даже не слыхал!
  2. zyablik.olga
    zyablik.olga 23 марта 2021 06:34
    +12

    Это снимок немецкой гаубицы имеющейся музее Сапун Гора под Севастополем. Мы с Серёжей там были в 2016 году. Мой муж там всё облазил и много фотографировал.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 23 марта 2021 14:15
      +6
      Оля, добрый день. love
      Я всегда поражаюсь и радуюсь отточенной дотошности статей Сергея. Удовольствие от прочтения огромное! За что ему и спасибо большущее smile
      На Сапун-горе мы с мужиками как-то провели ночь, пили вино и пели военные песни под гитару. Был у меня приятель из местной милиции, ночью там дежурил и нас пригласил, так до утра и сидели. drinks
  3. Гончар
    Гончар 23 марта 2021 09:24
    0
    Спасибо! Интересная статья. Использование 105-мм пушки в береговой артиллерии - это вероятно, противодесантная оборона. Использовать сухопутное орудие с однобрусным лафетом для стрельбы по движущейся морской цели малореально. Что же касается сравнения 10 сm s.K.18 с советской 107-мм системой М-60, то тут другое предназначение. Если немецкое орудие использовалось в частях РГК, то М-60 создавалась как противотанковая пушка и должна была поступать в ИПТАБр, по 24 орудия в бригаде. Некоторое число таких орудий сохранилось до 1943г, и в составе 3-х тяжелых ИПТАП участвовали в Курской битве. А у немцев использование 10 сm s.K.18 как противотанкового было вынужденным - наличие значительного числа танков с противоснарядным бронированием в РККА стало сюрпризом.
    1. Bongo
      23 марта 2021 12:37
      +7
      Цитата: Гончар
      Что же касается сравнения 10 сm s.K.18 с советской 107-мм системой М-60, то тут другое предназначение. Если немецкое орудие использовалось в частях РГК, то М-60 создавалась как противотанковая пушка ...

      Простите, но с этим я согласиться не могу. no Как следует из архивных документов, 107-мм М-60 разрабатывалось как дивизионное орудие. Но из-за нехватки средств тяги и организационных проблем М-60 действительно использовали в бригадах ПТО. Но уже в конце 1941 года бригады были расформированы, и уцелевшие М-60 стали использоваться в составе отдельных дивизионов по 12 орудий.В 1943 году уцелевшие 107-мм пушки передали в корпусную артиллерию, где они использовались вместе с 152-мм гаубицами Д-1 и МЛ-20 и 122-мм пушками А-19.
    2. Alexey RA
      Alexey RA 23 марта 2021 17:39
      +5
      Цитата: Гончар
      Если немецкое орудие использовалось в частях РГК, то М-60 создавалась как противотанковая пушка и должна была поступать в ИПТАБр, по 24 орудия в бригаде.

      107-мм пушка М-60 проектировалась как дивизионная пушка большой мощности.
      Для иптабр предназначались совсем другие орудия - типа той же 107-мм М-75 (масса 7,5 тонн, бронепробиваемость по ТЗ - 160 мм на дистанции 1000 м). Но из-за их неготовности пришлось искать замену, которой и стала дивизионная М-60. Кроме того, у иптабр была тяга, а вот у пехоты на дивизионном уровне с тягой для почти 4,5-т артсистем было плохо.

      Интересно, что у "сменщицы" М-60 - полевой пушки БС-3 - судьба была схожей: 100-мм пушки точно так же пошли в ПТА. Разве что в этот раз военные не стали предаваться фантазиям о мощной дивизионной пушке и сразу запихали новую артсистему на корпусной уровень.
  4. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 23 марта 2021 12:14
    +2
    Ну что ж... для Красной армии тоже разрабатывались "дуплексы" и "триплексы"... yes
  5. NF68
    NF68 23 марта 2021 16:50
    0
    Зачем добру пропадать.
  6. flc9800
    flc9800 23 марта 2021 17:53
    +5
    Спасибо автору за очередную ,прекрасно оформленную статью из интереснейшего цикла !
  7. Костадинов
    Костадинов 24 марта 2021 13:11
    0
    Для конной тяги использовались упряжки в шесть лошадей.

    Можно и без тягачи (6 т. пушки). Ето для сведения тех кто думает что артиллерия погибнет без мото тягачи.