Военное обозрение

Бронетранспортер М113: испытания в Кубинке и сравнение с БМП-1

93
М113 в Бронетанковом музее в Кубинке. Фото автора

Трофей из Вьетнама



Посетители Бронетанкового музея в подмосковной Кубинке во всем разнообразии отечественной и зарубежной техники не с первого раза обратят внимание на тройку американских бронетранспортёров М113. Тем не менее, эти гусеничные броневики, установленные в павильоне № 5 «Бронетехника США, Великобритания, Канада», достойны отдельной истории.

Самый первый из них, бронетранспортер М113 с инвентарным номером 4616 появился в Кубинке в войсковой части № 68054 в начале 70-х годов. Машина была подарена северовьетнамскими товарищами в знак признательности за обширную советскую помощь. Остальные М113 пришли в Кубинку позже, уже после поражения южан. Когда американцы оставили более 1300 гусеничных машин в качестве трофеев победителям. Немалая часть из них сейчас служит во Вьетнамской народной армии, вооруженная советским стрелковым оружием.

Боевое крещение М113 приняли во Вьетнаме. Источник: livejournal.com

Для начала 70-х годов американский бронетранспортер был вполне удачной моделью, хотя и не лишен некоторых недостатков.

Для своего времени это была самая массовая зарубежная гусеничная бронемашина – к 1978 году было выпущено более 40 тыс. экземпляров. Американцы особой тайны из конструкции М113 не делали. И щедро продавали союзникам – как минимум в 30 стран.

Боевое крещение броневик получил во Вьетнаме в 1962 году, когда американское командование передало 32 машины армии Южного Вьетнама. Тогда вьетнамцы дали М113 звучное прозвище «Зеленый дракон».

И действительно, первое время противник ничего не мог противопоставить гусеничной машине. Броневик обладал неплохой проходимостью по рисовым чекам, а также выдерживал огонь стрелкового оружия.

Партизаны несли потери. И это заставляло искать новые приемы борьбы с М113.

Для этого машины заманивали в непроходимые участки и обстреливали из ручных противотанковых гранатометов.

Также вполне эффективным оказался массированный сосредоточенный огонь по командиру танка. Пулемет Browning M2HB калибром 12,7-мм располагался на открытой турели около командирской башенки, что делало стрелка очень уязвимым.

В январе 1963 года рота М113 армии Южного Вьетнама штурмовала вьетконговскую деревню. В ходе наступления меткие северовьетнамские стрелки выбили почти всех командиров М113, высунувшихся по пояс для ведения огня из пулемета.

Вполне вероятно, выставленные в музее М113 далеко не все из попавших в СССР. Источник: livejournal.com

Ответом на все возрастающие потери среди экипажей бронетранспортеров стали надстройки на командирской башенке и щитки пулемета. Устанавливали подобное в ремонтных мастерских южновьетнамской армии. А позже защита появилась и на машинах американских войск.

Как минимум одна из таких машин была захвачена и в исправном состоянии оказалась в Советском Союзе.

М113 vs БМП-1


Результаты исследования американского бронетранспортера М113 были частично опубликованы в «Вестнике бронетанковой техники» в течение 70-х годов. Можно предположить, что детальное исследование всех узлов машины и оформление результатов заняло у инженеров пару-тройку лет.

Наибольший интерес в Кубинке вызвала гидромеханическая трансмиссия Allison TX-200-2 с автоматическим переключением передач. Это была незначительно переработанная гражданская трансмиссия серии XT, что серьезно удешевляло производство бронетранспортера.

Ничего подобного отечественная промышленность тогда не могла предложить, поэтому детальному разбору устройства была уделена немалая часть публикации.

Инженеры высоко оценили небольшие габариты трансмиссии и удобство эксплуатации. Среди слабостей БТР была отмечена недостаточная мощность бензинового двигателя Chrysler Model 75M в 215 л. с. Кинематика трансмиссии позволяла разгоняться до 72,5 км/ч, но тяговых возможностей мотора было маловато.

Десятки (если не сотни) трофейных М113 до сих пор служат во вьетнамской армии. Источник: pikabu.ru

Для оценки динамики M113 использовалась бетонная трасса в окрестностях Кубинки. На высшей шестой передаче бронетранспортер смог набрать около 56 км/ч.

В снаряженном состоянии (10,4 тонны) машина до максимальной скорости разгонялась почти 45 секунд, а в облегченном весе (8,4 тонны) укладывалась в 39. Как отмечали испытатели, разгонная динамика гусеничного броневика во всех интервалах скоростей находилась на уровне отечественной военной техники легкой весовой категории.

Инженеры в ходе исследования сравнивали М113 с первой в мире боевой машиной пехоты БМП-1.

Не совсем понятно, почему выбрали для сравнения бронемашину совсем другого класса. БМП-1 была и тяжелее на полторы тонны, и вооружена гораздо серьезнее. При сравнении экономичности дизельная боевая машина пехоты расходовала на 23–28 % меньше топлива, чем бензиновый М113.

На замкнутой трассе, протяженностью 10 км, БМП-1 держала среднюю скорость в 36,8 км/ч, а «американец» – всего 25,7 км/ч. Во многом это определялось как большей мощностью мотора отечественной машины, так и высокой плавностью хода. По последнему параметру М113 серьезно уступал БМП-1.

В отечественной литературе можно встретить упоминания о таких недостатках М113, как низкая проходимость по сложным грунтам. Очевидно, информацию об этом взяли из опыта зарубежной эксплуатации, так как инженеры-испытатели Кубинки ни слова не упомянули о подобном недостатке. Вероятно, по грязи заморский броневик просто не гоняли.

Интересно, что с 1964 года американцы приступили к выпуску модификации М113А1, у которой 215-сильный мотор Chrysler 75M сменили 212-сильным дизельным General Motors 6V53. Так сказать, учли ошибки и опыт потенциального противника.

Гораздо позже инженерам удалось заочно сравнить машины серии М113 с более совершенными БМП-2. Соответствующий аналитический отчет был опубликован в «Вестнике бронетанковой техники» в 1989 году. Американцы проводили подконтрольную эксплуатацию М113 у себя на родине в фортах Худ и Ирвин, а также в немецком Брамберге.

Несмотря на то, что условия испытаний у бронетранспортера были проще, чем у советской БМП-2, инженеры оценили надежность М113 как близкую к отечественной машине. Как утверждается в статье, это говорит о высоком уровне проработки конструкции.

Алюминиевая броня


Помимо гидромеханической трансмиссии, особый интерес у трофейного БТР М113 вызывала алюминиевая броня, доля которой в общей массе машины достигала 40 %. Точнее, она была не совсем алюминиевая.

Химический анализ показал, что доля магния в сплаве была около 4,5–5 %, марганца – 0,6–0,8 %, хрома – до 0,1 %, а «крылатый металл» занимал около 94 %. Удивительно, но химики обнаружили в броне даже дефицитный титан – до 0,1 %. Остальные элементы – железо, цирконий, цинк и кремний присутствовали в броне в следовых количествах. Испытатели даже назвали марку стали 5083 и отметили её хорошую свариваемость.

Важным преимуществом американской брони было отсутствие процедуры закалки и отпуска, что серьезно упрощало производство. Единственными броневыми деталями, изготовленными из стальных сплавов, оказались упоминаемые защитные надстройки командирской башенки и пулеметные щитки. Это была стандартная противопульная броня высокой твердости.

Бронетранспортер М113: испытания в Кубинке и сравнение с БМП-1
Рисунок из «Вестника бронетанковой техники». Источник: btvt.info

Испытания стойкости брони М113 к обстрелу крупнокалиберными пулеметами заставляет задуматься о количестве поставленных Вьетнамом в Кубинку бронетранспортёров.

На музейном экземпляре в павильоне № 5 хранится вполне целый БТР. По крайней мере, на нем нет видимых следов от пуль. Между тем эвакуированному из Вьетнама М113 совсем не поздоровилось на полигоне в Кубинке. Обрабатывали машину бронебойными калибрами 14,5-мм, 12,7-мм и 7,62-мм. Обстрел велся под разными курсовыми углами по лобовым и бортовым деталям бронемашины с дистанций до километра.

В отчете об испытаниях брони американского БТР уровень защиты был обозначен как относительно высокий.

Позже появились публикации, в которых М113 обвиняли в низкой стойкости к противотанковому оружию.

Это, конечно, абсурд – машина изначально разрабатывалась совсем не для боя на передовой. И свою основную задачу по защите экипажа от стрелкового оружия выполняла очень неплохо.

Что и подтвердили испытания в Кубинке на базе войсковой части 68054.
Автор:
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 1 апреля 2021 18:10
    +17
    Спасибо. Статья очень понравилась.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 1 апреля 2021 18:41
      +8
      Игорь, привет. smile
      Испытания стойкости брони М113 к обстрелу крупнокалиберными пулеметами заставляет задуматься о количестве поставленных Вьетнамом в Кубинку бронетранспортёров.

      Неужто было и так?! wassat
  2. Вадим Ананьин
    Вадим Ананьин 1 апреля 2021 18:24
    +2
    Была такая машина, про неё я читал еще в 1982-83 годах но тогда особого интереса как -то не сложилось. Спасибо Автору !
    1. Наводлом
      Наводлом 1 апреля 2021 19:09
      +1
      помню пацаном был
      учебники и справочники, которые остались у отца и дяди после службы в СА, были одними из любимых книжек
      изображения американского солдата в комбинезоне, М113, безоткатное орудие на виллисе
      до сих пор в глазах стоят
  3. Doliva63
    Doliva63 1 апреля 2021 19:01
    0
    Изучал её ещё в 70-х. Самое интересное в ней - аппарель для десанта, в остальном - отстой.
    1. ВАШ
      ВАШ 2 апреля 2021 02:23
      -10
      Что в ней такого хорошего? Быстрее двери распахнутся, чем аппарель опустится. От дверей ещё и некая защита имеется
      1. Doliva63
        Doliva63 2 апреля 2021 14:57
        +2
        Цитата: ВАШ
        Что в ней такого хорошего? Быстрее двери распахнутся, чем аппарель опустится. От дверей ещё и некая защита имеется

        А где я сказал что-то хорошее? Просто решение было неординарным, согласитесь. Но я тоже считаю, что двери были лучше.
    2. LastPS
      LastPS 2 апреля 2021 08:07
      +17
      Он на гусеничном ходу и защищает десант от мелкокалиберного оружия и осколков, а еще там автоматическая коробка, при этом стоит это все относительные копейки. Чего еще надо от бтра? По-моему как бы не лучший образец 60-х в этом классе.
      1. Ищущий
        Ищущий 2 апреля 2021 14:51
        -16
        американская задница-тоже наверное лучшая в своем классе????
        1. LastPS
          LastPS 2 апреля 2021 15:56
          +9
          А по существу есть что сказать или мы только в пьяный бред умеем?
  4. Стройбат запаса
    Стройбат запаса 1 апреля 2021 19:17
    0
    Магния и марганца в составе брони маловато. Мы в детстве в бомбочки больше сыпали. laughing
    1. В.А.Ш.
      В.А.Ш. 3 апреля 2021 10:32
      +2
      А я в детстве жил рядом с рязанским десантным училищем. Поэтому для бомбочек пилили катки БМД на полосе препятствий :) Стружка магниево-аллюминиевой брони срабатывала хуже :)
      1. Стройбат запаса
        Стройбат запаса 3 апреля 2021 11:30
        0
        У нас недалеко стоял Су-7БМ, так что там было чем поживиться. И его движок рядом лежал. Вот и пилили беспрестанно.
  5. Arzt
    Arzt 1 апреля 2021 19:22
    -20
    М 113 и сейчас лучший. Чуть броню потолще, активную броню и копировать массово.
    1. bk0010
      bk0010 1 апреля 2021 19:34
      +7
      Цитата: Arzt
      М 113 и сейчас лучший.
      Серьезно? Видел о нем только один хороший отзыв и то, при нестандартном применении. Если вы располагаете иной информацией, то просьба поделиться.
      1. Arzt
        Arzt 1 апреля 2021 19:45
        -6
        Серьезно? Видел о нем только один хороший отзыв и то, при нестандартном применении. Если вы располагаете иной информацией, то просьба поделиться.

        Это настоящий БТР.
        Простой, надежный, проходимый, удобный, дешевый.
        Один из немногих, где бойцы катаются в нём, а не на нём.

        Что еще нужно? Пушку в 100 мм? Это уже легкий танк с пассажирами. Нормальный танк прикончит его так же, как и любой БТР-БМП-КАМАЗ.
        1. bk0010
          bk0010 1 апреля 2021 19:57
          +11
          Цитата: Arzt
          Это настоящий БТР.
          Простой, надежный, проходимый, удобный, дешевый.
          Простой и дешевый - нет. Изделие из алюминиевой брони на гусеницах не простое и не дешевое. Проходимый - нет, и вьетнамцы этим пользовались. Защищенность появилась, когда на него доп. броню навешали (масса выросла с 10 до 14 тонн с соответствующими последствиями для плавучести и проходимости). Американцы ставили на него доп. вооружение вплоть до 106-мм безоткатки, так что пушка бы не помешала.
          1. Нестор Влаховски
            Нестор Влаховски 1 апреля 2021 20:58
            -12
            Изделие из алюминиевой брони на гусеницах не простое и не дешевое.
            для техники загнивающих буржуев М113 максимально простой и аномально дешевый.
            Проходимый - нет, и вьетнамцы этим пользовались.
            Уж кто, а вьетнамцы изрядно хлебнули горя от М113 с их отличной проходимостью.
            Защищенность появилась, когда на него доп. броню навешали
            защищенность базового М113 на уровне советскооо БМП-3. С доп. экранированием по кругу броня защищает до 14,5 пули КПВ, и тут старика их 80х годов можно сравнить только если с парадным аналоговнетом "курганцем".
            Американцы ставили на него доп. вооружение вплоть до 106-мм безоткатки, так что пушка бы не помешала.
            вы неповерите, но таки ставили и пушки всякие разные, включая крупнокалиберные. Сошлись на том, что этот баян козе не нужен.
            1. EvilLion
              EvilLion 5 апреля 2021 08:30
              0
              Разные армии мира, ставящие на М113 полноценные башни с пушками смотрят на вас изумленно.
              1. Нестор Влаховски
                Нестор Влаховски 5 апреля 2021 17:59
                0
                Сколько машин от общего выпуска М113 получили башню? Меньше 5%.
                Так я и не отрицал огромный потенциал по переделке данного броневика в специальные машины(среди которых пушечные варианты).
        2. Bad_gr
          Bad_gr 1 апреля 2021 20:37
          +25
          Цитата: Arzt
          Один из немногих, где бойцы катаются в нём, а не на нём.
          1. Arzt
            Arzt 1 апреля 2021 20:46
            -27
            Да бывает. Но не потому, что боятся внутри, просто пешком неохота. wink
            1. bk0010
              bk0010 1 апреля 2021 21:37
              +21
              Цитата: Arzt
              Да бывает. Но не потому, что боятся внутри, просто пешком неохота.
              У нас на броню тоже лезут потому что внутри тесно, душно, скушно и укачивает, а не потому что боятся.
              1. Arzt
                Arzt 1 апреля 2021 21:59
                -19
                У нас на броню тоже лезут потому что внутри тесно, душно, скушно и укачивает, а не потому что боятся.

                Посмотрите еще раз внимательно на эти фото. Это безопасные марши по шоссе, кроме, может быть крайнего.

                Когда пахнет жареным они ездят так:



                А мы так:



                Ни один нормальный боец при опасности, внутрь наших гробов не полезет.
                Просто потому, что оттуда не выбраться. wink
                1. Usher
                  Usher 1 апреля 2021 23:43
                  +3
                  Если не знаешь не говори, а. Если боец погибнет или будет ранен и при этом он находился не на положенном месте, то есть на броне, а не внутри. То ему не выплатят страховку.
                  1. EvilLion
                    EvilLion 5 апреля 2021 08:23
                    0
                    Вообще-то командир приказывает, как двигается техника.
                2. Incvizitor
                  Incvizitor 3 апреля 2021 15:54
                  +2
                  Ну да у них только по шоссе на броне, а у нас прям так на броне в бою сидели пули свищут а бойцы на броне. lol
                3. EvilLion
                  EvilLion 5 апреля 2021 08:26
                  +2
                  Еще раз, для тупых, пехота при начале боя должна спешиваться, внутри коробок она не нужна, поразить пехоту на движущейся технике из стрелковки, надо быть нефиговым стрелком, а вот шансы, что масса народа на броне раньше заметит противника возрастают. Выскакивать же, когда по броне уже стучат пули, приятного тоже мало.
          2. Альф
            Альф 1 апреля 2021 22:19
            +13
            Что интересно, на первом 113-м флаг Конфедерации. Как бы янки не выпрыгивали из штанов, но дух Юга не исчез.
          3. В.А.Ш.
            В.А.Ш. 3 апреля 2021 10:35
            +6
            Флаг Конфедерации на первом фото порадовал. Адепты BLM нервно курят в сторонке :)
        3. ВАШ
          ВАШ 2 апреля 2021 02:31
          +8
          Цитата: Arzt
          Один из немногих, где бойцы катаются в нём, а не на нём.

          Значит катался там где мины не ставили. И потом видимо не полностью статью прочитали. В одном бою выбили всех командиров.
          Посмотрите доп. материалы. В поисковике "потери М113"
          При вторжении в Лаос в 1971 году потеряли 40 БТР и (!) 80 просто бросили удирая. Пешком оказалось быстрее
          1. Дмитрий170
            Дмитрий170 4 апреля 2021 21:10
            +1
            Ну так в Лаос вторгались южновьетнамцы. Так что потери БТР по большей части небоевые даже среди тех сорока - большинство из них тупо бросили.
        4. EvilLion
          EvilLion 5 апреля 2021 08:22
          +1
          Во Вьетнаме бойцы тоже на нем ездили, т. к. обзор нужен. А так, коробка прямоугольная, - это его главный плюс.
    2. Стройбат запаса
      Стройбат запаса 1 апреля 2021 19:45
      +16
      То есть, еще в 1970-х он был так себе, а нынче стал "до сих пор лучшим"? Что-то с логикой у вас стало...
      1. Arzt
        Arzt 1 апреля 2021 19:53
        -15
        То есть, еще в 1970-х он был так себе, а нынче стал "до сих пор лучшим"? Что-то с логикой у вас стало...

        Так себе, потому, что был недоработан. Движок слабоват, броня чуть слабее, чем нужно, открытый пулемет и т.д.
        Но сама концепция близка к идеалу.
        1. Стройбат запаса
          Стройбат запаса 1 апреля 2021 19:56
          +7
          Потому он и остался никчемушной коробкой. По концепции
          1. Arzt
            Arzt 1 апреля 2021 20:12
            -15
            . Потому он и остался никчемушной коробкой. По концепции

            Остальные еще никчемнее. В этом все дело. wink
            1. Incvizitor
              Incvizitor 3 апреля 2021 15:57
              +2
              Остальные и с 30 мм поддерживать пехоту могут а с 30кой в любом случае лучше чем с пулеметом.
            2. Serg Koma
              Serg Koma 4 апреля 2021 16:24
              0
              Пишите прямо - "Лучший в мире потому что американский!".
            3. Fil743
              Fil743 5 апреля 2021 19:55
              0
              евреям только не говорите, טוב? А то обидятся за свою "морковку" и таки не будут вас пускать в землю обетованную. hi
        2. tralflot1832
          tralflot1832 1 апреля 2021 22:18
          +13
          Уставы наверно разные,у амеров если тело не внутри бтр найдут ни какой страховки не получишь.Все из за деньгов у них.Жестко они страховками повязаны.
          1. Arzt
            Arzt 1 апреля 2021 22:27
            -7
            Уставы наверно разные,у амеров если тело не внутри бтр найдут ни какой страховки не получишь.Все из за деньгов у них.Жестко они страховками повязаны.

            Нет, концепция.
            У них она базируется на работах бригадного генерала Ричарда Симпкина, который прослужил более 30 лет офицером британского королевского танкового полка.
            Его книги “Мотопехота” и “Танки” считаются лучшими в англоязычной аналитической литературе по этой теме.

            Конспективно здесь:

            http://btvt.info/5library/hifv2.htm

            Разработка БМП будущего - Грегори А. Пикелл - капитан резерва сухопутных войск США.
            1. tralflot1832
              tralflot1832 1 апреля 2021 23:03
              +18
              В 71 году вьет конговцы решили атаковать вьетнамские войска в Лаосе,основу обороны вьетнамцев составляли ПТ 76 и Т 54 .В ходе короткого боя были уничтожены 30 М 113 и 80 М113 брошены входе панического бегства.72 г при попытке оказания помощи блокированному городу Лот Нинх в ходе боя ,очень короткого боя был уничтожен 31 М 113.Особенно эпичен опыт применения израильтянами.Бригада воруженная М 113 была полностью уничтожена.За несколько часов до оканчания войны М 113 был уничтоден очередью калибром 7,62 .Дагадайтесь из чего стреляли.Это только из вики.Израильтяне не дадут соврать,не зря они стали практиковать тяжелые бтр на основе трофейных танков.Все из вики.Зажигалка и есть зажигалка.
              1. Arzt
                Arzt 1 апреля 2021 23:08
                -4
                В 71 году вьет конговцы решили атаковать вьетнамские войска в Лаосе,основу обороны вьетнамцев составляли ПТ 76 и Т 54 .В ходе короткого боя были уничтожены 30 М 113 и 80 М113 брошены входе панического бегства.72 г при попытке оказания помощи блокированному городу Лот Нинх в ходе боя ,очень короткого боя был уничтожен 31 М 113.Особенно эпичен опыт применения израильтянами.Бригада воруженная М 113 была полностью уничтожена.За несколько часов до оканчания войны М 113 был уничтоден очередью калибром 7,62 .Дагадайтесь из чего стреляли.Это только из вики.Израильтяне ге дадут соврать,не зря они стали практиковать тяжелые бтр на основе трофейных танков.Все из вики.Зажигалка и есть зажигалка.

                Все правильно. Ибо нехрен с голой пяткой (М113) на шашку (Т-54) бросаться. laughing
                Они должны были М60 вперед запустить, и сопровождать на М113, чтоб вьетнамцы с гранатой не бросились.

                Насчет 7,62 - возможно. Но это первые машины.
                1. tralflot1832
                  tralflot1832 1 апреля 2021 23:16
                  -3
                  У Израиля,да не в жисть не поверю! belay
  6. Pavel57
    Pavel57 1 апреля 2021 19:52
    +10
    Уж надо было сравнивать с
    БТР-60.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 1 апреля 2021 19:59
      +16
      Прямой аналог М113 это МТ-ЛБ. По задачам и параметрам. Очень странные сравнения с БМП или колесным БТР.
      1. Arzt
        Arzt 1 апреля 2021 20:22
        -9
        Прямой аналог М113 это МТ-ЛБ. По задачам и параметрам. Очень странные сравнения с БМП или колесным БТР.

        Да, идея правильная.
        Но тесный, слабая броня, нет крупнокалиберного пулемета или автоматического гранатомета.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 1 апреля 2021 20:37
          0
          Оба эти транспорта устарели и должны находится в разделе история. В современных реалиях служба максимум в частях артиллерии и глубоко в тылу. Самодвижущиеся гробы сейчас не нужны.
          1. Arzt
            Arzt 1 апреля 2021 20:42
            -18
            Оба эти транспорта устарели и должны находится в разделе история. В современных реалиях служба максимум в частях артиллерии и глубоко в тылу.

            Мтололыжка исходно недотягивала, потому и использовалась больше, как тягач или для экспериментов в виде ударной платформы.

            А М113 после усиления брони до уровня удержания крупнокалиберного пулемета, установки АГС, КАЗ и сейчас будет лучшим БТР-БМП.
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 1 апреля 2021 21:02
              +3
              Нет не будет. О чем вы говорите называется AIFV (Armored Infantry Fighting Vehicle). Сделаны тысячи штук в металле. Все равно броневая и противоминная защита не дотягивает до современных норм. Но в сравнении с БМП-1/2/3 и модификаций БТР-80 смотрится получше. Однако до AJAX, Lynx, Bradley очень далеко. Именно модификация БТР Bradley заменяет М-113 в армии США.
              1. Arzt
                Arzt 1 апреля 2021 21:12
                -12
                Именно модификация БТР Bradley заменяет М-113 в армии США.

                Да, неплох, но есть неприемлимый недостаток.

                Десант критично мал, нет полноценного отделения. Достаточно одного раненого, чтобы сорвать БЗ.
                Расплата за усиление в других аспектах.

                Они повоюют немного и вернуться к аналогу М 113 laughing .
                1. OgnennyiKotik
                  OgnennyiKotik 1 апреля 2021 21:37
                  0
                  Не думаю. В тяжелые бригадах Абрамсы и Бредли, в бригадах Страйкер понятно что, в легких MRAP. M-113 и аналогам там нет места. В «не передовых» частях м-113 остаётся, гусеничный тягач/транспорт нужен всегда. В КМП свои планы.
                  Вот Бредли принципе могут заменить, но не в ближайшее десятилетие.
                2. OgnennyiKotik
                  OgnennyiKotik 1 апреля 2021 21:57
                  +11
                  Кстати есть интересный вариант модернизации М113. Башня ничего не напоминает?
                  1. Arzt
                    Arzt 1 апреля 2021 22:06
                    -7
                    Кстати есть интересный вариант модернизации М113. Башня ничего не напоминает?

                    Это да. Но вопрос дискутабельный.
                    Защита или обзор? Вот в чем вопрос. wink

                    Где-то читал, что немцы удивлялись привычке наших танкистов ездить с закрытыми люками.
            2. Angry Alt-Right
              Angry Alt-Right 1 апреля 2021 23:36
              -1
              Цитата: Arzt
              Оба эти транспорта устарели и должны находится в разделе история. В современных реалиях служба максимум в частях артиллерии и глубоко в тылу.

              Мтололыжка исходно недотягивала, потому и использовалась больше, как тягач или для экспериментов в виде ударной платформы.

              А М113 после усиления брони до уровня удержания крупнокалиберного пулемета, установки АГС, КАЗ и сейчас будет лучшим БТР-БМП.

              Это вы конечно дали маху, написав что M113 можно сравнивать с БМП! laughing
              А вот если сравнивать с прямыми "конкурентами" в классе, типа БТР-60(и даже БТР-80), то тут уже сравнение получше будет. Особенно в части разных модификаций.
            3. Дмитрий170
              Дмитрий170 4 апреля 2021 21:15
              +1
              "Мотолыжка" ещё как "дотягивала" там, где не проходили колёсные "восмидесятки". Наш спецназ на Кавказе пользовал их весьма активно.
              1. Arzt
                Arzt 5 апреля 2021 00:21
                0
                Мотолыжка" ещё как "дотягивала" там, где не проходили колёсные "восмидесятки". Наш спецназ на Кавказе пользовал их весьма активно.

                Так у спецназа не было М113, потому и пользовал что было. laughing

                МТЛБ удачная машина, конструкция правильная, но нужно повыше, чтоб сидеть нормально, броню чтоб держала 12,7, и 12,7 на крышу.

                Короче, сделать, как у американца. wink
          2. Комментарий был удален.
          3. Incvizitor
            Incvizitor 3 апреля 2021 16:02
            0
            Как минометы может и пойдут.
        2. Кonstanty
          Кonstanty 1 апреля 2021 22:26
          +1
          Tогда, возможно, сравнить M-113 с OT-62 TOPAS 2AP ?
          1. Arzt
            Arzt 1 апреля 2021 22:39
            -6
            Tогда, возможно, сравнить M-113 с OT-62 TOPAS 2AP ?

            Сравнить можно. Вопрос не в этом.

            Зачем вообще нужен БТР?
            Упрощенно - 2 задачи.

            1. Обеспечение пехоты защищенным транспортным средством;
            2. Обеспечение огневой поддержки пехоты во время боя.

            У БМП добавляется еще и третья - прикрытие танков в бою от пехоты противника.
            Чтобы не было, как здесь:




            Отсюда и надо плясать.
      2. Bad_gr
        Bad_gr 1 апреля 2021 20:41
        +18
        Цитата: OgnennyiKotik
        Прямой аналог М113 это МТ-ЛБ.

        Думаю, что сравнение с БТР-50 было бы более уместно: что тот, что другой - гусеничный БТР и почти одногодки (БТР-50 -1954г, БТР М113 - 1960г)
        1. tralflot1832
          tralflot1832 1 апреля 2021 22:25
          +10
          Красава,я на таком служил крупнокалибер 14,5 держал.Каждый корпус перед сборкой отстреливался.Уменя следы отстрела были слева от водителя под тремя триплексами и левый борт .Спасибо.
        2. tralflot1832
          tralflot1832 2 апреля 2021 15:34
          +2
          Вот машина для езды по немецким автобанам!ГСВГ эх молодость,где ты?Только в памяти!!!
      3. Hog
        Hog 1 апреля 2021 22:02
        +13
        Цитата: OgnennyiKotik
        Прямой аналог М113 это МТ-ЛБ.

        С какого перепугу? М113 это БТР, а МТ-ЛБ "многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный".
        Цитата: OgnennyiKotik
        По задачам и параметрам.

        М113 изначально проектировался как бронетранспортер.
        МТ-ЛБ изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, тягач для буксирования артиллерийских орудий, шасси для монтирования различных устройств, а также — как санитарная машина.
        Цитата: OgnennyiKotik
        Очень странные сравнения с БМП или колесным БТР.

        Давно М113 стал БМП?
      4. Pavel57
        Pavel57 1 апреля 2021 22:25
        +4
        Цитата: OgnennyiKotik
        Очень странные сравнения с БМП или колесным БТР.

        Все же БТР - 60 был основным БТР , а не МТ-ЛБ или БТР-50.
        1. Дмитрий170
          Дмитрий170 5 апреля 2021 13:24
          0
          В начале "нулевых" доводилось сталкиваться с таким не описанным в учебниках явлением, как мотострелковый батальон на МТ-ЛБ. По всем "букварям" он либо на БТР, либо на БМП, но реалии жизни вносили свои коррективы.
      5. Гончар
        Гончар 2 апреля 2021 13:11
        +4
        Позволю не согласиться. МТ-ЛБ не имеет алюминиевой брони, тонкая стальная. Противоосколочная. ЛБ - легко бронированный. Основное назначение МТ-ЛБ - арттягач.Создан взамен АТ-П. В штате дивизионов буксируемых гаубиц Д-30 их было 27 штук. В качестве БТР МТ-ЛБ в СА использовался в 3-4 дивизиях, дислоцированных на севере, Карелия, Мурман и Крайний Север. Вероятно, в силу хорошей обитаемости и малой вероятности конфликта с финнами в то время.
  7. Джон22
    Джон22 1 апреля 2021 19:57
    +11
    Простая форма и малая масса благодаря алюминиевой броне - это основные черты БТР М113. Помню его по Вьетнаму и Справочнику ВС стран НАТО 1968 г. Оказывается и бронестойкость М113 была на уровне. Хотя её результаты в статье не приводятся, а в печати о ней не встречал. И проходимость достаточная, хотя резиновые подушки на гусеницах тогда удивляли. На гусеницах БТР в Кубинке их невидно, а на всех фотов справочниках они есть. Удивляло отсутствие бойниц в ботах, по сравнению с нашими БТР. Но жив курилка до сих пор.
    1. Андрей ВОВ
      Андрей ВОВ 1 апреля 2021 20:21
      -4
      РПГ-7 так то по идее должен был с ним справляться на раз...?
      1. Нестор Влаховски
        Нестор Влаховски 1 апреля 2021 20:47
        +2
        РПГ-7 - оружие ситуативное, не надо из него делать вундервафлю. Бронетранспортер можно подбить из любого противотанкового гранатомета, но "расход" Гранатометчикоа при этом будет немалым.
        1. Андрей ВОВ
          Андрей ВОВ 1 апреля 2021 21:16
          -3
          Вундервафлю как раз не делаю,а исключительно из опыта...просто по своим габаритам замечательная цель,видимо вьетнамцы берегли заряды или их было мало,либо неумело пользовались...
          1. LastPS
            LastPS 2 апреля 2021 08:23
            +4
            Вьетнамцы довольно долго испытывали некоторый дефицит с РПГ. Основным типом, в лучшем случае, были РПГ-2. Надо понимать, что подобную технику никто и не проектировал так, чтобы она могла противодействовать РПГ, да и вообще чему-то серьезному. Это относительно дешевый транспорт для пехоты и все. Что касается размеров, то они не сильно-то отличны от БТР-60, например.
            1. Андрей ВОВ
              Андрей ВОВ 2 апреля 2021 12:39
              0
              американец более,скажем так квадратный что ли)))
    2. Дмитрий170
      Дмитрий170 5 апреля 2021 13:26
      +1
      С бойницами в бортах выпустили небольшую серию. После войсковых испытаний отказались. Толку от них всё равно почти никакого, а производство удорожают.
  8. Нестор Влаховски
    Нестор Влаховски 1 апреля 2021 20:44
    -6
    Можно ругать его можно хвалить, но именно М113 стал эталоном бронетранспортера на многие десятилетия. Удивительно, как советская испытательная комиссия не извлекла положительный опыт из эксплуатации этого броневика.
    1. Disant
      Disant 1 апреля 2021 23:05
      +4
      но именно М113 стал эталоном бронетранспортера на многие десятилетия. Удивительно

      Действительно - удивительно.
      с чем сравнивать - не знаем, но - лучший.
      1. Нестор Влаховски
        Нестор Влаховски 2 апреля 2021 15:00
        +3
        с чем сравнивать - не знаем
        как это не знаем? Знаем, и сравниваем с другими бронетранспортерами.
        но - лучший.
        не лучший. Но очерь удачный и популярный.
        Когда сейчас кто-либо строит новый БТР, ему первым же вопрос будет "А каковы преимущества в сравнении с М113". И очень часто оказывается, что даже современная техника этих преимуществ не имеет.
  9. dgonni
    dgonni 1 апреля 2021 23:58
    +8
    Нельзя сравнивать мягкое с твёрдым!
    Две разные концепции. Два разных применения!
    Бмп-1? Это транспортёр передней линии при ядрённой войне! Или кто уже забыл уставы? Вперёд через воронку ядрённого взрыва и дальше крошим тылы и всё остальное!☺
    113й это просто транспортёр пехоты!
    Поэтому доставить на поле боя, прикрыться лобовой бронёй от калибра не больше нашего 14.5 и высадить через щаднюю аппарель!
    А дальше пехоту можно и прикрыть из пулемёта. Но это так по возможности.
    Поэтому и объём имеется. Ибо 113й это транспортёр но не БМП.
    Он не расчитывался на бой во второй линии с танками!
    Как ни странно но и БМП и 113й до сих пор восстребованы!
    Хотя и у каждого свои преимущества и недостатки!
  10. Klingon
    Klingon 2 апреля 2021 00:06
    +3
    Цитата: OgnennyiKotik
    Прямой аналог М113 это МТ-ЛБ. По задачам и параметрам. Очень странные сравнения с БМП или колесным БТР.

    современная "Ракушка" чем то напоминает М113
  11. неспич
    неспич 2 апреля 2021 10:06
    +2
    так и непонятно, пробивался ли борт М113(первых моделей, без доп. бронирования) из 12.7 пулемёта НСВ метров так с 500 под 60 градусов или нет? А лоб? А из КПВТ 14.5мм?
  12. iouris
    iouris 2 апреля 2021 18:36
    0
    Ясное дело. Для русских самое интересное всегда - это конструкция двигателя, топливная аппаратура, трансмиссия, амортизаторы... Но как они это сделали?
  13. indy424
    indy424 3 апреля 2021 08:58
    +2
    Цитата: tralflot1832
    В 71 году вьет конговцы решили атаковать вьетнамские войска в Лаосе,основу обороны вьетнамцев составляли ПТ 76 и Т 54 .В ходе короткого боя были уничтожены 30 М 113 и 80 М113 брошены входе панического бегства.72 г при попытке оказания помощи блокированному городу Лот Нинх в ходе боя ,очень короткого боя был уничтожен 31 М 113.Особенно эпичен опыт применения израильтянами.Бригада воруженная М 113 была полностью уничтожена.За несколько часов до оканчания войны М 113 был уничтоден очередью калибром 7,62 .Дагадайтесь из чего стреляли.Это только из вики.Израильтяне не дадут соврать,не зря они стали практиковать тяжелые бтр на основе трофейных танков.Все из вики.Зажигалка и есть зажигалка.

    можно пожалуйста подробнее какая конкретно израильская "вооруженная м113 бригада была полностью унижтожена"?
  14. Reiter
    Reiter 3 апреля 2021 15:30
    +2
    Забыли упомянуть, что на базе 113-го строились шасси для миномётов, за счёт большого кубообразного внутреннего объёма. Очень удобно, кстати, крышу открыл и накидываешь, расчет при этом защищён от осколков, если ответка прилетит, опять же оперативно свернулся и уехал менять позицию.
  15. алексей алексеев_2
    алексей алексеев_2 3 апреля 2021 23:13
    -1
    Мда..Промахнуться птурсом в этот сарай надо быть очень одарённым.Мечта любого противотанкиста
  16. Вадим Ф
    Вадим Ф 4 апреля 2021 16:14
    +1
    хотелось бы сравнения м2 бредли с бтр-80... не, ну а чо?
  17. Минихан Елдоев
    Минихан Елдоев 4 апреля 2021 20:46
    +2
    может попробуем возродить старый Топвар,а?
    некоторые комментаторы прежде чем говорить о том фекальньная машина или нет-прочтут мемуары участников первой мировой(в тех местах,где потери от артогня противника, превышали половину людей ещё до подхода к линии соприкосновения с противником).
    с Юнгера начать можно.
    а потом уже рассуждать-соответствовала машина техзаданию или нет?
  18. микаэл
    микаэл 4 апреля 2021 22:07
    -3
    по всем параметрам кроме относительно низкой для натовских усосков цены и удобных сидушек для экипажа и транспортируемых полный отстой, может применятся только во вторых эшелонах и тыловых частях как по защите так и по габаритным характеристикам
  19. алексей88
    алексей88 5 апреля 2021 10:55
    +2
    помнится читал о нем в зарубежном военном обозрении. Тогда по малолетству казалось прям танком. На деле БТР как БТР не хуже и не лучше аналогов на тот момент, ну разве что автомат есть.
  20. andrew42
    andrew42 5 апреля 2021 13:09
    +1
    а «крылатый металл» занимал около 94 %. ....– железо, цирконий, .....присутствовали в броне в следовых количествах. Испытатели даже назвали марку стали 5083 ....

    Это как же так? Когда стали стали сплавами на основе алюминия ?
    Полагаю, автор хотел указать "марку алюминиевого сплава 5083" или что то в таком духе..
  21. Дмитрий170
    Дмитрий170 5 апреля 2021 13:20
    +1
    Цитата: Arzt
    Короче, сделать, как у американца. wink

    То есть вдвое выше и из алюминьки? Нет уж, не стоит! Что до вооружения, так на неё и так что хочешь ставят, вплоть до ЗУ-23. Широченная плоская крыша позволяет.
  22. Pavel57
    Pavel57 5 апреля 2021 15:07
    +1
    Цитата: Нестор Влаховски
    Удивительно, как советская испытательная комиссия не извлекла положительный опыт из эксплуатации этого броневика.

    Советское - значит отличное. Учебные бои МиГов с Ф-5Е кроме раздражения руководства ничего не вызвало. А могли бы у МиГ-21 крыло поменять.
  23. CastroRuiz
    CastroRuiz 6 апреля 2021 13:12
    +1
    Kakie "enteligenti" sravnivali BTR s BMP ?
    BTR M113 priamiy analog BTR-50.