Военное обозрение

Повод для оптимизма: перспективный космоплан от НПО «Молния»

131
Повод для оптимизма: перспективный космоплан от НПО «Молния»

Система "Энергия-Буран" с орбитальным самолетом разработки НПО "Молния". Фото "Роскосмос"


В нашей стране возобновлены работы по тематике аэрокосмических систем с многоразовым орбитальным самолетом. Новый проект такого рода разрабатывается в НПО «Молния» и, как стало известно, в последние месяцы заметно продвинулся вперед. Опытно-конструкторские работы планируется завершить в ближайшие годы, и в течение следующих пяти лет возможен первый испытательный полет.

Дано задание


В последние десятилетия отечественные предприятия предлагали разные варианты аэрокосмических систем (АКС), однако ни один подобный проект не получил серьезного развития и не был доведен хотя бы до испытаний. Это было связано с отсутствием финансовых, технологических и организационных возможностей. К настоящему времени ситуация изменилась и позволяет вернуться к перспективной тематике.

После длительных обсуждений на разных уровнях было принято решение о возобновлении работ. В мае 2020 г. гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал, что в будущем может быть создан новый многоразовый космический корабль самолетного типа. Подобные системы имеют определенные преимущества и представляют интерес для ракетно-космической отрасли.

Уже в августе руководство «Роскосмоса» распорядилось начать работы. Как следует из последних сообщений, к тому времени у промышленности были первые идеи и предложения. Так, в рамках закрытой экспозиции на форуме «Армия-2020» был показан макет перспективной АКС с космопланом разработки НПО «Молния».

По официальным данным


12 марта пресс-служба НПО «Молния» опубликовала большое интервью с генеральным директором предприятия Ольгой Соколовой. В нем поднимались вопросы деятельности «Молнии» в последние годы, особенности текущего положения дел и планов на будущее. Вместе с другими темами рассмотрели и создание АКС с космопланом.


Посадка "Бурана" после единственного космического полета. Фото "Роскосмос"

По словам О. Соколовой, разработка нового космоплана гражданского назначения продолжается, и за последний год значительно продвинулась вперед. Ранее у предприятия были различные наработки по этой теме, но не было заказа и четкого технического задания. Теперь они получены, что позволило начать полномасштабную разработку проекта.

Новый проект космоплана положительно повлиял на конструкторское бюро «Молнии», занимающееся аэрокосмической тематикой. Специалисты активно включаются в работу; отмечается рост КБ в профессиональном плане, в т.ч. за счет новых сотрудников. Кроме того, существуют планы по наращиванию рабочих мест. В течение следующих двух лет коллектив нарастят до 700-800 чел., что увеличит его общий потенциал.

В интервью впервые официально упомянут полноразмерный макет орбитального самолета. Он присутствовал в закрытой экспозиции «Армии-2020» и привлек внимание ее посетителей. Показ макета стал знаковым событием: НПО «Молния» продемонстрировало свое возвращение к своей профильной деятельности в виде разработки многоразовых космических аппаратов.

В планах на будущее О. Соколова проявляет большой оптимизм. Она полагает, что процесс создания новой АКС будет завершен и доведен до полетов в течение следующих пяти лет. В последние годы НПО «Молния» смогло справиться с накопившимися проблемами и восстановило свой потенциал, что позволяет составлять новые смелые планы.

Новые подробности


Интервью с гендиректором НПО «Молния» не сразу получило должное внимание. Публикации на тему перспективной АКС появились в отечественных СМИ лишь несколько дней назад. При этом речь уже идет о получении новых подробностей от источников в ракетно-космической отрасли.


Американский космоплан X-37B после очередного полета. Фото US Air Force

Первые технические подробности опубликовало РИА Новости 25 марта. По данным их источника, проект от «Молнии» разрабатывается в инициативном порядке. АКС создается для коммерческого применения в интересах различных заказчиков. Орбитальный самолет планируют сделать беспилотным; он должен будет отправлять на орбиту и возвращать на Землю только грузы.

По своим размерам новый российский космоплан будет похож на американское изделие Boeing X-37B. Последний имеет длину менее 9 м, размах крыла ок. 4,5 м и весит не более 5 т. Ограниченные габариты и масса снижают требования к ракете-носителю. В этом качестве в перспективной АКС планируется использовать одну из ракет семейства «Союз».

Следует отметить, что информация о небольших габаритах космоплана косвенно подтверждается официальными сообщениями. Полноразмерный макет орбитального самолета демонстрировался в закрытом павильоне «Армии-2020». Это означает, что изделие действительно уступает в размерах «Бурану» или американскому Space Shuttle.

Перспективы и конкуренты


Озвученная информация о разработке новой отечественной АКС с многоразовым орбитальным самолетом представляет большой интерес. В первую очередь, внимание привлекает сам факт появления такого проекта, который уже удалось довести до конструкторских работ и демонстрации на выставке. Российские предприятия достаточно давно не предлагали новые проекты АКС, и новости от «Молнии» вызывают закономерную реакцию.

Важной особенностью проекта является тот факт, что его разработку ведет НПО «Молния», изначально создававшееся для решения подобных задач. Именно это предприятие в прошлом разработало самую успешную отечественную АКС с орбитальным самолетом «Буран». Теперь эта организация получает возможность использовать накопленный опыт и новые наработки в перспективном проекте. Положительный эффект от таких работ – для «Молнии» и для отрасли в целом – очевиден.


Ракета-носитель "Союз-2.1б" в конфигурации под крупногабаритную нагрузку. Вероятно, такой же обтекатель будет использован с космопланом от "Молнии". Фото Минобороны РФ

По размерам и характеристикам новый российский космоплан будет похож на американский образец и на китайский корабль, который, как предполагается, создавался с оглядкой на X-37B. Американский опыт показывает, что техника такого облика показывает достаточные характеристики и соответствует широкому кругу практических задач. Использование проверенной концепции дает известные преимущества и заметно экономит время.

Время, средства и силы поможет сэкономить меньшая сложность проекта, а также использование доступных технологий и компонентов. Отказ от человека на борту тоже дает некоторые преимущества. Очевидно, что разработка перспективного космоплана и АКС в целом будет значительно проще, чем процесс создания комплекса «Энергия-Буран». Это позволяет рассчитывать на решение поставлены задач в указанные сроки – и на первый полет в течение пяти лет.

Перспективная АКС имеет невоенное предназначение и предназначается для коммерческой эксплуатации. Таким образом, после завершения испытаний российский космоплан сможет зарабатывать деньги на выводе и спуске разнообразных нагрузок. В этом отношении он будет выгодно отличаться от американского X-37B, который используется военными и, соответственно, не приносит доходов. Впрочем, в зарубежных странах создаются и другие образцы техники, способные в перспективе составить конкуренцию российской системе.

Повод для оптимизма


В целом последние новости из ракетно-космической сферы позволяют делать оптимистичные оценки. После длительного перерыва НПО «Молния» восстановило свои компетенции в области аэрокосмических систем и уже разрабатывает новый проект такого рода. Сформирован общий облик космоплана; он реализован в виде макета и показан ограниченной аудитории, состоящей из специалистов и ответственных лиц.

Работы продолжаются, и на них планируется потратить всего несколько лет. Первый запуск космоплана на орбиту должен состояться не позднее 2025-26 г. Затем несколько лет может уйти на отработку комплекса и подготовку к полноценной эксплуатации. В результате в конце десятилетия в списке услуг «Роскосмоса» впервые окажутся выведение и возвращение нагрузок при помощи многоразового корабля самолетного типа.

Впрочем, пока проект находится на ранних стадиях, и это приводит к известным рискам. В целом ситуация располагает к оптимизму, но пока нельзя исключать те или иные трудности, способные затормозить проект или привести к его закрытию. Насколько реальными являются нынешние оценки, и удастся ли отправить космоплан на орбиту через пять лет, станет ясно в обозримом будущем. Перспективный проект более не скрывают от публики, и новые сообщения о нем могут появиться в любое время.
Автор:
131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. KCA
    KCA 26 марта 2021 04:05
    +25
    Я что-то не пойму противоречивости информации - то "Уже в августе руководство «Роскосмоса» распорядилось начать работы", то "проект от «Молнии» разрабатывается в инициативном порядке", Иван Иосифович, вы или крестик снимите, или трусы наденьте...
    1. Михаил Малахов_2
      Михаил Малахов_2 26 марта 2021 04:42
      +28
      Не берите в голову..
      Обычная болтовня..
      Чем хуже дела в дне сегодняшнем тем радужные нам будут рисовать перспективы и прожекты..
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 26 марта 2021 06:21
        +6
        Цитата: Михаил Малахов_2
        Обычная болтовня..

        Даже если ведутся и финансируются просто конструкторские работы, то это уже неплохо, это задел на будущее, в том числе и в кадровом плане.

        После длительного перерыва НПО «Молния» восстановило свои компетенции в области аэрокосмических систем и уже разрабатывает новый проект такого рода
        1. Назар
          Назар 26 марта 2021 21:11
          +8
          Владимир_2У - Буран создавала вся страна - СССР, тысячи предприятий работали на этот проект, сейчас этих предприятий нет, уничтожены - кто и из чего будет создавать технику такого уровня ?
          Для сравнения пример из смежной области (авиации) - годы и годы пыжатся и никак не могут спроектировать замену "кукурузнику" , а тут Буран ... request
          1. Михаил Малахов_2
            Михаил Малахов_2 27 марта 2021 06:05
            +1
            Вот и я о том..
            Движок для Су57 сделать никак не могут зато *не имеющее аналогов* пекут как пирожки
            1. TANKISTONE
              TANKISTONE 4 апреля 2021 20:58
              0
              Точно!
              ...плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай собираются пускать!..
              (С) И.Ильф Е.Петров "12 стульев".
          2. Барбарис25
            Барбарис25 27 марта 2021 11:38
            +2
            поэтому а-ля Буран и не будет в ближайшие годы,ибо это не только очень сложны проект,но и дорогой,следовательно нужно найти для него задачи..что уже звучит странно,ибо обычно сначала появляются задачи,а потом уже под них делают ракетоносители и КА..По факту вариант Рябова вполне жизнеспособен,ибо с одной стороны не требует разработки отдельной дорогой тяжелой ракеты,а с другой под него есть задачи как у Армии,так и у научного сектора
        2. ROSS_51
          ROSS_51 30 марта 2021 01:23
          +1
          Цитата: Владимир_2У

          Даже если ведутся и финансируются просто конструкторские работы, то это уже неплохо, это задел на будущее, в том числе и в кадровом плане.

          Генеральный директор Ольга Соколова???
          Кто нибудь слышал про эту..конструктора?
          Вот статья без вагона шапок...
          Московский комсомолец. 25.11.2020
          Мы больше не можем конкурировать в космосе с другими ведущими в этой области державами. К такому печальному выводу подвел присутствующих в среду на заседании комитета Госдумы РФ по образованию и науке президент РАН Александр Сергеев.

          Провал вселенского масштаба

          Наше отставание имеет численный показатель — космическая наука финансируется в 60(!) меньше, чем научные проекты NASA. Постоянно недофинансируются и проекты в других областях науки — в частности, постоянно переносятся вправо сроки сдачи передовых ускорителей уровня «мегасайнс». «К чему подводят нас? — задал вопрос Сергеев. — Может, нам совсем отказаться от космоса?» Звучит почти апокалиптически, но в то же время, увы, абсолютно реально.

          Первым «реквием» по российской науке исполнил открывший заседание председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он констатировал, что, если судить только по количеству ученых, Россия уже давно не является лидером в научном мире. «Сегодня в Китае в шесть раз больше исследователей, чем в России, в США — вдвое! Хотя когда-то у нас их было гораздо больше», — отметил Никонов. Ежегодно только 1 процент наших выпускников идет в науку.

          Почему так происходит? Вроде бы президент страны Владимир Путин еще в 2012 году издавал указ о восстановлении уровня финансирования науки в размере 1,77 ВВП к 2015 году. Но его, увы, не исполнили даже к 2020-му. Этот уровень по-прежнему составляет 1,1% от ВВП.

          Удивительно, что даже в такой аховой ситуации наука в России еще жива и создает проекты нобелевского уровня. Президент РАН привел в пример орбитальную астрофизическую обсерваторию «Спектр-РГ», запущенную в космос летом прошлого года. В ее создании принимали участие российские НПО им. Лавочкина и Институт космических исследований РАН, а также коллеги из Германии. Находясь на расстоянии 1,5 млн км от Земли, обсерватория за год, к июню 2020 года, создала полную карту неба.

          Еще одно выдающееся достижение — лекарство от болезни Бехтерева (хронического системного заболевания суставов). Ученые нашли, какие именно клетки собственного иммунитета убивали организм хозяина, и создали против них вещество с направленным действием. Кстати, сам автор исследования был болен болезнью Бехтерева, но излечился от нее.

          Увы, все это — ложка меда в огромной бочке дегтя. Ведь тот же «Спектр-РГ» — проект, который планировалось запустить в космос еще в 2016-м. А смогут ли сейчас ученые, начав с нуля, поднять подобный — вопрос.

          «Финансирование научного космоса снижено фактически до минимума, что не позволяет нам конкурировать с NASA», — признал президент РАН. Он вспомнил недавнее совещание с президентом страны относительно Федеральной космической программы. Она, как известно, урезается, и, что самое обидное для ученых, — за счет научного космоса.

          «По этой программе на 2016–2025 годы планировалось выйти на финансирование 12–15 млрд рублей в год под задачи научного космоса», — сказал Сергеев. На деле же мы видим, что «к 2022 году финансирование работ должно упасть до 2,9 миллиарда рублей вместо 15 миллиардов. В текущем году финансирование научного космоса, которое есть в России, в 60 раз меньше, чем финансирование научного космоса в NASA».

          Российские космонавты не смогли выполнить главную задачу выхода в космос


          4 МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ
          Экономим мы на самом элементарном — например, на приборной базе, которая давно морально и физически устарела. 9–12 лет для многих приборов — это очень большой срок. На их обновление, по словам Сергеева, в 2020 году запланировано потратить около 10 миллиардов рублей, к 2024 году эта сумма должна возрасти до 90 миллиардов. Звучит громко, но на самом деле...

          «Что такое 90 миллиардов рублей, — задался вопросом Сергеев, — это всего лишь 1 миллиард евро. Сумма, выделяемая в год на финансирование одного (!) европейского института». А ведь успех науки, уровень конкурентоспособности во многом зависит именно от владения уникальными инструментами. Тут Александр Михайлович вспомнил про установки уровня «мегасайнс», такие, как исследовательский ядерный реактор на территории Петербургского института ядерной физики им. Б.П.Константинова в Гатчине: «В 2010 году он был передан в Курчатник (Курчатовский институт. — Авт.). Его президент Михаил Ковальчук обещал быстро ввести его в строй, но на дворе уже истекает 20-й год, а запуск все переносится».

          И такое отставание — практически во всем. В космической программе запланировано до 2024 года запустить аппараты «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27». Но позвольте, американцы с китайцами к этому времени уже будут запускать к Луне пилотируемые станции с космонавтами, создавать научные городки. «А мы собираемся отправлять только автоматическую станцию?! — резонно недоумевает президент РАН. — Проблемы с постоянными сдвигами и долгостроем приводят к тому, что проекты устаревают и становятся порой не интересны не только мировому научному сообществу, но и нам самим».

          Конечно, ученым могут сказать: денег в стране нет, не нравится — не берите даже то, что дают. «Но что же, нам тогда вообще от космоса отказываться, от создания современных источников нейтронов?» — спрашивает президент РАН.

          Увы, похоже, все к тому идет. По словам Сергеева, президент страны дал указание восстановить финансирование научного космоса на должном уровне, но последующие встречи на уровне Минфина показали, что, наверное, вряд ли это будет сделано. Спрашивается, какой смысл в этих указаниях, если чиновники все равно их игнорируют?
          МК 25.11.2020
          1. midivan
            midivan 31 марта 2021 04:16
            -2
            Цитата: ROSS_51
            Генеральный директор Ольга Соколова???
            Кто нибудь слышал про эту..конструктора?

            Эту....что, кто? Не стесняйтесь договаривайте, ведь это очень по мужски не зная человека тут же окрестить его.... Ну да ладно...
            Цитата: ROSS_51
            Мы больше не можем конкурировать в космосе с другими ведущими в этой области державами. К такому печальному выводу подвел присутствующих в среду на заседании комитета Госдумы РФ по образованию и науке президент РАН Александр Сергеев..
            Его, как я понял вы знаете, в таком случае задайте ему вопрос, а когда мы услышим ответ то думаю мы все тут поймём -почему у нас так мало учёных... Итак вопрос- помните недавние события в связи с Навальным, помните чеченского "льва" который отчаянно, мужественно и безстрашно сражался с ОМОНом, ответьте, что такие "львы" делают в МГУ (емнип, именно там "обучался"), а не в армии, почему учащиеся такого заведения появились на митинге, они то обязаны уметь думать!.... Пусть член РАН ответит, когда в элитные учебные заведения перестанут попадать- бараны за магарычи... (С) анекдот, не мое...
            1. midivan
              midivan 31 марта 2021 04:23
              -1
              На тот случай если не слышали ....
            2. ROSS_51
              ROSS_51 31 марта 2021 04:37
              -1
              Цитата: midivan
              Цитата: ROSS_51
              Генеральный директор Ольга Соколова???
              Кто нибудь слышал про эту..конструктора?

              Эту....что, кто? Не стесняйтесь договаривайте, ведь это очень по мужски не зная человека тут же окрестить его.... Ну да ладно...

              Как это по женски..приписывать другому человеку, не зная его, свои мысли, а потом на основании этих своих домыслов обвинять его... "Сама придумала, сама обиделась"(с) анекдот, не мое.
              Хорошо, ваш призыв к ответу президента РАН я передам.
              1. midivan
                midivan 31 марта 2021 05:54
                0
                Цитата: ROSS_51
                Хорошо, ваш призыв к ответу президента РАН я передам.

                Покажете где я требовал "призвать к ответу"? На сколько мне известно, это выражение которое требует наказания за содеянное. Давайте будем считать, что это не призыв был, а просьба о сообщении времени когда будут учиться честно, а не по блату. Я не жажду крови тех кто помогает "учиться" бестолочам и тому кому это в принципе надо для галочки и понтов, а вот в минимизации лицемерия на всех уровнях власти желание имеется.
                1. ROSS_51
                  ROSS_51 31 марта 2021 23:57
                  0
                  Цитата: midivan
                  Пусть член РАН ответит

                  Цитата: midivan

                  Покажете где я требовал "призвать к ответу"?
                  1. midivan
                    midivan 1 апреля 2021 00:33
                    +1
                    Цитата: ROSS_51
                    Цитата: midivan
                    Пусть член РАН ответит

                    Цитата: midivan

                    Покажете где я требовал "призвать к ответу"?

                    Не хорошо так делать crying
                    Цитата: midivan
                    Пусть член РАН ответит, когда в элитные

                    Совсем по другому же правда? Имелось ввиду на вопрос и это было ясно.
          2. Сарбоз
            Сарбоз 4 апреля 2021 14:17
            0
            Цитата: ROSS_51
            Тут Александр Михайлович вспомнил про установки уровня «мегасайнс», такие, как исследовательский ядерный реактор на территории Петербургского института ядерной физики им. Б.П.Константинова в Гатчине: «В 2010 году он был передан в Курчатник (Курчатовский институт. — Авт.). Его президент Михаил Ковальчук обещал быстро ввести его в строй, но на дворе уже истекает 20-й год, а запуск все переносится».

            Я конечно понимаю, что с наукой у нас всё плохо и мы все потонем, но... Гатчинский ПИК реактор вроде как уже запустили. И запустили на полную мощность. И это действительно прорыв в науке на уровне "мегасайнс". Всё-таки информация устаревает, жизнь в науке не стоит на месте. Хотя и топчется.
      2. Пессимист22
        Пессимист22 26 марта 2021 06:27
        +5
        Капиталисты обещают создать 700-800 рабочих мест и освоить миллиарды бюджетных средств,а зачем этот челнок и что из этого выйдет никто не знает.
        1. TerraSandera
          TerraSandera 26 марта 2021 07:08
          -10
          Зачем челнок, знают все. Но даже если все будет "идеально" и леи через 7-10 он полетит, то наверняка уже будет что то более массово выпускаемое на западе и в Китае, а нас как обычно макнут в санкции, ну и тех, кто будет проявлять интерес к проекту. Просто им не нужны конкуренты)
          1. Косм22
            Косм22 26 марта 2021 13:37
            +17
            Зачем - вопрос интересный. И у меня, например, четкого ответа на него нет.
            Зато есть другой вопрос
            Зачем постить такую ерунду третий раз за пару суток? Это сенсация? Мировое достижение?
            Данный сайт - это разновидность желтой прессы или серьезный ресурс?
            О чем вообще речь?
            Что кто-то где-то кому-то что-то показал. Насколько можно понять - макет. В закрытом режиме.
            Нет абсолютно никаких хотя бы общих данных или характеристик изделия. Не озвучена даже концепция этого чуда.
            Нет информации по двигателям.
            По планеру.
            По теплозащите.
            По конкретной РН.
            Ничего нет, кроме слов. Пшик.
            Одна пустопорожняя болтовня.
            Понятно, что Молнии нужно выцыганить энное количество денег для поддержки штанов.
            Но почему мы должны читать ежедневно эти фантазии?
            И почему эта "новость" позавчерашнего разлива публикуется в разделе "Вооружение", если Молния позиционирует этот проект как сугубо гражданский?
            1. Hagen
              Hagen 26 марта 2021 13:50
              +12
              Цитата: Косм22
              Данный сайт - это разновидность желтой прессы или серьезный ресурс?

              Очень интересный вопрос.... Со временем прихожу к мысли, что данный ресурс не более, чем клуб "от скуки поболтать ни о чем". Статьи с минимальным набором конкретной информации. Авторы статей - в общем-то, никому неизвестные люди. Интервью с маститыми инсайдерами никогда не было и вряд ли будет. Странным образом выглядит и однонаправленная идеология сайта. Ну как вы еще можете охарактеризовать ресурс?
              1. Pechkin
                Pechkin 26 марта 2021 14:53
                +9
                Сайт держится на интересных комментаторах, если отключить комментарии я быстро о нем забуду.
                1. Читателль 2013
                  Читателль 2013 27 марта 2021 14:45
                  -1
                  ДержалСЯ , небольшая поправка
      3. Pilat2009
        Pilat2009 2 апреля 2021 13:41
        -1
        Цитата: Михаил Малахов_2
        Не берите в голову..
        Обычная болтовня..
        Чем хуже дела в дне сегодняшнем тем радужные нам будут рисовать перспективы и прожекты..

        Учитывая состояние отрасли,говорить что это полетит через 5 лет опрометчиво
    2. Гражданский
      Гражданский 26 марта 2021 07:02
      +4
      Уже в августе руководство «Роскосмоса» распорядилось начать работы", то "проект от «Молнии» разрабатывается в инициативном порядке"

      Просто обещалки от Роскосмоса больше не заходят публике, потому зашли с прожектами со смежной организации. wink
    3. Pashhenko Nikolay
      Pashhenko Nikolay 26 марта 2021 08:12
      +6
      А что тут понимать ?Зайдите на сайт молнии ,а там вообще ноль из того что накропал тут Кирилл .Вообще в новостной ленте ничего о космопланах .Только ракетомишени из реальных дел .
    4. Абросимов Сергей Олегович
      +2
      Цитата: KCA
      Я что-то не пойму противоречивости информации - то "Уже в августе руководство «Роскосмоса» распорядилось начать работы", то "проект от «Молнии» разрабатывается в инициативном порядке", Иван Иосифович, вы или крестик снимите, или трусы наденьте...

      Если я правильно понимаю, НПО "Молния" входит в концерн "Калашников" и таким образом не является частью Роскосмоса.
      Таким образом, руководство "Роскосмоса" распорядилось "в своей иепархии", в отношении подчиненных/подконтрольных предприятий, а НПО "Молния" разрабатывает самостоятельно, независимо то Роскосмоса "на свой страх и риск".
      При этом Роскосмос может не знать что происходит и чем занимается неподконтрольное ему НПО Молния.
      Так в чем же противоречие?
  2. Sined
    Sined 26 марта 2021 04:08
    +2
    Понимаю что сравнение некорректное, но интересно знать что первее взлетит. Старшип или же данный челнок. Ведь если Старшип будет создан и эксплуатироватся в том виде котором его показывают. Это будет революция в аэрокосмической отрасли. С появлением Falcon 9 , первая ступень которой уже совершила девятый полет, люди начали задаться вопрсом смысла в одноразовых носителях с нагрузкой выше пяти тон . Появление Старшипа так же поставит под вопросом смысла разработки большого количества проектов.
    1. KCA
      KCA 26 марта 2021 04:19
      -2
      Старшип не орбитальный корабль, он попрыгунчик с выходом в космос минут на 10 и приземление
      1. Sined
        Sined 26 марта 2021 04:26
        0
        Попрыгунчик это Супер Хэви. Уже заявлено что Старшип будет доставлять грузы с одной точки планеты на другую. Следственно Старшип , снова же если он будет соответствовать заявленным характеристикам, будет способен захвату спутников на низкой орбите , тут вопрос в обтекателе и манипуляторе. Не вижу тут проблем.
      2. Эррр
        Эррр 26 марта 2021 05:59
        +2
        Цитата: KCA
        Старшип не орбитальный корабль, он попрыгунчик с выходом в космос минут на 10 и приземление
        "Starship" такой "попрыгунчик", что в лунной версии до Луны должен будет подпрыгивать, а в марсианской - ажно до Марса. Не слабый такой попрыгунчик lol
      3. BlackMokona
        BlackMokona 26 марта 2021 07:57
        -3
        Старшип космический корабль для полёта на Марс
  3. Инженер Щукин
    Инженер Щукин 26 марта 2021 04:49
    +12
    Цитата: KCA
    Старшип не орбитальный корабль, он попрыгунчик с выходом в космос минут на 10 и приземление

    не путайте
    слева СуперХэви, справа Старшип
    вместе проект называется Старшип (да-да, вот такая вот загогулина)

    1. Инженер Щукин
      Инженер Щукин 26 марта 2021 04:59
      +8
      И к слову, первая итерация СуперХэви уже собрана. Но тестовые прыжки начнутся со второй итерации. На BN1 будут тестировать логистические, монтажные и производственные инструкции.

  4. Бережливый
    Бережливый 26 марта 2021 05:07
    -2
    Кирилл, это ничего не означает, демонстрация макета "избранным " . По старой Русской традиции все можно сто раз поменять, в том числе, и размеры космоплана. А , вообще, зачем огород городить, есть же готовые проекты и даже образцы! Тот же Байкал, к примеру, сменить электронику на более современную во много дешевле, чем с нуля создать новый космолет, и по времени экономия нескольких лет.
    1. AUL
      AUL 26 марта 2021 06:35
      +3
      Впрочем, пока проект находится на ранних стадиях, и это приводит к известным рискам. В целом ситуация располагает к оптимизму, но пока нельзя исключать те или иные трудности, способные затормозить проект или привести к его закрытию.
      А что именно располагает к оптимизму? Фанерный макет? Что-то на фоне ситуации с "Федерацией", которая уже "Орел", оптимизм как-то не расцветает!
    2. Эррр
      Эррр 26 марта 2021 06:46
      +4
      Цитата: Бережливый
      А , вообще, зачем огород городить, есть же готовые проекты и даже образцы! Тот же Байкал, к примеру, сменить электронику на более современную во много дешевле, чем с нуля создать новый космолет, и по времени экономия нескольких лет.
      Вы не понимаете. Это другое. lol
      "Байкал" ("Крыло-СВ") - это перспективный многоразовый ускоритель первой ступени РН " Ангара". Он до орбиты не долетит никогда. Его функция - это, так сказать, первый пинок носителю со стартового стола, подъём его километров до 100 и, отстегнувшись, обратно на грешную Землю. На большее он не способен. smile
      1. Бережливый
        Бережливый 26 марта 2021 07:34
        -6
        Эррр -он может быть основой, на него есть документация, есть один готовый образец, при желании Байкал и можно сделать многоразовым космолетом!
        1. Эррр
          Эррр 26 марта 2021 08:39
          +1
          Цитата: Бережливый
          при желании Байкал и можно сделать многоразовым космолетом!
          belay
          "Запорожец" - горбатый лимузин - это реально круто, но исключительно только для поражения воображения многоуважаемой публики. yes
      2. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 26 марта 2021 10:16
        +1
        Цитата: Эррр
        На большее он не способен

        Да и не надо ! Для "большего" его и не создавали! Пусть хорошо делает то, для чего предназначен !
        1. Эррр
          Эррр 26 марта 2021 14:45
          +2
          Так ить и я о том же. drinks
    3. TerraSandera
      TerraSandera 26 марта 2021 07:13
      +1
      Экономия - враг большого попила! Как и экономия времени.
    4. arkadiyssk
      arkadiyssk 26 марта 2021 08:43
      0
      А Вы думаете Байкал в свое время продвинулся дальше макета? Вроде так же потрындели, покричали, сделали макет и успокоились.
  5. viktor_ui
    viktor_ui 26 марта 2021 05:42
    +19
    Да да, будет выгодно и перевыгодно...грустить не буду, просто улыбнуло с утра . Станция на Лунной точке Лагранжа уже есть, систему аварийного спасения тяжелого ракетоносителя потестили, робофеди заполонили всю орбиту аж модуль треснул, ну и так далее обещаний длинный свИток. Жаль, что у них при каждом обещанном вранье нос не растёт как у Пиноккио .
  6. ВПП
    ВПП 26 марта 2021 06:18
    +7
    Мечты из серии обещаний про 25 млн.высокотехнологичных рабочих мест.
    1. Вадим237
      Вадим237 26 марта 2021 14:14
      -6
      Ну 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест создать можно - только работать там будет некому так как в России физически нет 25 миллионов высококвалифицированных безработных.
      А космолёт в пределах 38 тонн с соответствующими габаритами сейчас вполне реально двигатели для него РД 704 имеются теплозащитные материалы можно позаимствовать у Авангарда системы управления то же есть современные САПР 3D и моделирование имеется - всё есть кроме ракетоносителя от в 2027ом должен полететь но к этому времени космолёт сделают - всё в финансирование упирается.
      1. Косм22
        Косм22 26 марта 2021 17:18
        -3
        Гм...
        Насчет РД-704 - слишком оптимистично.
        Нет точных данных даже по РД-701. Ребята с Энергомаша как-то неохотно цедят инфу сквозь зубы.
        И какие в принципе преимущества в данном конкретном случае у трехкомпонентника перед чистым водородником? Не будем забывать о том, что чудо, которое расписывает Молния - это не Буран. И не ступень РН. Это аппарат с очень ограниченными габаритами (его как-то нужно под обтекатель второго Союза упрятать) и объемом. И чем меньше конструктивных элементов в его архитектуре, тем лучше. В том числе топливных систем, баков и пр.
        Иное дело - вертикальный старт трехкомпонентного ЖРД, допустим, ступени со СК. Которая не ограничена такими жесткими лимитами габаритов. Здесь можно поиграться раздвижным соплом. Если, конечно, это решит все проблемы с критикой. И с общей сложностью всего агрегата.
        1. Вадим237
          Вадим237 27 марта 2021 16:29
          +2
          "Нет точных данных даже по РД-701". Уже есть
          "Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш», выполнен по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа. Трёхкомпонентный ЖРД для многоразовой транспортно-космической системы МАКС. Окислителем является жидкий кислород, компонентами топлива же служат керосин или жидкий водород. В зависимости от используемого двигателем режима, может использоваться смесь топлив или только водород.

          Кислородно-водородный режим предназначен для использования в вакууме, где удельный импульс является максимальным. Для первоначального разгона используется керосин, для дальнейшего ускорения водород. Такая схема позволяет использовать топливо с наименьшей плотностью там, где эффективность двигателя максимальна, что имеет эффект в виде уменьшения объёма баков и, соответственно, их массы примерно на 30 %. Режим с использованием керосина характеризуется значением давления в основной камере сгорания («ОСГ») равным 300 бар, что является наибольшим значением среди ЖРД на 2009 год. Также на базе РД-701 разработана однокамерная версия «РД-704».
          Двухкамерный РД-701 имеет 2 рабочих режима.

          В первом режиме в каждую камеру сгорания подаются 3 компонента: керосин (расход — 73,7 кг/с), жидкий водород (29,5 кг/с) и жидкий кислород (388,4 кг/с). Этот режим предназначен для работы на начальной стадии полёта в нижних слоях атмосферы. Тяга (на высоте 10 км) — 2 × 1890,2 кН, удельный импульс — 3 845 м/с.

          Во втором режиме в каждую камеру подаются только 2 компонента: водород (24,7 кг/с) и кислород (148,5 кг/с). Этот режим включается на высотном участке траектории, и в нём развивается тяга (в пустоте) 2 × 784,5 кН, удельный импульс — 4 532 м/с.

          В форсуночных головках камер сгорания устанавливаются 3 группы форсунок — каждая для соответствующего компонента. Во втором режиме группа керосина не работает. Охлаждающий компонент в обоих режимах — водород".
          "РД-704 является уменьшенной версией РД-701, в которой используется те же компоненты и та же схема работы двигателя, но с использованием одной камеры предварительного сгорания, одного сопла и одной ОСГ". Новый космолёт более чем уверен делают под Ангару А5В - как раз в 27ом сделают и ракету и космолёт.
  7. Lykases1
    Lykases1 26 марта 2021 06:32
    +2
    Не вполне понятно. Было много информации что подобные многоразовые корабли себя не оправдывают. Поэтому США закрыли программу Спейс-Шатл. Оказывается вроде и ничего. И снова появились фото Бурана
  8. sergo1914
    sergo1914 26 марта 2021 06:43
    +12
    После длительного перерыва НПО «Молния» восстановило свои компетенции в области аэрокосмических систем


    Серьезно?
  9. Авиатор_
    Авиатор_ 26 марта 2021 07:37
    +1
    рост КБ в профессиональном плане, в т.ч. за счет новых сотрудников.

    А сколько этих "новых" ещё учить придётся? Вон, они уже Ил-112, эти "новые" перетяжелили.
  10. Авиатор_
    Авиатор_ 26 марта 2021 07:41
    +2
    В общем, обещают повторить советский "БОР" (1969-1974)
    1. A.A.G.
      A.A.G. 29 марта 2021 09:03
      0
      Цитата: Авиатор_
      В общем, обещают повторить советский "БОР" (1969-1974)

      Похоже...Вообще, программа "Спираль",помимо инженерных,производственных побед,-ещё и захватывающий шпионский "сериал"...Видимо, на подходе новая " серия").А может,"пересняли"(или раскрасили) старые)).
  11. GRIGORIY76
    GRIGORIY76 26 марта 2021 08:08
    +7
    Не в коем случае не злорадствую. Но скорее всего никакой «инициативы» нет, отмашка дана сверху. Цель - пропаганда в ближайшие лет 5-10 показать что мы не отстаём в космосе и что у нас есть легкий многоразовый не имеющий аналогов аппарат.
    1. Вадим237
      Вадим237 26 марта 2021 14:17
      -3
      Ну вообще то такие аналоги ещё в 60ых в США разрабатывали и у них сейчас есть свои мини шаттлы беспилотные Китай в прошлом году подобный космолёт запускал - так что неимеющиеаналогов здесь не прокатит.
      1. GRIGORIY76
        GRIGORIY76 26 марта 2021 15:43
        +2
        так что неимеющиеаналогов здесь не прокатит.

        Смотря под каким соусом подать. Буран например на РЕН ТВ до сих пор, не имеющий аналогов космический аппарат, который осуществил самостоятельную посадку в полностью автоматическом режиме.
        Или например по телевизору говорят что наши ДЭПЛ - лучшие неатомные пл. Правда забывают при этом про немцев и японцев с их ВНЭУ.
  12. Eug
    Eug 26 марта 2021 09:03
    +3
    У Лозино-Лозинского был меньший по размерам в сравнении с Бураном проект МКА, дело дошло даже до запуска модели и вылавливании ее в Индийском океане. Но потом Глушко "продавил" проект Энергия - Буран в известном всем виде.
  13. Есаул
    Есаул 26 марта 2021 09:21
    +1
    Ну если Рогозин сказал, то ничего хорошего не жди. Строительство космодрома Восточный скоро подойдёт к концу, теперь им срочно понадобился новый проект для распила.
  14. Trapp1st
    Trapp1st 26 марта 2021 09:36
    +10
    Советское общество делало научную фантастику реальностью

    Посмотрим на что способны современные управленцы
    1. Галеон
      Галеон 26 марта 2021 10:55
      +17
      Вот на это, это их цель.
    2. Вадим237
      Вадим237 26 марта 2021 14:19
      -6
      СССР просто повторил то что сделали в США только у нас получилось дороже и сложнее так как ракетой запускали.
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 26 марта 2021 20:28
        +3
        так как ракетой запускали.

        В этом и был смысл - создали тяжёлый универсальный носитель "Энергию", который мог много что выводить в космос кроме "Бурана". Всё прекратилось со смертью страны. У америкосов тяжелого носителя до сих пор нет.
        1. Вадим237
          Вадим237 27 марта 2021 16:38
          -2
          "У америкосов тяжелого носителя до сих пор нет". Уже есть Falcon Heavy недавно первая ступень SLS прошла последние испытания сейчас её отправят в Флориду на космический центр Кеннеди где её состыкуют с остальными элементами ракеты установят Орион в качестве полезной нагрузки и отправят ноябре этого года в первый полёт по программе Артемида 1 - облёт Луны в беспилотном режиме.
          1. Авиатор_
            Авиатор_ 27 марта 2021 16:47
            0
            сейчас её отправят в Флориду на космический центр Кеннеди где её состыкуют с остальными элементами ракеты установят Орион в качестве полезной нагрузки и отправят ноябре этого года в первый полёт

            Вот когда отправят вокруг Луны, тогда и можно будет сказать, что есть у них тяжёлый носитель.
            1. Вадим237
              Вадим237 28 марта 2021 18:42
              +1
              Он уже три раза летал - Falcon Heavy в этом году ещё два или три раза полетит.
              1. Авиатор_
                Авиатор_ 28 марта 2021 19:13
                0
                Он уже три раза летал - Falcon Heavy в этом году ещё два или три раза полетит.

                Я про облёт Луны говорил. У нас вон "Ангара-5" тоже 2 раза летала, но это ещё не значит, что она отработана.
                1. Веня Сельников
                  Веня Сельников 30 марта 2021 13:43
                  0
                  В отличии от Ангары-5, Маск на Хэви выводит уже полезную нагрузку и получает за это деньги.
                  Ангара-5 не вывела пока ни одного килограмма ПН.
                  Говорить о том, что до полёта к Луне нет тяжёлого носителя - странно. Первый пуск к Луне у Хэви планируется в 24-м, вроде как - вывод PPE и HALO к лунному гейту для Artemis.
                  1. Авиатор_
                    Авиатор_ 30 марта 2021 20:24
                    +1
                    Первый пуск к Луне у Хэви планируется в 24-м,

                    Не бегите впереди паровоза, вот в 24 и станет ясно, что у кого есть.
                    1. Веня Сельников
                      Веня Сельников 4 апреля 2021 23:37
                      0
                      Да никто не бежит. От того, будет полёт с выводом модулей лунного гейта в 24-м или нет - ничего принципиально для Маска (и самой Хэви) не меняется.
                      Хэви будет летать и до 24. И продолжать приносить SpaceX деньги.
  15. Макс1995
    Макс1995 26 марта 2021 10:30
    +5
    перемоги и обещалки...
    Выборы осенью....
  16. Галеон
    Галеон 26 марта 2021 10:49
    +5
    Ребята, НПО "МОлния" в состав РОскосмоса не входит. Рогозин может обклеиться своими распоряжениями в адрес этого предприятия. Вот состав Роскосмоса https://www.roscosmos.ru/24028/
    Позавчера о многоразовом корабле говорила https://topwar.ru/181214-razrabotchik-burana-nachal-sozdanie-novogo-mnogorazovogo-kosmicheskogo-kompleksa.html руководитель НПО Молния Ольга Соколова - а сегодня об этом заливается наш главный звездобол? fellow Пусть лучше покажет и запустит laughing разработанный "Орел"/"Федерацию".
    1. Вадим237
      Вадим237 26 марта 2021 14:22
      -6
      Запуск Орла намечен на 2023 должны начаться лётные испытания в беспилотном варианте. -Ждите.
    2. Avior
      Avior 26 марта 2021 15:39
      +1
      А Рогозин не об этом. Рогозин говорит о создании нечто аналогичного а структуре Роскосмоса. Это автор перемешал два разных события в одной статье.
  17. Alien From
    Alien From 26 марта 2021 11:12
    +4
    Сначала реальные Бураны сгнили, теперь новый проект надумали рисовать........умом Россию не понять no
  18. Абрам Иваныч
    Абрам Иваныч 26 марта 2021 12:29
    +5
    А что, Рыгозин батут уже заштопал?
  19. ALARI
    ALARI 26 марта 2021 12:36
    +6
    Никак еще одну "резиновую калошу" хотят возродить. Хотя все наши достижения в космосе родом из резиновых калош СССР.
    1. Вадим237
      Вадим237 26 марта 2021 14:26
      -4
      Буран устарел технически в технологиях производства и стоимости запуска повторять его нет никакого смысла- теперь космолёт будут делать по требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня. Старые колоши должны остаться на полке истории.
      1. ALARI
        ALARI 28 марта 2021 17:29
        0
        А что у нас сейчас в космосе хайтек? Многоразовые ракеты? Так нам до этого еще дальше чем до Буран-Энергия. Только не говорите что у Ангары стоимость запуска и технологичность конкурентоспособна.
        1. Вадим237
          Вадим237 28 марта 2021 18:49
          0
          Ангару если что для военных создавали в первую очередь и для внутренних нужд России - в замен устаревшему Протону и с учётом её модернизации и внедрении новых производственных решений она станет вполне технологичной с коммерцией это к Союзу 5 это у него запуск обещают в районе 55 миллионов долларов как Фалькона 9 - надеюсь в период 2022 -2024ый начнутся лётно конструкторские испытания а там и лёгкую многоразовую Крыло СВ начнут испытывать.
  20. синоби
    синоби 26 марта 2021 14:31
    +2
    Космопланы в том виде в каком они представлены Бураном,Шатлом и прочая,тупиковая ветвь развития.Большие массы на них таскать обходится в 2-3 раза дороже чем одноразовыми системами.Малотонажные челноки,это игрушка военных.В чём Маск прав,так в том что многоразовая система должна обходится без дополнительных элементов,типа стартового стола и дополнительных разгонных блоков.Но то что он создаёт,бог в помощь,дальше луны (в идеале) не полетит.Оптимистам я советую взять калькулятор и таки посчитать необходимое колличиство топливо/окислитель для вывода заявленной полезной массы (собственно старшип+груз+топливо для выполнения миссии) на низкую опорную орбиту.Вот поэтому к заявлениям Маска ни НАСА,ни Росскосмос серьёзно не относятся.России,следовало-бы достать из под сукна разработки космопланов Мясищева.Довести до ума проект М-19 с точки зрения новых материалов и технологий.
    1. Веня Сельников
      Веня Сельников 30 марта 2021 09:31
      -1
      Цитата: синоби
      .Оптимистам я советую взять калькулятор и таки посчитать необходимое колличиство топливо/окислитель
      А вы калькулятором пользовались с учётом участия танкеров? Маск изначально экосистему Стархэви+Старшип разделил на несколько эксплуатационных вариантов, которые будут комбинироваться между собой.
      Без орбитальной заправки да, дальше Луны ему не прыгнуть.
      1. синоби
        синоби 2 апреля 2021 04:48
        0
        Без ядерных силовых установок в большом космосе делать нечего.При использовании схемы с танкерами мы опять,в итоге,вернёмся к модульной схеме сборки.И зачем тогда огород городить?
        1. Веня Сельников
          Веня Сельников 4 апреля 2021 23:41
          0
          NASA без ядерных ДУ побывало с исследовательскими миссиями уже у всех планет Солнечной системы, вплоть до Плутона, и даже вышло за её пределы.
          Это всё ещё недостаточно большой космос?
          Кому надо ехать, а не шашечки - используют то, что есть, а не оправдания, что вот у нас ядерный привод появится, и мы так залетаем!..
          1. синоби
            синоби 7 апреля 2021 03:12
            0
            Побывало говорите?Зонд весом в 1,5 тонны это не пилотируемый полёт.Дальше луны человек пока не летал и то под вопросом,летал ли.Опять же,все,да-да,абсолютно все аппараты дальних миссий что известны на сегодняшний день,тащили в себе атомный источник энерго и теплопитания.Уже на середине полёта к марсу,начинает сказываться нехватка солнечного света для панелей электропитания.И если для маленьких аппаратов это некритично,то для тех же Вояджеров и Викингов было проблеммой,не говоря о более поздних моделей с холовскими ионниками.Без ядерных силовых установок,пилотируемые полёты и тем более освоение луны и марса весьма рискованное предприятие.И очень дорогое само по себе.И да,наса взялось доробатывать свой атомный двигун нерва именно из этих соображений.
            1. Веня Сельников
              Веня Сельников 9 апреля 2021 19:55
              0
              абсолютно все аппараты дальних миссий что известны на сегодняшний день,тащили в себе атомный источник энерго и теплопитания
              Это откровенная ложь.
              Очень многие дальние миссии (за орбиту Луны) не имеют ничего "ядрёного" внутри, и тем не менее успешно работают.
              Найдите, например, такое у MRO.
              Нарезает на орбите Марсе уже 15 лет, и прекрасно себя чувствует.
              1. синоби
                синоби 11 апреля 2021 04:19
                0
                Нет говорите?Ну-ну.Блажен кто верует.
                1. Веня Сельников
                  Веня Сельников 12 апреля 2021 10:57
                  0
                  США всё врут, что ли, про свои аппараты в дальнем космосе?
                  Ну, индийский Мангальян на орбите Марса ровно также, уже 8-й год работает там от солнечных батарей.
                  И индийцы врут?..
                  Китайский Тяньвэнь-1, который готовится к посадке на Марс, тоже заявлен, как с питанием от СБ (как орбитальный аппарат, так и их марсоход).
                  И японцы, летая с мисиями к поясу астероидов (за орбитой Марса), тоже, не поверите, обходятся без ядерных источников питания.
                  Никто не спорит, за орбитой Юпитера и далее ядерные источники (прежде всего для обогрева аппраратов) полезны и нужны.
                  Но до орбиты Юпитера...
                  Если вы не в курсе, Juno, исследующий Юпитер, обходится без ядерного источника... и успешно работает.
                  Так что не нужно ерунды.
                  Кто хочет исследовать дальний космос - делает это уже давно, и не ждёт каких-то волшебных ядерных двигателей.
  21. morose
    morose 26 марта 2021 15:10
    +3
    В целом последние новости из ракетно-космической сферы позволяют делать оптимистичные оценки. После длительного перерыва НПО «Молния» восстановило свои компетенции в области аэрокосмических систем и уже разрабатывает новый проект такого рода. Сформирован общий облик космоплана; он реализован в виде макета и показан ограниченной аудитории, состоящей из специалистов и ответственных лиц.


    Боюсь, что восстановление компетенции, - это несколько большее, чем демонстрация макета. Да и разве одна Молния с этим сможет справиться? Для создания и запуска такого объекта нужна целая кооперация предприятий; сохранились ли они сейчас? Есть ли главный конструктор, способный встать над ними и возглавить эту работу?
    Да и есть ли уверенность в очереди гражданских коммерческих заказчиков на использование этого космолета, особенно зарубежных, с учетом всевозможных санкций от заклятых партнеров?
  22. spirit
    spirit 26 марта 2021 15:22
    0
    США:
    Нужно развивают частную космонавтику (да с дотациями но все же) так как это более эффективней и дешевле
    Китай:
    Нужно взять все лучшее у Американцев и так же выстроить частную космонавтику!
    Рогозин:
    Давайте восстанавливать старый проект от которых уже все отказались из за дороговизны и не эффективности (шатл ,буран)
    Идеально!!! good
  23. Falcon5555
    Falcon5555 26 марта 2021 15:29
    +4
    ...и планов на будущее....
    - опять эта словесная вата. А что, могут быть планы на прошлое? laughing
    Многоразовай корабль размерности союза или спирали на стероидах, со стартом на ракете (тоже многоразовой, и не с боку) и самолетной посадкой, причем целиком, без отделяемых бустеров или агрегатных отсеков, для вывода и возвращения нескольких человек с чемоданами конечно нужен. Но судя по всему они делают что-то другое.
    Женщина-ген-директор-ракетостроитель?.. belay Это, кажется, в основном мужские забавы. А она наверняка ещё и юрист. laughing
  24. AML
    AML 26 марта 2021 16:24
    -2
    Цитата: GRIGORIY76

    Или например по телевизору говорят что наши ДЭПЛ - лучшие неатомные пл. Правда забывают при этом про немцев и японцев с их ВНЭУ.

    Эвоно как. Оказывается лучшесть определяется тем, что есть внэу. Вы теплое с мягким не путаете?
  25. AML
    AML 26 марта 2021 16:26
    -5
    Цитата: Вадим237
    СССР просто повторил то что сделали в США только у нас получилось дороже и сложнее так как ракетой запускали.

    Только у нас получился самостоятельные космоплан, а у американцев придаток к ракете.
    1. Avior
      Avior 26 марта 2021 16:40
      +4
      Все так, только наоборот.
      У американцев в системе Шатл не было ракеты- носителя, только бак для топлива и два ускорителя, взлетал сам челнок на своих двигателях.
      Буран же выводился ракетой- носителем Энергия.
      1. AML
        AML 26 марта 2021 16:46
        -3


        Наверное бак дырявый и из него топливо вытекало и горело.
        1. Avior
          Avior 26 марта 2021 22:34
          +2
          А вы на 3.08 посмотрите, там все видно, что откуда горит.
  26. Павел Сухов
    Павел Сухов 26 марта 2021 17:14
    +3
    Все кто создавал Буран уже на Молнии не работают ... Тогда о каком заделе можно говорить ? Буран уже 1988 году в автономном режиме летал. 5 лет ??? Вы издеваетесь?
    1. Вадим237
      Вадим237 27 марта 2021 16:41
      0
      А принципиально новом заделе с новыми материалами техническими решениями и всем остальным.
  27. Не_боец
    Не_боец 26 марта 2021 19:16
    +2
    Когда говорим об этих космических самолетах то первый вопрос который нужно задать это "Что может сделать космоплан из того что не может сделать обычный космический корабль?"
    Вариантов вижу два:
    1. Аккуратно спустить что то с орбиты одним большим куском (необязательно).
    2. Возможность горизонтального маневра, то бишь приземлиться в заданной месте.
    3. Сомнительная многоразовость.
    Ради всего этого космоплану пришлось "отрастить" крылья, которые являются мертвым весом в 95% времени полета, а также нуждаются в теплозащите.
    Зачем все это??? Мы делаем ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ!!! Сначала давайте определимся с ее задачами, а потом подумаем как их будем решать с учетом имеющегося опыта и наработок.
    Смотрим на опыт эксплуатации шаттла. Максимальный взлетный вес 110 тонн, из них 30 тонн в грузовом отсеке ака полезная нагрузка которую нужно доставить в космос. То есть мы закидываем на орбиту лишние 80 тонн веса, которые потом еще надо вернуть на Землю что не всегда удавалось :(
    Про "Буран" вообще молчу. 1 полет, правда успешный и ВСЕ. Задач под него просто НЕ БЫЛО. Я считаю что программа "Буран" это еще один гвоздь в крышку гроба СССР.
    1. Avior
      Avior 26 марта 2021 23:18
      +2
      Смотрим на опыт эксплуатации шаттла. Максимальный взлетный вес 110 тонн, из них 30 тонн в грузовом отсеке ака полезная нагрузка которую нужно доставить в космос. То есть мы закидываем на орбиту лишние 80 тонн веса, которые потом еще надо вернуть на Землю что не всегда удавалось :(

      максимальный взлетный вес включает топливо, твердотопливные ускорители и вес бака, которые на орбиту не доставляют.
      а сам КК Шатл - "орбитер"- вместе с двигателями, топливом и системами жизнеобеспечения для немаленького экипажа.
      1. Не_боец
        Не_боец 27 марта 2021 09:37
        0
        Согласен, я неправильно выразился. Надо было написать "максимальный вес орбитальной части"
  28. CastroRuiz
    CastroRuiz 26 марта 2021 19:43
    +1
    Nu nedayot X-37B spat.
    Tak khochetsa, no...
  29. acetophenon
    acetophenon 26 марта 2021 23:51
    +1
    Сформирован общий облик космоплана; он реализован в виде макета и показан ограниченной аудитории, состоящей из специалистов и ответственных лиц.

    Конечно, кому попало показывать нельзя - осмеют и опозорят. Специалисты ведь ещё не все сдохли или уехали. А прикормленной шобле - отчего же нет? Даже модное слово есть - презентация, да!
  30. Intruder
    Intruder 27 марта 2021 01:27
    +2
    рассказал, что в будущем может быть создан новый многоразовый космический корабль самолетного типа.
    winked ну, да..., а потом еще и вертолетного типа и под конец и космолетного... fellow Главное, верить и ждать...а пока:




    1. Intruder
      Intruder 27 марта 2021 01:30
      +3
      А раньше, было по-другому (до эффективных реформаторов, в той стране еще):




      1. Intruder
        Intruder 27 марта 2021 01:37
        +2
        И похеру на променады в Париже
        И похер что мы олигархов бедней
        Мы знаем, что космос становится ближе
        Мы верим в удачу обычных парней
  31. К-50
    К-50 27 марта 2021 10:15
    +2
    Важной особенностью проекта является тот факт, что его разработку ведет НПО «Молния», изначально создававшееся для решения подобных задач. Именно это предприятие в прошлом разработало самую успешную отечественную АКС с орбитальным самолетом «Буран». Теперь эта организация получает возможность использовать накопленный опыт и новые наработки в перспективном проекте.

    Это если компетенции сохранились. После запуска "Бурана"прошло больше 30 лет. Навряд ли те инженеры и рабочие, что совершили тот подвиг, до сих пор работают, особенно после "лихих и штормовых 90-х". sad sad
    1. Konnick
      Konnick 27 марта 2021 10:23
      +2
      30 лет назад в создании Бурана участвовали около 1200 предприятий , заводов, институтов. И я не уверен, что эти организации существуют. Одной Молнией и Роскосмосом не обойдешься. Уровень конструкторской документации был очень низкий, почти эскизный, все держалось на высокой квалификации специалистов, практически как в анекдоте -доработать напильником. И я сомневаюсь в наличии документации на тот проект в объеме, необходимом для использования в новом проекте.
      1. Вадим237
        Вадим237 27 марта 2021 16:48
        -1
        Сейчас подобный корабль создать намного проще чем тогда в 70ых и 80ых - сейчас есть САПР 3Dмоделирование интернет вещей нейросети аддитивные средства производства новые материалы от сплавов до композитов новые методы производства обработки новое оборудование и тд.И по этому в этом -
        "Сомневаюсь в наличии документации на тот проект в объеме, необходимом для использования в новом проекте". Сейчас смысла нет никакого.
        1. Konnick
          Konnick 27 марта 2021 17:30
          +2
          Вы преувеличиваете возможности САПР, я сам работаю в 3д. Молодежь хорошо цифрует и только, творческий подход к заданию отсутствует, в основном 3Д работа напоминает работу чертежника, мозги заняты компьютерным построением.
          Эдриан Ньюи, лучший конструктор Формулы-1 работает на кульмане и говорит, что работает с бумагой без посредников, а его молодые коллеги воплощают его идеи в цифру. Сначала надо придумать в голове, а потом уж с помощью автокада, кати, бентли и прочих САПР создать 3Д, а затем создать на этой основе чертеж с нужными размерами для изготовления, 3Д-принтер может сделать модель, станок по программе может обработать, но для серийного производства из нужных материалов необходимы чертежи.
          А композиты и тогда широко применялись в Буране. Возможности технологии возросли значительно, а умных мозгов не прибавилось, причем даже выпускников МГУ, с мехмата и с физики перехватывают банковские структуры для работы аналитиками и IT. Кадровый голод в аэрокосмической отрасли значительный из-за низкого уровня оплаты труда.
          1. Вадим237
            Вадим237 28 марта 2021 19:06
            0
            "А композиты и тогда широко применялись в Буране". И какие же ? Только за прошедшие 32 года с момента его полёта создали более 3000 новых сплавов и композитов последний из них у нас более чем перспективный если не прорывной
            "Ученые из Переславского НИИ космических и авиационных материалов создали композиционный материал нового поколения, способный выдерживать огромные нагрузки. Полоска шириной 5 миллиметров при собственной массе 2 грамма способна удерживать груз массой более 500 килограммов. Ни сталь, ни авиационный алюминий с таким не справятся. К тому же, в отличие от классических эпоксидных полимеров, активно используемых в гражданской авиации, новый материал — огнеупорный, влагостойкий и не подвержен деформации при использовании.

            Материал получил название «аристар» от греческого и латинского «наилучший» и «звездный». По словам разработчиков, он рассчитан на использование в технологиях будущего, требующих высокой прочности в сочетании с малым весом, огнеупорными свойствами, а также устойчивостью к радиационному воздействию. Изобретение имеет российские и международные патенты и прошло испытания.

            — Технология, на основе которой мы разработали этот материал, известна ученым около 20 лет, но за все эти годы успеха смогли добиться только в США, в Японии уже 15 лет проводят опыты. Нам понадобилось семь лет, но по свойствам наша разработка опережает американскую, — рассказал почетный профессор Академического союза Оксфорда в области бизнеса, управления и научных исследований, генеральный директор ООО «НИИКАМ» Василий Аристов. — Такой материал обладает свойствами, которые должны помочь людям в дальнейшем освоении космоса как элемент несущих конструкций и антенн. Также аристар может применяться в гражданской авиации. В ней сейчас активно используются схожие по внешним характеристикам эпоксидные полимеры, но они не обладают стойкостью при воздействии огня. Возможно использование в судостроении, противопожарных технологиях, перспективно и для атомной промышленности. Применяя такой материал, мы сохраним тысячи жизней.

            В 2020 году переславскими учеными был создан материал аристид, пригодный для использования в авиационной, космической и других сферах. Он в 10 раз легче авиационного алюминия и способен выдерживать температуры до 1300 градусов, оставаясь устойчивым к возгоранию. Кроме того, он может выдержать выстрел из пистолета и постепенно регенерироваться.По мнению ученых, аристид — достойная замена авиационному алюминию и эпоксидным полимерам. По способности сохранять тепло 3 миллиметра этого материала могут равняться метру кирпичной кладки, поэтому сфера применения его достаточно широка. В настоящее время материал уже применяется при производстве радиотехнических изделий и в качестве теплоизоляции спутниковых систем".
            Возможности технологии возросли значительно, а умных мозгов не прибавилось, причем даже выпускников МГУ, с мехмата и с физики перехватывают банковские структуры для работы аналитиками и IT. Далеко не всех перехватывают а по факту умных как и дураков как было раньше так и осталось сейчас.
  32. Дед-дилетант
    Дед-дилетант 27 марта 2021 12:08
    +1
    Цитата: GRIGORIY76
    Не в коем случае не злорадствую. Но скорее всего никакой «инициативы» нет, отмашка дана сверху. Цель - пропаганда в ближайшие лет 5-10 показать что мы не отстаём в космосе и что у нас есть легкий многоразовый не имеющий аналогов аппарат.

    Который, если и будет создан, то не будет иметь аналогов в том числе и у нас.
  33. Читателль 2013
    Читателль 2013 27 марта 2021 14:39
    +2
    Тушинский машиностроительный В 1980—1990 годах (до 1993 года) на предприятии осуществлялось строительство пилотируемых орбитальных кораблей многоразового использования «Буран».

    На заводе в советское время работало 28 тыс. человек, в начале 2000-х годов — порядка 3500 человек, на 2012 год числились 1500 человек[3]. На 2013 год численность сотрудников составляла 860 человек[4]; по информации конкурсного управляющего, по состоянию на 2013 г. численность сотрудников предприятия составляла 886 человек, при этом за время банкротства в 2013-2015 гг. с предприятия было уволено 706 работников[5]. После организованной процедуры банкротства завода в 2013-2015 годах в штате осталось не более 150 человек.
    1. Вадим237
      Вадим237 27 марта 2021 16:53
      0
      Буран на Тушинском машиностроительном заводе собирали. Под новое производство и сборку скорее всего цэха будут создавать прямо на Восточном по ЖД перевозить комплектующие и узлы и там собирать.
  34. ленивый
    ленивый 27 марта 2021 17:10
    0
    оппрос в том " а чтом мы хотим?" меня ни разу не напрягает что мы по прежнему летаем на союзах, подозреваю не случись катастрофы Колумбии американцы так бы и летели на шатлах превосходящих поделки Маска. но поскольку летать в космос сверхдержаве на кораблях страны-бензоколонки невместно, то пришлось срочно что то рожать и + маску что за меньшие деньги он сделал раньше корабль чем боинг. Но что надо нам? если всё в том же темпе то и модернизированные союзы сойдут, зачем изобретать велосипед "лучшее враг хорошего" и не всегда в лучшую сторону. если надо больше пюдей на околоземную орбиту то надо аппарат побольше и не факт что многоразовый в своё время шатлы изобретались с целью удешевления полётов, но оказались дороже, да и сейчас судя по тому что наса подняло стоимость вывода груза на мкс ракетами маска это дорого(как вариант ракеты маска дёшево а увеличение стоимости запуска распил бабла в карман маска и боинга), если чаще надо выводить то может вспомнить о воздушном старте, если на луну то о "энергии"(только без бурана будучи лишь навесным грузом к энергии экономически он был нужен для доставки груза с орбиты, нет смысла спутник весом в несколько тон засовываться в корабль в десятки тон и использовать дорогую "энергию " когда можно разместив под обтекателем отправить на дешёвом союзе.
  35. AML
    AML 27 марта 2021 20:40
    +1
    Цитата: Avior
    А вы на 3.08 посмотрите, там все видно, что откуда горит.


    Да что мне смотреть. Шатл стартовал с участием своих двигателей.

    В СССР было 3 независимых и самодостаточных проекта - Энергия, Буран и АН 225. Энергия - ракета сверхтяжелого класса, которая на сегодняшний день является последней ракетой созданной человечеством в этом классе. Если Энергия была тупиком, то зачем сейчас РФ и США разрабатывают тяжелые ракеты? А Буран мог стартовать и с воздушного старта. Мрия как раз под это и затачивался. Поэтому не надо рассказывать сказки о том какие американцы экономные. А СССР тупые ватники.
  36. Читателль 2013
    Читателль 2013 28 марта 2021 09:58
    0
    Цитата: AML
    А Буран мог стартовать и с воздушного старта. Мрия как раз под это и затачивался. Поэтому не надо рассказывать сказки о том какие американцы экономные. А СССР тупые ватники.

    Каким образом если у Бурана двигатели были только для маневра
    1. AML
      AML 28 марта 2021 14:21
      0
      Цитата: Читателль 2013
      Цитата: AML
      А Буран мог стартовать и с воздушного старта. Мрия как раз под это и затачивался. Поэтому не надо рассказывать сказки о том какие американцы экономные. А СССР тупые ватники.

      Каким образом если у Бурана двигатели были только для маневра

      Кроме маневровых у Бурана были и доразгонные двигатели поэтому он и имел возможность воздушного старта и в космосе мог маневры совершать. В отличии от шатла, который после отделения от бака был практически кирпичном. Да шатл мог маневрировать нов очень небольшом диапазоне. И садился шатл с выключенными двигателя, поэтому и была понастроена фиговая туча запасных полос
      1. Читателль 2013
        Читателль 2013 28 марта 2021 14:41
        +1
        Можно полюбопытствовать, что это за доразгонные двигатели, которые могут поднять от Мрии ну пусть Мрия поднялась на 15 километров, на орбиту и где топливо для этого маневра
        Буран заметим, тоже планировал при посадке и никаких двигателей, как и у Шатла для посадки предусмотрено не было
        1. AML
          AML 28 марта 2021 15:13
          0
          Хех, то что у бурана торчат сопла вас ни на какую мысль не наводит? У бурана было 4 своих жрд и тяговооруженность поболее чем у шатла. Соответственно и полезной нагрузки он таскал больше. С земли самостоятельно выйти в космос без дополнительного бака, как у шатла, он вряд-ли мог, а вот с воздушного вполне себе. Мрия строилась под Буран, надеюсь то хоть с этим спорить не будете.
          1. Вадим237
            Вадим237 28 марта 2021 19:08
            0
            "С земли самостоятельно выйти в космос без дополнительного бака, как у шатла, он вряд-ли мог, а вот с воздушного вполне себе" - Нет не смог бы ему бы топлива для разгона до первой космической не хватило для выхода на НОО.
  37. Читателль 2013
    Читателль 2013 28 марта 2021 15:37
    0
    Цитата: AML
    Хех, то что у бурана торчат сопла вас ни на какую мысль не наводит? У бурана было 4 своих жрд и тяговооруженность поболее чем у шатла. Соответственно и полезной нагрузки он таскал больше.
    Нет у Бурана никаких двигателей, кроме маневровых
    Какие четыре двигателя, что торчит, что за чушь, ну почитайте, разберитесь полно же информации
    1. AML
      AML 28 марта 2021 15:56
      0
      Цитата: Читателль 2013
      Нет у Бурана никаких двигателей, кроме маневровых
      Какие четыре двигателя, что торчит, что за чушь, ну почитайте, разберитесь полно же информации

      Проще обмануть человека, чем доказать что его обманули. За сим не вижу смысла в дальнейшей дискуссии. Прежде чем кому-то советовать почитать, сами бы потрудились почитать, глядишь и не было бы этих полотен текста.
      1. Вадим237
        Вадим237 28 марта 2021 19:13
        0
        Как бы то ни было будущее за одноступенчатыми воздушно космическими самолётами типа проекта Ту 2000 и Английского Скайлона для вывода нескольких десятков тонн на орбиту и полностью многоразовыми ракетными системами на подобие Старшипа.
      2. Читателль 2013
        Читателль 2013 28 марта 2021 20:03
        0
        Ну покажи мне эти 4 двигателя обведи на фото
  38. AML
    AML 28 марта 2021 21:47
    +1
    Цитата: Читателль 2013
    Ну покажи мне эти 4 двигателя обведи на фото


    Развлекайся. Там даже с картинками.

    https://www.buran.ru/htm/mtkkmain.htm
    1. Читателль 2013
      Читателль 2013 29 марта 2021 21:21
      +1
      …отсутствие маршевых двигателей на «Буране» заметно меняло центровку, положение крыльев, конфигурацию наплыва, ну, и целый ряд других отличий.


      Разгонный двигатель «Бурана» 17Д12
      Под отсутствующими маршевыми двигателями генеральный конструктор Лозино-Лозинский понимал именно разгонные двигатели. Но на «Буране» присутствовали маршевые доразгонные двигатели объединённой двигательной установки (ОДУ), обеспечивавшие довыведение корабля на орбиту после отделения от ракеты-носителя, орбитальные манёвры и торможение перед сходом с орбиты.[35]. У «Шаттла» подобными доразгонными двигателями являлись двигатели системы орбитального маневрирования вдобавок к маршевым, которые в отличие от Бурана находились на самом корабле, а не отдельной ракете[36].

      Ну как то так smile вроде разобрались
      1. Читателль 2013
        Читателль 2013 29 марта 2021 21:34
        0
        Первоначально для управляемого полёта в атмосфере «Буран» должен был оснащаться двумя ТРД, устанавливаемыми в зоне аэродинамической тени в основании киля. Однако к моменту первого (и единственного) старта данная система не была готова к полёту, поэтому после входа в атмосферу корабль управлялся только рулевыми поверхностями без использования тяги двигателей. Перед приземлением «Буран» осуществил гасящий скорость корректирующий манёвр (полёт по нисходящей восьмёрке), после чего шёл на посадку. В этом единственном п
    2. Читателль 2013
      Читателль 2013 29 марта 2021 21:37
      0
      Спасибо за информацию, поставил бы тебе плюсик, но не имею такой возможности, слишком поменялся контингент на ВО за последние семь лет )))
  39. petroff
    petroff 2 апреля 2021 07:29
    0
    Да можно и не читать эту писюльку... Два фото Бурана, фото американца и ракетоносителя...
    То есть море воды и никакой конкретики....
    Рассказ гадалки о том что было?
  40. Last centurion
    Last centurion 2 апреля 2021 12:50
    0
    Пока летающего не увижу- не поверю. У нас столько всего бросают на половине пути, что поводов для оптимизма нет совсем. Для начала пусть "науку" пристыкуют и "луну " посадят собсно на Луну. И главное - для того чтобы что-то делать должно быть экономическое обоснование. Хотелось бы знать оно тут вообще присутствует? Чем космоплан лучше ракет, если он гражданский. Понимаю военный бы мог отбомбиться с орбиты. А для чего везти в космос крылья и шасси... Чтоб дороже стоило?Короче главный вопрос -зачем? И почем? Если учесть что это не вундерваффен самовзлетающее в одну ступень типа "скайлона"
  41. AC130 Ganship
    AC130 Ganship 2 апреля 2021 16:47
    0
    Статья не совсем корректная. Если в Сша космолет используется военными, то это совсем не означает, что проект не приносит дохода. У Пентагона есть хороший бюджет, и они могут оплачивать полеты Nasa. Что же касается бюро Молния, то отсутствие новых проектов в последние 35 лет, безусловно, скажется на качестве новых разработок и скорости их появления. Мозги 70х и 80х все уже на пенсии. Мозги 90х и 00х вынуждены были искать себя в других областях. Кто сейчас может создать современный Буран? Рогозин-младший? Или другой его ровестник с известной фамилией? Я сильно сомневаюсь.
  42. Гиви_49
    Гиви_49 24 апреля 2021 10:19
    0
    Если полезный груз - тайна, то и писать о доставщике не надо, чтобы под статью не попасть. А если попадёте, то так вам и надо.
  43. AC130 Ganship
    AC130 Ganship 27 апреля 2021 18:16
    0
    Мозгов строить такое уже нет. Старики - кто на пенсии, кто - на том свете. У молодых навыков нет вообще. Чего там про космопланы говорить, если ракеты запускают - модифицированный Восток Королева. А КБ Ту за 35 лет ни одного нового самолета не создало. Последний - 204/214 разработки середины 80х годов. Все...