Военное обозрение

Насколько автомобильный ленд-лиз помог СССР победить в войне

76

Обсуждаемая в среде экспертов и любителей истории в отношении западной помощи Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны. При обсуждении уже сформировалось два своеобразных лагеря, в одном из которых полностью убеждены в том, что без ленд-лиза СССР не смог бы победить в войне, а другом – в том, что ленд-лиз не сыграл значительной роли в успехе Красной армии. В реальности, истина, как и всегда, где-то посередине. По вполне понятным причинам, странно было бы не признавать значимость поставок в СССР товаров и техники Западом, но одновременно странно и заявлять, что без этих поставок советские войска не дошли бы до Берлина.


Одним из направлений ленд-лиза было автомобильное.

За время поставок Советский Союз получил по этой программе почти полмиллиона различных автомобилей. Подавляющее большинство – грузовики, которые можно было встретить на всех фронтах Великой Отечественной, и многие из которых потом и после войны успешно применялись в огромной стране, в том числе и в плане её восстановления.

Самым массовым автомобилем, который по ленд-лизу приходил в СССР, был знаменитый Studebaker US6. Это трёхосный грузовик использовался как для перевозки личного состава и грузов, так и в непосредственно военных (боевых) целей. На нём размещались направляющие реактивных миномётов – легендарная «Катюша».

Одно из заблуждений – якобы доставалось это Советскому Союзу исключительно даром. Это неправда.

Эксперт Максим Коломиец в студии у Дмитрия Пучкова рассуждает о том, насколько автомобильный ленд-лиз помог нашей стране выиграть войну:

Использованы фотографии:
Википедия/Nick Lobeck
76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. svp67
    svp67 27 марта 2021 04:27
    +7
    С лектором СОГЛАШУСЬ. Да, СССР мог обойтись без ленд-лиза, но это стоило бо большей крови... Так, что ОГРОМНОЕ спасибо США за эту поддержку, но не стоит "высоко нос задирать"
    1. Бородач
      Бородач 27 марта 2021 19:45
      -4
      Наполеона разбили практически в одиночку, с Гитлером почти тоже самое. Слабоват Еврофашистский Союз против России.
      1. BlackMokona
        BlackMokona 28 марта 2021 14:25
        +1
        Вам бы про битву народов почитать или ватерло, или про британские деньги которыми щедро оплачивались военные расходы России
    2. Пленник
      Пленник 28 марта 2021 08:51
      +2
      "Спасибо" слишком много. Им хватило полученного золота. Американская поддержка всегда дорого обходилась и обходиться. hi
      1. oleg-gr
        oleg-gr 28 марта 2021 10:12
        0
        Ленд-лиз был помощью. Но не бесплатной. Особенно в самом начале Великой отечественной. У нас как всегда распространены крайности.
        1. bobba94
          bobba94 28 марта 2021 12:28
          +3
          " Поставленные материалы ( машины, различная военная техника, оружие, сырье и другие предметы ), уничтоженные и использованные во время войны, не подлежат оплате; переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично (амортизация)....После войны, в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенная и неутраченная техника и оборудование должны быть возвращены США". Закон "Об обеспечении защиты Соединенных Штатов" от 11.03.1941 г. Это и есть, так называемый Закон о Ленд-Лизе
  2. сибиряк54
    сибиряк54 27 марта 2021 07:11
    -6
    Брошенный англичанами конвой PQ17и задержанный следующий оплаченные золотом, стоили нам Сталинградской битвы..В 42 году поставки от союзников имели стратегическое значение с восстановлением на востоке военного производства в 43 году их значение,хотя поставки увеличились в разы уже было тактического уровня,больше переходя в политическую плоскость
    1. bubalik
      bubalik 27 марта 2021 10:59
      +6
      конвой PQ17и задержанный следующий оплаченные золотом, сто

      ,, золотом расплачивались только за поставки пре-ленд- лиза 1941 года, а за остальные годы поставки оплате не подлежали.
      1. сибиряк54
        сибиряк54 28 марта 2021 06:54
        +4
        Вот "золотой" то и пустили на дно и следующий тоже "золотой" был задержан..эти два каравана не пришли именно тогда когда верховный поштучно распределял оружие по фронтам.
        1. bubalik
          bubalik 28 марта 2021 08:33
          +1
          и следующий тоже "золотой" был задержан.
          ,,ну в этом случае нужно отдать должное немцам,даже при наличии охраны конвоя pq-18, они его основательно проредили.
    2. mvg
      mvg 27 марта 2021 13:51
      0
      Однозначно к первому лагерю.. Без ленд-лиза, и бомбардировок рейха мы не продержались бы и до конца 42 года. Как то все забывают, что 2/3 люфтваффе действовало на Западном фронте. СССР никогда не имел возможности послать 1000+ бомбардировщиков плюс 300+ истребителей, нанести бомбовый удар в далекий тыл. На май 1945 года, в ВВС СССР было аж 48 дальних бомбардировщиков, из них 4/5 аварийно севшие Либерейторы и Б-17/29.
      III Рейх ни разу за войну не выполнил месячный план по выпуску танков или самолетов. Как раз из-за бомбардировок союзников.
      1. svp67
        svp67 28 марта 2021 08:25
        +4
        Цитата: mvg
        Без ленд-лиза, и бомбардировок рейха мы не продержались бы и до конца 42 года.

        Но как то ж продержались...Вы историю то вопроса хорошо почитайте, к указанному Вам сроку не было еще ни массовых бомбардировок, ни поставок...
        Цитата: mvg
        Как то все забывают, что 2/3 люфтваффе действовало на Западном фронте.

        Опять же С КАКОГО ПЕРИОДА?
        Вот к примеру данные по одномоторным и двухмоторным истребителям Люфтваффе (включая ночные) на Восточном фронте было таких 61 % в 1942 г., потом падение до 30 % в 1944 г, затем немцы все таки увеличили долю истребителей против СССР до 41 %.
        1. mvg
          mvg 28 марта 2021 19:43
          -2
          не было еще ни массовых бомбардировок, ни поставок...

          Сергей, не читал бы... не писал. Первые поставки, через Иран, начались через месяц, после начала войны. Мы с наглами сделали переворот в Иране и начались поставки.
          Так, к слову, 40% пороха и ВВ из импортных "комплектующих", 600 тыс автомобилей (99 из 100 Катюш на шасси студебеккера), станки для Т-34-85 (иначе его не было бы, возможно совсем), молибден, вольфрам, медь) - это для брони, латуни и снарядов.. а то, что большинство асов воевало на импортных самолетах? То, что Р-63 Кингкобра (2000 штук), вся была отвезена за Урал, на случай войны с США, единственный истребитель, который мог бороться с Б-29. Дюраль, РЛС, Матильды, Щерманы.. много чего.
          П.С.: Самое главное, наглосаксы с США не давали немцам морду лица высунуть с портов, и организовать блокаду СССР.
          И сдержали Японию, от высадки на ДВ. Плюс, 44-45 год, люфтваффе и панцерваффе стоял без горючки.
          1. svp67
            svp67 29 марта 2021 05:49
            +2
            Цитата: mvg
            Так, к слову, 40% пороха и ВВ из импортных "комплектующих", 600 тыс автомобилей (99 из 100 Катюш на шасси студебеккера), станки для Т-34-85 (иначе его не было бы, возможно совсем), молибден, вольфрам, медь) - это для брони, латуни и снарядов..

            За какой период? Основные поставки пошли уже после 42-го года. Так, что самое сложное время СССР выстоял, при минимальной экономической помощи союзников
            Цитата: mvg
            а то, что большинство асов воевало на импортных самолетах

            Из 2271 авиаторов которым было присвоено высокое звание Героя Советского Союза - 860 летчики штурмовой авиации, к слову их больше всех,на каких импортных самолетах они воевали? Подскажите
            Да и из 836 человек получивших это звание в истребительной авиации далеко не все летали на импортных машинах, тот же Кожедуб не дня на них не воевал
            Цитата: mvg
            То, что Р-63 Кингкобра (2000 штук), вся была отвезена за Урал, на случай войны с США, единственный истребитель, который мог бороться с Б-29.

            Нет, Вы не правы. У СССР были для такого случая проекты "тяжело вооруженных" истребителей с 37-мм и даже 45-мм пушками, уже опробованными в боях, это Як-9Т
            1. Avior
              Avior 1 апреля 2021 09:54
              +2
              большинство асов воевало на импортных самолетах

              из шести самых результативных асов 4 воевали на аэрокобрах.
              При том что поставлялся самолет в ограниченных количествах.
              1. svp67
                svp67 1 апреля 2021 10:02
                0
                Цитата: Avior
                из шести самых результативных асов 4 воевали на аэрокобрах.

                И это благодаря Покрышкину. Молодые и неопытные летчики, не прошедшие школу пилотажа на И-16 плохо осваивали "Аэрокобру", с ее задней центровкой.
                1. Avior
                  Avior 1 апреля 2021 10:20
                  +1
                  Речкалов и Покрышкин служили вместе.
                  но Речкалов в начале войны летал на И-153, Покрышкин- на МиГ-3.
                  Гуляев и Глинка- независимо друг от друга и от Покрышкина служили, на И-16 не воевали, воевать вообще начали в 1942 году.
                  1. svp67
                    svp67 1 апреля 2021 14:05
                    0
                    Цитата: Avior
                    но Речкалов в начале войны летал на И-153,

                    И что? Это не помешало ему пересесть и освоить И-16
                    Переход на И-16 прошел тоже по-боевому - без необходимой в мирное время бюрократии:
                    В тот день я расстался со своей "чайкой".
                    Говорят, "чертова дюжина" - хвостовой номер моей "чайки" - число несчастливое. Я не суеверен, но в приметы, как и некоторые наши ребята, верил. Перед вылетом бриться? Боже упаси! Навстречу женщина попалась? Быть неприятностям. И все же "тринадцатая" послужила мне неплохо. Около десятка воздушных боев, три сбитых самолета и более тридцати вылетов на "чайке" - в те дни это кое-что значило.
                    Осторожный и нерешительный Дубинин наконец-то внял моей просьбе:
                    - "Девятку" видишь? - Он указал на темневший в кустах "И-шестнадцатый". - Бери. Полетай по кругу и в зоне попилотируй.
                    И вот я в отремонтированном Городецким истребителе. Мотор работает на славу. Машина легка и послушна в управлении.
                    - Отлично получается, командир. Отлично! - осматривая после каждой посадки кабину, приговаривал Богаткин…
                    Цитата: Avior
                    Покрышкин- на МиГ-3.

                    Но до того летал на И-16 и мало того, ему и повоевать на нем пришлось
                    Цитата: Avior
                    Гуляев и Глинка- независимо друг от друга и от Покрышкина служили, на И-16 не воевали, воевать вообще начали в 1942 году.

                    Гуляев или Гулаев? если последний, а он Дважды ГСС, то в декабре 1940-го года Николай Гулаев окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС лётчиком в истребительном авиационном полку. Летал на истребителе И-16.
                    Братья Глинки
                    Дмитрий Борисович- в 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 45-м ИАП (базировался в г. Баку), летал на И-16. Окончил курсы командиров звена.
                    Борис Борисович - про него узнать сведений про типы самолетов им освоенных найти не удалось, но он был долгое время летчиком-инструктором
                    После окончания Одесской военной авиационной школы назначен летчиком-инструктором.
            2. mvg
              mvg 2 апреля 2021 23:56
              +1
              Так, что самое сложное время СССР выстоял, при минимальной экономической помощи союзников

              После войны, после охлаждения отношений с бывшими союзниками, роль Лендлиза сознательно занижалась. Заговорили о 4% лендлиза по отношению к тому, что было произведено отечественной промышленностью... это не правда.
              Роль Запада сознательно занижалась в победе над фашизмом. Зачем - мне не понятно. Все, что поставлялось союзниками, сразу шло в дело.. именно дефицитные "товары", а еще лУчшего качества, что могла осилить отечественная промышленность. Будь то танки, самолеты, дюраль или просто плитка шоколада.
              проекты "тяжело вооруженных" истребителей с 37-мм и даже 45-мм пушками, уже опробованными в боях, это Як-9Т

              Сергей, боюсь, что здесь вы не правы, совсем. Як-9Т уступал и Ме-109G-2 и FW-190A. Деревянный самолет, лучший из Яков, но недостаточно хорош для Б-29. 23/37/45 мм пушки ставились против БТТ немцев, никак не против бомбардировщикофф. 45 мм пушка, разваливала свой самолет быстрее, чем врага... очень слабо вооруженная машинка. 10 снарядов на 45 мм пушку и 1 УБС в моторе.
              Без гермокабины и кислородной маски, как он будет воевать на 10 тыс метрах???
              Не придумывайте. В конце войны у нас с фрицами соотношение было примерно 9.6 к 1, вот этим и брали. А наглосаксы и американцы воевали с ними минимум на равных с начала войны. Спиты, а потом Мустанги превосходили лучшие версии Ме и FW.
              Из 2271 авиаторов которым было присвоено высокое звание Героя Советского Союза - 860 летчики штурмовой авиации

              У нас и рядом не было такого бомбера, как Бостон, например, Б-3 "по-нашему" Посмотрите, сколько самолето-вылетов успевал сделать Ил-2 или Пе-2 до уничтожения.. и сколько А-20. Ну а за Либерейторы или Б-17/29 и говорить незачем. Скольким из 2271 авиаторов звание Героя Союза было присвоено посмертно? Без слюней о героизме, но главное победить, а не умереть.
              1. svp67
                svp67 3 апреля 2021 07:08
                0
                Цитата: mvg
                У нас и рядом не было такого бомбера, как Бостон,

                Был - Ту-2
                1. mvg
                  mvg 3 апреля 2021 20:07
                  +1
                  Был - Ту-2

                  Погорячились. Уступал Бостону во всем. В вооружении, скорости, дальности, бомбовой нагрузке (нормальной) вдвое.. Сравните количество воевавших, с 42 года по 44 Ту-2 выпущено 450 шт, а А-20 только в 43 году в СССР поступило 1360 машин.
                  Если брать 43 г, то это на 1000 больше, чем Ту-2. При этом был и разведчиком и торпедоносцем и транспортником и ночным истребителем, и РЛС ставили...
                  1. svp67
                    svp67 4 апреля 2021 08:28
                    0
                    Цитата: mvg
                    Погорячились.

                    Не в коей мере
                    Цитата: mvg
                    Уступал Бостону во всем.

                    Нет, это Ваши домыслы...
                    Цитата: mvg
                    В вооружении,

                    Бостоны приходили к нам вооруженные пулеметами 7,62-мм , которые у нас заменяли на 12,7-мм УБС. На Ту-2 так же устанавливались УБС.
                    Цитата: mvg
                    скорости,

                    У Ту-2 на высоте 6000 м была 521, в отличии от 510 у Бостона
                    Цитата: mvg
                    дальности

                    Практическая дальность Бостона - 1650 км, у Ту-2 - 2000 км
                    Цитата: mvg
                    бомбовой нагрузке (нормальной) вдвое..

                    По бомбовой нагрузке , в нормальном снаряжении они оба несли до 1000 кг, в перегрузе до 3000 кг бомб
        2. mvg
          mvg 28 марта 2021 19:45
          -4
          Опять же С КАКОГО ПЕРИОДА?

          Я приводил с русскоязычного сайта цифры.. 2/3 это минимум... намного больше. Все новинки вермахта шли на Западный фронт. Это о чем то говорит?
      2. сибиряк54
        сибиряк54 28 марта 2021 18:35
        +5
        mvg-вы видимо из поколения изучавшего историю ВОВ по двум абзацам в учебнике..Весь гигантский обьем поставок по ленд- лизу 4% от общих расходов СССР на ВОВ..Почти 95% поставок лето 43 и далее..Для наступательного разгрома рейха эта помощь существенна но второстепенна,а при обороне 42 года вообще очень важна но не существенна из за небольшого обьёма доставленных грузов.НО она стратегически важна в политической плоскости- союзничество двух государств реально воюющих против рейха и появлением возможности предотвращения военного конфликта на обломках рейха,что и не дало осуществить великобритании различные планы типа "немыслимое" .Правда их в основном остановили кузены которым не нужны были лишние конкуренты в Европе и нужен союзник в Азии.
        1. mvg
          mvg 28 марта 2021 19:55
          -3
          вы видимо из поколения изучавшего историю ВОВ по двум абзацам в учебнике

          Дай Бог вам и вашим детям учиться так, как я. Это ваше поколение прозомбировано в школе и зомбоящиком. За ваши 4% спрашивайте как раз у таких (СССР) учебниках...
          Как умела воевать Красная Армия, она показала в Финской Войне и на Халкин-Голе, надеюсь ваше зомбирование на это не распространяется?
          Почитайте сами нормальные источники, потом задайте вопрос, откуда у финнов в таком количестве трофейные Т-26 и Т-28, зачем мы там положили 500 тыс солдат и кучу техники.
          Почитайте про Харьковскую операцию, про 800 тыс пленных за три штурма. И задайтесь вопросом: Если за первый год войны мы потеряли почти всю БТТ и авиацию, то откуда она потом взялась, если заводы занимались эвакуацией на Урал??? Элементарный вопрос.
          П.С,: Я понимаю, что 70 лет зомбирования, это не "хухры-мухры", но логика то должна быть.
          1. сибиряк54
            сибиряк54 28 марта 2021 22:12
            +1
            Трофеи с раатской дороги где проявляя массовый героизм моторизованная дивизия по моему 44.кроме зампотыла имевшего мохнатую лапу в ГПУ, всё руководство растреляно за потерю управления и нарушение устава выразившегося в отсутствии бокового охранения
    3. Таврик
      Таврик 28 марта 2021 21:40
      0
      Обсуждение ленд-лиза без упоминания PQ-17 это как деревня без дурака. Ну да, провели десятки конвоев и один раз... приняли ошибочное решение. Теперь все "патриоты" смакуют это на все лады. А чего "Новогодний бой" не вспоминаете? Наверное, потому, что привлекать внимание к отважным и мастерским действиям наших союзников не в наших правилах. Кстати, РQ-18 пошёл уже в конце сентября. Это к вопросу о якобы задержке после PQ-17.
  3. 1536
    1536 27 марта 2021 10:35
    0
    У нас вся информация делается с учетом точки зрения США. Так почему бы не поставить вопрос, а был ли выгоден Ленд Лиз для самих США, для американских предпринимателей, банкиров, политиков, для всех тех, кто действительно воевал с японцами на Тихом океане, кто высаживался в Нормандии, кто встречался с воинами Красной Армии на р. Эльба? Да, Ленд Лиз был им всем выгоден! Потому они и пошли на него, заключив в конце 1941 года договоры по Ленд Лизу. И тогда возникает следующий вопрос, а почему же в конце декабря 1941 года? Почему не в 1940-м, или хотя бы, в июле 1941 года?
    Всегда, когда говорю американцам "спасибо за Ленд Лиз", вспоминаю банкомат, который выдал мне пять тысяч рублей и не "сожрал" карточку при этом.
    1. сибиряк54
      сибиряк54 28 марта 2021 07:24
      +6
      Авиация-основные поставки "аэрокобра"-на вооружении армии сша не состоит,"студер"-до высадки в Нормандии в больших количествах армии был не нужен,танки-опять до высадки в Европе тоже тысячами им были не нужны.Бомбардировщики,дальные разведчики и много ещё чего не выпускавшегося в ходе войны в СССР находились в "секретном списке" и не поставлялись.. Ленд- лиз позволил в конфортных условиях развить нужную промышленность.Примерно так выглядит со стороны США. drinks
      1. svp67
        svp67 28 марта 2021 08:09
        +3
        Цитата: сибиряк54
        "студер"-до высадки в Нормандии в больших количествах армии был не нужен

        А он у них и НЕ СОСТОЯЛ на вооружении. "Студебеккер" направлялись только в армии союзников США по программе ленд-лиз.
        А на оснащении армии США находился более технически совершенные грузовики International Harvester
        1. сибиряк54
          сибиряк54 28 марта 2021 08:37
          +2
          svp67-спасибо за подсказку.
      2. Avior
        Avior 1 апреля 2021 09:22
        +3
        Ленд- лиз- это предоставление денег.

        на выделенные американцами деньги СССР сам заказывал из списков то, что считал нужным. В Штатах находилась целая советская миссия для этого.
        Фирмы, желавшие участвовать в программе, предоставляли образец с описанием, и были заинтересованы в в том, чтобы советская сторона выбрала их предложение.
        1. сибиряк54
          сибиряк54 2 апреля 2021 17:40
          0
          avor-К сожалению существовал список запрещённого к продаже оборудования и техники и этот список не на одну страницу..Я просто ответил "1536" о выгоде американских промышленников от ленд-лиза
          1. Avior
            Avior 2 апреля 2021 18:18
            +4
            Бомбардировщики, например, входили, Бостон, к примеру.
            Если оно попало в списки- его можно было выбрать.
            Но не нужно забывать о нескольких вещах.
            1. Выбрать из списков можно было то, что туда попало. И если по какой то причине этой вещи в списке не было, то и заказать ее было затруднительно. А в списке могло небыть по разным причинам-например мощности были загружены полностью.
            Возможности уавиериканцев были большие, но не безграничные.
            2 Ленд Лиз состоял впомощи СССР во время войны, а не выгодах СССР после ее окончания, поэтому очевидно, что американцы не считали нужным выделять деньги на то, что СССР непосредственно для войны с немцами было не нужно. Что там Широкорад пишет на счёт запретов, это у него подробности нужно спрашивать, сторон сочинил.
            3. У СССР нехватка была и узкие места по многим направлениям, поэтому даже если американцы что то не включили в списки, всегдаможно было заказать другое, тоже остронужное
    2. svp67
      svp67 28 марта 2021 07:59
      +7
      Цитата: 1536
      Всегда, когда говорю американцам "спасибо за Ленд Лиз", вспоминаю банкомат, который выдал мне пять тысяч рублей и не "сожрал" карточку при этом.

      Сравнение не верное. Банкомат Вам выдает наличные деньги и "не сжирает" карточку согласно РАНЕЕ заключенного Вами с Банком ДОГОВОРА. И уж если Вы на столько чувствительны, то видимо стоит сказать СПАСИБО за восход солнца и его закат.
      А если серьезно, то я спокойно говорю американцам СПАСИБО, хотя бы за то, что их поставки по ленд-лизу, и не только оружия, помогли СССР сохранить сотни тысяч, если не миллионы жизней в этой страшной войне. Если Вы этого не понимаете, то плохо
      1. 1536
        1536 28 марта 2021 08:21
        +1
        Готов согласиться. Есть люди, которые не понимают сути исторических событий или действий тех или иных государств, зацикливаются лишь на фактах или событиях, свершившихся в тот или иной короткий промежуток времени, но при этом стараются навязать свое мнение. Они очень похожи на современных американцев.
    3. свой1970
      свой1970 28 марта 2021 22:11
      -1
      Цитата: 1536
      Всегда, когда говорю американцам "спасибо за Ленд Лиз", вспоминаю банкомат, который выдал мне пять тысяч рублей и не "сожрал" карточку при этом.
      - ну здесь надо быть точным и помнить - что СССР нифига на эту карточку и не положил практически.
      Все попытки США выцыганить у СССР хоть копеечку закончились практически ничем...так что выгода для них относительна и практически не имеет финансового выражения
      .З.Ы. я поностью и безоговорочно одобряю политику Сталина в данном вопросе.Я б и машины грузовые все типа "в бою потерял" бы-чтоб не возвращать и не оплачивать....
  4. ccsr
    ccsr 27 марта 2021 11:13
    -2
    На ВО опубликован цикл статей Сергея Линника по поводу использования трофейной техники и вооружения с первых месяцев войны. Автор тщательно исследовал материалы по этому вопросу, и ему можно верить как знатоку. Так вот первые самые тяжелые годы мы использовали огромное количество трофейной техники, а не то, что нам поставляли союзники. Так что вопрос использования ленд-лизовской автотехники надо рассматривать и с точки зрения того, как это соотносилось с трофейными автомобилями, мотоциклами и т.д., а то многие сравнения идут только на основании того, что у нас было выпущено.
    1. Avior
      Avior 1 апреля 2021 09:24
      +2
      в первые годы мы отступали. Откуда у нас взялась бы трофейная техника в заметном количестве?
      1. ccsr
        ccsr 1 апреля 2021 12:26
        -1
        Цитата: Avior
        в первые годы мы отступали. Откуда у нас взялась бы трофейная техника в заметном количестве?

        Вот сведения по трофеям лишь одной армии Западного фронта в 1941-1942:
        Часть трофейных машин, подлежавших ремонту, эвакуировалась на заводы Москвы. Например, только 5-й армией Западного фронта с декабря 1941 по 10 апреля 1942 года было отправлено в тыл для ремонта 411 единиц трофейной техники (танков средних — 13, танков лёгких — 12, бронеавтомобилей — 3, тягачей — 24, бронетранспортёров — 2, САУ — 2, грузовых автомобилей — 196, легковых автомобилей — 116, мотоциклов — 43. Кроме того, за этот же период части армии собрали на СПАМах (сборных пунктах аварийных машин) 741 единицу трофейной техники (танков средних — 33, танков лёгких — 26, бронеавтомобилей — 3, тягачей — 17, бро¬нетранспортёров — 2, САУ — 6, автомобилей грузовых — 462, автомобилей легковых — 140, мотоциклов — 52), а ещё 38 танков ( PzKpfw I — 2, PzKpfw II — 8, PzKpfw III — 19, PzKpfw IV — 1, Pz.Kpfw.38(t) — 1, арттанков (так в советских документах первого года войны часто именовались штурмовые орудия StuG III ) — 7) было взято на учёт в местах прошедших боёв. В течение апреля-мая 1942 года большая часть этой техники была вывезена в тыл.

        https://www.liveinternet.ru/users/dragomir/post121822402/
        1. Avior
          Avior 1 апреля 2021 13:26
          +3
          То что вы описали- это особый случай, результаты битвы под Москвой, нетипичный случай.
          Трофейная техника как правило служит не очень долго- запчастей нет, ГСМ нужных нет, навыков использования её тоже нет.
          По приведённой ссылке это вся техника- большинство ее сразу пошло на переплавку, оставшиеся- это капля в море.
          1. ccsr
            ccsr 1 апреля 2021 14:09
            -1
            Цитата: Avior
            Трофейная техника как правило служит не очень долго- запчастей нет, ГСМ нужных нет, навыков использования её тоже нет.

            О чем вы говорите, если у нас были даже артполки на вооружении которых были немецкие орудия, а первый отечественный пеленгатор в УКВ диапазоне был создан на трофейной технике в 1941 году, и потом их делали уже серийно с использованием трофеев. Некоторые наши авиационные полки имели немецкие радиостанции на всех самолетах, и для этого даже специальные крепления и переходники разработали в НИИ ВВС в ходе войны.
            Так что вопрос трофеев далеко не второстепенный, и был специальный приказ, по которому создавались трофейные команды для их сбора.
            Цитата: Avior
            По приведённой ссылке это вся техника- большинство ее сразу пошло на переплавку, оставшиеся- это капля в море.

            Какой смысл к примеру, переплавлять трофейный немецкий автомобиль, если он на ходу и его можно использовать, до того времени, пока его не уничтожат, а уж потом конечно на переплавку.
            1. Avior
              Avior 1 апреля 2021 14:34
              +3
              А кто вам сказал, что все перечисленное было на ходу и восстановление его имело смысл?
              Это перечень вообще вей техники в разном состояниии.
              А насчёт применения трофейной техники- конечно ее применяли, в некоторых случаях и длительно, иногда даже производство запчастей налаживали.
              Но в целом большая часть трофейной техники длительно не применялась- или смысла не имело ремонтировать при отсутствии запчастей, или в процессе эксплуатации по той же причине.
              1. ccsr
                ccsr 1 апреля 2021 15:04
                0
                Цитата: Avior
                А кто вам сказал, что все перечисленное было на ходу и восстановление его имело смысл?

                Я знал полковника в отставке, который сам ездил по авиационным полкам и устанавливал немецкие радиостанции на наши самолеты. Мало того, уже в составе трофейной комиссии он посещал после окончания войну немецкие заводы и вывозили готовую продукцию, в том числе и комплектующие, особенно пальчиковые радиолампы, что для нас вообще было большой редкостью. Это все делалось для того, чтобы ремонтировать трофейную технику, которую продолжали использовать в войсках.
                Ну а трофейный немецкий опель имел в моем дворе в шестидесятых один фронтовик - так что и после 20 лет после войны у нас они бегали по дорогам.
                1. Avior
                  Avior 1 апреля 2021 17:40
                  +2
                  Все что вы описываете- единичные случаи.
                  До сих пор можно встретить образцы такой техники- какрадио, так и авто
                  Но погоды они не делали и не делают.
                  1. ccsr
                    ccsr 1 апреля 2021 18:37
                    0
                    Цитата: Avior
                    Все что вы описываете- единичные случаи.

                    Потому что основная масса трофеев точно так же уничтожалась во время боёв как и наша техника и вооружение, вот и мало их оставалось. Даже в партизанские отряды постоянно забрасывали трофейные боеприпасы, т.к. они чаще использовали немецкое оружие.
  5. Вольный ветер
    Вольный ветер 27 марта 2021 14:42
    +5
    Конечно ленд- лиз помог, но и конструкторские идеи перенимали ,помогли просмотры и изучение техники.. Посмотрите на мосты Студера и ЗиС 151 или ЗиЛ 157 , ГАЗ 51. ну явно виден Студебекерный мост. Причем Студебекер был очень не прихотлив к бензину. Шестьдесят шестой жрал только в путь, как и в последствии ЗИЛ-157.А ниже качества бензина не было.
    1. сибиряк54
      сибиряк54 28 марта 2021 07:03
      +1
      Газ -51 предвоенная модель не поставленная на сборку из за войны..
      1. Вольный ветер
        Вольный ветер 28 марта 2021 07:13
        +2
        Да , но с червячной передачей моста. Имели дело с этим механизмом? Ну и внешний вид кабины.
        1. сибиряк54
          сибиряк54 28 марта 2021 08:40
          0
          Только в рулевом механизме
        2. mat-vey
          mat-vey 28 марта 2021 08:45
          0
          Цитата: Вольный ветер
          Да , но с червячной передачей моста.

          У вас нет данных чем обосновывалось такое решение?
          1. Вольный ветер
            Вольный ветер 28 марта 2021 10:18
            +1
            Гипоидная передача требует очень точных размеров и регулеровок.
            1. mat-vey
              mat-vey 28 марта 2021 10:22
              0
              Цитата: Вольный ветер
              Гипоидная передача требует очень точных размеров и регулеровок.

              Так и с червячной проблем ... особенно свободный ход и клин при износе ..Вот и и не совсем понятен выбор стал ...
              1. Вольный ветер
                Вольный ветер 28 марта 2021 12:51
                0
                Почему? Не знаю. Проблем конечно , выше крыши.
                1. mat-vey
                  mat-vey 28 марта 2021 13:01
                  0
                  Цитата: Вольный ветер
                  Почему? Не знаю.

                  Жаль)))..Просто интересно иногда что служит причиной для принятия скажем так - не совсем однозначных инженерно-конструкторских решений ..Ведь когда определяли что по ленд-лизу заказывать всё же очень грамотно учитывали и что доработать-переделать желательно вполне грамотно определяли ...
                  1. Вольный ветер
                    Вольный ветер 28 марта 2021 13:20
                    0
                    Венец ведомой шестерни, в червячной передаче был латунным.
                    1. mat-vey
                      mat-vey 28 марта 2021 13:26
                      0
                      Цитата: Вольный ветер
                      Венец ведомой шестерни, в червячной передаче был латунным.

                      Ещё непонятнее - использование дефицитных материалов ...
  6. smaug78
    smaug78 27 марта 2021 16:11
    +3
    Цитата: ccsr
    первые самые тяжелые годы мы использовали огромное количество трофейной техники
    завсклада цифрами порадует нормальными или снова в дело пойдут стариковы и прочие? laughing
    1. сибиряк54
      сибиряк54 28 марта 2021 07:05
      +1
      fellow Вот интересные люди"диванные борцуны" ,даже шевельнуть извилиной им лень,откуда "много трофеев при отступлении"? Или просто по клаве стучать нравится?
  7. Николай Чудов
    Николай Чудов 28 марта 2021 07:36
    -8
    Союзники высадились в Нормандии 6 июня 1944, а 23 июня началась операция Багратион с рубежа Витебск --- Орша --- Жлобин, Орша в 108 км от Смоленска. К концу августа дошли до Варшавы и Риги. Именно в этом году СССР получил максимум поставок.
    А теперь вычитайте половину алюминия, половину тротила, треть пороха и все полноприводные машины (своих-то не было). Кто при таком раскладе первым войдёт в Берлин ?
    1. сибиряк54
      сибиряк54 28 марта 2021 07:57
      +1
      Я что то плохое про поставки нужных вещей по ленд-лизу писал? В моих коментах две вещи-седьмой брошенный конвой и восьмой задержанный не довезли вооружение для десяти дивизий(примерно,но скорее больше) а ложка дорога к обеду и наступление немцев летом 42 могло захлебнутся на Дону а не под Сталинградом.И в 43 и далее производство на собственных заводах уже перекрывало потери и позволяло накапливать резервыпоставки союзниками помощи в 1942-стратегически важные,а с 1943 кроме некоторых позиций(алюминий,пороха)становится важным но не первостепенным(тактическим) фактором победы
      1. Николай Чудов
        Николай Чудов 28 марта 2021 08:07
        -3
        Я не имел в виду ваш комментарий. Как раз алюминий, тротил и порох, а также ВСЕ полноприводные машины при их отсутствии, становились критическими факторами при их недостатке. Победа добыта этими ресурсами. Без них не нашему флагу быть на рейхстаге.
  8. gig334
    gig334 28 марта 2021 13:34
    0
    Ещё неизвестно, сколько золота СССР при Сталине во время ВОВ, выплатил за этот якобы бесплатный ленд-лиз. Если кто-то верит, что США это делали за бесплатно, если кто-то наивно верит в помощь США в тот момент, то он просто наивный человек, который любит наступать на одни и те же грабли. США в период ВМ очень сильно нажились, озолотились, что помогло им выйти из затяжного кризиса, который у них начался в начале 30-х. И вообще, если бы не США, которые активно помогали гитлеру перед войной, воможно и не было бы той войны. Дошло до того, что американские корпорации активно вели бизнес дела с гитлером даже во время войны. Из США в Германию шла нефть, грузовики, детали для самолётов и т д. И уж после этого лицемерия, наживы на крови, говорить США спасибо, это надо быть мазохистом или глупцом.


    "1941 год. Красная Армия в тяжелейшей ситуации, нужно срочно много оружия, боеприпасов, снаряжения, оборудования.
    И вот на Колыму прибывает не кто иной, а сам государственный секретарь Соединённых Штатов Дин Ачесон.
    Цель одна - убедиться в платёжеспособности СССР, или попросту говоря, взглянуть на потенциал советской золотодобывающей промышленности.
    Чтобы произвести впечатление на американца, при нем сорвали пломбы с промывочных шлюзов аппаратов, которые улавливали золото.
    Горы золотых самородков произвели на него такое впечатление что у него, по свидетельству очевидцев, расширились зрачки, он снял шляпу и заявил, что уверен на 100 процентов в платёжеспособности СССР.
    Тысячи литров крови советских солдат, которые проливались в эти же дни, его, естественно не интересовали. Ведь кровь - не золото.
    до сих пор точно неизвестно, сколько золота отдали за американские поставки. Одни называют цифру в 510 тонн, другие в 1500 тонн."
    1. gig334
      gig334 28 марта 2021 13:56
      +2
      А ещё США можно сказать спасибо за то, что они после войны у себя урывали от советского правосудия многих нацистских преступников. И за то, что бомбили немецкие города в тех местах, куда должна была прийти наступающая красная армия. И делали это американцы для того, что бы СССР не достались немецкие заводы и технологии, которые сохранились.
    2. BlackMokona
      BlackMokona 28 марта 2021 14:31
      0
      Как бэ всё известно
      Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $. Согласно закону о ленд-лизе оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. В США изначально было рассчитано, что сумма, подлежащая оплате, за уцелевшую гражданскую технику и оборудование, с учётом их износа, составляет 2,6 млрд. $, для переговоров эта сумма была снижена вдвое, до 1,3 млрд. $.[45][46][47] На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь 170 млн. $ и встретили предсказуемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели (советская сторона увеличила предлагаемую сумму до 200 млн. $, с рассрочкой на 50 лет, американская снизила до 1 млрд. $, с рассрочкой на 30 лет). В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн $, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн $

      Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году[49]. По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить 722 млн $, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн $, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника).

      Под конец Россия выплатила, но так как долг был беспроцентный процентной предпологалась только рассрочка платежа о котором никак не могли договорится, инфляция уже съела всю реальную стоймость долга
    3. Avior
      Avior 1 апреля 2021 09:28
      +2
      Ещё неизвестно, сколько золота СССР при Сталине во время ВОВ, выплатил за этот якобы бесплатный ленд-лиз.

      Очень даже известно- ни копейки не выплатил. Первые выплаты небольших сумм были при Брежневе, в 1973 году.
  9. svoit
    svoit 28 марта 2021 17:18
    -2
    Цитата: oleg-gr
    Ленд-лиз был помощью. Но не бесплатной

    Он был бесплатным, а вот поставки Великобритании с доминионами за золотишко, не стоит одно смешивать с другим
    1. Avior
      Avior 1 апреля 2021 09:30
      +2
      У англичан был аналогичный бесплатный ленд лиз
      но СССР параллельно осуществлял и обычную торговлю отдельно от ленд лиза
  10. Таврик
    Таврик 28 марта 2021 21:57
    -1
    Цитата: mvg
    Как то все забывают, что 2/3 люфтваффе действовало на Западном фронте

    Неоднократно встречал эту цифру. Вполне допускаю, что так и было. Можете дать ссылку на авторитетный источник, хочу ознакомиться с вопросом?
    Википедию не предлагать. laughing
  11. Таврик
    Таврик 28 марта 2021 22:03
    +1
    Цитата: svp67
    Вы историю то вопроса хорошо почитайте, к указанному Вам сроку не было еще ни массовых бомбардировок, ни поставок..

    Бомбардировок Германии вроде как не было, просто 90% кригсмарине решало боевые задачи на "западе" в широком смысле слова. Люфтваффе чего-то делало в Франции, Африке, Средиземном море. Ну и Африканский корпус хорошо, что был Африканским, а не, например, "Кавказским". И это всё люди, танки корабли, самолёты, которых не было на восточном фронте. И слава богу.
    1. Николай Чудов
      Николай Чудов 29 марта 2021 05:56
      -1
      Особое значение имели бои с армией Ирака, который поддержал Германию, в мае 1941.
      https://zen.yandex.ru/media/id/5c2bb5cbea039800abdc8fd6/kak-irak-za-gitlera-voeval-5e4f6f55fd27690308677e2c
  12. Костадинов
    Костадинов 29 марта 2021 15:05
    -1
    Конечно СССР мог победит и без ленд-лиза и ето могло стоит больше крови советских людей, но еще больше крови немцам и западним союзникам СССР.
    Конкретно автомобили по ленд-лиз могли заменит - трофейние автомобили, лошади, люди, локомобили, канатний, трубопроводний, морской, речной и железнодорожний транспорт. По ленд-лиз СССР, до апреля 1945 получил не более 20-25 % всего парка автомобилей в армии и в народное хозяйство.
    1. Николай Чудов
      Николай Чудов 29 марта 2021 17:22
      -2
      Своих полноприводных машин не было.
    2. Avior
      Avior 1 апреля 2021 09:35
      +2
      Основные поставки ленд лиза были связаны не с вооружениями, а с обеспечением нормальной работы советской промышленности- станки и прочие узкие места
  13. snku
    snku 6 апреля 2021 01:50
    0
    Если хотите поспорить по вопросу о роли ленд-лиза в нашей Победе, то предлагаю спорить не со мной или даже гораздо более авторитетными знатоками вопроса, а с оценкой Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР маршала И.В.Сталина. В ходе Тегеранской конференции руководителей трёх союзных держав в ноябре 1943 года (т.е. уже после побед под Сталинградом и на Курской дуге) Сталин сказал буквально следующее: «Я хочу сказать вам, что, с русской точки зрения, сделали Президент и Соединённые Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне – машины. Соединённые Штаты доказали, что могут производить от 8,000 до 10,000 самолётов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолётов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжёлые бомбардировщики. Таким образом, Соединённые Штаты – это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».
  14. zimzinov
    zimzinov 9 апреля 2021 00:04
    0
    А куда англосаксам было деваться, как нам не помогать? Да не было у них выхода как ленд-лиз для СССР включить.Иначе Гитлер бы схарчил Англию и забрал её колонии. Потом и до США дело бы дошло. Кроме того Германия работала над атомной бомбой. Без авто наше наступление бы замедлилось и у Германии был бы шанс бомбочку создать. И на ФАУ-2 ею по Лондону шандарахнуть. Ну и золото русское за поставки не лишнее было.