Насколько автомобильный ленд-лиз помог СССР победить в войне

76

Обсуждаемая в среде экспертов и любителей истории в отношении западной помощи Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны. При обсуждении уже сформировалось два своеобразных лагеря, в одном из которых полностью убеждены в том, что без ленд-лиза СССР не смог бы победить в войне, а другом – в том, что ленд-лиз не сыграл значительной роли в успехе Красной армии. В реальности, истина, как и всегда, где-то посередине. По вполне понятным причинам, странно было бы не признавать значимость поставок в СССР товаров и техники Западом, но одновременно странно и заявлять, что без этих поставок советские войска не дошли бы до Берлина.

Одним из направлений ленд-лиза было автомобильное.



За время поставок Советский Союз получил по этой программе почти полмиллиона различных автомобилей. Подавляющее большинство – грузовики, которые можно было встретить на всех фронтах Великой Отечественной, и многие из которых потом и после войны успешно применялись в огромной стране, в том числе и в плане её восстановления.

Самым массовым автомобилем, который по ленд-лизу приходил в СССР, был знаменитый Studebaker US6. Это трёхосный грузовик использовался как для перевозки личного состава и грузов, так и в непосредственно военных (боевых) целей. На нём размещались направляющие реактивных миномётов – легендарная «Катюша».

Одно из заблуждений – якобы доставалось это Советскому Союзу исключительно даром. Это неправда.

Эксперт Максим Коломиец в студии у Дмитрия Пучкова рассуждает о том, насколько автомобильный ленд-лиз помог нашей стране выиграть войну:

  • Википедия/Nick Lobeck
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    27 марта 2021 04:27
    С лектором СОГЛАШУСЬ. Да, СССР мог обойтись без ленд-лиза, но это стоило бо большей крови... Так, что ОГРОМНОЕ спасибо США за эту поддержку, но не стоит "высоко нос задирать"
    1. -4
      27 марта 2021 19:45
      Наполеона разбили практически в одиночку, с Гитлером почти тоже самое. Слабоват Еврофашистский Союз против России.
      1. +1
        28 марта 2021 14:25
        Вам бы про битву народов почитать или ватерло, или про британские деньги которыми щедро оплачивались военные расходы России
    2. +2
      28 марта 2021 08:51
      "Спасибо" слишком много. Им хватило полученного золота. Американская поддержка всегда дорого обходилась и обходиться. hi
      1. 0
        28 марта 2021 10:12
        Ленд-лиз был помощью. Но не бесплатной. Особенно в самом начале Великой отечественной. У нас как всегда распространены крайности.
        1. +3
          28 марта 2021 12:28
          " Поставленные материалы ( машины, различная военная техника, оружие, сырье и другие предметы ), уничтоженные и использованные во время войны, не подлежат оплате; переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично (амортизация)....После войны, в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенная и неутраченная техника и оборудование должны быть возвращены США". Закон "Об обеспечении защиты Соединенных Штатов" от 11.03.1941 г. Это и есть, так называемый Закон о Ленд-Лизе
  2. -6
    27 марта 2021 07:11
    Брошенный англичанами конвой PQ17и задержанный следующий оплаченные золотом, стоили нам Сталинградской битвы..В 42 году поставки от союзников имели стратегическое значение с восстановлением на востоке военного производства в 43 году их значение,хотя поставки увеличились в разы уже было тактического уровня,больше переходя в политическую плоскость
    1. +6
      27 марта 2021 10:59
      конвой PQ17и задержанный следующий оплаченные золотом, сто

      ,, золотом расплачивались только за поставки пре-ленд- лиза 1941 года, а за остальные годы поставки оплате не подлежали.
      1. +4
        28 марта 2021 06:54
        Вот "золотой" то и пустили на дно и следующий тоже "золотой" был задержан..эти два каравана не пришли именно тогда когда верховный поштучно распределял оружие по фронтам.
        1. +1
          28 марта 2021 08:33
          и следующий тоже "золотой" был задержан.
          ,,ну в этом случае нужно отдать должное немцам,даже при наличии охраны конвоя pq-18, они его основательно проредили.
    2. mvg
      0
      27 марта 2021 13:51
      Однозначно к первому лагерю.. Без ленд-лиза, и бомбардировок рейха мы не продержались бы и до конца 42 года. Как то все забывают, что 2/3 люфтваффе действовало на Западном фронте. СССР никогда не имел возможности послать 1000+ бомбардировщиков плюс 300+ истребителей, нанести бомбовый удар в далекий тыл. На май 1945 года, в ВВС СССР было аж 48 дальних бомбардировщиков, из них 4/5 аварийно севшие Либерейторы и Б-17/29.
      III Рейх ни разу за войну не выполнил месячный план по выпуску танков или самолетов. Как раз из-за бомбардировок союзников.
      1. +4
        28 марта 2021 08:25
        Цитата: mvg
        Без ленд-лиза, и бомбардировок рейха мы не продержались бы и до конца 42 года.

        Но как то ж продержались...Вы историю то вопроса хорошо почитайте, к указанному Вам сроку не было еще ни массовых бомбардировок, ни поставок...
        Цитата: mvg
        Как то все забывают, что 2/3 люфтваффе действовало на Западном фронте.

        Опять же С КАКОГО ПЕРИОДА?
        Вот к примеру данные по одномоторным и двухмоторным истребителям Люфтваффе (включая ночные) на Восточном фронте было таких 61 % в 1942 г., потом падение до 30 % в 1944 г, затем немцы все таки увеличили долю истребителей против СССР до 41 %.
        1. mvg
          -2
          28 марта 2021 19:43
          не было еще ни массовых бомбардировок, ни поставок...

          Сергей, не читал бы... не писал. Первые поставки, через Иран, начались через месяц, после начала войны. Мы с наглами сделали переворот в Иране и начались поставки.
          Так, к слову, 40% пороха и ВВ из импортных "комплектующих", 600 тыс автомобилей (99 из 100 Катюш на шасси студебеккера), станки для Т-34-85 (иначе его не было бы, возможно совсем), молибден, вольфрам, медь) - это для брони, латуни и снарядов.. а то, что большинство асов воевало на импортных самолетах? То, что Р-63 Кингкобра (2000 штук), вся была отвезена за Урал, на случай войны с США, единственный истребитель, который мог бороться с Б-29. Дюраль, РЛС, Матильды, Щерманы.. много чего.
          П.С.: Самое главное, наглосаксы с США не давали немцам морду лица высунуть с портов, и организовать блокаду СССР.
          И сдержали Японию, от высадки на ДВ. Плюс, 44-45 год, люфтваффе и панцерваффе стоял без горючки.
          1. +2
            29 марта 2021 05:49
            Цитата: mvg
            Так, к слову, 40% пороха и ВВ из импортных "комплектующих", 600 тыс автомобилей (99 из 100 Катюш на шасси студебеккера), станки для Т-34-85 (иначе его не было бы, возможно совсем), молибден, вольфрам, медь) - это для брони, латуни и снарядов..

            За какой период? Основные поставки пошли уже после 42-го года. Так, что самое сложное время СССР выстоял, при минимальной экономической помощи союзников
            Цитата: mvg
            а то, что большинство асов воевало на импортных самолетах

            Из 2271 авиаторов которым было присвоено высокое звание Героя Советского Союза - 860 летчики штурмовой авиации, к слову их больше всех,на каких импортных самолетах они воевали? Подскажите
            Да и из 836 человек получивших это звание в истребительной авиации далеко не все летали на импортных машинах, тот же Кожедуб не дня на них не воевал
            Цитата: mvg
            То, что Р-63 Кингкобра (2000 штук), вся была отвезена за Урал, на случай войны с США, единственный истребитель, который мог бороться с Б-29.

            Нет, Вы не правы. У СССР были для такого случая проекты "тяжело вооруженных" истребителей с 37-мм и даже 45-мм пушками, уже опробованными в боях, это Як-9Т
            1. +2
              1 апреля 2021 09:54
              большинство асов воевало на импортных самолетах

              из шести самых результативных асов 4 воевали на аэрокобрах.
              При том что поставлялся самолет в ограниченных количествах.
              1. 0
                1 апреля 2021 10:02
                Цитата: Avior
                из шести самых результативных асов 4 воевали на аэрокобрах.

                И это благодаря Покрышкину. Молодые и неопытные летчики, не прошедшие школу пилотажа на И-16 плохо осваивали "Аэрокобру", с ее задней центровкой.
                1. +1
                  1 апреля 2021 10:20
                  Речкалов и Покрышкин служили вместе.
                  но Речкалов в начале войны летал на И-153, Покрышкин- на МиГ-3.
                  Гуляев и Глинка- независимо друг от друга и от Покрышкина служили, на И-16 не воевали, воевать вообще начали в 1942 году.
                  1. 0
                    1 апреля 2021 14:05
                    Цитата: Avior
                    но Речкалов в начале войны летал на И-153,

                    И что? Это не помешало ему пересесть и освоить И-16
                    Переход на И-16 прошел тоже по-боевому - без необходимой в мирное время бюрократии:
                    В тот день я расстался со своей "чайкой".
                    Говорят, "чертова дюжина" - хвостовой номер моей "чайки" - число несчастливое. Я не суеверен, но в приметы, как и некоторые наши ребята, верил. Перед вылетом бриться? Боже упаси! Навстречу женщина попалась? Быть неприятностям. И все же "тринадцатая" послужила мне неплохо. Около десятка воздушных боев, три сбитых самолета и более тридцати вылетов на "чайке" - в те дни это кое-что значило.
                    Осторожный и нерешительный Дубинин наконец-то внял моей просьбе:
                    - "Девятку" видишь? - Он указал на темневший в кустах "И-шестнадцатый". - Бери. Полетай по кругу и в зоне попилотируй.
                    И вот я в отремонтированном Городецким истребителе. Мотор работает на славу. Машина легка и послушна в управлении.
                    - Отлично получается, командир. Отлично! - осматривая после каждой посадки кабину, приговаривал Богаткин…
                    Цитата: Avior
                    Покрышкин- на МиГ-3.

                    Но до того летал на И-16 и мало того, ему и повоевать на нем пришлось
                    Цитата: Avior
                    Гуляев и Глинка- независимо друг от друга и от Покрышкина служили, на И-16 не воевали, воевать вообще начали в 1942 году.

                    Гуляев или Гулаев? если последний, а он Дважды ГСС, то в декабре 1940-го года Николай Гулаев окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС лётчиком в истребительном авиационном полку. Летал на истребителе И-16.
                    Братья Глинки
                    Дмитрий Борисович- в 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 45-м ИАП (базировался в г. Баку), летал на И-16. Окончил курсы командиров звена.
                    Борис Борисович - про него узнать сведений про типы самолетов им освоенных найти не удалось, но он был долгое время летчиком-инструктором
                    После окончания Одесской военной авиационной школы назначен летчиком-инструктором.
            2. mvg
              +1
              2 апреля 2021 23:56
              Так, что самое сложное время СССР выстоял, при минимальной экономической помощи союзников

              После войны, после охлаждения отношений с бывшими союзниками, роль Лендлиза сознательно занижалась. Заговорили о 4% лендлиза по отношению к тому, что было произведено отечественной промышленностью... это не правда.
              Роль Запада сознательно занижалась в победе над фашизмом. Зачем - мне не понятно. Все, что поставлялось союзниками, сразу шло в дело.. именно дефицитные "товары", а еще лУчшего качества, что могла осилить отечественная промышленность. Будь то танки, самолеты, дюраль или просто плитка шоколада.
              проекты "тяжело вооруженных" истребителей с 37-мм и даже 45-мм пушками, уже опробованными в боях, это Як-9Т

              Сергей, боюсь, что здесь вы не правы, совсем. Як-9Т уступал и Ме-109G-2 и FW-190A. Деревянный самолет, лучший из Яков, но недостаточно хорош для Б-29. 23/37/45 мм пушки ставились против БТТ немцев, никак не против бомбардировщикофф. 45 мм пушка, разваливала свой самолет быстрее, чем врага... очень слабо вооруженная машинка. 10 снарядов на 45 мм пушку и 1 УБС в моторе.
              Без гермокабины и кислородной маски, как он будет воевать на 10 тыс метрах???
              Не придумывайте. В конце войны у нас с фрицами соотношение было примерно 9.6 к 1, вот этим и брали. А наглосаксы и американцы воевали с ними минимум на равных с начала войны. Спиты, а потом Мустанги превосходили лучшие версии Ме и FW.
              Из 2271 авиаторов которым было присвоено высокое звание Героя Советского Союза - 860 летчики штурмовой авиации

              У нас и рядом не было такого бомбера, как Бостон, например, Б-3 "по-нашему" Посмотрите, сколько самолето-вылетов успевал сделать Ил-2 или Пе-2 до уничтожения.. и сколько А-20. Ну а за Либерейторы или Б-17/29 и говорить незачем. Скольким из 2271 авиаторов звание Героя Союза было присвоено посмертно? Без слюней о героизме, но главное победить, а не умереть.
              1. 0
                3 апреля 2021 07:08
                Цитата: mvg
                У нас и рядом не было такого бомбера, как Бостон,

                Был - Ту-2
                1. mvg
                  +1
                  3 апреля 2021 20:07
                  Был - Ту-2

                  Погорячились. Уступал Бостону во всем. В вооружении, скорости, дальности, бомбовой нагрузке (нормальной) вдвое.. Сравните количество воевавших, с 42 года по 44 Ту-2 выпущено 450 шт, а А-20 только в 43 году в СССР поступило 1360 машин.
                  Если брать 43 г, то это на 1000 больше, чем Ту-2. При этом был и разведчиком и торпедоносцем и транспортником и ночным истребителем, и РЛС ставили...
                  1. 0
                    4 апреля 2021 08:28
                    Цитата: mvg
                    Погорячились.

                    Не в коей мере
                    Цитата: mvg
                    Уступал Бостону во всем.

                    Нет, это Ваши домыслы...
                    Цитата: mvg
                    В вооружении,

                    Бостоны приходили к нам вооруженные пулеметами 7,62-мм , которые у нас заменяли на 12,7-мм УБС. На Ту-2 так же устанавливались УБС.
                    Цитата: mvg
                    скорости,

                    У Ту-2 на высоте 6000 м была 521, в отличии от 510 у Бостона
                    Цитата: mvg
                    дальности

                    Практическая дальность Бостона - 1650 км, у Ту-2 - 2000 км
                    Цитата: mvg
                    бомбовой нагрузке (нормальной) вдвое..

                    По бомбовой нагрузке , в нормальном снаряжении они оба несли до 1000 кг, в перегрузе до 3000 кг бомб
        2. mvg
          -4
          28 марта 2021 19:45
          Опять же С КАКОГО ПЕРИОДА?

          Я приводил с русскоязычного сайта цифры.. 2/3 это минимум... намного больше. Все новинки вермахта шли на Западный фронт. Это о чем то говорит?
      2. +5
        28 марта 2021 18:35
        mvg-вы видимо из поколения изучавшего историю ВОВ по двум абзацам в учебнике..Весь гигантский обьем поставок по ленд- лизу 4% от общих расходов СССР на ВОВ..Почти 95% поставок лето 43 и далее..Для наступательного разгрома рейха эта помощь существенна но второстепенна,а при обороне 42 года вообще очень важна но не существенна из за небольшого обьёма доставленных грузов.НО она стратегически важна в политической плоскости- союзничество двух государств реально воюющих против рейха и появлением возможности предотвращения военного конфликта на обломках рейха,что и не дало осуществить великобритании различные планы типа "немыслимое" .Правда их в основном остановили кузены которым не нужны были лишние конкуренты в Европе и нужен союзник в Азии.
        1. mvg
          -3
          28 марта 2021 19:55
          вы видимо из поколения изучавшего историю ВОВ по двум абзацам в учебнике

          Дай Бог вам и вашим детям учиться так, как я. Это ваше поколение прозомбировано в школе и зомбоящиком. За ваши 4% спрашивайте как раз у таких (СССР) учебниках...
          Как умела воевать Красная Армия, она показала в Финской Войне и на Халкин-Голе, надеюсь ваше зомбирование на это не распространяется?
          Почитайте сами нормальные источники, потом задайте вопрос, откуда у финнов в таком количестве трофейные Т-26 и Т-28, зачем мы там положили 500 тыс солдат и кучу техники.
          Почитайте про Харьковскую операцию, про 800 тыс пленных за три штурма. И задайтесь вопросом: Если за первый год войны мы потеряли почти всю БТТ и авиацию, то откуда она потом взялась, если заводы занимались эвакуацией на Урал??? Элементарный вопрос.
          П.С,: Я понимаю, что 70 лет зомбирования, это не "хухры-мухры", но логика то должна быть.
          1. +1
            28 марта 2021 22:12
            Трофеи с раатской дороги где проявляя массовый героизм моторизованная дивизия по моему 44.кроме зампотыла имевшего мохнатую лапу в ГПУ, всё руководство растреляно за потерю управления и нарушение устава выразившегося в отсутствии бокового охранения
    3. 0
      28 марта 2021 21:40
      Обсуждение ленд-лиза без упоминания PQ-17 это как деревня без дурака. Ну да, провели десятки конвоев и один раз... приняли ошибочное решение. Теперь все "патриоты" смакуют это на все лады. А чего "Новогодний бой" не вспоминаете? Наверное, потому, что привлекать внимание к отважным и мастерским действиям наших союзников не в наших правилах. Кстати, РQ-18 пошёл уже в конце сентября. Это к вопросу о якобы задержке после PQ-17.
  3. 0
    27 марта 2021 10:35
    У нас вся информация делается с учетом точки зрения США. Так почему бы не поставить вопрос, а был ли выгоден Ленд Лиз для самих США, для американских предпринимателей, банкиров, политиков, для всех тех, кто действительно воевал с японцами на Тихом океане, кто высаживался в Нормандии, кто встречался с воинами Красной Армии на р. Эльба? Да, Ленд Лиз был им всем выгоден! Потому они и пошли на него, заключив в конце 1941 года договоры по Ленд Лизу. И тогда возникает следующий вопрос, а почему же в конце декабря 1941 года? Почему не в 1940-м, или хотя бы, в июле 1941 года?
    Всегда, когда говорю американцам "спасибо за Ленд Лиз", вспоминаю банкомат, который выдал мне пять тысяч рублей и не "сожрал" карточку при этом.
    1. +6
      28 марта 2021 07:24
      Авиация-основные поставки "аэрокобра"-на вооружении армии сша не состоит,"студер"-до высадки в Нормандии в больших количествах армии был не нужен,танки-опять до высадки в Европе тоже тысячами им были не нужны.Бомбардировщики,дальные разведчики и много ещё чего не выпускавшегося в ходе войны в СССР находились в "секретном списке" и не поставлялись.. Ленд- лиз позволил в конфортных условиях развить нужную промышленность.Примерно так выглядит со стороны США. drinks
      1. +3
        28 марта 2021 08:09
        Цитата: сибиряк54
        "студер"-до высадки в Нормандии в больших количествах армии был не нужен

        А он у них и НЕ СОСТОЯЛ на вооружении. "Студебеккер" направлялись только в армии союзников США по программе ленд-лиз.
        А на оснащении армии США находился более технически совершенные грузовики International Harvester
        1. +2
          28 марта 2021 08:37
          svp67-спасибо за подсказку.
      2. +3
        1 апреля 2021 09:22
        Ленд- лиз- это предоставление денег.

        на выделенные американцами деньги СССР сам заказывал из списков то, что считал нужным. В Штатах находилась целая советская миссия для этого.
        Фирмы, желавшие участвовать в программе, предоставляли образец с описанием, и были заинтересованы в в том, чтобы советская сторона выбрала их предложение.
        1. 0
          2 апреля 2021 17:40
          avor-К сожалению существовал список запрещённого к продаже оборудования и техники и этот список не на одну страницу..Я просто ответил "1536" о выгоде американских промышленников от ленд-лиза
          1. +4
            2 апреля 2021 18:18
            Бомбардировщики, например, входили, Бостон, к примеру.
            Если оно попало в списки- его можно было выбрать.
            Но не нужно забывать о нескольких вещах.
            1. Выбрать из списков можно было то, что туда попало. И если по какой то причине этой вещи в списке не было, то и заказать ее было затруднительно. А в списке могло небыть по разным причинам-например мощности были загружены полностью.
            Возможности уавиериканцев были большие, но не безграничные.
            2 Ленд Лиз состоял впомощи СССР во время войны, а не выгодах СССР после ее окончания, поэтому очевидно, что американцы не считали нужным выделять деньги на то, что СССР непосредственно для войны с немцами было не нужно. Что там Широкорад пишет на счёт запретов, это у него подробности нужно спрашивать, сторон сочинил.
            3. У СССР нехватка была и узкие места по многим направлениям, поэтому даже если американцы что то не включили в списки, всегдаможно было заказать другое, тоже остронужное
    2. +7
      28 марта 2021 07:59
      Цитата: 1536
      Всегда, когда говорю американцам "спасибо за Ленд Лиз", вспоминаю банкомат, который выдал мне пять тысяч рублей и не "сожрал" карточку при этом.

      Сравнение не верное. Банкомат Вам выдает наличные деньги и "не сжирает" карточку согласно РАНЕЕ заключенного Вами с Банком ДОГОВОРА. И уж если Вы на столько чувствительны, то видимо стоит сказать СПАСИБО за восход солнца и его закат.
      А если серьезно, то я спокойно говорю американцам СПАСИБО, хотя бы за то, что их поставки по ленд-лизу, и не только оружия, помогли СССР сохранить сотни тысяч, если не миллионы жизней в этой страшной войне. Если Вы этого не понимаете, то плохо
      1. +1
        28 марта 2021 08:21
        Готов согласиться. Есть люди, которые не понимают сути исторических событий или действий тех или иных государств, зацикливаются лишь на фактах или событиях, свершившихся в тот или иной короткий промежуток времени, но при этом стараются навязать свое мнение. Они очень похожи на современных американцев.
    3. -1
      28 марта 2021 22:11
      Цитата: 1536
      Всегда, когда говорю американцам "спасибо за Ленд Лиз", вспоминаю банкомат, который выдал мне пять тысяч рублей и не "сожрал" карточку при этом.
      - ну здесь надо быть точным и помнить - что СССР нифига на эту карточку и не положил практически.
      Все попытки США выцыганить у СССР хоть копеечку закончились практически ничем...так что выгода для них относительна и практически не имеет финансового выражения
      .З.Ы. я поностью и безоговорочно одобряю политику Сталина в данном вопросе.Я б и машины грузовые все типа "в бою потерял" бы-чтоб не возвращать и не оплачивать....
  4. -2
    27 марта 2021 11:13
    На ВО опубликован цикл статей Сергея Линника по поводу использования трофейной техники и вооружения с первых месяцев войны. Автор тщательно исследовал материалы по этому вопросу, и ему можно верить как знатоку. Так вот первые самые тяжелые годы мы использовали огромное количество трофейной техники, а не то, что нам поставляли союзники. Так что вопрос использования ленд-лизовской автотехники надо рассматривать и с точки зрения того, как это соотносилось с трофейными автомобилями, мотоциклами и т.д., а то многие сравнения идут только на основании того, что у нас было выпущено.
    1. +2
      1 апреля 2021 09:24
      в первые годы мы отступали. Откуда у нас взялась бы трофейная техника в заметном количестве?
      1. -1
        1 апреля 2021 12:26
        Цитата: Avior
        в первые годы мы отступали. Откуда у нас взялась бы трофейная техника в заметном количестве?

        Вот сведения по трофеям лишь одной армии Западного фронта в 1941-1942:
        Часть трофейных машин, подлежавших ремонту, эвакуировалась на заводы Москвы. Например, только 5-й армией Западного фронта с декабря 1941 по 10 апреля 1942 года было отправлено в тыл для ремонта 411 единиц трофейной техники (танков средних — 13, танков лёгких — 12, бронеавтомобилей — 3, тягачей — 24, бронетранспортёров — 2, САУ — 2, грузовых автомобилей — 196, легковых автомобилей — 116, мотоциклов — 43. Кроме того, за этот же период части армии собрали на СПАМах (сборных пунктах аварийных машин) 741 единицу трофейной техники (танков средних — 33, танков лёгких — 26, бронеавтомобилей — 3, тягачей — 17, бро¬нетранспортёров — 2, САУ — 6, автомобилей грузовых — 462, автомобилей легковых — 140, мотоциклов — 52), а ещё 38 танков ( PzKpfw I — 2, PzKpfw II — 8, PzKpfw III — 19, PzKpfw IV — 1, Pz.Kpfw.38(t) — 1, арттанков (так в советских документах первого года войны часто именовались штурмовые орудия StuG III ) — 7) было взято на учёт в местах прошедших боёв. В течение апреля-мая 1942 года большая часть этой техники была вывезена в тыл.

        https://www.liveinternet.ru/users/dragomir/post121822402/
        1. +3
          1 апреля 2021 13:26
          То что вы описали- это особый случай, результаты битвы под Москвой, нетипичный случай.
          Трофейная техника как правило служит не очень долго- запчастей нет, ГСМ нужных нет, навыков использования её тоже нет.
          По приведённой ссылке это вся техника- большинство ее сразу пошло на переплавку, оставшиеся- это капля в море.
          1. -1
            1 апреля 2021 14:09
            Цитата: Avior
            Трофейная техника как правило служит не очень долго- запчастей нет, ГСМ нужных нет, навыков использования её тоже нет.

            О чем вы говорите, если у нас были даже артполки на вооружении которых были немецкие орудия, а первый отечественный пеленгатор в УКВ диапазоне был создан на трофейной технике в 1941 году, и потом их делали уже серийно с использованием трофеев. Некоторые наши авиационные полки имели немецкие радиостанции на всех самолетах, и для этого даже специальные крепления и переходники разработали в НИИ ВВС в ходе войны.
            Так что вопрос трофеев далеко не второстепенный, и был специальный приказ, по которому создавались трофейные команды для их сбора.
            Цитата: Avior
            По приведённой ссылке это вся техника- большинство ее сразу пошло на переплавку, оставшиеся- это капля в море.

            Какой смысл к примеру, переплавлять трофейный немецкий автомобиль, если он на ходу и его можно использовать, до того времени, пока его не уничтожат, а уж потом конечно на переплавку.
            1. +3
              1 апреля 2021 14:34
              А кто вам сказал, что все перечисленное было на ходу и восстановление его имело смысл?
              Это перечень вообще вей техники в разном состояниии.
              А насчёт применения трофейной техники- конечно ее применяли, в некоторых случаях и длительно, иногда даже производство запчастей налаживали.
              Но в целом большая часть трофейной техники длительно не применялась- или смысла не имело ремонтировать при отсутствии запчастей, или в процессе эксплуатации по той же причине.
              1. 0
                1 апреля 2021 15:04
                Цитата: Avior
                А кто вам сказал, что все перечисленное было на ходу и восстановление его имело смысл?

                Я знал полковника в отставке, который сам ездил по авиационным полкам и устанавливал немецкие радиостанции на наши самолеты. Мало того, уже в составе трофейной комиссии он посещал после окончания войну немецкие заводы и вывозили готовую продукцию, в том числе и комплектующие, особенно пальчиковые радиолампы, что для нас вообще было большой редкостью. Это все делалось для того, чтобы ремонтировать трофейную технику, которую продолжали использовать в войсках.
                Ну а трофейный немецкий опель имел в моем дворе в шестидесятых один фронтовик - так что и после 20 лет после войны у нас они бегали по дорогам.
                1. +2
                  1 апреля 2021 17:40
                  Все что вы описываете- единичные случаи.
                  До сих пор можно встретить образцы такой техники- какрадио, так и авто
                  Но погоды они не делали и не делают.
                  1. 0
                    1 апреля 2021 18:37
                    Цитата: Avior
                    Все что вы описываете- единичные случаи.

                    Потому что основная масса трофеев точно так же уничтожалась во время боёв как и наша техника и вооружение, вот и мало их оставалось. Даже в партизанские отряды постоянно забрасывали трофейные боеприпасы, т.к. они чаще использовали немецкое оружие.
  5. +5
    27 марта 2021 14:42
    Конечно ленд- лиз помог, но и конструкторские идеи перенимали ,помогли просмотры и изучение техники.. Посмотрите на мосты Студера и ЗиС 151 или ЗиЛ 157 , ГАЗ 51. ну явно виден Студебекерный мост. Причем Студебекер был очень не прихотлив к бензину. Шестьдесят шестой жрал только в путь, как и в последствии ЗИЛ-157.А ниже качества бензина не было.
    1. +1
      28 марта 2021 07:03
      Газ -51 предвоенная модель не поставленная на сборку из за войны..
      1. +2
        28 марта 2021 07:13
        Да , но с червячной передачей моста. Имели дело с этим механизмом? Ну и внешний вид кабины.
        1. 0
          28 марта 2021 08:40
          Только в рулевом механизме
        2. 0
          28 марта 2021 08:45
          Цитата: Вольный ветер
          Да , но с червячной передачей моста.

          У вас нет данных чем обосновывалось такое решение?
          1. +1
            28 марта 2021 10:18
            Гипоидная передача требует очень точных размеров и регулеровок.
            1. 0
              28 марта 2021 10:22
              Цитата: Вольный ветер
              Гипоидная передача требует очень точных размеров и регулеровок.

              Так и с червячной проблем ... особенно свободный ход и клин при износе ..Вот и и не совсем понятен выбор стал ...
              1. 0
                28 марта 2021 12:51
                Почему? Не знаю. Проблем конечно , выше крыши.
                1. 0
                  28 марта 2021 13:01
                  Цитата: Вольный ветер
                  Почему? Не знаю.

                  Жаль)))..Просто интересно иногда что служит причиной для принятия скажем так - не совсем однозначных инженерно-конструкторских решений ..Ведь когда определяли что по ленд-лизу заказывать всё же очень грамотно учитывали и что доработать-переделать желательно вполне грамотно определяли ...
                  1. 0
                    28 марта 2021 13:20
                    Венец ведомой шестерни, в червячной передаче был латунным.
                    1. 0
                      28 марта 2021 13:26
                      Цитата: Вольный ветер
                      Венец ведомой шестерни, в червячной передаче был латунным.

                      Ещё непонятнее - использование дефицитных материалов ...
  6. +3
    27 марта 2021 16:11
    Цитата: ccsr
    первые самые тяжелые годы мы использовали огромное количество трофейной техники
    завсклада цифрами порадует нормальными или снова в дело пойдут стариковы и прочие? laughing
    1. +1
      28 марта 2021 07:05
      fellow Вот интересные люди"диванные борцуны" ,даже шевельнуть извилиной им лень,откуда "много трофеев при отступлении"? Или просто по клаве стучать нравится?
  7. -8
    28 марта 2021 07:36
    Союзники высадились в Нормандии 6 июня 1944, а 23 июня началась операция Багратион с рубежа Витебск --- Орша --- Жлобин, Орша в 108 км от Смоленска. К концу августа дошли до Варшавы и Риги. Именно в этом году СССР получил максимум поставок.
    А теперь вычитайте половину алюминия, половину тротила, треть пороха и все полноприводные машины (своих-то не было). Кто при таком раскладе первым войдёт в Берлин ?
    1. +1
      28 марта 2021 07:57
      Я что то плохое про поставки нужных вещей по ленд-лизу писал? В моих коментах две вещи-седьмой брошенный конвой и восьмой задержанный не довезли вооружение для десяти дивизий(примерно,но скорее больше) а ложка дорога к обеду и наступление немцев летом 42 могло захлебнутся на Дону а не под Сталинградом.И в 43 и далее производство на собственных заводах уже перекрывало потери и позволяло накапливать резервыпоставки союзниками помощи в 1942-стратегически важные,а с 1943 кроме некоторых позиций(алюминий,пороха)становится важным но не первостепенным(тактическим) фактором победы
      1. -3
        28 марта 2021 08:07
        Я не имел в виду ваш комментарий. Как раз алюминий, тротил и порох, а также ВСЕ полноприводные машины при их отсутствии, становились критическими факторами при их недостатке. Победа добыта этими ресурсами. Без них не нашему флагу быть на рейхстаге.
  8. 0
    28 марта 2021 13:34
    Ещё неизвестно, сколько золота СССР при Сталине во время ВОВ, выплатил за этот якобы бесплатный ленд-лиз. Если кто-то верит, что США это делали за бесплатно, если кто-то наивно верит в помощь США в тот момент, то он просто наивный человек, который любит наступать на одни и те же грабли. США в период ВМ очень сильно нажились, озолотились, что помогло им выйти из затяжного кризиса, который у них начался в начале 30-х. И вообще, если бы не США, которые активно помогали гитлеру перед войной, воможно и не было бы той войны. Дошло до того, что американские корпорации активно вели бизнес дела с гитлером даже во время войны. Из США в Германию шла нефть, грузовики, детали для самолётов и т д. И уж после этого лицемерия, наживы на крови, говорить США спасибо, это надо быть мазохистом или глупцом.


    "1941 год. Красная Армия в тяжелейшей ситуации, нужно срочно много оружия, боеприпасов, снаряжения, оборудования.
    И вот на Колыму прибывает не кто иной, а сам государственный секретарь Соединённых Штатов Дин Ачесон.
    Цель одна - убедиться в платёжеспособности СССР, или попросту говоря, взглянуть на потенциал советской золотодобывающей промышленности.
    Чтобы произвести впечатление на американца, при нем сорвали пломбы с промывочных шлюзов аппаратов, которые улавливали золото.
    Горы золотых самородков произвели на него такое впечатление что у него, по свидетельству очевидцев, расширились зрачки, он снял шляпу и заявил, что уверен на 100 процентов в платёжеспособности СССР.
    Тысячи литров крови советских солдат, которые проливались в эти же дни, его, естественно не интересовали. Ведь кровь - не золото.
    до сих пор точно неизвестно, сколько золота отдали за американские поставки. Одни называют цифру в 510 тонн, другие в 1500 тонн."
    1. +2
      28 марта 2021 13:56
      А ещё США можно сказать спасибо за то, что они после войны у себя урывали от советского правосудия многих нацистских преступников. И за то, что бомбили немецкие города в тех местах, куда должна была прийти наступающая красная армия. И делали это американцы для того, что бы СССР не достались немецкие заводы и технологии, которые сохранились.
    2. 0
      28 марта 2021 14:31
      Как бэ всё известно
      Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $. Согласно закону о ленд-лизе оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. В США изначально было рассчитано, что сумма, подлежащая оплате, за уцелевшую гражданскую технику и оборудование, с учётом их износа, составляет 2,6 млрд. $, для переговоров эта сумма была снижена вдвое, до 1,3 млрд. $.[45][46][47] На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь 170 млн. $ и встретили предсказуемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели (советская сторона увеличила предлагаемую сумму до 200 млн. $, с рассрочкой на 50 лет, американская снизила до 1 млрд. $, с рассрочкой на 30 лет). В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн $, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн $

      Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году[49]. По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить 722 млн $, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн $, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника).

      Под конец Россия выплатила, но так как долг был беспроцентный процентной предпологалась только рассрочка платежа о котором никак не могли договорится, инфляция уже съела всю реальную стоймость долга
    3. +2
      1 апреля 2021 09:28
      Ещё неизвестно, сколько золота СССР при Сталине во время ВОВ, выплатил за этот якобы бесплатный ленд-лиз.

      Очень даже известно- ни копейки не выплатил. Первые выплаты небольших сумм были при Брежневе, в 1973 году.
  9. -2
    28 марта 2021 17:18
    Цитата: oleg-gr
    Ленд-лиз был помощью. Но не бесплатной

    Он был бесплатным, а вот поставки Великобритании с доминионами за золотишко, не стоит одно смешивать с другим
    1. +2
      1 апреля 2021 09:30
      У англичан был аналогичный бесплатный ленд лиз
      но СССР параллельно осуществлял и обычную торговлю отдельно от ленд лиза
  10. -1
    28 марта 2021 21:57
    Цитата: mvg
    Как то все забывают, что 2/3 люфтваффе действовало на Западном фронте

    Неоднократно встречал эту цифру. Вполне допускаю, что так и было. Можете дать ссылку на авторитетный источник, хочу ознакомиться с вопросом?
    Википедию не предлагать. laughing
  11. +1
    28 марта 2021 22:03
    Цитата: svp67
    Вы историю то вопроса хорошо почитайте, к указанному Вам сроку не было еще ни массовых бомбардировок, ни поставок..

    Бомбардировок Германии вроде как не было, просто 90% кригсмарине решало боевые задачи на "западе" в широком смысле слова. Люфтваффе чего-то делало в Франции, Африке, Средиземном море. Ну и Африканский корпус хорошо, что был Африканским, а не, например, "Кавказским". И это всё люди, танки корабли, самолёты, которых не было на восточном фронте. И слава богу.
    1. -1
      29 марта 2021 05:56
      Особое значение имели бои с армией Ирака, который поддержал Германию, в мае 1941.
      https://zen.yandex.ru/media/id/5c2bb5cbea039800abdc8fd6/kak-irak-za-gitlera-voeval-5e4f6f55fd27690308677e2c
  12. -1
    29 марта 2021 15:05
    Конечно СССР мог победит и без ленд-лиза и ето могло стоит больше крови советских людей, но еще больше крови немцам и западним союзникам СССР.
    Конкретно автомобили по ленд-лиз могли заменит - трофейние автомобили, лошади, люди, локомобили, канатний, трубопроводний, морской, речной и железнодорожний транспорт. По ленд-лиз СССР, до апреля 1945 получил не более 20-25 % всего парка автомобилей в армии и в народное хозяйство.
    1. -2
      29 марта 2021 17:22
      Своих полноприводных машин не было.
    2. +2
      1 апреля 2021 09:35
      Основные поставки ленд лиза были связаны не с вооружениями, а с обеспечением нормальной работы советской промышленности- станки и прочие узкие места
  13. 0
    6 апреля 2021 01:50
    Если хотите поспорить по вопросу о роли ленд-лиза в нашей Победе, то предлагаю спорить не со мной или даже гораздо более авторитетными знатоками вопроса, а с оценкой Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР маршала И.В.Сталина. В ходе Тегеранской конференции руководителей трёх союзных держав в ноябре 1943 года (т.е. уже после побед под Сталинградом и на Курской дуге) Сталин сказал буквально следующее: «Я хочу сказать вам, что, с русской точки зрения, сделали Президент и Соединённые Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне – машины. Соединённые Штаты доказали, что могут производить от 8,000 до 10,000 самолётов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолётов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжёлые бомбардировщики. Таким образом, Соединённые Штаты – это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».
  14. 0
    9 апреля 2021 00:04
    А куда англосаксам было деваться, как нам не помогать? Да не было у них выхода как ленд-лиз для СССР включить.Иначе Гитлер бы схарчил Англию и забрал её колонии. Потом и до США дело бы дошло. Кроме того Германия работала над атомной бомбой. Без авто наше наступление бы замедлилось и у Германии был бы шанс бомбочку создать. И на ФАУ-2 ею по Лондону шандарахнуть. Ну и золото русское за поставки не лишнее было.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»