Авианосец из сухогруза



…25 октября 1944 года японское диверсионное соединение №1 скрытно вышло на подступы к заливу Лейте, где разгружались сотни американских транспортов с войсками. Главные силы ВМС США вели бой с японскими авианосцами далеко на Севере, никто не ожидал появления новой японской армады.


В 05:45 прямо по курсу возникли силуэты кораблей. Перед японской эскадрой оказалось соединение «Таффи-3» (жарг. от «TF» - оперативная группа), состоящее из шести эскортных авианосцев: «Фэншо Бей», «Калинин Бей», «Гэмбьер Бей», «Сент Ло», «Уайт Плейнз» и «Киткен Бей», трёх эсминцев и эскорта.

«Японское соединение из 4 линкоров и 7 крейсеров замечено в 20 милях к северу от оперативной группы. Приближается со скоростью 30 узлов», – сообщение самолета-разведчика вызвало шок на американских кораблях. И в тот же миг вокруг маленьких «авианосцев-джипов» взметнулись столбы воды – флагманский «Ямато» открыл огонь из своих чудовищных 460 мм орудий. Единственное, что мог сделать контр-адмирал Клифтон Спрэгью – отдать приказ «увеличить ход до полного» и поднять в воздух все самолеты. Так началась одна из самых захватывающих погонь в истории морских сражений.

Шесть эскортных авианосцев уходили на юг, жестоко огрызаясь своими самолетами. Шансы были невелики – «авианосцы-джипы» в боевых условиях имели ход не более 17 узлов. Этого было достаточно для сопровождения конвоев, но не сулило ничего хорошего в бою с быстроходными военными кораблями.

…Море кипело от японских снарядов, но линкоры в течении нескольких часов не могли догнать, казалось бы, тихоходные жестянки без бронирования и тяжелого вооружения. Пытаясь сократить дистанцию, японские корабли попали под такой шквал атак палубной авиации, что были вынуждены круто маневрировать, уклоняясь от выпущенных торпед. Ни преследовать цели, ни вести точную стрельбу в таких условиях было невозможно. Наконец, японцам повезло - эскортный авианосец «Гэмбьер Бэй» получил несколько попаданий и лишился хода. В следующую же минуту японские снаряды разорвали его в клочья. Расплатой за единственную победу стала гибель двух тяжелых крейсеров, остальные корабли соединения адмирала Куриты получили жестокие увечья. Японские моряки были шокированы сопротивлением, они предполагали, что ведут бой с тяжелыми авианосцами типа «Эссекс».

Флэт-топы

Из всего количества авианосцев, построенных в США в годы войны, лишь 29 были «классическими» – с просторными палубами, многочисленным авиакрылом и высокой скоростью хода. Подавляющее большинство американских авианосцев были «флэт-топами» (от англ. «flat top», гладкий верх), т.е. маленькими, тихоходными, дешевыми и с ограниченным авиакрылом – не более 25-30 самолетов. Все они строились по стандартам гражданского судостроения, что значительно упрощало их постройку.

В то же время, эскортный авианосец был мало чем похож на обычное судно. Переоборудование – слабо сказано, нужно говорить о внесении кардинальных изменений в исходный проект. Неузнаваемо менялся облик корабля, а его внутренняя «начинка» претерпевала еще большие изменения.

Авианосец из сухогруза

Эскортный авианосец USS St. Lo (CVE-63) Погиб от атаки камикадзе


Полетная палуба – лишь «вершина айсберга». Хотя сам факт появления гладкой стальной полосы длиной под 130 метров свидетельствует о многом. Несколько рядов аэрофинишеров, одна-две гидропневматические катапульты – стандартный набор для эксплуатации палубных самолетов. По правому борту строилась надстройка - «остров», авианосец приобретал свои характерные внешние атрибуты.

Следующий важный пункт – подпалубный ангар для хранения авиатехники. Это не простой склад со стеллажами. Необходимо было обеспечить противопожарную безопасность, установить надежную систему вентиляции и оборудовать пару лифтов для подъема самолетов на полетную палубу. Далее потребовалось обеспечить пространство для хранения 550 тонн авиационного бензина [1], провести сотни метров топливных магистралей. Изменялась конструкция донной части корабля – появлялась противоторпедная защита (весьма примитивная с точки зрения настоящего боевого корабля).

В обычных условиях экипаж гражданского сухогруза не превышает 50 человек. В случае эскортного авианосца необходимо было оборудовать жилые помещения для нескольких сотен человек (экипажи самых массовых эскортных авианосцев типа «Касабланка» состояли из 860 моряков и 56 пилотов, по-факту 916 человек!). Не стоит забывать про полезные «мелочи» - радары и оборонительное вооружение (а это десятки стволов мелкокалиберной зенитной артиллерии и бортовые спонсоны для их размещения). Эскортные авианосцы, несмотря на свои скромные размеры, несли полный комплект радиотехнических средств, как и «настоящие» авианосцы типа «Эссекс».


"Гэмбьер Бэй". Эскортный авианосец типа "Касабланка". Полное водоизмещение - 11 тыс. тонн. Длина - 156 м. Максимальный ход - 19 уз. Вооружение - 25...30 самолетов, 1х127 мм орудие, 20 стволов зенитной артиллерии


Итак, что же мы видим? Постройка эскортного авианосца является отнюдь не дешевым мероприятием. Удельная стоимость 1 тонны «флэт-топа» практически не отличалась от стоимости 1 тонны «классического» авианосца. Общее снижение стоимости постройки происходило лишь из-за меньших размеров корабля и снижения его боевых качеств – на эскортники устанавливались ГЭУ от гражданских сухогрузов, в результате скорость эскортного авианосца была в два раза ниже, чем у настоящих боевых кораблей.

Идея постройки «флэт-топов» была продиктована необходимостью обеспечения трансокеанских конвоев авиационным прикрытием – использовать для этих целей обычные авианосцы было нерационально, их возможности и скорость были явно избыточны. Закономерным выходом стала массовая постройка легких авианосцев, максимально соответствующих конвойным задачам. Таково было требование времени.

Эскортные авианосцы, несмотря на тесноту, низкую скорость и малое авиакрыло, по-прежнему оставались грозными кораблями. Многие из 783 потопленных U-ботов Кригсмарине стали добычей палубных противолодочных самолетов. Например, эскортный авианосец «Боуг» уничтожил 9 немецких и 1 японскую субмаину [2]. «Кард» - 8 немецких подлодок, «Анцио» - 5 японских. А результаты удивительного боя у о. Самар показали, что боевые возможности эскортных авианосцев выходят далеко за рамки конвойных функций. Это была хорошая идея для своего времени, но после Второй мировой войны идея эскортных авианосцев загнулась – возросшая посадочная скорость новых самолетов не позволяла принимать реактивные самолеты на короткие палубы «флэт-топов».

История «Атлантик Конвейор»

Разумеется, базирование палубной реактивной авиации на «эрзац-авианосцах», построенных на основе танкеров и сухогрузов, невозможно. Но ведь были созданы удачные самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) – британский «Харриер» и его морской вариант «Си Харриер», относительно успешно летал советский Як-38, появился уникальный сверхзвуковой СВВП Як-141. В наши дни разрабатывается многострадальная модификация F-35B - все-таки не стоило создавать на основе единой конструкции легкий истребитель ВВС, палубный самолет ВМС и «вертикалку» - слишком разные задачи у таких самолетов, в довершение всех бед, эта каша густо приправлена технологией «стелс». Но тем не менее, истребитель F-35В cуществует, и его нужно учитывать в дальнейших расчетах.

Что если действительно попытаться использовать для создания авианосца обычный танкер или контейнеровоз? Кроме СВВП, такой «эрзац-авианосец» сможет принимать на палубу вертолеты, превращаясь в мощный противолодочный корабль – все-таки вертолет видит дальше любой корабельной ГАС, а дюжина вертолетов способна обеспечить круглосуточный дозор. На первый взгляд очень дешевая и эффективная система оказывается совершенно неприемлемой на практике – стоимость переоборудования такого «авианосца» составит баснословную сумму, при этом корабль будет обладать ограниченными характеристиками. Если ограничиться минимальными переделками. то результат будет еще хуже. Постоянное хранение авиатехники на верхней палубе угробит вертолеты, а живучесть такого «вундерваффе» окажется недопустимо низкой.

В истории известен похожий случай, окончившийся трагически. Когда на Фолклендах запахло жареным, британским морякам потребовалось срочно доставить дополнительную партию авиатехники за 12 000 км от родных берегов. Для перевозки ответственного груза выбрали гражданский контейнеровоз «Атлантик Конвейор», реквизированный у владельцев по программе STUFT (Родина в опасности!). Корабль подготовили к походу в рекордный срок – за десять дней. В носовой части смонтировали вертолетную площадку и щит, прикрывающий палубу спереди от набегающих потоков воздуха. Далее, чтобы хоть как-то защитить находящуюся на верхней палубе технику от вредного воздействия морской стихии, по краям палубы расставили контейнеры с оборудованием. Вот пожалуй и все изменения, заметные невооруженным глазом. На контейнеровоз погрузили 8 «Си Харриеров» Военно-морских сил, 6 «Харриеров» в сухопутном варианте, а также 6 вертолетов «Уэссекс» и 5 тяжелых транспортных CH-47 «Чинук». Кроме того, на борту имелся большой запас авиационного горючего, запчастей, партия палаток и материалы для оборудования полевого аэродрома. Палуба была настолько плотно забита техникой, что ни о каком выполнении боевых задач борта корабля не могло идти и речи. «Атлантик Конвейор» выполнял всего лишь роль авиатранспорта.



25 мая 1982 года все это имущество было бесславно утоплено в холодных волнах Южной Атлантики. На британское соединение каким-то чудом вышла пара аргентинских самолетов «Супер-Этандар» с противокорабельными ракетами – налет на идущие далеко в открытом океане британские корабли обеспечивал единственный исправный самолет-заправщик КС-130, никакого точного целеуказания вообще не было. За пару часов до этих событий, этот же КС-130 заправлял штурмовики А-4 «Скайхок», разбомбившие эсминец Её Величества «Ковентри». Тогда аргентинцам невероятно повезло – часть бомб не взорвалась, а один самолет вообще не смог сбросить бомбовый груз, ввиду плохого технического состояния… тем не менее, задача была выполнена без потерь. Море любит отчаянных.

Работу РЛС «Супер Этандаров» засекла аппаратура эсминца «Эксетер», который сразу же оповестил эскадру о ракетной атаке. У англичан было 6 минут на принятие ответных действий. Время тянулось мучительно долго. Боевые корабли начали постановку облаков из дипольных отражателей. В воздух поднялись вертолеты для постановки ложных целей для защиты самых важных кораблей – авианосцев «Гермес» и «Инвинсибл». Единственный, кто остался без прикрытия – авиатранспорт «Атлантик Конвейор». На корабле отсутствовали какие-либо системы самообороны, как и средства постановки помех. Единственное, что он мог предпринять – развернуться кормой в сторону опасного направления. И в этот самый момент корабль получил в корму два «Экзосета».

Для англичан дальнейше похоже на страшный сон – пожары, взрывы штабелей авиабомб, гибель 12 человек. Несмотря на прилагаемые усилия, огонь вышел из под контроля. 130 человек предпочли покинуть корабль по штормтрапам и разместились на спасательных плотах. Обугленная коробка «Атлантик Конвейор» затонула через несколько дней.

Как строится настоящий авианосец

Т.к. не представляется возможным решить вопрос с перестройкой контейнеровоза в эффективный авианесущий корабль, давайте посмотрим, как создается классический атомный авианосец. В этой части я хочу поделится с читателем наиболее любопытными фактами. Постройка корабля водоизмещением под 100 000 тонн всегда вызывает неподдельный интерес среди тех, кто интересуется ВМФ. В процессе постройки существуют множество интересных моментов и профессиональных тонкостей.


На стапеле авианосец "Джорд Буш" - последний в серии "Нимицев"


Феерическое действие происходит на 220 гектарах земли в устье реки Джеймс Ривер. Здесь расположена элитная верфь «Newport News», принадлежащая компании Nortrop Grumman. На территории расположены семь сухих доков, плавучий сухой док, семь причалов для достройки кораблей и завод по изготовлению судовых секций. Главным объектом является сухой док № 12, размерами 662 х 76 метров. Док обслуживается 900 тонным козловым краном, работающими в зоне сухого дока и рабочей площадки. Высота крана – 71 м, длина пролёта – 165 м.

Авианосец типа «Нимиц» собирается из 161 готовой секции весом от 100 до 865 тонн. Корпус авианосца разделён на 24 отсека водонепроницаемыми переборками, доходящими по высоте до ангарной палубы. Всего у «Нимица» 7 палуб. Переборки и палубы делят корпус более чем на 200 отсеков. Корпус корабля сварной, несущие конструкции и полетная палуба выполнены из броневой стали толщиной до 200 мм.



На АВ типа Nimitz установлена угловая полетная палуба. Конструкция палубы выполнена из съемных стальных листов, что позволяет в кратчайшие сроки заменять поврежденные участки. Полетная палуба состоит из взлетного, посадочного и паркового участков.
Взлетный участок оснащен четырьмя паровыми катапультами типа С-13 (масса 180 т, длина 95 м). Палубные панели в районе взлетного участка имеют систему охлаждения забортной водой, что помогает предотвратить их нагрев под действием раскаленных выхлопов авиационных двигателей.
На парковом участке, где базируется авиатехника во время проведения взлетно-посадочных операций, находятся 4 подъемника, элеваторы для подачи боеприпасов, заправочные колонки и посты, обеспечивающие самолеты топливом, электроэнергией, кислородом, а также два специальных выхода на полетную палубу для летного состава. Во избежание повторения крупных пожаров на полетной палубе (последствия ЧП на «Форрестоле» и «Энтерпрайзе» в 60-х годах), имеется система орошения палубы забортной водой – при ее включении корабль превращается в Ниагарский водопад.

Галерейная палуба служит для подкрепления боковых участков полетной палубы. Здесь размещается комплекс командных и флагманских помещений, посты управления авиационно-техническими средствами, каюты и кубрики личного состава.

В носовой части авианосца имеются две промежуточные палубы, на которых смонтированы катапульты, площадка для разъездных катеров и спасательных плотов, мастерские и кладовые.

Ангарная палуба. Большая часть главной палубы корабля отведена под размещение, обслуживание и ремонт самолетов. В целях локализации возможных очагов пожара в ангаре имеются три огнестойкие шторы. Кроме того, он по всей площади оборудован сплинклерной системой пожаротушения.
Ниже на трех палубах ниже размещены механизмы самолетоподъемников, медицинские помещения, кубрики и столовые рядового и унтер-офицерского состава. Там же находится пост энергетики и живучести.
Ниже расположена трюмная палуба, где состредоточены цистерны с авиационным топливом, бункера для хранения боеприпасов, кладовые и ЗИП, морозильные камеры и т.д.

Авиационное топливо размещено в цистернах, окружённых коффердамами. Коффердамы (узкие непроницаемые отсеки) заполнены инертным газом. Топливо, по мере расходования, замещается забортной водой. Широко распространенное мнение, что авианосец представляет собой пожароопасный корабль, до предела насыщенный топливом и горючими материалами, не совсем корректно. Да, запасы авиатоплива огромны – 8500 тонн керосина. Но если рассматривать это количество относительно размеров корабля, то становится ясно, что топлива на авианосце в % отношении даже меньше, чем на обычном крейсере или эсминце!
Например, британский эсминец типа 45 («Дэринг») имеет полное водоизмещение порядка 8000 тонн. При этом в его топливные цистерны закачивается 1100 тонн топлива, большая часть из которого – авиационный керосин для газотурбинной установки. Хотя, это имеет мало значения: соляр и керосин одинаково хорошо горят при поражении топливной цистерны раскаленной болванкой (осколком, боевой частью ракеты и т.д.).

Погреба авиационного боезапаса, в целях безопасности располагаются ниже ватерлинии и готовы к затоплению. Масса авиационного боезапаса авианосца «Нимиц» составляет 1954 тонны.
Главная энергетическая установка корабля эшелонирована и размещена в четырёх водонепроницаемых отсеках. Носовые отсеки каждого эшелона отведёны под ядерную паропроизводящую установку, а кормовые - под главные трубозубчатые агрегаты.
Надводная конструктивная защита авианосцев типа Nimitz состоит из трех броневых палуб полетной, ангарной и третьей. Бортовая подводная защита охватывает районы реакторных отсеков, погребов боезапаса и хранилищ авиационного топлива. Она достигает третьей палубы и предохраняет корабль от гидродинамических ударов – последствий взрывов мин и торпед. Бортовая подводная защита образована отсеками, которые поочередно заполняются водой или топливом. Со стороны днища авианосец защищен бронированным настилом непотопляемости.
Надстройка авианосца типа «остров» состоит из семи ярусов, на которых находятся флагманский командный пост, ходовая, оперативная и штурманская рубки, центр управления полетами, посты операторов РЛС и радистов, а также командирская и адмиральская каюты.

Примечания:
В первой главе автор в художественных целях незначительно исказил факты. В бою у о. Самар американцы, кроме эскортного авианосца, потеряли еще эсминец. В атаках на японские корабли принимали участие не только самолеты «Таффи-3», но и поднятые по тревоге самолеты других оперативных соединений, находящихся в радиусе ста километров. Таково преимущество палубной авиации – всегда быть там, где требуется помощь.
1. 550 тонн авиатоплива – данные по эскортным авианосцам типа «Боуг».
2. Авианосцу «Боуг» приписывают потопление 10 подводных лодок, хотя это результат работы всего противолодочного соединения – вместе с авианосцем действовала дюжина эсминцев. В любом случае, без наличия палубной авиации добиться такого результата было бы невозможно.








Завод по сборе секций. Готовую секцию извлекают сквозь крышу цеха




Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

40 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти