Военное обозрение

Информация о тактико-техническом отставании Су-30 от J-16 подлежит детальному анализу. О каких модификациях не упомянул китайский пилот Ван Сунси

35

Хорошо известно, что для обретения и сохранения должного уровня престижа на региональных и мировом рынках вооружений, максимально возможного увеличения экспортного потенциала своей продукции, а также поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава собственных вооруженных сил, многочисленные американские, западноевропейские и азиатские военно-промышленные корпорации зачастую прибегают к весьма изощрённым и не всегда объективным PR-«инструментам», способным вызвать в экспертных и обозревательских кругах не только удивление, но и крайне неоднозначную реакцию, вплоть до здравой доли возмущения.


К перечню подобного рода «инструментов» можно причислить и недавнее утверждение, озвученное небезызвестным в Поднебесной пилотом ВВС НОАК Ваном Сунси в интервью журналистам Центрального телевидения Китая (CCTV).

Все «Тридцатые» «под одну гребенку» или необъективное сравнение J-16 с ранними Су-30МКК/МК2 поколения «4+»


По мнению господина Сунси, серийно производимые мощностями авиастроительного гиганта «Shenyang Aircraft Corporation» и активно поступающие в строевые части ВВС Народно-освободительной армии Китая, многофункциональные истребители переходного поколения («4++») J-16 (включая их «помеховую» РЭБ-модификацию J-16D) превзошли наши тяжелые многоцелевые истребители семейства Су-30 практически по всему спектру тактико-технических параметров (включая параметры БРЭО и электродинамические характеристики/коэффициент снижения ЭПР), сохранив лишь их интегральную аэродинамическую компоновку планера.

Между тем данное пафосное утверждение высококвалифицированного пилота китайских ВВС не может не вызывать у нас определённой доли сомнения в его объективности.

Хотя бы по той причине, что в ходе сравнительного анализа обеих машин Ван Сунси руководствовался тактико-техническими параметрами бортового радиоэлектронного оборудования истребителей Су-30МКК и Су-30МК2, поставленных Военно-воздушным силам НОАК в течение первого десятилетия XXI века и заметно уступающих перспективным J-16/D в ходе различных военно-воздушных учений (как в отработке задач нанесения ударов по поверхностным целям, так и в осуществлении дальнего перехвата воздушных целей условного противника).

Вышеперечисленные «китайские» модификации «Тридцатых» располагают устаревшими бортовыми РЛС Н001ВЭ на базе антенных решеток Кассегрена с дополнительным «обводным каналом», на аппаратном уровне обеспечившим реализацию режима картографирования рельефа местности, и «урезанного» режима синтезированной апертуры (SAR) с низким разрешением, позволяющим лишь обнаруживать и классифицировать крупные радиоконтрастные поверхностные цели.

В ту же очередь, посредственный энергетический потенциал и низкая помехозащищённость обеспечивают радарам Н001ВЭ дальность «захвата» воздушных целей с ЭОП/ЭПР 1,5–1 кв. м порядка 75–80 км лишь при отсутствии интенсивного широкодиапазонного радиопротиводействия со стороны противника, в то время как высокоэнергетические и помехозащищённые АФАР-радары истребителей J-16 могут похвастаться как дальностью «захвата» целей с ЭОП 1 кв. м порядка 130–150 км, так и высочайшим уровнем помехозащищённости, позволяющим достичь лишь незначительного снижения дальности обнаружения и «захвата» целей противника в сложной помеховой обстановке.

Данная возможность была достигнута благодаря наличию в радиоэлектронной архитектуре передовых китайских АФАР-радаров более чем 1500 приёмо-передающих модулей, каждый из которых оснащён индивидуальным арсенид/нитрид-галлиевым СВЧ-транзистором и аттенюатором, что обеспечивает формирование глубоких провалов диаграммы направленности в направлении активных средств РЭБ противника.

Более того, данные бортовые РЛС способны функционировать в режимах синтезированной апертуры (SAR), обращённой синтезированной апертуры (ISAR) и сопровождения движущихся наземных целей GMTI.

Стало быть, гораздо более профессиональным и компетентным решением Вана Сунси могло бы стать исключительно сопоставление параметров многофункционального истребителя J-16 и более современных модификаций «Тридцатого» – Су-30СМ2, состоящих на вооружении ВКС России и подготавливаемых к обретению оперативной боевой готовности.

Невзирая на тот факт, что интегрированные в системы управления вооружением данных машин бортовые радары Н035 «Ирбис-Э» могут заметно уступать китайским АФАРам по уровню помехозащищённости, их более высокий энергетический потенциал (обеспечивает дальность захвата целей с ЭПР 1 кв. м на удалении 250–270 км) и аналогичный спектр режимов работы – способны установить паритет с радарами китайских J-16 в выполнении всего спектра задач «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», особенно после оснащения российских машин разрабатываемыми дальнобойными управляемыми ракетами воздушного боя «Изделие 180».
Автор:
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 1 апреля 2021 04:14
    +3
    Между тем данное пафосное утверждение высококвалифицированного пилота китайских ВВС не может не вызывать у нас определённой доли сомнения в его объективности.
    Вообще китайцы ещё весьма скромные товарищи, уж с US-овцами не сравнить.
    1. RealPilot
      RealPilot 1 апреля 2021 11:51
      +8
      В смысле пропаганды Китай по-азиатски хитер, напорист, но и даже немного простодушен одновременно. Что иногда по нашим меркам граничит с наивностью...

      Они сравнивают заведомо несравнимые вещи, при этом умалчивая о реальных конкурентных преимуществах других модификаций наших самолетов.

      При этом вспоминается ироничное выражение "СССР - родина слонов"... Ну и наш опыт пропаганды советских достижений тоже "скопировали", дорисовав китайских фонариков...

      Теперь "Китай - родина всего" (мировая фабрика, как-никак). fellow И они отстаивают свое иногда вымышленное "превосходство" различными пропагандистскими приемами, даже если их изделие - среднего качества копия с чужого образца!

      П.С.: А двигатели - наши.
  2. Бережливый
    Бережливый 1 апреля 2021 06:00
    0
    А , когда мы от китаез слышали правду? Обьективность не является их коньком, китайцы просто взяли за правило приписывать себе наличие и создание передовой техники, якобы на основе" своих разработок"!
  3. Даниил Коноваленко
    Даниил Коноваленко 1 апреля 2021 08:21
    +5
    Всяк кулик свое болото хвалит.
  4. роман66
    роман66 1 апреля 2021 08:27
    +5
    прибегают к весьма изощрённым и не всегда объективным PR-«инструментам»,

  5. Doccor18
    Doccor18 1 апреля 2021 08:55
    +9
    Китай всерьез включился в военно-экспортную гонку. Это большой бизнес. А в бизнесе, как говориться, друзей не бывает. Вот и пиарят почем зря свои истребителя, не забывая, впрочем, исправно покупать в России двигатели для своих самолетов...
    1. Eug
      Eug 1 апреля 2021 09:06
      +2
      Так что ключ к экспорту китайских истребителей все равно в России - со своими двигателями китайцы пока не конкуренты.
  6. Eug
    Eug 1 апреля 2021 09:05
    +4
    А откуда китайский пилот знает характеристики современного БРЭО, да еще и не экспортного? О чем знает - с тем и сравнивает. А БРЭО нужно постоянно модифициррвать и обновлять, это ни для кого не секрет.
  7. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 1 апреля 2021 09:59
    +12
    Да, как бэ.
    Китайский пилот сравнивает те "Сушки", которые есть в китайских ВВС с теми "Jишками", которые тоже есть.
    И совершенно оправданно говорит, что китайская версия гораздо круче.
    А что касается Су-30СМ2, то их только-только начинают делать и поставлять в ВКС России .
    Так что китайский пилот не врёт, как бы нам ни было это неприятно.
    1. Cympak
      Cympak 1 апреля 2021 12:03
      +6
      У китайцев однозначное превосходство во всем, что касается БРЭО, более широкий набор АСП воздух-земля, но проигрыш по двигателям.
    2. Hexenmeister
      Hexenmeister 1 апреля 2021 12:18
      +1
      А что касается Су-30СМ2, то их только-только начинают делать и поставлять в ВКС России .
      Так что китайский пилот не врёт, как бы нам ни было это неприятно.
      Су-30СМ2 есть вариант развития Су-30СМ, который в свою очередь является улучшением по части РЛС Су-30МКИ, причем российский вариант "Барса" отличается в лучшую сторону от индийского, и никакого отношения к китайским Су-30МКК и Су-30МК2 с Н001В они не имеют. Самолетов с "Барсом" у китайцев нет, и этот анализ говорит лишь об уровне китайских вариантов.
      P.S. ну и как всегда - решетки Кассегрена фирменный "знак" автора.
    3. FRoman1984
      FRoman1984 4 апреля 2021 07:15
      0
      Цитата: Пиджак в запасе
      Да, как бэ.
      Китайский пилот сравнивает те "Сушки", которые есть в китайских ВВС с теми "Jишками", которые тоже есть.
      И совершенно оправданно говорит, что китайская версия гораздо круче.
      А что касается Су-30СМ2, то их только-только начинают делать и поставлять в ВКС России .
      Так что китайский пилот не врёт, как бы нам ни было это неприятно.

      Так понятно, что он не врёт, он сравнивает машины, у которых из общего только планер и двигатели. БРЭО за 20 лет сильно шагнуло вперед, поэтому естественно китайская копия будет посильнее
    4. Zaurbek
      Zaurbek 4 апреля 2021 09:25
      0
      Су30МКК и Су30МКИ и Су30СМ....не совсем одинаковые машины.....тем более, следующий шаг в РФ относительно Т-10 давно сделали это Су35С . Вопрос модернизации Су30СМ - чисто - требования МО и финансов.....Кстати, про Су35С китайские товарищи почему то молчат.
  8. EvilLion
    EvilLion 1 апреля 2021 10:10
    +1
    господина Сунси


    Товарища Сунси.

    Су-30МКК и Су-30МК2


    Бюджетные версии, а Су-30МКИ, который покручее будет, китайцам щупать не давали. Но он тоже устаревший и временное решение.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 4 апреля 2021 09:26
      0
      Устаревает уже и Су35С, в плане БРЭО.....явно просится кабина с радаром от Су57.
  9. yehat2
    yehat2 1 апреля 2021 10:35
    +5
    особенно после оснащения российских машин разрабатываемыми дальнобойными управляемыми ракетами воздушного боя «Изделие 180»

    судя по темпам внедрения этой ракеты, мы успеем перевооружиться на неё как раз к 3000 году.
    а по факту вооружение сейчас другое.
  10. Герман 4223
    Герман 4223 1 апреля 2021 11:28
    0
    Стоит ли обращать на них внимание?
    Барс цели на такой дальности видит при секторе обзора в 300°,
    А у китайца хотя бы доворот механический есть?
    1. farm2009
      farm2009 1 апреля 2021 17:09
      0
      А толку от этого? Какая разница какой сектор обзора если из-за малой дальности ты противника не видишь?
      1. Герман 4223
        Герман 4223 1 апреля 2021 18:21
        -2
        Какой толк? Дальность обнаружения у китайского самолёта за счёт того что у него более узкий луч. РЛС Су 30 тоже может работать таким узким лучом. И дальность обнаружения будет вполне сопастовима. Так как мощность сигнала у китайского самолёта она примерно такая же как и у нашего самолёта.
        1. farm2009
          farm2009 1 апреля 2021 19:47
          0
          И конечно же у тебя есть доказательства своих слов? Мощность китайской РЛС на 25% выше. 1,5 кВт против 2 кВт у китайца.
          1. Комментарий был удален.
          2. Герман 4223
            Герман 4223 2 апреля 2021 06:59
            0
            Нет тут всё правильно. Но разница в дальности обнаружении целей не будет такой дикой как описано в статье.
            И оба самолёта обнаружат друг друга за пределами дальности своих ракет.
    2. Zaurbek
      Zaurbek 4 апреля 2021 09:29
      0
      А что им мешает? Обтекатель и диаметр носовой части тот же. Или доворот стоит(если на старые механизмы ставили) или наклонная и вращающаяся(как на свежих западных машинах), так даже полотно больше влезет (оно будет не круглое, а овальное в сечении)
      1. Герман 4223
        Герман 4223 4 апреля 2021 10:50
        0
        Им ничто не мешает, может даже у них это есть ,информации в интернете про это нет. Есть только про мощность. Но при обзоре широком обзоре с доворотом антенны,такой дальности обнаружения не будет.
  11. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 1 апреля 2021 14:00
    +4
    Хорошо известно, что для обретения и сохранения должного уровня престижа на региональных и мировом рынках вооружений, максимально возможного увеличения экспортного потенциала своей продукции, а также поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава собственных вооруженных сил, многочисленные американские, западноевропейские и азиатские военно-промышленные корпорации зачастую прибегают к весьма изощрённым и не всегда объективным PR-«инструментам», способным вызвать в экспертных и обозревательских кругах не только удивление, но и крайне неоднозначную реакцию, вплоть до здравой доли возмущения.

    Анализ смыслового развертывания текста на основе лексической макроструктуры и выделения лексических микроструктур "по вертикали" (текстовых парадигм) и "по горизонтали" (на уровне текстовой синтагматики). Рассмотрение смысловых отношений дополнения, усиления и контраста, манифестируемых лексическими микроструктурами: словами, оборотами, высказываниями, блоками высказываний. Выделение ассоциативно-смысловых полей ключевых лексических единиц.

    Как тебе такое Евгений Далманцев?
    1. gurzuf
      gurzuf 1 апреля 2021 16:34
      +1
      Круто! Думаю если перевести на понятный язык, будет еще круче! fellow
      1. CouchExpert
        CouchExpert 1 апреля 2021 17:35
        +2
        Цитата: Статья на "понятном"
        "Короче, пацаны, все гонят. Но нам-то можно. А китайцам/хохлам/америкосам (нужное подчеркнуть) кто вообще слово давал?
        Вот китаец один тут выступил такой: "ваш Су - фигня типа!". Наш "Су - фигня"? Да он чо в натуре косоглазый? Сравнивает главное с нашим старым Су и типа "фигня"! Да у нас которые ща выпускают Су - те ваще другие! Там и радар короче крутой новый стоит и ракеты новые! Да он ваще не врубается китаец этот короче!
  12. Пленник
    Пленник 1 апреля 2021 18:38
    0
    "Каждый кулик свое болото хвалит". И попытался бы не похвалить. laughing Слаб человек.
  13. Pavel57
    Pavel57 2 апреля 2021 00:13
    -1
    Цитата: Cympak
    У китайцев однозначное превосходство во всем, что касается БРЭО, более широкий набор АСП воздух-земля, но проигрыш по двигателям.

    Большая номенклатура вооружения создает проблемы в обучении летчиков.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 4 апреля 2021 09:30
      0
      Зато у вас один самолет, два пилота......нужен истребитель - ракеты и вперед.....нужен бомбер - погрузили , полетели.
  14. hiller
    hiller 2 апреля 2021 21:52
    0
    Они ещё за Даманский не ответили am
    1. Zaurbek
      Zaurbek 5 апреля 2021 08:35
      0
      Думаю, лучше не повторять...Китаец не тот уже. Если тогда "удивили" нас бронебойными пулями 7,62х39......а мы их БТР-60, Т-62 и ГРАДами, то сейчас они нас удивят.
    2. mva
      mva 5 апреля 2021 11:51
      0
      Что значит за Даманский не ответили? Царь его более 10 лет назад Китайцам отдал.
  15. Azimuth
    Azimuth 3 апреля 2021 23:22
    +1
    Не понял автора. Китайский пилот сравнивал то, что у них на вооружении. БРЭО на самолетах варианта Су-30 китайского производства понятно более современнее, а следовательно и совершеннее.
    По оборудованию китайцы ушли вперед, ракетное вооружение как минимум не уступает, их проблема двигатели. Решат и эту проблему рано или поздно.
  16. VOENOBOZ
    VOENOBOZ 18 апреля 2021 19:13
    0
    Врёт китаец ,физика распространения радиоволн для всех одинакова . Высота является основным фактором радиолокации .Земля то круглая , была бы плоская другое дело. laughing
  17. Михаил Шило
    Михаил Шило 26 апреля 2021 11:13
    0
    А что, уже существует в металле Су-30СМ2? И где же он? В ангаре Иркута в единственном недособранном варианте?
    А чего мелочиться, давай серийные китайские J-16 сравнивать с гипотетически возможным Су-30СМ5! У которого будет БРЛС с АФАР от Су-57 и движки "второго этапа" от него же! Тогда мы китайские самолёты "ваще порвём как тузик грелку" по всем цифирям!!