Кто пойдёт на Север: уроки блокировки Суэцкого канала

79

Семь дней, которые потрясли мир


Инцидент с контейнеровозом на Суэцком канале изменил многое. Одни считают произошедшее случайностью, другие полагают, что это приём, использованный соперником в большой политической игре. Нужно вынести уроки из этой истории.

Но, как ни крути, Суэц выпал из зоны комфорта. Бизнес будет вынужден подыскивать ему альтернативу. И у Севморпути хороший потенциал, пусть и не столь однозначный.



Все наконец-то выдохнули. Главные морские ворота – Суэцкий канал разблокирован. Контейнеровоз Ever Given, на который сыпались многочисленные проклятия, а в России – скорее, анекдоты, после семи дней простоя сняли с мели.


Фото: fallenhearts17/instagram.com

Огромная махина, рассчитанная на перевозку свыше 20 тысяч морских контейнеров (Twentyfoot Equivalent Unit, TEU), пошла дальше на север. Советник президента Египта по развитию морских портов и Суэцкого канала Мохаб Мамиш уже успел заявить, что по каналу началась навигация.

По расчётам, потребуется ещё несколько дней, чтобы движение по ключевому водному отрезку вошло в норму. Непредвиденное перекрытие канала породило для одних большие проблемы, для других – неожиданные бонусы, а заодно возобновило дискуссию об альтернативных маршрутах.

Сначала о проблемах.

«Пробка» в Суэце остановила около 450 морских судов. По данным Bloomberg, общий ущерб от блокировки канала составляет 9,6 млрд долларов в сутки. Мировую торговую систему несколько залихорадило от «тромба».

Ведь, например, через Суэцкий канал в 2019 году прошло более 19 тыс. судов, было пропущено 1,25 млрд тонн грузов. А это, как ни крути, около 13 % объема международной торговли и 10 % нефтеперевозок.


Теперь о бонусах.

Перевозчики, конечно, заволновались. Контракты «горят» от таких остановок, особенно когда везут скоропортящуюся продукцию. Но тут надо учитывать, что все товары застрахованы, а потому впору дергаться страховым компаниям.

А вот морские компании, судя по всему, даже рады. Из-за ЧП на Суэцком канале заметно выросла стоимость морских перевозок. По данным Bloomberg, на доставку одного 40-футового контейнера из Китая в Европу теперь придётся потратить около 8 тыс. долларов, а год назад было в 4 раза дешевле.

В плюсе оказались и нефтяники. Негативный тренд падения мировых цен на черное золото не только остановился, но и сменился ростом – на 7 %. Хотя после новостей о снятии с мели Ever Given нефтяные котировки снова стали падать.

Увы, но негативные ожидания от третьей волны коронавируса в Европе оказались сильнее. И тут многое зависит от решений участников соглашения ОПЕК+. Если экспортёры решат сохранить ограничения по добыче в мае, то резкого спада цен на нефть точно удастся избежать.

Just in time


О каких же альтернативах маршруту через Суэцкий канал идёт речь?

Конечно, сразу ожил старый классический маршрут, огибающий с юга Африку. Однако он на 9,6 тыс. километров и 10 дней длиннее. Всё это выливается в существенные дополнительные расходы.

Перевозчики, прогнозируя, что ситуация с Ever Given затянется, стали разворачивать суда на подходе к Суэцу и направлять в обход мыса Надежды. Но бизнесмены считают деньги.

Показательно поведение лидера морских перевозок – компании Maersk. Как сообщается на официальном сайте, у нее было 34 судна в ожидании, 15 было перенаправлено вокруг Африки. Так вот, как только «пробка» на Суэцком канале разрушилась, Maersk сразу решила вернуть несколько судов из «африканского» похода. Время – деньги, как говорится.

В России, да и не только, на информационное поле вернулся Северный морской путь. Он, как известно, заметно короче маршрута из Азии в Европу через тёплые моря. Власти РФ уже несколько лет делают упор на развитии Севморпути. Идёт постепенное обустройство портов на маршруте, сопутствующей инфраструктуры, увеличивается ледокольный флот и т.д.

Но заметная часть экспертов до сих пор скептически относится к перспективам СМП. Во-первых, говорят они, инцидент с Ever Given пришелся не очень вовремя. То есть не just in time. Вот если бы он произошёл в августе или сентябре, когда ледовая обстановка на Севморпути благоприятна, то перевозчики непременно обратили бы взгляды на север.

А пока – к сожалению, только Суэц.

Во-вторых, современный бизнес привык получать качественный сервис. А инфраструктура Севморпути, если честно, пока не готова к приёму большого количества судов, да ещё крупного тоннажа. Просто нет полноценно обустроенных портов по ходу маршрута.


У России есть только Мурманск. Но где он? На самом выходе к Европе, а до него надо ещё добраться. К тому же, повторимся, перевозчики поголовно страхуются. А страховые компании оценивают риски. Так вот, СМП они однозначно относят к зоне повышенного риска, а отсюда и соответствующие страховые платежи.

В-третьих, на основном маршруте из Юго-Восточной Азии в Европу грузы не следуют без остановки из точки А в конечную В. До половины грузов, как гласит анализ, остаются в портах по пути следования. Это выгодно, но такой вариант СМП уж точно не предусматривает.

В-четвертых, не забудем, что Китай активно развивает сухопутную альтернативу – проект «Один пояс – один путь». Случай в Суэцком канале однозначно подстегнёт КНР ещё активнее вкладываться в развитие этого суперпроекта.

Арктика покажет


И всё же за Северным морским путём будущее. Время работает, как ни удивительно, на него. Прежде всего, не стоит сбрасывать со счетов конспирологическую версию о том, что перекрытие Суэцкого канала – дело рук США.

Инцидент на удивление произошел именно тогда, кода Китай резко активизировался на Ближнем Востоке и Европе. С 24 по 31 марта совершает в Европу визит министр обороны КНР Вэй Фэнхэ. А глава МИД страны отправился в ближневосточное турне: Саудовская Аравия, Турция, Иран, ОАЭ, Бахрейн и Оман.

И инициативы-то звучат не хилые: проведение прямых переговоров Палестины и Израиля, конференция по безопасности в Персидском заливе. И все под эгидой Китая. США от такой китайской наглости просто зашлись в истерике.

А потому переговоры Соединенных Штатов и КНР в Анкоридже (Аляска) были заранее предопределены: никакого мира между двумя гигантами не будет. И неожиданный маневр Ever Given как-то очень органично укладывается в общую политическую мозаику.

А причём тут, скажите, Севморпуть?

Очень даже причём. Бизнес мыслит деньгами и временем. Суэцкий канал перестал быть комфортным для мировой экономики. Никто теперь не даст зуб, что нового перекрытия магистрали не произойдет в будущем.


Даже по чисто техническим параметрам. Сейчас на морях правят бал суда с большим тоннажем. Рынок морских перевозок поделили несколько глобальных компаний, а у них в любимчиках суда вроде Ever Given с 20 тыс. контейнеров. Ещё одно дуновение ветра и – пожалуйста.

Китай, понимая, что США так просто ближневосточное поле не сдаст, будет вынужден искать альтернативу. Северный морской путь как раз подходящий вариант. Его контролирует проверенный партнёр, и даже больше – союзник.

Россия вынуждена всё больше сходиться с КНР, учитывая зашкаливающий прессинг со стороны США. Но не забудем и про Европу, которая делает судорожные попытки отказаться от роли марионетки в руках Дяди Сэма. СМП – однозначная торговая альтернатива для Евросоюза, пускай и не в самом близком будущем.

Россия уже четко заявила о суверенитете на морские воды, прилегающие к арктическому побережью страны. Пока Севморпуть – это в основном дорожка для транспортировки сжиженного природного газа, добываемого на российских северных месторождениях.

Но ведь тот же Maersk уже провел свой контейнеровоз по СМП, можно не сомневаться, что за ним последуют другие. А инфраструктура пути обустроится, технологии позволяют. Да и китайские инвестиции помогут. Они придут. И здесь только остаётся России поступить мудро – и Северный морской путь развить, но и инициативу не упустить.

Но это уже другая история...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    2 апреля 2021 10:17
    Но не забудем и про Европу, которая делает судорожные попытки отказаться от роли марионетки в руках Дяди Сэма.

    А, можно хоть один пример? what Не судорог конечно, а "попытки отказаться от роли марионетки в руках Дяди Сэма"
    1. +2
      2 апреля 2021 10:53
      Цитата: Теренин
      Но не забудем и про Европу, которая делает судорожные попытки отказаться от роли марионетки в руках Дяди Сэма.

      А, можно хоть один пример? what Не судорог конечно, а "попытки отказаться от роли марионетки в руках Дяди Сэма"

      Разве что только желание достроить СП-2, и то, это больше заслуга Германии, нежели Европы. В противном случае реализация проекта уже давно была бы заморожена в угоду Дяди Сэму. Каких либо других примеров "восстания марионеток" как то не вырисовывается.
      1. 0
        2 апреля 2021 11:26
        Цитата: Ныробский
        Разве что только желание достроить СП-2, и то, это больше заслуга Германии, нежели Европы. В противном случае реализация проекта уже давно была бы заморожена в угоду Дяди Сэму.

        Пока навигация в Районе СМП ограничена судами России, США и их "борзые" молчат. Но когда Китай договорится с Россией о прохождении через СМП судов под китайским флагом, и они начнут проходить в реалии, то европейские компании также начнут проявлять заинтересованность проходить Севером. Вот тогда и вступит в бой "тяжёлая артиллерия " Дяди Сэма, госдеп с его допотопными дамами типа Псаки, Нуланд, все "правдивые СМИ" со товарищи. Начнётся такая же "собачья свадьба", как и со строительством "Потока-2", но только уже в более изощрённой и жестокой форме. Так что к этому нужно подготовится заранее, а не как к "Потоку-2", чтобы выйти с наименьшими потерями.
        1. +1
          2 апреля 2021 11:43
          Цитата: tihonmarine
          Пока навигация в Районе СМП ограничена

          тем не менее, за 10 лет объем грузоперевозок по СМП вырос в 10 раз- до 30 млг тн.

          В России принят Закон о СМП, согласно которому работает администрация пути, строится флот и обустраиваются порты: Россия смотрит в будущее и готовится к нему.
          1. Комментарий был удален.
          2. +1
            2 апреля 2021 12:03
            Цитата: Ольгович
            В России принят Закон о СМП, согласно которому работает администрация пути, строится флот и обустраиваются порты

            Возможно будет когда то это сделано, а делать нужно сейчас и немедленно. Так же как строили порт Усть Луга.
            1. +2
              2 апреля 2021 12:56
              Цитата: tihonmarine
              а делать нужно сейчас и немедленно

              Большой порт - это практически город. За Полярным Кругом это еще сложнее. Конечно, мне бы тоже хотелось чтобы было сделано все и сразу. Но в жизни так не бывает. Поэтому и нужна преемственность в политических решениях и их реализации. А потому стремиться во что бы то ни стало сменить Президента, как тут многие предлагают, я бы не стал. Кроме того, сам СМП в некоторых местах надо серьезно углублять фарватер. В районе Новосибирских островов,например, есть места с глубиной 11-13 метров, надо чтобы было больше 18-20. И много еще чего там нужно сделать того, что априори имеется в более южных местах (связь, системы обеспечения безопасности, технической поддержки и т.д.). Дел много. Сразу всё не получится.
            2. -4
              2 апреля 2021 13:12
              Цитата: tihonmarine
              Возможно будет когда то это сделано, а делать нужно сейчас и немедленно.

              Оно УЖЕ делается: федералльный Закон о Севморпути работает с 2012 г: создана администрация СМП, строится ледокольный флот, плавучая АЭС, инфраструктура, объемы перевозок уже намного превысили объемы при СССР.

              А объем работ там намного больший, чем в Усть-луге. И там, кстати, работы еще идут.

              Кстати, СМП был использован еще в Российской Империи-при строительстве Транссиба для доставки материалов
            3. 0
              3 апреля 2021 20:18
              Спасибо автору за труд, интересная статья! good good good
          3. 0
            2 апреля 2021 13:16
            Россия смотрит в будущее? Это похвально.
            Однако, есть нюанс.
            Россия может смотреть куда угодно, имея на это полное и законное право.
            Но какое отношение это имеет к потенциальным зарубежным компаниям-заказчикам и перевозчикам, которые если верить некоторым СМИ, уже выстроились в очередь на проход СМП?
            Нашим патриотам следовало бы понять, что с тем флотом судов, которым владеют эти компании, на СМП делать нечего. Там нужен совершенно иной класс кораблей, близкий к ледовому. Иначе - прощай любая страховка, да никто и не выдаст разрешения на такую с позволения сказать навигацию.
            Теперь вопрос - а на кой ляд иностранным компаниям это все надо? Полностью переделывать и перестраивать свой флот, заменяя один класс судов другим? Тратить сумасшедшие деньги? Зачем? Или Россия компенсирует им эти затраты?
            1. -1
              3 апреля 2021 20:22
              Гиганты перевозчики "играют" в долгую, а считать на калькуляторе умеют не хуже нас с Вами!
              Весна покажет кто где обсчитался...., будем посмотреть!
        2. 0
          2 апреля 2021 14:29
          Вы пишете про возможные перспективы противостояния, а я отвечал коллеге совсем на другой вопрос, если конкретно, то - "Какие есть примеры того, что евромарионетки сопротивляются Дяде Сэму?", на что я собственно говоря и ответил.
  2. +3
    2 апреля 2021 10:22
    долго сказка сказывается, да не сразу дело делается
    просто вопрос/ответ ... кому какой маршрут выгоден, тот такой и выбирает.
    1. +1
      2 апреля 2021 11:10
      Цитата: rocket757
      долго сказка сказывается, да не сразу дело делается
      просто вопрос/ответ ... кому какой маршрут выгоден, тот такой и выбирает.
      До недавнего времени так и было. Теперь, когда матрасы не стесняются внаглую давить на экономические интересы стран конкурентов, через провокации и откровенную блокировку экономических проектов, нарисовалась потребность иметь несколько вариантов маршрутов доставки грузов. Китай на 80% зависит от морских грузоперевозок и наверняка впишется в совместную с Россией программу по созданию инфраструктуры СМП, как и в модернизацию железных дорог для увеличения их пропускной способности. Недавно делегация КНР посетила Коми провентилировать тему участия в ж/д проекте "Белкомур" который пройдёт от Пермского края, через Коми к Архангельскому порту и от г. Ухта в Коми к Нарьян Мару в ЯНАО.
      1. +1
        2 апреля 2021 11:24
        Понятно, что полосатики суют свой нос везде ....
        Гадай, не гадай, большие дяди будут решать всё в своих интересах.
        А так, от политических предпочтений, обязательств и прочего, не удается увернуться никому ...
        1. +1
          2 апреля 2021 11:34
          Цитата: rocket757
          А так, от политических предпочтений, обязательств и прочего, не удается увернуться никому ...
          В принципе верно, старый миропорядок рушится на глазах и ему на смену вырисовываются новые центры силы мирового экономического и военного влияния, контуры которых становятся всё заметнее. Остаться в стороне от этих процессов не удастся ни кому. hi
          1. +1
            2 апреля 2021 11:52
            Оно и раньше приходилось выбирать, но, ситуация меняется, перетасовка начнется активная.
            Пришла пора.
      2. +1
        2 апреля 2021 12:22
        ""Белкомур" который пройдёт от Пермского края, через Коми к Архангельскому порту и от г. Ухта в Коми к Нарьян Мару в ЯНАО" - это который строят с 1995 года и построили за это время аж... нисколько?
        1. 0
          2 апреля 2021 14:37
          Цитата: unaha
          ""Белкомур" который пройдёт от Пермского края, через Коми к Архангельскому порту и от г. Ухта в Коми к Нарьян Мару в ЯНАО" - это который строят с 1995 года и построили за это время аж... нисколько?

          Его не строили с 1995 года, а вынашивали намерение построить, утрясали маршрут, решали вопросы привлечения инвесторов, выпускали под это дело акции и т.д. Только в прошлом году правительство включило этот проект в программу финансирования, а по сути дало добро на его реализацию. Отсюда и проявление интереса со стороны Китая. Учитывая то, что вопрос Севморпути и развития сопутствующей инфраструктуры становится актуальным, то можно предположить то, что Белкомур будет реализован т.к. является частью этой стратегии.
  3. +4
    2 апреля 2021 10:23
    России стоит не спешить со своим предложением по СМП.
    Инфраструктуры нет, ледоколов для нормального трафика - кот наплакал, судов ледового класса тоже, товаров для транспортировки по СМП не так уж много.
    Северный "Платон" - это конечно очень вкусно, но телега впереди лошади ?!
    Сначала, хорошо бы создать, а потом уже и предлагать....
    1. +3
      2 апреля 2021 10:36
      Цитата: prior
      России стоит не спешить со своим предложением по СМП.Инфраструктуры нет, ледоколов для нормального трафика - кот наплакал, судов ледового класса тоже, товаров для транспортировки по СМП не так уж много.

      Не согласен. Создание инфраструктуры дело не дешёвое, а уж в условиях Севера и подавно. Поэтому, чем раньше проект начнёт приносить прибыль - тем лучше. Эта прибыль частично будет вкладываться в создание новой инфраструктуры. Тот факт, что на данный момент грузов немного даёт возможность в спокойной обстановке, но при этом на практике, отрабатывать маршрут и по итогам вносить изменения в планирующуюся инфраструктуру. А заодно это служит примером для других потенциальных пользователей и показателем надёжности и целесообразности (или наоборот) использования СМП. Гораздо хуже будет, если сначала создать полноценную инфраструктуру в северных условиях, а потом выяснить что она либо создана с такими ошибками, что её невозможно использовать, либо что она вовсе не нужна. Проект масштабный и новый, абсолютно новый, в качестве примера даже опереться не на что, поэтому возможно всё. В том числе и неудачное планирование. И далеко не факт, что в таком планирование будет виновен чей-то злой умысел или чья-то некомпетентность.
      Поэтому предлагать СМП нужно уже сейчас. Чтобы нарабатывать опыт, который можно и нужно использовать при дальнейшем развитии СМП.
      1. 0
        2 апреля 2021 11:14
        По сути мы друг другу не противоречим.
        Der Appetit kommt beim Essen drinks
    2. +2
      2 апреля 2021 11:33
      Цитата: prior
      России стоит не спешить со своим предложением по СМП.

      Конечно нельзя сразу и в "карьер", но начинать нужно сразу, хоть бы понемногу, чтобы "морской народ" понял саму суть этого Северного пути. Начнут нарабатывать опыт, и пойдут деньги на обустройство СМП, также показать инвесторам, что эта затея имеет выгоду. Медлить нельзя, ибо "свято место пусто не бывает" и придут другие.
      1. +1
        2 апреля 2021 11:40
        Лучшей рекламой будут успехи собственных перевозок по СМП - лес, руда, уголь, нефть, газ, рыбка мороженная.... yes а там и восточные товарищи-коммунисты подтянутся.....
        1. +5
          2 апреля 2021 11:58
          Цитата: prior
          Лучшей рекламой будут успехи собственных перевозок по СМП - лес, руда, уголь, нефть, газ, рыбка мороженная..

          Всё выше перечисленое при СССР перевозилось ...
          Надо создавать организацию, которая отвечала бы за все. И знала бы — отвечает за Арктику и больше ни за что. А мы с нее спросим — и строго! Тогда у вас дело пойдет. Давайте сделаем по-другому. Бумаги переделайте, а мы напишем постановление: создать при Совнаркоме Главное управление Северного морского пути, поручим ему проложить путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать его, содержать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания. Пока хватит».
          И.В.Сталин
          И дело пошло, и шло до 1991 года.
          1. +5
            2 апреля 2021 12:07
            Увы, работать теперь не в тренде. Сейчас хотят, чтобы пришел инвестор, всё сделал, организовал, оплатил. Ну, а нашим чиновникам останется только лицензии выдавать да плату взымать за северный "Платон". Причём, головной офис - где-нибудь в тёплых краях.
            А тут Север, вы шутите ?! В Сибирь, на Колыму, на Север ? да ещё по собственной воле?! no
            1. +3
              2 апреля 2021 12:33
              Цитата: prior
              Сейчас хотят, чтобы пришел инвестор, всё сделал, организовал, оплатил. Ну, а нашим чиновникам останется только лицензии выдавать да плату взымать за северный "Платон".

              Верно говорите. Вот поэтому ничего и не выходит, а у товарища Сталина вышло ... а мы с нее спросим — и строго! Тогда у вас дело пойдет.
              Но сейчас такого быть не может в реалии.
  4. 0
    2 апреля 2021 10:29
    Вопросик только в одном. Что с этого получили рядовые граждане России? Ответ- ничего хорошего. Очередное ожидание повышения цен на все-ДА. В качестве бонуса-очередное "варенье на завтра".
    1. +3
      2 апреля 2021 10:46
      Цитата: bandabas
      Что с этого получили рядовые граждане России?

      Вот вот...
      -А закрыть этот СМП нахрен! ... Ибо нехрен! angry

      - Правильно?laughing
      1. +6
        2 апреля 2021 11:03
        В СССР Север осваивался активно. И, жить здесь не сахар. Даже полярная ночь-полярный день влияют сильно на организм. Не говорю о климате. Вахтовки здесь полностью не проходят (нужно именно жить, а не "зарабатывать"), а опорные пункты на СМП превратились за время либеросов в ничто. Разрушить проще, чем даже заново создать.
        1. +2
          2 апреля 2021 11:12
          Цитата: bandabas
          Разрушить проще, чем даже заново создать.

          В общем согласен, но в конкретном случае замечание не удачное. Объем перевозок по СМП в 1986г -6,455 млн.т. в 2020 -почти 33 млн. тн.
          1. +2
            2 апреля 2021 11:25
            С уважением mark1. Вопрос стоит не только в северах, но и Зауралье, Сибири и Дальнем Востоке.
            1. +2
              2 апреля 2021 11:39
              Вопрос на уровне почти нерешаемых. В СССР население -280 млн в РФ 146 млн ,из них 20 млн(вместе с нелегалами) в Москве матушке и она судя по отхваченным новым территория готова впитать в себя еще столько же, как минимум. Так что либо массовое изгнание населения из мегаполисов и создание достойный условий в перечисленных вами районах ( что вряд ли) либо вахты
        2. +2
          2 апреля 2021 12:39
          Цитата: bandabas
          а опорные пункты на СМП превратились за время либеросов в ничто. Разрушить проще, чем даже заново создать.

          Вся система вместе с инфраструктурой разрушено, старые кадры на пенсии, а новых никто не удосужился выучить. Мореходки, факультеты институтов СМП закрыты.
          Всё полностью нужно начинать создавать, хотя и не с нуля, но по новой, и с новыми реалями.
  5. kig
    +6
    2 апреля 2021 10:33
    Не все знают, но очень много судов избегают канала и выбирают маршрут именно вокруг Африки. Особенно это касается балкеров - то есть судов для навалочных грузов. Просто в дело вступает экономика - такой маршрут часто дает больше прибыли судовладельцу, даже невзирая на дополнительно сожженное топливо.



    в отличие от



    И вообще, в истории уже был пример закрытия канала на очень длительный срок. И что? И ничего, никто не умер. Наоборот, закрытие канала породило новый класс судов - супертанкер.
    1. 0
      3 апреля 2021 23:11
      ...при 7-летнем закрытии пошло мощное развитие судостроения и всех связанных с ним отраслей.
      Керченский завод "Залив" тогда строил крупные танкера и суда-атомоходы типа "Севморпуть".
      Скоро и судостроительные заводы Николаева вернутся, хотть оккупанты их почти уничтожили.
      1. kig
        0
        4 апреля 2021 02:30
        Цитата: RoTTor
        Керченский завод "Залив" тогда строил крупные танкера и суда-атомоходы типа "Севморпуть".

        Наши т.н. супертанкеры, а тем более Севморпуть, были построены уже после открытия канала.
  6. +7
    2 апреля 2021 10:34
    скорее выкопают параллельно с Суэцким еще один канал, чем в Арктику идти.
    1. 0
      2 апреля 2021 12:28
      Частично уже выкопали. Дублировано около половины.
  7. +2
    2 апреля 2021 10:37
    Теория автора разбивается о простой факт. Суэцкий канал период арабо-израильских войн был блокирован с 1967 по 1975 год. Не 8 дней, а 8 лет. Как это перенаправило грузопоток по Северному морскому пути? Никак.
    1. -2
      2 апреля 2021 10:58
      Цитата: профессор
      был блокирован с 1967 по 1975 год. Не 8 дней, а 8 лет. Как это перенаправило грузопоток по Северному морскому пути? Никак.

      А сколько в те годы длилась навигация по СМП? А пытался ли Союз использовать в те годы СМП для проводки транзитных грузов? И была ли у Союза в те годы возможность обеспечить проводку транзитных судов? С учётом того, что круглогодичная навигация по СМП была открыта только в 1978 году, а для международного судоходства СМП открыли только в 1991 году.
      1. +2
        2 апреля 2021 11:15
        А пытался ли Союз использовать в те годы СМП для проводки транзитных грузов?

        Просто в Союзе более более трезво и взвешено смотрели на реальные возможности СМП по транзитным грузоперевозкам.
    2. +2
      2 апреля 2021 11:12
      в те годы навигация по СМП была короче и сложнее чем сейчас и общий поток грузов меньше.
      но автор конечно кое где лишка наговорил
    3. +4
      2 апреля 2021 11:36
      Тогда были несколько другие условия. Во-первых, не было столько грузов из Азии, т.е. грузооборот был меньше.
      Во-вторых, основной поток товаров был через Атлантику США-Европа или в худшем случае Америка - Япония.
      В-третьих, Политические причины. Это и не желание пускать на СМП СССР и не желание собственно Запада СМП пользоваться.
      В-четвертых, тогда и погода была другая и ледоколов было значительно меньше, а точнее ровно 1 -Ленин. Второй только в 1975 году вошел в строй.

      Отсюда и более спокойно перенесли этот перерыв, но опять же в связи с возрастанием необходимости этого пути было оказано давление и США и СССР на Египет, чтобы канал запустить в работу. И опять же разминировали канал и США и СССР.
      1. +1
        2 апреля 2021 11:52
        Цитата: alstr
        Тогда были несколько другие условия. Во-первых, не было столько грузов из Азии, т.е. грузооборот был меньше.

        Я бы не сказал, что это критично. Тогда американцы нефть возили из Персидского залива, сегодня потребляют свою, да единичному контейнеру не важно сколько его собратьев существует. Суэцкий канал справляется и Египет строит параллельный ему канал.

        Цитата: alstr
        Во-вторых, основной поток товаров был через Атлантику США-Европа или в худшем случае Америка - Япония.

        Нет. Япония-Европа уже существовала и тогда как Гонк-Конг- Европа. Китай увеличил грузопоток.

        Цитата: alstr
        В-третьих, Политические причины. Это и не желание пускать на СМП СССР и не желание собственно Запада СМП пользоваться.

        Сегодня отношения РФ-"бездуховный мир" не лучше чем во времена СССР.

        Цитата: alstr
        В-четвертых, тогда и погода была другая и ледоколов было значительно меньше, а точнее ровно 1 -Ленин. Второй только в 1975 году вошел в строй.

        В 2011 году СМП прошли ВНИМАНИЕ!!! 34 (тридцать четыре) судна. Всемирного потепления видать мало. Подождем субтропиков в Норильске.

        Цитата: alstr
        Отсюда и более спокойно перенесли этот перерыв, но опять же в связи с возрастанием необходимости этого пути было оказано давление и США и СССР на Египет, чтобы канал запустить в работу. И опять же разминировали канал и США и СССР.

        Совсем не спокойно пережили блокировку Суэцкого канала. Цены на нефть изменили жизнь миллиардов людей на всей планете, а открытие канала окончательно развалило экономику СССР. СССР был последним в списке заинтересованных в эго открытии.
        Канал разблокировали с согласия Израиля контролирующего его восточный берег и под давлением США разумеется.
        1. +3
          2 апреля 2021 14:12
          Как бы только нефть увеличилась добыча от 2 до 4 раз ( это смотря что за базу брать). Собственно, увеличение добычи (т.е. грузооборота) и являлось причиной разблокировки канала в 1975 г..

          Поток в то время был мизерным . Для сравнения. В 1970 году экспорт составил 22 млрд дол, а в 2019 году 889 млрд (в сопоставимых ценах). Аналогично и с другими странами.
          При этом в 1970 г экспорта из Китая почти и не было ,т.к. основные производства были созданы только в конце 80 начале 90-х.
          И вообще рост азиатских экономик начался только в 80-е годы. соответственно и грузооборот то же увеличился тогда же.

          По СМП: отношение к России (СССР) не изменилось. Изменилось, то, что Мы готовы допустить туда иностранцев. Да и ледокольный флот стал больше в сравнении с 1975 г.
          А то, что проводиться меньше судов, так это не в том нельзя увеличить это количество, а том, что нечего везти. И это вопрос не к погоде. По погоде и техническим возможностям это увеличение навигации по СПМ с 2 месяцев в 70-е годы до 4 сейчас. Это без ледоколов.
          В ледоколами больше - практически круглогодично, но нужно еще и суда определенного класса.

          Я к чему это все. В конце 60-х начале 70-х значение Суэцкого канала не было таким критичным, как сейчас.

          И СПМ может стать альтернативой для определенного сегмента перевозок, т.к. перекрыть СМП сложнее, чем Суэцкий канал. но полностью СМП Суэцкий канал не заменит.
          1. +2
            2 апреля 2021 14:23
            В 2011 году СМП прошли 34 судна. Суеэцкий канал десятки тысяч судов. Причем не дорогих судов ледового класса и судов от которых не требуют ожидать проводки.
            Закрытие Суэцкого канал в свое время привело к созданию супертанкеров или других судов гигантского водоизмещения. Сегодня это практически норма. Тот же застрявший контейнеровоз 400 м в длину. Больше чем авианосец.

            А вообще все это разговоры про бедных. Все гораздо проще. Будет дешевле и надежней привезти контейнер из Шанхая в Роттердам через СМП- повезут через СМП. В обозримом будущем этого не случится. Слишком много рисков и слишком туманна окупаемость вложений в этот проект.
      2. 0
        3 апреля 2021 22:43
        и ледоколов было значительно меньше, а точнее ровно 1 -Ленин. Второй только в 1975 году вошел в строй.

        Нет. Вот например:
        Ледокол "Красин".
        1917, 31 марта — на «Святогоре» поднят флаг вспомогательных судов Российского Императорского флота (день рождения ледокола)
        1960-1972 — проводит суда по Северному Морскому пути.
        1. 0
          4 апреля 2021 10:33
          Атомный ледокола было два.
    4. Комментарий был удален.
    5. 0
      2 апреля 2021 11:39
      Цитата: профессор
      Суэцкий канал период арабо-израильских войн был блокирован с 1967 по 1975 год. Не 8 дней, а 8 лет. Как это перенаправило грузопоток по Северному морскому пути? Никак.
      "Профессор" Вы всё таки при Союзе жили, но как то быстро у Вас всё вылетело из головы. Я не буду много писать, но вопрос "А кто бы разрешил всей этой иностранной публике проходить по СМП ???"
      1. 0
        2 апреля 2021 11:57
        Цитата: tihonmarine
        А кто бы разрешил всей этой иностранной публике проходить по СМП ???"

        За доллары? Все. Брежнев первым рассказывал о "великой победе советского народа в деле борьбы за мир во всем мире и развитии мировой экономики".
  8. +6
    2 апреля 2021 10:47
    Ну, откуда такая уверенность, что СМП чуть ли не заменит Суэц? Да еще с помощью КНР? Порученный "сверху" тезис??? Хоть иногда на карту смотрим, или всё то же "шапкозакидательство"? И опять "град Китеж" насчет желания Европы "освободиться" от США...
    Это от РФ БЫСТРО "освободились" - с помощью Запада, КНР, Турции и ПРИМИТИВНОСТИ российской политики - почти все страны экс-СССР !
    КНР форсирует проточный канал в Мьянме (что рассматривало Военное обозрение) и намерена вложиться в дублёры Суэца на Бл. Востоке вовсе НЕ для "Севморпути" - опять "замалчиваем"?
    Вот начать создание канала Каспий-Персидский Залив - было бы ДОЛЖНЫМ ходом. В этом вопросе Иран смотрит на РФ, но в РФ не хотят большего обострения с Западом (в т.ч. потому, что проект канала - под санкциями США). Именно такой ход создал бы реальную конкуренцию Суэцу и не только.
    Но - видит око, да зуб неймёт...
    1. -3
      2 апреля 2021 11:02
      Цитата: Арташес
      Ну, откуда такая уверенность, что СМП чуть ли не заменит Суэц?

      Не заменит, а создаст альтернативу.
      СМП необходим и самой России, а не только в качестве транзитного коридора.
      Несмотря ни на что транзит по СМП потихоньку растёт, значит данный маршрут всё же востребован.
    2. +2
      2 апреля 2021 11:04
      Откуда уверенность?
      Да все оттуда - из разряда хотелок, желаний, маниловских мечтаний и сладких грез.
      Но даже если выпить за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями, это вряд ли поможет делу.
    3. +2
      2 апреля 2021 12:08
      Цитата: Арташес
      Ну, откуда такая уверенность, что СМП чуть ли не заменит Суэц?

      Да никогда не заменит. Разгрузить может, частично.
      Просто нужно понять, тем кто пишет, что такой флот, из каких судов он состоит, и что перевозит. Ну и ставки фрахта каждого груза.
  9. +1
    2 апреля 2021 10:50
    А инфраструктура пути обустроится, технологии позволяют. Да и китайские инвестиции помогут.
    ...Угу, это же не Крайний Север, а Крайний Юг,там тепло , там яблоки..да технологии позволяют..
  10. +8
    2 апреля 2021 10:53
    Безусловно, развитие СМП необходимо. Количество грузов в мировом исчислении растёт, но ранее 2035 года программа развития ничего не обещает.
    Давайте будем реалистами. Maersk провел единственный крошечный контейнеровоз (3600 контейнеров , а застрявший бедняга -- это 5,5 таких малышей) ещё в 2018 году. Больше туда они, как видите, не спешат.

    Такой сильный ветер на Суэце бывает раз в году. В следующий раз, объявят на сутки "не лётную погоду" и на этом всё кончится.
    К сожалению, реальной альтернативы Суэцкому каналу сегодня нет, увы... hi
  11. +3
    2 апреля 2021 11:00
    Счас всё устаканится... позабудется и всё потечёт по старому...
    До следующего ЧП...
  12. +2
    2 апреля 2021 11:04
    Я не знаю зачем СМП рекламируют как альтернативу маршруту через Суэцкий канал, если альтернативой там и не пахло.
    СМП как нишевый маршрут, который при определенных условиях может стать удобным - да.
    Так вот его и надо так пиарить: если у вас другие условия, другая логистика - добро пожаловать в высокие широты.
  13. +1
    2 апреля 2021 11:13
    Цитата: bandabas
    Вопросик только в одном. Что с этого получили рядовые граждане России? Ответ- ничего хорошего. Очередное ожидание повышения цен на все-ДА. В качестве бонуса-очередное "варенье на завтра".

    У вас много примеров в действии схемы типа "поделить и раздать" на уровне государства, причем, когда в конкретном случае ещё и делить-то особо нечего?
    Надо понимать, что проекты такого плана долгосрочные, без сиюминутных прибылей. Это ж не аналог базарной торговли, где торговец живёт сегодняшним днём и котором нужно быстренько реализовать товар.
    Это осваивание северных территорий с получением новых компетенций и рабочих мест, развитием инфраструктуры.
  14. +7
    2 апреля 2021 11:16
    О "СМП рулит" пишут те кто его в глаза не видел.
    Предлагаю загадку: от Берингова до Мурманска
    идет 10 судов (за ледоколами, естественно).
    Вопрос 1 -сколько из них потеряют лопасть винта,
    сколько погнут баллер, а сколько отделаются цементным
    ящиком на пробоине, не говоря за помятые бока?
    Вопрос 2- где вы возьмете столько капитанов, готовых
    идти на дистанции 50 м за ледоколом на 9 узлах, поминутно
    выбегая то на правый мостик, то на левый в пургу, туман и
    метель и шарахаясь от стамух от 20 до 50 тонн, вылетающих
    из под кормы ледокола и при этом не получить воспаление легких.
    Найдутся ли стармехи с крепкими нервами, готовые вытерпеть от
    2 -х до 5-ти тысяч реверсов машины за один рейс по СМП?
    1. kig
      0
      4 апреля 2021 04:10
      Цитата: Кушка
      О "СМП рулит" пишут те кто его в глаза не видел.

      Небольшая иллюстрация, взятая с сайта администрации СМП

      Бирюзовый цвет - чистая вода без льда. По прихоти природы под названием Гольфстрим эта область заканчивается после нашего Мурманска. Далее на всем протяжении СМП ( а сейчас уже апрель) идет лед толщиной до 2 метров. Плавание без ледокола даже сейчас, а тем более в зимнее время, невозможно - это раз, и только судам, специально построенным для такой цели - это два.
  15. 0
    2 апреля 2021 11:17
    Цитата: профессор
    Теория автора разбивается о простой факт. Суэцкий канал период арабо-израильских войн был блокирован с 1967 по 1975 год. Не 8 дней, а 8 лет. Как это перенаправило грузопоток по Северному морскому пути? Никак.

    Хотите сказать, что в тот период на СМП кто-то имел бо́льшие виды, чем сейчас?
  16. +2
    2 апреля 2021 11:19
    Я так думаю, что по СМП будет уверенно ходить тот, кто закажет финнам строительство контейнеровозов ледового класса Arc7 вместимостью 8000 TEU, проект коих уже имеется у компании Aker Arctic.
    Более подробно об этом по адресу https://www.politforums.net/world/1616932028.html
    Опыт у "горячих финских парней" в этом деле уже не малый. Правда таких больших контейнеровозов ледового класса Arc7 они ещё не строили, но на настоящий момент у нас уже имеются 5 похожих судов (типа "Норильский Никель") постройки Aker Arctic вместимостью по 650 TEU: "Норильский Никель", "Мончегорск", "Заполярный", "Талнах" и "Надежда".
    https://fleetphoto.ru/projects/1812
  17. 0
    2 апреля 2021 11:31
    Я понял!!! Ключевая фраза "под флагом Панамы". Звериный оскал конкурентной борьбы. Гадский капитализм. "Панамские" заблокировали "Суэцких". "Суэцкие" отправили бригаду. Но, думаю, ответка будет жестче. Танкер подгонят. Нефти у Суэцких до черта, как у д фантиков. Сожгут несколько тонн, не обеднеют. А потом стрелка. С Дедом Володей. Смотрящим за этим безобразием.
  18. +5
    2 апреля 2021 11:37
    Перекрытие Суэца может подтолкнуть только прокопать параллельно еще один канал, но никак не перенаправить суда. Сколько судов проходящих Суэц имеет ледовый класс.Тут махина в канале застряла, а как этот контейнеровоз будет за ледоколом идти?
  19. +2
    2 апреля 2021 11:52
    Я боюсь что СМП это авантюра на данный момент, хотя и относительно полезная для оживления регионов. Даже когда все будет достроено и блестеть , по чисто географическим особенностям это заинтересует в лучшем случае Китай и Японию. До этого пока бесконечно далеко , даже если климат не устроит очередной финт ушами.
    Не стоит хоронить Суэц, это не первый инцидент и не последний , опыт того что такую махину вытащили и вывели идет скорее в "+" жизнестойкости проекта,чем в "-".
  20. +5
    2 апреля 2021 11:58
    К чему всё это славословие в адрес Китая? Китай нам не союзник и даже не друг. Юаневое иго ничем не лучше долларового. Россия не должна ложиться под Китай, правильнее было бы искать способы своевременно предать соседа. Заключить ситуационный союз с США, сцепить Штаты с Китаем, торговать на обе стороны и под конец добить победителя - вот это было бы правильно. А не без остатка отдаваться Китаю, не получая ничего взамен. Следует отходить от советских догм о проклятых империалистах, быть гибче, эффективнее. Нужно быть беспринципнее, отбросить глупости вроде чести, права и морали, которым не место в политике. И не стесняться использовать сверхдержаву, даже если для этого придётся играть в покорность. Я всегда говорил: политика - это путь интриг.
    1. +2
      2 апреля 2021 21:06
      Цитата: Басарев
      Я всегда говорил: политика - это путь интриг.

      Тем более, что Китай всегда придерживается именно такой линии поведения. Эту линию они впитывают с молоком матери, на ней построена вся их пяти-тысячелетняя история. Достаточно ознакомиться с 36 китайскими стратегемами, которые наизусть знает каждый китаец, которые по коварству дадут 100 очков "протоколам сионских мудрецов" или "плану Даллеса", но, в отличие от последних не являются фейком.
  21. 0
    2 апреля 2021 15:02
    Да как то странно,за неделю до инцендента в Суэце ,была презентована система новигационного контроля по СМП.Кстати в системах новигации мы не на последних местах,флот его Величиства служит на Российском програмном обеспечении.
  22. +1
    2 апреля 2021 16:10
    Я согласен,СМП очень важный путь.Но я не вижу ни одного европейского порта.Может я и ошибаюсь,но Китай интересует Европа.Многие страны не пользуются Суэцким каналом. Груженные китайские суда идут через юг Африки.
  23. +2
    2 апреля 2021 20:05
    Россия вынуждена всё больше сходиться с КНР

    Вот только Китай не стремится сходиться с нами...
    1. +3
      2 апреля 2021 21:14
      Цитата: Финансист
      Вот только Китай не стремится сходиться с нами...

      Не скажи! Очень даже стремится. Только "схождение" он понимает как полное поглощение России. И в этом нынешнее российское руководство потакает подобным намерениям. Вряд ли это поглощение произойдет военным путем, хотя и это нельзя исключить, но вероятнее всего будет избрана тактика "братского союза", который китайцы могут даже назвать "СССР" со столицей в Москве.
  24. +5
    2 апреля 2021 20:12
    Да и китайские инвестиции помогут. Они придут.

    laughing Вспомнилось(не дословно, но примерно): 90-е. Тогда говорили, что нашу экономику спасут инвестиции Запада. 2000-е. Нам нужно создать привлекательный инвестиционный климат, что бы иностранному инвестору было интересно и выгодно вкладывать свой капитал в экономику России. 2020-е. Теперь остались только китайцы...
  25. 0
    3 апреля 2021 00:31
    what Мне думается, что СМП следует развивать в первую очередь для себя. Деньги вкладывать в развитие инфраструктуры, хотя бы морских портопунктов как было в советское время, основное снабжение ведется прибрежным каботажем и малой авиацией. Во всяком случае, например, в Северо-Восточном регионе, пока поселки живут, рыбоперерабатывающие заводы строятся и модернизируются...

    Посмотрим что "Новатэк" будет делать. Сначала их идея построить СПГ-терминал на восточном побережье Камчатки в бухте Бечевинская казался абсурдным, вроде планируют приступать к строительству. Время покажет рентабельность, как будут ходить с Ямала их газовозы проекта "Кристоф Де Маржери"...
  26. 0
    3 апреля 2021 11:17
    В-четвертых, не забудем, что Китай активно развивает сухопутную альтернативу – проект «Один пояс – один путь».

    Статья: https://www.tagesspiegel.de/wirtschaft/schluss-mit-der-blauaeugigkeit-wie-china-europas-haefen-und-containerschiffe-kapert/27054840.html

    Пример того, кому будут принадлежать порты при активизации СМП до приемлемой конкуренции с морским торговым путем через Суэц.
  27. 0
    4 апреля 2021 08:45
    Основной плюс традиционного пути - он проходит по населенным маршрутам, и у логистов есть куча сопутствующих догрузок и выгрузок по пути. Это не только путь из п. А в п. Б...как у СМП.
  28. 0
    4 апреля 2021 10:30
    Нет портов, а для чего им порт? Если фсе грузы идут транзитом. По южному пути в порт заходят для смены груза. А на севере этого не нужно почти. Ползут они и ползут
  29. 0
    5 апреля 2021 14:13
    СМП сможет "выстрелить" только тогда, когда его можно будет насытить судами ледового класса, принадлежащими Российским компаниям, а ещё лучше - Государственным российским компаний-судовладельцам, которые могут осуществлять перевозки под страховые гарантии Российских же страховщиков. Вот тогда и настанет ситуация, что против ставок CIF Роттердам от перевозчиков по СМП , что называется, "не попрёшь". А до тех пор можно десятилетиями "повышать привлекательность", приглашая вложиться и "прокатиться", и получать массовое "не хотим". Сценка беседы Петра Первого (Золотухин) и купца Бровкина - , "Поторгуем и в Стердаме", - как мануал. Без своего торгового флота наш СМП никогда не заработает в качестве серьезного конкурента Суэцу.
  30. 0
    8 апреля 2021 17:17
    На маршруте СМП практически нет необходимой инфраструктуры. На её
    создание потребуются годы, а время-деньги, которых у нас и так не хватает. В общем поживём - увидим.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»