Военное обозрение

Морские истории. Как потопить современный корабль в русском стиле

54

Данная история несколько выбивается из общей канвы, поскольку касается дел не таких давнишних, как Вторая Мировая, но тем не менее, история более чем удивительная. И удивительна она тем, как можно из ничего сделать многое, имея голову и желание.


Впрочем, судить будем в конце нашей истории, но как мне кажется, Даниэль Гильермо Джионко, первым изложивший эту историю, несколько даже преуменьшил заслуги своего (и нашего) героя.

Знакомимся. Хулио Марсело Перес. Инженер-электронщик. Первый наш герой.


Про Переса вообще известно не очень много. Пересов в Аргентине больше, чем Смирновых в России в процентном соотношении, и, что самое главное, капитан Перес, умерший адмиралом, был человек не любящий внимания к своей персоне.

Второй герой, точнее, герои – это французские инженеры и конструкторы из известнейшей фирмы «Аэроспасьяль», которые в далеком 1974 году создали, как оказалось, очень удачную крылатую ракету «Экзосет» («Летучая рыба»).


Ракета была среднего радиуса действия, очень маневренная и могла летать очень низко над водой. В общем – летучая рыба, как есть. И то, что «Экзосет» до сих пор актуален и стоит на вооружении многих стран (современные модели, естественно), говорит о том, что ракета оказалась вполне.

А если посмотреть, сколько кораблей было потоплено с помощью «Экзосетов» во время Ирано-иракских войн… Больше сотни.

В общем, начав штамповать своих «рыбок», даже толком не успев протестировать, французы начали «рубить бабло». И мало того, что в 1978 году начались продажи ММ-38 («корабль-корабль»), на следующий год «Аэроспасьяль» выбросили на рынок и ракету воздушного базирования «воздух-корабль» АМ-39. И тоже в полусыром виде, да еще и скромно так предложив покупать ракеты с носителями в нагрузку.

Это было нечто новое в мире, предлагать к крылатым ракетам в комплекте и самолеты. Но что было, то было. Dassault-Breguet «Super Еtendard», сверхзвуковой штурмовик в том числе и палубного базирования, предлагался в нагрузку. Для нас все нормально, весь мир, конечно, очумел от такой наглости.


Но нашлись и те, кому такое предложение пришлось по вкусу. Например, Аргентина, у которой медленно, но очень уверенно рисовался конфликт, да не абы с кем, а с Великобританией за Фолклендские/Мальвинские острова.

Аргентинцы успели хорошо так затариться «Экзосетами» ММ-38 и даже заказать 15 штурмовиков с ракетами АМ-39. Но получили только 5 комплектов из 15. Британцы закатили французам грандиозную дипломатическую истерику и сорвали сделку. Более того, заодно была сорвана сделка и для Перу, которая тоже хотела приобрести самолетов с «Экзосетами».

Вообще логично, а вдруг перуанцы поделятся с аргентинцами? Кто там знает, эти южноамериканцы, они такие…

Ну и чтобы компенсировать Франции потери, британцы закупились «Экзосетами» (в общем-то не особо нужными) по полной программе. 300 штук. Как говорится, у французов был бизнес и ничего личного. Хотите, чтобы наши ракеты не стояли у ваших врагов? Не вопрос, приобретайте.

В Аргентине реально забеспокоились. Поняли, что дела на другом конце земного шара Великобритания обставила так, что у Аргентины начались проблемы с поставками. И пока дипломаты препирались и спорили, в «Аэроспасьяль» прибыла целая делегация из Аргентины.

Делегация, скажем так, была не то что не внушительной, у французов она вызвала смех. Преклонных (45) лет для своего звания капитан Хулио Перес и два гардемарина (младшие лейтенанты) Антонио Шухт и Луис Торелли.

Морские истории. Как потопить современный корабль в русском стиле

В общем, делегаты из третьего мира в ведущей французской фирме уважения и почтения не вызвали. Да, им разрешили праздно шататься по фирме, общаться с персоналом, даже на вопросы отвечали. А чего не ответить, ну что эти скотоводы аргентинские понимают в тонких технологиях?

Правда, капитан Перес имел докторскую степень в области инженерии, а два гардемарина были его бывшими дипломниками и стажерами… И если в базе Перес окончил Буэнос-Айресский университет по специальности инженер по электронике, то докторскую степень в области аэрокосмической техники он защищал в Римском университете. Но об это Перес предпочитал не распространяться.

Среди прочего, Перес работал в отделе исследований и разработок в ракетной области CITEFA, проектировал и выполнял сборку Exocet MM-38 на различных кораблях ВМФ Аргентины, и принимал ракеты АМ-39 вместе с самолетами.

В общем, аргентинцы ходили простачками, смотрели, почтительно слушали и мотали на свои усы. Точнее, на усы Переса. А вернувшись, начали разматывать.

Тем временем, в 1982 году дела у Аргентины на войне шли не блестяще. Да, с помощью АМ-39 они успели отправить на дно ракетный эсминец «Шеффилд» и разделать контейнеровоз «Атлантик Конвейр», что вылилось британцам в потерю большого количества военной техники.

Но все хорошее заканчивается, закончились и «Экзосеты» АМ-39. Новых, понятное дело, взять было неоткуда. Британцы, вконец озверев от потерь, начали устраивать обстрелы аргентинских позиций и днем, и ночью.

И вот тут-то и пригодились мотания на ус капитана Переса и его студентов. Их неформальное общения (ну да, пьянки) с французскими специалистами вылились в создание пусковой установки типа «из сами-знаете-чего и палок».

В принципе, в ход шло все, что было под рукой. Главное – чтобы сварщик был трезв и серьезен. Такое случается даже в Аргентине, а потому получилось Нечто. Нечто было совершенно некрасивым, тяжелым, громоздким и неуклюжим.


Да, смотрелось жутко. Однако, это чудище могло пальнуть ракетой ММ-38 «вон туда». Учитывая, что ММ-38 на складах было значительно больше, инициатива была встречена аплодисментами и пульке.

Компьютеры, управляющие «Экзосетами», остались на кораблях, которые не особенно рвались под удары британской эскадры и подводных лодок. Пример потерянного крейсера «Генерал Бельграно» быстро унял воинственный пыл у аргентинских моряков. Но демонтаж компьютера, включенного во все рабочие сети корабля – дело очень непростое. Потому Перес справился менее затратно, но не менее эффективно. С помощью молотка, монтировки и аргентинской…

В итоге у него получился монстр, ничем не уступающий роботам-трансформерам из недалекого будущего. Два пусковых контейнера с ракетами, инерционная платформа на гиростабилизаторах, система наведения и генератор для питания всего этого электроэнергией. Дешево и со вкусом.

Система наведения работала на… радиолампах! Да, приведение установки в боевое состояние занимало целую вечность по меркам полупроводников, ибо лампы. Однако, аргентинцы уже никуда не спешили, а потому скорость была не так уж и важна. Главное – чтобы работало. А как ни странно, это чудовище работало!

Правда, впопыхах не успели сделать толком горизонтальную наводку всей установки. Потому решили просто навести контейнеры пусковой в определенный сектор и просто ждать, пока туда зайдет какой-нибудь британский корабль. Например, очередной эсминец, который решил пострелять по Порт-Стэнли.

Очень оригинально Перес решил вопрос с наведением. Там был очень серьезный вопрос с программным обеспечением и конвертацией данных с радара: для поиска цели воспользовались импульсно-доплеровской РЛС от фирмы «Вестингауз», а ее формат сильно отличался от того, с которым работала умная «Экзосет». Лепить «из того, что есть» не всегда удобно и просто.

Кроме того, сама ракета требовала много манипуляций для того, чтобы попасть ею куда надо.

Для этого Перес вместе со своими помощниками Луисом Торелли и Антонио Шугтом совершили весьма приличную работу. Для начала они перерезали все кабели и с помощью батареек и тестера определили, какими сигналами и в какой последовательности обменивались компьютер и блок управления ракетой.

В итоге Перес собрал достаточно информации для того, чтобы вручную перепрограммировать систему управления.

Ракету надо было просто обмануть, заставить ее поверить, что сигналы, которые она получает на свои приемники, идут от ее же радара. И Пересом сотоварищи была смоделирована и построена система, имитирующая электрические управляющие сигналы, которые реальный бортовой компьютер отправлял на ракету в ее первоначальной сборке.

Протокол запуска стал шедевром импровизации. Как это выглядело в оригинале: бортовой компьютер на борту корабля дважды присылал ракете маленькие пакеты данных (всего на 64 бит) и ждал, чтобы та вернула сигнал в том же виде. Без этого «Экзосет» не активировалась. Только потом отправлялась рабочая информация: расстояние, высота подъёма, квадрант для поиска цели и прочие параметры.

РЛС была, но не та. Компьютера не было вообще, он на корабле остался. Но ракету надо было активировать и направлять, потому Перес сделал просто: модернизировал стартовый протокол под свои условия, то есть, просто вшил в активационный пакетик большой пакет с данными по всем параметрам поиска. И не мучаясь особенно, большой пакет трижды отправлялся ракете.

Провода, перерезанные в процессе изучения Перес припаивал вручную, с помощью своих сыновей. В итоге к вечеру 31 мая 1982 года мутант с французскими корнями был готов. То есть, ламповая приблуда генерировала необходимые сигналы для того, чтобы ракета стартовала и куда-то полетела. Ракеты находились в контейнерах на пусковой установке и ждали своего часа.

Говорят, что тогда Перес перекрестился по католическому обычаю и со вздохом сказал: «Далее на все воля божья, синьоры!».

Установку назвали «ITB» (Instalación de Tiro Berreta), то есть, «Установка для стрельбы «Беретта». С намеком на простоту, надежность и еще что-то.


Потом стало понятно, что он имел в виду.

Сперва с божьей помощью было не очень. Первый пуск по британскому кораблю, зашедшему в нужный квадрант, не вышел совсем. Ракета сожрала установочный пакет, но лететь отказалась. Двигатель так и не запустился.

Далее начали готовить вторую ракету, но корабль уже ушел, траекторию нового полета просчитали неудачно, и ракета не долетела до цели.

Ракеты закончились, их было всего две. Пришлось ждать, пока подвезут еще.

Дальше дело пошло не очень. В нужный квадрант почти сразу попало вражеское судно. Однако по причине, которая так и осталась невыясненной, двигатель первой ракеты возгораться не пожелал. Стали готовить вторую, но в спешке плохо просчитали траекторию и случился недолёт.

В общем, понедельник во всей красе. Ракеты подвезли только 5 июня. Комплекс зарядили, проверили все, что можно, и начали караулить британцев.

А те перестали заходить в район!

Между тем, пусковую установку каждое утро разбирали, чтобы британская авиаразведка не засекла комплекс, а вечером обратно собирали!

Это какое надо было терпение иметь, не так ли?

Аргентинские военные дошли до того, что попробовали реально нашаманить британцев в сектор пуска. Получилось, кстати, почти буквально. Несколько человек из северных провинций исполнили свои ритуалы, там у индейцев гуарани и кечуа до сих пор дождь вызывают путем танцев и жертвоприношений. Вот они и постарались.

И реально помогло!

12 июня, в 2 часа 30 минут аргентинцы исполнили свои пляски с бубнами, а в 3.15 радар заорал, что есть цель!

Вот как тут не поверить в индейских богов…

Целью оказался британский эсминец «Глэморган» водоизмещением 5 440 тонн, шедший на расстоянии около 30 км от берега, направляясь в сторону Порт-Стэнли.


Выпалили ракетой во тьму, наверное, призывая всех в помощь. И – о чудо! – сработало! Вспышка, гром и белое зарево – попали!



Вообще британцам повезло, а то бы быть им утопленниками. Вахтенный офицер каким-то чудом увидел ракету на экране радара и успел повернуть корабль к ней кормой. «Экзосет» влетел эсминцу в корму, спалив стоявший в ангаре вертолёт, убив 13 человек и ранив 22. Вся бортовая электроника была выведена из строя. Естественно, начался пожар.


Но если бы «Экзосет» прилетел в центр корпуса, как было задумано, то «Глэморган» могла бы ждать участь «Шеффилда».

Надо сказать, что через два дня война закончилась поражением Аргентины. Что было неудивительно, проиграть стране, члену НАТО, да еще которую поддерживают США – это нормально, все к тому и шло. Что могли сделать пять современных штурмовиков с пятью же современными ракетами?

Тем не менее, дело капитана Переса не заглохло, а наоборот, получило дальнейшее развитие. И запустили этот процесс… британцы!

Да, при дальнейшей разработке своей системы береговой защиты «Эскалибур» британцы использовали опыт, полученный от аргентинцев.

И вообще, участие в том конфликте многому научило британцев. В том числе и тому, что противника недооценивать не стоит.

А наш герой капитан Хулио Перес ушел в почетную отставку в ранге контр-адмирала и занялся преподаванием. Умер он в 2008 году, оставив после себя несколько учебников по высшей математике.

Когда в многочисленных интервью его просили прокомментировать эту историю, Перес всегда отвечал: «Я просто делал свою работу».


Адмирал Анайя вручает Хулио Пересу медаль "За усилия и самоотречение"

Тот случай, когда разум, импровизация и гора ненужного материала при условии горячего желания достижения цели могут совершить невозможное.

Как оказывается, не только русские умеют совершать чудеса смекалки. Хотя в нашей истории, пожалуй, таких случаев было поболее. Но обо всем в свое время.
Автор:
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ROSS 42
    ROSS 42 3 апреля 2021 03:41
    -12
    Как потопить современный корабль в русском стиле

    Да очень просто:
    1. Леха с Андроида.
      Леха с Андроида. 3 апреля 2021 04:00
      +42
      Это самый лёгкий вариант... цель не обороняется, не маневрирует. координаты её заранее известны... размеры цели очень удобны... ну как тут не похвастаться попаданием в стерильных условиях.
      А Пересу моё почтение hi он то как раз в невероятных условиях умудрился вывести боевую технику противника из строя.
      1. Дедкастарый
        Дедкастарый 3 апреля 2021 04:58
        -42
        Цитата: Леха с Андроида.
        А Пересу моё почтение

        он умер,ему по барабану...
        1. Леха с Андроида.
          Леха с Андроида. 3 апреля 2021 05:06
          +27
          Мне не по барабану. smile
          1. Владимир_2У
            Владимир_2У 3 апреля 2021 05:20
            +10
            Цитата: Леха с Андроида.
            Мне не по барабану.

            Настоящий el hombre!
      2. ROSS 42
        ROSS 42 3 апреля 2021 09:33
        -22
        Цитата: Леха с Андроида.
        Это самый лёгкий вариант... цель не обороняется, не маневрирует. координаты её заранее известны... размеры цели очень удобны... ну как тут не похвастаться попаданием в стерильных условиях.

        Юноша! Вы решили меня уесть или показать совершенство своих умственных способностей? Возможно, списанный корабль, стоящий на приколе, - лёгкая цель. Вероятно, для ББ, скорость которого 12250 км/ч разница в скорости от 0 км/ч до 100 км/ч имеет существенное значение. Только, если вас не устраивает мастерство российского лётчика и разработка отечественной «оборонки», вам доставит радость аналогичный процесс, но уже с американцами:
        1. Леха с Андроида.
          Леха с Андроида. 3 апреля 2021 10:51
          +10
          smile Тоже самое могу сказать и по американцам, легко и приятно бить цель которая не ставит РЭБ помехи, не берет атакующий самолёт на мушку... ну как тут не похвастаться.
        2. seregatara1969
          seregatara1969 3 апреля 2021 12:32
          +9
          Чем корабль в русском стиле отличается от корабля в не русском стиле? Подскажите пожалуйста
        3. Абзац Эпитафьевич Ы.
          Абзац Эпитафьевич Ы. 3 апреля 2021 15:47
          +16
          Цитата: ROSS 42
          Юноша! Вы решили меня уесть или показать совершенство своих умственных способностей?

          Полегче, полегче. "Юноша" совершенно прав насчёт "стерильных условий". Чего Вы на него наехали?
          Цитата: ROSS 42
          если вас не устраивает мастерство российского лётчика и разработка отечественной «оборонки»

          Зачем брать на понт? Всех всё устраивает. А Уран, емнип, не в последнюю очередь обязан своим появлением Экзосету и Фолклендскому конфликту.
    2. тлауикол
      тлауикол 3 апреля 2021 06:04
      +1
      это современный корабль? 61го года
    3. Макс1995
      Макс1995 3 апреля 2021 14:46
      +1
      Это то самое знаменитое видео, где пустой эсминец еще и добивать авиабомой под ватерлинию пришлось?
  2. Cowbra
    Cowbra 3 апреля 2021 04:38
    +14
    Абсолютно российская история. Вплоть до шаманства, но у нас обычно "гоняют Чебурашку". На полном серьезе вся свора носится с дикими воплями "Чебурашка, уходи".
    На неподготовленного человека оказывает неописуемое впечатление, но в случае безысходности - помогает, зараза! wassat
    1. Дедкастарый
      Дедкастарый 3 апреля 2021 04:59
      -7
      Цитата: Cowbra
      Абсолютно российская история. Вплоть до шаманства, но у нас обычно "гоняют Чебурашку". На полном серьезе вся свора носится с дикими воплями "Чебурашка, уходи".
      На неподготовленного человека оказывает неописуемое впечатление, но в случае безысходности - помогает, зараза! wassat

      какие препараты использовались ? wassat
      1. Cowbra
        Cowbra 3 апреля 2021 05:02
        +8
        Это было не в Казахстане, препараты под ногами не растут)))
      2. Леха с Андроида.
        Леха с Андроида. 3 апреля 2021 05:08
        +9
        Дед по утрам озверин не пей...
  3. Cure72
    Cure72 3 апреля 2021 06:32
    +7
    Роман,спасибо за очередную интересную "морскую историю" !
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 3 апреля 2021 06:34
    +1
    Странно. Когда читал монографию про ВВС в Фолклено - Мальвинском конфликте, указывалось, что у аргентинцев имелось ВСЕГО 10 "экзосетов"! На остальные, ещё не полученные, Франция наложила эмбарго. А по автору - их пруд пруди. И подтверждение - это чудо юдо....
    Вот бы ссылки на материалы посмотреть.
    1. CTABEP
      CTABEP 3 апреля 2021 14:28
      +5
      5 воздушного базирования, 5 корабельного. Все примерно бьется.
  5. mr.ZinGer
    mr.ZinGer 3 апреля 2021 07:55
    +5
    Статья с интересными фактами, но "пацанская" стилистика по мне портит общую картину, не понял про первое неудачное применение, какая-то повторяемость.
    В свое время читал, что бч "Экзоссет" при попадании в "Шеффилд" не сработала, корабль погиб из за пожара алюминиевой надстройки, вызванного ду.
    1. El Dorado
      El Dorado 3 апреля 2021 11:03
      +3
      При попадании в "Шеффилд" ракета действительно не взорвалась, корабль погиб от пожара. "Глеморган" того же проекта, при попадании в борт/надстройку его ожидала бы та же судьба.
      1. Avior
        Avior 3 апреля 2021 18:42
        +4
        Шеффилд утонул при буксировке в Англию через несколько дней, пожар к тому времени давно закончился, и Шеффилд его перенёс, хотя никто не боролся за его живучесть. Атлантика.....
      2. Сергей Сфыеду
        Сергей Сфыеду 3 апреля 2021 21:03
        +2
        "Глеморган" того же проекта
        - совершенно разные корабли разных проектов.
    2. антивирус
      антивирус 3 апреля 2021 12:05
      -12
      еще раз про 10 АВ--мощностей ракетных заводов хватает у нас на периметр --сухопутный-- и прибрежный. строить суда и корабли нет смысла. платформы для ракет будут пустыми.
      после 1 и 2 залпов надо перезаряжать и так до бесконечности --целей в Евразии столько , что на корабли ракет не свалить. эаморские цели , кроме МБР--на 17 месте.
    3. Альф
      Альф 3 апреля 2021 18:16
      +1
      Цитата: mr.ZinGer
      В свое время читал, что бч "Экзоссет" при попадании в "Шеффилд" не сработала, корабль погиб из за пожара алюминиевой надстройки, вызванного ду.

      Ракета для корабля тем и страшна, что кроме БЧ есть еще и горящее ракетное топливо.
    4. Сергей Сфыеду
      Сергей Сфыеду 3 апреля 2021 21:04
      +1
      корабль погиб из за пожара алюминиевой надстройки
      - однако не было на "Шеффилде" аллюминиевой надстройки.
      1. mr.ZinGer
        mr.ZinGer 3 апреля 2021 23:18
        -2
        Наверное вы правы, англоязычный интернет пишет про путаницу из-за материала надстройки.
    5. Alexey RA
      Alexey RA 5 апреля 2021 12:25
      +2
      Цитата: mr.ZinGer
      В свое время читал, что бч "Экзоссет" при попадании в "Шеффилд" не сработала, корабль погиб из за пожара алюминиевой надстройки, вызванного ду.

      Как раз на ЭМ "типа 42" ещё не стадии проектирования было решено отказаться от применения лёгких сплавов - по результатам пожаров на "алюминиевых" кораблях.
      Корабль сгубила синтетика - отделка и теплоизоляция. Оказалось, что всё это негорюче лишь теоретически, а на практике неплохо горит, причём с выделением едкого чёрного дыма. В результате, прибывшие на помощь "Шеффилду" аварийные партии с других кораблей просто не смогли войти внутрь - дым заполнил помещения до полного отсутствия видимости.
      Второй причиной гибели стал выход из строя пожарной магистрали и насосов. Магистраль была перебита осколками после попадания "Экзосета". А из четырёх пожарных насосов один ремонтировался, второй не запустился, третий запустился и тут же помер, а четвёртый в одиночку не смог поднять давление - и через несколько часов тоже помер. И остались у команды для БЗЖ только переносные насосы и огнетушители.
  6. Pavel57
    Pavel57 3 апреля 2021 08:49
    +4
    Показательная история. Надо глубоко понимать технику, чтобы менять области ее применения.
  7. владимир1155
    владимир1155 3 апреля 2021 09:27
    +2
    очень интересная статья, жалко что аргентинцам не удалось потопить все английские эсминцы
  8. Злой 55
    Злой 55 3 апреля 2021 09:35
    +7
    Прекрасный пример сочетания знаний, мужества и самоотречения ради высокой цели служения Родине...
    1. Rzzz
      Rzzz 6 апреля 2021 20:30
      0
      Ну, с самоотречением - это вы загнули. Но дядьке почёт и уважение, выложился на полную ради viva la Patria, как у них говорят.

      Автору плюс за проработанный материал, и отличный слог!
  9. sergo1914
    sergo1914 3 апреля 2021 09:50
    +5
    Следующая история про Шилку, египтян и невезучий израильский катер?
    Там правда не медаль "За усилия и самоотречение". Но «Красная Звезда», на мой взгляд, статуснее.
  10. Undecim
    Undecim 3 апреля 2021 10:00
    +11
    Второй герой, точнее, герои – это французские инженеры и конструкторы из известнейшей фирмы «Аэроспасьяль», которые в далеком 1974 году создали, как оказалось, очень удачную крылатую ракету «Экзосет»
    Exocet не крылатая, а противокорабельная ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме.
    1. Сергей Сфыеду
      Сергей Сфыеду 3 апреля 2021 21:07
      +4
      Exocet не крылатая, а противокорабельная ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме.
      - дело вкуса конечно, но крылья есть, и в большинстве источников ПКР этого и других типов называют крылатыми.
      1. Undecim
        Undecim 3 апреля 2021 21:50
        +1
        Правильное замечание, ошибся.
  11. ksv36
    ksv36 3 апреля 2021 10:37
    +2
    А если посмотреть, сколько кораблей было потоплено с помощью «Экзосетов» во время Ирано-иракских войн… Больше сотни.
    Это вместе с "Потёмкиным" и войной 1905-го с японцами?
    1. El Dorado
      El Dorado 3 апреля 2021 11:04
      +3
      Автор имеет ввиду "Танкерную войну".
      Иранцы массово танкеры с нефтью "Экзосетами" на дно отправляли. Они как спички горели.
      1. Jager
        Jager 3 апреля 2021 17:15
        -2
        Танкер может сгореть и от "правильно" брошенного окурка, а от одного снаряда "сорокопятки" вообще устроит локальный апокалипсис. Не то что от ПКР.
  12. DED_peer_DED
    DED_peer_DED 3 апреля 2021 14:50
    +21
    В конце 80-х годов работал гражданским в ТЭЧ авиаполка в группе "Ремонта РЛО".
    Сделал несколько очень серьёзных рацух, о коих есть выданные свидетельства.
    В стенах группы располагался "стенд", который представлял из себя полный комплект в сборе радиолокационной станции истребителя Су-27. Стенд предназначался для проверки блоков и узлов снятых с ремонтируемых рлс истребителей. Как правило, проверка производилась "методом тыка" с последующим прогоном комплекса и проверкой его функционирования. Но иногда платы перетыкались и прямо на ходу, обычно это были платы разной логики и платы ЭВМ. После приезда группы с ЦЗ платы привозили пачками и начинали проверку, для последующей отбраковки и сдачи их представителям завода - изготовителя.
    Процедура проверки не была отлажена и оптимизирована по времени самим заводом изготовителем комплекса. Станция имела ОЧЕНЬ короткие промежутки времени для возможного "подтыкания" плат, после чего комплекс приходилось перезапускать с последующими ожиданиями и "ловлей" моментов необходимых для последующего "перетыкания". Всё это занимало огромное кол-во времени и сил. В нашей группе хранилась секретная документация по комплексу (согласно приказа). У меня было время её изучить, изучить схемы и блок-схемы комплекса. Сам себе поставил задачу, добиться значительного увеличения времени работы стенда на "захват цели" (именно это было важно для проверки работы комплекса и его логики). После изучения схем, мною была выдвинута идея о возможности решения данной задачи, месте подключения и логики работы устройства перед моим отцом, радиолюбителем. Батя даже в глаза не видел схему, но я смог донести до него смысл идеи.
    Схема устройства уже через 10 минут лежала передо мной. Она состояла из одной микросхемы таймера NE555 (вражьего пр.), нескольких деталей обвязки, разъёмов ШР для подключения и двух потенциометров в качестве заменителей джойстика, перемещение маркера цели по осям X и Y. В тот же день устройство было собрано мною в корпусе от старого блока от РЛО Як-28 и на следующий день поставлено в комплекс. По сравнению с заводской реализацией "имитатора цели", моя коробочка работала на порядки дольше. Заводская - секунды, моя - несколько минут.
    Потом была оформлена рацуха, за которую получено мною что-то в районе 100руб.
    Как-то позднее в группу зашёл спец из Института имени Н. Е. Жуковского. Увидев работу "коробочки" он побледнел и хриплым голосом произнёс: "У нас институты бьются над решением этой проблемы годами, а вы тут... сидите! Дайте схему...". Схема была ему мной тут же подарена.
    Так что не только в Аргентинах и Бразилиях живут "Доннны Педро" и толпы "диких обезьян". У нас они тоже, встречались.
    Но, про наши толпы "диких обезьян" статью вряд ли напишут :)
    1. ksv36
      ksv36 3 апреля 2021 16:36
      +4
      Уважение Вам. Сам радиолюбитель. Патентов нет.
    2. Вольнопёр
      Вольнопёр 3 апреля 2021 16:55
      +6
      DED_peer_DED (Евгений) Сегодня, 14:50
      Так что не только в Аргентинах и Бразилиях живут "Доннны Педро" и толпы "диких обезьян". У нас они тоже, встречались.
      Но, про наши толпы "диких обезьян" статью вряд ли напишут :)


      Огромное количество жителей СССР, имевших дело с отечественной радиоэлектронной техникой, поневоле становились "техническими специалистами".
      И да, написать обо всех невозможно.

      Как-то позднее в группу зашёл спец из Института имени Н. Е. Жуковского. Увидев работу "коробочки" он побледнел и хриплым голосом произнёс: "У нас институты бьются над решением этой проблемы годами, а вы тут... сидите! Дайте схему...". Схема была ему мной тут же подарена.



      ЗЫ. Это шутка. laughing
    3. Jager
      Jager 3 апреля 2021 17:26
      +8
      У нас НИИ так же работает.
      Задача - сделать за полгода с чистого листа до сдачи заказчику пусковой преобразователь ДГУ. У американцев его разрабатывало два года целое КБ в одной из ведущих мировых фирм.
      Имеем - один талантливый ведущий инженер-программист, один рукастый опытный слесарь-электромонтажник, снятый с тепловоза сгоревший шкаф. Через 5 месяцев начальник отдела стоял на работающем дизеле, как Ленин на броневике и вещал, что мы "при помощи спичек и желудей" опять обогнали Америку. soldier
  13. Avior
    Avior 3 апреля 2021 18:34
    +4
    . Вторым по счету приемом противодействия ракетам стал срыв автосопровождения цели головкой самонаведения Exoset после захвата объекта. Атакуемый корабль в течение 2–4 минут создавал облако дипольных отражателей на удалении 2 км прямо по курсу полета ракеты. В итоге облако вместе с кораблем оказывалось в пределах строба головки самонаведения, ракета наводилась на обманку, а корабль выходил из него с противоракетным маневром.

    Относительно успешно подобным образом выкрутился эсминец Glamorgan D-19, оказавшийся 12 июня 1982 года под ударом сразу четырех ракет Exoset. Дело было в прибрежном районе Порт-Стэнли, эсминец обстреливал засевших в порту аргентинцев и ракеты в ответ были выпущены с наземных установок. Три ракеты удалось обмануть указанным маневром, а четвертая пробила левый борт судна, срикошетировала в ангар

    https://www.google.com/amp/s/amp.topwar.ru/178823-folklendy-82-radiojelektronnaja-borba.html
    Заголовок не совсем отвечает тексту статьи, не утопили никого этой установкой.
    А вообще можно было привести пример еще с британскими сухопутными Харриерами, проводку для пусковых ракет которого крепили синей изолентой.
    Что может быть более наше, чем примотанное синей изолентой ! smile
  14. Доктор Зло
    Доктор Зло 3 апреля 2021 18:59
    +7
    Такое впечатление, что Скоморохов прочитал наконец статью Фёдорова про РЭБ в Фолклендской войне, пробежался по комментариям, заглянул на "Вархед" и тяп-ляп, готово, нате. https://warhead.su/2020/05/29/letuchaya-ryba-zhyoludi-i-palki-kak-argentintsy-raketu-podkovali
  15. Бензорез
    Бензорез 3 апреля 2021 19:32
    -1
    Могу конечно ошибаться.
    Но из того, что я слышал- у Аргентины от чего-то оказались странные боерипасы.
    Которые работали по системе один - из многих. Они ж тупо не взрывались!
    А это- не есть гуд!
    С такой ситуацией- край проблематично топить Чемберлена. request
  16. Undecim
    Undecim 3 апреля 2021 19:41
    +7
    А если посмотреть, сколько кораблей было потоплено с помощью «Экзосетов» во время Ирано-иракских войн… Больше сотни.
    Интересно, с какого потолка автор срисовал эту цифру?
    Всего за время войны зарегистрирована 451 атака, из которых 283 приходились на иракские ВМС и ВВС, остальные 168 - на иранские. Наиболее часто под удары попадали танкеры. Из 340 поврежденных судов потери составили всего 3%. В 1984 г. была зарегистрирована гибель 3 судов, в 1986 г.— 2, а в 1987 г.— 6. Значительными оказались потери личного состава экипажей атакованных судов: по далеко неполным данным — более 300 человек.
    ВМС обеих сторон применяли противокорабельные ракеты «гарпун», «экзосет», «си киллер», артиллерию 40- и 76-мм калибров, реактивные гранатометы и неуправляемые реактивные снаряды.
  17. Zaurbek
    Zaurbek 4 апреля 2021 09:09
    +1
    Интересно, если бы Аргентина обратилась к СССР и получила истребители тех лет и вооружение. Единственно, не помню компактных ПКР того времени у Союза. Но какие нибудь Су17 вполне себе.
  18. certero
    certero 4 апреля 2021 10:33
    +3
    Если бы у аргентинцев было бы на пару десятков ракет больше война могла бы закончится по-другому
  19. xomaNN
    xomaNN 4 апреля 2021 17:37
    0
    "голь на выдумки хитра"! А если ещё эта самая "голь" инженер с докторской степенью и острым умом! Молодца!
    И нам и новоросским ополченцам надо идти по подобному пути. Военторг всем нужным не торгует...
  20. faterdom
    faterdom 4 апреля 2021 18:15
    +1
    Надо было Аргентине начать строить социализм, и тогда они бы удивились - сколько оружия за бесплатно поимели бы. Леонид Ильич как раз потерял Чили, и Аргентина была бы достойной заменой в лагере, уж не поскупились бы.
    А так - Перец конечно достойный мен, ламповый.
  21. Саша с Уралмаша
    Саша с Уралмаша 4 апреля 2021 19:01
    0
    Хорошая статья!Респект и уважуха автор!
  22. Pavel57
    Pavel57 4 апреля 2021 21:13
    +1
    Цитата: Zaurbek
    Интересно, если бы Аргентина обратилась к СССР и получила истребители тех лет и вооружение. Единственно, не помню компактных ПКР того времени у Союза. Н

    Тогда им могли бы предложить только Ту-16 с КР, но не предложили бы. Все же у власти была хунта.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 5 апреля 2021 12:36
      +1
      Цитата: Pavel57
      Тогда им могли бы предложить только Ту-16 с КР, но не предложили бы. Все же у власти была хунта.

      Угу... с одной стороны - кровавая военная хунта, с другой - империалистические агрессоры. Не поймёшь, кто хуже. smile
  23. Bubuzon
    Bubuzon 6 апреля 2021 16:26
    0
    Цитата: ROSS 42
    Цитата: Леха с Андроида.
    Это самый лёгкий вариант... цель не обороняется, не маневрирует. координаты её заранее известны... размеры цели очень удобны... ну как тут не похвастаться попаданием в стерильных условиях.

    Юноша! Вы решили меня уесть или показать совершенство своих умственных способностей? Возможно, списанный корабль, стоящий на приколе, - лёгкая цель. Вероятно, для ББ, скорость которого 12250 км/ч разница в скорости от 0 км/ч до 100 км/ч имеет существенное значение. Только, если вас не устраивает мастерство российского лётчика и разработка отечественной «оборонки», вам доставит радость аналогичный процесс, но уже с американцами:

    Американцы этот эсминец полдня топили. Сначала ПКР, потом подводная лодка отстрелялась торпедами, а он все не хотел тонуть. laughing