«Фактически пятое поколение»: В ФСВТС назвали иностранных конкурентов российского истребителя Су-35

52

Российский истребитель Су-35 поколения 4++ на международном рынке боевых самолетов занимает одно из лидирующих мест, конкуренцию ему из иностранных самолетов могут составить только истребители пятого поколения F-22 и F-35. Об этом заявили в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).

Комментируя появившуюся в американском журнале Military Watch статью о превосходстве российского Су-35 над американским F-22, в ФСВТС заявили, что хотя российский истребитель относится к четвертому поколению, по своим характеристикам он очень близок к пятому.



Несмотря на то, что российский истребитель Су-35 относится по классификации к поколению 4++, по совокупности своих летных и боевых характеристик этот самолет вплотную приближается к истребителям пятого поколения. Фактически к прямым конкурентам российского истребителя можно отнести лишь американские истребители F-35 и F-22

- приводит РИА "Новости" сообщение ФСВТС.

Ранее в американском журнале сравнили характеристики Су-35 и F-22, заявив, что российский истребитель превосходит американский по многофункциональности.

Су-35 — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения "4++", с двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Разработан в ОКБ Сухого. Модификация для ВКС России обозначается как Су-35С. Самолет способен нести до 8 тонн боевой нагрузки. "Поколение 4++" является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристик истребитель вплотную приближен к характеристикам истребителя пятого поколения, за исключением технологии малой заметности и АФАР.

Самолет предназначен для решения задач по завоеванию и удержанию господства в воздухе, авиационной поддержке войск в конфликтах любого масштаба, изоляции района боевых действий и других.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    52 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +7
      1 апреля 2021 11:46
      Все в бою проверяется ..Это главный цензор ! soldier
      1. +6
        1 апреля 2021 12:12
        Цитата: xorek
        Все в бою проверяется

        Обстановка в мире такая, что такое уже не исключено.
        1. -1
          1 апреля 2021 14:17
          Цитата: фигвам
          Цитата: xorek
          Все в бою проверяется

          Обстановка в мире такая, что такое уже не исключено.

          Обстановка для России сложная ..Нам ошибаться нельзя сейчас ! soldier
          1. +1
            2 апреля 2021 02:52
            xorek
            Вчера, 14:17
            НОВЫЙ

            +2
            Цитата: фигвам
            Цитата: xorek
            Все в бою проверяется

            Обстановка в мире такая, что такое уже не исключено.

            Обстановка для России сложная ..Нам ошибаться нельзя сейчас ! soldier
            Ни в коем случае! мерикатос мигом коленом на горло станет. Бить первыми!
            1. 0
              2 апреля 2021 10:40
              Цитата: a.s.zzz888
              Обстановка для России сложная ..Нам ошибаться нельзя сейчас !

              Цитата: a.s.zzz888
              Ни в коем случае! мерикатос мигом коленом на горло станет. Бить первыми!

              Ага-ага...

    2. +2
      1 апреля 2021 11:46
      Хотелось бы услышать комментарии посетителя(ей) из КНР.
      1. +1
        1 апреля 2021 14:09
        А вы знаете их иероглифы?
      2. +1
        1 апреля 2021 14:20
        Цитата: knn54
        Хотелось бы услышать комментарии посетителя(ей) из КНР.

        Тут статьи появляются периодически ,там нормально все описано ..Что они думают о России и нашем вооружении hi
        Себя хвалят конечно ,но и нас грязью не обливают hi
    3. +3
      1 апреля 2021 11:50
      Российский истребитель Су-35 поколения 4++ на международном рынке боевых самолетов занимает одно из лидирующих мест, конкуренцию ему из иностранных самолетов могут составить только истребители пятого поколения F-22 и F-35.
      В мире, где о честной конкуренции можно забыть, уже другие принципы для продвижения своего "товара" правят бал! И что теперь делать?
      Оснащать свою армию самым лучшим и тогда можно будет задуматься о продвижении своих итэрэсов ещё куда то, где то.
    4. Комментарий был удален.
      1. +11
        1 апреля 2021 12:10
        Цитата: Холуай Т.О
        да там вся панель китайская

        Стесняюсь спросить, вы конструктор этого самолёта или строитель, откуда такие познания?
        1. +6
          1 апреля 2021 12:54
          Не, это хохлобот. Ни одного умного комментария. Раньше дисплеи были белорусские, но братушки стали отставать, или экономить. Теперь российские. Серьезно авионикой занимается ТРАНЗАС, думаю и тут без них не обошлось.
        2. 0
          2 апреля 2021 08:50
          А чего там больно разглядывать!?
          В кабине ничего военного, сильно отличающегося от пассажирских самолётов, и быть не может: китайское, российское, тайваньское, малайское, корейское ...
          Там военным может быть только матобеспечение, а индикаторы - они сейчас одинаковые хоть на тепловозе, или на НПЗ, хоть на оргсинтезе, хоть на рельсо-балочном стане ...
      2. +4
        1 апреля 2021 12:22
        Цитата: Холуай Т.О
        да там вся панель китайская

        Источник информации подскажите. Хотя не надо, вы просто мысли свои личные пытаетесь озвучить. Вся электроника разработана и изготовлена Российскими предприятиями и с применением отечественных комплектующих, Что касается цифровой кабины. то там даже конкурс был среди РОССИЙСКИХ производителей.
      3. +5
        1 апреля 2021 12:33
        Цитата: Холуай Т.О
        У меня есть сомнения относительно авионики, да там вся панель китайская

        Напиши лучше Ка́бо-Ве́рде,там самая лучшая электроника.............. laughing
      4. +12
        1 апреля 2021 12:50
        А что такое "панель"?
        Может конкретизируете, поясните свои слова.



        Какие из блоков "китайские"?
        Или в лужу пукнул и дальше пошел?
      5. +7
        1 апреля 2021 13:04
        да там вся панель китайская

        Писал бы уж сразу в лоб - вся электроника и оптика на СУшках - украинская..Нагло стыренная клятыми москалями у великой технологической державы в обход всяких санкций.. Ибо без неё - СУшки даже двигло включить не в состоянии..
    5. -8
      1 апреля 2021 11:52
      Фактически к прямым конкурентам российского истребителя можно отнести лишь американские истребители F-35 и F-22

      Ох уж эти сказочники.
      А ничего, что сама идеология этих самолётов в принципе разная.
      Да и F-22 не может быть конкурентом, он уже давно не производится и не продается.
    6. +13
      1 апреля 2021 11:54
      Су-35 - это тяжёлый двухдвигательный МФИ с преобладанием именно истребителя, действующий из под "зонтика" эшелонированного ПРО/ПВО. Ф-22 - не выпускается, Ф-35 лёгкий однодвигательный МФИ с преобладанием ударной составляющей, самолёт "чистого неба", против противника с отсталой/очаговой ПВО или без оной. Опять на тему: кто сильнее, кит или слон?
      1. +3
        1 апреля 2021 13:04
        Тут вы немного не правы. Да, пингвин лёгкий однодвигательный, но большинство стран сейчас имеют однотипный парк, ибо дорого. ЮАР выбрала Гриппен, Уганда - Су30МК2. Венесуэла заменила Ф-16 на Су-30МКВ. Вьетнам берёт только Су, хотя меняет МиГ-21. Надеюсь МиГ-35 они все же возьмут, это дешевле, но пока их беспокоят острова а не ПВО. Так что в целом конкурент, но есть одно но,- Ф-35 не продадут стране, которая имеет настолько хорошие отношения с Россией, что может купить истребитель.
      2. +2
        1 апреля 2021 13:08
        Ф-35 лёгкий однодвигательный МФИ с преобладанием ударной составляющей

        Для ударного самолёта у него явно маловато точек подвески, особенно внутренних, к тому же - сущность однодвигательного самолёта без всякой брони вызывает сильные сомнения насчёт выживания над полем боя с приличной ПВО... Одно слово - воздушный шакал..
        1. 0
          2 апреля 2021 09:01
          Для того, чтобы стать ударным, этому Фу-35 необходимо дать возможность противостоять в небе нашему Су-35. Если он этого делать не может, то и в небе ему не место - пускай шарится по кустам под надзором АВАКСа!
      3. 0
        1 апреля 2021 14:36
        против противника с отсталой/очаговой ПВО или без оной.

        Я вот думаю без пво противника нафига нужен супер-пупер чудо стелс request
    7. +1
      1 апреля 2021 12:14
      У СУ 35 нету конкурентов. Он выше всех.
      1. -7
        1 апреля 2021 14:46
        У СУ 35 нету конкурентов. Он выше всех.

        То-то я смотрю что кроме России и Китая его никто не эксплуатирует. Потому что он выше всех.
        1. +1
          1 апреля 2021 15:01
          Конечно выше всех
          1. +1
            2 апреля 2021 09:07
            Уже очень скоро при продолжающемся дебилоидном поведении Бидона и Столбенберга мы сможем наблюдать ВСЕГДА одну ситуацию: в небе нет никакой авиации, если в небе есть Су-35 или не дай Бох МиГ-31
    8. mvg
      -2
      1 апреля 2021 12:33
      Это кто же такое пишет. И для кого? Су-35 занял заметную нишу экспортных ИБ. Наряду с Ф-22. Столько желающих купить, что и не сосчитать... никаких счет не хватит
    9. -9
      1 апреля 2021 12:40
      В принципе СУ -35 хоть завтра можно проверить в бою.У Израйля есть Ф-35,устроить провокацию на границе Сирии и проверить аэропланы на соответствие.Может отомстим за сынков с ИЛа.
      1. +4
        1 апреля 2021 13:11
        Вот это полет мысли! Гениально! Может пойдёте проспитесь?
        1. -2
          1 апреля 2021 16:20
          А то что они постоянно провоцируют да ещё с жертвами это ничего?А в случае войны они кому будут патроны подносить?80 лет назад 22 июня выспались.Оттачивать технику и мастерство надо вот на таких сателлитах Америки.
          1. -3
            1 апреля 2021 20:28
            За сынков с Ила мстите командовавшим операцией, которые послали Ил "туда не знаю куда" обнаруживать "то не знаю что", не сообщив об этом ни израильтянам, ни собственным косоруким протеже. Вот это будет по адресу.
            1. 0
              2 апреля 2021 06:21
              Жалко что кроме имени комментатора не указывается страна.Все эти минусы не из Израйля?
              1. 0
                2 апреля 2021 08:35
                Маловероятно, чтобы из Израиля были ВСЕ минусы. Просто многие с вашей позицией не согласны - вот я, например, хотя я россиянин. Только я вообще не ставлю минусы собеседнику - либо минусы, либо диалог, одно из двух.
                1. +1
                  2 апреля 2021 11:34
                  Спасибо.Проблема нас русских в том что мы не хотим воевать.Как говорил Л.И.Брежнев главное чтоб не было войны.И многие и запад и восток и украинцы и поляки считают нас недоделанными трусами.И хотим чтоб мы всем нравились.Но если нас раскачать мало не покажется.Всё таки нужно вступать в боестолкновение для испытания нашей техники,что отчасти происходит в Сирии. Думаю что наши лётчики тоже хотели бы проверить чем хорош Ф-35 и Ф-22 и ф-18.На каждую провокацию нужно отвечать с превышением.
    10. +3
      1 апреля 2021 12:59
      Российский истребитель Су-35 поколения 4++ на международном рынке боевых самолетов занимает одно из лидирующих мест

      Какое ещё "одно из лидирующих мест" если поставки на экспорт совсем мизерные?
      1. 0
        2 апреля 2021 09:27
        А потому и мизерные, что дорогой, а воевать по-серьёзному никто и не собирается.
        С другой стороны, хорошее дешёвым не бывает, так ведь можно и б/у Ф-16 купить, самый свежий выпущен в 2018 году
    11. +5
      1 апреля 2021 13:13
      По поводу АФАР и ПФАР. Допустим имеем решетку на 3000 каналов. В АФАР каждый канал есть приемо-передающий модуль (ППМ) в интегральном исполнении. Источник мощности (генератор), гетеродин, смеситель, фазовращатель сделаны на одной подложке в едином цикле. Допустим антенна работает в С или Х диапазоне (АФАР может в нескольких сразу, легче в единой решетке интегрировать ППМ разных диапазонов). Выходную СВЧ мощность каждого ППМ в АФАР примем за 5Вт, то есть суммарная СВЧ мощность составляет 15 кВт (реально наверное меньше). В ПФАР единым источником СВЧ сигнала выступает, возможно, клистрон либо лампа бегущей волны (ЛБВ), которые выдают до десятков кВт. То есть на уровне нынешних технологий, похоже что ПФАР имеет большую СВЧ мощность нежели АФАР. Интеграция двух- и более диапазонных ППМ в ПФАР есть сложная конструкторская задача, но в принципе решаемая. Сканирование в таких решётках (А и ПФАР) электронное (в ПФАР применяются ферритовые, реже p-i-n фазовращатели). Также в ПФАР может быть карданные устройства для доворота решетки по азимуту и углу места. То есть, можно предположить что угол обзора у ПФАР больше чем у АФАР. Канальность А и ПФАР, в принципе одинаковая, тогда количество одновременно сканируемых объектов зависит от обработки сигналов и постпроцессора. При принятии помехи АФАР, в такой решетке можно отключать сектор с ППМ на который принимается помеха. У ПФАР приемник один. Смеситель по входу радиочастоты похоже защищен аттенюатором (ферритовым либо p-i-n, вопрос лишь в быстродействии и уровне входной мощности). То есть, в ПФАР помеха обходится либо за счет обработки сигналов, либо закрывается по входу аттенюатором и антенна ничего не видит. По видимому это главный и единственный недостаток ПФАР в сравнении с АФАР. Так вот, а что если в ПФАР на каждом входном/выходном канале фазовращателя установить аттенюатор? Лучше всего для этого подходит p-i-n устройство в гибридно-интегральном исполнении. В таком виде его можно сделать в нужном габарите и обеспечить потери на СВЧ в незапертом состоянии меньше 1 дБ (в ПФАР у нас есть запас по мощности). Запирание такого аттенюатора будет более 20 (30) дБ. То есть будет 3000 таких аттенюаторов на входах/выходах фазовращателей. В АФАР каждый канал есть и приемник, поэтому понятно какой канал в каком секторе решетки отключать (куда навелась помеха). В ПФАР приемник один, принимает сумму сигналов с каждого фазовращателя. Тогда непонятно какой канал отключать. Но если в управлении задать некий алгоритм включения/выключения каждого аттенюатора и увязать это с обработкой сигналов, то я думаю за время меньше единиц миллисекунд (сотни микросекунд), те сектора, на которые наводится помеха будут определены и закрыты аттенюатором. Тогда этот недостаток ПФАР в сравнении с АФАР нивелируется. Конечно это сложная конструкторская задача, но она выполнима. Хотя может существуют и другие методы о которых мы и не догадываемся.
      1. +3
        1 апреля 2021 13:33
        Говорила мне мама" учи сынок распространение радиоволн в различных средах"...
      2. +2
        1 апреля 2021 14:46
        АФАР не может работать работать в разных диапазонах волн от одного модуля. Это разные антенны и передатчики. Возьмём в пример барс,там пассивные антенны Х диапазона и активные L. Антенны L диапазона более длинные их видно на изображении антенной решетки если посмотреть.
        1. +1
          1 апреля 2021 15:16
          Цитата: Герман 4223
          АФАР не может работать работать в разных диапазонах волн от одного модуля

          Я так понял, что вы имели ввиду ПФАР. ПФАР не может работать в разных диапазонах от одного генератора (клистрона, ЛБВ), хотя по перестройке полосу каждого диапазона она закроет. Просто если говорить о ПФАР двух- и более диапазонной, то это просто интеграция двух- и более ПФАР на эти диапазоны в одну приемлемую по габаритам конструкцию. То есть будет два и более соответствующих генераторов, столько же приемников и под каждый генератор свои фазовращатели. А в АФАР каждая ячейка это отдельный ППМ, со своим генератором, приемником (гетеродин, смеситель, тракт ПЧ (промежуточной частоты)). Например из 3000 ППМ скажем 1000 работают в С диапазоне на 7 ГГц (а может обладают перестройкой по всей полосе диапазона 4-8 ГГц, а остальные 2000 работают в Х диапазоне на 11 ГГц (точно также могут обладать перестройкой по всей полосе диапазона 8-12 ГГц). Главное скомпоновать эти ППМ на антенном поле, чтобы обеспечить нужные диаграммы направленности. По поводу ПФАР ЛБВ тоже могут перестраиваться по всему диапазону С или Х. Только для каждого диапазона своя ЛБВ.
          1. +1
            2 апреля 2021 07:15
            Извиняюсь за столь поздний ответ, совсем про вас забыл. Нет я имел ввиду именно АФАР. Перестраивать частоты модуль АФАР может. Но не так лихо чтобы сразу в разных диапазонах частот. Потому что кроме передатчика есть ещё и другие факторы. Например антена, длинна которой должна быть кратной четверти длинны волны. Диапазон перестроения он есть но не такой большой . Поэтому я вам привёл пример с барсом где для L диапазона ,отдельные АФАР модули с более длинными антеннами. Также и на миг31( наш первый АФАРи первый на истребителях в мире), также и на су-57 у которого отдельная РЛС в встроена в оба крыла.
            1. +1
              2 апреля 2021 09:32
              Да, безусловно. Про разные диапазоны у АФАР я имел ввиду фактически интеграцию двух или более АФАР разных диапазонов в одну конфигурацию, просто для АФАР это конструктивно проще сделать (вписать в габариты). По поводу четверти длинны волны действительно так. Например на частоте 8 ГГц четверть длинны волны в свободном пространстве будет равна ~9,4 мм. Но если иметь дело с интегральным исполнением, где линии передачи не волноводы, а микрополоски, то длинна волны существенно уменьшается за счет заполнения линии диэлектриком (корень из эпсилон (диэлектрическая проницаемость) раз). Например для различных керамик с эпсилон 4 длина волны уменьшится в два раза, соответственно и габариты. Во всех типах ФАР есть еще условия, которые определяют на каком расстоянии друг от друга должны быть размещены выходные каналы, чтобы эффективно сформировать диаграмму направленности. Это расстояние также кратно длине волны. А на МиГ-31 действительно реализована первая в мире ФАР на истребителе, но эта ФАР пассивного типа ПФАР (один облучатель (или несколько) на несколько тысяч фазирующих каналов), а не АФАР (активная ФАР, где в каждом канале свой источник мощности синхронизированный от одного общего задающего). Про пример барса, я так понял вы имели ввиду заслон, там пассивные антенны Х диапазона и активные L. Ведь барс это щелевая антенная решетка Х диапазона, но тоже с электронным сканированием. Да на Су-57 полноценная АФАР, причем да, их там несколько штук и они обеспечивают фактически круговой обзор. hi
              1. +2
                2 апреля 2021 10:02
                На миг-31 пассивная фар Х диапазона,но есть 64 модуля L диапазона и они активные . По крайней мере есть такая информация в интернете. И про барс там тоже описание,она не щелевая как н001 на су-27.
                1. +2
                  2 апреля 2021 11:28
                  Да, все верно. Н011 «Барс» там щелевая антенна, а "Н011М «Барс-29» построена на основе ПФАР с комплексным фазовым и электрогидромеханическим сканированием". Не про тот "барс" подумал)
      3. +1
        1 апреля 2021 20:15
        Блин давно, хотел понять разницу, но не решался заглянуть вглубь темы. Ваш комментарий, конечно, далек от "курса для чайников", но вроде, что-то прорисовывается.
        И да, разве не особенность именно АФАР менять направление по азимуту?
        1. +1
          1 апреля 2021 22:02
          Что у АФАР, что у ПФАР происходит электронное сканирование лучом и по азимуту и по углу места. В зависимости от фазы сигнала на выходе любой ячейки он будет отклонятся в пространстве. Выход ячейки это уже есть небольшая согласованная антенна. Так меняя фазы СВЧ сигнала на выходе каждой такой антенны можно собрать всю выходную мощность в один луч, либо разделить на несколько и сканировать определенные сектора на дальность на сколько хватит энергетики (запаса СВЧ мощности). В принципе для любой ФАР можно использовать карданный подвес для доворота по горизонтали и вертикали (по азимуту и по углу места) чтобы увеличить сектор обзора. Например в зенитных ракетах ранних версий радиолокационная головка наведения представляет собой тарелку, на которую направлен облучатель (как в спутниковых тарелках) и это все смонтировано на двух- карданном подвесе, так что луч может отклонятся и по вертикали, и по горизонтали. Я так понимаю если сделать проекцию луча на ортогональную поверхность, то луч будет рисовать что-то похожее на непрерывные перевернутые восьмерки (наверное?). В ФАР будь то активная или пассивная, быстродействие обусловлено электроникой (фазовращателями и т. д.), а при механическом повороте соответственно механикой. Понятно электронное сканирование быстрее, а если взять еще во внимание все перегрузки в десятки g, температурные эффекты то короче ой.
        2. 0
          6 апреля 2021 07:24
          http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=15&t=1563
    12. 0
      1 апреля 2021 14:16
      Khoroshiy AFAR i vishshe nikuda. S nim dazhe istrebiteli 5 pok. tyazholo spraviatsa ili vobshche net.
    13. -4
      1 апреля 2021 14:29
      Российский истребитель Су-35 поколения 4++ на международном рынке боевых самолетов занимает одно из лидирующих мест

      Список стран, помимо России, у которых есть СУ-35.

      1.Китай.

      Всё laughing laughing
      1. -1
        1 апреля 2021 16:53
        Американский журнал Military Watch - что там американского? Обычное "зеркало", не понятно кем создано, которое активно используется для трансляции "мнения" американцев в наши псевдопатриотические СМИ.
    14. +1
      1 апреля 2021 20:37
      Страна США Россия
      Производитель Lockheed Martin ОКБ Сухого
      Название F-22 Су-35
      Модификация F-22 Raptor Су-35
      Начало производства (г.) 1990 2008
      Длина (м.) 18.90 21.95
      Высота (м.) 5.08 5.92
      Размах крыльев (м.) 13.56 14.75
      Масса пустого (кг.) 19 700 19 000
      Максимальный взлётный вес (кг.) 38 000 34 500
      Максимальная дальность полёта (км.) 3 219 4 500
      Максимальная скорость полёта (км./ч.) 2 410 2 500
      Крейсерская скорость (км./ч.) 1 963 -
      Практический потолок (м.) 19 812 18 000
      Силовая установка 2 х ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100 2 х ТРДДФ АЛ-41Ф1С
      Мощность двигателей 156 14 500
      Экипаж (чел.) 1 1
      Вооружение
      6 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM. и

      в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder

      на 4 внешних узлах

      8 AIM-120C AMRAAM и 4 2271 л ПТБ

      одна 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 патронов),

      боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:

      УРВВ - Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД,

      8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1,

      12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73

      Произведено (ед.) 195 42

      Подробнее на: https://avia.pro/sravnenie/voennue-samoletu/result
    15. 0
      6 апреля 2021 07:21
      F15EX уже не в счет? Рафаль?,

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»