Военное обозрение

О подводных лодках, прозванных потенциальным противником «чёрными дырами»: экскурсия по субмарине

34
О подводных лодках, прозванных потенциальным противником «чёрными дырами»: экскурсия по субмарине

Не зря в стане потенциального противника российские подводные лодки проекта 636 «Варшавянка», включая 636.3, называют «чёрными дырами». Это одни из наиболее труднообнаруживаемых подводных лодок в мире. При автономности субмарины в течение 45 суток она способна преодолевать 400-мильное расстояние, находясь в подводном положении.


Такие субмарины, начиная с проекта 636.1, обладают инерциальными навигационными комплексами, которые обеспечивают передачу информации на ракетный комплекс в подводном положении. Это даёт возможность в большей степени обеспечить скрытность подводной лодки российского Военно-морского флота.

Одна из таких субмарин приписана к Новороссийской базе подводных лодок Черноморского флота России. Это многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород», которая находится в строю с 2016 года.

В программе «Военная приёмка» на ТК «Звезда» проводится экскурсия по подводной лодке «Великий Новгород», рассказывается о различных отсеках и конкретных помещениях на её борту. По ходу экскурсии задаётся вопрос, для чего на борту подводной лодки находится красный ящик для курительных и зажигательных приспособлений, если учесть, что не просто Минздрав предупреждает об опасность курения как такового, а ещё и то, что курить на борту субмарины категорически запрещается.

Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся службы и быта моряков-подводников – в сюжете:

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. kapitan92
    kapitan92 1 апреля 2021 22:48
    +1
    При автономности субмарины в течение 45 суток она способна преодолевать 400-мильное расстояние, находясь в подводном положении.

    45 суток в подводном положении ???
    Может я , что то не понял ?
    1. rudolff
      rudolff 1 апреля 2021 22:56
      +5
      Это с учетом использования РДП на перископной. Работает дизель, заряжаются аккумуляторные батареи, подбивается ВВД.
      1. kapitan92
        kapitan92 1 апреля 2021 23:01
        +3
        Цитата: rudolff
        Это с учетом использования РДП на перископной. Работает дизель, заряжаются аккумуляторные батареи, подбивается ВВД.

        Ну так автору статьи и надо было написать, а я уж, грешным делом подумал, на фига нам ВНЭУ, раз по 45 суток в подводном положении ходим. hi
        1. rudolff
          rudolff 1 апреля 2021 23:41
          +5
          Обычно выделяют "подводную автономность", т.е. время нахождения ПЛ в подводном положении без подвсплытия под РДП. А так... автономность определяется сугубо запасами провизии для экипажа и соляркой для дизеля.
          1. kapitan92
            kapitan92 1 апреля 2021 23:59
            +2
            Цитата: rudolff
            Обычно выделяют "подводную автономность", т.е. время нахождения ПЛ в подводном положении без подвсплытия под РДП.

            Сколько суток на данном типе лодки?
            1. rudolff
              rudolff 2 апреля 2021 00:32
              +6
              С новыми АкБ в режиме строгой энергоэкономии может неделю протянуть. В обычном режиме дня 3-4. Опять таки, если АкБ не убиты. При активном маневрировании, при использовании главного электромотора - сутки-двое. Ну а полным подводным ходом АкБ уйдут в ноль за считанные часы.
              1. kapitan92
                kapitan92 2 апреля 2021 00:38
                +2
                Спасибо . Я так и предполагал 3-5 суток, в зависимости от ситуации.
                Любопытно сравнить с немецкими п/л,, 212 серии, они ведь где-то в начале 2000-х пошли на вооружение.
                1. rudolff
                  rudolff 2 апреля 2021 01:09
                  +6
                  Сложно их сравнивать. 212-ый свежий корабль, современные технологии. Варшавянка, хоть и модернизировалась, но ноги у проекта где-то в 70-х. Принципиального в ней ничего не изменилось. Ну и подводная автономность... Что такое три дня против трех недель у немки? Причем ведь неизвестно в какой момент может поступить боевая задача, какой процент заряда АкБ будет в распоряжении. А у немки всегда будет 100%. Может именно потому, что Варшавянку тяжело сравнивать с немками или шведками и не стали строить новую серию для Балтики. С лодками у нас там полная ...опа.
                  1. kapitan92
                    kapitan92 2 апреля 2021 01:28
                    +2
                    Да уж! Все познается в сравнении. Печально!
                    Одно может радовать, что лучше что-то, чем ничего.
                    Спасибо за консультацию . hi
                  2. dauria
                    dauria 2 апреля 2021 14:23
                    -1
                    Что такое три дня против трех недель у немки?


                    Немка или шведка три недели идёт под водой каким ходом ? Наверное , всё таки ползёт . Чудес не бывает. И "стирлинг" , и водородные элементы лишь слегка лучше литиевых аккумуляторов по энергоёмкости . Да, это лучше свинцовых на Варшавянке. Но в итоге все ВНЭУ не стоят выеденного яйца. Та же медленная прикованная к позиции лодка , способная на единственный рывок . Причём Варшавянка хоть зарядиться сможет . Эти уже нет. Проще уж выкинуть все стирлинги и прочие , а освободившееся водоизмещение отдать под литиевые аккумуляторы. Старое проверенное решение , не требующее "эксклюзивного" оборудования баз, криогеники или хитровымученных дорогущих химических компонентов .
                    1. rudolff
                      rudolff 2 апреля 2021 16:02
                      +3
                      1. "Немка или шведка три недели идёт под водой каким ходом ? Наверное , всё таки ползёт." 2-3 узла. Большую часть времени на патрулировании ей больше и не надо. Атомоходы немногим больше на вспомогательных ЭМ или ЭМ экономхода. Только с прошлого поколения появился термин максимальный бесшумный ход. Касательно НАПЛ, 2-3 узла - это ВНЭУ первого поколения. На новых проектах мощность ВНЭУ уже существенно больше, соответственно и скорость вырастет.
                      2. О единой энергетической установке для подводного и надводного хода пока только разговоры. В надводном положении у всех НАПЛ дизель. И немки и шведки вполне могут заряжать АкБ от дизель-генератора в надводном или под РДП. Не только Варшавянки. Они вообще стараются без особой на то нужды не насиловать установку и не расходовать те же ТЭ в ЭХГ.
                      3. "Старое проверенное решение , не требующее "эксклюзивного" оборудования..." Если Вы о немецких электроботах времен ВМВ, то да. Если Вы о ЛИАБах или их аналогах, то нет. Пока только одна единственная боевая лодка бегает с ними и весь мир с интересом наблюдает за этой японкой. Каков будет результат, покажет время. В любом случае, ЛИАБы это очень дорогое удовольствие и полноценной заменой ВНЭУ не являются. С ВНЭУ на момент появления боевой задачи АкБ всегда 100% заряда и лодка всегда готова к активному маневрированию. На ЛИАБах, как и на прочих других АкБ - как бог на душу. Может 80%, а может 30%...
                      Вокруг ЛИАБов слишком много мифов сложилось последнее время. Надо просто заглянуть в инет и сравнить тех параметры литиевых батарей с иными. Да, будет разница, иногда даже в разы, но не на порядки! Это вовсе не чудо.
                      1. dauria
                        dauria 2 апреля 2021 17:37
                        0
                        Надо просто заглянуть в инет и сравнить тех параметры литиевых батарей с иными

                        Сравнивать надо литиевые со "Стирлингом" или с топливными элементами 212-й лодки. И вот тут вылазит простенькая вещь - вы таскаете с собой окислитель и топливо в соотношении 3 к 1 минус КПД самой тепловой машины в 30% максимум. Получаете выигрыш с гулькин нос, и геморрой с жидким кислородом или дорогущие одноразовые "батарейки" ( регенерируйте их потом laughing )
                        Зря что ли японцы плюнули на эту затею и девятиметровый дополнительный отсек заполнили литиевыми аккумуляторами, выкинув ВНЭУ ?
                      2. rudolff
                        rudolff 2 апреля 2021 18:55
                        +2
                        "Зря что ли японцы плюнули на эту затею и девятиметровый дополнительный отсек заполнили литиевыми аккумуляторами..."
                        Понятия не имею, зря или не зря! Вы знаете? Я нет. И никто не знает. Повторюсь, только одна боевая лодка в мире сейчас бегает с литиевыми АкБ. Ну вот недавно вторую на воду спустили и последнюю из Сорю с литиевыми. Японцы засекретили всю информацию по этим кораблям. Лукаво упоминают лишь, что подводная автономность Сорю с литиевыми сопоставима с Сорю со Стирлингом. Что это значит, не знает никто! Не знают стандартное ли кол-во литиевых АКБ или, как Вы говорите, весь отсек ими набили. Не известно даже, отказались ли на этих лодках от Стирлинга или установка с литиевыми батареями дополняют друг друга. Информации минимум, а домыслов уже вагон и маленькая тележка. Точно известно, что цена на эти корабли прыгнула сразу на 100 млн. долларов с гаком за "штуку". В приципе, и обычными батареями можно было отсек набить, увеличив автономность. А ля аналог немецких электроботов. Но ведь не делают так, почему? Продолжают заморачиваться с этими Стирлингами, ЭХГ на ТЭ, дизелями и турбинами замкнутого цикла.
                        Если опыт японцев окажется положительным, а сами литиевые батареи прибавят в надежности и упадут в цене, тогда все возможно. А пока...
                        Кстате, у нас все равно нет таких батарей. Рубин ими занимается. Результат такой же, как и с ВНЭУ. Сертифицировали несколько лет назад тяговые ЛИАБы для морского транспорта, но для ПЛ они не годятся. Абы какие не воткнешь. На Лошарике попробовали, чем закончилось, все знают. ЛИАБы хотели еще на втором и третьем корпусах Лады поставить вместо ВНЭУ. Нету!
                2. Простой
                  Простой 4 апреля 2021 09:14
                  -1
                  Цитата: rudolff
                  ...А у немки всегда будет 100%...


                  Das UBoot - средний род а вы их в женский приписали lol . Насчет ста прощентов - вечного двигателя не бывает. На лодках U212 он ограничевается запасами жидкого кислорода и водорода ( не в жидком виде).
                  1. rudolff
                    rudolff 4 апреля 2021 10:12
                    +2
                    Ну я же не по-немецки пишу, и не на шведском. А по-русски "лодка" женского рода. Хотя атомные иногда и мужского, поскольку "крейсер".
                    Насчет вечного двигателя, Вы неверно поняли. ВНЭУ не только заряжает АкБ, но и обеспечивает энергопотребление всего корабля и крутит гребные электромоторы напрямую. То есть под ВНЭУ заряд аккумуляторных батарей не расходуется совсем, они всегда полностью заряжены. При необходимости увеличения хода или в случае активного маневрирования, ВНЭУ работает уже совместно с АкБ. А водород у них да, металлизированный.
                    1. Простой
                      Простой 4 апреля 2021 10:59
                      +1
                      Ну не знаю, расходовать конечное количество водорода и кислорода при патрулитровании? Это как бы "стратегический запас".
                    2. rudolff
                      rudolff 4 апреля 2021 11:27
                      +1
                      Это в военное время, в угрожаемый период или при выполнении боевых задач. А так да, ВНЭУ отдыхает, каждую ночь под РДП. И дело тут не в водороде или кислороде, а в дорогих ТЭ для ЭХГ. Это у немецких лодок. Как шведы, японцы или китайцы со своими Стирлингами обращаются, не знаю. Может там все и попроще.
                    3. Простой
                      Простой 4 апреля 2021 11:49
                      0
                      Норвегия на севере, Греция, Италия, Израиль и Турция в средиземке и Черном море. Это все базы для подзарядки топлива для ВНЭУ установки U212/214.
                      (Южную Корею в расчет не беру)
                    4. Простой
                      Простой 4 апреля 2021 12:23
                      0
                      И потом, что значит "дорогих" топливных элементов?
                      Если мы говорим в контексте о ВНЭУ для российских подводных лодок, то критерий "дорогой" все равно уходит на третий -четвертый план.

                      Первым является Надежность и безопастность.
                      Вторым-мощность.
                      Третьим -возможность ( например) заправки с корабля в открытом море - т.е. простота доставки, хранения и самой заправки.
                      И только потом -стоимость.
      2. timokhin-a-a
        timokhin-a-a 2 апреля 2021 11:55
        +4
        Попросил передать человек с дизелюхи, он на ВО забанен. Насколько правда не знаю:

        Она сможет находиться под водой ( без РДП) максимум 3 суток, не 5.И то в режиме тишина, подвахтенные в койках, не двигатются , чтобы не выделять СО.С выключенными плитами камбуза , они жрут электричество сравнимо с экономходом.На четвертые сутки накопиться примерно 0,8% СО , почти предел.У нас на дизелюхах старая химическая регенерация( на основе N2H2).Как в ВОВ.Она регенерирует СО2 , получается О2 и вода.А СО не регенерируется.Кислородораспределяющей (КДУ) установки нет.Только на атомоходах.
        1. rudolff
          rudolff 2 апреля 2021 12:37
          +2
          А какой проект и сколько после среднего ремонта с заменой батарей? Трое суток максимум в режиме тишина, это даже для 641-го маловато. Больше похоже на 613. Там да, сутки-двое за счастье было. Я их застал в 80-х в Лиепае. И корабли и АкБ убитые были. Но Варшавяка с нормальными батареями должна держать трое суток в обычном режиме.
          1. timokhin-a-a
            timokhin-a-a 2 апреля 2021 21:36
            +2
            Ответ:

            С СО и СО2 перепутал цифры

            На дизельные лодки КСФ ставили батареи с атомоходов.После 3 лет службы.Крайне редко новые.Водород сильно выделялся, печи дожигания не справлялись.На дизелюхе 641Б проекта 4 эскадры 69 бригады Б-546 ( командир капитан 2 ранга Симаков) , в 1980 году эксперементировали со временем нахождения в подводном положении, без РДП.5 суток продержались.Выключали плиты камбуза, только готовили чай, и обжаривали проспиртованный хлеб.В отсеках было освещение только двумя переносками.Подвахтенные лежали в койках.Но накопилось огромное количество мусора.На боевых службах всплывали каждую ночь.В первую очередь принудительная вентиляция отсеков.

            От себя: За что купил в данном случае, за то продаю.
            1. rudolff
              rudolff 3 апреля 2021 08:37
              +1
              Ну тогда все сходится. На 641Б с уже порядком поюзаными АкБ пять суток продержаться дорогого стоит.
        2. Undecim
          Undecim 2 апреля 2021 17:07
          +3
          .На четвертые сутки накопиться примерно 0,8% СО , почти предел
          Предельно допустимая концентрация СО - 0,0170%. 0,08% вызывает удушье и головную боль, при превышении до 0,32% наблюдается паралич и потеря сознания. При воздействии такой концентрации в течение 25-30 минут наиболее вероятен смертельный исход.
          1. rudolff
            rudolff 2 апреля 2021 18:25
            +2
            Я тут тоже не совсем понял. Может возникла путаница между СО и СО2, угарным и углекислым газами. Для СО2 действительно было предельно допустимое содержание в 0,8%. При таком значении на атомных уже использовали аварийные РДУ с В-64. А вот при содержании в воздухе 0,8% СО, т.е. угарного газа, это уже вероятно большая братская могила.
          2. timokhin-a-a
            timokhin-a-a 2 апреля 2021 21:35
            +2
            СО2, человек перепутал концентрации.
            1. Undecim
              Undecim 2 апреля 2021 21:47
              +3
              Кислородораспределяющей (КДУ) установки
              Тут, похоже, тоже перепутал. Наверное имелась ввиду "воздухоразделительная установка". Так ее ДПЛ не потянет по энергетике.
        3. A.A.G.
          A.A.G. 2 апреля 2021 19:59
          0
          Цитата: timokhin-a-a
          Попросил передать человек с дизелюхи, он на ВО забанен. Насколько правда не знаю:

          Она сможет находиться под водой ( без РДП) максимум 3 суток, не 5.И то в режиме тишина, подвахтенные в койках, не двигатются , чтобы не выделять СО.С выключенными плитами камбуза , они жрут электричество сравнимо с экономходом.На четвертые сутки накопиться примерно 0,8% СО , почти предел.У нас на дизелюхах старая химическая регенерация( на основе N2H2).Как в ВОВ.Она регенерирует СО2 , получается О2 и вода.А СО не регенерируется.Кислородораспределяющей (КДУ) установки нет.Только на атомоходах.

          Александр!У нас правда все так...в загоне в ВМФ(подплаве в частности)?Или, просто,в других войсках правдорубов не нашлось?
          Искренне,без ерничания,интересует Ваше мнение.Понимаю,что оно субьективное.А огорчает то,что оно не далеко от объективного(ИМХО)....
          Радует обилие подводников на сайте.(пожалуй,ещё танкисты изобилуют)
          Позволяет сложить более-менее объективную картинку нынешних реалий ВМФ,подплава в частности...
          С другой стороны,когда некоторые авторы,многие комментаторы,упираются в нерешенные проблемы "своего" вида,рода ВС,рано,или поздно,звучит нечто наподобие:"Да и хр. с ним,-придёт РВСН,-всех рассудит!За всех поквитается..."
          Возмущен таким подходом.
          Могу многое написать об РВСН в 90-е,нулевые...Есть суждения о нынешних,-вон он штаб дивизии,из окна видать...Дети сослуживцев служат...За грибами поедешь,- на УБСП(учебно-боевые стартовые позиции)натолкнешься...Не воодушевляет...(кроме того,что колючку на огород стырить можно))).
          Об эффективности вверенного оружия в РВСН,-честно говоря,сомнений не было.Впрочем,как и реального подтверждения эффективности.Дальность ,КВО, рулетками ни я, никто из моих знакомых не мерял)).Стартовали ВСЕ! За мою службу 27 "Пионеров" (один с задержкой),три "Тополя"... Результатов не видел.Говорили,-в норме..
          О чем,собственно,я?
          1. A.A.G.
            A.A.G. 2 апреля 2021 20:17
            +2
            ...Смартфон больше буков не воспринимает...
            Да о том,что порой,сложно оценить эффективность тех,или иных систем,вооружений,да даже родов и видов ВС.Вроде,как есть ГШ,другие структуры...Но оперируют-то они данными предоставленные им на основании тех,или иных проверок.Как формируются итоги проверок,-служившие знают...Бяда-а-а!...
            Чтоб не усугублять мрачную обстановку,нашёл некий позитив в статье Климова.Александр,Максим,поздравляю,похоже,и вашими трудами,дело сдвинулось,-тема обрела резонанс.Будем надеяться на правильные выводы,решения.
            Спасибо,мужики!!! hi
            1. A.A.G.
              A.A.G. 2 апреля 2021 20:29
              +3
              Ну,и разрядить обстановку(извините,ясное дело,в другую ветку надо бы):
              "...Американский военный дрон пролетел над эсминцем ВМФ РФ...Вернулся на базу(авик) с установленным Яндексом,Госуслугами,Бесогон ТВ...'"
            2. timokhin-a-a
              timokhin-a-a 2 апреля 2021 21:37
              +2
              Будем стараться
              1. A.A.G.
                A.A.G. 2 апреля 2021 22:15
                +2
                Цитата: timokhin-a-a
                Будем стараться

                Спасибо!
                Удачи!!!!
  • Владимир Митин_2
    Владимир Митин_2 3 апреля 2021 17:08
    +1
    Мне понятны Ваши сомнения,которые посеял kapitan 92 -ранга.Наши длл могут двигаться под водой полным ходом 1 час,после этого необходимо всплывать под РДП и дизелем заряжать АБ,при этом ждет милая встреча с Орионом,или с его аналогом или с противолодочными силами.Читайте приключения наших дпл 641 пр.во время Карибского кризиса
  • fomin
    fomin 10 апреля 2021 11:03
    0
    ак много глупыъх граждан которые как безмозглые трубадуры свистят о тот что им по телеку расскажут. Давайте наконец разберемся с этой "черной дырой". Она мало шумит-ура, наши победили, но давайте вспомним а какие имеются в настоящее время средства обнаружения ПЛ. пассивные это которые слушают где шумит и что шумит в океане, эти на больших дистанциях могут и пропустить Варшавянку, активные средства обнаружения этим средствам по фиг шумит лодка не шумит плывет или стоит на месте вот они легко находят все "черные дыры", Теперь сама лодка, при полном подводном ходе энергии аккумуляторов хватит на 1 час при экономном ходе 2-3 дня, а потом ей нужно подвплыть хотя бы под РДП для запуска дизеля и тогда ее легко найти по выхлопу дизеля и с помощью РЛС которая видит РДП на расстоянии 15-20 км, т.е. потенциальному противнику за нашей "черной дырой" и гонятся не нужно, стоит только немного подождать и она сама всплывет. Немного истории проект "Варшавянка" был изготовлен для стран Варшавского договора кто то помнит что это был за договор а лодки до сих пор клепают на фоне появления нового класса подводных лодок НАПЛ которыми обзавелись уже многие страны. Россия в этом вопросе отстала на много и клепание морально устаревшего хлама под радостные вопли трубадуров аукнется в случае начала войны.