Ближняя перспектива флота: баллистическая ракета Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

44

РПКСН К-114 "Тула", штатный носитель ракет "Синева" и "Лайнер", а также участник испытаний Р-29РМУ-2.1

В настоящее время в составе морской компоненты стратегических ядерных сил России эксплуатируются подводные ракетоносцы трех проектов, несущие три разных ракетных комплекса с отличающимися ракетами. Ведущее место в структуре СЯС по-прежнему занимают РПКСН пр. 667БДРМ. Для их перевооружения в недавнем прошлом был создан ракетный комплекс Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

Последовательное развитие


С 1984 по 1990 г. в состав советского ВМФ были приняты семь РПКСН пр. 667БДРМ «Дельфин». В течение следующих десятилетий им предстояло оставаться самыми новыми и совершенными в морской компоненте СЯС. В исходном варианте «Дельфины» несли ракетный комплекс Д-9РМ с 16 ракетами Р-29РМ, разработанный в ГРЦ им. Макеева. Такой состав вооружения сохранялся до начала двухтысячных годов, когда стартовала первая программа модернизации.



К концу девяностых был разработан модернизированный ракетный комплекс Д-9РМУ2 с БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева». В 1999 г. такие ракеты пошли в серию, вскоре стартовал процесс обновления подлодок-носителей. По мере прохождения среднего ремонта, корабли получали необходимое оборудование для использования новых ракет.

К концу двухтысячных годов возникла потребность в очередном обновлении комплекса вооружений. Вскоре это привело к появлению новой модификации ракетного комплекса с индексом Д-9РМУ2.1. Глубокая модернизация «Синевы» получила обозначение Р-29РМУ2.1 и название «Лайнер».


Ракета Р-29РМ - изначальное оружие "Дельфинов". Последующие ракеты семейства имеют схожий экстерьер

Опытно-конструкторская работа «Лайнер» стартовала в 2008 г. Разработка проекта заняла всего несколько лет. Эскизный вариант проекта был готов к середине 2009 г., а уже в 2010-м начались испытания макетных образцов. Опытно-конструкторская работа «Лайнер» была официально завершена 31 марта 2011 г.

Испытания и эксплуатация


20 мая 2011 г. состоялся первый испытательный запуск «Лайнера» со штатного носителя. РПКСН К-84 «Екатеринбург» Северного флота из акватории Баренцева моря произвел запуск ракеты по учебным целям на камчатском полигоне «Кура». Старт и полет прошли штатно; инертные боезаряды успешно поразили намеченные цели с заданной точностью.

29 сентября того же года состоялись вторые испытания. На этот раз опытовым носителем «Лайнера» стала подлодка К-114 «Тула». Ракета стартовала в Баренцевом море и успешно доставила боевое оснащение на Камчатку. Новые пуски в рамках государственных испытаний не проводились.

Уже в октябре 2011 г. было объявлено об успешном завершении летных испытаний комплекса Д-9РМУ2.1 и ракеты Р-29РМУ2.1. Изделия получили рекомендацию к принятию на вооружение и допущены к серийному производству. По планам командования, в ближайшее время все РПКСН пр. 667БДРМ должны были пройти перевооружение с внедрением перспективной ракеты. Также упоминалась возможность перевооружения более старых кораблей пр. 667БДР «Кальмар», однако такая программа не проводилась.

Ближняя перспектива флота: баллистическая ракета Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

Погрузка изделия "Синева" в пусковую установку

В начале 2012 г. командование флота сообщало, что новый «Лайнер» не придется принимать на вооружение. Это объяснялось тем, что речь шла о существующей ракете, проходящей модернизацию. Следовательно, не требовались определенные процедуры, связанные с появлением новых образцов. Впрочем, 31 января 2014 г. вышло Постановление правительства России о приеме комплекса Д-9РМУ2.1 с БРПЛ Р-29РМУ2.1 на вооружение военно-морского флота.

Уже в 2011 г. Красноярский машиностроительный завод освоил серийное производство новых ракет. Как сообщалось, на тот момент в серии оставалось изделие «Синева», и в течение некоторого времени оно производилось параллельно с «Лайнером». В дальнейшем выпуск Р-29РМУ2 был свернут в пользу более новой БРПЛ.

Пути модернизации


По открытым данным, ракета «Лайнер» представляет собой глубокую модернизацию предыдущей «Синевы». Различным доработкам подверглись основные элементы конструкции и приборное оснащение. При этом основное внимание уделено обновлению и повышению эффективности боевого оснащения и средствам преодоления противоракетной обороны.

Р-29РМУ2.1 сохраняет габариты и массу базового изделия – длина 15 м при диаметре 1,9 м, стартовый вес – 40,3 т. Сохранены трехступенчатая схема и жидкостные двигательные установки на всех ступенях. При этом изменены размерности ступеней и внедрены другие решения. Дальность пуска осталась на прежнем уровне, до 11 тыс.км.

Запуск «Лайнера» осуществляется из штатной шахтной установки подлодок пр. 667БДРМ. После прохождения модернизации и установки необходимых приборов подлодка-носитель получает возможность применения новых ракет. Также сохраняется полная совместимость с более старой «Синевой». В ходе учений последних лет «Дельфины» применяли ракеты обоих типов.


Погрузка "Лайнера"

Для БРПЛ «Лайнер» предложено несколько вариантов боевого оснащения. Ракета может нести боевые блоки малой и средней мощности (до 500 кт), а также комплекс средств преодоления ПРО. Одна ракета способна нести от 4 блоков средней мощности до 10 маломощных, а также средства противодействия ПРО разной комплектации. Любопытно, что боезаряд малой мощности аналогичен используемому в комплексах «Тополь-М», «Ярс» и «Булава».

На пользу флоту


Создание и принятие на вооружение ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер» позволило решить несколько актуальных задач и положительно сказалось на состоянии и перспективах морской компоненты СЯС. При помощи новой ракеты удалось улучшить перспективы подводных сил, а также расширить их боевые возможности.

За счет перехода на «Лайнеры» удалось продлить планируемые сроки службы имеющихся РПКСН пр. 667БДРМ. Согласно планам начала прошлого десятилетия, такие корабли смогут продолжать службу, как минимум, до 2025-30 гг. и сохранят требуемую эффективность. Возможность продления сроков службы имеет особое значение в связи со спецификой боевого состава подводных сил и его перспектив.

На данный момент в боевом составе имеется пять подлодок пр. 667БДРМ, все служат в составе Северного флота. Еще один корабль проходит средний ремонт и в будущем вернется на службу. «Дельфины» пока остаются основными подводными ракетоносцами стратегического назначения. Более новый пр. 955 «Борей» пока уступает им по численности, и такая ситуация начнет меняться только в этом году – со сдачей пятого и шестого крейсеров.


Запуск ракеты Р-29РМУ2 с подлодки "Тула", ноябрь 2014 г.

При этом равная численность подлодок пока не обеспечит равенство по количеству ракет. Группировка из шести «Дельфинов» может нести до 96 изделий Р-29РМУ2/2.1, тогда как шесть «Бореев» оснащены только 72 ракеты «Булава». Схожие тенденции наблюдаются и в теоретической численности развернутых боезарядов.

Сохраняя основные узлы и агрегаты предшествующей «Синевы», новый «Лайнер» получил усовершенствованное боевое оснащение. Наличие двух типов боевых блоков и разных вариантов средств преодоления ПРО позволяет составлять различные комбинации боевой нагрузки. Это обеспечивает большую гибкость применения БРПЛ и облегчает составление планов по развертыванию СЯС с учетом имеющихся ограничений, стратегий и т.д.

Сегодня и завтра


Ближайшее будущее подводной составляющей СЯС определяется работами в двух направлениях. Первое предусматривает строительство современных РПКСН пр. 955(А) и производство ракет Р-30 «Булава» для них. Создание крупной группировки «Бореев» отличается сложностью и требует немало времени, и все желаемые результаты удастся получить не ранее середины текущего десятилетия.

Вторая задача – поддержание технического состояния и боеспособности имеющихся крейсеров пр. 667БДРМ, пока сохраняющих особый статус. Именно с этой целью на рубеже двухтысячных и десятых годов был разработан модернизированный ракетный комплекс Д-9РМУ2.1 с ракетой «Лайнер», имеющий ряд важнейших преимуществ перед предыдущими системами.

Подлодки пр. 667БДРМ с ракетами Р-29РМУ2.1 в целом соответствуют актуальным требованиям к стратегическим подводным ракетоносцам и вносят решающий вклад в ядерное сдерживание вероятного противника. Однако их возраст накладывает известные ограничения, и в обозримом будущем такие корабли придется вывести из состава флота, заменив современными. Вряд ли в будущем появятся новые проекты модернизации «Дельфинов» и «Лайнера», однако и в существующем виде они смогут продолжать службу в течение следующих 5-10 лет, эффективно решая поставленные задачи.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    2 апреля 2021 18:23
    Спасибо. Даже такому не моряку, как я все было понятно. Статья читается легко.
    1. mvg
      -23
      3 апреля 2021 07:16
      Статья, как обычно, напичкана обшибками... но подлизнул знатно. Зачет.
      1. -3
        3 апреля 2021 10:58
        Цитата: mvg
        Статья, как обычно, напичкана обшибками... но подлизнул знатно. Зачет.

        Чего только это утверждение стоит:
        Ведущее место в структуре СЯС по-прежнему занимают РПКСН пр. 667БДРМ...
        Вообще-то, в российских СЯС ведущую роль играют шахтные МБР и подвижные грунтовые комплексы.
      2. +5
        3 апреля 2021 18:02
        То есть высказать слова благодарности это для вас "подлизнул"?
        Тогда, по вашей логике к доктору вы заходите с высунутым языком? Ну, как же - не говорить же тему слова благодарности за консультацию!
        Впрочем, то, что вы глупость и пошлость сморозили отметили многие...
        1. mvg
          -6
          3 апреля 2021 19:45
          То есть высказать слова благодарности это для вас "подлизнул"?

          Слова благодарности говорят за хорошо выполненную, профессиональную работу. В данном случае - статью. Если статья кишит обшибками, элементарными, то афтору не место на этом сайте. За то время, что автор тусуется на ВО, даже обезьянка знала бы, сколько шахт на Дельфинах или Бореях, сколько боеголовок на Булаве, Синеве или Лайнере. Сколько видов РПКСН на флоте.. сколько боеготовых, в ремонте или на модернизации. Статья, извините, просто отстой... за более правдивое слово - бан.
          П.С.: Если бы это был свежий автор или в первый раз, а так самые "сырые" материалы на ВО, на пару с полонским. При этом не специализируется ни по одному предмету. Поэтому ваша благодарность - именно "подлизнул", жаль не нашел gif^ки подходящей.
          Вы что то новое подчеркнули для себя из этого сырца?
          1. +1
            3 апреля 2021 20:14
            Не смущает, что я сразу указал, что не отношусь к морскому сословию? А именно, как сухопутчику, мне было легко читать. Точное количество шахт для меня также важно, как вам количество траков в танковой гусенице. То есть не смертельно. А вы срываетесь на банальную пошлость.
            1. mvg
              0
              12 апреля 2021 23:26
              А именно, как сухопутчику, мне было легко читать

              Читать легко, писАть есчо легче... Берем с инета несколько статей, которые уже были частично скопипастины друг-с-друга, делаем очередной копипаст, добавляя количество повторений в статье до неудобоваримых . Вставляем картинки, как кажется аффтору, по-теме и вуаля... очередной шедевр готов.
              То, что автор не специалист ни в одной области, его не смущает.. деньги идут за количество знаков в статье. поэтому статьи растянуты... ТТХ в них не присутствуют, как и факты, сноски.. так как здесь одуванчику проколоться проще простого.
              И количество ереси зашкаливает. Одни аффторы берут дворовым сленгом... и неплохо подобранными темами, опытом, другие знаниями и профессионализмом, готовы отстаивать свою точку зрения, у третьих сформировалась мысль, которую он продвигает... а в этом случае - просто финита.. и спустя годы ничего не меняется. Уже давно медведи ездят на велосипедах, слоны танцуют, обезьянки считают, а Рябов, нихрена ничему не учится.
      3. 0
        12 апреля 2021 14:08
        да ты сам умудрился с ошибками написать, так что не удивительно, что ошибки везде видятся
  2. +11
    2 апреля 2021 18:39
    тогда как шесть «Бореев» оснащены только 72 ракеты «Булава».

    Упс-с-с! Как так то !? Ай-яй-яй!!! Википедия Вам в помощь, автор.
    1. +3
      2 апреля 2021 19:11
      Цитата: mark1
      Упс-с-с! Как так то !? Ай-яй-яй!!! Википедия Вам в помощь, автор.

      Да, новые Бореи несут больше
      Что-то автор не совладал с арифметикой.
      1. +5
        2 апреля 2021 19:15
        Он черпал информацию из старого проекта с "Барком" - не аккуратно.
        1. +1
          2 апреля 2021 19:21
          первые корпуса вроде отличались от последующих
          1. +4
            2 апреля 2021 19:26
            Согласно Википедии -да ,- но16 ракетных шахт было изначально для варианта с "Булавой".
          2. +4
            3 апреля 2021 13:08
            Цитата: Наводлом
            первые корпуса вроде отличались от последующих

            Самый первый , который и имел 12 шахт для "Барка" . Его просто адаптировали под "Булаву" . Все последующие имели 16 ракет .
            1. 0
              3 апреля 2021 13:46
              Цитата: bayard
              Самый первый , который и имел 12 шахт для "Барка" . Его просто адаптировали под "Булаву"

              самый первый корпус от другого проекта
              как раз тот проект и планировали под Барк
              а потом переделали в Борей
              так не правильнее будет?
              1. 0
                3 апреля 2021 15:24
                Да , уже уточнил . По памяти написал .
        2. +4
          2 апреля 2021 20:48
          Цитата: mark1
          Он черпал информацию из старого проекта с "Барком" - не аккуратно.

          Макеевский "Барк" (Д-19УТТХ) шел под 941 проект и под РПКСН нового поколения "Борей", но вот какого МИИТ влез в разработку БРПЛ со своим морским аналогом "Тополь-М" и сколько откатил для этого - знает только господин Соломин...
      2. 0
        3 апреля 2021 07:11
        Да и на Дельфинах по 20 ракет Р-29 разных модификаций. Стало быть всего ракет Р29 на шести Дельфинах должно быть 120, а не 96.
  3. +1
    2 апреля 2021 18:48
    Ракетно-ядрёный щит ... без него пока нельзя.
  4. +2
    2 апреля 2021 19:07
    6 Бореев 72, 6 Дельфинов 96 ракет. Это не из экономии, это благодаря СНВ-3. С суши нам даже удобнее, тем более Авангард и ПГРК нужны. Но я думаю что ограничение в 1700-2000 боеголовок, нам выгодно лишь экономически, в военном плане, нужно более 3000. Из за устаревания ТЯО, где мы имели серьезные преимущества, Россия теряет возможность отправить всех в ад. Придется устраивать конкурс. Да есть новые носители, но их мало и они дорогие. Так что продление СНВ-3 должно стать последним,- дальше наращивание. Без гонки вооружений. Новый договор,- 3000. И включение Франции и Британии. Пусть у них совокупно будет больше, но не более чем на 10-15%.
    1. +6
      2 апреля 2021 19:09
      "Бореи" и "Дельфины" несут одинаковое число ракет -- 16.
      1. 0
        2 апреля 2021 19:13
        Цитата: El Dorado
        "Бореи" и "Дельфины" несут одинаковое число ракет -- 16.

        первые Бореи, что делались из имевшихся заделов корпусов, на самом деле могли иметь по 12 ПУ.
        но точно это не про 955М
        1. +4
          2 апреля 2021 19:44
          Все Бореи несут 16 ракет!
          http://militaryrussia.ru/blog/topic-338.html
          Не как истина в последней инстанции а просто в качестве очень подробной информации.
          Да и на фото и видео лодок можно просто по крышкам шахт посчитать, Начиная с Долгорукого у всех16 шахт.
          А цифра 12 взялась из первой версии проекта под ракету Д-19УТТХ Барк, которая создавалась на базе комплекса для Акул (Тайфунов) и там совсем другая стартовая масса ракеты (до 80 тонн вместо 40 у Булавы) и там 16 ракет в водоизмещение 955 просто не влезало. Долгорукого как раз под названием Санкт Петербург закладывали под 12 ракет БАРК, но в том же году лодку перезаложили под именем Долгорукий и под 16 ракет Д30Булава. Так, что в статье действительно есть огрех)))
          6 Лодок - 96 ракет у обоих проектов, хотя максимальная масса забрасываемого груза у Синевы и Лайнера 2800 кг где то в два раза больше, чем у Булавы которую заявляют как 1150 кг
      2. 0
        2 апреля 2021 19:22
        За минус спасибо, Но это цитата из автора. Более того, в книге "Подводные лодки России", тоже указывалось 12 ракет.
        1. 0
          2 апреля 2021 19:56

          Посчитайте крышки шахт на фото ходовых испытаний Долгорукого в 2009
    2. +1
      3 апреля 2021 13:50
      Цитата: URAL72
      Но я думаю что ограничение в 1700-2000 боеголовок, нам выгодно лишь экономически, в военном плане, нужно более 3000. Из за устаревания ТЯО,

      Вряд ли теперешние пойдут на это . Роль разрушителя договоров они отдают "уважаемому партнёру" .
      Но о наращивании количества носителей и ББ на них , подумать стоит . И не только из-за Англии и Франции . Есть и иные обладатели ЯО на стратегических носителях . Так Китай заявил о планах и целях довести количество ББ на стратегических носителях до 1000 единиц .
      Мы конечно партнёры с Китаем ... но ведь не союзники - попутчики .
      Временные .
      Как утверждает сам Китай .
      Да и Англию и Францию нужно считать как членов блока НАТО - вместе с США .
      А ради экономии - оснастить "Кинжалы" и будущие "Цирконы" ЯБЧ .
      Для баланса в "Еврозоне" .
      И для баланса на Дальнем Востоке .
      Где Япония не в меру активна в амбициях .
      А для равенства угроз с США нужны ПЛАРК "Борей-К" с дежурством под берегами Северной Америки .
  5. 0
    2 апреля 2021 19:47
    Delfiny APL 2. pok., Boreyi 3.
    Kakoy est zabrosivaemiy ves Laynera ?
    Mozhet startovat iz pod leda ?
    1. +2
      2 апреля 2021 20:54
      Цитата: CastroRuiz
      Delfiny APL 2. pok., Boreyi 3.
      Kakoy est zabrosivaemiy ves Laynera ?
      Mozhet startovat iz pod leda ?

      2 тонны.
      да может.
      Типы БЧ:
      - 12 х РГЧ ИН малой мощности (данные не подтверждены, вероятно, может использоваться после корректировки числового материала в управляющих и вычислительных системах);
      - 10 х РГЧ ИН малой мощности с КСП ПРО (комплекс средств преодоления ПРО);
      - 8 х РГЧ ИН малой мощности с усиленным КСП ПРО (комплекс средств преодоления ПРО), может использоваться после корректировки числового материала в управляющих и вычислительных системах;
      - 4 х РГЧ ИН средней мощности с КСП ПРО (комплекс средств преодоления ПРО);
      - смешанная нагрузка боевых блоков малой и средней мощности с и без КСП ПРО
      1. 0
        3 апреля 2021 09:14
        Spasibo za info.
  6. +1
    2 апреля 2021 22:48
    нужно развивать подводный флот
    1. +1
      3 апреля 2021 16:53
      Цитата: владимир1155
      нужно развивать подводный флот

      надо делать сбалансированный флот, а нас из одной крайности бросаются в другую...
  7. +1
    3 апреля 2021 01:38
    Цитата: mark1
    Он черпал информацию из старого проекта с "Барком" - не аккуратно.


    Жаль "Барк" закрыли.
    1. +1
      3 апреля 2021 16:54
      Цитата: Pavel57
      Цитата: mark1
      Он черпал информацию из старого проекта с "Барком" - не аккуратно.


      Жаль "Барк" закрыли.

      ну да... Тогда бы был жив 941 проект... "Акул" действительно жалко.
  8. +4
    3 апреля 2021 10:14
    Меня одного озадачил вопрос: "Полчему каждые 10 лет - у нас появляется новая ракета?"
    Которую ну обязательно надо поменять на новые...
    И даже производить параллельно и старую и новую
    Зачем?
    Почему сразу нельзя делать нормально?
    Там каждая ракета стоимостью более 1,5 миллиарда рублей - это нифига не дешево...

    Почему вражеский Трайдент первую модернизацию (без замены на новые) - начали делать почти спустя 20 лет службы - с целью доведения общего срока службы до 45 лет...

    А у нас - каждые 10 лет менять на новые...

    Пир во время чумы..
    1. 0
      3 июня 2021 14:06
      Цитата: SovAr238A
      Меня одного озадачил вопрос: "Полчему каждые 10 лет - у нас появляется новая ракета?"

      С целью преодоления ПРО,которая тоже развивается.Америкосам не надо преодолевать ПРО,соответственно их устраивают старые ракеты.Кроме того часть шахтных ракет делала Украина
  9. 0
    3 апреля 2021 13:30
    Булова не пошла?
    1. +1
      3 апреля 2021 16:56
      Цитата: Alexei
      Булова не пошла?

      просто этой тематикой занялся не тот КБ... А как известно унификация (земля и вода) до добра никого не доводила.
  10. 0
    9 апреля 2021 09:35
    С моей точки зрения, Лайнер делали как резерв на случай если Булава не полетит.
  11. 0
    9 апреля 2021 12:10
    Автор действовал по принципу: слышал звон, да не знал где он.
  12. 0
    13 апреля 2021 16:02
    Так "красиво" написать и так жидко обо..раться в количестве ракет??Статья для Авиа про!
  13. 0
    14 апреля 2021 13:35
    Боеголовок должно хватить на все НАТО. Причем с запасом. И СНВ-3 в этом нам мешает. Лишний договор в современном жутком мире.
  14. -1
    27 апреля 2021 20:22
    Цитата "В настоящее время в составе морской компоненты стратегических ядерных сил России эксплуатируются подводные ракетоносцы трех проектов, несущие три разных ракетных комплекса с отличающимися ракетами." Вопрос унификации вооружения. Дешевле иметь один тип ракет, один тип ОБТ, один И, ИБ. А венегрет из разнотипного вооружения для однотипных задач, крайне не удачный выбор.
  15. 0
    10 мая 2021 12:57
    Севмаш вместе с питерскими КБ подлодок исправно пополняют ударную мощь ВМФ РФ! Так держать! И я был причастен в 80-е к этим процессам.
  16. 0
    9 июня 2021 10:52
    БДРМ проходят уже вторые-третьи ремонты и с завода выходят с большими ограничениями из-за естественного старения прочного корпуса. Как надводный носитель с ракетами лайнер- они прекрасны, а как погружаться - пот на лбу!!!