Военное обозрение

Самые большие пушки в истории. 520-мм железнодорожная гаубица Obusier de 520 modele 1916

29

520-мм железнодорожная гаубица Obusier de 520 modele 1916


К моменту начала Первой мировой войны многие страны недооценивали тяжёлую артиллерию, это было справедливо для всех стран Антанты. В свою очередь, армия Германии изначально делала ставку на тяжёлые артиллерийские системы, которые должны были сокрушать оборону противника, расчищая путь пехоте и коннице.

Можно сказать, что до начала конфликта во Франции относились к развитию тяжёлой артиллерии достаточно легкомысленно, если не сказать презрительно. Расчёты французского командования строились на стремительных наступательных операциях, атаках, штыковом ударе и быстрой победе. К затяжной войне и оборонительным операциям французская армия практически не готовилась.

Исходя из выбранной стратегии ведения боевых действий, ставку французские генералы делали на лёгкие и скорострельные орудия, в первую очередь на 75-мм пушку, которую ласково называли Mademoiselle soixante quinze (мадемуазель семьдесят пять). Однако начавшаяся война и её характер быстро расставили всё по местам. Уже к концу 1914 года сражения на Западном фронте приобрели характер позиционной войны. Армии противников зарывались в землю и возводили всё новые и новые укрепления.

В этих условиях французы начали лихорадочно наращивать свою тяжёлую артиллерию, сделав основную ставку на железнодорожный вариант размещения сверхмощных орудий. Достаточно быстро во Франции была создана целая линейка железнодорожных артсистем, вершиной которой и стала 520-мм железнодорожная гаубица Obusier de 520 modele 1916.

На пути к сверхмощному 520-мм орудию


После того как быстрой победы в войне не получилось, французские военные достаточно оперативно переключились на заказ всё более совершенных и мощных артиллерийских систем, каждая из которых превосходила предыдущую. В отличие от своих союзников англичан, французы изначально сделали ставку на железнодорожный вариант размещения тяжёлой артиллерии.


Французское полевое 75-мм орудие образца 1897 года

У такого варианта были свои преимущества. Железная дорога позволяла подвезти и подготовить орудия к стрельбе без оглядки на состояние дорожной сети, распутицы и других погодных условий. Правда, необходима была железнодорожная колея, но с ней особых проблем в достаточно компактной по размерам Европе не было. При отсутствии железной дороги, новый путь можно было просто проложить, благо позиционный характер боевых действий этому никак не мешал.

Уже в 1915 году французской компанией «Schneider» (данная энергомашиностроительная компания существует и сегодня, в её активе имеется пять заводов в России) была разработана и представлена целая линейка железнодорожных артиллерийских установок, в основе которых лежали морские орудия. Помимо компании «Schneider» свои артиллерийские установки представили фирмы «Batignolles» и «St. Chamond». Это была большая линейка артиллерийских систем калибром от 164 до 370 мм.

На этом фоне особо выделялись разработки предприятия St. Chamond, инженеры которого и создали одну из самых мощных французских артсистем в истории. Именно артиллерийские системы данной компании, наряду с компанией Schneider, получили наибольшую известность, и не по причине своей массовости, а по причине особой мощности. Пиар здесь явно превосходил здравый смысл, что докажет уже Вторая мировая война.

При этом 400-мм установка St. Chamond M1915/1916 выглядела ещё более или менее оправданной и отличалась достаточно высокой эффективностью. В этой модели сочетались большой калибр и хорошие технические характеристики. Эффективность боевого применения также была на уровне. Первое же боевое использование в конце октября 1916 года показало, что всего двух попаданий в занятый германскими войсками форт Douaumont у Вердена хватило, чтобы немцы бросили весь близлежащий участок фронта и отступили.


400-мм гаубица St. Chamond M1915/1916

400-мм орудие, как и многие другие французские тяжёлые артиллерийские системы, выросло из морских орудий, предназначавшихся для вооружения линкоров. Ствол пушки представлял собой укороченный вариант старой 340-мм морской пушки М 1887, которую рассверлили до 400 мм. При этом, в отличие от немецкой «Большой Берты», которая была мортирой, здесь речь шла именно об артиллерийском орудии с длиной ствола 26,6 калибра (длина нарезной части 22,1 калибра).

Орудие выделялось отличными для тех лет характеристиками, посылая 650-кг снаряды на дальность до 16 тысяч метров. При этом содержание взрывчатых веществ в боеприпасах, развивавших скорость 530 м/с, доходило до 180 кг. Сама установка-транспортёр изготавливалась по схеме «лафет с люлькой». Масса всей установки доходила до 137 тонн, а подготовка позиции занимала до двух суток.

520-мм железнодорожная гаубица компании Schneider


Несмотря на впечатляющие результаты применения уже созданных артиллерийских систем, французские военные желали получить ещё более мощные орудия. Заказ на две новых сверхтяжёлых 520-мм железнодорожных гаубицы был выдан компании Schneider 24 января 1916 года. На создание артиллерийских установок особой мощности ушло больше года. Первая из них была собрана к 11 ноября 1917 года, вторая – к 7 марта 1918 года.

На сроки создания артиллерийских установок серьёзно повлиял тот факт, что орудий сопоставимого калибра ни в армии, ни на флоте на тот момент просто не было. По этой причине 520-мм орудие пришлось разрабатывать с нуля.

Новая артиллерийская установка особой мощности была построена всего в двух экземплярах. Испытания новых орудий проводили в присутствии журналистов. Первые стрельбы прошли в феврале-марте 1918 года. Присутствие прессы и её интерес к новинке были объяснимы. Французы определённо хотели использовать пропагандистский эффект. При этом планировалось воодушевить своих солдат и деморализовать солдат противника.

Стоит отметить и тот факт, что в период Первой мировой войны Великобритания, являющаяся союзником России и Франции, также упустила из вида тяжёлую артиллерию. Несмотря на развитую промышленность и наличие мощного флота с разнообразием артиллерийских систем крупного калибра, самой мощной установкой британской армии периода Первой мировой войны осталась 305-мм осадная гаубица Виккерса. Она же поставлялась и в Россию. К 1917 году в составе группы ТАОН (тяжёлой артиллерии особого назначения) находилось не менее 8 таких гаубиц.

Самые большие пушки в истории. 520-мм железнодорожная гаубица Obusier de 520 modele 1916
520-мм железнодорожная гаубица Obusier de 520 modele 1916

На фоне 305-мм гаубицы французская 520-мм артиллерийская железнодорожная установка выглядела настоящим монстром. На вооружение новая артсистема компании Schneider была принята под обозначением Obusier de 520 modele 1916.

При этом судьба установок сложилась неудачно. Во-первых, они были готовы к самому завершению Первой мировой войны. Во-вторых, одна установка была потеряна ещё в ходе испытаний. 27 июля 1918 года на полуострове Киберон во время испытательных стрельб в стволе первой построенной 520-мм гаубицы разорвался снаряд, установка была полностью уничтожена.

Вторая 520-мм железнодорожная гаубица особой мощности осталась единственной построенной во Франции артсистемой такого калибра. Она также не успела принять участие в Первой мировой войне и после завершения испытательных стрельб с 1919 года хранилась сначала в Ле-Крёзо, а затем на специально построенном арсенале тяжёлой железнодорожной артиллерии в Нёви-Пайу. Там же хранились боеприпасы, запасные стволы и генерирующие подстанции.

Технические особенности 520-мм гаубицы Obusier de 520 modele 1916


Масса ствола 520-мм гаубицы длиной 15 калибров (11,9 метра) составляла 44 тонны. А вес всей установки вместе с железнодорожной платформой превышал 263 тонны. В основе внушительных размеров платформы были две парных четырёхосных колёсных тележки. Общая длина железнодорожной платформы с орудием превышала 30 метров.

Угол вертикального наведения гаубицы особой мощности составлял от +20 до +60 градусов, в горизонтальной плоскости установка не наводилась. Для наводки по горизонтали всю 520-мм установку необходимо было передвигать по криволинейным железнодорожным веткам.


Французские солдаты на фоне 520-мм снаряда

Для заряжания ствол орудия необходимо было опускать в горизонтальное положение. Подъём и подача снарядов имели электропривод, для электропитания артиллерийской системы предусматривался специальный электрогенератор в отдельном вагоне (мощность до 103 кВт). По-другому и быть не могло, так как для стрельбы из гаубицы применялись фугасные боеприпасы массой 1370 или 1420 кг, а также бетонобойные снаряды чудовищной массы 1654 кг. Заряжание орудия было раздельным.

1370-кг снаряды лёгкого типа, если их можно было назвать таковыми, развивали начальную скорость до 500 м/с. Дальность их стрельбы составляла до 17 км. Тяжёлые бетонобойные 1654-кг боеприпасы развивали скорость не более 430 м/с, а дальность их стрельбы ограничивалась 14,6 км. Скорострельность установки не превышала 1 выстрела в 5 минут.

Подготовка артиллерийских позиций для сверхмощной гаубицы требовала много времени. Необходимо было усиливать железнодорожное полотно, укладывая дополнительные шпалы. На само полотно укладывались также стальные балки, на которые при помощи винтовых домкратов опускались 7 опор железнодорожной установки. Пять таких опор располагались под средней частью железнодорожной платформы непосредственно под орудием, и по одной опоре находились под балансирами ходовой части.

Судьба 520-мм железнодорожной гаубицы компании Schneider


Разработанная под самый конец Первой мировой войны установка все 1920-е годы мелькала в материалах СМИ, но судьба её была незавидной. Она так ни разу и не выстрелила по противнику ни в Первой мировой войне, ни во время блицкрига немцев во Франции весной-летом 1940 года. Установка, которая сохранила боеспособность и не была выведена из строя, досталась в качестве трофея немецкой армии.


Захваченная немцами 520-мм французская железнодорожная гаубица под Ленинградом

Из Франции она отправилась под Ленинград. Немцы использовали сверхмощную гаубицу, получившую обозначение 52 cm Haubitze (E) 871(f), с конца октября 1941 года. Прибывшее на фронт орудие немцы применяли для обстрела целей в окрестностях Ленинграда.

Правда, период её пребывания под Ленинградом оказался недолгим. Уже 3 января 1942 года установка оказалась уничтожена в результате взрыва снаряда в канале ствола. Произошла та же история, что и с первым построенным образцом. При этом гаубица не подлежала восстановлению, и в 1944 году остатки данной железнодорожной артиллерийской установки были захвачены советскими войсками в качестве трофеев.
Автор:
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 4 апреля 2021 05:29
    -1
    Она также не успела принять участие в Первой мировой войне

    Банально не смогли доставить до линии фронта из-за веса.
    Впрочем, наши железнодорожные ТМ-12 с 305 мм орудиями на Дальний восток тягали также с приключениями. В первый раз даже пришлось срезать несколько десятков километров новых столбов линии электропередач. Не проходил габарит.
    1. ВАШ
      ВАШ 4 апреля 2021 05:48
      +7
      Специально для Вас.
      305-мм железнодорожных артиллерийских орудий было произведено всего 3 экземпляра. После советско-финской войны были установлены на полуострове Ханко. После того как наши были вынуждены оставить Ханко, орудия были подорваны. Финны их восстановили, собственно восстановили громко сказано, сами орудия были уничтожены, финны использовав платформу установили на них однотипные орудия с линкора Император Александр 3, которые им продали французы. После войны платформы ТМ-3-12 финны вернули, Стояли в Балтийске до 1961 года.
      Когда размещаете откровенную неправду вы хоть проверяйте, не надейтесь что люди читать не умеют и информацию искать
      1. bubalik
        bubalik 4 апреля 2021 06:19
        +9
        Для ТМ-1-12 применялись 305/40-мм стволы (также изготовлены в Англии и находились в качестве запасных на броненосцах типа «Андрей Первозванный»). Установки ТМ-3-12 получили 305/52-мм орудия, поднятые в буквальном смысле со дна моря, точнее, с затопленного в Севастополе линкора «Императрица Мария».
        27 февраля 1932 года Реввоенсовет СССР в своем постановлении «О состоянии и развитии оборонительного строительства» решил перебросить 6-ю батарею транспортеров ТМ-1-14 на Дальний Восток, а после производства и испытаний направить туда и транспортеры ТМ-2-12.

        11-ю батарею ТМ-1-14 оставили на Балтике.

        На Николаевском заводе имени А. Марти было построено шесть установок ТМ-2-12. Из них сформировали 7-ю и 8-ю железнодорожные артиллерийские батареи, которые отправили на Дальний Восток. В период с 1 июля 1938 года по 1 января 1939 года были построены транспортеры ТМ-3-12. Они вошли в состав батареи № 9, которая вскоре приняла участие в Советско-финляндской войне.
        1. Nikolaevich I
          Nikolaevich I 4 апреля 2021 08:24
          +2
          В комменте упоминались установки ТМ-2-12 и ТМ-3-12 (305 мм)...но ТМ-1-14 всё же 356-мм установки.....
          1. НИКНН
            НИКНН 4 апреля 2021 10:33
            +9
            Скорострельность установки не превышала 5 выстрелов в минуту.
            Не может быть, видимо в час?
            1. Кузнец 55
              Кузнец 55 4 апреля 2021 11:20
              +1
              Тоже что то подозрительно , 12 сек. на выстрел ???
              Ошибочка .
            2. stoqn477
              stoqn477 4 апреля 2021 14:23
              +2
              Это чудовище и 5 выстрелов в минуту !? У них наверняка не получится за минуту опустить ствол в горизонтальное положение.
              1. НИКНН
                НИКНН 4 апреля 2021 15:12
                +2
                Цитата: stoqn477
                Это чудовище и 5 выстрелов в минуту !? У них наверняка не получится за минуту опустить ствол в горизонтальное положение.

                Ошибся автор , там в час видимо. "Дора" делала 1 выстрел в 45 минут, да и все крупные калибры даже гаубица наша Б-4 203 мм 1 выстрел в 2 минуты.
                1. stoqn477
                  stoqn477 4 апреля 2021 19:42
                  0
                  Он ошибся на 100%.
      2. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 4 апреля 2021 11:42
        +3
        Цитата: ВАШ
        Специально для Вас.

        Каторина и Широкорад я тоже читал, по памяти перепутал с ТМ-3-14, однако 14 дюймов, куда больше чем чем 12! Значит габариты и вес куда более значителен, чем ТМ-2-12 и ТМ-3-12.
      3. Undecim
        Undecim 4 апреля 2021 15:16
        +3
        Специально для Вас.
        Прежде чем писать, хорошо бы почитать, чтобы не писать туфту.
        Судя по вашему заявлению, вы мастер искать информацию. Поищите про транспортер морской типа 2 калибра 12 дюймов и транспортер морской типа 3 калибра 12 дюймов.
        1. ВАШ
          ВАШ 5 апреля 2021 13:36
          -1
          Вот нашел https://topwar.ru/96528-nastoyaschaya-car-pushka-305-mm-zheleznodorozhnaya-artilleriyskaya-sistema-tm-3-12.html
          Может у вас ещё какая-то информация имеется, поделитесь. Буду благодарен особо если обойдетесь без оскорблений.
          1. Undecim
            Undecim 5 апреля 2021 15:13
            0
            С поиском у Вас совсем плохо. Надеюсь, я эти Вас не оскорбил?
            https://mirlib.ru/knigi/military_history/210926-morskie-pushki-na-zheleznoy-doroge.html
            1. ВАШ
              ВАШ 6 апреля 2021 04:02
              -1
              Книгу скачаю прочитаю но может вы подскажете где написано что когда ТМ перебазировали на ДВ была необходимость спиливать столбы вдоль ж/д
    2. bubalik
      bubalik 4 апреля 2021 06:21
      +6
      первый раз даже пришлось срезать несколько десятков километров новых столбов линии электропередач. Н

      Для проверки прохождения транспортера изготовили имитатор габарита и отправили его по выбранному маршруту. Однако имитатор, выполненный в виде стальной рамы с откидными «крыльями», соответствовал габариту 1932 года, а не фактическим размерам транспортера. В результате было снесено несколько сооружений, построенных в соответствии с габаритом 1896 года. А под Вологдой на одном из перегонов снесли половину столбов линии электропередачи, оставив всю округу без света.
    3. 210окв
      210окв 4 апреля 2021 07:21
      +1
      5 выстрелов в минуту??!! Не может быть.
    4. Бережливый
      Бережливый 4 апреля 2021 07:29
      +1
      7 выстрелов в минуту? Это точно ?Для такого колибра скорострельность фантастическая! !!
  2. УВБ
    УВБ 4 апреля 2021 07:19
    0
    Скорострельность установки не превышала 5 выстрелов в минуту.
    Может наоборот, 1 выстрел в 5 минут?
  3. Комментарий был удален.
  4. Бережливый
    Бережливый 4 апреля 2021 07:30
    +3
    Бог есть на свете! Поэтому, орудие французское и взорвалось под Ленинградом! am
  5. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 4 апреля 2021 08:46
    +5
    Мдааа...! Не зря говорится,что история развивается по спирали...! "Большие пушки" в развитии увеличивали калибры....но,примерно такое же,стало происходить и в развитии РСЗО ! Не так давно был период ,когда предельным калибром в РСЗО считался "Смерч"с 300-мм снарядами...А потом "пошло-поехало" !То в Китае 370-мм РСЗО появляются ; то в Сербии-400-мм установки...И это ещё не говоря об итальянских 380-мм...сирийских 360-мм и 500-мм ,,голанах,,(хотя последние трудновато назвать установками залпового огня...) ...Опять же ,Китай с "многозарядными" ракетными установками с 420-мм и 600-мм тактическими ракетами...КНДР бы не забыть с её 600-мм "РСЗО" ! Шо буде дале? Чем всё это закончится ? request
    1. Кузнец 55
      Кузнец 55 4 апреля 2021 11:28
      0
      Название статьи : Самые большие пушки в истории .
      Тогда надо упомянуть царь пушку , калибр 890 мм .
      Хотя она и не стреляли ни разу . Да и пушки из разных веков .
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 4 апреля 2021 11:46
        +2
        Смысл и логика подбора для статей мне искренне не понятна. Если писать о самом большом калибре, то это Маленький Давид с более чем 900мм.
      2. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 4 апреля 2021 12:15
        +2
        Цитата: Кузнец 55
        Тогда надо упомянуть царь пушку , калибр 890 мм

        А чего же тогда сразу не упомянули и 914-мм Давида ? Не ндравятся ракеты? Дык, есть у меня и коммент об "орудиях" ! Плиз! bully
  6. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 4 апреля 2021 08:58
    +2
    "Эх,Марфуша! Нам ли жить в печали?" Что нам французский 520-мм калибр ,да ещё 1МВ ? В СССР были "орудия" и по крупнее калибром...да ещё после 2МВ ! Я имею в виду 560-мм RAK (E) и 535-мм Д-80...! Если кому интересно, но он об этом не знает ;то пусть вспомнит фашистский " Штурмтигр" с 380-мм "орудием" на "базе" корабельной бомбомётной установки ! Тут тоже...типа того !
  7. CastroRuiz
    CastroRuiz 4 апреля 2021 11:01
    +1
    Da, malo praktichno, no eta moshch ! :)
  8. bk0010
    bk0010 4 апреля 2021 11:40
    0
    При этом содержание взрывчатых веществ в боеприпасах, развивавших скорость 530 м/с, доходило до 180 кг.
    Тут не опечатка, ноль не лишний? Если нет, то это очень круто! Раз в 10 больше взрывчатки, чем у флотских орудий.
  9. Басарев
    Басарев 4 апреля 2021 13:19
    0
    Как можно видеть, самыми прагматичными в железнодорожной артиллерии оказались русские. Не гоняясь за монструозными калибрами, просто поставили на платформу пушку от линейного крейсера Измаил. Довольно скромных 342 мм оказалось вполне достаточно для контрбатарейной стрельбы, с чем установки успешно справлялись всю войну.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 4 апреля 2021 14:37
      +3
      Наверное всё-таки 356мм, а не 342.
    2. Alexey RA
      Alexey RA 5 апреля 2021 13:10
      +2
      Цитата: Басарев
      Как можно видеть, самыми прагматичными в железнодорожной артиллерии оказались русские. Не гоняясь за монструозными калибрами, просто поставили на платформу пушку от линейного крейсера Измаил.

      Так ТМ-1-14 - это система для береговой обороны, не для сухопутного фронта. Их во всех странах делали как под копирку: берётся ствол флотской или береговой артиллерии, ставится на многоосный транспортёр, строится ж/д сеть с подготовленными позициями - всё, мобильная система береговой обороны готова.

      А для сухопутного фронта и для армейцев в СССР разрабатывали свою систему - ТГ-1 (500-мм гаубица). Но не успели.
      К началу Великой Отечественной войны были готовы лишь одна качающаяся часть ТГ-1 и один универсальный транспортер ТПГ. Такой транспортер имел сильно упрощенную конструкцию и предназначался только для испытаний орудий.