Military Review

Spacesuit "Yastreb" for work in open space

23

After A.A.Leonov's successful exit into open space, which in its essence confirmed the fundamental possibility of finding a person in open space, the designers faced a new task of creating a spacesuit for practical work outside the ship.


This need arose primarily because the Soviet lunar program provided for the transfer of astronauts in Earth orbit from the Soyuz transport vehicle to a spacecraft for circling the Moon by crossing open space.

The Berkut spacesuit for AA Leonov's spacewalk, firstly, did not provide the required duration of autonomous operation (up to two hours), since other tasks were assigned to it. Secondly, the new SC was to be used only for extravehicular activities and put on immediately before leaving, while the Berkut SC performed a double function - as a rescue SC at the stages of launching into orbit and entering the dense layers of the atmosphere, and SC for extravehicular activity. Thirdly, the experience gained when A.A. Leonov came out required significant improvements, including due to the transition from open-type coolant to closed-type coolant.

The shell of the new spacesuit, which received its own name "Hawk", was made on the basis of the shell of the "Berkut" spacesuit, but with significant modifications.

Like SC "Berkut", "Yastreb" had a double hermetic shell, double glazing, and given the sharp change in external thermal conditions in space - depending on being in the shade or on the sunny side, it was decided to use thermal protection on the Yastreb in the form screen-vacuum insulation, similar to that used at the SC "Berkut".

To facilitate putting on the spacesuit in zero gravity in the utility compartment of the ship, which has a limited volume, the shell of the spacesuit had a cut for the "standing" position, which excluded its use as a rescue spacesuit, since its compatibility with the Kazbek chair was lost. The ventilation suit was permanently attached to the inner shell of the SC. The sealed cuffs of the sleeves, like the gloves, were removable; instead of leather boots, soft shoes were used, etc.

Spacesuit "Yastreb" for work in open space

The GNSh-2 pressure helmet underwent refinement, the light filter in which, unlike the Berkut SC, was located outside, which increased the internal volume of the under-helmet space. In addition, hand mobility has been improved and a compact communications connector has been developed. An emergency oxygen cylinder is installed on the body of the suit, and so on, and the layout of the pressure regulators on the Yastreb shell, in contrast to the Berkut, was made differently.

Power supply, radio communication and control of telemetric parameters were carried out using the onboard systems of the ships with the help of an electrofala.


Technical characteristics of SC "Yastreb"

The time spent outside the ship is up to 3 hours.
Spacesuit absolute pressure:
Mode No. 1 (working) - within 270-340 mm Hg. Art. (0,4 kgf / cm2)
Mode No. 2 (emergency) - within 180-230 mm Hg. Art. (0,27 kgf / cm2)
The maximum heat removal provided by the RVP-1 coolant is 200 kcal / hour.
Gas leakage through the pressure suit shell - no more than 1 l / m.
The weight of the suit is up to 19,5 kg.

Coolant system SK "Yastreb" RVP-1 and RVP-1P


Coolant system for SC "Yastreb" was made in two versions:

1 - in the form of a back pack (RVP-1);
2 - in the form of placement in front of the legs on the harness (RVP-1P).

The version of the hanging knapsack was caused by the narrow hatch of the Soyuz spacecraft, the diameter of which was 600 mm and made it difficult to pass in a spacesuit with a knapsack placed on the back.




On January 17, 1969, the Soyuz-4 and Soyuz-5 spacecraft successfully docked in orbit, and the cosmonauts A.S. Eliseev and E.V. Khrunov, dressed in the Yastreb spacesuits, successfully transferred from the Soyuz-5 spacecraft. "In the Soyuz-4 spacecraft through open space and descended on another spacecraft to earth. The stay in open space during the transition from ship to ship was 37 minutes.

23 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. yehat2
    yehat2 April 5 2021 15: 16
    0
    Since childhood, I have been tormented by the constant question - if there is an OPEN space and, in general, it is understandable, that is, it is also closed, and this is what it is, I do not understand.
    1. Bshkaus
      April 5 2021 16: 06
      +3
      if there is an OPEN space and in general it is understandable, then there is also a closed space, and this is what it is, I don’t understand.

      These are relative concepts of the location of a particular object.
      "Open space" means the location of an object in outer space.
      For example, a spacecraft flies in open space, but the astronaut is inside the spacecraft, the concept of "being in space", "space flight" is applied to it - you can conventionally call it closed space.
      But when he (the astronaut) leaves the spaceship, he goes out into open space, the person in this case becomes an object located directly in outer space - open space.
      There are other concepts: autonomous work. For example, during airlock, as long as the pressure is released, the spacesuit is powered from the board, but after undocking the pad, autonomous work begins, but the astronaut is still in the airlock with the door open, but he is not yet in "open space" it hits only after leaving the gateway.
      1. Pete mitchell
        Pete mitchell April 5 2021 16: 46
        +4
        Nice topic, great presentation. I thank the author and look forward to continuing
        1. Bshkaus
          April 5 2021 16: 52
          +5
          Nice topic, great presentation. I thank the author and look forward to continuing

          In a week about the lunar ones, I'll start, and then I'll speak at the conference a week later on a promising lunar moon, maybe I'll share it a little later, although in my opinion it's not interesting (self-critical).
          1. Pete mitchell
            Pete mitchell April 5 2021 16: 55
            +4
            Why not? People with diverse interests, one must try for the joy of society good
            1. Bshkaus
              April 5 2021 22: 23
              +3
              Why not? People with varied interests

              it's not about interests, but about the content itself, which boils down to the fact that the "industry" can offer three options for a flight to the moon, but in order to choose which one you need, you must first decide what you are going to the moon do)))
              1. Pete mitchell
                Pete mitchell April 5 2021 22: 59
                +2
                wink here's one thing and find out
          2. 210ox
            210ox April 6 2021 09: 07
            0
            In general, the Soviet lunar program was closed for uninitiated people for a long time. I would like to read about the descent module. And in general, what the flight should look like, its stages. Thanks for the articles.
    2. bistrov.
      bistrov. April 5 2021 17: 11
      0
      Quote: yehat2
      if there is OPEN space

      These are the features of the Russian language, for example, in the "open" sea, in the "open" ocean, in the "open" space, ... that is. directly in the designated environment ... what is not clear here ...
      1. Flooding
        Flooding April 5 2021 17: 28
        0
        Quote: bistrov.
        what is incomprehensible

        there are many interesting riddles in the Russian language
  2. mojohed2012
    mojohed2012 April 5 2021 15: 17
    0
    Again, good and interesting material.
  3. Vladimir_2U
    Vladimir_2U April 5 2021 16: 32
    +2
    Amazing stuff!

    Coolant system for SC "Yastreb" was made in two versions:
    Here's where else I would find out about it!
    1. Bshkaus
      April 5 2021 18: 48
      +2
      Here's where else I would find out about it!

      But the Hawk's coolant was conditionally autonomous, he all the same had an electrophalus. But the lunar Eagle (about him the next article) was already completely autonomous. The star did not waste time on trifles and made two completely different spacesuits for the Moon at once: as a result, Krechet was chosen for L3, and Oryol looked after Chelomey for his LK-700. ))) so there were options
  4. Aviator_
    Aviator_ April 5 2021 20: 48
    +2
    January 17, 1965 Soyuz-4 and Soyuz-5 spacecraft successfully docked in orbit, and cosmonauts A.S. Eliseev and E.V.

    It was in 1969 year
    1. Bshkaus
      April 5 2021 22: 26
      +2
      It was in 1969 year

      I agree, this is a typo (I confused the campaign with Leonov's exit).
  5. Gimlet
    Gimlet April 7 2021 14: 11
    +1
    Thanks to the author for another interesting article! It seems that I read a lot (and I do!) Memoirs, documentary and other literature on space topics. But there are few places where the technical and design features of technology are described in such detail.
    A question arose that, perhaps, has little to do with the topic, but still I want to ask: if the working pressure in the spacesuit was 0,4 kgf / cm2, and in the Soyuz capsules, as you know, the working pressure is approximately equal to 1 atm., Then in In the process of putting on the spacesuit, was there time allowed for the astronaut to adapt to work in a lower pressure environment?
    Still, the pressure of 0,4 kgf / cm2 is "above 6000m above sea level." To such a height without intermediate adaptations, without having received the possible unpleasant consequences of decompression sickness, it is rather difficult to climb even for trained climbers ...
    1. Bshkaus
      April 11 2021 09: 08
      0
      A question arose that, perhaps, has little to do with the topic, but still I want to ask: if the working pressure in the spacesuit was 0,4 kgf / cm2, and in the Soyuz capsules, as you know, the working pressure is approximately equal to 1 atm., Then in In the process of putting on the spacesuit, was there time allowed for the astronaut to adapt to work in a lower pressure environment?
      Still, the pressure of 0,4 kgf / cm2 is "above 6000m above sea level." To such a height without intermediate adaptations, without having received the possible unpleasant consequences of decompression sickness, it is rather difficult to climb even for trained climbers ...


      This question is related to the topic and is very relevant!
      Problems with the transition from a pressure of 1 atmosphere to 0,4 (300 mm Hg) are not as terrible as they paint it:
      Indeed, this is an altitude of about 7 km, but a 100% oxygen environment is maintained inside the spacesuit, due to which the partial pressure of oxygen is even higher than in ordinary terrestrial conditions.
      As for the pressure drop, it does not occur instantly, but smoothly, there may be problems with ear congestion, as in a passenger plane, only more pronounced, but given that astronauts take people whose barofunction is usually normal, then problems, as a rule, does not arise.

      But the prevention of the risk of developing high-altitude decompression sickness really has to be taken into account because the height in the UK is 7 km. For this, the so-called "desaturation" is performed. At first, a 100% oxygen environment is created inside the spacesuit, and then the astronaut breathes pure oxygen for 30 minutes so that nitrogen is washed out of the body.

      But to call it "adaptation" is not correct, a person quickly adapts to a drop in pressure and a change in gas composition, this does not pose a problem for him.
      1. Gimlet
        Gimlet April 13 2021 14: 37
        0
        Thanks for the clarifications, but questions remain smile
        So, as I understand it, the process of putting on or "entering" a spacesuit is as follows:
        1) the astronaut puts on / enters the spacesuit and seals it;
        2) the first 30 minutes in the spacesuit, the pressure is 1 atm., But the composition is almost pure oxygen, nitrogen "comes out" of the blood, and so on. gases;
        3) the pressure gradually decreases to a working level of 0,4 atm. for some not long period of time (or during the first 30 minutes does the gas composition change and the pressure decrease simultaneously?);
        4) an astronaut in a spacesuit is ready to perform assigned tasks.
        Then it turns out that the process of removing / exiting the spacesuit is not much easier, as it seems to me: it is only necessary to smoothly raise the pressure, a change in the gas composition can occur abruptly: opened the pressure helmet and that's it!
        Then more questions - it turns out that inside the ship, for example, at launch, the pressure inside the spacesuit is lower than in the capsule itself. The spacesuit, for the most part, should crimp the astronaut ... And in all the photo / video frames, the spacesuits look like down jackets ...
        And yet - I read somewhere that pure oxygen, without consequences, a person can breathe for about 7 days. Then there are irreversible changes in the lung tissue. We did experiments in pressure chambers. Does such a limitation really exist or is it a story?
        1. Bshkaus
          April 13 2021 15: 01
          +2
          First, check the tightness, then a small release of pressure in the sluice to an altitude of 3 km where the gas composition changes: purging with pure oxygen for 5 minutes (280 liters are consumed for this) and then 30m desaturation. Then the pressure in the SC and the sluice is released to a height of 7 km (in the SC it is already clean 02 and desaturation has passed). Up to this point, there is overpressure in the SC. Further, the pressure in the sluice continues to drop, and 280-300 mm remain in the spacecraft. Moreover, the more the external falls, the more the internal (excess) grows. When they reach a vacuum, 0,4 atmospheres (300 mm Hg) are formed in the SC already in the vacuum, the electrofal and the side block are undocked, and the SC switches to autonomous mode. The reverse is both simpler and more difficult: first, the connection of the pads and the electrophalus, then the sublimator is dried for 30-40 minutes, and only after that the pressure increase in the airlock decreases as the excess in the SC decreases (at this moment the spacesuit begins to deflate and envelop the body and at a height of 7 km the pressure of the airlock and SC levels off (300 mm Hg). Further to the "ground" it rises here and there evenly. Switching from 02 to normal air is just opening the hatch.
        2. Bshkaus
          April 13 2021 15: 11
          +2
          Now by 02: the Americans flew with him to the moon for up to 2 weeks and nothing, there were changes, but their significance is very exaggerated: 02 is toxic at high pressures of 2-7 atmospheres (from diving problems). There is a direct dependence on his pressure and the time spent before the onset of intoxication and its strength.
          But there is an ambush: divers have a higher pressure, you pour water into a glass of 200 ml and drink, and because of the high water pressure, it turned out not 200, but 1000 ml with all the consequences. And in aviation, on the contrary, you pour 200 into a glass, and drink only 40 ml (5 times less, because all the water was smeared into 5 glasses. With oxygen also: pressure 0,3, concentration 100% and the molecules themselves necessary for breathing are exactly as much as you need (well, a little more). This is the secret that lunar experts and lovers of physiology do not know and do not understand))) yes, edema also begins there and the absorption worsens, there are no other energy gases, but up to 2-4 weeks a person can fly like this without serious consequences - but further the chapel))))
          1. Gimlet
            Gimlet April 14 2021 08: 49
            0
            Thanks for the detailed story! I just haven't read such details anywhere. A lot has been written and filmed about divers and their problems. But about pilots and cosmonauts ... Alas! It is clear that secrecy is also less accessible ...
            Now I more or less understand how and what is happening. In general terms, the whole process was roughly what I imagined, but without details. I knew about the "trick" with a reduced pressure of a purely oxygen atmosphere in astronauts before. The question was precisely about the safe terms of being in such an atmosphere with a reduced pressure ... Thank you again! Keep on telling, very exciting.
            1. Bshkaus
              April 14 2021 09: 12
              +1
              The question was precisely about the safe period of being in such an atmosphere with a reduced pressure.
              in the American literature of the 60s, it was sincerely believed that at a pressure of 0,3 and 100 o2, one can stay indefinitely. But additional experiments and practice have shown that the safe limit is 2-4 weeks.
              1. Gimlet
                Gimlet April 15 2021 09: 08
                0
                In literature? Is this science fiction? smile
                Have they not already conducted experiments? Didn't you study this question? How did they expect to send people into space then? Without a margin of "strength"? No reserve?
                Although ... It is quite possible! They then, in the 60s, used a lot of things without proper verification and testing. The same "Saturn-5" - the first manned flight immediately after the emergency launch. The lunar lander - never really tested - was immediately thrown to the moon. No reserve. And if, upon landing, the module would have landed with a roll higher than the calculated one? What a boulder under a layer of dust would have fallen under the support ... And the very scheme of landing - fly forward with your feet and face down, choosing a landing site ... Supermen! smile
                In general, their entire space program of the 60-70s is on the verge of a fall!

Военное обозрение

Скафандр «Ястреб» для работы в открытом космосе

23

После успешного выхода А. А. Леонова в открытый космос, подтвердившего по своей сути принципиальную возможность нахождения человека в условиях открытого космоса, перед конструкторами встала новая задача по созданию скафандра для практической работы вне корабля.


Такая необходимость возникла прежде всего потому, что советская лунная программа предусматривала пересадку космонавтов на орбите Земли из транспортного корабля «Союз» в корабль для облёта Луны путём перехода через открытый космос.

Скафандр «Беркут» для выхода А. А. Леонова в открытый космос, во-первых, не обеспечивал необходимой длительности автономной работы (до двух часов), так как перед ним ставились другие задачи. Во-вторых, новый СК должен был применяться только для внекорабельной деятельности и надеваться непосредственно перед выходом, в то время как СК «Беркут» выполнял двойную функцию – как спасательного СК на этапах выведения на орбиту и вхождения в плотные слои атмосферы, так и СК для внекорабельной деятельности. В-третьих, опыт, полученный при выходе А. А. Леонова, требовал существенных доработок, в том числе из-за перехода от СОЖ открытого типа к СОЖ закрытой.

Оболочка нового скафандра, получившего собственное название «Ястреб», была выполнена на основе оболочки скафандра «Беркут», но с существенными доработками.

Как и СК «Беркут», «Ястреб» имел двойную герметическую оболочку, двойное остекление, а учитывая резкое изменение внешних тепловых условий в космосе – в зависимости от пребывания в тени или на солнечной стороне, было принято решение использовать на «Ястребе» теплозащиту в виде экранно-вакуумной изоляции, аналогичной той, что использовалась на СК «Беркут».

Для облегчения надевания скафандра в условиях невесомости в бытовом отсеке корабля, имеющего ограниченный объём, оболочка скафандра имела раскрой для положения «стоя», что исключало его применение в качестве спасательного скафандра, так как пропадала сочетаемость с креслом «Казбек». Вентиляционный костюм был постоянно закреплён на внутренней оболочке СК. Герметичные манжеты рукавов, как и перчатки, были выполнены съёмными, вместо кожаных ботинок использовалась мягкая обувь и пр.

Скафандр «Ястреб» для работы в открытом космосе

Доработке подвергся гермошлем «ГНШ-2», светофильтр в котором, в отличие от СК «Беркут», размещался снаружи, что увеличило внутренний объём подшлемного пространства. Кроме того, была улучшена подвижность рук и разработан малогабаритный разъём коммуникаций. На корпусе скафандра установлен аварийный кислородный баллон и т. д., а схема размещения регуляторов давления на оболочке «Ястреба», в отличие от «Беркута», была выполнена по-другому.

Электропитание, радиосвязь и контроль телеметрических параметров осуществлялись с помощью бортовых систем кораблей при помощи электрофала.


Технические характеристики СК «Ястреб»

Время пребывания за пределами корабля до 3-х часов.
Абсолютное давление в скафандре:
Режим № 1 (рабочий) – в пределах 270-340 мм рт. ст. (0,4 кгс/см2)
Режим № 2 (аварийный) – в пределах 180-230 мм рт. ст. (0,27 кгс/см2)
Максимальный теплосъём, обеспечиваемый СОЖ РВП-1 – 200 ккал/час.
Утечка газа через гермооболочку скафандра – не более 1 л/м.
Вес скафандра в комплекте – до 19,5 кг.

Система СОЖ СК «Ястреб» РВП-1 и РВП-1П


Система СОЖ для СК «Ястреб» была выполнена в двух вариантах:

1 – в виде наспинного ранца (РВП-1);
2 – в виде размещения спереди на ногах на подвесной системе (РВП-1П).

Вариант подвесного ранца был вызван узким люком КК «Союз», диаметр которого составлял 600 мм и затруднял прохождение в скафандре с размещённым на спине ранцем.




17 января 1969 года КК «Союз-4» и «Союз-5» успешно состыковались на орбите, а космонавты А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов, одетые в скафандры «Ястреб», успешно перешли из КК «Союз-5» в КК «Союз-4» через открытый космос и спустились уже на другом корабле на землю. Пребывание в открытом космосе при переходе с корабля на корабль составило 37 минут.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. yehat2
    yehat2 5 апреля 2021 15:16
    0
    меня с детства мучал постоянный вопрос - если есть ОТКРЫТЫЙ космос и в целом он понятен, то есть и закрытый и вот что это такое, я не понимаю.
    1. Бшкаус
      5 апреля 2021 16:06
      +3
      если есть ОТКРЫТЫЙ космос и в целом он понятен, то есть и закрытый и вот что это такое, я не понимаю.

      Это относительные понятия местонахождения конкретного объекта.
      "Открытый космос" подразумевает нахождение объекта в космическом пространстве.
      Например, космический корабль летит в открытом космосе, но космонавт находится внутри корабля, к нему применяется понятие "нахождение в космосе", "космический полет" - условно можно назвать это закрытым космосом.
      Но когда он (космонавт) выходит за пределы корабля, он выходит в открытый космос, человек в данном случае становится объектом находящимся непосредственно в космическом пространстве - открытом космосе.
      Есть другие понятия: автономная работа. Например во время шлюзования, до тех пор, пока сбрасывается давление, скафандр питается от борта, но после отстыковки колодки начинается автономная работа, но космонавт еще находится в шлюзовой камере с открытой дверью, но он еще не находится в "открытом космосе", в который он попадает только после выхода из шлюза.
      1. Pete Mitchell
        Pete Mitchell 5 апреля 2021 16:46
        +4
        Хорошая тема, отличная подача. Автору благодарствую и ждём продолжения
        1. Бшкаус
          5 апреля 2021 16:52
          +5
          Хорошая тема, отличная подача. Автору благодарствую и ждём продолжения

          Через недельку про лунные начну, а тут еще с докладом через неделю по перспективному луннику на конференции выступать, может и для ВО поделюсь чуть позже, хотя на мой взгляд это не интересно (самокритично).
          1. Pete Mitchell
            Pete Mitchell 5 апреля 2021 16:55
            +4
            Почему нет? Народ с разнообразными интересами, надо пробывать на радость обществу good
            1. Бшкаус
              5 апреля 2021 22:23
              +3
              Почему нет? Народ с разнообразными интересами,

              дело не в интересах, а самом содержании, которое сводится к тому, что "промышленность" может предложить для полета на Луну три варианта скафандра, но для того, что бы выбрать какой нужен, надо для начала определиться в том, что вы собираетесь на Луне делать)))
              1. Pete Mitchell
                Pete Mitchell 5 апреля 2021 22:59
                +2
                wink вот за одно и выясним
          2. 210окв
            210окв 6 апреля 2021 09:07
            0
            Вообще советская лунная программа была закрыта для не посвящённых долгое время. Хотелось бы прочесть про спускаемый модуль. И вообще, как должен выглядеть полет, его этапы. Спасибо за статьи.
    2. bistrov.
      bistrov. 5 апреля 2021 17:11
      0
      Цитата: yehat2
      если есть ОТКРЫТЫЙ космос

      Это особенности русского языка,например, в "открытом " море, в "открытом" океане, в "открытом" космосе, ... т.е. непосредственно в обозначенной среде..., что тут непонятного...
      1. Наводлом
        Наводлом 5 апреля 2021 17:28
        0
        Цитата: bistrov.
        что тут непонятного

        в русском языке кроется много интересных загадок
  2. mojohed2012
    mojohed2012 5 апреля 2021 15:17
    0
    Опять хороший и интересный материал.
  3. Владимир_2У
    Владимир_2У 5 апреля 2021 16:32
    +2
    Изумительный материал!

    Система СОЖ для СК «Ястреб» была выполнена в двух вариантах:
    Вот где бы ещё об этом узнал!
    1. Бшкаус
      5 апреля 2021 18:48
      +2
      Вот где бы ещё об этом узнал!

      Но у Ястреба СОЖ была условно автономной, он всеравно имел электрофал. А вот лунный Орел (о нем сл статья) был уже полностью автономен. Звезда не мелочилась и для Луны сделала сразу два совершенно разных скафандра: в итоге для Л3 выбрали Кречет, а Орел присмотрел Челомей для своей ЛК-700. ))) так что были варианты
  4. Авиатор_
    Авиатор_ 5 апреля 2021 20:48
    +2
    17 января 1965 года КК «Союз-4» и «Союз-5» успешно состыковались на орбите, а космонавты А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов, одетые в скафандры «Ястреб»

    Это было в 1969 году
    1. Бшкаус
      5 апреля 2021 22:26
      +2
      Это было в 1969 году

      Согласен, это опечатка (перепутал походу с выходом Леонова).
  5. Буравчик
    Буравчик 7 апреля 2021 14:11
    +1
    Спасибо автору за очередную интересную статью! Вроде много читал (и читаю!) мемуаров, документальной и прочей литературы на космическую тематику. Но вот мало где так подробно рассказывается о технических и конструктивных особенностях техники.
    Возник вопрос, который, возможно мало связан с темой, но все же хочу спросить: если в скафандре рабочее давление составляло 0,4 кгс/см2, а в капсулах "Союзов", как известно, рабочее давление примерно равно 1 атм., то в процессе одевания скафандра предусматривалось ли время на адаптацию космонавта к работе в среде с более низким давлением?
    Все - таки давление 0,4 кгс/см2 - это "выше 6000м над уровнем моря". На такую высоту без промежуточных адаптаций, не получив возможных неприятных последствий кессонной болезни, подняться довольно затруднительно даже для тренированных альпинистов...
    1. Бшкаус
      11 апреля 2021 09:08
      0
      Возник вопрос, который, возможно мало связан с темой, но все же хочу спросить: если в скафандре рабочее давление составляло 0,4 кгс/см2, а в капсулах "Союзов", как известно, рабочее давление примерно равно 1 атм., то в процессе одевания скафандра предусматривалось ли время на адаптацию космонавта к работе в среде с более низким давлением?
      Все - таки давление 0,4 кгс/см2 - это "выше 6000м над уровнем моря". На такую высоту без промежуточных адаптаций, не получив возможных неприятных последствий кессонной болезни, подняться довольно затруднительно даже для тренированных альпинистов...


      Как раз этот вопрос связан с темой и очень актуальный!
      Проблем с переходом от давления 1 атмосфера до 0,4 (300мм.рт.ст.) не такая страшная как ее малюют:
      Действительно, это высота порядка 7км, но внутри скафандра поддерживается 100% кислородная среда, благодаря чему парциальное давление кислорода даже выше, чем в обычных земных условиях.
      Что касается перепада давления, то он происходит не моментально, а плавно, тут могут возникнуть проблемы с заложенностью ушей как в пассажирском самолете, только более выражено, но учитывая что в космонавты берут людей у которых барофункция обычно в норме, то и проблем как правило, не возникает.

      А вот предупреждение риска развития высотной декомперссионной болезни действительно приходится учитывать т.к. высота в СК равна 7 км. Для этого производится так называемая "десатурация" т.е. вначале внутри скафандра создается 100% кислородная среда, а затем космонавт в течение 30 минут дышит чистым кислородом для того, что бы из организма вымылся азот.

      Но назвать это "адаптацией" не правильно, человек быстро адаптируется к падению давления и смене газового состава, это не представляет для него проблемы.
      1. Буравчик
        Буравчик 13 апреля 2021 14:37
        0
        Спасибо за пояснения, но вопросы остались smile
        Итак, как я понял, процесс одевания или "входа" в скафандр, происходит следующим образом:
        1)космонавт одевает/входит в скафандр и герметизирует его;
        2) первые 30 мин в скафандре давление равно 1 атм., но состав - практически чистый кислород, из крови "выходит" азот и проч. газы;
        3) давление плавно понижается до рабочего уровня 0,4 атм. за какой-то не продолжительный промежуток времени (или в течении первых 30 мин. происходит и смена газового состава и снижение давления одновременно?);
        4) космонавт в скафандре готов выполнять поставленные задачи.
        Тогда выходит, что процесс снятия/выхода из скафандра не много проще, как мне кажется: необходимо только лишь плавно поднять давление, смена газового состава может произойти и резко: открыл гермошлем и все!
        Тогда еще вопросы - выходит, что внутри корабля, например, при старте, внутри скафандра давление ниже, чем в самой капсуле. Скафандр, большей частью, должен обжимать космонавта... А на всех фото/видео кадрах скафандры выглядят как куртки-пуховики...
        И еще - где-то читал, что чистым кислородом, без последствий, человек может дышать около 7 суток. Дальше наступают необратимые изменения тканей легких. У нас ведь проводились эксперименты в барокамерах. Действительно ли такое ограничение существует или это байки?
        1. Бшкаус
          13 апреля 2021 15:01
          +2
          Вначале проверка герметичности, потом небольшой сброс давления в шлюзе до высоты 3-км где и происходит смена газового состава: продувка чистым кислородом 5 мин (на это расходуется 280 литров) и потом 30м десатурация. Затем сброс давления в СК и шлюзе до высоиы 7км (в СК уже чистый 02 и пройдена десатурация). До этого момента в СК избыточного давления. Далше давление в шлюзе продолжает падать, а в СК сохраняться 280-300 мм. При этом, чем больше падает внешнее, тем больше растет внутреннее (избыток). Когда доходят до вакуума, в СК образуется 0,4 атмосферы (300мм.рт.ст) уже в вакууме отстыковывается электрофал и бортовая колодка, а СК переходит на автономный режим. Обратно и проще и сложней: сперва подстыковка колодок и электрофала, затем 30-40мин сушится сублиматор и только после этого повышение давления в шлюзе по мере которого избыток в СК снижается (в этот момент скафандр начинает сдуваться и обволакивать тело и при высоте 7км давление шлюза и СК выравнивается (300 мм рт ст). дальше до "земли" повышается и там и тут равномерно. Переход с 02 на обычный воздух- просто открытие люка.
        2. Бшкаус
          13 апреля 2021 15:11
          +2
          Теперь по 02: американцы с ним летали на Луну до 2х недель и ничего, изменения были, но их значимость очень сильно приувеличина: 02 токсичен при больших давлениях 2-7 атмосферы (из водолазных проблем). Есть прямая зависимость от его давления и время нахождения до начала интоксикации и ее силы.
          Но есть засада: у водолазов давление выше, те вы наливаете воды в стакан 200 м.л и выпиваете, а изза высокого давления воды там оказалось не 200, а 1000м.л со всеми вытекающими. А в авиации напротив, наливаете в стакан 200, а выпиваете всего 40 мл (в 5 раз меньше т.к всю воду размазали на 5 стаканов. С кислородом также: давление 0,3, концентрация 100% а самих молекул, необходимых для дыхания ровно столько, сколько нужно(ну чуть больше). В этом и секрет, которого лунные эксперты и любители физиологии не знают и не понимают))) да, там тоже начинается отек и ухудшается всасываемость тк нет других энертных газов, но до 2-4 недель человек может так летать без тяжелых последствий- а вот дальше придел))))
          1. Буравчик
            Буравчик 14 апреля 2021 08:49
            0
            Спасибо за подробный рассказ! Просто ни где таких подробностей не читал. Про водолазов и их проблемы и написано и видео снято много. А вот про летчиков и космонавтов... Увы! Понятно, что менее доступно и секретность...
            Теперь мне более-менее понятно как и что происходит. В общих чертах весь процесс примерно так себе и представлял, но без подробностей. Про "фокус" с пониженным давлением чисто кислородной атмосферы у астронавтов знал и ранее. Вопрос был именно по безопасным срокам нахождения в такой атмосфере с пониженным давлением... Спасибо еще раз! Продолжайте рассказывать, очень увлекательно.
            1. Бшкаус
              14 апреля 2021 09:12
              +1
              Вопрос был именно по безопасным срокам нахождения в такой атмосфере с пониженным давлением..
              в американской литературе 60х годов искренне считали что при давлении 0,3 и 100 о2 можно находиться неограниченно долго. Но дополнительные эксперименты и практика показала что предел безопасный 2-4 нед.
              1. Буравчик
                Буравчик 15 апреля 2021 09:08
                0
                В литературе? Это фантасты что ли? smile
                Не уже ли у них эксперименты не проводились? Разве не изучали этот вопрос? Как же они рассчитывали тогда людей в космос отправлять? Без запаса "прочности"? Без резерва?
                Хотя... Вполне возможно! У них тогда, в 60-х, много чего без должной проверки и отработки использовалось. Тот же "Сатурн-5" - первый пилотируемый полет сразу же после аварийного пуска. Лунный посадочный модуль - ни разу толком не испытанный, сразу на Луну забросили. Без резерва. А если при посадке, модуль прилунился бы с креном выше расчетного? Валун какой под слоем пыли попался бы под опорой... Да и сама схема посадки- лететь вперед ногами и лицом вниз, выбирая место посадки... Супермэны! smile
                Вообще вся их космическая программа 60-70х - на грани фолла!