Военное обозрение

Как специалисты «Юнкерс», «Хейнкель», «БМВ» продвигали после войны советское реактивное авиастроение

58
Как специалисты «Юнкерс», «Хейнкель», «БМВ» продвигали после войны советское реактивное авиастроение

После окончания Великой Отечественной войны в соответствии с решением Крымской конференции на территории Германии запрещалось вести работы по военной тематике. В советской зоне оккупации они проводились в обстановке полной секретности, но союзникам об этом было известно. Постановлением Совета Министров от 17 апреля 1946 года предписывалось перевезти в СССР наиболее ценных немецких специалистов по самолетам, двигателям и приборам на специально подготовленные авиационные предприятия. В сентябре 1946 года 3558 специалистов вместе с семьями были доставлены на предприятия авиационной промышленности в районе Москвы и Куйбышева. Вслед прибыли эшелоны со станками, оборудованием, транспортом и даже чертежными досками, столами и сантехникой.


Создание базы для работ немецких специалистов


Министерству авиационной промышленности передавались демонтированные в Германии 84 авиационных предприятия с общим количеством оборудования 123 тысячи единиц. На местах приема специалистов проводилась интенсивная подготовка – восстанавливались и расширялись цеха заводов, ремонтировались жилые дома, строились финские домики. Одновременно было поставлено задание расширить аэродром в ЛИИ, чтобы там можно было испытывать построенные немцами реактивные самолеты.

Разработчиков самолетов собрали на опытном заводе № 1 на базе бывшего завода № 458 в поселке Подберезье Кимрского района примерно в 100 км к северу от Москвы (г. Дубна). Там было создано ОКБ-1 во главе с бывшим руководителем опытного производства фирмы «Юнкерс» доктором Бааде.

Специалистов по турбореактивным двигателям отправили на опытный завод № 2 на базе завода № 145 в поселке Управленческий вблизи Куйбышева (ОКБ-2 во главе с инженером Рэссингом). На этом заводе разместили и специалистов по приборам (ОКБ-3 во главе с Лертесом) из-за ограниченных возможностей их размещения в Подберезье. Небольшие группы двигателистов были отправлены на заводы № 456 в Химках и № 500 в Тушино. Заводы были оснащены в основном немецким трофейным оборудованием.

Основу ОКБ-1 составили сотрудники самолетного отдела фирмы «Юнкерс» в Дессау. Заместителем главного конструктора был выпускник Геттингенского университета Фрайтаг. В группу ведущих сотрудников ОКБ-1 входили автор проекта бомбардировщика Ju 287 Вокке, главный инженер завода «Юнкерс» Хазелоф, руководитель отдела аэродинамики фирмы «Юнкерс» доктор Бокхауз.

В состав ОКБ-2 входили сотрудники нескольких фирм. Руководил конструкторской работой Рессинг, его заместителями были бывший начальник отдела конструкций фирмы «Зибель» Хейнзен и советский инженер Березняк. Среди наиболее квалифицированных немецких специалистов ОКБ-2 следует назвать и ведущего специалиста по аэродинамике фирмы «Хейнкель» Гюнтера.

В ОКБ-1 основной задачей было продолжение проектных и экспериментальных работ, начатых еще в Германии в 1945–1946 годах по разработке новых типов реактивных самолетов, в том числе с крылом обратной стреловидности, и экспериментальной сверхзвуковой летающей лаборатории.

В ОКБ-2 должны были продолжать работы по созданию форсированных образцов серийных немецких турбореактивный двигателей Jumo-004 и BMW-003 и более мощных Jumo-012 и BMW-018, и турбовинтовому двигателю Jumo-022, который под маркой НК-2М устанавливался в середине 1950-х на самолетах Ан-8, Ту-91. ОКБ-3 было поручено продолжить начатые в Германии работы по автопилоту.

На заводе № 500 в Тушино группа из Дессау под руководством Герлаха должна была продолжить работы по авиационному дизелю Jumo 224 (М-224) и организовать выпуск реактивных двигателей на базе английского реактивного двигателя «Дервент-5». Опытные двигатели на основе «Дервент-5» под маркой РД-500 были успешно разработаны и изготовлены.

На заводе № 456 в Химках специалисты по ракетным двигателям должны были освоить изготовление двигателя ракеты Фау-2, получившего обозначение РД-100. Советские конструкторы приступили к его дальнейшему форсированию по тяге и разработали РД-101 тягой 37 т и РД-103 тягой 44 т. Однако к этим работам немецкие специалисты допущены не были. А в ОКБ Глушко приступили к разработке нового мощного кислородно-керосинового двигателя, конструкция которого основывалась на заделе отечественных разработок 30-х и 40-х годов.

Помимо авиационных и двигателестроительных КБ, в 1947 году в Москве было создано «Специальное бюро № 1» (СБ-1), главным инженером которого был назначен Сергей Берия, сын всемогущего Лаврентия Берии. В августе 1950 года оно было преобразовано в КБ-1, которому поручено создание системы ПВО Москвы – системы «Беркут», переименованной потом в систему С-25. Лаврентий Берия, используя свои возможности, перевез всю немецкую фирму «Аскания», разрабатывавшую во время войны системы управления для немецких ракет Фау-1 и Фау-2. Впоследствии КБ-1 стало концерном «Алмаз-Антей», разработавшим зенитные ракетные комплексы ПВО С-25, С-75, С-125, С-300, С-400.

Быт немецких специалистов


Самые большие колонии немцев были под Куйбышевым и Москвой. В Управленческом вместе с 755 немецкими специалистами из Германии прибыли 1355 человек их семей, а в Подберезье – около пятисот специалистов и около тысячи членов их семей.

Всех специалистов надо было обеспечить благоустроенным жильем, с чем были серьезные проблемы, жилья не хватало и для своих работников. Этот вопрос с помощью правительства был решен. Выделены необходимые средства, закуплена партия финских домиков, на места направлены военно-строительные отряды для восстановления и ремонта жилья, Минобороны перебазировало две воинские части в другие районы, под жилье был выделен один из санаториев. Пришлось выселить сотрудников заводов из ряда домов и подселить их к другим жильцам в порядке уплотнения. В итоге все немецкие специалисты были обеспечены жильем, им предоставили квартиры в кирпичных, деревянных домах и закупленных финских домиках.

Со временем быт немецких специалистов налаживался, им платили в полтора-два раза больше, чем советским специалистам такого же уровня, для них были созданы закрытые продуктовые магазины, куда допуск для простого населения был закрыт. При существующей карточной системе немецкие семьи получали продуктовые карточки с большим продуктовым содержанием, в столовых им были отведены специальные залы. Специалисты, работающие в Москве в СБ-1, могли в сопровождении офицеров охраны посещать один из лучших московских гастрономов – Елисеевский. Для детей школьников в средней школе были выделены классы с преподаванием на немецком языке, для детей дошкольного возраста организованы детские садики, где работали жены немецких специалистов.

В местах компактного проживания специалистов были созданы немецкие землячества, занимавшиеся общественной работой по организации досуга – выезды на природу, изучение в кружках русского языка, коллективное посещение театров в Москве и Куйбышеве, участие в немецком симфоническом оркестре, художественной самодеятельности и спортивных секциях. Им было разрешено приобретать радиоприемники и слушать без ограничений зарубежные радиостанции. Они оставались гражданами Германии, им без специального разрешения или без сопровождающих было запрещено покидать территорию поселков.

На начальном этапе была настороженность во взаимоотношениях между советскими и немецкими работниками, а частное общение с немцами вне рабочей обстановки было запрещено. Но постепенно отношения приобретали нормальный характер. Советские инженеры вначале считали, что немцы не будут делиться с нами своим опытом и будут заниматься вредительством. Однако они охотно делились своим опытом, очень добросовестно работали, даже когда были не согласны с порядком проводимой работы.

Разработка реактивных самолетов


Особый интерес вызывает организация разработки немцами новых реактивных самолетов, в чем они довольно далеко продвинулись. Из Германии были доставлены опытные образцы самолетов и двигателей – самолеты EF-131, EF-126, «Зибель 346», двигатели Jumo 004C, Jumo 012 (5 экз.), BMW 003C (7 экз.), BMW 018, Вальтер 109–509 (4 экз.). «Зибель 346» и EF-126 передали в ЦАГИ для продувок в аэродинамической трубе, три двигателя BMW 003C отправили в ОКБ Микояна, остальную технику доставили на опытные заводы № 1 и № 2.

Весной 1947 года заводу № 1 поручалось провести летные испытания бомбардировщика EF-131, экспериментального сверхзвукового самолета EF-346 и реактивных штурмовиков EF-126 с турбовинтовым двигателем, а также изготовить к сентябрю 1948 года и сдать на испытания два опытных образца бомбардировщика EF-132.

В 1947 году в ЛИИ проводились летные испытания штурмовиков EF-126 и первого в СССР реактивного бомбардировщика EF-131 с шестью строенными двигателями под крылом и обратной стреловидностью крыла. В октябре 1947 года, в связи запретом на пребывание иностранных специалистов на объектах, ведущих работу секретной техники, испытания немецких самолетов в ЛИИ было приказано прекратить, а самолеты и самих специалистов вернуть на завод № 1. Несколько месяцев EF-126 и EF-131 простояли на аэродроме под снегом. Когда самолеты были готовы к испытаниям в июне 1948 года, работы по этим самолетам были прекращены, отменили и разработку наиболее перспективного из немецких самолетов – дальнего бомбардировщика EF-132.


Бомбардировщик EF-131

Такое решение было вызвано появлением в СССР нового поколения ТРД с лучшими, по сравнению с немецкими двигателями, характеристиками – АМ-ТРДК-01 конструкции Микулина и ТР-1 конструкции Люльки. EF-131 с «гроздями» маломощных «Jumo» под крыльями и EF-126 с ненадежным и неэкономичным турбовинтовым двигателем представляли собой уже устаревшие машины. Работы по сверхзвуковому EF-346 были продолжены.

Основной темой ОКБ-1 в 1948 года являлась постройка и испытания бомбардировщика EF-140, представлявшего собой модификацию самолета EF-131 с установкой двух двигателей Микулина АМ-ТРДК-01 и применением более мощного вооружения. Самолет из шестимоторного переделали в двухмоторный. Мотогондолы крепились к нижней поверхности крыла. Работа проводилась как инициативный проект ОКБ-1.


Бомбардировщик EF-140

В сентябре 1948 года EF-140 был полностью подготовлен к полетам, испытания проходили на аэродроме в Теплом Стане. В мае 1949 года заводские испытания самолета были завершены, он достиг максимальной скорости 904 км/ч и дальности полета 2000 км. В связи с успешными испытаниями фронтового бомбардировщика Ту-14 государственные испытания EF-140 не проводилось, ОКБ-1 поручили переделать самолет в дальний разведчик «140-Р».

В 1949 году проводились заводские испытания «140-Р», выявившие большие вибрации крыла. После доработок испытания продолжились, но вибрации крыла не прекратись. В июле 1950 года было принято решение все работы по «140-Р» прекратить. Это был последний созданный в СССР самолет с крылом обратной стреловидности, специалисты ЦАГИ пришли к выводу о нежелательности применения такого крыла в авиастроении.

Последней работой ОКБ-1 стало создание фронтового бомбардировщика «150» с крылом обычной стреловидности. Принципиальное отличие этого самолета заключалось в том, что он представлял собой целиком новую конструкцию, разработанную с привлечением достижений авиационной науки и техники второй половины 1940-х годов.

Прототипом «150» был проект бомбардировщика РБ-2, разработанный по инициативе Бааде в 1948 году. По расчетам максимальная скорость этого 38-тонного самолета должна была составлять около 1000 км/ч.

Бомбардировщик представлял собой высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и двумя турбореактивными двигателями на пилонах под крылом. Это был первый построенный в СССР самолет с двигателями на пилонах. Из-за высокого уровня новизны конструкции процесс постройки самолета сильно затянулся, практически все приходилось изготавливать заново, нередко обращаясь к помощи других заводов. Только в конце 1951 года самолет был готов к испытаниям.


Бомбардировщик «150»

Размеры заводского аэродрома не позволяли проводить испытания такого тяжелого самолета. И его перевезти на новый аэродром, оборудованный в Луховицах. Самолет «150» впервые поднялся в воздух в сентябре 1952 года и успешно проходил испытания. Однако 9 мая 1953 года, заходя на посадку, летчик-испытатель Верников совершил ошибку, самолет потерял скорость и упал на ВПП с высоты 5–10 м.

Несмотря на то, что самолет на испытаниях превысил заданные характеристики, его не восстанавливали. По своим характеристикам «150» занимал промежуточное положение между Ил-28 и Ту-16. Под предлогом избыточной дальности для фронтового бомбардировщика и недостаточной – для стратегического в декабре 1953 года этот проект был закрыт.

С 1950 года начинается возвращение немецких специалистов в ГДР. И к концу 1953 года большинство из них покинули СССР. Коллективы немецких специалистов в области самолетостроения и двигателестроения создавали в Советском Союзе не только предпосылки для строительства больших бомбардировщиков Туполева и Мясищева. Их вклад был более существенным в обучении собственному образу мыслей и способности воплощать в жизнь свои идеи молодых советских инженеров. Они внесли в развитие советского авиастроения множество идей, оказавшихся весьма весомыми. Возможно, эти наработки и стали главным военным трофеем Советского Союза, позволившим полуразрушенной стране в считанные годы превратиться в мировую супердержаву с лучшей в мире авиацией.

Интересна и дальнейшая судьба проекта бомбардировщика «150». Бааде удалось убедить руководство ГДР и Москву в целесообразности начать в ГДР разработку и производство пассажирских самолетов.


Пассажирский самолет «Baade 152»

Еще в конце 1954 года в ОКБ-1 было начато проектирование турбореактивного пассажирского самолёта. За основу был взят проект «150». В мае 1956 года ОКБ-1 было переведено в ГДР и включено в состав производственного объединения «Flugzeugwerke». Проект самолета получил название «Baade 152». На самолёт устанавливались четыре турбореактивных двигателя Pirna 014 под крыльями, спарками в двух стреловидных узких пилонах.

Презентация нового самолёта состоялась в 1958 году, начались лётные испытания, а в марте 1959 года опытный образец потерпел авиакатастрофу, во время которой погиб экипаж. Работы, тем не менее, были продолжены. Был построен ещё один опытный образец самолёта, который поднялся в воздух в августе 1960 года. И на стапелях завода была заложена опытная партия самолетов. Но в ГДР сменилось руководство, которое приняло решение заниматься не изготовлением собственных самолетов, а ремонтировать и строить самолеты по советской лицензии. К тому же самолет «Baade 152» создавал нездоровую конкуренцию советскому Ту-104.

Летом 1961 года работы по самолету были прекращены. Образцы самолетов уничтожены. Кроме одного, хранящегося сейчас в музее аэропорта Дрездена.
Автор:
Использованы фотографии:
yandex.ru storage.yandexcloud.net
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. апро
    апро 6 апреля 2021 05:09
    +12
    Считать.что работа немецких специалистов как то умоляет достижения советского авиастроения.не продуктивно.правильно использовать немецкий опыт в авиастроении это нормальная практика.тем более в непростое послевоенное время.когда было необходимо догонять американцев с англами.повышать технический и производственный уровень.
    Да немецкий след существет.но правильно его использовать заслуга советского руководства.
    1. Гражданский
      Гражданский 6 апреля 2021 11:22
      +2
      Цитата: апро
      Считать.что работа немецких специалистов как то умоляет достижения советского авиастроения.не продуктивно.правильно использовать немецкий опыт в авиастроении это нормальная практика.тем более в непростое послевоенное время.когда было необходимо догонять американцев с англами.повышать технический и производственный уровень.
      Да немецкий след существет.но правильно его использовать заслуга советского руководства.

      В таких вопросах вообще не существует рассуждений, только задачи и цели. Потому советские инженеры ничем морально не обязаны иностранным специалистам.
  2. Torins
    Torins 6 апреля 2021 06:58
    +4
    Сейчас набегут адепты "Если бы не немцы, то до сих пор бы щи лаптем хлебали!" - Так вот нифига, у СССР была вполне себе сильная школа авиастроения, и мы бы и сами много достигли, но конечно польза от перенятия немецкого опыта была. В статье об этом впрочем все верно сказано)
    1. профессор
      профессор 6 апреля 2021 07:36
      -5
      Цитата: Torins
      Сейчас набегут адепты "Если бы не немцы, то до сих пор бы щи лаптем хлебали!" - Так вот нифига, у СССР была вполне себе сильная школа авиастроения, и мы бы и сами много достигли, но конечно польза от перенятия немецкого опыта была. В статье об этом впрочем все верно сказано)

      Сильная, сильная... Но кое где сильнее. Не забывайте чей бомбардировщик тогда скопировали 1 в 1 и чей реактивный двигатель стоял на первых советских реактивных истребителях, Кто "помогал советами" сержанту Калашинову..
      Ну а то что у немцев во всех областях вывезли все что могли не секрет. И правильно сделали, что вывезли. good

      PS
      И сразу после подписания пакта Молотов-Риббентроп советские специалисты вывезли в СССР все образцы военной техники которой только пожелали. "Для ознакомления".
      1. апро
        апро 6 апреля 2021 07:58
        +3
        Цитата: профессор
        Не забывайте чей бомбардировщик тогда скопировали 1 в 1

        И что это меняет?скопировать и полнстью построить несколько разные вещи.выстроить всю технологическую цепочку.это уже сами.
        Цитата: профессор
        Кто "помогал советами" сержанту Калашинову..

        И кто же???заслуга Шмайсера в налаживании технологического процесса производства.а не проектирование конечного изделия.
        Цитата: профессор
        Но кое где сильнее.

        И никто не спорит.нагнать за десятилете то что создавалось сто лет.это успех.никажды может повторить.
        1. mat-vey
          mat-vey 6 апреля 2021 08:19
          0
          Цитата: апро
          заслуга Шмайсера в налаживании технологического процесса производства.

          И что же за "процесс" Шмайссер "наладил"?
        2. профессор
          профессор 6 апреля 2021 09:30
          -3
          Цитата: апро
          И что это меняет?скопировать и полнстью построить несколько разные вещи.выстроить всю технологическую цепочку.это уже сами.

          Меняет расстановку- кто ведущий, а кто ведомый.

          Цитата: апро
          И кто же???заслуга Шмайсера в налаживании технологического процесса производства.а не проектирование конечного изделия.

          А сам Калашников говорил о другом: "помогал советами".

          Цитата: апро
          И никто не спорит.нагнать за десятилете то что создавалось сто лет.это успех.никажды может повторить.

          Сто лет? Вы историю воздухоплавания где изучали?
          Кстати, до революции Россия в отстающих в этой области не числилась. Хроническое отставание началось именно тогда (при власти советов) и никогда не было преодолено. Не смогли "догнать и перегнать Америку". Так, что ни о каких 100 годах речи быть не может.
          1. апро
            апро 6 апреля 2021 09:56
            +1
            Цитата: профессор
            Меняет расстановку- кто ведущий, а кто ведомый

            Да???на поле боя???уровень советского самолётостроения соответствовал уровню потенциальных противников.
            Цитата: профессор
            А сам Калашников говорил о другом: "помогал советами".

            Охотно верю.сам такой.
            Цитата: профессор
            Сто лет? Вы историю воздухоплавания где изучали?

            Ещё как.на самолётостроение оказывало влияние общий уровень промышленного развития и научного и производственного уровня .а в этом на момент индустриализации СССР отставал от потенциальных противников на столетие.
            Цитата: профессор
            Кстати, до революции Россия в отстающих в этой области не числилась

            Да Вы что? а мотостроение а производство подшипников.а продукция химической промышленности.так мелкие недоразумения...
            Цитата: профессор
            Хроническое отставание началось именно тогда (при власти советов) и никогда не было преодолено.

            Это надо выбить в камне...и поставить на могилу здравого смысла.СССР создавал всю линейку авиатехники.и был способен отразить все угрозы в воздушной войне.и обеспечить себя авиасообщением.
            1. mat-vey
              mat-vey 6 апреля 2021 10:31
              +5
              Цитата: апро
              Цитата: профессор
              А сам Калашников говорил о другом: "помогал советами".

              Охотно верю.сам такой.

              А вот не надо в сказки из "Огонька" верить - Калашников прибыл в Ижевск осенью 1948 года для внедрение своего АК в производство ..До этого все конструкторские работы проходили в Коврове и Щурово(Коломне) ..
            2. профессор
              профессор 6 апреля 2021 10:57
              -3
              Цитата: апро
              Да???на поле боя???уровень советского самолётостроения соответствовал уровню потенциальных противников.

              И на поле боя тоже. СССР почти всегда был в роли догоняющего отставая иногда критично, иногда нет.

              Цитата: апро
              Ещё как.на самолётостроение оказывало влияние общий уровень промышленного развития и научного и производственного уровня .а в этом на момент индустриализации СССР отставал от потенциальных противников на столетие.

              Ну тогда еще проще. Братья Райт открыли эту в самолето строении в 1903-м году. По вашему за 10 лет СССР наверстал 100 лет. То есть СССР в 2003-м году при титаническом усилии за декаду достиг уровня буржуинов. Интересное видение истории.

              И на момент индустриализации СССР НЕ отставал от потенциальных противников на столетие, а максимум лет на 10-20. В же не будете утверждать, что уровень развития промышленности в 1935-м году в СССР соответствовал таковому в США в 1835-м?

              И еще раз, в 1917-м российская промышленность ни в чем не отставала от буржуинов. То есть даже теоретически отставание не могло составлять более 20-и лет на момент начала индустриализации.

              Цитата: апро
              Да Вы что? а мотостроение а производство подшипников.а продукция химической промышленности.так мелкие недоразумения...

              Да, да. Именно так. РИ была интегрирована в то время в мировую экономику и уровень развития промышленности соответствовал стандартам того времени. К примеру темпы строительства железных дорог до революции так и не были достигнуты при СССР. Про качество вообще молчу. Царские тоннели до сих пор не протекают.

              Цитата: апро
              Это надо выбить в камне...и поставить на могилу здравого смысла.СССР создавал всю линейку авиатехники.и был способен отразить все угрозы в воздушной войне.и обеспечить себя авиасообщением.

              Где противоречие? СССР создавал всю линейку авиатехники был способен отразить все угрозы в воздушной войне и обеспечить себя авиасообщением и при этом хронически отставал. Понимаете, кто-то ездил на мерседесах и БМВ, а кто-то на Запорожце "обеспечивая автомобильным сообщением"? Вроде на бумаге разницы нет, а она есть.
              Именно поэтому советский авиапром не выдержал конкуренции когда вышел на открытый рынок.
              1. апро
                апро 6 апреля 2021 11:18
                0
                Цитата: профессор
                И на поле боя тоже. СССР почти всегда был в роли догоняющего отставая иногда критично, иногда нет.

                Тоесть СССР постоянно находился под прямой военной угрозой???

                Цитата: профессор
                Ну тогда еще проще.

                Не надо проще.надо точнее.отставание наметилось ещё во времена первых буржуазных революций.когда технический и организационный промышленный и образовательный потенциал передовых стран превосходил что имела ри.на наследстве которой и создавался СССР.
                Цитата: профессор
                Именно так. РИ была интегрирована в то время в мировую экономику

                Что послужило причиной краха ри.
                Цитата: профессор
                Именно поэтому советский авиапром не выдержал конкуренции когда вышел на открытый рынок

                А он ему нужен был??? СССР создал свою сферу влияния.и ему было достаточно.и вопрос а где Вы видели свободный рынок.и чесную конкуренцию?живя в капиталестической системе в упор не вижу.
                1. профессор
                  профессор 6 апреля 2021 12:17
                  -5
                  Цитата: апро
                  Тоесть СССР постоянно находился под прямой военной угрозой???

                  Скорее был угрозой для других.

                  Цитата: апро
                  Не надо проще.надо точнее.отставание наметилось ещё во времена первых буржуазных революций.когда технический и организационный промышленный и образовательный потенциал передовых стран превосходил что имела ри.на наследстве которой и создавался СССР.

                  Это не так. До революции уровень промышленного развития РФ соответствовал мировому уровню.

                  Цитата: апро
                  Что послужило причиной краха ри.

                  Совсем нет. Крах РИ произошел исключительно из-за внутренней политики.

                  Цитата: апро
                  А он ему нужен был??? СССР создал свою сферу влияния.и ему было достаточно.и вопрос а где Вы видели свободный рынок.и чесную конкуренцию?живя в капиталестической системе в упор не вижу.

                  Вы живете в развивающейся стране с государственным капитализмом. Потому и не видите.
                  1. апро
                    апро 6 апреля 2021 13:14
                    +3
                    Цитата: профессор
                    Скорее был угрозой для других.

                    О...как.то есть советская авиация была так слаба и не совершенна.что представляла угрозу для противников???сильно...не ожидал.
                    Цитата: профессор
                    Это не так.

                    Конечно не так.в империи весело хрустели французкими булками.и вдруг случилось несчастье.кто бы мог подумать...что по уровню промышленности отставали на порядок.и что она принадлежала не совсем русским.и долгов набрали что выплатить не могли.и это сильно подкосило суверинитет.
                    Цитата: профессор
                    Совсем нет.

                    Конечно нет.только не решённость экономических проблем.сильно обостряет внутренние проблемы.
                    Цитата: профессор
                    Вы живете в развивающейся стране с государственным капитализмом

                    Ну спасибо просветили.но ключевое слово капиталестическая.и рынок решает.и решения видны на каждом шагу.
                    1. профессор
                      профессор 6 апреля 2021 13:39
                      -2
                      Цитата: апро
                      О...как.то есть советская авиация была так слаба и не совершенна.что представляла угрозу для противников???сильно...не ожидал.

                      Даже одиночный МиГ-21 способный нести одну ракету или одну бомбу является угрозой и будет являться таковой.

                      Цитата: апро
                      Конечно не так.в империи весело хрустели французкими булками.и вдруг случилось несчастье.кто бы мог подумать...что по уровню промышленности отставали на порядок.и что она принадлежала не совсем русским.и долгов набрали что выплатить не могли.и это сильно подкосило суверинитет.

                      Вы разбрасываетесь цифрами не отдавая себе отчета в этом. То на 100 лет отставали, то на порядок. Ни то и не другое не соответствует действительности. Революция произошла не из-за технологической отсталости. Почитайте краткий курс политэкономии.

                      Цитата: апро
                      Конечно нет.только не решённость экономических проблем.сильно обостряет внутренние проблемы.

                      Решенность экономических проблем не имела никакого отношения к уровню технологического развития страны в то время. Уровень жизни населения в СССР всегда был ниже чем у буржуинов. И до индустриализации и после.

                      Цитата: апро
                      Ну спасибо просветили.но ключевое слово капиталестическая.и рынок решает.и решения видны на каждом шагу.

                      Нет. Ключевые слова "развивающаяся" "государственный". Нет у вас рынка. У вас везде государство. Ну почти везде. recourse
                      1. апро
                        апро 6 апреля 2021 14:21
                        0
                        Цитата: профессор
                        Даже одиночный МиГ-21

                        Даже одиночный советский самолёт представлял угрозу.против высокотехнологичных.по всем параметрам его превосходящих самолётов противника.вопросов по этому пункту не имею.спасибо.
                        Цитата: профессор
                        Вы разбрасываетесь цифрами

                        А Вы словами.ничем не подкреплёнными.
                        Цитата: профессор
                        Революция произошла не из-за технологической отсталости.

                        В основном уровень идустриализации.механизации сх.уровень автомобилизации.уровень электрофикации.сопоставим с ведущими странами?а это основа экономического роста.
                        Цитата: профессор
                        Решенность экономических проблем не имела никакого отношения к уровню технологического развития страны в то время.

                        Да..да..вопрос о земельной собственности на западе решён ещё в 17 веке.чем дан был толчок к развитию и промышленности и технологий.

                        Цитата: профессор
                        Уровень жизни населения в СССР всегда был ниже чем у буржуинов. И до индустриализации и после.

                        Но рос.и достаточно для того что бы человек чуствовал себя человеком.
                        Цитата: профессор
                        Ключевые слова "развивающаяся" "государственный"

                        А есть такая формация ?или Вы что то придумываете???капитализм либо он есть либо его нет.ключевое слово.а государство в капиталестической системе это проводник воли капиталистов.или ктото есть ещё другой???кто имеет прибыль с общественного продукта???
                      2. профессор
                        профессор 6 апреля 2021 14:49
                        0
                        Цитата: апро
                        Даже одиночный советский самолёт представлял угрозу.против высокотехнологичных.по всем параметрам его превосходящих самолётов противника.вопросов по этому пункту не имею.спасибо.

                        Даже один сумасшедший с ножом на улице представляет угрозу ВСЕМУ обществу. Рад, что вопросов по этой теме нет.

                        Цитата: апро
                        А Вы словами.ничем не подкреплёнными.

                        Убедили. Подкрепите свои слова об отставании на 100 лет.

                        Цитата: апро
                        В основном уровень идустриализации.механизации сх.уровень автомобилизации.уровень электрофикации.сопоставим с ведущими странами?а это основа экономического роста.

                        Почитайте краткий курс политэкономии.

                        Цитата: апро
                        Да..да..вопрос о земельной собственности на западе решён ещё в 17 веке.чем дан был толчок к развитию и промышленности и технологий

                        Решенность экономических проблем не имела никакого отношения к уровню технологического развития страны в то время. Почитайте краткий курс политэкономии.

                        Цитата: апро
                        Но рос.и достаточно для того что бы человек чуствовал себя человеком.

                        Нет, не достаточно. Именно поэтому ни один из 350 000 000 граждан СССР не встал на его защиту в 1991-м.

                        Цитата: апро
                        А есть такая формация ?или Вы что то придумываете???капитализм либо он есть либо его нет.ключевое слово.а государство в капиталестической системе это проводник воли капиталистов.или ктото есть ещё другой???кто имеет прибыль с общественного продукта???

                        Почитайте краткий курс политэкономии и тогда с вами можно будет вести беседу. Пока же всех благ вам. hi
                      3. апро
                        апро 6 апреля 2021 15:11
                        -2
                        Цитата: профессор
                        Даже один сумасшедший с ножом

                        Советские сумашедшие??Вы серьёзно?
                        Цитата: профессор
                        Почитайте краткий курс политэкономии.

                        И Вам тогоже.

                        Цитата: профессор
                        Пока же всех благ вам.

                        И Вам не хорать.
              2. Torins
                Torins 8 апреля 2021 12:00
                0
                Это не так. До революции уровень промышленного развития РФ соответствовал мировому уровню.
                Ага, на столько соответствовал, что во время первой мировой не смог обеспечить фронт ни патронами, ни снарядами, ни даже продовольствием. Про авиационные двигатели я вообще молчу.
                1. профессор
                  профессор 8 апреля 2021 14:59
                  -1
                  Цитата: Torins
                  Это не так. До революции уровень промышленного развития РФ соответствовал мировому уровню.
                  Ага, на столько соответствовал, что во время первой мировой не смог обеспечить фронт ни патронами, ни снарядами, ни даже продовольствием. Про авиационные двигатели я вообще молчу.

                  Коррупция- извечный спутник России.
                  1. сибиряк54
                    сибиряк54 8 апреля 2021 16:05
                    0
                    Неужели и вы жертва ЕГЭ? Снарядами оставшимися от первой мировой и гражданской воин(да царские запасы) пользовались до 1943 года.автоматный и винтовочный патрон до лета 42,продовольствие-16-17 год проблема только в столице из за действий спекулянтов и буржуазных парламентариев готовивших переворот в стране
                  2. профессор
                    профессор 9 апреля 2021 07:04
                    0
                    Цитата: сибиряк54
                    Неужели и вы жертва ЕГЭ? Снарядами оставшимися от первой мировой и гражданской воин(да царские запасы) пользовались до 1943 года.автоматный и винтовочный патрон до лета 42,продовольствие-16-17 год проблема только в столице из за действий спекулянтов и буржуазных парламентариев готовивших переворот в стране

                    Вы как раз и подтверждаете МОИ слова о том, что в дореволюционной России промышленное производство было на высоком уровне.
        3. сибиряк54
          сибиряк54 7 апреля 2021 04:55
          +1
          "ПРОФЕССОР".Авиапром страны грохнул алкаш ради своей дочи ..Лизинг подержанных "боингов"-могильщик нашей гражданкой авиации.причем демпинговыйлизинг..
          1. профессор
            профессор 7 апреля 2021 06:49
            0
            Цитата: сибиряк54
            "ПРОФЕССОР".Авиапром страны грохнул алкаш ради своей дочи ..Лизинг подержанных "боингов"-могильщик нашей гражданкой авиации.причем демпинговыйлизинг..

            Нет. Советские самолеты все реже пускали в Европу так как они шумели и дымили. Да и по рентабельности они не выдержали конкуренции с буржуинами. А сюда входит и доступность запчастей и сколько часов в году лайнер находится в воздухе.
            1. сибиряк54
              сибиряк54 8 апреля 2021 15:57
              0
              Кроме "суперджета"самолёты которые сейчас пробуют поставить на поток это модификации тех последних моделей из СССР которые "похоронил подержанный боинг"
        4. Дмитрий Владимирович
          Дмитрий Владимирович 9 апреля 2021 14:08
          0
          Цитата: профессор
          Ну тогда еще проще. Братья Райт открыли эту в самолето строении в 1903-м году.


          Ну это слишком категорично, что именно Райты открыли историю самолетостроения.
          Почему то они сначала побывали у господина Gustave Whitehead (увидели его бензиновый двигатель, который Уайтхед сконструировал для своего аэроплана)
          который по некоторым свидетельствам на 2-3 года опередил Райтов.

          1902 "On the afternoon of January 17, 1902, the weather looked promising. It was the day [Whitehead] and his helpers had been seeking, so they quietly took their new avion, No. 22, to the beach outside Bridgeport and started its kerosene motor. Gustave Whitehead took his place at the controls of the machine, the men gave it a preliminary push, and it trundled away on its three wheels and was off! The plane performed so admirably that its owner continued his flight for a distance of two miles over the Sound, following the shore line of the beach. The men pulled it ashore, and now Gustave Whitehead proposed to fly across the Sound.
          He took off again [and] was steadily progressing out across the Sound when it occurred to him that it might be interesting to see if he could make his machine turn. He turned the rudder slowly and drove one propeller faster than the other. Steadily and rapidly the machine came about until he was facing his starting point. As he neared his rejoicing helpers on the shore, he slowed the speed of the plane and again dropped it gently into the water. It had traveled a distance of approximately seven miles, not across the Sound, but it had made the first turn in the air so far as has been recorded".



          и даже его реплика в разы безопаснее в полете, чем реплики Райта
    2. mat-vey
      mat-vey 6 апреля 2021 10:01
      -3
      Цитата: профессор
      А сам Калашников говорил о другом: "помогал советами".

      Он это вам лично говорил?
    3. Bad_gr
      Bad_gr 9 апреля 2021 00:14
      0
      Цитата: профессор
      А сам Калашников говорил о другом: "помогал советами".

      "....... Что он здесь делал
      В действительности, у Хуго Шмайссера не было выбора не только в материальном плане – даже если бы он захотел прозябать не у дел в послевоенной Германии, его бы все равно забрали в СССР – немецкие специалисты, считавшиеся особо ценными работниками, которые могли бы помочь Советскому Союзу своими знаниями или навыками, репатриировались сотнями, вместе с семьями, вне зависимости от их желания (доходило до курьезов – одному спецу даже разрешили взять с собой в СССР корову, к которой он прикипел душой на родине). Хуго Шмайссер жил в Ижевске с октября 1946 года один, без семьи. Работал на ижевском заводе в составе группы немецких коллег-конструкторов, таких же, как и он сам, репатриантов. Судя по данным историков, германских специалистов к разработкам стратегически важного советского вооружения не привлекали – со временем всех репатриантов рано или поздно пришлось бы возвращать на родину, и раскрывать секреты советской конструкторской мысли им никто не собирался. Шмайссер вместе с коллегами работал по направлениям, связанным с конверсией послевоенного советского производства, они консультировали молодых конструкторов стрелкового вооружения «Ижмаша». Судя по архивным документам, Шмайссера советские специалисты ценили невысоко – специальное техническое образование у него отсутствовало, и он этим пользовался, постоянно отказываясь от поручений. В результате его как дельного конструктора для «Ижмаша» в сентябре 1949 года признали недееспособным. Историки-конспирологи склонны полагать, что эта дата совпадает с началом работы над АК-46 Михаила Калашникова. Якобы советский конструктор под руководством немецкого коллеги взял для своего автомата все лучшее, что было у винтовки Шмайссера. Документы утверждают обратное – в конструкторские группы по созданию автоматического оружия для ВС СССР немцев принципиально не включали. Известный советский конструктор оружия Евгений Драгунов вспоминал, что Хуго Шмайссер как специалист совсем не впечатлял – пассивный в работе, пожилой (ему было за 60), больной человек. В СССР Шмайссер пробыл почти 6 лет, потом ему разрешили уехать в Германию. Столь длительный срок пребывания репатриированного в Советском Союзе связывают вовсе не с тем, что он был особо ценен, а с обычной для того времени бессистемностью процесса: никакого определенного порядка в том, кого из немцев и когда отправлять обратно в Германию, в СССР не существовало. В 1953 году, после непродолжительной жизни на родине, Шмайссер умер, в нищете и безвестности, – не выдержал операцию на легких.
      Николай Сыромятников

      Источник: Чем занимался немецкий оружейник Хуго Шмайссер в СССР после войны
      © Русская Семерка russian7.ru ....."
      1. mat-vey
        mat-vey 9 апреля 2021 18:07
        0
        Цитата: Bad_gr
        В действительности, у Хуго Шмайссера не было выбора

        В действительности он сам вызвался и даже возглавил комиссию по отбору кандидатов для поездки в СССР..
  3. Абрам Иваныч
    Абрам Иваныч 6 апреля 2021 21:38
    0
    Это что, каникулы начались? Ну как закончатся - в школу. Быстро, решительно. Учить русский.
  • mat-vey
    mat-vey 6 апреля 2021 08:20
    -1
    Цитата: профессор
    Кто "помогал советами" сержанту Калашинову..

    Ну и кто?
  • mat-vey
    mat-vey 6 апреля 2021 10:34
    0
    Цитата: профессор
    Не забывайте чей бомбардировщик тогда скопировали 1 в 1

    В-29 американская машина ...или у вас другие сведенья?
  • VIK1711
    VIK1711 6 апреля 2021 11:30
    +1
    Не забывайте чей бомбардировщик тогда скопировали 1 в 1 и чей реактивный двигатель стоял на первых советских реактивных истребителях, Кто "помогал советами" сержанту Калашинову..

    Так и американцы ракеты и ракетчиков тащили...
  • борис эпштейн
    борис эпштейн 6 апреля 2021 17:50
    +1
    Ну Ту-4 был не совсем скопирован с американского 1 в 1. И движки были мощнее, и дальность побольше, и вместо пулеметов Кольта 12,7 мм стояли спаренные 20-мм автоматические пушки. И принципиальная разница-технологическая. Для советской промышленности все чертежи были выполнены не в дюймовой, а в метрической системе. О Шмайсере и Калашникове. Шмайсер работал в Коврове, а Калашников в Ижевсе.До АК у Калашникова уже был один образец, но не автомата, а пистолета-пулемета. В АК он повторил принцип его автоматики.Да и штурмгевер отличается от АК очень сильно.У Шмайсера запирание канала ствола производится перекосом затвора, а у Калашникова-поворотом затвора. Это уже принципиальное различие.
    А учиться М Т Калашникову было у кого кроме Шмайсера. Был такой русский/советский изобретатель-оружейник Владимир Григорьевич Федоров. Он еще в 1916 году (первым в мире) разработал автомат. АФ-автомат Федорова.Он до 1927 года состоял на вооружении РККА. Так вот В Г Федоров выпустил книгу "Автоматическое оружие."
    1. mat-vey
      mat-vey 6 апреля 2021 17:55
      +1
      Цитата: борис эпштейн
      Шмайсер работал в Коврове, а Калашников в Ижевсе.

      Всё правильно,но наоборот ))
      Цитата: борис эпштейн
      А учиться М Т Калашникову было у кого кроме Шмайсера.

      Судаев,Дейкин ,Лютый ...
      1. борис эпштейн
        борис эпштейн 6 апреля 2021 18:10
        0
        Нет, не наоборот Именно так-Шмайсер в Коврове, а Калашников -в Ижевске. Там он и проработал всю жизнь.Там ему и памятник стоит.
        Да, Судаев сконструировал свой ППС-44 почти как копию штурмгевера, но на вооружение он принят не был. Но Калашников и Судаев-почти одногодки и Калашников у Судаева учиться не мог. Судаев работал в Ленинграде, а Калашников в Ижевске.Кроме того, Судаев умер, если я не ошибаюсь, в 1946 году.
        1. mat-vey
          mat-vey 6 апреля 2021 18:15
          0
          Цитата: борис эпштейн
          Нет, не наоборот Именно так-Шмайсер в Коврове, а Калашников -в Ижевске. Там он и проработал всю жизнь.Там ему и памятник стоит.
          Да, Судаев сконструировал свой ППС-44 почти как копию штурмгевера, но на вооружение он принят не был. Но Калашников и Судаев-почти одногодки и Калашников у Судаева учиться не мог. Судаев работал в Ленинграде, а Калашников в Ижевске.Кроме того, Судаев умер, если я не ошибаюсь, в 1946 году.

          УУУУУУУУУУУУ - как всё запущенно то ...Вам бы с азов мат часть курить начать ..
          Почитайте Малимона ..
          А. А. Малимон Отечественные автоматы (записки испытателя-оружейника)
          ..хотя бы ..
          1. борис эпштейн
            борис эпштейн 7 апреля 2021 16:40
            0
            УУУУ, как все запущено. Может быть это Вам бы с азов мат часть курить начать?Энциклопедия "Стрелковое оружие" А Б Жука и книга "То, из чего стреляют в СНГ" .Справочник стрелкового оружия, Минск-Москва, Харвест, АСТ, 2003 год А еще лучше зайти в Интернет и забить в поисковую строку "Михаил Тимофеевич Калашников".Это уже не Малимон.
            1. mat-vey
              mat-vey 7 апреля 2021 17:05
              0
              Цитата: борис эпштейн
              А еще лучше зайти в Интернет и забить в поисковую строку "Михаил Тимофеевич Калашников

              а вы то же про Шмайссера сделать не пробовали?Хотя и про М.Т.Калашникова вам бы тоже не мешало..
              Цитата: борис эпштейн
              .Это уже не Малимон.

              Для вашего общего развития - Малимон непосредственный участник оружейных конкурсов 1944-46 годов .Сотрудник НИПСВО ГАУ ..
              1. борис эпштейн
                борис эпштейн 7 апреля 2021 17:08
                0
                Вот именно потому, что он единственный и проверить через других людей его слова невозможно, ему веры и нет. В угрозыске есть такая поговорка: "Врет как свидетель."
                Да проверял я и о Шмайсере. Ничем серьезным он не занимался.
                1. mat-vey
                  mat-vey 7 апреля 2021 17:11
                  0
                  Цитата: борис эпштейн
                  Вот именно потому, что он единственный

                  Вы что нибудь про протоколы испытаний слышали?Хотя не важно - достаточно "Шайссера в Коврове" ..
                  1. борис эпштейн
                    борис эпштейн 7 апреля 2021 17:30
                    0
                    Цитата из Интернета. Биография М Т Калашникова."В марте 1948 года[18] по предписанию Главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова Михаил Калашников был направлен на Ижевский мотозавод для авторского участия в разработке технической документации и организации изготовления первой опытной партии своего автомата «АК-47». В кратчайшие сроки задание было выполнено: 1500 автоматов[18], изготовленных на Мотозаводе, успешно прошли войсковые испытания и были приняты на вооружение Советской Армии. В 1949 году создатель автомата был удостоен Сталинской премии первой степени и ордена Красной Звезды[19].

                    Позднее, в 2009 году, Калашников в интервью журналисту газеты «Metro Москва» так объяснял секрет успеха своего автомата[20]:

                    « Солдат сделал оружие для солдата. Я сам был рядовым и хорошо знаю трудности, с которыми сталкиваются в солдатской жизни… Когда дорабатывалась его конструкция, я бывал в военных частях, консультировался со специалистами. И солдаты говорили мне, что их устраивает, а что нужно доработать. Получилось простое, надёжное и эффективное оружие. АК работает в любых условиях, безотказно стреляет после того, как побывает в земле, болоте, упадёт с высоты на твёрдую поверхность. Он очень простой, этот автомат. Но хочу сказать, что сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное. »
                    Впоследствии на Ижевском машиностроительном заводе на базе конструкции АК под личным руководством Калашникова были разработаны десятки опытных образцов автоматического стрелкового оружия."
                    Ковров не упоминается ни разу.
                  2. mat-vey
                    mat-vey 7 апреля 2021 17:36
                    0
                    Цитата: борис эпштейн
                    Нет, не наоборот Именно так-Шмайсер в Коврове, а Калашников -в Ижевске.

                    Это кто писал?
                    Так вот - Шмайссер в Коврове ни когда не был .А вот Калашников был.И когда он туда прибыл ,то Шмайссер там уже обитал с осени 1946 года ..
      2. клерк
        клерк 6 апреля 2021 18:35
        +3
        Но Калашников и Судаев-почти одногодки и Калашников у Судаева учиться не мог. Судаев работал в Ленинграде, а Калашников в Ижевске.Кроме того, Судаев умер, если я не ошибаюсь, в 1946 году.
        Судаеа на 7 лет старше Калашникова, имел высшее инженерное образование и закончил Артиллерийскуб академию (против семилетки и сержантских курсов у МТК). И в с середины 1943- Судаев работал в Москве. Калашников был направлен в Ижевск в 1948 году
        1. mat-vey
          mat-vey 6 апреля 2021 18:38
          +1
          Цитата: клерк
          Калашников был направлен в Ижевск в 1948 году

          В 1948 в командировку,окончательно в 1949 году ..
          Если учесть ,что Судаев был мастером-наставником Калашникова и их столы стояли рядом ...то конечно не мог ..)))
  • Vovk
    Vovk 6 апреля 2021 07:52
    -1
    Нужно признать, что в СССР конструирование и запуск в серию МИГ-15, МИГ-15бис, Миг-17, Ил-28, Ту-95 - более чем заслуга сильная заслуга немецких авиаспециалистов. Про успешную космическую программу без их участия можно даже не рассматривать. Нужно признать, что без немецких специалистов и самоотверженного труда советских специалистов, не было гигантского технологического прыжка в военной промышленности СССР.
    1. Santa Fe
      Santa Fe 6 апреля 2021 09:48
      +3
      Загуглите для приличия, какой двигатель стоял на МИГ-15 и ИЛ-28, историю появления ТРД Климов ВК-1

      Прежде чем писать про «сильную заслугу» немецких специалистов
      1. Vovk
        Vovk 6 апреля 2021 13:47
        -3
        Цитата: Santa Fe
        Загуглите для приличия, какой двигатель стоял на МИГ-15 и ИЛ-28, историю появления ТРД Климов ВК-1
        Прежде чем писать про «сильную заслугу» немецких специалистов

        Может стоит самому не гуглить, а реально пообщаться с авиаконструкторами и посмотреть на реактивные двигатели вживую в музее? Он от меня в 500 м.

        Вас удивит, но адаптацию Nene-II под реалии промышленности СССР в виде ВК-1 с большим трудом сделали немецкие и советские специалисты.
        1. Santa Fe
          Santa Fe 7 апреля 2021 01:17
          0
          Лицензионный британский Нин был установлен на русские истребители и бомбардировщики

          Остался вопрос - причем в это истории немцы

          Или Вы считаете нас отсталыми русскими монголами, которые даже имея купленный образец, чертежи и документацию - не могли наладить производство без помощи умного немецкого дяди

          Несмотря на то, что перед этим разбили немцев и самостоятельно разрабатывали и производили тысячи образцов вооружения

          Ps. Роллс Ройс Нин приципиально отличался от реактивных BMW и Jumo с осевым компрессором
          1. Vovk
            Vovk 7 апреля 2021 09:38
            -3
            Цитата: Santa Fe
            Остался вопрос - причем в это истории немцы

            Потому, что технологически СССР отставало от всех развитых стран в Мире. Зачем по вашему Сталин нагнул Туполева в тупом копировании B-29 ... и то после копирования ТУ-4 по своим характеристикам не дотягивал до эталона B-29.

            Или Вы считаете нас отсталыми русскими монголами, которые даже имея купленный образец, чертежи и документацию - не могли наладить производство без помощи умного немецкого дяди

            Простейший пример, имея мировые образцы микропроцессоров, чертежи и документацию почему-то только несколько стран могут выпускать современные микропроцессоры. То же самое и в авиациии - "просто на бумаге - да попались овраги".


            Несмотря на то, что перед этим разбили немцев и самостоятельно разрабатывали и производили тысячи образцов вооружения

            Можно ли назвать страну технологически развитой, которая в целях снижения технологического брака для производства вооружения массово использовала литье деталей, штамповку и прессы. Ну не получится за 5-15 лет получить высокую технологическую культуру в промышленности - никакие соц. обязательства и репрессии не вытянут страну из технологического отставания.


            Ps. Роллс Ройс Нин приципиально отличался от реактивных BMW и Jumo с осевым компрессором

            Конечно отличались, но вывезенное из Германии оборудование и специалисты позволили наладить выпуск аналогов РД-10, РД-20, РД-21 с учетом местной специфики промышленности. Это сэкономило 10 лет научных разработок, подстегнуло металлургию и промышленность и позволило худо-бедно начать переход на реактивную авиацию. Не было у нас даже в теории материалов и технологий, знаний специалистов для производства сложных технологических изделий. Технологическая цепочка для производства ВК-1 рождалась в муках специалистов СССР и немцев.
    2. борис эпштейн
      борис эпштейн 6 апреля 2021 17:55
      +2
      На МиГ-15 стоял купленный в Англии двигатель НИН, который англичанам так и не удалось довести до серии. В КБ Климова с этим справились.
  • Вольный ветер
    Вольный ветер 6 апреля 2021 08:02
    +3
    Силуэт пассажирского самолета, Б-47 и Б-52 напоминают, которые самолеты , а не коктейли. Собственно в их создании тоже немцы принимали участие. А сборно -щитовые ( щелевые) финские домики, не покупались, а поставлялись в счет репараций из Финляндии. Все уплотнения должны были заделываться войлоком , куда он девался , фиг знает. Заделывали бывало глиной и землей. Они и сейчас встречаются. Крыши поставлялись железные изначально. Бывало оно исчезало. видать ржа съедала. Крыли досками и матом.
  • Santa Fe
    Santa Fe 6 апреля 2021 09:36
    -12
    Их вклад был более существенным в обучении собственному образу мыслей и способности воплощать в жизнь свои идеи молодых советских инженеров. Они внесли в развитие советского авиастроения множество идей, оказавшихся весьма весомыми.

    Нужно сказать прямо - немецкие разработки тщательно изучались, но все были признаны бесперспективными

    Германская инженерная мысль казалась передовой только для русских

    На западе Германия считалась отсталой и нищей страной (и остается такой до сих пор - бедный родственник Британии и США). Для противостоянии с западом немецкие наработки использовать было нельзя. Советская реактивная авиация развивалась да счет передовых технологий и двигателей, закупленных в Великобритании после войны
    1. mat-vey
      mat-vey 6 апреля 2021 10:08
      +7
      Цитата: Santa Fe
      Германская инженерная мысль казалась передовой только для русских

      Архи́п Миха́йлович Лю́лька (украинец. Архи́п Миха́йлович Лю́лька; 1908—1984) — советский учёный, конструктор, специалист в области авиационных двигателей. Академик АН СССР (1968), руководитель ОКБ «Сатурн». Герой Социалистического Труда (1957). Лауреат Ленинской и двух Сталинских премий.
      В 1939—1941 годах разработал конструктивную схему ТРДД (двухконтурного турбореактивного двигателя), явившуюся прототипом ныне существующих схем, спроектировал опытный образец ТРД с осевым компрессором.
  • ТермиНахТер
    ТермиНахТер 6 апреля 2021 12:26
    +3
    А почему бы не рассказать как они продвигали реактивную технику и ракетостроение в США?))))
  • Простой
    Простой 6 апреля 2021 13:10
    +4
    Цитата: профессор
    Ну а то что у немцев во всех областях вывезли все что могли не секрет.


    Когда я сдесь устраивался на работу, то "оббил много порогов фирм" в одной из них старый шеф мне с упреком заметил, что русские вывозили все металлообрабатывающие станки. Хотели и у отца его фирмы "экспроприировать" ,но рабочие той фирмы сделали из временно не рабочими.

    Один из этих станков фирмы Маузер он мне и показывал. На нем и мне пришлось поработать.
    1. борис эпштейн
      борис эпштейн 6 апреля 2021 17:58
      +3
      А сколько и чего награбили немцы в СССР за годы оккупации?
  • Басарев
    Басарев 6 апреля 2021 17:14
    +2
    Не только советские завозили немецких инженеров. Вспомним знаменитую американскую операцию Скрепка, которую провели именно с этой целью.
  • Стройбат запаса
    Стройбат запаса 6 апреля 2021 19:49
    0
    Очень интересно, где автор набрал такие данные. Просто по документам, на основе которых была написана книга Д.А.Соболева "Немецкий след в истории советской авиации" (РИЦ "Авиантик, Москва, 1996г.) получается такая картина:
    Численность авиаспециалистов и членов их семей на заводах МАП:
    Завод №1
    ОКБ№1 (гл. констр. Бааде): Доктора - 5, конструкторы - 116, инженеры - 83, рабочие - 123, прочие - 5. Всего специалистов - 332, членов семей - 698.
    ОКБ№2 (гл. констр. Рессинг): Доктора - 7, конструкторы - 80, инженеры - 34, рабочие - 64, прочие - 2. Всего специалистов - 187, членов семей - 346.
    ИТОГО: Доктора - 12, конструкторы - 196, инженеры - 117, рабочие - 187, прочие - 7. Всего специалистов - 519, членов семей - 1044.
    Завод №2
    ОКБ№1 (гл. констр. Шайбе): Доктора - 10, конструкторы - 80, инженеры - 85, рабочие - 172, прочие - 3. Всего специалистов - 350, членов семей - 628.
    ОКБ№2 (гл.констр. Престель): Доктора - 2, конструкторы - 55, инженеры - 50, рабочие - 142, прочие - 2. Всего специалистов - 251, членов семей - 401.
    ОКБ№3 (гл. констр. Лертес): Доктора - 4, конструкторы - 9, инженеры - 11, рабочие - 36, прочие - 1. Всего специалистов - 61, членов семей - 82.
    ИТОГО: Доктора - 16, конструкторы - 144, инженеры - 142, рабочие - 350, прочие - 6. Всего специалистов - 662, членов семей - 1111.
    Завод №500 (группа констр. Герлаха): Доктора - 1, конструкторы - 13, инженеры - 2, рабочие - 29, прочие - 0. Всего специалистов - 45, членов семей - 85.
    Завод №456 (группа констр. Баума): Доктора - 2, конструкторы - 0, инженеры - 20, рабочие - 1, прочие - 1. Всего специалистов - 24, членов семей - 68.
    Я уж не упоминаю о прочих расхождениях в данных, не говоря уж о том, что в книге сделан вывод, что немецкие знания и технологии оказались полезны лишь в области двигателестроения, что тоже очень немало.

    И попрошу не забывать, что, например, вся ракетная и ракетно-космическая тематика сша держалась на Вернере фон Брауне.
    А уж влияние в авиации было не в пример сильнее просто даже потому, что трофейные команды "союзников" шныряли по Германии и тащили всё, что могли, в том числе и из русской зоны оккупации.