Палубный универсальный самолёт «Douglas TB2D Skypirate» (прототип)

Развитие палубной авиации в 1941-45 годах связано в Соединенных Штатах, в первую очередь, с угрозой, исходящей от Императорского флота Японии. Пёрл-Харбор показал всему миру, какое значение приобретает палубная авиация. США требовался самолет с возможностями самозащиты, нанесения ударов по надводным и подводным кораблям противника.

Палубный универсальный самолёт «Douglas TB2D Skypirate» (прототип)


К началу 2МВ американцы успешно разрабатывали и создавали два палубных самолета – торпедоносец TBD «Devastator» и пикировщик SBD «Dauntless». С 1941 года авиационная компания «Douglas» начинает разрабатывать новый самолет под названием XSB2D «Dauntless» II. Но через два года разработку самолета останавливают в пользу универсального самолета с одним двигателем под названием BTD «Destroyer». Правда стоит отметить, что ВМФ Соединенных Штатов самолет не стали приобретать.


Инженеры компании «Дуглас» усиленно работали над проектом нового самолета. В качестве базы был выбран самолет «A-26 Invader». Самолет получил новый двигатель, увеличенный размах крыла. Изменяют шасси самолета для обеспечения палубной взлет/посадки и хвостовую часть. Планировалась возможность зарубежной поставки самолетов, для чего вносят изменения в конструкцию (tailhook). Под крылья устанавливают пилоны для вооружения самолета авиабомбами или торпедами.

Палубный универсальный самолёт «Douglas TB2D Skypirate» (прототип)


В 1942 году начались работы над проектом самолета «Douglas 1942 VTB Proposal» (проект «Devastator 2»). Самолет получает складывающееся крыло. Вооружение самолета было представлено семью пулеметами:
- два пилона Mk 2. Пилон состоял из 2-х пулеметов «Browning M-2» калибра 12.7мм. Размещение – под крылом самолета;
- три пулемета подвижного исполнения Browning M-2» калибра 12.7мм. Два пулемета разместили в башне типа «Firestone 250CH-3», третий пулемет установили под фузеляжем.

На 4-х свободных пилонах под крылом планировали установку дополнительных топливных баков, что давало возможность увеличить дальность полета почти в два раза. Из оборудования, согласно проекта, самолет получал радар «APS-4» и 28-цилиндровый двигатель «WaspMajor» Pratt&Whitney XR-4360-8 с мощностью 3 тысячи л.с с противоположным вращением винтов.

К данному самолету командование флота проявило интерес для обеспечения авианосцев класса «Midway». Самолет интересовал моряков как торпедоносец, для его прикрытия и эскорта планировали использовать истребители «Boeing XF8B». Однако «Douglas 1942 VTB Proposal» должен был стать универсальным самолетом с возможностью выполнения следующих задач:
- бомбардировки вражеских надводных кораблей;
- разведки и наблюдения.

Палубный универсальный самолёт «Douglas TB2D Skypirate» (прототип)


Осенью 1943 года спущен на воду головной авианосец класса «Midway» и с компанией «Douglas» подписывают контракт на создание 2-х прототипов. Самолеты официально называют «Skypirate», обозначение «TB2D». Серийные номера прототипов универсальных палубных самолетов - 36933/36934. Планировалось заказать 23 экземпляра новых палубных самолетов.

Первый из прототипов впервые поднимается в небо только в начале 1945 года. Второй – на несколько месяцев позже. Второй прототип немного отличался от первого наличием удлиненного фюзеляжа (+ 58 сантиметров). Опытные самолеты испытывали без установки вооружения. На летных испытаниях самолет смог поднять в воздух полезную нагрузку, в 4 раза большую, чем большинство бомбардировщиков ВВС США.

После войны у Японии оставался все еще довольно мощный флот, и потребность в подобных самолетах была достаточно актуальна. Однако резкое послевоенное сокращение военного бюджета отразилось на производстве и приобретении «TB2D Skypirate» самым плачевным образом. Партию в 23 новых самолета «TB2D Skypirate» ВМФ отменяет. Летные испытания универсальных палубных самолетов останавливают. Два прототипа просуществовали всего три года и в 1948 году их уничтожают.

Палубный универсальный самолёт «Douglas TB2D Skypirate» (прототип)


Данный самолет являлся самым большим из известных палубных самолетов с одним и даже с двумя моторами, разработанных и построенных во время 2МВ. Он даже превосходил (по размаху крыла и полному взлетному весу) 2-х моторный«NorthAmerican B-25B», а это был самый большой из построенных самолетов для взлета с палубы корабля (авианосца).

Основные характеристики:
- крыло- 21.3 метра;
- длина – 14 метров;
- высота – 5 метров;
- вес пустой/норма/полный – 8.3/12.9/15.7 тонны;
- скорость крейсер/макс – 270/547 км/ч;
- дальность практика/перегон – 2.3/4.6 тысяч километров;
- скорость подъема 1120 метров в минуту;
- высотный потолок – 7.4 километра;
- экипаж – три человека;
Вооружение самолета:
- семь пулеметов калибра 12.7мм «Browning M-2»;
- полезная нагрузка до 3.8 тонны;
- торпеды – до 4-х торпед типа Mk.13/13-2/13-2А;
- авиабомбы – несколько бомб в зависимости от веса. (900 килограмм каждая)


Источники информации:
http://alternathistory.org.ua/duglas-tb2d-skypirate-naslednik-znamenitykh-evendzherov
http://en.wikipedia.org/wiki/Douglas_XTB2D_Skypirate
http://www.airwar.ru/enc/sww2/tb2d.html
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Zerstorer 27 августа 2012 10:04
    Идея создания однодвигательного разведчика/торпедоносца/бомбардировщика выглядит весьма заманчиво. Однако, считаю, что использование планера Invader не имело смысла. Лучше было сделать новый планер, так как уж слишком многоцелевым должен был быть этот самолет. Смотрите сами, назначение: разведчик/бомбардировщик/торпедоносец. Это совершенно разные профили полета. И просто применить планер инвейдора - не лучшее решение.

    За статью спасибо.
  2. Kibb 27 августа 2012 12:11
    Мотор ,мотор, и еще раз мотор- и в в этом продвинулись далше всех британцы
    Kibb

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня