Военное обозрение

Транспортер для Арктики. Пентагон продолжает программу CATV

17

Армейский транспортер M973 SUSV на полигоне, 1985 г.


Пентагон продолжает программу Cold Weather All-Terrain Vehicle (CATV). Ее целью является поиск и выбор современного гусеничного транспортера для эксплуатации в Заполярье. В ближайшие месяцы планируется получить опытную технику и начать ее сравнительные испытания на полигонах и на реальной местности. Наилучший образец в ближайшем будущем придет на смену устаревшей технике.

Проблема замены


В начале восьмидесятых годов армия США провела конкурс SUSV (Small Unit Support Vehicle), победителем которого стала шведская компания Hägglunds (ныне входит в состав BAE Systems) с двухзвенным гусеничным транспортером Bv 206. Эта машина была принята на вооружение под индексом M973 SUSV и в минимальные сроки стала основным транспортом арктических частей армии и Корпуса морской пехоты.

К настоящему времени эксплуатация машин SUSV сталкивается с серьезными проблемами. «Американская» модификация Bv 206 уже снята с производства, а наличные машины близки к полной выработке ресурса. Ремонт затрудняется из-за недостатка требуемых запчастей. Количество активных SUSV сокращено до необходимого минимума, а в 2023 ф.г. их спишут ввиду полной невозможности продолжения эксплуатации.


Бронемашина Bronco от ST Engineering

В 2018 г. Пентагон запустил программу Joint All Weather All Terrain Support Vehicle (JAASV), целью которой был поиск современной замены для SUSV. После недолгих подготовительных работ эту программу перевели на новый уровень и переименовали. С мая 2019 г. поиски новой техники ведутся в рамках проекта CATV.

В 2019-20 гг. Пентагон принимал и рассматривал заявки потенциальных участников. В новый этап программы CATV перешли два проекта, разработанные двумя организациями. Первый образец предлагают американская компания Oshkosh Defense и сингапурская ST Engineering, а второй представлен международной BAE Systems, в состав которой сейчас входит Hägglunds.

В ближайшем будущем


5 апреля стало известно, что Пентагон выдал двум альянсам контракты на производство и поставку техники для проведения сравнительных испытаний. Неназванное количество транспортеров двух моделей требуется передать заказчику до 14 июня. Стоимость контрактов не уточняется, но известно, что на закупки техники в рамках CATV на 2021 ф.г. выделялось 9,25 млн долл. Кроме того, в этом году на исследованиях и испытаниях освоят еще 6 миллионов.


Сравнительные испытания двух транспортеров будут проводиться на Аляске силами одного из учебных центров армии. Мероприятия стартуют в августе этого года и продлятся до декабря. Такой график позволит проверить технику на разных местностях и в разных погодных условиях, характерных для всех времен года.

Сразу после сравнительных испытаний начнется процесс анализа собранных данных и выбора наилучшей конструкции. Победителя программы CATV выберут до конца 3 квартала 2022 ф.г., т.е. не позднее середины лета календарного года. После этого появится контракт на серийное производство, и уже к началу 2023 г. промышленность должна будет поставить первые машины CATV для замены устаревших SUSV.

Нынешние планы предусматривают закупку 110 транспортеров CATV к середине десятилетия. Это достаточно для переоснащения арктических частей армии и КМП. В зависимости от хода производства и результатов реальной эксплуатации, заказ может быть увеличен в полтора раза. Любопытно, что ранее фигурировали и более крупные числа, до 200 ед.


Международный проект


Одним из претендентов на контракт является многоцелевая машина от Oshkosh Defense и ST Engineering. Конкурсный образец выполнен на базе сочлененного транспортера Bronco 3. Последний претерпел некоторые изменения и получил новое оснащение в соответствии с требованиями заказчика и стандартами армии США. На испытания отправят две машины – одна получит грузопассажирское заднее звено, а вторую оснастят грузовым кузовом.

Bronco 3 представляет собой двухзвенный бронетранспортер с возможностью перевозки людей и грузов, а также оказания огневой поддержки. Машина общей длиной 8,6 м со снаряженной массой 10,2 т имеет два корпуса на унифицированных ходовых частях. В переднем корпусе устанавливаются двигатель мощностью 325 л.с. и 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия, обеспечивающие привод двух гусеничных движителей. Корпуса соединены при помощи шарнира с гидравлическими приводами.

Транспортер Bronco 3 изначально имеет противопульное бронирование с возможностью установки дополнительных модулей защиты. Также применены V-образные днища для защиты от мин. В конфигурации БТР машина вмещает 12 человек: 4 в переднем корпусе и 8 в заднем. Возможна установка требуемого вооружения. Грузоподъемность – 6,3 т.

Транспортер для Арктики. Пентагон продолжает программу CATV

Машина BAE Systems BvS 10 Beowulf

Бронетранспортер способен двигаться по дорогам со скоростью 65 км/ч и плавать, развивая 5 км/ч. Низкая нагрузка на грунт позволяет передвигаться по песку, глубокому снегу и другим сложным поверхностям без серьезного падения подвижности и проходимости.

Шведский претендент


Компания BAE Systems предлагает на конкурс CATV многоцелевой транспортер BvS 10 Beoulf. Это один из современных вариантов дальнейшего развития старого Bv 206, эксплуатируемого в разных странах, в т.ч. в США. Новый BvS 10 отличается от предшественника увеличенными размерами, массой и грузоподъемностью. Разработан и производится серийно бронированный вариант такой машины.

BvS 10 имеет длину 7,6 м при массе не менее 8,5 т. Машина разделяется на два звена с собственными гусеничными движителями и гидравлическим механизмом сочленения. Beowulf оснащается дизельным двигателем мощностью 275 л.с. и автоматической трансмиссией с выдачей мощности на все четыре гусеницы.


По желанию заказчика, BvS 10 может иметь противопульную / противоосколочную броню. Предусматривается установка пулеметов разных моделей и дымовых гранатометов. Передний корпус вмещает четырех человек, в заднем имеется восемь мест. Возможна перевозка грузов соответствующих габаритов.

По основным ходовым характеристикам BvS 10 находится на одном уровне с машиной Bronco 3 – скорость до 65 км/ч на суше и до 5 км/ч на воде. Имеющаяся ходовая часть отличается малой нагрузкой на грунт и обеспечивает высочайшую проходимость на разных ландшафтах.

Испытания и выбор


До середины июня два производителя техники должны предоставить Пентагону транспортеры для проведения сравнительных испытаний, которые продлятся до конца года. Еще несколько месяцев потратят на анализ накопленной информации и выбор победителя.


Beowulf с откинутой кабиной для доступа к силовой установке

Какая из двух многоцелевых машин пойдет в армию США – неясно. При этом американским военным придется столкнуться с определенными трудностями. Bronco 3 и BvS 10 близки по своим тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам и едва ли не равноценны. В связи с этим заказчику при выборе предстоит учитывать не только основные табличные характеристики, но и другие параметры разного рода.

На победу в программе CATV претендуют модификации серийных машин. Это означает, что производство техники для испытаний и последующий запуск производства для США не займет много времени. Благодаря этому Пентагон может рассчитывать на своевременное выполнение всех запланированных работ – и на старт переоснащения частей в 2023 г.

Таким образом, армия США получает все шансы своевременно и в полном объеме переоснастить арктические части. Успешный исход текущего конкурса CATV, несмотря на ограниченные объемы будущих закупок, имеет большое значение для развития американских вооруженных сил. Новая техника позволит сохранить или повысить боеспособность арктических частей – что особенно важно с учетом новых планов США по военному и экономическому освоению региона.
Автор:
Использованы фотографии:
US Army, ST Engineering, BAE Systems
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Lontus
    Lontus 7 апреля 2021 18:33
    +1
    Преимущества сочлененной техники перекрывают её недостатки только на тяжелых машинах.
    Зачем это на 10 тонниках - непонятно.
    1. Bad_gr
      Bad_gr 8 апреля 2021 00:11
      0
      Цитата: Lontus
      Зачем это на 10 тонниках - непонятно.

      У нас такие то же выпускают. К примеру ГАЗ-3344-20 «Алеут»
  2. ee2100
    ee2100 7 апреля 2021 18:36
    0
    Да пусть делают или покупают . В России есть фактически аналог шведскому M973 SUSV это внедорожник Тайфун, https://taifun.tech/, пока кто-то что-то выбирает, кто-то просто работает.
  3. saygon66
    saygon66 7 апреля 2021 18:44
    +1
    -Были у них транспортеры SnowCat от фирмы RATRAC - в Антарктиде использовались...
  4. sabakina
    sabakina 7 апреля 2021 19:01
    0
    Стесняюсь спросить, скажите троечнику по географии, Аляска, это уже Арктика или приполярье?
    1. old_pferd
      old_pferd 7 апреля 2021 19:21
      +2
      Одни относят к Арктике зону тундры, но обычно все, что севернее Полярного Круга. А и так и эдак т.н. Северный склон Аляски - Арктика.
      1. sabakina
        sabakina 7 апреля 2021 19:26
        +1
        Спасибо Александр, просто вспомнил фильм "Начальник Чукотки". Для меня Арктика, это то место, где кроме экспедиций, никто жить не может.
        1. old_pferd
          old_pferd 7 апреля 2021 20:27
          +3
          Хм. Я там родился и прожил до пенсии. Жить можно, но...
          1. sabakina
            sabakina 7 апреля 2021 20:46
            0
            Александр, Вам можно только позавидовать. Я в Средней полосе России не знаю, как докарабкаться до этого, как его называют, "предпенсионного возраста". Про пенсию я уже и не мечтаю. Правда, в ГД партия "Справедливая Россия" внесла предложение об отсрочке "Реформы о повышении пенсионного возраста", но думаю, это будет "пук в лужу"...
  5. Ponchik78
    Ponchik78 7 апреля 2021 19:17
    +3
    Вот-вот!!! Откидывающаяся кабина самое то для Арктики!!! Для дорожных грузовиков подобное на северах не желательно. А тут техника для внедорожья. Чем они там думают вообще?
  6. gvozdan
    gvozdan 7 апреля 2021 20:23
    0
    ДТ-30 на минималках
  7. Басарев
    Басарев 7 апреля 2021 21:17
    -2
    К чему все эти сложности? Американцы могли бы закупить наших Витязей.
  8. Cowbra
    Cowbra 7 апреля 2021 21:18
    0
    Как вспомню, что перли про "шведский вездеход Путина" - так не могу эту статью читать)))
    А вообще... С таким "освоением" приполярья, как в США - им проще купить без конкурса 10 вездеходов у шведов - больше и не надо. И дешевле выйдет - без распила на конкурсе. Ну реально же, у них нихрена на Аляске - НЕТ. Один город на сотню тысяч, десяток ПГТ, пара баз и пара рудников - все. Причем мягко говоря не все там, где такая техника в принципе нужна. Огород городить стоило бы из-за чего.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 8 апреля 2021 00:31
      -1
      Цитата: Cowbra
      "шведский вездеход Путина"

      Так он и ездил на модификации BV-206, под названием ГАЗ-3351. На нем австрийский дизельный двигатель производства Steyr и автоматическая коробка передач Allison. В чем смех то?

      1. Cowbra
        Cowbra 8 апреля 2021 09:22
        0
        Дык я и говорю - этосавсемдругое. Что в России производят у себя по лицензии вездеход - это ужас и отсталая вата. А вот то, что в США не производят у себя по лицензии шведский вездеход и ездят на рухляди - так это самая пиридавая в мире страна. Не то что отсталая вата!
    2. Arzt
      Arzt 8 апреля 2021 21:57
      +1
      А вообще... С таким "освоением" приполярья, как в США - им проще купить без конкурса 10 вездеходов у шведов - больше и не надо. И дешевле выйдет - без распила на конкурсе.

      Да и причем на выбор:

  9. aries2200
    aries2200 7 апреля 2021 21:34
    0
    делать красивые картинки матрасники специалисты высшей пробы ...а всё остальное это как голливуд снимет покажет хенералам.