Военное обозрение

Иордания: переворот наоборот

11

Транзит не забыт



Попытка переворота в Иордании, состоявшаяся на днях, по своей сути обернулась разгромом «семейной оппозиции». Но связана она с целым рядом факторов. В том числе с недовольством в правящей династии, как, кстати, и в антимонархической оппозиции, и с планами возобновить транзит через Иорданию нефти с севера Ирака.

Трубопроводный маршрут углеводородного сырья в израильский порт Хайфа, как известно, был перекрыт ещё в 1958 году. Но его планируют возобновить не позже 2022 г. Он сулит Иордании не так много – по разным оценкам, не меньше 70 млн долларов ежегодно, но главное, что недовольство им выражал «зачинщик» неудавшегося переворота Хамза бен Хусейн.

Принц, по всей видимости, имел основания считать упомянутый проект «результатом коррупции». В своём видеообращении от 4 апреля он заявил:

«Я не несу ответственность за крах правительства, коррупцию и некомпетентность, которые преобладали в структуре управления за последние 15 или 20 лет, и становились всё сильнее. Ситуация дошла до точки, когда никто не может говорить или выражать своё мнение о чём-либо, не подвергаясь издевательствам, арестам, преследованиям и угрозам.»

Ещё в начале апреля 2003 г. многие СМИ сообщали, что Израиль и Иордания вскоре проведут переговоры по поводу

«возобновления работы нефтепровода, по которому нефть поступала из иракских Мосула и Киркука в израильский порт Хайфа.»

Со ссылкой на источник в правительстве Израиля давалось знать:

«Мы знаем, что труба в порядке, и хотим узнать, что думает Иордания по поводу открытия нефтепровода, так как часть его проходит по территории этой страны.»

Доказательством того, что необходимые переговоры по этому поводу состоялись в последующие годы, может служить такой факт: в конце 2020-го Израиль и Иордания договорились о совместном изучении состояния этой артерии на предмет её запуска не позже 2022 года.

Иорданская оппозиция считает возобновление прокачки нефти в Израиль предательством палестинских арабов и фактическим закреплением за Израилем иорданских территорий к западу от реки Иордан и Мёртвого моря.

Они, как известно, оккупированы Израилем ещё со времён войн 1948 и 1967 гг. Несколько лет назад по Иордании прокатилась волна демонстраций против соглашательской политики Аммана в отношении Израиля, тогда же оппозиционеры пытались разрушить транзитный трубопровод к Хайфе.

Очень старая труба


Нефтепровод Киркук-Хайфа (нитка Мосул-Кикрук была построена к 1940 году) — первый «трансарабский» трубопровод, введённый в действие британскими нефтяными компаниями ещё в 1936 году. Тогда Ирак де-факто был протекторатом Лондона, а экс-турецкая Палестина в рамках так называемой «Трансиордании» — британской подмандатной территорией.


Трансиордания или «подмандатная» Палестина включала и территорию современного Израиля

В годы Второй мировой войны эта артерия исправно снабжала нефтью западных союзников, в том числе нефтепродуктами — союзные войска в Северной Африке, на Мальте и в Гибралтаре. В конце 1939 г. в Хайфе британцы ввели в действие НПЗ на базе северо-иракской нефти. Но со второй половины 50-х гг. эта нефть на завод, действующий и поныне, не поступает.

После 1949 года, в связи с первыми арабо-израильскими войнами, артерия к Хайфе работала только на четверть своей мощности, а со свержением в 1958 г. «прозападной» монархии в Ираке — транзит нефти здесь и вовсе прекратился.


Максимальная годовая мощность этого трубопровода — до 20 млн тонн ежегодно, текущая перекачивающая способность — до 13 млн тонн/год, общая протяжённость — около 1100 км. Маршрут изначально нацелен на поставки из Иракского Курдистана, а с середины 2010-х иракский сегмент данной артерии контролируют курды.

Однако, ввиду давних притязаний Турции на этот регион Ирака — по крайней мере, на его нефтегазовые ресурсы и трубопроводы — курды заинтересованы в поставках «своей нефти» по означенному маршруту к порту Хайфа. А не в порты Турции (Искендерун и Юмурталык), соединённые с начала 80-х нефтепроводом с Иракским Курдистаном.

«Прокачать» заново


Причём в этом вопросе совпадают интересы курдов и США. Точнее, израильская газета «Хааретц» (Тель-Авив) ещё в конце апреля 2003 г., вскоре после военного вторжения США в Ирак, отмечала:

«...США обратились к Израилю с просьбой протестировать возможность возобновления прокачки нефти из Ирака в Хайфу.

Запрос был направлен по линии Пентагона министерству иностранных дел Израиля. В американском официальном обращении речь также шла о необходимости финансовой оценки затрат на ремонт этого трубопровода, используемого до арабо-израильской войны 1948 г., когда Ирак почти прекратил прокачку.»

Характерный в этой связи штрих: среди требований к иорданскому королю Хусейну, выдвинутых организациями палестинских арабов в Иордании в августе 1970 года, был демонтаж трубопровода к Хайфе. Монарх отказался, палестинцы же пытались сами взорвать эту артерию.


Это стало одной из причин массового террора в сентябре 1970 г. не только против этих организаций, но и арабских беженцев из Палестины. В ходе событий, известных как «Чёрный сентябрь», погибло и пропало без вести свыше 12 тыс. палестинских арабов. Свыше 70 тыс. их были высланы или «успели» самостоятельно эмигрировать в Сирию, Ливан и Египет...

Иордания: переворот наоборот

Как отмечал глава Иорданской компартии Фуад Нассад (1914-1976, на фото),

«иорданская монархия взяла курс на фактическое примирение с Израилем уже к середине 70-х, под влиянием политики Садата в отношении Израиля.

Монархия ничем не помогла Египту и Сирии в период войны Судного дня (1973 г.). Сигналом же начала такого курса был монархический террор против палестинцев в 1970 году: их изгнание позволило, в том числе, сохранить без повреждений нефтепровод из Ирака к Хайфе.

По всей видимости, это было проделано с целью возобновления его эксплуатации — перспективного источника стабильных транзитных доходов.»

Естественно, что, как утверждает Фуад Нассар, в такой ситуации

«Запад усилил политическую и финансовую поддержку иорданской монархии.»

Кстати: компартия Палестины вышла с 1982 г. из федерации, существовавшей с 1951 г., с компартией Иордании. Обвинив её в недостаточном противодействии произраильской политике короля Хусейна...
Автор:
Использованы фотографии:
hk.epochtimes.com, report.az, wikimedia.com
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. rocket757
    rocket757 12 апреля 2021 11:08
    -1
    Мутные "жирные", нефтяные дела!!!
    Интересно, а где тут нос наглобриттов торчит?
  2. Холуай Т.О
    Холуай Т.О 12 апреля 2021 11:24
    -3
    Иордании просто не надо идти против Израиля
  3. Наган
    Наган 12 апреля 2021 11:31
    +3
    Иордания, в отличие от страны 404, понимает выгоды от трубопроводов, и ведет себя соответственно.
  4. Ланнан Ши
    Ланнан Ши 12 апреля 2021 11:31
    +16
    В ходе событий, известных как «Чёрный сентябрь», погибло и пропало без вести свыше 12 тыс. палестинских арабов. Свыше 70 тыс. их были высланы или «успели» самостоятельно эмигрировать в Сирию, Ливан и Египет...

    Вообще то иордания долго терпела. Но когда ооп устроила покушение на короля... Приютить беженцев это нормально. Но вот терпеть, что они превращают страну в бандитский край, аналог чечни 90х, а потом и вовсе пытаются захватить власть в стране?
    Характерный в этой связи штрих: среди требований к иорданскому королю Хусейну, выдвинутых организациями палестинских арабов в Иордании в августе 1970 года, был демонтаж трубопровода к Хайфе. Монарх отказался, палестинцы же пытались сами взорвать эту артерию.
    Это стало одной из причин массового террора в сентябре 1970 г.

    Вообще то это не террор. Террором занимались как раз палестинцы. Попытка захвата власти, попытка убийства действующего главы государства, попытка уничтожения важных объектов. Вот это террор. А действие иорданцев - наведение порядка в своей стране, в которой чужаки пытаются диктовать местным, как те должны жить.
  5. TerraSandera
    TerraSandera 12 апреля 2021 12:12
    +3
    Рассматривал карту прокладки трубопровода, и не нашёл Израиль. Наверное какая то левая карта.
    1. knn54
      knn54 12 апреля 2021 14:13
      +2
      Александр,согласен.Это Эйлат. израильский порт на Красном море.А рядом-иорданский порт Акаба. Оба на берегу залива Акаба вышеуказанного моря.
  6. alien308
    alien308 12 апреля 2021 15:03
    +3
    Так они помирились с Израилем. Если взаимовыгодно не торговать, зачем мирится.
  7. Андрей Коротков
    Андрей Коротков 12 апреля 2021 15:47
    +2
    Извиняюсь что немного не по теме, вспомнился фильм Совокупность лжи с ди Каприо, действия иорданской разведки в своих интересах
  8. Арташес
    Арташес 12 апреля 2021 15:51
    +1
    На карте (английская) "затушевали" трубу из Иракского Курлдистана к североизраильской израильской Хайфе (она "заканчивается" юго-западнее иорданского г. Ирбид). Иорданцы практич. помирились с Израилем, так что - остальное - дело ближ. времени.
  9. Арташес
    Арташес 12 апреля 2021 20:33
    0
    Израиль добился того, что арабские страны, одна за другой, начинают сотр. с ним. ЭТО уже ОАЭ, Бахрейн, Оман, Египет, Иордания, Судан, Марокко, Мавритания, Ливан; тот же процесс "вводят" С.Аравия, Катар, Ирак. Вот это - искусство дипломатии израильтян (+ "нужное" аравийцам географич. положение Израиля).
  10. akims
    akims 13 апреля 2021 08:45
    +2
    Иордания уже давно и плотно сотрудничает с Израилем. Граница с Иорданией самая "тихая".