Военное обозрение

Ракетные катера-катамараны Китая «Тип 022»

25

Катер "Тип 022" в море, 2014 г. Фото US Naval Institute


ВМС НОАК располагает достаточно многочисленным флотом ракетных катеров – порядка 130-150 ед. нескольких типов. Наиболее массовыми представителями этого класса являются катера-катамараны «Тип 022» или «Хубэй». Они строились с начала двухтысячных годов, и к настоящему времени в боевой состав введено более 80 ед. Такие катера сочетают высокие ходовые характеристики и широкие боевые возможности.

Процессы обновления


В конце девяностых годов ВМС Китая располагали большим количеством ракетных катеров нескольких проектов. При этом средний возраст такого флота постоянно увеличивался, техника устаревала морально и физически, а ее тактико-технические характеристики все менее соответствовали актуальным требованиям. Необходимость создания нового катера стала очевидной.

Перспективный проект получил рабочее обозначение «022». В зарубежных источниках катер нередко именуют по классификации НАТО – Houbei. Разработка проекта была выполнена на рубеже девяностых и двухтысячных. Точные сведения об исследованиях, предварявших проектирование, а также об особенностях разработки проекта и развертывания серии отсутствуют.

Ракетные катера-катамараны Китая «Тип 022»
Катер в доке, можно рассмотреть форму подводной части. Фото Globalsecurity.org

За рубежом о новом китайском катере узнали весной 2004 г. Тогда на одной из верфей Шанхая был замечен необычный корпус, явно не имевший отношения к известным проектам. Летом катер спустили на воду для достройки и последующих испытаний. К началу 2005 г. головной «Тип 022» приняли в состав ВМС.

Известно, что в 2006-2007 гг. к программе строительства новых ракетных катеров привлекли в общей сложности четыре верфи в Шанхае и Гуанчжоу. Наладив производство, они могли строить до 10 катеров ежегодно. Благодаря этому, китайский флот смог рассчитывать на скорую замену устаревших ракетных катеров с несовершенным вооружением.

Морская платформа


Из известных данных следует, что перед проектом «022» ставилось несколько основных задач. Часть их, связанных с ходовыми и маневренными качествами, заметностью и т.д. предлагалось решать за счет создания особой конструкции корпуса и надстройки, а также путем внедрения энергоустановки и других систем с требуемыми параметрами.


Вид на корму и пусковые установки. Фото Globalsecurity.org

Катер «Тип 022» построен по схеме катамарана и имеет любопытную конструкцию корпуса. Боковые корпуса, находящиеся в воде и удерживающие катер на плаву, отличаются ограниченным поперечным сечением и шириной, но выполнены максимально длинными. Тонкая носовая часть такого корпуса минимально поднимается над поверхностью и буквально прорезает волны, что связано с необходимостью повышения ходовых характеристик.

Т.н. мост, соединяющий два корпуса и вмещающий основные системы и агрегаты, напоминает обычный катер. Он получил наклонный форштевень и V-образное днище традиционной корабельной формы в носовой части. Киль и борта в норме не касаются воды, а за ними расположено простое ровное днище. На таком корпусе устанавливается надстройка ограниченной высоты, за которой находится мачта. В кормовой части надстройки предусмотрены коробчатые кожухи пусковых установок для противокорабельных ракет.

Надводная часть катера «Хубэй» указывает на применение стелс-технологий. Корпус и надстройка составлены из прямых поверхностей с ровными гранями, расположенных под разными углами друг к другу и к горизонту. При этом, насколько известно, конструкция выполнена из металла, а на палубе и надстройке сохраняется масса выступающих деталей, что может сокращать эффект от малозаметных форм.


Стрельба из артиллерийской установки. Фото ВМС НОАК

Катер оснащается двумя дизельными двигателями мощностью по 3430 л.с. Каждый из них работает на свою пару водометов, установленную в корме бокового корпуса. Катамаранная конструкция и водометы позволяют развивать скорость 36-38 узлов.

«Тип 022» имеет длину 42,6 м при ширине ок. 12 м и осадке 1,5 м. Водоизмещение – 224 т. Экипаж включает 12 человек. Дальность хода, автономность и другие параметры остаются неизвестными. При этом катера способны свободно действовать в прибрежной зоне, на некотором удалении от баз.

Вопросы вооружения


Проект «022» предусматривал использование целого набора радиоэлектронного, артиллерийского и ракетного вооружения. За поиск надводных целей отвечает РЛС H/LJQ-362. Она обеспечивают обнаружение объектов и целеуказание на дальностях до 100 км и высотах до 8 км. Имеется оптико-электронная станция H/ZGJ-1B с дневным и ночным режимами. Все эти средства интегрированы в систему управления огнем H/ZFJ-1A.


Катер ставит помехи. Фото ВМС НОАК

Основным оружием «Хубэя» являются противокорабельные ракеты YJ-83. В корме надстройки размещаются две пусковые установки по четыре ПКР на каждой. Пуск осуществляется в переднюю полусферу. Обнаружив цель или получив целеуказание со стороны, экипаж катера вводит данные в автоматику ракеты и осуществляет запуск. Обеспечивается стрельба одиночными ракетами и залпом с интервалом 3 сек.

ПКР YJ-83 имеют длину более 6,3 м и массу 800 кг, из которых 190 кг приходится на боевую часть. Полет к цели осуществляется на дозвуковой скорости. Дальность поздних модификаций ракеты – до 250 км. Такая ракета способна выводить из строя надводные корабли разных классов, вплоть до фрегатов и эсминцев.

Для целей в ближней зоне катер несет артиллерийскую установку H/PJ-13 с 30-мм шестиствольным автоматом – копией советского АО-18. Управление этим оружием осуществляется при помощи оптико-электронной станции на мачте. Также на борту катера присутствуют ПЗРК. Имеются две установки для отстрела помех.


Центральный пост катера. Фото ВМС НОАК

Ракетные флотилии


Головной катер «Тип 022» был передан ВМС НОАК в конце 2004 г. Вскоре после этого на заводе в Шанхае заметили еще три корпуса, достроенные и сданные в 2005-2006 гг. Включение в программу строительства новых предприятий позволило резко нарастить темпы и объемы производства, выйдя на рубеж в 10 катеров ежегодно. Уже в 2008 г. зарубежные СМИ сообщали о наличии у Китая 40 катеров нового проекта.

За несколько лет катера «022» стали самым массовым образцом на вооружении китайского флота. По разным данным, в настоящее время в составе ВМС имеется не менее 60-80 таких катеров. В большинстве источников упоминается 83 вымпела. Они распределены между несколькими подразделениями в составе всех трех флотов ВМС с базированием в разных портах.

Задачей ракетных катеров нового типа является охрана прибрежной зоны от надводных кораблей вероятного противника. Такое их применение регулярно отрабатывается в ходе различных учений. Кроме того, катера «Тип 022» используются для защиты интересов страны в удаленных районах. К примеру, вместе с другими кораблями и судами ракетные катера участвуют в патрулировании вблизи спорных островов Спратли. Очевидно, что их можно задействовать и в иных операциях в других районах.


Ракетные катера на учениях, 2016 г. Фото ВМС НОАК

На пользу флоту


К настоящему времени было построено до 83 ракетных катеров-катамаранов «Тип 022», и они стали самыми массовыми боевыми единицами ВМС НОАК. Подобные количественные показатели связаны как с относительной простотой и дешевизной, так и с высоким потенциалом. Проект «022» предусматривал использование самых современных компонентов и новых решений, что дает ряд важных возможностей.

За счет катамаранной конструкции и водометных движителей катер «Хубэй» способен развивать высокую скорость и быстро выходить на рубеж пуска ракет. Малозаметная конструкция снижает вероятность своевременного обнаружения и эффективного ответного удара. Применяемые ракеты показывают достаточно высокие летные и боевые характеристики и вполне способны выполнять поставленные задачи – особенно при залповой стрельбе силами одного или нескольких катеров.

Таким образом, проблема обновления надводных сил была успешно решена. На вооружение ВМС НОАК поступили десятки новых катеров с улучшенными характеристиками и расширенными возможностями, и это позволило отказаться от значительной части устаревших боевых единиц. По всей видимости, катера «Тип 022» будут сохранять свое место во флоте в течение длительного времени, и замену для них создадут только в отдаленном будущем.
Автор:
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. БДРМ 667
    БДРМ 667 12 апреля 2021 04:54
    +9
    катер несет артиллерийскую установку H/PJ-13 с 30-мм шестиствольным автоматом – копией советского АО-18


    Писали бы сразу , что это китайская копия АК-630 , "обработанная китайским напильником до стелс форм" .

    "АО-18" ,это как-то не понятно , а на АК-630 глянешь - всё проясняется ...


    Устройство пушки АК-630М: 1 — кабели, 2 — блок управления, 3 — магазин со створками, 4 — шланги охлаждения, 5 — штыри для крепления лебедки, 6 — рукав питания, 7 — барбет, 8 — станок, 9 — механизм управления цепями стрельбы и торможения, 10 — блок стволов, 11 — маска, 12 — гильзозвеньеотвод, 13 — обтекатель, 14— цилиндр подъема люка, 15 — стопор «по-походному», 16 — буфер горизонтальный, 17 — гидронасос привода ВН, 18 — гидронасос привода ГН, 19 — пневмоподтяг, 20 — крышка горловины, 21 — рукав подачи звеньев, 22 — ресивер, 23 — масло-влагоотделители, 24 — бак охлаждения, 25 — насос системы охлаждения, 26 — электродвигатель, 27 — рычаг ручной подачи.
    1. БДРМ 667
      БДРМ 667 12 апреля 2021 05:04
      -6
      Основным оружием «Хубэя» являются противокорабельные ракеты YJ-83. В корме надстройки размещаются две пусковые установки по четыре ПКР на каждой. Пуск осуществляется в переднюю полусферу.

      Возможность пуска ПКР исключительно по курсу , уже недостаток.
      Вертикальная, "всераккурсная" ПУ ПКР могла бы значительно расширить боевые возможности этого, надо отметить интересного катамарана.
      1. Intruder
        Intruder 12 апреля 2021 05:53
        +14
        Вертикальная, "всераккурсная" ПУ ПКР могла бы значительно расширить боевые возможности этого, надо отметить интересного катамарана.
        А ничего, что это ракетный катер, а не фрегат/корвет-переросток или ракетный крейсер, зачем городить дорогое решение, китайцы это понимают и делают, массово при этом!!!
        1. БДРМ 667
          БДРМ 667 12 апреля 2021 06:21
          -10
          Цитата: Intruder
          А ничего, что это ракетный катер, а не фрегат/корвет-переросток или ракетный крейсер, зачем городить дорогое решение, китайцы это понимают и делают, массово при этом!!!


          По каким критериям вы заключили , что вертикальный старт ракеты это неоправданно дорогое решение , и при этом чрезмерно громоздкое , чтоб предполагать невозможность её реализации на данном катере ?
          Поразмыслите над тем , из каких побуждений исходили конструкторы наших ЗРК "Тор" или "С 300-400" , реализовывая вертикальный старт ракет , и какие неоспоримые преимущества даёт такая схема , например в сравнении с американской системой "Пэтриот" ?
          1. тлауикол
            тлауикол 12 апреля 2021 06:43
            +10
            такое решение увеличит габариты надстройки, глубину-ширину корпуса, водоизмещение. Получится Буян-М на 1000тонн
          2. alexmach
            alexmach 12 апреля 2021 10:12
            +4
            Поразмыслите над тем , из каких побуждений исходили конструкторы наших ЗРК

            Это же все-таки не ЗРК а ударная очень мобильная платформа.
            Возможность пуска ПКР исключительно по курсу , уже недостаток

            Для маленького скоростного катера, чья роль в том что бы быстро сблизиться с целью, нанести удар и быстро уйти? Нет, не недостаток.
          3. DMi
            DMi 12 апреля 2021 10:53
            +1
            Ну наверное потому что для вертикального пуска нужны совершенно другие ракеты. Либо разрабатывать с нуля , либо стпвить большие и дорогие с фрегатов. Ну и физические размеры баналтно. Сравните наш Оникс и Уран.
            И сравнивать системы ЗРК и ПКР очень странно.
          4. Intruder
            Intruder 12 апреля 2021 12:48
            -2
            что вертикальный старт ракеты это неоправданно дорогое решение , и при этом чрезмерно громоздкое , чтоб предполагать невозможность её реализации на данном катере ?
            А вы размеры ПУ учитывали и объемы подпалубные, с монтажем на ракетном катере, прежде, чем задавать этот именно вопрос!?
            ЗРК "Тор" или "С 300-400" , реализовывая вертикальный старт ракет , и какие неоспоримые преимущества даёт такая схема , например в сравнении с американской системой "Пэтриот"
            Вы сейчас, винегрет мешали.., а при чем тут наземные версии систем??? request
          5. Phoenix
            Phoenix 12 апреля 2021 13:53
            +2
            Вертикальный старт ракеты диктует свои требования к самой ракете. Нужен более дорогой бустер, с пороховыми двигателями ориентации после выстрела. Наклонный пуск просто выкидывает ракету вперёд, управляется она сразу собственными рулями.
      2. donavi49
        donavi49 12 апреля 2021 08:11
        +10
        Когда этот катер уже в серии был, у ВМФ еще только влажные мечты об УКСК и Буян-М проступали. А первый российский МРК с вертикальным пуском заложили, когда вся серия 022 была сдана и строительство закончено. wink

        Если что 022 и 054 (еще не А, а голубь мира с Кроталем) - это первые корабли по новому китайскому подходу. У 022 вообще девушка главный инженер. Сейчас этот подход дал лидирующие темпы строительства военного флота в мире. Два десятка современных 64/112 ракетных эсминца за несколько лет, 70+ корветов/МПК БМЗ.



        1. Tcheluskin
          Tcheluskin 13 апреля 2021 21:53
          0
          Кстати, на последней картинке (уж не знаю, это фото или рисунок) пуск ракеты — в существовании которой тут некоторые сомневаются: ПКР семейства "Калибр" 3М-54 с твердотопливной сверхзвуковой 2-й ступенью.
          1. donavi49
            donavi49 13 апреля 2021 22:17
            +1
            Это китайское семейство YJ-18. Главный калибр эсминцев 052D/055, а также наземных комплексов (а-ля Искандер-К). Которое делалось в Китае, но с официальной поддержкой и аутсорсом А-А. Трамповская администрация обвиняла Китай и Россию в обходе запрета на экспорт КР с дальностью свыше 300 км.

            Подводный засветили в прошлом году, на инспекции модернизированной МЦАПЛ - Си.


            Ну и надводные.

            1. Tcheluskin
              Tcheluskin 13 апреля 2021 22:19
              0
              Ну да, китайская копия.
      3. timokhin-a-a
        timokhin-a-a 12 апреля 2021 11:49
        +1
        Так ПКР угол поворот задаётся. А нормальной ПКР - несколько. Без разницы на самом деле.
      4. Cympak
        Cympak 12 апреля 2021 13:04
        +3
        Всеракурсность для ПКР/КР особо не нужна:
        - ракета сама после пуска может довернуть на цель
        - время подготовки к пуску занимает столько времени, что корабль имеет время с запасом. чтобы занять нужную стартовую позицию.
        Целесообразность УВПУ никто не отрицает, но для малого ракетного корабля наклонные ПУ для ПКР/ПЛУР целесообразней, что китайцы и сделали на своих корветах тип 056/056А
  2. Mitroha
    Mitroha 12 апреля 2021 06:50
    +4
    Интересный катер, вообще, темпы разработок и строительства флота в Китае поражают. Не прояснен вопрос качества , конечно.
    1. donavi49
      donavi49 12 апреля 2021 08:26
      +11
      Ну с качеством довольно просто:
      1) Ходовая готовность на высоком уровне. Без буксиров ходят по всему миру. Например стандартный набор - 052+054А+903 снабженец после БС в Африке прибежал в Питер на Парад. Никаких буксирчиков. Или в Австралию. Или в Лондон. Или в Киль. Или в Турцию.


      2) Долговечность и устойчивость, также на высоком уровне. Например списанные 053 - переданы в дар Бангладеш, они сразу включили их в соединение, которое участвует в миссиях ООН - стали гонять по всему миру, и они все еще живы. Когда в Ливане бомбануло - в порту стоял легкий патрульный корабль английской постройки (где погибла вахта), а вот в море находился на миссии ООН находился как раз китаец. И это корабли тех лет, когда китайское = полный хлам.

      3) Вооружение. Тут все просто - Калибр, Экзосет, Штиль1 (появился только благодаря тому, что китайцы дали денег, ибо тогда ВМФ было не до Штиля, а индусы кушали балку из 80-х и им было норм), С-300ПМУ2+элементы Ф которую перепилили правда основательно, МК46, АК-130, АК-176, СуперГолкипер ну и т.п. Разумеется все обработано напильником, например Голкиперу еще пару стволов в сборку впихнули, от Экзосета ничего кроме архитектуры не осталось ну и т.п.
  3. ramzay21
    ramzay21 12 апреля 2021 08:18
    +1
    Китайцы молодцы, грамотно и быстро строят свой флот. С них нам давно пора пример брать.
  4. frog
    frog 12 апреля 2021 09:18
    0
    Как забавно автор описал конструкцию корпуса СМПВ.... Кабы не фото, не сразу бы и понял.
  5. Cympak
    Cympak 12 апреля 2021 11:16
    +7
    По всей видимости, катера «Тип 022» будут сохранять свое место во флоте в течение длительного времени, и замену для них создадут только в отдаленном будущем.


    Китайцы уже выводят ракетные катера Type 022 на хранение и аккуратно складывают их на берегу. (подробнее здесь: http://www.mdc.idv.tw/mdc/navy/china/022.htm)
    Всего китайский "принтер" наштамповал 83 таких ракетных катера. По первоначальному замыслу китайских флотоводцев они предназначались для нанесения массированных ракетных ударов по военно-морским соединениям ВМС США, в случае если те попытаются вмешаться в гипотетическую войну с Тайванем. Создавались они еще в то время, когда у китайцев не было многочисленного современного флота.
    Указываются следующие причины консервации ракетных катеров :
    - малая живучесть
    - плохая мореходность, ограничивала возможность атаки американского флота на океанских просторах
    - необходимость внешнего целеуказания для загоризонтального ракетного удара (собственные возможности позволяли атаковать цели на дальности в несколько десятков км до радиогоризонта)
    - нереальность успешного удара по американской авианосной группе с учетом глубины ее обороны
    - массовая постройка более крупных и мореходных кораблей для китайского флота
  6. timokhin-a-a
    timokhin-a-a 12 апреля 2021 11:50
    +2
    Пуск осуществляется в переднюю полусферу.


    Прямо по курсу.

    Передняя полусфера это в авиации
  7. УэйКхеТхуо
    УэйКхеТхуо 12 апреля 2021 17:04
    0
    Есть на ВО статья про москитный флот Украины, и что он может нам серьезно так врезать. Многие смеялись - типа игрушка, деньги на ветер.
    А тут глядишь ты, целая Поднебесная запилила себе 80 таких "игрушек" и что они могут учинить, добравшись до цели, особенно в большом количестве, страшно представить.
    Одним словом: "Порхай как бабочка, жаль как пчела".
    А то, что стали неспеша отказываться - так что ж, растут китайцы и растут аппетиты ВПК.
    1. Анжей В.
      Анжей В. 12 апреля 2021 18:21
      0
      А тут глядишь ты, целая Поднебесная запилила себе 80 таких "игрушек" и что они могут учинить, добравшись до цели, особенно в большом количестве, страшно представить.
      Одним словом: "Порхай как бабочка, жаль как пчела".


      А китайцы, к слову, никогда не комплексовали на этот счет – ВМС НОАК очень долгое время представляли из себя исключительно москитный/прибрежный флот.

      Они и сейчас строят много кораблей ближней морской зоны и не гнушаются иметь БРК.

      Хотя самая страшная сила китайского флота – их рыбаки, и я не шучу.

      На этой неделе сделаю материал для ВО про то, как Пекин использует «морское народное ополчение» – это отличная прививка реальности тем, кто считает, что оружие суть есть замена настоящей политики.
  8. Саша_рулевой
    Саша_рулевой 12 апреля 2021 19:34
    +2
    Точные сведения об исследованиях, предварявших проектирование, а также об особенностях разработки проекта и развертывания серии отсутствуют.


    Проект корпуса как будто заказали австралийской фирме, специализировавшейся на скоростных яхтах для олигархов.
  9. Бензорез
    Бензорез 12 апреля 2021 20:14
    0
    Интересный агрегат. Подводная часть- ничего нового. Маранты СДС имеют аналогичную.
    Только они из чернухи. А данные пароходы к бабушке не ходи- полностью цветные. Бо иначе 38 узлов выдать- край проблематично.