Военное обозрение

Битва при Аустерлице: обмундирование французской армии

72
Битва при Аустерлице: обмундирование французской армии
Кирасиры перед атакой. Аустерлиц. Жан-Луи Эрнест Месонье (1815-1891). Музей Конде


Давно ль орлы твои летали
Над обесславленной землей?
Давно ли царства упадали
При громах силы роковой;
Послушны воле своенравной,
Бедой шумели знамена,
И налагал ярем державный
Ты на земные племена?
(А. С. Пушкин «Наполеон»)

Величайшие битвы в истории. Прошлый материал «Аустерлиц: Наполеон и его войска накануне сражения» вызвал живой интерес у читательской аудитории ВО, и, конечно, она рассчитывает на продолжение описания этой баталии. Однако на этом самом месте мы как раз и прервёмся – для того чтобы рассказать теперь уже об униформе французской армии. А она заслуживает весьма подробного рассказа, тем более что для многих армий мира именно она затем сделалась объектом подражания.


Полковник 18-го полка линейной пехоты Великой Армии, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Начнём с того, что отметим интересное обстоятельство: в середине XVIII века основная масса французской пехоты, как и пехота австрийцев, была одета… в белые мундиры! Гренадеры, например, с 1756 года носили белые кафтаны с гренадами на отворотах фалд, меховые шапки, чёрные обшлага, отложные воротники и небеленую кожаную ременную амуницию. С 1776 по 1786 год они получили двууголку с красным помпоном, мундир с чёрными обшлагами и лацканами, красные погоны и белые ремни. Цветные мундиры носили лишь отдельные полки.


Консульская гвардия. Сержант гренадеров, 1800 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Реформой 1793 года была введена синяя униформа – так называемого «французского типа», покроем почти не изменившаяся с 1786 года. Униформа всех солдат пехоты стала одинаковой: и фузилеры, и гренадеры, и вольтижеры (то есть «застрельщики», и по сути те же егеря, хотя егеря в наполеоновской армии тоже были) были одеты в длиннополые мундиры тёмно-синего цвета, а также в белые жилеты, штаны и гетры, скроенные так же, как и в конце XVIII века.


Карабинер лёгкой пехоты, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

В гвардейской императорской пехоте парадная форма состояла из тёмно-синего мундира с белыми лацканами, красными отворотами фалд, синими воротниками и красными обшлагами, застёгнутыми на три пуговицы, обтянутыми белым полотном. Всё это символизировало теперь республиканский цветной «триколор». Шапки высокие, меховые – из медвежьего или козьего меха, с латунным налобником, а также шнурами и красным султаном слева. Дно у шапки было матерчатое, красного цвета с белым галуном, нашитым крест на крест. Пешие егеря при такой же форме налобника не имели, султан был красно-зелёный. Итальянская гвардия имела форму аналогичного покроя, но налобники «под серебро» и мундиры зелёного цвета. Гетры белые, выше колен, с напуском спереди на башмаки и штрипками для подтяжки. Но, понятно, что на поле боя даже гвардия гетры со штрипками не надевала, а обходилась длинными, мешковатого покроя брюками из небеленого полотна, каковые с походной формой носили и все прочие наполеоновские солдаты.


Фузилер лёгкой пехоты, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Сержантский состав различался диагональными планками на предплечьях. Планки углом вверх показывали срок службы: 10 лет – одна, 10-20 – две, и больше 20 – три!

Экипировка включала также патронную сумку на широкой белой перевязи, на которой крепились и ножны для штыка. На другой перевязи висел тесак. Ременная амуниция фиксировалась на плечах погонами разных цветов, да ещё и с бахромой! Заплечный ранец был из коровьей шкуры мехом наружу, шинель, как и австрийцы, французские солдаты носили в скатке за плечами.


Шассёр (фр. chasseur — «охотник», «егерь») национальной гвардии Иль де Франса, 1806 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Линейная пехота французской армии была представлена гренадерами опять же в меховых шапках с красным султаном слева, синих мундирах с белыми отворотами, красными эполетами с бахромой, воротниками и обшлагами. Налобник с гренадой и чёрные гетры довершали его внешний вид. Гренадеры составляли одну из двух элитных рот полка. Фузилеры носили шляпы двууголки с красным помпоном и трёхцветной кокардой, а вот вольтижеров при той же униформе отличали жёлтые воротники, зелёные эполеты и жёлто-зелёные султаны на шляпах. Шинели – серо-коричневого сукна с двумя рядами пуговиц с матерчатой обтяжкой.


Барабанщик лёгкой пехоты, 1804 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Интересно, что свою шляпу вольтижеры и фузилеры надевали по-разному. Во время боя поворачивали её поперёк головы («а ля наполеон»), а вот в строю в походе удобства ради поворачивали её на 90 градусов наподобие огромной пилотки. Кстати, появление вольтижеров во многом связывают ещё и с тем, что Наполеон таким образом пожелал отметить храбрых солдат, которые не могли из-за своего малого роста попасть в роты гренадеров или карабинеров.


9-й полк лёгкой пехоты. Знаменосец, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Лёгкая пехота считалась отборной. Её егерские (шассёрные) роты являлись эквивалентом фузилерных рот в линейной пехоте, а карабинеры – аналогом гренадеров. Эти с головы до ног были одеты в синее. Карабинеры носили меховые шапки без налобника с красным султаном и красную отделку на мундире, включая эполеты, а вот рядовые егеря и вольтижеры уже получили кивера с кожаными козырьками и егерским рожком спереди. А вот султаны и эполеты у стрелков, а также воротники и манжеты были зелёного цвета (у вольтижеров воротники жёлтые). В шассерские (егерские) роты отбирались люди небольшого роста, очень подвижные.


Барабанщик лёгкой пехоты, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Артиллеристы также были синими с головы до ног и носили шляпы двууголки с красным помпоном. Брюки – синие длинные или же короткие, с чёрными гетрами с напуском.


Конный шассёр, 1805-1810 гг. Рихард Кнётель (1857-1914)

Наполеоновская армия имела многочисленную конницу, разновидности которой во многом отличались от конницы других армий. Так, в армии при Аустерлице действовали конные гренадеры, которые в походе носили синие сюртуки, застёгнутые до пояса и лацканов не имевшие, меховые шапки, серые плащи с пелериной, суконные штаны тоже белые, но заправленные в высокие сапоги.


Барабанщик 1-го драгунского полка, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Рядовые Конно-гренадерского полка носили синие мундиры и брюки походного образца, а также высокие меховые шапки без налобника и султана. Которые, однако, причём синего цвета, были и у трубачей. Конно-егерский полк отличался гусарским мундиром, но без ментика и меховой шапкой с зелёно-красным султаном. Свёрнутый в скатку плащ надевался через плечо, как это было принято в русской армии, чтобы служить всаднику дополнительной защитой.


Спешенный драгун 15-го полка. Рихард Кнётель (1857-1914)


Мамлюк армии Наполеона, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Мамлюки – их рота была придана Конно-егерскому полку, носили свои восточные костюмы.

Лёгкая кавалерия имела зелёного цвета гусарское обмундирование, красные чикчиры и меховой кольбак (головной убор с султаном и шлыком), а какие-то части зелёные чикчиры и кивера, подобные гусарским.


30-й драгунский полк, 1804 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Конная артиллерия имела обмундирование, схожее с гусарским, но без ментика и с красными султанами на киверах.


12-й полк конных шассёров, су-офицер, 1803 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Гусарская форма была традиционно яркой, двухцветной – доломан одного цвета, ментик другого, и слева ташку на трёх белых ремнях с номером полка. При походной форме султан с кивера заменялся на помпон.

Кирасирские полки считались отборной кавалерией, поэтому носили красные погоны с бахромой и красный султан на каске слева. Кирасы – их полированного металла, застёгивались кожаными ремнями на боках и наплечными ремнями, армированными латунью. «Хвост» на каске «белого металла» был чёрным у рядовых кирасиров, а у трубачей он был белого цвета. Фалды кирасирского мундира были очень короткими и почему-то тоже украшались изображением горящей гренады.


1-й полк конных шассёров, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Драгунские мундиры были подобны пехотным, но зелёного цвета и с красными, жёлтыми, малиновыми и даже оранжевыми лацканами и воротниками. Каски латунные с «хвостом», как у кирасиров, и с султанами красного, красно-зелёного, чёрно-розового цвета, закреплёнными также слева. Именно так – цветами султанов и лацканов с воротниками и различались драгунские полки.


12-й конно-гренадерский полк. Трубач, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Саперы, как гвардейские, так и регулярных полков, при общей полковой форме имели спереди фартук, чтобы её не замарать!


Полковник конных карабинеров, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

Маршалы и генералы Великой Армии имели очень простые, но изысканные мундиры золотым шитьём, а вот штабные офицеры опять-таки синие мундиры с лосинами и ботфортами или такими же брюками навыпуск. Эполеты из золотой канители и шляпы двууголки «от плеча до плеча» с султаном и без – в зависимости от звания и принадлежности воинскому формированию. А вот старший офицер, состоящий адъютантом при маршале, по регламенту носил обмундирование гусарского типа с белым ментиком, а нередко и белым кольбаком с красным султаном, чтобы уж все видели в случае чего, кто перед ними!

Продолжение следует…
Автор:
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. polpot
    polpot 14 апреля 2021 18:32
    +6
    Как всегда Великолепно, спасибо за работу.
  2. КАКОЙ ЕСТЬ
    КАКОЙ ЕСТЬ 14 апреля 2021 18:47
    +11
    Саперы, как гвардейские, так и регулярных полков, при общей полковой форме имели спереди фартук, чтобы её не замарать!

    В Иностранном легионе до сих пор такая парадная форма у инженерных частей,которых называют пионерами,или саперами.Пионеры в легионе обязательно отпускают бороду,а их парадную форму дополняют белые перчатки,фартук грубой кожи оранжевого цвета и топор.На параде саперы всегда идут первыми,даже перед оркестром.
    1. akims
      akims 14 апреля 2021 19:48
      +5
      Чистые гномы, ей Богу!
      1. Ричард
        Ричард 15 апреля 2021 02:55
        +6
        фартук грубой кожи оранжевого цвета

        под Аустерлицем наполеоновские саперы носили белый фартук

        а с 1810 года они остались лишь у саперов гвардейских полков, саперы остальных полков стали носить обычный невыбеленный оранжевого цвета
        1. Ричард
          Ричард 15 апреля 2021 03:32
          +6
          Прошу прощения - допустил ошибку не с с 1810, а с 1808 года. feel
  3. Alien From
    Alien From 14 апреля 2021 18:55
    +4
    Спасибо автору! Сказать больше нечего, будем изучать hi
  4. Undecim
    Undecim 14 апреля 2021 19:34
    +7
    Информация, безусловно, интересная. Но с точки зрения ведения боевых действий, гораздо интереснее было бы описание не только униформы, но полной экипировки солдат противоборствующих сторон, ее функциональности. Не планирует автор такой материал?
    1. kalibr
      14 апреля 2021 20:04
      +3
      Планирует, как итог темы.
      1. Ричард
        Ричард 15 апреля 2021 02:41
        +7
        Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! ... ­ Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны, и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать (с)

        С этим у Наполеона был полный порядок yes
        Жандармы в его армии носили издали заметные желтые штаны, и перед ними все делали Ку smile
    2. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 14 апреля 2021 20:30
      +4
      Ещё бы ! Кивера,гренадёрки,чакчиры,рейтузы,лосины,гетры....романтизма ! fellow
      1. Undecim
        Undecim 14 апреля 2021 20:37
        +3
        Вы считаете функциональность и романтизм эквивалентны?
        1. Nikolaevich I
          Nikolaevich I 15 апреля 2021 01:21
          +4
          Цитата: Undecim
          Вы считаете функциональность и романтизм эквивалентны?

          Да нет,конечно! Функциональность,безусловно, нужна...но и без романтизму скучно ! Вы приглядитесь к красивой униформе...её могли создавать романтики fellow ...а "техники"-функциональную ! hi (конечно же лучше,когда творили и те,и другие drinks ...хотя такое случалось не всегда! recourse )
          1. Nikolaevich I
            Nikolaevich I 15 апреля 2021 03:54
            +5
            Цитата: Nikolaevich I
            конечно же лучше,когда творили и те,и другие ... drinks

            Хочу пояснить некоторыми примерами...! Помним ли мы поручика Ржевского и "Шурочку" ? Красивы гусарские кивера ? Многие считают,что да (!);но он был и "функционален"! В кивере держали(хранили) курительную трубку и кисет с табаком...набитый паклей кивер мог держать удар турецкой сабли ...( может быть,не шибко эффективно,но шанс был !)... Или широкополые шляпы мушкетёров...привлекателен мушкетёрский "наряд" !Н о он мог быть и функциональным ! Широкополая шляпа защищала мушкетёра не только от содержимого "ночного горшка" на улицах Парижа; но в принципе могла защитить от кипящей смолы, горящей нефти во время штурма крепости...как и казакин или епанча петровских фузилеров ...(всё это можно было быстро сбросить...) Или "красивый" сюртук фрачного типа 18 века ,застёгиваемый в верхней части на 1-2 пуговицы...Егерская кожаная шапка с "плюмажем" в виде валика... Могла защищать от сабли...а если добавить металлический налобник , то и от пули...правда, на определённом расстоянии ! Металлическими налобниками "украшались" и островерхие "гренадёрки"... Часто ,"модные" (а ,значит, и красивые!...) мундиры украшались "множеством" пуговиц и "объёмными" карманами... Металлические пуговицы могли защитить от пули;а "объёмные" карманы вмещали немало "мелочей", делающих жизнь солдата немного комфортней ! Вот,как-то так ! wink yes
    3. 3x3zsave
      3x3zsave 15 апреля 2021 18:53
      +2
      У Олейникова, кстати, был цикл с подробным разбором униформы в ПМВ.
      1. Undecim
        Undecim 15 апреля 2021 19:00
        +3
        Да, жаль, что он потерял интерес к сайту ВО. Хотя у него были и откровенно скучные публикации, но все же для подавляющего большинства нынешних авторов его статьи на недостижимом для них уровне.
        Вместе с ним, кстати, исчезла и агрессивная фан-группа.
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 15 апреля 2021 19:12
          +2
          Да, жаль, что он потерял интерес к сайту ВО.
          Или сайт к нему... На данный момент знаю случай, когда администрация ресурса отказалась публиковать великолепный цикл статей по истории средневековой Руси. Причем, у автора была идея продолжить. Но, увы...
          Вместе с ним, кстати, исчезла и агрессивная фан-группа.
          Вот об этом ничего не знаю.
          1. Undecim
            Undecim 15 апреля 2021 19:27
            0
            Вот об этом ничего не знаю.
            Был ряд персонажей, которые появлялись исключительно под статьями Олейникова. Я уже всех не помню, поручик Тетерин, Адьютант, Хунхуз, да и одиозный Ольгович там подвизался. Все очень болезненно воспринимали критику автора.
            1. 3x3zsave
              3x3zsave 15 апреля 2021 19:33
              +2
              Мда? Интересно. Всех перечисленных я помню, но про "болезненость" не замечал.
              1. Undecim
                Undecim 15 апреля 2021 20:26
                +3
                Кстати, нашел, ради интереса его профиль. Написано - забанен.
                1. 3x3zsave
                  3x3zsave 15 апреля 2021 20:36
                  +2
                  Не ко двору пришелся... Очень жаль!
                  1. Undecim
                    Undecim 15 апреля 2021 20:39
                    +3
                    Особенно на фоне нынешних "историков".
                    1. 3x3zsave
                      3x3zsave 15 апреля 2021 20:43
                      +1
                      Ну, это Вы зря, Виктор Николаевич!
                      1. Undecim
                        Undecim 15 апреля 2021 20:46
                        +2
                        Я не всех имел ввиду. Несколько исключений есть. Но очень мало.
                      2. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 апреля 2021 20:52
                        +1
                        Очень интересно! Ваша версия исключений?
                      3. Undecim
                        Undecim 15 апреля 2021 20:53
                        +3
                        Платон мне друг, но истина дороже. Не хочу никого обидеть.
                      4. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 апреля 2021 20:54
                        +1
                        Ну, давайте в личку, или на почту.
  • А. Привалов
    А. Привалов 14 апреля 2021 20:03
    +7
    Очень интересно. Но скоро это уже будет некому рассказывать. Сегодня даже в психушках Наполеоны перевелись. Нынешние пациенты таких заведений уже не знают кто это такой. lol
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 14 апреля 2021 20:34
      +6
      Цитата: А. Привалов
      Сегодня даже в психушках Наполеоны перевелись. Нынешние пациенты таких заведений уже не знают кто это такой.

      Ну,а мы-то на что? Мы-то остались! Мы-то знаем! fellow
      1. kalibr
        14 апреля 2021 20:40
        +3
        Цитата: Nikolaevich I
        Ну,а мы-то на что? Мы-то остались! Мы-то знаем!

        Вот именно!
        1. А. Привалов
          А. Привалов 14 апреля 2021 21:44
          +7
          Цитата: kalibr
          Цитата: Nikolaevich I
          Ну,а мы-то на что? Мы-то остались! Мы-то знаем!

          Вот именно!

          Ничего вы не знаете.
          Наполеон -- это я! hi
      2. Морской Кот
        Морской Кот 14 апреля 2021 21:07
        +8
        Володя, привет. smile
        Ну,а мы-то на что?

        Это как понимать? Наш дурдом -- самый продвинутый дурдом в окружающем мире?! wassat
        1. Korsar4
          Korsar4 14 апреля 2021 21:37
          +3
          Просто с историческим уклоном.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 14 апреля 2021 21:42
            +6
            Ну, по отношению к нашему сайту, оно вполне вероятно. laughing
            1. Korsar4
              Korsar4 14 апреля 2021 21:52
              +3
              Осталось выяснить: кто из них главный?
              1. Морской Кот
                Морской Кот 14 апреля 2021 22:06
                +3
                Для этого их нужно поместить в отдельную палату, там они выяснят "кто король, а кто королева." laughing
                1. Korsar4
                  Korsar4 14 апреля 2021 22:44
                  +4
                  В крестики-нолики играть будут?
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 14 апреля 2021 23:32
                    +3
                    Трудно сказать... По возможности.
                    1. Korsar4
                      Korsar4 15 апреля 2021 01:05
                      +3
                      Сила мысли чудеса творит.
                  2. Ричард
                    Ричард 15 апреля 2021 01:51
                    +4

                    Морской Кот (Константин):Для этого их нужно поместить в отдельную палату, там они выяснят "кто король, а кто королева

                    Korsar4 (Сергей ):В крестики-нолики играть будут?

                    в бутылочку smile
                    1. Korsar4
                      Korsar4 15 апреля 2021 02:04
                      +5
                      «Раз ковбой, два ковбой». Серия вторая.
              2. Морской Кот
                Морской Кот 15 апреля 2021 06:49
                +4
                Как кто? Главврач!
                1. Korsar4
                  Korsar4 15 апреля 2021 07:10
                  +3
                  В «Пролетая над гнездом кукушки» было другое мнение.
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 15 апреля 2021 21:06
                    +3
                    Понятно про что... laughing
                    1. Korsar4
                      Korsar4 15 апреля 2021 21:08
                      +1
                      Не только. Вождь Швабра там хорош.
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 15 апреля 2021 21:27
                        +1
                        Этот?

                        Привет, Сергей. hi Честно говоря, я так давно читал эту книгу, что толком ничего и не помню, а фильм не видел вообще. request
                      2. Korsar4
                        Korsar4 15 апреля 2021 21:47
                        +1
                        Привет, Константин!

                        Да. Книгу читал лет 15 назад. Понравилась. А фильм вообще не смотрел.
                      3. Морской Кот
                        Морской Кот 15 апреля 2021 21:56
                        +1
                        В ИЛе печатали много интересного, мне вот пришлись по душе "Рэгтайм" и "В зеркалах". Читал с интересом, но вот попытки понять менталитет этих людей как-то не увенчались успехом. Именно в этих книгах, а скажем в таких как "Молодые львы", или "Однажды орёл" непонимания не было, люди в них рассуждали и поступали примерно так же, как и я, находясь на их месте.
                      4. Korsar4
                        Korsar4 16 апреля 2021 06:55
                        +1
                        Ни одной из этих четырёх книг не читал.
                        Как-то понял, что сплошные пробелы в знаниях иностранной литературы.

                        Достаточно поздно и на Ремарка наткнулся, и на Моэма.
                        У Апдайка же, например, очень своеобразные сюжеты.

                        В старших классах наткнулся на Джонса «Отныне и вовек».
                        Очень понравилось.
                      5. Морской Кот
                        Морской Кот 16 апреля 2021 07:08
                        +1
                        Ну вот, а я,из перечисленных тобой, только Ремарка читал и люблю, Моэма точно читал, но ни черта не помню, а вот Апдайка и Джонса по-моему даже не открывал.
                        С детства нравилась книга Олдриджа "Морской орёл", даже для себя иллюстрации делал. smile

                        P.S. Очень интересна статья Линника о трофейных зенитных пушках. Умеет он подать материал. Глянь, не пожалеешь. drinks
                      6. Korsar4
                        Korsar4 16 апреля 2021 07:20
                        +1
                        У Олдриджа с детства нравилось «Спортивное предложение». «Дипломат» уже много позже читал.

                        Убегаю через 15 минут. Поэтому, если гляну, то позже.
  • Nikolaevich I
    Nikolaevich I 15 апреля 2021 02:44
    +1


    В каждой шутке-лишь доля шутки ! Было дело...занимался тех.обслуживанием телефонных сетей и офисных АТС...Обслуживал и медицинские учреждения ;в т.ч. и с "психиатрическим уклоном" ! Приходилось общаться и с медиками таких учреждений...Интересные остались впечатления...впечатления,что эти "товарисчи" немного "не того" ! Как говорится,с кем поведёшься,от того и наберёшься ! wink
  • Nikolaevich I
    Nikolaevich I 15 апреля 2021 01:41
    +3
    Пока есть мы, дурдомы не закроют и никогда там не будет скучно ! wink
  • kalibr
    14 апреля 2021 20:39
    +5
    Нет, Вы знаете, есть еще молодые люди и очень даже пытливого ума. Недавно встретил одну такую девушку - порадовался. Потом еще знаю несколько. Фирму одну, где работают весьма начитанные люди. Так что не все так плохо. Потом подсчитано, нужно всего 2% людей с интеллектом, двигать вперед науку и культуру. Всего 2%! То есть и историю тоже... 2%. А остальные... "баснями питается она". Ну и пусть питается.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 14 апреля 2021 21:33
      +4
      Вячеслав, привет! smile
      Ну, Вы прям как любвеобильный папаша Мерлин wink
      Недавно встретил одну такую девушку - порадовался. Потом еще знаю несколько.
      laughing
    2. Ричард
      Ричард 15 апреля 2021 01:56
      +5
      kalibr (Вячеслав): Недавно встретил одну такую девушку - порадовался

      Я встретил девушку — полумесяцем бровь,
      На щечке родинка и в глазах любовь.
      Ах, эта родинка меня с ума свела,
      Разбила сердце мне, покой взяла. (с)
    3. депрессант
      депрессант 15 апреля 2021 11:23
      +4
      Из Вячеслава Олеговича:
      Потом подсчитано, нужно всего 2% людей с интеллектом, двигать вперед науку и культуру.

      Моего хилого интеллекта, подавляемого ленью, наконец хватило на то, чтобы, одержав победу над последней, поинтересоваться: да кто же такие в конце концов эти фузилёры?!? Оказалось, это просто стрелки с кремниевыми ружьями, приставленные к пушкам для их защиты во время боя. А то ж, неровён час, -- прорыв, и ценный военный инструмент утрачен и даже достался противнику в качестве трофея. Но шок я испытала, узнав, что подразделения фузилеров существовали в Вермахте во время ВОВ. Не сам факт наличия защитников оборудования поразил, а наследование наименования )))
  • vladcub
    vladcub 14 апреля 2021 21:57
    +4
    "10 лет-одна,10-20 лет-две"так вот откуда пошло отличать курсантов и сверхсрочников лычками? А наши сайтовские лычки тоже от туда идут
    1. депрессант
      депрессант 15 апреля 2021 11:30
      +3
      О, дорогой Святослав, я, к примеру, даже не подозреваю, что означают мои лычки! )))
      До меня как-то сразу дошло, что две птицы желтого цвета, вложенные одна в другую, означают, что я в роли зануды два года на сайте. А что значат три звезды на погоне, не имею ни малейшего представления )))
      1. vladcub
        vladcub 15 апреля 2021 12:45
        +2
        Генерал-полковник
        1. депрессант
          депрессант 15 апреля 2021 13:21
          +3
          Похихикала )))
          Но там же ещё куча каких-то значков на погонах. У Вячеслава Олеговича вообще легкомысленный цветочек.
          1. vladcub
            vladcub 15 апреля 2021 16:46
            +2
            Енто фельдмаршал.
            1. депрессант
              депрессант 15 апреля 2021 16:54
              +2
              Ооо!... Даже так? )))) А генералиссимус есть?
              1. vladcub
                vladcub 15 апреля 2021 21:14
                +2
                Не знаю. Я с ним чай не пил,а с В. О хоть чай не пил,но уже хорошо знаю.
                Сейчас жду повод, чтобы по браниться,а пока восхищаюсь
                1. депрессант
                  депрессант 15 апреля 2021 21:34
                  +1
                  Побраниться с Вячеславом Олеговичем? А как же субординация? Это если исходить из значимости погонов. Он Вам прикажет "Смирно!", и придется тянуться в струнку wassat Вы умеете вытягиваться струной? )))
                  1. vladcub
                    vladcub 16 апреля 2021 16:46
                    +2
                    Как сказать. Уже в тысяча лохматом году становился во "фрунт"-смирно
  • Таврик
    Таврик 15 апреля 2021 12:27
    +4
    Ошибка в подписи к рисунку:
    Фузилер лёгкой пехоты, 1805 г. Рихард Кнётель (1857-1914)

    Реально на рисунке изображён фузилер линейной (ligne) пехоты.
    Фузилеров в лёгкой пехоте не было, вместо них были егеря, в статье это написано. Кроме того, у егерей вся форма синяя, включая жилет, и нижний край лацкана острый.
    Вообще, батальон лёгкой пехоты на 1805 год состоял из 7 рот егерей, роты карабинеров и роты вольтижеров. Батальон линейной пехоты - из 7 рот фузилеров, роты гренадеров, роты вольтижеров.
    Наполеон действительно ввёл роты вольтижеров, в которые набирали низкорослых солдат. Относятся ли они к элитным - не было определено, а денежное довольствие было как у гренадеров. Ну они и отнесли сами себя к элитным. Главный отличительный признак - жёлтый воротник с красной выпушкой. В роте 1 капитан, 1 лейтенант, 1 суб-лейтенант, 1 старший сержант, 4 сержанта, 8 капралов, 1 фурьер, 104 вольтижера, 2 горниста.
    Кстати, кроме двуугольных шляп на 1805 год в пехоте были широко распространены кивера с султаном сбоку. Как у знаменосца 9 полка лёгкой (legere) пехоты.
    1. kalibr
      15 апреля 2021 14:54
      +3
      Цитата: Таврик
      Реально на рисунке изображён фузилер линейной (ligne) пехоты.

      Очень может быть.
      1. депрессант
        депрессант 16 апреля 2021 12:04
        +1
        И тишина...
        А потом поняла: армии перед битвой сосредотачиваются. Ну, бивуаки там всякие, чистятся ружья, проверяется боекомплект, задаются корма лошадям, бегают ординарцы, костры горят, стирается и сушится бельё -- русские на смертный бой идут в чистом; кипит в котелках варево, по окрестностям Аустерлица плывут и разносятся ветром клубы ещё мирного дыма. И замерла местность в ожидании битвы.
        1. kalibr
          16 апреля 2021 17:47
          +1
          Цитата: депрессант
          И замерла местность в ожидании битвы.

          Следующий материал как раз о том, как она была нарушена...
          1. депрессант
            депрессант 16 апреля 2021 18:08
            +1
            Да, затишье перед бурей! Полагаю, будет битва и в комментариях. Солдаты ждут, и ждут знатоки )))
            Как там у Вас с погодой, Вячеслав Олегович? У нас что-то странное: два дня назад кучи снега, а потом резко наступило лето, будто его рубильником включили. Снег куда-то сразу делся, очень тепло, 19 градусов, многие ходят в летней одежде -- фантасмагория! Какой-то перенос во времени. Прошлое лето выглядело так, как сейчас выглядит апрель. Одно отличие -- зелени ещё нет. )))
  • kalibr
    16 апреля 2021 18:49
    +1
    Цитата: депрессант
    Одно отличие -- зелени ещё нет. )))

    Тоже самое. Я называю это время "серая весна"
  • Дмитрий Пузаков
    Дмитрий Пузаков 22 апреля 2021 21:03
    0
    Симпатичная статья. Единственная неточность "Пеший барабанщик 7-го (а не 1-го) Драгунского полка.