Военное обозрение

1600 кг тяги. Новые испытания прямоточного пульсирующего детонационного двигателя

94

С целью создания технологического задела для дальнейшего развития авиации, ракетной техники и космонавтики в нашей стране разрабатывается несколько перспективных проектов, в т.ч. принципиально новый двигатель. На днях было объявлено о завершении испытаний прямоточного пульсирующего детонационного двигателя. Пока на стенде тестировался только демонстратор технологий, но даже он показывает значительный прирост основных характеристик.


Последние новости


О последних успехах в области двигателестроения 9 апреля сообщила пресс-служба предприятия «ОДК-УМПО» (входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации и Ростеха). ОКБ им. А.М. Люльки из состава «ОДК-УМПО», успешно провело первый этап испытаний демонстратора нового двигателя.

Прямоточный пульсирующий детонационный двигатель (ППДД) с блоком газодинамических резонаторов в варианте демонстратора подтвердил возможность получения высоких технических характеристик. Тяга изделия достигла 1600 кг. На отдельных режимах двигатель показал рост удельной тяги до 50% относительно изделий иных существующих схем. Соответствующим образом сокращался удельный расход горючего.

Применение двигателей с такими характеристиками позволит заметно повысить основные параметры и возможности летательных аппаратов. Максимальная дальность и полезная нагрузка могут быть увеличены в 1,3-1,5 раза. Повышение тяговооруженности также позволит улучшить маневренность и динамику полета.

Следует отметить, что разработка отечественного прямоточного детонационного двигателя началась достаточно давно. Первые сообщения об этом проекте, разрабатываемом в ОКБ им. Люльки, появились еще в 2011 г. Уже в 2013-м состоялись испытания одного из первых экспериментальных двигателей. Он создавал тягу всего 100 кг, но демонстрировал резкий рост экономичности и других параметров.

В дальнейшем конструкция совершенствовалась и увеличивалась в размерах, с одновременным повышением ключевых характеристик. К настоящему времени двигатель-демонстратор имеет тягу 1600 кг – в 16 раз больше самого первого прототипа. Стоит ожидать, что нынешний проект получит развитие, и благодаря этому появится еще более мощный двигатель.

Технологические основы


Концепция ППДД или импульсно-детонационного двигателя (ИДД) активно прорабатывается в разных странах на протяжении нескольких последних десятилетий. В условиях лабораторий и испытательных стендов уже получены достаточно интересные результаты, но ни один двигатель нового класса пока не дошел до внедрения в практику.

К настоящему времени разработано и испытано несколько основных конструкций ИДД. Самая простая предусматривает создание изделия, включающего воздухозаборное устройство, т.н. тяговую стенку и детонационную камеру-трубу. При сгорании топливовоздушной смеси образуется детонационная волна, бьющая в тяговую стенку и создающую тягу. На основе таких устройств могут создаваться многотрубные двигатели.

Более сложным, но эффективным является ИДД с высокочастотным резонатором. Его конструкция отличается наличием реактора и резонатора. Реактор представляет собой специальное устройство, обеспечивающее более полное сгорание топливовоздушной смеси. Резонатор позволяет эффективнее использовать энергию детонационных волн. Такой двигатель может использоваться как самостоятельное изделие или в качестве более эффективной замены для «традиционной» форсажной камеры турбореактивного двигателя.

ОКБ им. Люльки развивает и испытывает именно схему с блоком газодинамических резонаторов. Ее высокий потенциал неоднократно подтверждался испытаниями разных опытных образцов, и сейчас тестируется очередное подобное изделие.

ППДД и ИДД всех схем имеют определенные преимущества перед газотурбинными. В первую очередь, это меньшая сложность конструкции. В ИДД отсутствуют сложные в производстве подвижные детали, испытывающие высокие механические и тепловые нагрузки. Кроме того, такой двигатель отличается меньшими требованиями к параметрам проточной части. Благодаря этому детонационный двигатель можно выполнить с применением существующих технологий и материалов.


За счет иного термодинамического цикла сокращается удельное потребление топлива, что может быть использовано для улучшения тех или иных характеристик летательного аппарата. В зависимости от поставленных задач, можно отказаться от экономии в пользу повышения тяги или сохранить ее, увеличив дальность полета.

Сферы применения


Организация-разработчик нового демонстратора технологий считает, что двигатели нового класса могут найти широкое применение в самых разных сферах. Возможности ППДД будут полезными при дальнейшем развитии авиации, в т.ч. сверх- и гиперзвуковой; их можно применять в новых воздушно-космических системах. Новый двигатель рассматривается в качестве полезного дополнения для ракетных и воздушно-реактивных силовых установок.

ППДД имеют конструктивные и технологические преимущества перед газотурбинными изделиями с теми же параметрами. Как считают в ОКБ им. А.М. Люльки, это также является коммерческим и экономическим преимуществом. Летательный аппарат с таким двигателем будет иметь высокие технические характеристики, но стоимость разработки, производства и эксплуатации останется на приемлемом уровне.

При этом предлагаемые конструкции ИДД не лишены недостатков. Так, как и прочие прямоточные двигатели, детонационный имеет ограниченный диапазон рабочих скоростей. Для запуска ему требуется первоначальный разгон – при помощи иного двигателя. В случае с ракетами это может быть жидкостная или твердотопливная двигательная установка, а самолет может иметь отдельный ТРД для взлетно-посадочных и разгонных режимов.

В связи с техническими и эксплуатационными ограничениями направление прямоточных пульсирующих двигателей в прошлом получило недостаточное развитие. Вследствие этого новые проекты ИДД пока находятся на стадии разработки и испытаний. Полноценные образцы с высокими характеристиками, пригодные для внедрения в реальных проектах авиационной или космической техники, пока отсутствуют.

Для их появления необходимо дальнейшее продолжение работ с постепенным решением всех ключевых задач. Требуется повышение тяги с выходом на уровень современных ТРД, увеличение ресурса и достижение высокой надежности. Работы такого рода идут прямо сейчас и уже дают определенные результаты. Но создание полноценного ИДД / ППДД для практического использования пока остается делом отдаленного будущего.

Работа на перспективу


Прямоточный пульсирующий детонационный двигатель имеет ряд важных особенностей и представляет большой интерес в контексте дальнейшего развития авиационной, ракетной и космической техники. Однако освоение этого направления и разработка работоспособных конструкций с достаточным уровнем характеристик оказывается весьма сложным и длительным процессом. Так, за последние 10 лет отечественные ППДД разработки «ОДК-УМПО» показали значительный рост характеристик, но все еще не дошли до внедрения в практику.

Тем не менее, работы продолжаются и дают поводы для оптимизма. Последние новости показывают наличие заметного прогресса, а также позволяют ожидать, что в ближайшем будущем промышленность похвастается новыми успехами. Таким образом, появление летательных аппаратов с пульсирующими детонационными двигателями все еще остается событием средней или отдаленной перспективы, но каждый новый этап разработки и испытаний приближает его.
Автор:
Использованы фотографии:
"ОДК-УМПО" / "Ростех"
94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. mark1
    mark1 13 апреля 2021 06:07
    +9
    Желаю ОКБ им Люльки (и ОДК) семимильных шагов и всегда в правильном направлении
    1. Бережливый
      Бережливый 13 апреля 2021 06:16
      0
      Марк1 -пожелать можно что угодно, главное, чтобы работы не тормозились под разными предлогами, чтобы готовое изделие со временем в серию пошло, а не осталось демонстратором.
      1. mark1
        mark1 13 апреля 2021 06:27
        +2
        Все что могу - это пожелать... -могу свечку поставить...
    2. боеприпас
      боеприпас 13 апреля 2021 06:53
      +4
      Цитата: mark1
      Желаю ОКБ им Люльки (и ОДК) семимильных шагов

      Неплохо бы держать в секрете сведения о работах по такому двигателю. А то .. впечатление , что журналисты не покидают это ОКБ.
      Когда американцы бомбу разрабатывали , журналисты репортажей из Лос Аламоса не вели. -))
      1. mark1
        mark1 13 апреля 2021 06:56
        +2
        Да не плохо бы конечно, но американцы о своих успехах в этой области тоже публикуются. Так что наверное говорят от том о чем можно.
      2. BlackMokona
        BlackMokona 13 апреля 2021 07:37
        -4
        У американцев такой летал даже, вся проблема что этот бриллиант уже более 100 лет пытаются разработать и на службу поставить страны мира
        Но пока ни у кого не выходит сделать лётный экземпляр с нормальными параметрами
        1. Trapp1st
          Trapp1st 13 апреля 2021 10:07
          +3
          этот бриллиант уже более 100 лет пытаются разработать и на службу поставить страны мира

        2. venik
          venik 13 апреля 2021 13:22
          +9
          Цитата: BlackMokona
          этот бриллиант уже более 100 лет пытаются разработать и на службу поставить страны мира

          =======
          Вы ничего не путаете? Вот, что касается ПуВРД (пульсирующего воздушног-реактивного двигателя), то да! Ему действительно около 100 лет.... Он, кстати и стал первым реактивным двигателем, имевшим практическое применение (Фау-1):

          Но он никогда не был ДЕТАНАЦИОННЫМ (там совсем другая "физика"!)

          Кстати, с подобным изделием (ПуВРД) познакомился "вживую", когда в нашем авиамодельном кружке на городской Станции Юных Техников (ох и давно это было...), старшеклассники изготовили ПуВРД (по чертежам из журнала "Моделист-Конструктор") и кордовую модель для оного (кстати, здорово смахивала на "Фау-2") и поехали испытывать "изделие" на наш неофициальный "полигон" - пустырь на окраине города, недалеко от новостроек нового микрорайона...... Мы, малышня (тогда учился в средних классах), естес-с-но - устремились за ними.......
          Зрелище было НЕЗАБЫВАЕМЫМ! "Завели" эту "шарманку", с огромным трудом - только с третьего или четвертого раза! Она описала 2 или 3 круга и благополучно заглохла! А дыму то, дыму и копоти было: мама-не горюй! А уж как эта "шарманка" ТРЕЩАЛА!!!!
          Короче: Второй полет - не состоялся: примчалась "делегация" возмущенных жильцов окрестных домов (а до них было - с пол-километра), во-главе с участковым и потребовала: "Немедленно прекратить это безобразие!"..... Эх! Если бы только не участковый - может и второй полет бы довелось увидеть! crying
      3. михаил3
        михаил3 13 апреля 2021 13:17
        +3
        Цитата: боеприпас
        Неплохо бы держать в секрете сведения о работах по такому двигателю. А то .. впечатление , что журналисты не покидают это ОКБ.

        Так баблишка нужно хоть от кого выпросить. Разработка движка - дело дорогое. А господдержка доходит то лаборатории так отощавши, что хватает только купить заказную статейку о грандиозных успехах. Ничего, скоро ДАРПА все это возьмет на содержание...
      4. lomax77
        lomax77 13 апреля 2021 23:35
        +1
        Ошибаетесь)) Из Лос-Аламоса трансляцию вели сами ученые. Про это так много наговорено, что иногда создается впечатление, что до половины участников Манхэттенского проекта докладывали товарищу Сталину. Можно снять шляпу перед суперпрофессионалами из разведки.
  2. Ка-52
    Ка-52 13 апреля 2021 06:23
    +4
    ППДД и ИДД всех схем имеют определенные преимущества перед газотурбинными.

    Детонационный выходит в 4 раза дешевле аналогичного по мощности воздушно-реактивного. В нём нет механических деталей. Нет лопаток. Нет вала. Нет подшипников. Конструктивно детонационный примитивен по сравнению в прочими реактивными.
    1. Андрей Коротков
      Андрей Коротков 13 апреля 2021 07:23
      +1
      Цитата: Ка-52
      ППДД и ИДД всех схем имеют определенные преимущества перед газотурбинными.

      Детонационный выходит в 4 раза дешевле аналогичного по мощности воздушно-реактивного. В нём нет механических деталей. Нет лопаток. Нет вала. Нет подшипников. Конструктивно детонационный примитивен по сравнению в прочими реактивными.

      Как то смущяют недостатки, как разработка конечно но не данном этапе yes
  3. Ка-52
    Ка-52 13 апреля 2021 06:40
    +4
    ОКБ им. А.М. Люльки из состава «ОДК-УМПО», успешно провело первый этап испытаний демонстратора нового двигателя.

    Прямоточный пульсирующий детонационный двигатель (ППДД)

    в КБ его называют ПуВРДД - пульсирующий воздушно-реактивный детонационный двигатель.
  4. gridasov
    gridasov 13 апреля 2021 07:41
    0
    Интересно как в рамкаx закона соxранения знергии можно увеличить тягу сократив потребление топлива. Я- то знаю как увеличить плотность знергии потока образующего отброс масс. Но в данном алгоритме образующиx процессов зто весьма сомнительно. Да и о добротности конструкции стоит сомневаться . В общем бесполезное дело без теоретическиx обоснований . и К тому же невозможность масштабирования и процесса и устройства.
    1. aybolyt678
      aybolyt678 13 апреля 2021 07:58
      0
      Я знаю, Вы знаете, есть ли надежда на разработку ядерного движка для космического старта?
      1. gridasov
        gridasov 13 апреля 2021 09:27
        +1
        Конечно есть возможность создания ядерного двигателя . К тому же на различныx уровняx плотности знергии или обогащенности материала. Вопрос состоит в том ,чтобы радиальное излучение транс формировать в линейное и замкнуть цикл оборота знергоносителя в виде подвижного агрегатного состояния вещества.
        1. Undecim
          Undecim 13 апреля 2021 11:28
          0
          Давно Вашего бота не слышно было. На профилактике был? Или цикл оборота замыкал?
        2. aybolyt678
          aybolyt678 14 апреля 2021 07:08
          0
          Цитата: gridasov
          Вопрос состоит в том ,чтобы радиальное излучение транс формировать в линейное и замкнуть цикл оборота знергоносителя в виде подвижного агрегатного состояния вещества.

          по моему вопрос состоит в том чтобы ликвидировать диффузно-привычную систему мышления власть придержащих и сформировать векторную, направленную на реальный прорыв? smile
    2. vvvjak
      vvvjak 13 апреля 2021 08:41
      +1
      Цитата: gridasov
      Интересно как в рамкаx закона соxранения знергии можно увеличить тягу сократив потребление топлива.

      Увеличить КПД двигателя.
      1. gridasov
        gridasov 13 апреля 2021 09:28
        -1
        Про КПД нужно деткам рассказывать!
        1. vvvjak
          vvvjak 13 апреля 2021 09:30
          +2
          Какой вопрос, такой и ответ.
          1. Комментарий был удален.
      2. Svetlana
        Svetlana 13 апреля 2021 10:27
        +2
        Цитата: vvvjak
        Увеличить КПД двигателя.

        По законам термодинамики максимальный кпд имеет двигатель с циклом Карно. В цикле Карно 2 адиабаты и 2 изотермы. Ударных адиабат в цикле Карно нет. При стремлении повысить кпд реактивных двигателей открытого цикла тоже надо стремиться выбирать обратимые термодинамические процессы. Ударная адиабата является необратимым термодинамическим процессом. Поэтому кпд двигателя, построенного на ударной адиабате, будет ниже кпд двигателя, построенного на близком к адиабатическому термодинамическом процессе.
        Ещё один неприятный момент - снижение ресурса двигателя, в котором происходит детонация. Именно для предотвращения детонации в цилиндрах ДВС раньше в бензин добавляли антидетонационную присадку - тетраэтилсвинец.
        1. vvvjak
          vvvjak 13 апреля 2021 11:23
          0
          Цитата: Svetlana
          При стремлении повысить кпд реактивных двигателей открытого цикла тоже надо стремиться выбирать обратимые термодинамические процессы.

          "Обратимым термодинамическим процессом называется термодинамический процесс, допускающий возможность возвращения системы в первоначальное состояние без того, чтобы в окружающей среде остались какие-либо изменения."
          "Все реальные процессы протекают с конечной скоростью. Они сопровождаются трением, диффузией и теплообменом при конечной разности между температурами системы и внешней среды. Следовательно, все они неравновесны и необратимы."
          Цитата: Svetlana
          При стремлении повысить кпд

          "Теорема Карно — теорема о коэффициенте полезного действия (КПД) тепловых двигателей. Согласно этой теореме, КПД цикла Карно не зависит от природы рабочего тела и конструкции теплового двигателя и является функцией температур нагревателя и холодильника"
          1. gridasov
            gridasov 13 апреля 2021 11:43
            0
            На такиx теоретическиx основаx прогресса не будет.
            1. vvvjak
              vvvjak 13 апреля 2021 12:32
              0
              Цитата: gridasov
              На такиx теоретическиx основаx прогресса не будет.

              При чем тут прогресс? При возникновении релятивистской теории движения, ньютоновскую механику никто не отменил.
          2. Svetlana
            Svetlana 13 апреля 2021 14:06
            +1
            Цитата: vvvjak
            "Все реальные процессы протекают с конечной скоростью. Они сопровождаются трением, диффузией и теплообменом при конечной разности между температурами системы и внешней среды. Следовательно, все они неравновесны и необратимы."

            Все процессы необратимы. Но некоторые необратимы в большей степени. Мерой необратимости процесса служит энтропия. В термодинамическом процессе, происходящем по адиабате, энтропия сохраняется постоянной. В термодинамическом процессе, происходящем по ударной адиабате Гюгонио, энтропия увеличивается. Энтропия газа в детонационном двигателе за ударной волной больше, чем до нее, т.е. энтропия в ударной волне возрастает.
            Разность энтропий совершенного газа в процессах ударного и изоэнтропического сжатия (до одинаковой плотности) равна теплоёмкости Cv умноженной на логарифм отношения давлений ударного и изоэнтропического сжатий. (см. https://studopedia.ru/16_74735_entropiya-pri-udarnom-szhatii.html)
            1. vvvjak
              vvvjak 13 апреля 2021 16:41
              0
              Цитата: Svetlana
              Энтропия газа в детонационном двигателе за ударной волной больше, чем до нее, т.е. энтропия в ударной волне возрастает.

              Согласен. Но температура процесса увеличится (по сравнению с обычным двигателем), а значит и КПД (соответственно энтропия уменьшится). Тут долго все считать надо.
              Пы.Сы. Ваша ссылка не работает
              1. Svetlana
                Svetlana 13 апреля 2021 22:00
                0
                Цитата: vvvjak
                Тут долго все считать надо.

                Можно долго не считать. Применив исчисление бесконечностей,покажем, что тяга двигателя, основанного на адиабатическом (изоэнтропическом) сжатии, больше тяги двигателя, основанного на сжатии ударной волной детонации.
                При изоэнтропическом сжатии газ можно сжать во сколько угодно раз, то есть можно увеличивать плотность до бесконечности при беспредельном увеличении давления. Соответственно до бесконечности растёт и температура совершенного газа при изоэнтропическом сжатии.
                При ударном сжатии газа плотность совершенного газа можно увеличить только в конечное число раз.
                Тяга реактивного двигателя (РД) пропорциональна произведению плотности на квадрат скорости газа. Квадрат скорости пропорционален температуре.Т.е. тяга РД пропорциональна произведению плотности на температуру. Применяя адиабатическое сжатие получим тягу большую, чем применяя ударное сжатие, за счёт того, что при ударном сжатии плотность сжатого газа ограничена. Произведение двух бесконечностей (температуры и плотности при адиабатическом сжатии) всегда больше, чем произведение конечной величины (плотность газа) на бесконечную (температура газа) при ударном сжатии.
                1. vvvjak
                  vvvjak 14 апреля 2021 08:48
                  -1
                  По сути вы повторили информацию из прошлого комментария, с которым я уже согласился. Эти утверждения справедливы при прочих равных условиях. В этом случае они не равны. Пример; мы захотели вскипятить воду в чайнике (получить полезную работу) и включили конфорку на 10 мин. (при этом газа сгорело на Q теплоты). Но мы не ищем легких путей и решили вскипятить чайник просто подогревая спичками, в результате сожгли спичек 200 коробков (для получения тех же Q теплоты, что и с газом), потратили пол дня и в результате, для нас, работа ровна 0 (вода в чайнике почти не нагрелась). Хотя, я подозреваю, что сам процесс горения спички будет происходить с меньшей энтропией, чем горение газа. Еще для примера посмотрите в интернете как проходит процесс взрыва и горения тротила, приравнять эти процессы не очень правильно. Хотя если взять в глобальном масштабе (планета Земля, как замкнутая термодинамическая система) процесс подогревания газом, будет происходить с большей энтропией, чем спичками.
    3. yehat2
      yehat2 13 апреля 2021 09:58
      0
      Цитата: gridasov
      Интересно как в рамкаx закона соxранения знергии можно увеличить тягу сократив потребление топлива

      как я понял, тут идет оптимизация сгорания топлива и повышение импульса за счет волнообразного наращивания. Это примерно то же самое, как разница между ударом кулаком на излете (обычный реактивный двигатель) и в момент максимально набранной скорости.
      1. gridasov
        gridasov 13 апреля 2021 10:59
        +1
        Все верно +! Сокращение периода времени импульса приводит к эффективности процесса. Но здесь нужно понимать ,что знергию необxодимл отвести ,. Позтому сокращение периода импульса и связывается с тем ,чтобы топливо сгорало-взрывалось во всем объёме одновременно. И зто отдельная тема и теxнологический процесс. Вообще я вижу ,что учёные и инженеры не работают с комплексными методами решения задач. Они просто не понимают математическиx основ такого анализа.
        1. yehat2
          yehat2 13 апреля 2021 11:07
          +1
          зачем вы запутываете вопрос? Зачем нужно какое-то комплексное решение, если сформирована полноценная матмодель и уже многократно испытана на опытных моделях?
          А что касается ученых и инженеров, у них стоят конкретные задачи, а не свободный научный поиск. Это в СССР существовали ученые, вроде Бартини или Лаврентьева, которые могли просто придумать тему, обосновать её нужность в академии наук и заниматься ей, получив финансирование. Сейчас процесс сильно иной.
          1. gridasov
            gridasov 13 апреля 2021 11:46
            +1
            Человечество застрядо в эволюции интеллекта и развития теxники. Есть все основы для перемещения в атмосфере со скоростями на порядок выше и в межпланетныx перелетаx так же
            1. yehat2
              yehat2 13 апреля 2021 12:46
              -1
              вы не имеете фактов подтвердить это, а технология и наука скачкообразно перестала развиваться с развалом СССР. И... вы говорите на порядок выше. Выше чего?
              Про межпланетные перелеты даже обсуждать не буду. У нас наука всерьез не мобилизована для этих исследований.
              1. gridasov
                gridasov 13 апреля 2021 16:48
                0
                Для грамотныx ученыx термин скачкообразно есть стоит заменить понятием алгоритмически обоснованными этапами процесса. Математика, знаете ли удобнее как язык
              2. aybolyt678
                aybolyt678 13 апреля 2021 21:25
                0
                Цитата: yehat2
                У нас наука всерьез не мобилизована для этих исследований.

                Наука, она сейчас на страже денег..... нет сейчас подвижников. Мало того, уже лет семьдесят нет серьезных научных открытий, кое какие прорывы на стыках наук называемые технологиями. И то не у нас sad , а за границей. Крупный, якобы ученый - на самом деле просто администратор по распределению денежных потоков.. Обычно виртуозно владеют искусством лести и лицемерия. Видел я встречу "крупных" ученых с Путиным по поводу Ковида, аж тошно стало от поведения некоторых.
                так и с Космосом - есть потоки, есть механизмы по распилу и сложившуюся систему никто не хочет ломать. А нужно принципиально, на ядерные движки переходить. Это и будет СКАЧОК.
      2. Дмитрий Владимирович
        Дмитрий Владимирович 13 апреля 2021 15:58
        0
        Цитата: yehat2
        как я понял, тут идет оптимизация сгорания топлива и повышение импульса за счет волнообразного наращивания. Это примерно то же самое, как разница между ударом кулаком на излете (обычный реактивный двигатель) и в момент максимально набранной скорости.


        Скорость истечения газов выше, полнота сгорания - чуть лучше.
        Толщина стенки камеры детонации - в разы!
        С ростом давления в КС ЖРД, толщина стенок по экспоненте растет, охлаждение (объемный расход топлива через рубашку охлаждения) - по экспоненте (именно поэтому очень выгодно использовать переохлажденный метан как топливо в современных ЖРД - уменьшается массовый расход топлива = тоньше рубашка охлаждения, снижается масса ТНВД - общая масса ЖДР)

        В детонационном двигателе не понятен вопрос долговечности в рабочем режиме, процесс организации охлаждения и массы.
        Скорее всего это выльется в одноразовые изделия воздушного старта - например в дальнобойные гиперзвуковые ракеты В-В.
    4. Сергей Валов
      Сергей Валов 13 апреля 2021 09:58
      0
      «как в рамкаx закона соxранения знергии можно увеличить тягу сократив потребление топлива» - уменьшив температуру газов на выходе из сопла.
      1. gridasov
        gridasov 13 апреля 2021 11:02
        +1
        В пределаx сопла температура должна. Быть на порядок ниже ,чем вне зтого сопла. К тому же само сопло должно быть несколько если не сказать с дополнительной функцией увеличивающей скорость истекающего потока
      2. gridasov
        gridasov 13 апреля 2021 11:51
        0
        Использовав потенциальную знергию вещества знергоносителя вызвав зти внутренние возможности изнутри самого вещества ,а не приложением внешниx инициирующиx факторов. В сопле поток ко всему прочему выворачивается ,если кто замечал. А значит разницу в скорости в центральной зоне потока и пристеночной нужно использовать для создания спина вращения по соответствующему вектлру
    5. Genry
      Genry 13 апреля 2021 10:04
      +1
      Цитата: gridasov
      Интересно как в рамкаx закона соxранения знергии можно увеличить тягу сократив потребление топлива.

      Это же элементарно. Даже толковый школьник знает, что увеличение температуры в камере сгорания, увеличивает КПД.
      По сравнению с ТРД: в этом двигателе нет турбин с нежными лопатками, потому температуру можно значительно повысить.
      По сравнению с ПВРД: здесь, благодаря резонансу, более высокое давление в момент горения порции топлива, поэтому выше температура.
      1. Ка-52
        Ка-52 13 апреля 2021 10:12
        0
        Даже толковый школьник знает, что увеличение температуры в камере сгорания, увеличивает КПД.

        проблема обычного двигателя в том, что топливо не успевает сгорать полностью. Увеличивая скорость подачи топлива мы только ухудшаем КПД. Решение находят в правильном соотношении компонентов ВТС (достижении стехиометрической смеси) и управляемом поджиге.
        1. Genry
          Genry 13 апреля 2021 10:21
          0
          Цитата: Ка-52
          Решение находят в правильном соотношении компонентов ВТС (достижении стехиометрической смеси) управляемом поджиге.

          Соотношение компонентов - это только условие полноты сгорания - но не определяет эффективность тепловой машины. КПД повышается при увеличении разницы температур холодильника и камеры сгорания.
          Смотрите термодинамический цикл Карно.
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%BB_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE
          1. gridasov
            gridasov 13 апреля 2021 12:09
            -1
            Совершенно верно! Позтому лучшим топливом является не смесь, а относительно однородное вещество. И опять зто вопрос того как быстро можно трансформировать довольно простое вещество в совокупность ещё более простыx ,чтобы затем они сами воссоединились . Позтому Карно гениален в том ,что увидел и обосновал замкнутый физ процесс. Но он не решил теxническую задачу организации эффективного преобразования знергоносителя в различные его состояния.
        2. gridasov
          gridasov 13 апреля 2021 12:11
          0
          Как теxнически решить проблемы регулирования состава смеси и вообще избежать зтого регулирования. !
      2. gridasov
        gridasov 13 апреля 2021 11:05
        -1
        если рассматривать все зтапы процессов на уровне злектромагнитныx, то нельзя иметь только высокую температуру без поляризованного её уровня
        1. Genry
          Genry 13 апреля 2021 11:14
          +2
          Цитата: gridasov
          если рассматривать все зтапы процессов на уровне злектромагнитныx, то нельзя иметь только высокую температуру без поляризованного её уровня

          Вы какие лекарства принимаете - машину вам никак водить нельзя.
          1. gridasov
            gridasov 13 апреля 2021 11:54
            0
            Кстати сейчас я еду в трамвае!
          2. gridasov
            gridasov 19 апреля 2021 08:50
            0
            Переxод анализа на новый уровень позволит оптимизировать зтот анализ .
            1. Genry
              Genry 19 апреля 2021 09:48
              0
              У вас ИИ заклинил.
      3. gridasov
        gridasov 13 апреля 2021 12:20
        -2
        В принципе такие комменты не обсуждаются поскольку простота и однобокость рассуждения в данном случае, очевидна.[quote][/quote]на
    6. Undecim
      Undecim 13 апреля 2021 11:50
      0
      Интересно как в рамкаx закона соxранения знергии можно увеличить тягу сократив потребление топлива.

      Гридасов, садитесь, неудовлетворительно. В генерации всяческой псевдонаучной билиберды Вы преуспели. А вот с классическими знаниями у Вас беда.Про удельный импульс слышали?
    7. ultra
      ultra 18 мая 2021 10:05
      0
      Повысив КПД двигателя.
  5. Ка-52
    Ка-52 13 апреля 2021 07:41
    +7
    При сгорании топливовоздушной смеси образуется детонационная волна, бьющая в тяговую стенку и создающую тягу.

    не все так просто. Сгорание ТВС происходит и в обычных поршневых и ТРД. Но там скорость горения составляет ~ 35м/с при t порядка 2500 гр. Детонационное же горение происходит со скоростью 3000 м/с, а температура горения достигает 4000гр. Как говорится почувствуйте разницу. Для создания детонационного горения нужно не просто поджечь ТВС, а создать в его потоке зоны пересжатия, порождающие детонационную волну. Способов там несколько. На фото из статьи с ППДД эту задачу выполняют те трубочки сбоку (тн "зажиганием Щетинина").



    1. gridasov
      gridasov 13 апреля 2021 09:32
      0
      Стоит говорить о том ,что детонационная волна радиальна! Плюс о том ,что взрыв топливной смеси должен происxодить во всем объёме одновременно.
      1. Ка-52
        Ка-52 13 апреля 2021 09:56
        +1
        Плюс о том ,что взрыв топливной смеси должен происxодить во всем объёме одновременно.

        нет. Дело не "во всем объеме". Дело в том, что при обычном, дефлаграционном горении, фронт горения распространяется линейно, с определенной постоянной скоростью, задаваемой t. А при детонационном горении из за газодинамических разрывов или резонансов возникают зоны сверхвысокого давления и t. в этих зонах и рождаются ударные волны. Поэтому важно обеспечить условия для появления детонационной волны. Простым поджигом этого не сделать. Так делают обычно на простых ТРД, за счет применения вихревых горелок
        1. gridasov
          gridasov 13 апреля 2021 11:07
          0
          Вы правильно думаете и говорите. Однако именно то о чем я говорю , а главное умение зто осуществлять приведёт к успеxу
    2. Сергей Валов
      Сергей Валов 13 апреля 2021 09:56
      -4
      «скорость горения составляет ~ 35м/с» - это не скорость горения, это, скорее всего скорость выхлопных газов (метры не горят smile ). Скорость горения измеряется в граммах/сек.
      1. Ка-52
        Ка-52 13 апреля 2021 10:03
        +4
        «скорость горения составляет ~ 35м/с» - это не скорость горения, это, скорее всего скорость выхлопных газов (метры не горят smile ). Скорость горения измеряется в граммах/сек.

        это не граммы и не килограммы. Это скорость распространения волны горения в топливо-воздушной смеси. При чем тут выхлопные газы???
        1. Сергей Валов
          Сергей Валов 13 апреля 2021 10:04
          +2
          Теперь понял, что Вы имели в виду, спасибо. На тот момент не было Вашего следующего поста, когда все становится понятно.
  6. Алексий
    Алексий 13 апреля 2021 08:32
    0
    Т.е. двс ещё послужит. А то: зелёная энергетика, электродвижение чуть-ли не завтра.
  7. yehat2
    yehat2 13 апреля 2021 09:42
    0
    интересно как с надежностью у двигателя
    прямоточный или турбореактивный кроме помпажа практически не имеют сбоев
    1. gridasov
      gridasov 14 апреля 2021 07:52
      0
      При высокиx скоростяx процессов произойдёт срыв потока
  8. vadimtt
    vadimtt 13 апреля 2021 10:58
    0
    Эти движки вряд-ли для пилотируемой авиации. Скорее для дронов и ракет. Уровень шума не уступит печально известному "сверхзвуковому винту". Но прирост характеристик конечно впечатляющий, революционный можно сказать.

    ЗЫ: Еще в школе (80-е) делал импульсные врд для авиамоделей, идея и схема простая, а сделать не просто, есть нюансы laughing
    1. yehat2
      yehat2 14 апреля 2021 09:26
      -1
      Цитата: vadimtt
      а сделать не просто, есть нюансы

      насчет нюансов это точно.
      не случайно только 16-я версия двигателя стала достаточно интересной
      а вот про шумность - это особый вопрос. Может самого шума будет и много, но при этом на таких частотах и резонансах, что окажется не особо заметным.
      например, ультразвук мы почти не слышим.
      1. vadimtt
        vadimtt 14 апреля 2021 09:52
        0
        Зависит от конкретной конструкции, где будет резонанс, в случае кольцевой волны детонации возможны и мегагерцы. Но беда в том, что от ультразвука в 160-170 дБ, который вы не услышите, тем не менее высыпятся зубы, вытекут глаза и слух исчезнет навсегда, а может что и еще похуже wink
        1. gridasov
          gridasov 19 апреля 2021 08:47
          0
          Вы правы! Однако зто уровень специальныx зксплуатационныx возможностей обеспечения процесса. И уже зто вопрос интеллекта эксплуатанта.
  9. NIkodim
    NIkodim 13 апреля 2021 15:26
    0
    Цитата: Undecim
    Интересно как в рамкаx закона соxранения знергии можно увеличить тягу сократив потребление топлива.

    Гридасов, садитесь, неудовлетворительно. В генерации всяческой псевдонаучной билиберды Вы преуспели. А вот с классическими знаниями у Вас беда.Про удельный импульс слышали?

    Иногда мне кажется, что Гридасов - это бот. Причём самый настоящий. В смысле, программа. И разработчик этого бота тестирует его на ВО
    1. gridasov
      gridasov 13 апреля 2021 16:35
      0
      Я буду благодарен если услышу ваше мнение. Я лично считаю ,что зто более сложный и многозначимый параметр .
    2. yehat2
      yehat2 14 апреля 2021 10:09
      -1
      если это бот, то довольно умный
      потому что он может отвечать в тему.
      1. gridasov
        gridasov 19 апреля 2021 08:43
        0
        Думаю ,что пока нет терминологии е кого термина тому ,что человеческий мозг как естественный интеллект может быть мобилизован в работу как ИИ ,но не в рамкаx работы с информационным продуктом в виде статистическиx данныx и памятью ,а в рамкаx работы как анализа многовариантныx структур и построения алгоритмически связанныx систем из зтой так наз .информации.
  10. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 13 апреля 2021 15:32
    0
    Тупиковый путь развития.
    Сколько лет ракетостроение борется с пульсациями, вводили сильфоны в топливный тракт ЖРД и то - нет да нет, они спонтанно и неконтролируемо возникнут в РН Союз.
    Детонационная камера будет относительно тяжелой - поскольку обеспечить импульс тяги в одном направлении - проблематично, а значит существенная часть будет впустую теряться на стенках самой камеры.
    Другой вопрос, синхронизировать и замкнуть друг на друга детонационные волны из нескольких точек инициации - возможно взаимоусиление волновых процессов в нужных направлениях и взаимогашение вторичных...
    Ну да специалистам по газодинамике виднее.
    1. gridasov
      gridasov 13 апреля 2021 16:33
      0
      Опять -таки если рассматривать гидро газо динамику как злектро магнитные процессы то,замечу ,что детонационной процесс происxодит в момент именно приобретения струей спина. Ну зто учёные поймут когда нибудь позже. Зто происxодит как процесс оптимизации знергии в потоке ,плазме и др. Позтому детонацию нужно воспринимать не как абстрактный негативный процесс сравнимый с кавитацией ,а как возможность использования потенциальной знергии топлива и вообще потока.
    2. bootlegger
      bootlegger 26 мая 2021 16:08
      0
      Тупиковый, но если стратегически смотреть.
      Понятно ,что это будет последний двигатель на химической энергии топлива. Детонация просто максимально эффективный способ извлечь эту энергию.Дальше все. Идти в этом направлении уже некуда.
      Так стоит ли брести в этот тупик? Пусть даже и высокотехнологичный. Тратить время на то что нельзя развить и усовершенствовать. Может лучше потратить силы на развитие двигателей с ядерной энергетикой?
      Там перспективы гораздо интересней.
  11. gridasov
    gridasov 13 апреля 2021 17:03
    0
    В мире между научной и военной злитой назревает конфликт. Военные как заказчики подгоняют ученыx решать вопросы ,которые последние уже не способны решать. Позтому мы подождем и посмотрим на трагикомедия.
  12. Tektor
    Tektor 13 апреля 2021 17:50
    0
    Данный прототип полностью подходит в качестве второй ступени ракеты-перехватчика 79М6 "Контакт" разработки МКБ "Факел".
  13. Следков Руслан
    Следков Руслан 13 апреля 2021 20:00
    0
    Несколько месяцев назад читал, что детонационный двигатель весьма прожорлив по сравнению с ТРДД. А здесь наоборот пишут об экономичности этого двигателя. Может быть детонационный двигатель экономичней ТРДД, работающего в форсажном режиме? Кто пояснит?
    1. gridasov
      gridasov 19 апреля 2021 08:37
      0
      Нужно убрать путаницу. Безусловно эффективность двигателя в атмосфере упругиx сред тем выше чем выше ёмкость отброса масс. Но вопрос в экономичности опирается в то ,что является топливом, как рабочим телом
    2. bootlegger
      bootlegger 26 мая 2021 16:23
      0
      В двигателестроении ракет есть понятие удельного импульса. Упрощая, это сколько секунд может килограмм топлива давать килограмм тяги. Или ,в другом виде ,это скорость истечения продуктов сгорания топлива.
      Понятно ,что в авиационных двигателях первый вариант условен. Там окислитель воздух атмосферы и привести к общему знаменателю все сложно.
      Но если взять скорость истечения, то тут все немного понятнее. Скорость истечения продуктов сгорания пары кислород -водород больше 4000 м/сек., а детонация дает эти параметры в 2 раза выше. Вот и получается теоретический выигрыш в 2 раза удельному импульсу. Хотя в авиационном двигателе будет поменьше..
  14. lomax77
    lomax77 13 апреля 2021 23:43
    0
    А чем этот двигатель лучше того, что лет 50 назад американцы поставили на SR-71?
    1. vadimtt
      vadimtt 14 апреля 2021 09:31
      0
      Ну, в теории, лучше тем, что с таким двигателем черный дрозд, взлетев в Германии, пролетел бы через весь СССР и приземлился в Японии, и все это без дозаправок/подвесных баков, чего вообще не было предусмотрено laughing
      1. lomax77
        lomax77 14 апреля 2021 17:22
        0
        Необходимость разгонных двигателей несколько нивелирует предполагаемую экономию. Не так ли? ))
        1. vadimtt
          vadimtt 15 апреля 2021 10:56
          0
          Твердотопливные ускорители можно отстрелить ))
          1. lomax77
            lomax77 15 апреля 2021 16:40
            0
            Ага)) И будет этот бэт-самолет носиться в атмосфере на сверхзвуке безостановочно. Останется только танкер-перехватчик соответствующий сделать.
  15. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 14 апреля 2021 00:40
    0
    " ...нужен стартовый ТРД..." ! А если "гибрид"? В конце прошлого столетия много писали о "гибридных" двигателях для воздушно-космических систем ! Например. такие "гибриды" ,как :1. ПВРД + ТРД;2.ПВРД+ТРД+ЖРД...
  16. ieskela13
    ieskela13 14 апреля 2021 10:30
    0
    Идея этого двигателя моя я такой проект с таким двигателем выслал на завод миг в 2015 году и потом еще до 2020 года выслал еще 3 разных двигателя с таким же принципом на завод миг в китай я выслал один из этих же движков в 2020 году они его за 4 месяца сделали и испытали по моим характеристикам эти движки разгоняют самолет до 50000 км в час я первый разработал такие движки в 2015 году Но денег я за свои разработки не получил ни копейки я не только движки разработал но и все основные технологий и детали и узлы для истребителей 7 го поколения и так же фюзеляжи гражданских и транспортных самолетов в размере 100 штук включая фюзеляжи стелс истребителей и стелс бомбордировщиков Фюзеляжи гражданских самолетов овальные элепсовидные и ромбовидные с геометрией крыльев до сих пор не существовавших А по поводу денег никто мне за мои разработки платить не собирается так как товар на заводах выслан вперед без договоров и авансов
    1. gridasov
      gridasov 19 апреля 2021 08:33
      0
      Нельзя создать эффективный двигатель без понимания сути процессов в гидрогазодинамическиx и плазменныx процессаx. Нельзя без понимания переxодныx процессов и оптимальныx алгоритмов зтапов преобразования вещества и энергии . Посему все не так просто.
  17. czes
    czes 17 апреля 2021 21:45
    0
    Поскольку совершенно секретные исследования публикуются в открытой печати, то можно сделать только один вывод: они бесперспективны.
    1. gridasov
      gridasov 19 апреля 2021 08:28
      0
      Они бесперспективным как результат деятельности одниx. Но ни как у другиx. Все будет развиваться не по привычным алгоритмам.
  18. AML
    AML 19 апреля 2021 08:07
    0
    Цитата: gridasov
    Интересно как в рамкаx закона соxранения знергии можно увеличить тягу сократив потребление топлива.

    Увеличить температуру и степень сгорания тем самым повысив скорость истечения газов.
    1. gridasov
      gridasov 19 апреля 2021 08:25
      0
      Такой ответ таит в себе значительные разработки по каждому этапу. Правильно ,что увеличить температуру рабочего тела ,но этому есть этап предшествия и обеспечения ещё более высокой Т.. Правильно ,что высокая скорость сгорания ,но как обеспечить отвод предыдущей порции рабочего тела и др. И такиx теxнологическиx нюансов много. Позтому мы и говорим о новыx теxнологияx анализа и моделирования согласованныx процессов и новыx у стройстваx вообще
      1. AML
        AML 19 апреля 2021 10:37
        0
        Новое, хорошо забытое старое. Я вот недавно узнал, что существуют клапаны для воды без единой движущейся детали. Наверняка, что-то подобное и тут используется.

        1. gridasov
          gridasov 19 апреля 2021 10:50
          0
          Отмечу ,что на зтом принципе построен насос Магомета Сагова для просачивания жидкостей. Но Сагов понятно , а вот почему Тесла работал только с плоскостью ,а не пространственными параметрами воздействия на поток-зто не понятно. Но и Шаубергер весьма усложнял процесс. Все и проще и зффективнее ась
  19. Jager
    Jager 4 июня 2021 19:11
    0
    Прочитал два абзаца - в любой статье можно узнать Рябова. Талант, как из нескольких предложений и ведра "воды" получить статью.