Военное обозрение

Боевые самолеты. Я не «Бостон», я «Опустошитель»!

28

Продолжаем тему самолета от фирмы «Дуглас». Сегодня идем дальше и у нас А-20, который вроде бы продолжение DB-7, но как бомбардировщик. Хотя называется на букву «А», что означает, что он штурмовик.


Да, самолет по идее должен был заменить старый штурмовик «Нортроп» А-17А, но что-то пошло не так. Победитель конкурса штурмовиков был принят на вооружение в качестве легкого бомбардировщика.

Кстати, примерно такая же судьба оказалась у второго финалиста конкурса. Это самолет от фирмы «Норт Америкэн» NA-40, который оказался побольше в размерах и весовой категории, как-то из штурмовиков оказался в стане средних бомбардировщиков, был принят на вооружение и провоевал всю войну. Мы знаем его как В-25. Вот такие коллизии…

А вот А-20 и А-20А штурмовиками считать перестали и определили в стан легких бомбардировщиков. Но переименовывать почему-то не стали. То ли из соображений маскировки и дезориентации противника, то ли просто было лень.


Сперва военное ведомство не баловало «Дуглас» большими заказами, но в октябре 1940 года случилось чудо: для армейской авиации заключили огромный контракт на поставку 999 бомбардировщиков А-20В и 1489 разведчиков 0-53.

Самолет 0-53 это все тот же А-20, отличие состояло в наличии дополнительного фотооборудования. Ни одного 0-53 не построили.

А вот А-20 и его первая модификация А-20А пошли в серию в конце осени 1940 года. А-20А даже раньше начал выпускаться, поскольку модель была ближе по конструкции к уже изготовленным экспортным DB-7.


А-20А оснащались моторами R-2600-3. Вооружение состояло из девяти 7,62-мм пулеметов: четыре неподвижных курсовых в носу, два сверху в задней кабине, один там же внизу в люке и два неподвижных в мотогондолах.

Естественно, пулеметы были от «Браунинга», в отличие от британских «Виккерсов» имели ленточное питание, но лента американского пулемета укладывалась в короб под стволом и была не очень длинной, так что короба приходилось менять. Не так часто, как британские «короткие» магазины, но тем не менее.

Самолет мог нести фугасные, осколочные и химические бомбы разных калибров. Самой большой являлась бомба в 1100 фунтов (480 кг), при размещении ее в бомбоотсеке отсек заканчивался и что-то подвесить можно было только на внешних держателях.

Пулеметы в мотогондолах ставили не всегда, а иной раз их демонтировали в частях, поскольку ценность пулеметов, стреляющих просто куда-то в точку позади машины, была очень сомнительна.

В общем, А-20 не очень сильно отличался от DB-7 британского и французского контрактов, но тем не менее, сочли, что самолет достоин другого названия. И так вместо «Бостона» появился «Хэвок».


В Британии так назвали версию ночного истребителя, а в США все А-20 шли как «Хэвок».

В конце 1941 года первые А-20 отправились за океан: ими начали комплектовать 58-ю эскадрилью на Гаваях. Там на аэродроме Хикам 7 декабря 1941 года эскадрилья угодила под налет японской авиации, разносившей Перл-Харбор.

Боевое крещение вышло так себе: на земле сгорели два А-20, остальные просто не смогли взлететь и что-то такое продемонстрировать. И к боевым действиям А-20 вернулись почти через полгода, когда уже пошел в серию А-20В.

58-я тогда отделалась легко - сгорели всего два ее А-20А. Но остальные не смогли подняться в воздух и принять участие в поисках японских кораблей. С этого момента прошло более полугола, прежде чем А-20 продолжили свою боевую карьеру на Тихом океане.

Сдачу последних А-20А завершили в сентябре 1941 г. Далее для американской военной авиации выпускали А-20В. Он получил моторы R-2600-11, остекление носовой части как у DB-7A и горизонтальную укладку бомб в бомбоотсеке вместо вертикальной.


Изначально А-20В спроектировали с беспрецедентно мощным оборонительным вооружением:
три дистанционно управляемые турели, над и под кабиной стрелка и в носу. Каждая несла по два «Браунинга» 7,62-мм.

Турели признали не очень надежными и тяжелыми, а потому вооружение было пересмотрено в сторону упрощения и усиления одновременно. Так в носу установили два пулемета 12,7-мм, в верхней позиции у стрелка поставили такой же. Питание было короткой лентой из короба, как и раньше. В нижнем люке оставили пулемет 7,62-мм. На некоторых машинах оставили пулеметы в мотогондолах, стрелявшие назад.

Всего было изготовлено 999 машин модификации А-20В.


Но в целом у американцев возник вполне неплохой план: максимально усреднить и унифицировать одну модель, которую можно гнать в огромных количествах для всех желающих. Американские и британские ВВС заказывали все больше самолетов, которые сгорали в огне войны, так что реальный смысл в этом был.

Так появилась модификация А-20С, которая была максимально унифицирована с DB-7В.


Моторы стояли от «Райта» R-2600-23 мощностью 1600 л.с. Кабина штурмана была сделана как на А-20А. Пулеметов осталось семь (снова четыре в носу, два на турели сверху у стрелка и один в люке внизу) калибром 7,62-мм. Пулеметы из мотогондол убрали, так как убедились в их полной неэффективности.

Была улучшена бронезащита и введено протектирование баков. Запас топлива увеличили до 2044 литров.

Большая часть А-20С ушла на экспорт. Первые 200 самолетов отправились в Великобританию. Там бомбардировщики стали «Бостонами» 111 и 111А.

Еще 55 А-20С были отправлены в Ирак для передачи Советскому Союзу. Но Черчилль уговорил Сталина поменять эти машины на истребители «Спитфайр», которые попали в ПВО Москвы. А А-20С пополнили британские эскадрильи в Египте.

Именно на базе А-20С провели эксперимент по переделке бомбардировщика в торпедоносец. 56 самолетов оснастили внешними держателями, на которых подвесили торпеду весом 2000 фунтов/908 кг.

Вообще модернизируя А-20 и унифицируя «Хэвок» с «Бостоном» предыдущих выпусков, американцы в первую очередь облегчали жизнь себе. На Тихом океане разворачивались сражения, в которых авиация начала сгорать. И кто быстрее смог пополнить потери, тот однозначно имел бы преимущество.


И дальнейшие модернизации А-20, как ни странно, вернули самолет из бомбардировщиков в штурмовики. Причем, в очень тяжелые штурмовики. И для того, чтобы более эффективно работать по небронированным или легкобронированным целям, начались работы по усилению курсового вооружения.

Так получился А-20G, чистой воды штурмовик. Штурмана убрали, за его счет усилили бронирование, а в носу разметили просто жуткую батарею из четырех пушек М1 (Это известная «Hispano-Suiza 404», выпуск которой наладила фирма «Bendix Aviation Corporation») и двух 12,7-мм пулеметов «Браунинг».


Носовую часть пришлось удлинить, потому что вся эта роскошь не помещалась. Пушки имели боекомплект 60 снарядов, пулеметы по 400 патронов. В общем – было чем пострелять.


Бронирование – это отдельная тема. Если смотреть по нашим меркам того времени, то в сравнении с советским штурмовиком Ил-2, А-20 был бронирован очень слабо. Если смотреть на немецкие самолеты – он вообще не бронировался.

Бронирование в основном состояло из 10 или 12-мм плит, которые делались из алюминиевого сплава и одновременно эти плиты выполняли роль перегородок и переборок. Стальные листы такой же толщины прикрывали летчика (голову и плечи) и снизу стрелка-радиста. Бронестекло было и у летчика спереди, и у стрелка. Стальными пластинами прикрывались пулеметы и короба с патронами у стрелка-радиста.

Вооружение у стрелка осталось на прежнем уровне: «Кольт-Браунинг» 12,7-мм с 550 патронами для стрельбы вверх-назад и «Браунинг» 7,62-мм с 700 патронами для стрельбы вниз-назад.


Вместо бомб была предусмотрена подвеска четырех топливных баков по 644 литра каждый. Дальность полета увеличилась с ними больше чем вдвое.

Самолет изрядно прибавил в весе (почти на тонну стал тяжелее), естественно, уменьшилась скорость и ухудшилась маневренность. Зато пушки в носу сдвинули центровку машины вперед, что положительно сказалось на устойчивости самолета.

Но зато секундный залп составил 6,91 кг/сек. Немного было на тот момент самолетов, которые смогли так. В Советском Союзе таких самолетов не было до того момента, как первая партия А-20G-1 из 250 машин в полном составе была отправлена в СССР.

Самолет вызвал двоякие ощущения: с одной стороны, до живучести Ил-2 ему было очень далеко. С другой стороны, вмазать мог по полной программе из своих стволов.

А вот американским летчикам пушки «не зашли». И начиная с пятой серии в носу начали устанавливать шесть крупнокалиберных пулеметов с боезапасом в 350 патронов на ствол. 7,62-мм пулемет в нижней точке тоже заменили на 12,7-мм. Это вообще положительно сказалось на вопросах снабжения: один вид боеприпасов вместо трех. Учитывая, что акватория Тихого океана, где США вели войну с Японией, была огромной, такой поворот сказался очень положительно.
А вот вместо верхнего пулемета стрелка (он к тому времени перестал быть радистом, спасибо фирме «Моторола») установили электрическую турель «Мартин» 250Е с двумя пулеметами 12,7-мм. Скорострельность выросла вдвое. Не надо было мучиться со сменой коробов, там сплошная лента шла из большого ящика, который вертелся вместе с турелью.


Вообще электротурель оказалась очень приятным делом. Моторы крутили башенку на 360 градусов со скоростью, недоступной ранее. И обзор у стрелка значительно улучшился, да еще и не задувало в башню так, как при открытой турели. Плюсов было много, минус только один – вес установки. Пришлось усиливать планер.

Боевые самолеты. Я не «Бостон», я «Опустошитель»!

Зато усиление планера позволило увеличить бомбовую нагрузку. Получилось немного увеличить задний бомбоотсек, а на подкрыльевые бомбодержатели стало возможным подвешивать бомбы по 227 кг. Отказались от подкрыльевых подвесных баков, а вместо них ввели один подфюзеляжный бак на 1 416 литров.

Таким образом, от модели к модели, А-20 эволюционировал как боевой самолет. Да, он становился все тяжелее, терял скорость, становился неуклюжим, но как боевой самолет фронтового применения, он оставался очень грозным оружием.

Подавляющее количество изготовленный А-20G, а выпустили их 2 850 штук, отправили в СССР. Их дорабатывали, наши ВВС требовали место для четвертого члена экипажа, нижнего стрелка.

Британцам А-20G не понравился, он не совсем вписывался в их концепцию применения таких самолетов. Очень небольшое количество А-20G попало в ВВС США и Корпус морской пехоты. Зато у нас «Жучок» оторвался по полной программе.

Да, в наших документах самолет значился как А-20Ж, потому и стал «Жучком». Не самое плохое прозвище, если честно, особенно если вспомнить, как именовали «Харрикейна» и «Хэмпдена».

Поставляли нам «Жучков» двумя способами: через Иран или Аляску.


Впервые в небе Великой Отечественной А-20 появился в 1943 году. Самолет закономерно НЕ применялся, как штурмовик, отдав это дело Ил-2. Действительно, очень слабое бронирование позволяло наносить штурмовые удары только пользуясь внезапностью. На малых высотах А-20 оказался очень уязвим для немецкой малокалиберной ПВО именно из-за больших размеров и слабой брони. Так что штурмовками занялся Ил-2, а А-20 начал выполнять иные задачи.

И, надо сказать, что в ВВС РККА этот самолет может претендовать на звание самого универсального. Дневной и ночной средний бомбардировщик. Разведчик. Тяжелый истребитель. Минный заградитель. Торпедоносец. Транспортный самолет.

Вообще самолет понравился советским летчикам. Да, претензии были, но они были реально незначительны. Техники ругались на сложность обслуживания и требовательность по бензину и маслу, стрелки жаловались на сильное рассеивание пуль из оборонительных пулеметов, кислородные маски не любили холода и закупоривались конденсатом.

Но надежность оружия, его количество, огневая мощь, удобство пользования и днем, и ночью – все это сделало А-20 уважаемым самолетом. В НИИ ВВС РККА А-20 даже зачислили в истребители-бомбардировщики.

Отдельно говорилось о необходимости штурмана в экипаже. Существовали переделки как кустарные, так и полукустарные.

В ВВС РККА «Опустошители» успешно прослужили до самого конца войны. Они участвовали во всех крупных операциях завершающего периода - Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской, воевали в небе Польши, Румынии, Чехословакии, Германии.

Действительно, А-20G опустошали все, до чего могли долететь. Бомбы с A-20G помогли остановить немецкое контрнаступление в Венгрии. В той половине танков, что были уничтожены с воздуха, если и немалый вклад А-20. Во время Венской операции одна только 244-я авиадивизия уничтожила 24 танка и бронетранспортера, 13 складов, 8 мостов и переправ, 886 автомашин.


В апреле 1945 года «Опустошители» появились в небе над Берлином. 221-я авиадивизия помогала штурмовать Зееловские высоты. 57-й полк летал тогда, когда все не могли оторваться от земли по погодным причинам. Именно А-20 первыми сбросили бомбы на Берлин в рамках штурма города. Это случилось 22 апреля. А 23 апреля эскадрилья лейтенанта Гадючко разнесла мост через Шпрее.

Если верить документам, то последний боевой вылет «Опустошители» совершили 13 мая 1945 года, вразумляя непонятливых из 8-й армии в Австрии.

Продолжая тему эволюции, стоит отметить, что несмотря на то, что с «Хэвока» бомбили, как с истребителя: с пологого пикирования или с малой высоты, в штурмане все равно была очень большая необходимость.

У нас кроме переделки самолета под размещение штурмана, прибегли к тактике 30-х годов: впереди шел лидер группы, по действиям которого работали все самолеты. Группа бомбила практически залпом. Так себе тактика, но иной просто не было.

И вот тогда в серию пошел А-20J. У этой модели в носовой части была сделана кабина штурмана. Полностью прозрачный нос, гиростабилизированный бомбовый прицел «Норден» М-15 – мечта, а не самолет. Понятно, что пулеметов стало меньше, два 12,7-мм по бокам кабины, турель от «Мартина» еще с двумя пулеметами и тот, что стрелял вниз.

В американской авиации A-20J придавались всем частям, вооруженным A-20G из расчета один на звено. Использовались они и самостоятельно - как разведчики или при выполнении заданий, требовавших очень точного бомбометания.

Кроме A-20J в конце войны в дело пошли модификации А-20К и А-20Н. Они отличались от модели А-20G более мощными моторами R-2600-29, форсированными до 1850 л.с.

Однако эти модели выпускались не такими уж большими сериями, не более 500 машин. А на модели «К» эволюция «Хэвока закончилась.

Кстати, капризные британцы охотно использовали модели A-20J и А-20К. 169 A-20J под названием «Бостон» IV, а 90 штук А-20К под названием «Бостон» V применялись в составе Королевских ВВС во Франции и Средиземноморье вместе с самолетами более ранних модификаций.


До 1945 года А-20 продолжали поставляться в СССР. Всего по ленд-лизу в СССР было поставлено 3066 шт. А-20 различных модификаций.

«Опустошители» очень активно участвовали в воздушных сражениях на Кубани 1943 года.


В 1944 году в дело пошли А-20 в версии ночных истребителей, вписав тем самым еще одну страницу в истории применения самолета в ВВС РККА. Оснащённые радиолокатором «Гнейс-2» самолёты использовались в качестве ночных истребителей. Ими была вооружена 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия.

И в морской авиации самолёты с РЛС тоже весьма широко использовались для поиска надводных кораблей.


Итог можно подвести такой: американские инженеры смогли создать великолепный универсальный самолет, который смог стать очень полезным. Но для этого он должен был попасть в «прямые руки». Как и в случае с «Аэрокоброй», это были руки советских летчиков и техников, которые смогли взять от машины все и еще чуть-чуть сверх того.

ЛТХ модификации A-20G-45

Размах крыла, м: 18,69
Длина, м: 14,63
Высота, м: 4,83
Площадь крыла, м2: 43,20

Масса, кг
- пустого самолета: 8 029
- нормальная взлетная: 11 794
- максимальаня взлетная: 13 608

Двигатель: 2 х Wright R-2600-A5B Twin Сyclone х 1600 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 510
Крейсерская скорость, км/ч: 390
Максимальная дальность, км: 3 380
Практическая дальность, км: 1 610
Скороподъемность, м/мин: 407
Практический потолок, м: 7 230

Экипаж, чел: 3

Вооружение:
- шесть 12,7-мм пулеметов переднего огня;
- два 12,7-мм пулемета в турели с электроприводом;
- один 12,7-мм пулемет для стрельбы через отверстие в днище фюзеляжа;
- бомбы: 910 кг бомб в бомбоотсеке и 910 кг на подкрыльевых узлах.

Всего было произведено 7 478 единиц А-20 всех модификаций.
Автор:
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Undecim
    Undecim 14 апреля 2021 18:28
    +9
    Сегодня идем дальше и у нас А-20, который вроде бы продолжение DB-7, но как бомбардировщик.
    Была надежда, что хотя бы ко второй части автор с названиями разберется. Увы.
    DB-7 и A-20 - это один и тот же самолет. DB-7 - это внутреннее обозначение фирмы Дуглас, А-20 - обозначение согласно United States Army Air Service aircraft designation system, действовавшей с 1924 по 1962 год.
    1. Пеший
      Пеший 15 апреля 2021 15:41
      +2
      И снова не каких ссылок на первоисточник.
      1. NF68
        NF68 16 апреля 2021 16:29
        0
        Цитата: Пеший
        И снова не каких ссылок на первоисточник.


        Все сам и все непосильным трудом.
      2. Альф
        Альф 16 апреля 2021 21:05
        -1
        Цитата: Пеший
        И снова не каких ссылок на первоисточник.

        Джентльменам принято верить на слово.
  2. Ryaruav
    Ryaruav 14 апреля 2021 18:47
    +2
    очень не плохая машина но про рлс гнейс в 1944 я слышу впервые и очень сомневаюсь в правдивости источника ,а так машины в резерве хранились чуть ли не до 1956
    1. Undecim
      Undecim 14 апреля 2021 20:10
      +5
      но про рлс гнейс в 1944 я слышу впервые и очень сомневаюсь в правдивости источника

      1. Ryaruav
        Ryaruav 14 апреля 2021 20:22
        -13
        это все советская военная литература где к-21 торпедировала тирпиц(хотя дмитриев в атакуют подводники молчит) и тд и тп ,почему то в войсках и на флоте все рлс и глс импортные и вообще были рады их радиоэлектронике,что собственно сохранилось до наших дней как это не прискорбно
        1. Undecim
          Undecim 14 апреля 2021 20:34
          +13
          Да, тяжелый случай. Запущенный. Может это поможет?
          1. Undecim
            Undecim 15 апреля 2021 07:42
            +9
            Судя по количеству минусов случай не просто тяжелый, а групповой.
          2. Альф
            Альф 16 апреля 2021 21:09
            +1
            Цитата: Undecim
            Да, тяжелый случай. Запущенный. Может это поможет?

            Просто люди рассуждают по принципу-Я никогда не видел вживую белую акулу, значит, ее не существует.
        2. Alexey RA
          Alexey RA 15 апреля 2021 12:54
          +6
          Цитата: Ryaruav
          почему то в войсках и на флоте все рлс и глс импортные и вообще были рады их радиоэлектронике

          ...перечень, приведенный ниже, показывает общее количество РЛС, выпущенных отечественной промышленностью к концу войны:
          РУС-1 - 44
          РУС-2 (двухантенная)- 12
          РУС-2 (одноантенная, автомобильная) - 132
          РУС-2 (одноантенная, разборная) - 463
          Артиллерийская СОН-2от - 124
          Самолетные РЛС «Гнейс-2» и «Гнейс-2М» - 231
          Самолетные РЛС «Гнейс-5» и «Гнейс-5М» - 24
          © М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники.
        3. ermak124.0
          ermak124.0 15 апреля 2021 13:16
          +5
          Советская литература заодно и грамотности учила нерадивых... А ваш коммент ещё более прискорбен, чем критикуемый Вами текст.
    2. Fitter65
      Fitter65 15 апреля 2021 00:14
      +7
      Цитата: Ryaruav
      но про рлс гнейс в 1944 я слышу впервые и очень сомневаюсь в правдивости источника ,а

      Машину переделали на заводе №81. Факт общеизвестный ...
    3. Alexey RA
      Alexey RA 15 апреля 2021 13:11
      +6
      Цитата: Ryaruav
      очень не плохая машина но про рлс гнейс в 1944 я слышу впервые и очень сомневаюсь в правдивости источника


      РЛС "Гнейс-2". Мощность (пиковая) - 10 кВт, длина волны - 1,5 м.
      Тяжёлая, с довольно большой мёртвой зоной - но маемо шо маемо. Ибо сантиметровый диапазон с началом войны накрылся вместе с НИИ-9 и его клистронами.
      Боевая работа ночных истребителей на базе А-20 с РЛС началась со второй половины 1944 г. Поначалу - неудачно: одних лишь самолётов было мало, нужно было отработать наземную систему управления и наведения на цель. Наземным КП наведения и операторам РЛС нужно было точно определить параметры движения цели, вывести истребитель в трёхкилометровую зону у цели (на дальность обнаружения БРЛС), на выгодном курсе, да ещё и не потеряв связи с самолётом (дальность связи - 50-70 км).
      Пока это всё налаживали - наступил 1945 г. И реальная боевая работа "ершей" началась только во время осады Бреслау.
      1. Комментарий был удален.
  3. Гончар
    Гончар 14 апреля 2021 19:11
    +4
    Спасибо за статью. Действительно, великолепный универсальный самолет, который отлично смог вписаться в строй авиации РККА.
  4. dgonni
    dgonni 14 апреля 2021 19:22
    +4
    Вовремя они пришли в союз по лендлинзу!
    Фактически полностью заменили собой ил-4 в роли торпедоносцев и топмачтовиков.
    Учитывая надёжность и большой ресурс движков их эксплуатация была более интенсивной чем Ил-4.
    Но что более важно так это то что самолёт был устойчивым в полёте. По отзывам на сайте я помню, оттримиррванный самолёт спокойно летел с брошенной ручкой управления. Чего ил-4 не позволял. Как вспоминали наши пилоты иллюшин висел на ручке что сильно утомляло пилотов и иногда приводило к срыву самолётов с ешелона.
    Ну и набор приборно пилотажного оборудования и радиосвязного также было большим плюсом!
  5. Альф
    Альф 14 апреля 2021 20:01
    +1
    NA-40, который оказался побольше в размерах и весовой категории, как-то из штурмовиков

    Роман ! А кто Вам сказал, что Митчелл изначально был штурмовиком ? Он, как и его коллега Мародер, с самого начала заказывался и строился как тактический бомбардировщик.
    Торпедоносец

    Насколько я помню, в нашей авиации флота только Бостон мог тащить две торпеды.
    Кажется, под Москвой был авиаремзавод N81, который занимался переделкой Бостона для нужд авиации РККА. Устанавливали торпедные мосты, снимали штатные огневые точки и устанавливали нашу МВ-3.
  6. mr.ZinGer
    mr.ZinGer 14 апреля 2021 20:41
    +3
    На А-20 торпедоносце, летал Борисов Михаил Владимирович с сентября 44 по май 45 уничтожил 13 транспортов и кораблей.
  7. Avior
    Avior 14 апреля 2021 20:42
    +6
    Хорошая машина.
    Автор еще пропустил применение машины в СССР в качестве топмачтового бомбардировщика. Использовались в этом качестве во время атаки на Ниобе.
    Вторая ударная группа — 4 топма́чтовика A-20G Havoc[9] (в советских источниках ошибочно — А-20ДО) 51-го минно-торпедного авиационного полка (ведущий группы — подполковник И. Н. Пономаренко[7]) и 6 истребителей сопровождения Як-9. Каждый топмачтовик нес по 2 бомбы ФАБ-1000 (от применения авиационных торпед отказались из-за мелководья)[10]. ....Топмачтовики обнаружили уже повреждённый корабль. В 17 часов 3 самолёта A-20G сбросили на плавбатарею 6 ФАБ-1000, две из которых попали в среднюю и кормовую части корабля соответственно[12]. На плавбатарее произошли сильные взрывы и уже через 8 минут её командир приказал покинуть корабль. В 18 часов 40 минут «Ниобе» затонула[3].
    1. sevtrash
      sevtrash 14 апреля 2021 21:37
      +6
      Цитата: Avior
      Использовались в этом качестве во время атаки на Ниобе.

      "Ниобе" был потоплен как бы как финский броненосец береговой обороны "Вайнаманен". В то время советские ВВС за этим броненосцем интенсивно охотились и советская разведка ошибочно определила, что он в Котке. А там оказался крейсер ПВО "Ниобе", который изначально был нидерландским легким крейсером "Гелдерланд", в эксплуатации с 1900, с 1920 использовался как учебно-артиллерийское судно, немцы в 1943 переоборудовали его в в тяжелую противовоздушную плавбатарею. Размерами он был примерно с "Вайнаманен", вот и ошиблись, наверное. Хотя советская авиация обнаруживала в Турку некий броненосец (это и был "Вайнаманен"), однако на следующий день решили, что это минный заградитель.
      Во второй атаке на Вайнаманен/Ниобе участвовал 131 самолет, с обработкой зенитных батарей на берегу штурмовиками Ил2, двумя волнами Пе2 на Ниобе, завершали топмачтовики. За потопление "Вайноманена" (который Ниобе) наградили многих, дали в том числе четырем летчикам Героя Совествого Союза.
      В 1947 году выяснилось, что потопили Ниобе, когда подписывали мирный договор с финнами и броненосец передали СССР в качестве репараций, он прослужил как "Выборг" до 1966 года.
      Ну и историю подретушировали - о "Вайноманене" упоминания исчезли, типа изначально и топили как "Ниобе".
    2. Alexey RA
      Alexey RA 15 апреля 2021 13:38
      +1
      Цитата: Avior
      Автор еще пропустил применение машины в СССР в качестве топмачтового бомбардировщика.

      Так наши топмачтовики А-20 - это переобувшиеся торпедоносцы. Когда ПВО кораблей усилилось настолько, что выживание торпедоносца на боевом курсе (малая скорость, малая дальность сброса, высота 25-30 м) начало стремиться к околонулевым вероятностям - то они начали переквалифицироваться в топмачтовики.
      Торпеда могла быть сброшена от корабля на дистанции не ближе 600—800 м и проходила этот путь за 30—40 секунд. За это время при наличии следа от торпеды или обнаружении момента сбрасывания ее с самолета корабль еще имеет возможность совершить маневр. При топмачтовом бомбометании бомба падает всего 2—3 секунды и уклониться от нее практически нет времени. Преимущество его заключалось также в том, что сбрасывание бомб производилось на максимальной скорости, тогда как при торпедометании летчик вынужден был уменьшать ее до 370—230 км/час, чтобы избежать повреждений торпеды.


      Вообще же, топмачтовое бомбометание - это армейский метод: как выполнить задачу топить корабли, не имея торпед и не засевая море бомбами в надежде на статистику. У янки в 1942 г. даже В-17 на ТО в топмачтовые атаки ходили... причём успешно. smile
  8. BAI
    BAI 14 апреля 2021 21:53
    +4
    в сравнении с советским штурмовиком Ил-2, А-20 был бронирован очень слабо. Если смотреть на немецкие самолеты – он вообще не бронировался.

    Т.е. немецкие самолеты были бронированы лучше Ил-2? Я правильно понял?
    1. Комментарий был удален.
    2. Альф
      Альф 15 апреля 2021 11:37
      -1
      Цитата: BAI
      в сравнении с советским штурмовиком Ил-2, А-20 был бронирован очень слабо. Если смотреть на немецкие самолеты – он вообще не бронировался.

      Т.е. немецкие самолеты были бронированы лучше Ил-2? Я правильно понял?

      Может, автор имеет ввиду штурмовые модификации Фокке-Вульфа ?
      1. yehat2
        yehat2 16 апреля 2021 09:59
        -1
        были еще и hs-129
  9. yehat2
    yehat2 16 апреля 2021 09:56
    -1
    большим достоинством а-20 были летные ТТХ, которые были лучше, чем у bf-110
    это позволяло сочетать угрозу вражеским бомбардировщикам и собственную выживаемость.
    1. Альф
      Альф 16 апреля 2021 21:00
      -1
      Цитата: yehat2
      большим достоинством а-20 были летные ТТХ, которые были лучше, чем у bf-110
      это позволяло сочетать угрозу вражеским бомбардировщикам и собственную выживаемость.

      Как можно сравнивать бомбардировщик и многоцелевой истребитель ?
      При чем тут угроза и выживаемость ?
      Какую угрозу вражеским бомбардировщикам мог нести Бостон ?
      1. yehat2
        yehat2 17 апреля 2021 20:12
        -1
        ту же, которую нес ил-2
        1. Альф
          Альф 17 апреля 2021 20:56
          -2
          Цитата: yehat2
          ту же, которую нес ил-2

          Понимаю, весна...