Военное обозрение

Инцидент в Боскомб-Дауне: бесславная гибель «Авроры»

36

Коллаж TheDrive, посвященный теме инцидента в Боскомб-Дауне.


Ночная авария


Британская авиабаза Боскомб-Даун (Boscombe Down) – это аналог американской «зоны 51», предназначенной для испытаний самой современной и перспективной боевой авиатехники. Первоначально база принадлежала агентству DERA, функции которой во многом были схожи со знаменитым американским Агентством перспективных исследований в области обороны DARPA. С 2001 контору упразднили, и Боскомб-Даун оказался под юрисдикцией британского Министерства обороны и частной QinetiQ.


Легендарная гиперзвуковая «Аврора». Компьютерная реконструкция. Источник: wikimedia.org

Большая часть историй, связанных с Боскомб-Дауном, так или иначе, наводит мысль о пресловутом крушении самолета в далеком 1994 году. Во многом это связано с завесой секретности, которую Лондон до настоящего времени отказывается снимать. Отсутствие официальных комментариев и настоящий заговор молчания заставляют конспирологов выдумывать самые невероятные версии произошедшего. Одним из наиболее правдоподобных вариантов развития событий было крушение опытного американского самолета-разведчика. Но обо всем по порядку.

Поздним вечером 26 сентября на взлетно-посадочной полосе № 23 авиабазы Боскомб-Даун неизвестный самолет потерпел крушение. Очевидцы уверяют, что это произошло во время взлета и машина не получила серьезных повреждений. Как утверждает издание Independent, летательный аппарат как минимум сломал переднюю стойку и замер, уткнувшись носом в бетонку.

Спецслужбы подошли к защите секретной машины очень ответственно – накрыли брезентом, оцепили периметр и аккуратно переместили в крытый ангар. Есть свидетельства, что на ВПП были замечены несколько машин скорой помощи. Это достаточно странно, учитывая не самый масштабный характер повреждений.

Есть в версии, озвученной Independent, еще несостыковка.

Авторы издания утверждают, что одними из первых на место крушения прибыли сотрудники спецподразделений SAS в штатском. Вопрос: как наблюдателям удалось определить ведомственную принадлежность подоспевших в Боскомб-Даун, если они были в штатском?

Некий господин Оливер, наблюдавший за происходящим на авиабазе, вообще, рассказал о двух визитах SAS к месту инцидента. Первый раз спецназ прибыл на машинах, а второй – на вертолетах Agusta 109, которые, как оказалось, могли принадлежать в 1994 году только SAS.

Дальнейшие события однозначно указывают на принадлежность разбившегося самолета американским ВВС. Спустя два дня после инцидента 28 сентября за машиной из Соединенных Штатов прибыл гигант C-5 Galaxy и забрал её домой из ангара в Боскомб-Дауне. Примечательно, что даже полет военно-транспортного самолета проходил по особому сценарию. Первоначально гиганта отправили в немецкий Рамштайн, но уже на подлете к Европе переадресовали на британскую авиабазу. Вероятно, пилоты C-5, перелетев Атлантику, до конца не знали о настоящей цели путешествия.


C-5 Galaxy оперативно эвакуировал потерпевший крушение самолет на родину.

В этой истории, по большому счету, нет ничего экстраординарного.

Летательный аппарат, пусть даже экспериментальный, потерпел крушение и был эвакуирован военно-транспортной авиацией в США. Такие инциденты случаются, порой даже с гораздо более серьезными последствиями. Но прошло уже 27 лет, а британское правительство отказывается комментировать произошедшее в сентябре 1994 года. Допустим, это сознательное умалчивание действительно секретных данных, а, возможно, преднамеренное привлечение внимание общественности. Дескать, в Великобритании также имеется своя «зона 51», и Лондон принимает участие в сверхсекретных программах ВВС США.

Как бы то ни было, это только добавляет топлива в горящие сердца конспирологов.

Мутная история


Сразу после отказа правительства комментировать произошедшее в Боскомб-Дауне, появилась тьма следователей, которые буквально все странности, происходящие в то время в небе Великобритании, связывали с разбившимся самолетом.

Издание Air Forces Monthly упоминает о двух американских самолетах, приземлившихся на авиабазу в первые два дня после инцидента. Первым был С-12 Huron ВВС Соединенных Штатов. В его появлении не было абсолютно ничего необычного, кроме того, что раньше эту машину здесь не замечали. Как отмечают комментаторы, подобные самолеты использовались Пентагоном для внутриевропейского трансфера.

А вот с посадкой Boeing 707 на авиабазу Боскомб-Даун все не так просто. Во-первых, самолет был без опознавательных знаков, а, во-вторых, после 1994 года многие его подозревали в обслуживании секретных операцией ЦРУ и Командования специальных операций ВВС (AFSOC). Масла в конспирологический огонь добавила и компания E-System, какое-то время владевшая самолетом. В начале 90-х годов контора была замечена в сотрудничестве с ЦРУ в области работы над секретными летательными объектами. Постепенно у сторонних наблюдателей и аналитиков появилось понимание, что на ВПП Боскомб-Дауна разбился совсем не простой самолет. Основным профилем его работы могла быть разведка в интересах ВВС и ЦРУ.

Самое интересное, что сетевое издание TheDrive раздобыло где-то описание разбившегося самолета. По словам очевидцев, у машины был угольно-серый фюзеляж со скошенными стабилизаторами и характерными скулами в носовой части. Размерами таинственный самолет походил на большой истребитель и имел фонарь, откидывающийся вперед. По всему видно: в Британии разбился самолет «Стелс». И забрали его американцы не куда-нибудь, а сразу на секретный завод Lockheed Skunk Works, более известный как USAF Plant 42 Airport в Палмдейле. Здесь собирают опытные самолеты для ВВС США. Сейчас, в частности, на 42-м заводе идет работа над беспилотным стелс-разведчиком RQ-170 Sentinel.

Самолет икс


Что же это за машина разбилась на секретной британской авиабазе?

Часть аналитиков считает, что это была легендарная и сверхсекретная «Аврора» – самолет, о котором 90-е годы не говорили только из утюга. В пользу испытаний самолета на сверхзвуке (или даже на гиперзвуке) говорят многочисленные свидетельства очевидцев.

За два года до аварии в Соединённых Штатах радиолюбитель поймал сигнал от летательного аппарата, спускавшегося с высоты в 20 километров. Примерно в это же время в Голландии местных жителей напугали мощные звуковые удары от неопознанного самолета. Исследователи отдельно упоминают, что это не мог быть Concord – гражданские авиаслужбы не фиксировали его полет. В самой Великобритании радиолюбители фиксировали многочисленные запросы на посадку высотных самолетов на аэродром Мачриханиш, до 1995 года принадлежавший ВВС США.

Упоминаемое издание Air Forces Monthly в 1997 году предположило, что инцидент в Боскомб-Дауне связан с крушением самолета проекта ASTRA (Advanced Stealth Reconnaissance Aircraft). Вполне вероятно, его полеты были приняты за испытания пресловутой «Авроры».

Машина ASTRA появилась в результате работы над глубокой модернизацией самолета-невидимки YF-23, участвовавшего в американском конкурсе Advanced Tactical Fighter на разработку истребителя пятого поколения. Lockheed Skunk Works мог вести отдельный проект разведывательной высотной машины на базе прототипа YF-23.

Но на данный момент нет ни одной заслуживающей доверия информации о существовании «Авроры» или хотя бы машины проекта ASTRA.

Бывший директор Skunk Works Бен Рия развенчал миф о существовании разведчика «Аврора». Якобы некий пентагоновский полковник случайно дал название программе разработки стелс-бомбардировщика В-2 имя «Аврора». С тех пор два этих проекта по какой-то причине стали жить двумя параллельными судьбами: В-2 превратился в осязаемую машину, а гиперзвуковая «Аврора» – так и осталась в умах конспирологов.

Однако это не добавляет ясности в вопрос о происхождении разбившегося о ВПП Боскомб-Дауна самолета.


Предполагаемый облик TR-3A Black Manta. Источник: pinteres.com

Новую версию выдвинуло издание TheDrive, вспомнив об американском проекте TR-3A Black Manta. Эта невидимка предположительно разрабатывалась в конце 80-х как дозвуковой тактический разведчик, опционально оснащенный системой лазерной подсветки целей для ракетного удара.

Авторы из TheDrive верят, что в ВВС США действительно существовало несколько таких самолетов. И что один из них бесславно погиб в Боскомб-Дауне. Но и в этом случае речь идет лишь о предположениях, не подкрепленных даже фотографией плохого качества.
Автор:
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 15 апреля 2021 18:05
    +3
    Похоже на базе этих наработок и создаётся NGAD, истребитель завоевания превосходства в воздухе 6 поколения. Его делает Skunk Works. В прошлом году прототип сделал первый полёт. На днях выложили его концептуальное изображение.
    1. Cowbra
      Cowbra 15 апреля 2021 18:09
      -11
      Особенно смешат два складывающихся киля
      1. Лт. запаса ВВС
        Лт. запаса ВВС 15 апреля 2021 18:17
        +8
        Наоборот интересная, когда нужна маневренность хвостовое оперение поднимается, когда нужна малая заметность опускаются.
      2. OgnennyiKotik
        OgnennyiKotik 15 апреля 2021 18:21
        +11
        Это необходимо для продвинутого стелс. Кили повышают заметность с боку, в метровом и более длинноволновых диапазонах. Но без них невозможно вести маневренный бой. Данное решение позволяет в зависимости от миссии быть менее заметным или более маневренным.
        Смех - стандартная защитная реакция, ничего страшного. Психологи могут помочь вам в ваших проблемах, но к сожалению вы не осознаете этого. Поэтому продолжите тут «смеяться», хотя нужна уже помощь специалистов.
        1. Nikolaevich I
          Nikolaevich I 15 апреля 2021 22:56
          -1
          Цитата: OgnennyiKotik
          Поэтому продолжите тут «смеяться», хотя нужна уже помощь специалисто

          А как насчёт : " Смех без причины-признак дypaчины..." ? tongue
        2. Andrey sh
          Andrey sh 28 мая 2021 18:12
          0
          Даже с килем он будет летать как блин - достаточно вспомнить F-117А и кучу проблем с устойчивостью полёта... А уж без киля да в переходных режимах развёртывания да на сверхзвуке. Это вызывает даже не смех... Если уж на то пошло разработка напоминает SR-71, точнее его доработку до ума. Ни о каких складывающихся килях на высоких скоростях речи быть не может. А низко скоростной аппарат неинтересен.
          1. yehat2
            yehat2 6 июля 2021 13:05
            0
            Цитата: Andrey sh
            достаточно вспомнить F-117А и кучу проблем с устойчивостью полёта

            у ф-117 были проблемы, которые сейчас решены. Раньше у американцев был очень ограниченный аппарат расчета аэродинамики - вихревые явления и ряд других процессов они посчитать не могли, а как раз это и делало ф-117 нестабильным и не очень предсказуемым.
        3. Santa Fe
          Santa Fe 19 июня 2021 07:11
          0
          Кили повышают заметность с боку, в метровом и более длинноволновых диапазонах. Но без них невозможно вести маневренный бой.

          Американский истребитель Нортроп N-1 (1940)

          Немецкий истребитель Хортен-229 (1945)
    2. Лт. запаса ВВС
      Лт. запаса ВВС 15 апреля 2021 18:14
      +5
      Большинство рендеров самолётов 6 поколения без хвостового оперения, чтобы снизить радиолокационную заметность с боков, а не только спереди. Здесь вроде их собираются сделать складными.
      1. OgnennyiKotik
        OgnennyiKotik 15 апреля 2021 18:24
        +1
        Да, очень интересная идея. Решает множество проблем. У меня главный вопрос был, как они собираются без килей вести маневренный бой. А тут «модное» нынче решение.
        1. PilotS37
          PilotS37 16 апреля 2021 13:45
          +1
          Цитата: OgnennyiKotik
          Да, очень интересная идея. Решает множество проблем. У меня главный вопрос был, как они собираются без килей вести маневренный бой. А тут «модное» нынче решение.

          Ага!
          Вот когда он на переходе из "режима незаметности" в "режим воздушного боя" начнет поднимать кили, его так закрутит, что из "завоевателя" он быстро превратится в учебную цель...
        2. ycuce234-san
          ycuce234-san 17 апреля 2021 10:11
          0
          Решает множество проблем.


          Подвижный киль может оказаться в итоге тупиком. Наверняка его придумали и применили много лет назад, например в 90-х, откуда, предположительно родом, тот разбившийся самолёт.
          А сейчас появилась технология метаматериалов, которая в 90-х не существовала, и которая может привести к тому что прогресс наук обесценит эти старые технологии а самолёты опять станут образцом аэродинамического совершенства, как в 50-х.
    3. voyaka uh
      voyaka uh 15 апреля 2021 19:41
      +5
      Но это единственная картинка, выложенная в
      BIЕNNIAL REPORT 2019-2020 (страница 55) от американских ВВС.
      Может, деза вообще?
      1. OgnennyiKotik
        OgnennyiKotik 15 апреля 2021 19:44
        0
        Цитата: voyaka uh
        Может, деза вообще?

        Конечно может быть дезой, пока в металле не увидим нельзя быть уверенным. Но на звания настоящего монстра, как сказал ИО мин обороны этот концепт тянет. Да и всей слитой информации соответствует.
    4. d4rkmesa
      d4rkmesa 15 апреля 2021 19:45
      -1
      Ну-ну, верьте фейковым рендерам. И прямые воздухозаборники - да половина любителей Локхида заплюет. КМК, NGAD ничего особенного не будет представлять, судя по обрывкам сведений - там главное запилить быстро и недорого. Движки только обновят.
      1. OgnennyiKotik
        OgnennyiKotik 15 апреля 2021 19:59
        +2
        Цитата: d4rkmesa
        И прямые воздухозаборники - да половина любителей Локхида заплюет.

        S образные воздухозаборники там будут как у В-2/21 или YF-23.


        1. d4rkmesa
          d4rkmesa 15 апреля 2021 20:04
          +1
          На рендере они другой формы, кажется даже можно две параллельные оси прочертить по симметрии двигателей. Аля Су-57. Если Локхид к этому будет иметь отношение, то они так обычно не делают самолеты.
          1. OgnennyiKotik
            OgnennyiKotik 15 апреля 2021 20:10
            +1
            На то и рендер. Он концептуальный, реальный самолёт может сильно отличаться от него. По факту интересна идея с килями. Думаю реальный NGAD будет ближе к YF-23, да и в рендерах истребитель на «разжиревшего» 23го похож.
    5. Sevastiec
      Sevastiec 17 апреля 2021 14:38
      0
      Если данный самолёт, когда-либо и существовал, то естественно, эти наработки использовались во всех самолётах, создаваемых с тех пор в Сша. Это было больше четверти века назад, всё-таки.
  2. Avior
    Avior 15 апреля 2021 18:35
    +3
    Интересно
    Можно сказать, добавление к новости недельной давности
    https://amp.topwar.ru/181764-incident-s-chernym-treugolnikom-voennye-ssha-i-velikobritanii-hranjat-v-tajne-dannye-o-samolete-razbivshemsja-na-baze-boskomb-daun-v-1994.html
    Только почему автор пишет об отсутствии официальных комментариев?
    Англичане вроде заявили, что это была аварийная посадка Торнадо с экспериментальной БРЛС и какими то ещё новыми элементами.
  3. Alien From
    Alien From 15 апреля 2021 18:43
    +2
    С секретностью и дезинформацией у них практически всегда порядок, с учётом количества всяких опытных образцов.
  4. Undecim
    Undecim 15 апреля 2021 18:54
    +2
    Фильм об инциденте для владеющих языком потенциального противника.
    1. vic02
      vic02 16 апреля 2021 10:00
      +1
      На видео на 5-й минуте водительское место очень похоже на УАЗ-469, но не оно. Что за аналог?
      1. Undecim
        Undecim 16 апреля 2021 11:12
        +2
        Какой нибудь древний Land Rover Defender. Их с 1948 года каких только не выпускали.

        1. vic02
          vic02 16 апреля 2021 12:29
          +1
          Нет, явно не он. Тот отличается от 469 только минимумом деталей типа другое крепление форточки и выпуклое стекло спидометра. Может тогда какая-нибудь переделка стран бывшего соцлагеря.
  5. Black Lotos
    Black Lotos 15 апреля 2021 22:42
    +3
    узнал о Альфе исключительно из игры Генералы

    а уже потом заинтересовался о проекте.
    Для любителей тайны-золотое дно(наряду с зоной 51)
  6. nemez
    nemez 16 апреля 2021 10:31
    +1
    А двигатель через корпус не просвечивает никак?!спецов по радиоэлектронике нет?
    1. Шишков
      Шишков 16 апреля 2021 11:39
      +3
      Как я понимаю, принцип малозаметности сводится к рассеиванию радиоволн и минимизации отражения в том же направлении, откуда пришло излучение радиолокатора. Соответсвенно, за это отвечает фюзеляж, «скрывающий» двигатель. Хотя могу ошибаться, я не настоящий сварщик)
      1. yehat2
        yehat2 6 июля 2021 13:13
        0
        есть поправка. стелс технология в первую очередь срывает устойчивое сопровождение целей и преследует целью не рассеивание как таковое, а снижение времени рассеивания в неудобном направлении и его интенсивности.
    2. KVIRTU
      KVIRTU 21 апреля 2021 15:17
      0
      Не то , что бы просвечивает, отраженный сигнал оказывается промодулирован вибрацией двигателя, по ее спектру можно определить тип двигателя. Пока обещают, в войсках не реализовано.
      1. Outsider
        Outsider 28 августа 2021 00:32
        0
        Это лишь при условии, что отражается сигнал от лопаток ВНА и компрессоров двигателей - как у Су-57. Если лопаток не видно, как всех настоящих стелсов - F-117, F-22, F-35, B-2, J-20 - тогда никаких "вибраций" в отражённых сигналах вражеская РЛС/БРЛС не уловит.
  7. demchuk.ig
    demchuk.ig 23 апреля 2021 04:15
    0
    Статья из серии-чего бы ни писать,главное написать.Хали лайкли по русски.
  8. Al356
    Al356 20 мая 2021 00:34
    0
    Скорая помощь и пожарные при происшествии - это просто необходимый протокол.
  9. Монар
    Монар 6 июля 2021 13:43
    0
    Британская авиабаза Боскомб-Даун (Boscombe Down)

    Бред какой то ... Тащить секретный американский самолёт для испытания в Англию? Да ещё в район с высокой плотностью населения ...
    А учитывая что там Солсбери рядышком ... laughing
  10. Outsider
    Outsider 28 августа 2021 00:24
    0
    Цитата: nemez
    А двигатель через корпус не просвечивает никак?!спецов по радиоэлектронике нет?

    - Абсолютно никак! smile См. все стелсы...
  11. Outsider
    Outsider 28 августа 2021 00:28
    0
    Цитата: Шишков
    Как я понимаю, принцип малозаметности сводится к рассеиванию радиоволн и минимизации отражения в том же направлении, откуда пришло излучение радиолокатора. Соответсвенно, за это отвечает фюзеляж, «скрывающий» двигатель. Хотя могу ошибаться, я не настоящий сварщик)

    - Совершенно верно.

    Цитата: yehat2
    есть поправка. стелс технология в первую очередь срывает устойчивое сопровождение целей и преследует целью не рассеивание как таковое, а снижение времени рассеивания в неудобном направлении и его интенсивности.

    - Пустая, зряшная "поправка". Верно только про снижение интенсивности сигналов, отражённых в приёмник зондирующей РЛС/БРЛС.