Бронетранспортер БТР-50

Разработанное ГБТУ тактико-техническое задание предусматривало разработку двух боевых машин – легкого плавающего танка и бронетранспортера созданного на его базе с максимальной унификацией. Проектированием бронетранспортера, получившим обозначение «объект 750», занималось ленинградское ВНИИ-100 параллельно с ПТ-76 («объект 740»), однако с небольшим отставанием. Отставание было связано с тем, что большое количество конструктивных решений, таких как водометные движители, должны были испытываться на ПТ-76. Успешные испытания танка стали основанием того что конструкторы были уверены, что бронетранспортер будет не менее удачным.

При создании бронетранспортера особые затруднения были связаны с разработкой погрузочного устройства, которое необходимо для перевозки, на машину тяжелого вооружения включая дивизионные пушки и автомобили ГАЗ-69. Было предложено два варианта погрузочного устройства: лебедка имеющая привод от основного двигателя для погрузки грузов по откидным аппарелям; крановая установка имеющая электропривод. Последний вариант отвергли, поскольку наблюдалась чрезмерная конструктивная и эксплуатационная сложность.

Первый опытный образец бронетранспортера изготовили в апреле 1950 г., в июле прошли его заводские испытания, включавшие пробег на 1,5 тыс. км. Во время одного из испытаний, которое было связано с проверкой грузоподъемности на плаву, проводившегося в заброшенном карьере, едва не произошел несчастный случай. После первого заплыва с грузом 2000 кг (соответствует техническому заданию), и проведения осмотра, который показал отсутствие воды и исправность машины, руководитель испытаний принял решение повторить заплыв с дополнительной нагрузкой. Для этого почти все присутствовавшие – 20 человек – забрались на бронетранспортер. Машина вошла в воду и начала движение, однако на середине водоема она начала погружаться в воду.


Бронетранспортер БТР-50
Опытный образец бронетранспортера «объект 750»


Избежать жертв позволило то, что глубина карьера была небольшой и люди, которые находились на крыше моторно-трансмиссионного отделения, стояли в воде лишь по колено. На крышу выбрались и испытатели, которые сидели на местах членов экипажа. После того как машину вытащили на берег, выяснилось, что во время поспешной подготовки к повторному заплыву механиками не были поставлены на место некоторые болты крепления нижних лючков и сливные пробки. Данный «опыт» стал причиной того что внимание к подготовке машины для испытаний повысили и подобных досадных эпизодов не повторялось.

В другом конструкторском бюро под руководством А.Ф. Кравцева, одновременно с разработкой «объект 750», на базе плавающего танка К-90 создали плавающий бронетранспортер К-78. На ВРЗ № 2 летом 1950 г. изготовили опытный экземпляр.

У боевой машины имеющей массу 10760 кг имелся открытый сверху корпус, сваренный из 15-миллиметровых катаных бронелистов. В бронетранспортере размещались 2 члена экипажа, 22 десантника. Посадка/высадка пехотинцев производились через корму и борта корпуса Вооружение – 7,62-миллиметровый пулемет СГ-43 – устанавливалось в десантном отделении в передней части левого борта на кронштейне. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов. Ходовая часть, трансмиссия, двигатель и водоходный движитель были такими же, как и у танка К-90. При движении по шоссе максимальная скорость составляла 34,3 километра в час (запас хода – от 180 до 200 км), на плаву – 9,7 километров в час (запас хода – 80 км). Данный бронетранспортер мог быть конкурентом объекта 750, но танк К-90 к концу лета 1950 г. проиграл сравнительные испытания с «объект 740», в связи с чем работы по К-78 были прекращены.

Бронетранспортер БТР-50

Бронетранспортер БТР-50
Опытный образец плавающего бронетранспортера К-78

Бронетранспортер БТР-50
Бронетранспортер К-78, вид с кормы. Машина находится ныне в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке


В тоже время на ЧКЗ было изготовлено еще два экземпляра «объект 750» (в машинах учли результаты заводских испытаний) и в августе 1950 г. они были предъявлены их на гос. испытания, проводимые с 4 по 29 сентября в районе г. Бровары Киевской области. Программу, утвердили первый зам. военного министра Маршал Советского Союза Соколовский и министр транспортного машиностроения Максарев. Проводившая их комиссия, посчитала, что БТР не выдержал испытаний на гарантийный километраж. Поэтому, в соответствии с постановлением СМ СССР от 31 декабря 1950 г., ВНИИ-100, ЧКЗ и Минтрансмаш были обязаны изготовить к 01.05. 1951 два БТР с устраненными недостатками и предъявить их госкомиссии.

Новые бронетранспортеры были изготовлены к июлю, а из государственные испытания прошли в августе. Августовские испытания были признаны успешными. По основным параметрам БТР соответствовали тактико-техническому заданию, а по некоторым показателям, как и ПТ-76, превосходили их. Еще три машины, изготовленные к августу 1952 г., были предназначены для проведения войсковых испытаний, состоявшихся в сентябре - октябре того же года. Во время испытаний по инициативе конструкторов, вне программных требований, провели стрельбы на плаву и на суше из 57-миллиметровой пушки ЗИС-2 и 85-миллиметровой Д-44 (по тактико-техническому заданию предусматривалась лишь их перевозка). Испытания стрельбой прошли успешно, в ходовой части поломок не произошло. Запас плавучести был достаточным для ведения огня без затопления или опрокидывания, что только подтвердило исключительные амфибийные качества бронетранспортера. Однако штатная установка пулемета ДШК не выдержала программных испытаний. При условии устранения недостатков госкомиссия рекомендовала БТР к принятию на вооружение СА. Постановлением СМ СССР № 175-89сс от 30.01.1954 бронетранспортер - объект 750 приняли на вооружение. Машине присвоили обозначение БТР-50П.

Бронетранспортер БТР-50
БТР-50 (объект 750)

Бронетранспортер БТР-50
БТР-50ПА (объект 750М)


Изготовителем новой машины, как и в случае с ПТ-76, был определен СТЗ, что являлось вполне логичным. Согласно распоряжению Совета Министров Сталинградский тракторный завод был обязан в 1954 г. изготовить первую партию БТР состоящую из 10 машин. В 1955 г. началось массовое производство БТР-50П.

Необходимо отметить, что на серийных машинах, в отличие от прототипов, штатным вооружением являлся пулемет СГМБ калибра 7,62 мм – турельная установка пулемета ДШК установленная на люке командира на вооружение принята не была. На том же месте в 1956 году был размещен другой крупнокалиберный пулемет – КПВТ калибра 14,5 мм с бронеспинкой, на турели. Его боекомплект состоял из 800 патронов. Угол возвышения – +85°. Но машину объект 750М, которая получила обозначение БТР-50ПА, также не приняли на вооружение.

Еще два бронетранспортера так и остались опытными образцами. Их создали на базе БТР-50П в 1955 году. Речь идет о самоходных зенитных установках ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4 (данные машины иногда именуются как БТР-50П2 и БТР-50П4). По сути ЗТПУ-2 представляла собой бронетранспортер БТР-50П в десантном отделении которого устанавливалась тумба имеющая форму усеченного конуса, состоявшая из двух кольцевых поясов, соединенных четырьмя стойками расположенными симметрично. Нижний пояс крепился к опорам тумбы болтами. Опоры к днищу корпуса были приварены. К верхнему поясу было приварено основание нижнего погона пулеметной установки. Чтобы увеличить устойчивость тумбы во время ведения огня ее передние стойки с верхним лобовым листом корпуса соединялись съемными распорками. Угол вертикального наведения пулеметов КПВТ - от -3°20' до +91°. Механизм наведения имел ручной привод. Максимальная скорость наведения: по горизонтали 46°30' в сек., по вертикали 37°20' в сек. Для веления огня по воздушным целям использовали коллиматорный прицел ВП-4, по наземным – телескопический ОП-1-14. Боекомплект пулеметов 1280 патронов. Скорострельность – 484 выстрела в минуту. Установку обслуживали один наводчик и два заряжающих.

Бронетранспортер БТР-50
Бронетранспортеры БТР-50 на Красной площади. 7 ноября 1961 года. На крышах МТО боевых машин хорошо видны наружные топливные баки и складные аппарели для погрузки тяжелого вооружения


Машина ЗТПУ-2 обеспечивала эффективное уничтожение воздушных целей, летящих со скоростью до 600 километров в час на высоте от 500 до 1000 метров. Горизонтальная дальность эффективной стрельбы 2 тыс. метро.

От ЗТПУ-2 ЗТПУ-4 отличалась главным образом количеством пулеметов КПВТ, которых теперь четыре. Это потребовало усилить постамент и увеличить боекомплект. Эффективность огня повысилась, другие характеристики остались прежними.

Серийное производство наиболее массовой модификации бронетранспортера – БТР-50ПК (объект 750ПК) началось в 1958 году. Основным его отличием от базовой версии была крыша над десантным отделением в которой имелось три люка для посадки/высадки десанта. Установка бронекрыш была осуществлена на всех неплавающих и плавающих гусеничных и колесных бронетранспортерах по опыту венгерских событий 1956 года. Отсутствие крыш у отечественных бронетранспортеров стало причиной значительных потерь в личном составе. Машины открытые сверху забрасывались бутылками с зажигательной смесью и гранатами из верхних окон домов. Кроме того, у плавающих бронетранспортеров с закрытыми полностью корпусами лучшие характеристики при плавании во время волнения.

Бронетранспортер БТР-50
Люки, лючки и укладка ЗИП на БТР-50:
1 ,5 - буксирные тросы, 2 - люк механика-водителя; 3 - люк командира; 4 - тент; 6- лючок над заливным отверстием расширительного бачка; 7 - съемная крыша надмоторного люка; 8 - лючки над заправочными отверстиями бортовых передач; 9 - съемная крыша трансмиссионного люка; 10 - аппарели; 11 - блок троса лебедки; 12 - ролик троса лебедки; 13 - укрывочный брезент; 14 - буек с веревкой; 15 - лючок над заправочным отверстием масляного бака; 16 - лючок над заправочным отверстием большого топливного бака; 11 - лючок над заправочным отверстием малого топливного бака; 18 - тележка погрузочного устройства; 19 - съемная крыша над топливными баками; 20 - лючок для выхода газов из котла обогревателя; 21 - траки


БТР-50ПК был способен перевозить до 2 тонн груза или 20 солдат, однако доставлять на себе тяжелое вооружение и технику он был уже не в состоянии.

В конструкцию бронетранспортера во время серийного производства вносились такие же изменения, что и в танк ПТ-76. Например, на БТР-50ПК в конце 1950-х гг. начали устанавливать радиостанцию Р-113, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, автоматическую противопожарную углекислотную установку и ТДА. Бронетранспортеры БТР-50ПК начиная с 1962 г. стали выпускаться на базе ПТ-76Б и оснащались системой противоатомной защитой и универсальным автоматическим противопожарным оборудованием. Установка третьего топливного бака объемом 140 литров дала возможность повысить запас хода машины по сравнению с БТР-50П и БТР-50ПК на 150 км. С 1968 г. пулемет СГМБ начали заменять на ПКБ, а радиостанцию Р-113 заменять на Р-123.

На базе БТР-50ПК в 1958 году сконструировали командно-штабную машину БТР-50ПУ (объект 750К), которая предназначалась для обеспечения управления в мотострелковых и танковых соединениях и частях.

В отличие от БТР-50ПК, в правой части лобового верхнего листа корпуса командно-штабной машины была установлена ниша штурмана, имеющая три призменных прибора наблюдения ТНП-Б. У бортовых листов корпуса обзорные лючки отсутствовали, вентиляторы, установленные на них в предыдущих моделях, были перенесены на крышу штабного отделения, его задняя стенка выполнялась без откидного листа сплошной. В походном положении на ней крепилась телескопическая антенна. На крыше штабного отделения размещалась вращающаяся башенка кругового обзора, оснащенная прибором ТПКУ-2Б. Два посадочных люка имеющих откидные крышками и иллюминатор, закрывавшийся броневой крышкой, располагались за башенкой. Иллюминатор давал возможность работать в машине днем без использования искусственного освещения.

Бронетранспортер БТР-50
БТР-50ПК возвращается с парада на Красной площади. Прямоугольный люк в крыше десантного отделения закрывался двухстворчатой крышкой. В правом переднем углу крыши корпуса хорошо виден колпак нагнетательного вентилятора


В отделении управления имелось три сиденья: командира соединения, штурмана и механика-водителя.

В штабном отделении командно-штабной машины находился узел связи, который включал в себя комплекс проводных, радио- и радиорелейных средств. В состав входили радиостанции Р-112, -113, -105 или -105У, двухканальная радиорелейная телефонная станция Р-403БМ, радиоприемник Р-311, телефонный полевой коммутатор П-193А рассчитанный на 10 номеров, 4 аппарата, 4 катушки длиной 600 метров двухпроводного кабеля. Внутренняя связь между членами экипажа БТР-50ПУ осуществлялась через два переговорного устройства Р-120. Машина оснащалась навигационной аппаратурой – датчиком курса (гирокурсоуказатель КМ-2), курсопрокладчик КП-2М1 и датчик пути ДП. Для обеспечения работы навигационной аппаратуры и радиостанций машина оснащалась 4 аккумуляторными батареями 6-СТЭН-140М (на БТР-50ПК их было две), переносным бензоэлектрическим зарядным агрегатом АБ-1-П/30, 5-ю запасными аккумуляторными батареями 2-НКН-24 а также различными вспомогательными электроприборами. Командно-штабной машины БТР-50ПУ оборудовалась фильтровентиляционной установкой, автоматической системой ППО, термодымовой аппаратурой и отопительной системой штабного отделения. В штабном отделении в средней части имелся раздвижной стол, на котором работали с картами. Вместимость командно-штабной машины – 9 человек.

Впоследствии БТР-50ПУ неоднократно модернизировали. В основном это делалось за счет изменения состав оборудования. Это привело к появлению БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1. Последнюю в 1972 году приняли на вооружение.

Бронетранспортер БТР-50
БТР-50ПК финской армии, 1974 год. Пулемет ПКБ начали устанавливать на серийных бронетранспортерах после 1968 года. Устанавливали их и на машинах более раннего выпуска в ходе капитального ремонта

Бронетранспортер БТР-50
БТР-50ПУ финской армии. Весна 1976 года. Машина штатно комплектовалась 11-, 10- и тремя 4-м антеннами


Одновременно с разработкой БТР-50ПУ создали командно-штабную машину БТР-50ПН (объект 905), имеющую иной состав оборудования.

В конце 1960 годов серийное производство бронетранспортеров БТР-50ПК завершилось. По западным данным, изготовили 6,5 тыс. бронетранспортеров, но автору данное число представляется завышенным.

Боевые машины, снятые с вооружения мотострелковых войск, послужили базой для изготовления нескольких образцов спецтехники. Так, например, на базе машины БТР-50ПК была изготовлена система дистанционного разминирования УР-67. Данная машина представляла собой бронетранспортер, на крыше моторно-трансмиссионного отделения которого установлена пусковая установка, имеющая две направляющие. С нее запускались неуправляемые реактивные снаряды, имеющие шнуровой заряд – при подрыве снаряды расчищали в минных заграждениях проход, достаточный для перемещения техники. Система дистанционного разминирования УР-67 состояла на вооружении в инженерных войсках.

Часть БТР-50П в 1970 годах была переоборудована в машины техпомощи МТП, которые являлись подвижным средством тех. обеспечения мотострелковых подразделений, на вооружении которых имелись БМП-1. БТР-50П при переоборудовании вместо открытого десантного отделения было создано производственное отделение, имеющее бронированную крышу, причем высота давала возможность проводить работы стоя. Производственное отделение предназначалось для установки оборудования, приспособлений, инструментов и принадлежностей для эвакуации, обслуживания и ремонта БМП-1. Боевая машина пехоты оснащалась двигателем В-6ПГ и генератором Г-74. Кроме того имелся подогрев картера. Для установки и снятия узлов и установки при обслуживании и ремонте БМП-1 машина техпомощи МТП оснащалась кран-стрелой, элементы которой в походном положении укладывались снаружи.

Бронетранспортер БТР-50
Расположение люков, агрегатов и ЗИПа на крыше БТР-50ПУ: 1 - ниша штурмана; 2 - броневой колпак приточного вентилятора; 3 - передний лист крыши; 4 - вращающаяся башенка; 5 - крышка правого посадочного люка; 6 - задний лист крыши, 7 - броневой колпак нагнетателя; 8 - брезент; 9 - трап; 10 - ящики для бачков с бензином; 11 - буй; 12- ящики для ЗИПа; 13 - зарядный агрегат; 14 - телескопическая мачта; 15 - броневой колпак вытяжного вентилятора; 16 - патрубок индивидуального забора воздуха двигателем; 17 - крышка левого посадочного люка; 18 - броневая крышка иллюминатора; 19 - люк командира

Бронетранспортер БТР-50
БТР-50ПУ (вид сзади). Хорошо видны открытые люки штабного отделения и ящики ЗИП на крыше МТО


Бронетранспортер БТР-50
Модернизированная командно-штабная машина БТР-50ПУМ отличалась от своей предшественницы усиленным бронированием и более современным радиооборудованием


Бронетранспортер БТР-50
Машина технической помощи МТП с кран-стрелой в рабочем положении


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. borisst64 28 августа 2012 11:29
    На фотографии где БТР вовращается с парада, на дальнем плане десантная СУ-85, то же общая база с БТР-50.
    borisst64
  2. AlexMH 28 августа 2012 12:27
    С точки зрения ходовых качеств и скорости на плаву - очень мощная машина, что и неудивительно - унаследовала от ПТ-76. Но вот высадка десанта через верхние люки чревата лишними потерями, а отсутствие штатного вооружения снижает боевую эффективность. Все же для БТР наилучшим является переднее расположение двигателя и задние люки, дополненные верхними и/или бортовыми. Кстати, крыша появилась не столько для защиты от бутылок с коктейлем "Молотов", сколько из-за требований по противоатомной защите, которым открытая машина, понятно, не может соответствовать.
    AlexMH
    1. Андрей 28 августа 2012 16:05
      если бы менять компоновку чтобы десант мог высаживаться назад то тогда можно было бы забыть про унификацию с пт-76 а если делать люки сбоку то всё это было ухудшение герметичности .... изначально как сказано он был без крыши
      (брезент не в счёт) а потом конструкторы дабы не делать кардинальных переделок в конструкции просто добавили крышу и сделали там люк иначе бы пришлось серьёзно перестраивать серийное производство а это время
      (слава богу денег тогда не жалели на армию ) , тогда в серьёз планировали воевать с НАТО ...." а вдруг пока мы перестраиваем производство война начнётся а у нас производство стоит... но это моё мнение я могу ошибаться своих выводах.
    2. Емеля 28 августа 2012 23:30
      ПАЗ, вроде бы, только в 1961 г. на Т-55А ввели, а у БТР-50 с крышей вентиляторов нет, создающих избыточное давление.
      Емеля
  3. iwanniegrozny 28 августа 2012 23:12
    Жаль, что в статье не упомянут полярный вездеход "Пингвин" на базе БРТ-50
    iwanniegrozny

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня