Китайско-пакистанский легкий штурмовой/учебно-боевой самолет «Jiaolian-8»(JL-8/ K-8 Karakorum)

Китайская компания «NAMC» и пакистанская компания «PAC» в начале 1990-х годов начинают разработку двухместного боевого и учебного самолета «JL-8» - легкого штурмовика и тренировочного самолёта. Модификация для экспорта получает название «Karakorum-8».

Главное, что требовалось от нового самолета, - это простота его использования и серийного производства. Начало создания самолета – 1986 год. Самолет получает название в честь тогдашнего президента Пакистана. Начало проектных работ - 1987 год. Над проектом работают 20 пакистанских и 100 китайских инженеров. В самолете собирались использовать много оборудования и агрегатов производства США. Однако из-за политической ситуации были использованы оборудование и агрегаты сторонних производителей. Первый прототип был готов в 1989 году. Впервые поднялся в небо 21.11.1990 года. Начало запуска в серийное производство – 1994 год. Пакистанские ВВС принимают штурмовик/УБС JL-8 в 1994 году, в ВВС Китая самолет принимают в строй в 1998 году. В процентном соотношении поставка самолетов с заводов компании «NAMC» была следующая: 25 процентов – Пакистан, 75 процентов – Китай. Серийные самолеты, производимые для нужд китайских ВВС, получили турбореактивный двигатель «ЗМДБ Прогресс АИ-25ТЛ», поставляемый из Украины. Китайский вариант украинского двигателя называется «WS-11». Основное назначение – замена устаревших китайских самолетов «JJ-5» (УТС), пакистанских самолетов Т-33.

Китайско-пакистанский легкий штурмовой/учебно-боевой самолет «Jiaolian-8»(JL-8/ K-8 Karakorum)



Самолеты К-8/К-8Е поставляются в Замбию, Боливию, Танзанию и Шри Ланку, Египет. В египетских ВВС самолет заменит устаревший L-39. Самолет К-8Е создан для египетских военно-воздушных сил, первый из них построили в 2001 году.

Обновление на 2012 год
Китайский производитель "NAMC" штурмовиков/УБС «JL-8/ K-8», теперь носящий название «Hongdu Aircraft», начал летные испытания модификации самолета JL-8 для экспортных поставок «К-8». Самолет стал пригоден для использования с высокогорных аэродромов (высота над уровнем моря более 4-х километров), ранее самолеты не использовались с аэродромов, находящихся на высоте более 1.5 километра.

Летные испытания проходят с 50/100 процентной заправкой топливных баков. Испытания проводятся как китайскими летчиками-испытателями, так и летчиками-испытателями стран-заказчиков. По имеющейся информации, была переработана топливная система и кресла с катапультой. Летные испытания состоят из 2-х фаз, 1-я фаза уже завершена, вторая сейчас проходит – будут выполнены около десяти полетов с аэродрома, расположенного на высоте 4060 метров.

Китайско-пакистанский легкий штурмовой/учебно-боевой самолет «Jiaolian-8»(JL-8/ K-8 Karakorum)


Подобными высокогорными аэродромами из стран, использующих на вооружении легкий штурмовик/УБС «JL-8/ K-8», обладают Боливия и Пакистан. Большая вероятность, что именно по требованию Пакистана и проходят данные испытания.

Модификации:
К-8 – базовый вариант с турбореактивным двигателем «Garrett TFE731-2A»;
К-8Е – модификация для египетских ВВС. Общее число различных изменений более 30. Производится в Египте по лицензии. Выпущено 80 самолетов до 2005 года;
К-8ЕS – модификация К-8Е. Ожидается выпуск 40 самолетов;
К-8Р – модификация К-8 для пакистанских ВВС. Самолет получил новый комплекс авионики и британское кресло с катапультой;
К-8V – название испытательного комплекса, на котором отрабатывали аэродинамические характеристики и профиль самолета.
JL-8 – название самолета с ТРД АИ-25, принятого на вооружение «PLAAF» - китайских ВВС. В 1998 году были приняты в строй 6 самолетов;
L-11 – модификация JL-8 с установленным ТРД «WS-11», который производился в Китае по лицензии (АИ-25 ТЛК);
JL-8W/K-8W – модификация для ВВС Венесуэлы. Поставлено 18 самолетов, ожидается поставка еще 40 самолетов;
JL-8VB/K-8VB – модификация JL-8W, поставлено 6 самолетов, ожидается поставка еще порядка 12 экземпляров.

Китайско-пакистанский легкий штурмовой/учебно-боевой самолет «Jiaolian-8»(JL-8/ K-8 Karakorum)


Основные характеристики легкого штурмовика/УБС:
- крыло - 9.6 метра;
- длина – 11.6 метра;
- высота - 4.2 метра;
- вес пустой/норма/макс – 2.6/3.6/ 4.3 тонны;
- вес топлива (внутренний) – 780 килограмм;
- скорость на высотах до 1/11 километров – 800/680 км/ч;
- дальность (перегонная) до 2100 километров;
- радиус боевого применения – 1.4 тысячи километров;
- наибольшее время полета до 4.2 часа;
- высотный потолок – 13.6 тысяч километров;
- экипаж – 1+1;
- вооружение: в зависимости от модификации и требований заказчика;
- полезная нагрузка до 1-й тонны на 4-х узлах подвески.

Источники информации:
http://airspot.ru/catalogue/item/nanchang-jl-8-k-8-karakorum
http://www.airwar.ru/enc/attack/l8.html
http://periscope2.ru/2012/08/20/6344/
http://en.wikipedia.org/wiki/Hongdu_JL-8
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Vadivak 28 августа 2012 09:32
    Найдите 10 отличий smile

    Аэро L-39 «Альбатрос» чехословацкий учебно-тренировочный и учебно-боевой самолёт.Совершил первый полёт 4 ноября 1968 года.
    1. ССИ 28 августа 2012 10:29
      Китайцы этим (копированием, то-бишь) всегда отличались! Заказали они в Ульяновске кучу Ту-204, требовали сертифицировать его по всем мыслимым и немыслимым.... Получили один и контракт разорвали. В итоге, у них получился Comac 919. Хорошо это или плохо, не знаю.
      1. Гражданский 28 августа 2012 11:15
        воровать всегда плохо, но простота еще хуже воровства! Особенно поставлять в Китай новейшее вооружение
    2. Zerstorer 28 августа 2012 11:43
      Кроме того что и тот и другой учебно тренировочные самолеты они ни чем не похожи.
      Вот вам еще сравнивайте сколько хотите.

      МиГ-АТ

      Hawk T.2

      IA63

      Alpha Jet

      Mako

      Я уже ....устал доказывать, что если самолеты "похожи", то это ничего о копировании не говорит.
      1. ССИ 28 августа 2012 11:53
        Я бы с Вами согласился, если бы ситуация не повторялась раз от разу. В странах, где развито самолетостроение, могут встречаться похожие самолеты, выполняющие одни и те же функции, против аэродинамики не попрешь. Но у китайцев раз от разу одно и то же. Покупают ОДИН экземпляр, далее у них получается серия "похожих" самолетов. Вы не находите это странным?
        1. Zerstorer 28 августа 2012 13:09
          Цитата: ССИ
          Покупают ОДИН экземпляр, далее у них получается серия "похожих" самолетов

          Сейчас они уходят (или уже ушли ) от копирования конечного продукта целиком. Сейчас они копируют отдельные узлы и агрегаты. Они стремятся скопировать все лучшее и соединить в один комплекс. А это тоже достаточно сложная задача.
          Ну вот с чего "скопировали" этот JL-8/ K-8? С L-39? Сомневаюсь...
          1. Vadivak 28 августа 2012 13:39
            Цитата: Zerstorer
            Сейчас они уходят (или уже ушли ) от копирования конечного продукта целиком.


            Ну не знаю, J-15 (2010 год) будет принят на вооружение после 2015 года точная копия Сушки 33
            1. Zerstorer 28 августа 2012 14:00
              Цитата: Vadivak
              Ну не знаю, J-15 (2010 год) будет принят на вооружение после 2015 года точная копия Сушки 33

              По планеру и двигателю - ДА. А по всему остальному - вопрос.
              1. ССИ 28 августа 2012 14:10
                Вопрос в чем и о чем? Авионику можно поставить другую, но законы управления (передаточные коэффициенты, величины отклонения рулевых поверхностей, тяга на различных этапах полета) - это геометрия самолета. От нее не избавишься. Чтобы заново построить авионику надо провести такую кучу исследований, столько испытательных полетов... Это я Вам как специалист с 30-ти летним стажем, по секрету...
                1. Zerstorer 28 августа 2012 16:06
                  Понятно, что ЭДСУ они скорее всего тоже копировали. Я хочу сказать другое. Китайцы переходят от копирования отдельных образцов к копированию агрегатов и узлов. И дальнейшей компиляцией действительно чего-то стоящего.
                  1. ССИ 28 августа 2012 16:26
                    Скорее всего, так и есть.
      2. Vadivak 28 августа 2012 13:22
        Цитата: Zerstorer
        Я уже ....устал доказывать, что если самолеты "похожи", то это ничего о копировании не говорит.



        Дмитрий и я как пишет Сергей бы с удовольствием с Вами согласился в случае с другой страной, но это ж Китай дешево и быстро без копирования не бывает
        1. Zerstorer 28 августа 2012 13:41
          Вопрос в том что скопировали - самолет целиком? Это возможно и Китайцы в состоянии так сделать. Но JL-8/ K-8 явно не скопирован. Да очень похоже, что аэродинамику они построили по образу и подобию Хока. Но не скопировали. Двигатели - "лицензионные". Оборудование они скопировали у различных производителей. Если вы утверждаете, что самолет полностью скопирован, то где оригинал? В СССР тоже двигатели копировали, но никто не говорит, что ВСЕ самолеты были скопированы (хотя горячие головы есть даже на этом форуме).
          1. ССИ 28 августа 2012 13:52
            Дмитрий, да чего горячиться! Китайцы в авиации и космонавтике (кстати, корабль космический у них наш, скопированный или сделанный по образу и подобию - как угодно) нас уже сделали. Они развивают свой авиапром, а у нас его гробят. Вот тема для размышлений!
            1. Zerstorer 28 августа 2012 14:11
              К великому сожалению...
              Цитата: ССИ
              нас уже сделали. Они развивают свой авиапром, а у нас его гробят.
          2. Vadivak 28 августа 2012 13:54
            Цитата: Zerstorer
            Вопрос в том что скопировали - самолет целиком?


            В общем да, почти точная копия Л-39 двигатели? Что они с дуба рухнули на экспорт свои движки ставить, На снимке украинский Л-39 отсюда и двигатели с Украины
            1. Zerstorer 28 августа 2012 15:57
              Цитата: Vadivak
              В общем да, почти точная копия Л-39 двигатели?

              Двигатели понятно что "лицензионные". А где вы видите копию Л-39 в JL-8?
          3. Бурелом 28 августа 2012 15:37
            Цитата: Zerstorer
            Да очень похоже, что аэродинамику они построили по образу и подобию Хока

            По образу и подобию говорите?
            Hawk T.2
            китаец
            Бурелом
          4. Бурелом 28 августа 2012 15:51
            Цитата: Zerstorer
            Да очень похоже, что аэродинамику они построили по образу и подобию Хока
            да не особо похожи
            китаец с прямым крылом
            hawk со стреловидным
            Бурелом
      3. Бурелом 28 августа 2012 16:43
        с этих самолетов только МиГ-АТ с низкорасположенным прямым крылом, как китаец и L-39
        Бурелом
        1. Zerstorer 29 августа 2012 10:49
          Так я про то и говорю. Что ни с кого они не копировали. Хок явно расчитан на большие скорости чем китаец (У хока 1028(М=0,84), а у китайца 800), поэтому у него стреловидное крыло. У китайца -трапециевидное крыло ( а не прямое).
          1. Vadivak 29 августа 2012 13:44
            Цитата: Zerstorer
            У китайца -трапециевидное крыло ( а не прямое).



            Точно. Сравните Л-39
            1. Zerstorer 29 августа 2012 21:02
              Ну я не спорю что на Л-39 тоже трапецевидное крыло. Только я не понимаю, вы утверждаете, что они поставили на свой ЛА крыло от Л-39? Если вы соберете статистику по УТС/УБС то увидите, что многие показатели (тяговооруженность, нагрузка на крыло и пр) лежат в пределах вполне определенных областей. И ничего секретного в этом нет.

              Согласитесь, говорить что в JL-8 10 отличий от Л-39.... Как-то неправильно.
  2. sribnuu 28 августа 2012 12:04
    Новиночка от Клон L-39? wassat
    sribnuu

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня