Военное обозрение

Проект KAI KF-21. Прототип после презентации и до начала испытаний

26

9 апреля южнокорейская корпорация KAI провела официальную презентацию опытного истребителя KF-21 Boramae. Первый показ самолета собственной разработки и постройки провели в виде торжественной церемонии с участием верховного руководства Южной Кореи и Индонезии. По результатам этого мероприятия можно вновь изучить перспективный истребитель и сделать новые выводы.


Поколение «4++»


Южная Корея начала работы по созданию перспективного истребителя еще в 2001 г. От предварительных исследований к проработке облика самолета удалось перейти только в начале десятых годов. В декабре 2015 г. корпорация KAI получила заказ министерства обороны на полноценную разработку проекта с рабочим обозначением KF-X. Согласно подписанному контракту, в начале двадцатых годов следовало вывести на испытания несколько опытных самолетов.

В сентябре 2019 г. готовый проект KF-X прошел защиту, после чего началось строительство первого опытного самолета. В дальнейшем проект переименовали в KF-21 и присвоили ему имя Boramae. Так в Корее называют охотничьих ястребов возрастом 1-3 года – самых активных, агрессивных и умелых. Постройка первого прототипа в прошлом году сталкивалась с некоторыми трудностями, что привело к отставанию от утвержденного графика. Однако ее удалось завершить, и теперь «Ястреб» будут готовить к летным испытаниям.


В соответствии с контрактом 2015 г., корпорация KAI должна построить шесть полноценных летных прототипов и два опытных образца в неполной конфигурации, предназначенные для наземных испытаний. По данным зарубежных СМИ, на заводе KAI уже ведется сборка этой техники.

Южнокорейский проект перспективного истребителя имеет несколько любопытных особенностей. В первую очередь, это отсутствие амбиций в контексте поколений техники. Южная Корея имеет ограниченный опыт в авиастроении и поэтому не пытается сразу создавать истребитель последнего 5 поколения. Проект KF-21 предусматривает разработку самолета поколения «4++».

Такой подход должен был обеспечить достаточно высокие тактико-технические характеристики при ограниченной сложности проекта. Кроме того, Южная Корея планирует закрыть потребности в истребителях 5 поколения за счет закупки американских F-35. Вследствие этого необходимость в собственном самолете следующего поколения пока отсутствует.


Второй особенностью KF-21 является широкое использование иностранных комплектующих и технологий. Южная Корея не имеет достаточных компетенций в области двигателей, авионики и авиационных вооружений. Поэтому все подобные компоненты авиационного комплекса имеют иностранное происхождение. При этом осуществляется развертывание лицензионного производства на корейских предприятиях.

Итоговый облик


В ходе строительства неоднократно публиковались фотографии из сборочного цеха, а теперь на торжественной церемонии показали готовый самолет. KF-21 представляет собой одноместный двухдвигательный многоцелевой истребитель с достаточно развитым комплексом бортового оборудования. Самолет построен по нормальной схеме с трапециевидным крылом, боковыми воздухозаборниками и парой разваленных килей.


Внешне «Ястреб» похож на истребители последнего 5 поколения. Это связано с применением некоторых технологий, направленных на сокращение заметности в сравнении с «чистым» 4 поколением. В то же время, использованы не все известные стелс-решения, что ограничивает характеристики малозаметности и не позволяет в полной мере конкурировать с более совершенными машинами. В частности, KF-21 не получил внутренние грузоотсеки для вооружения.

Силовая установка самолета состоит из двух двигателей General Electric F414-KI, выпускаемых по лицензии южнокорейской компанией Hanwha Techwin. Максимальная тяга двигателей – по 5,9 тыс. кгс, форсажная – 10 тыс. кгс. Благодаря этому самолет с взлетным весом более 17 т (максимальный ок. 25 т) сможет развивать скорость до 1,8М.

БРЭО самолета составлено из доступных иностранных образцов и новых изделий, созданных при участии зарубежных организаций. Производство большей части новых приборов, в т.ч. лицензионное, планируется развернуть на мощностях компании Hanwha Techwin. KF-21 несет РЛС с активной фазированной антенной решеткой и оптико-локационную станцию, включенные в полноценный прицельно-навигационный комплекс. Предусматриваются средства радиоэлектронной борьбы для самообороны.


В наплыве левого крыла предусматривается место для монтажа 20-мм автоматической пушки. Также KF-21 получил 10 точек внешней подвески – 6 под крылом и 4 под фюзеляжем. По причине отсутствия собственных южнокорейских образцов авиационного вооружения в обозримом будущем самолет будет использовать только импортные изделия. Так, в категории «воздух-воздух» будут представлены американские ракеты AIM-9 и AIM-120, а также европейские Meteor и IRIS-T. Схожим образом подберут и номенклатуру для работы по наземным целям.

Большие планы


Главной задачей KAI на ближайшие годы становится проведение испытаний и доводка конструкции новейшего KF-21. Согласно последним сообщениям, первый полет опытного самолета состоится в начале следующего года. Затем ожидается появление новых прототипов, которые тоже будут задействованы в испытаниях. Этот этап программы продлится до середины десятилетия.

В 2026 г. заказчик и разработчик проекта планируют запустить серийное производство и достаточно быстро выйти на высокие темпы. Так, к концу 2028 г. Минобороны желает получить 40 новых самолетов. Не позднее 2032 г. собираются принять еще 80 машин. Согласно информации прошлых лет, строительство 120 истребителей обойдется примерно в 8,8 млрд долл. США.


Вторым заказчиком новой техники должна стать Индонезия. Еще в 2010 г. появилось соглашение, согласно которому индонезийская сторона возьмет на себя часть финансирования программы KF-X, и для нее будет создан специализированный вариант проекта IF-X. В дальнейшем такой самолет пойдет в серию, и к 2040 г. ВВС Индонезии собираются получить 50 машин.

Самолет планируют полноценно выводить на международный рынок. Предполагается, что KF-21 сможет составить конкуренцию другим современным истребителям и получить свою долю рынка. Конкурентными преимуществами южнокорейского самолета станут ограниченная заметность и достаточно высокие летные характеристики, современная бортовая аппаратура от ведущих иностранных производителей и возможность внедрения новых приборов или вооружений.

Впрочем, KF-21 Boramae пока официально не выведен на международный рынок. Как следствие, заказы на такую технику не поступали, и в списке будущих эксплуатантов числятся только ВВС Южной Кореи и Индонезии. В ближайшем будущем KAI начнет принимать заказы, и ситуация может измениться.


От этапа к этапу


Южная Корея не имела опыта разработки современных истребителей, но запустила собственный проект. Самостоятельно и при помощи зарубежных коллег KAI провела необходимые научно-исследовательские работы, создала проект и уже построила первый опытный самолет. Через несколько месяцев он пройдет необходимые наземные испытания, после чего поднимется в воздух. Затем к нему присоединятся новые летные прототипы.

Текущая ситуация позволяет Минобороны и KAI проявлять большой оптимизм и надеяться, что все следующие этапы программы KF-X / KF-21 будут выполнены в установленные сроки и в полной мере. Также составляются планы на отдаленную перспективу, оговаривающие производство самолетов для своих нужд и для иностранных заказчиков.

В целом проект KF-21 на его текущей стадии можно считать удачным. Разумная постановка целей и задач с учетом своих возможностей, а также широкое использование чужой помощи позволили создать современный самолет с хорошими тактико-техническими характеристиками. Конечно, «Ястреб» не в состоянии конкурировать с передовыми иностранными разработками последнего поколения, однако в конфигурации «4++» он полностью соответствует требованиям исходных заказчиков и специфике предполагаемого боевого применения.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны Республики Корея
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 15 апреля 2021 04:28
    +2
    AIM-9 и AIM-120, а также европейские Meteor и IRIS-T
    Нам буквально ВСЁ оборонное приходится разрабатывать и производить самим. В этом плане СССР совершил настоящее чудо, поддерживать и развивать которое Россия просто обязана, хотя бы ради своего выживания.
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 15 апреля 2021 05:32
      +6
      Цитата: Владимир_2У
      Нам буквально ВСЁ оборонное приходится разрабатывать и производить самим. В этом плане СССР совершил настоящее чудо,

      Действительно чудо.
      Правда и СССР был побольше теперешней России, да и всё самим делать не приходилось, кое что делали в восточной Европе.
      А теперь да, одни против всего мира.
      Но чудес, к сожалению, не бывает.
      1. Mitroha
        Mitroha 15 апреля 2021 07:16
        -2
        БРЭО самолета составлено из доступных иностранных образцов
        Это хорошо пока ты вассал в фаворе, но при изменении статуса.....
      2. didra
        didra 15 апреля 2021 20:52
        0
        Бывают чудеса!!! Не надо унывать.
  2. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 15 апреля 2021 05:28
    +6
    Помню, когда я еще был инженером, корейцы покупали у нас магнитные головки для магнитофонов.
    Правда всё остальное в корейских магнитофонах было уже лучше нашего.
    Интересно, а сейчас они у нас хоть что-то высокотехнологичное покупают?
    1. Комментарий был удален.
    2. Pechkin
      Pechkin 15 апреля 2021 08:27
      +2
      Примерно также, раньше головки для магнитофонов а теперь АО «Монокристалл» продает сапфировые цилиндры, подложки для светодиодов и пасты для солнечной энергетики.
  3. Angry Alt-Right
    Angry Alt-Right 15 апреля 2021 06:02
    +3
    Интересные цифры озвучил автор.
    Получается что как минимум для внутреннего потребления, эта машина, будучи 2-х двигательным тяжем, будет стоить примерно по 73 млн.долл. за штуку.
    Довольно вкусная цена.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 15 апреля 2021 08:54
      -2
      Цитата: Angry Alt-Right
      будучи 2-х двигательным тяжем, будет стоить примерно по 73 млн.долл. за штуку

      Для мелкосерийного производства с большим количеством зарубежных комплектующих - это невозможная цена. F/A-18E/F примерно за такую цену сейчас продаётся. KF-21 в районе 100-120 млн $ минимум будет стоить за единицу. Даже такой результат будет весьма хорош.
  4. Комментарий был удален.
  5. ГораН
    ГораН 15 апреля 2021 06:25
    -16
    Назовем этот самолёт фикали21 )))
  6. Герман 4223
    Герман 4223 15 апреля 2021 07:23
    -3
    Дёшево и сердито. Вроде и современный самолёт но при этом нет заморочек с новейшим двигателем, технология малозаметности присутствует но нет отсеков которые раздувают самолёт в сечении и и нет S воздухозаборников которые ухудшают лётные характеристики.
    С учётом того что в самолёте много иностранных комплектующих он получился достаточно недорогим. 8,8 млрд за 120 машин по современным западным меркам это копейки.
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 15 апреля 2021 07:32
      +2
      Цитата: Герман 4223
      нет отсеков которые раздувают самолёт в сечении

      Вы считаете, что всякая всячина на крыле и фюзеляже полезнее для аэродинамики, чем "раздутое" сечение?
      1. Герман 4223
        Герман 4223 15 апреля 2021 09:28
        0
        А чем это лучше то? Под крылом и на стелс самолётах вешают . Здесь применено другое решение,ракеты полуутоплены в фюзиляж .
        1. TorukMakTo
          TorukMakTo 16 апреля 2021 13:16
          0
          Цитата: Герман 4223
          А чем это лучше то? Под крылом и на стелс самолётах вешают . Здесь применено другое решение,ракеты полуутоплены в фюзиляж .

          Полуутопленные ракеты применялись еще на древних фантомах первых серий, с AIM-7 Sparrow.
          Тогда о стелсе никто не думал еще. Так что сильно сомневаюсь, что такое решение хоть как то уменьшит РЛ-заметность.
          1. Герман 4223
            Герман 4223 16 апреля 2021 13:44
            0
            Заметность снижает сама форма планера в первую очередь. Это самый большой элемент самолёта.
            А второе я писал не о малозаметности.
    2. arkadiyssk
      arkadiyssk 15 апреля 2021 10:14
      +2
      С чего вы решили что у него нет S-образных воздухозаборников? У него отсек шасси если что на прямой линии между соплом и воздухозаборником расположен, т.е. канал физически обязан изгибаться в этом месте.
      1. Герман 4223
        Герман 4223 15 апреля 2021 10:24
        0
        Может я ошибаюсь,но где то прочёл что у него почти нет изгиба.
  7. Pavel57
    Pavel57 15 апреля 2021 07:57
    0
    Самолет из западных компонентов очень ограничен в рынке сбыта по политическим моментам.
  8. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 15 апреля 2021 08:20
    +2
    Интересная информация из США пришла:
    В посвященном госзакупкам отчете ВВС США показали концептуальное изображение истребителя шестого поколения, создаваемого в рамках программы Next Generation Air Dominance, пишет ветеран Корпуса морской пехоты (КМП) Соединенных Штатов Алекс Холлингс в блоге Sandboxx.


    Из интересного складные кили в выемки в крыльях. Для повышения стелс характеристик.
  9. TerraSandera
    TerraSandera 15 апреля 2021 08:47
    0
    Ну молодцы, нужно с чего то начинать. Хоть своих технологий не хватает, но они будут нарабатываться, а страна получит рабочие места на производстве лицензионного оборудования. Не пошли лёгким путём, покупки инотехники. А вот для индонезии перспективы туманны, получить аж к 2040 50 истребителей, которые наверняка уже займут и свою нишу рынка соседних стран, ну разве что корейцы вынесут туда часть производства. Но слишком долгие инвестиции.
  10. military_cat
    military_cat 15 апреля 2021 10:06
    0
    Вторым заказчиком новой техники должна стать Индонезия.

    Интересно, а с корейцами она тоже за самолёты пальмовым маслом расплачивается?
  11. svp67
    svp67 15 апреля 2021 11:25
    +2
    Южной Корее уже удалось изготовить и выпустить на мировой рынок несколько высокоэффективных образцов вооружения, не без помощи западных специалистов, но тем не менее... Так, что посмотрим, что у них получиться из этого проекта, все же самолет, это не САУ, ЗСУ или танк
    1. Usher
      Usher 15 апреля 2021 22:21
      -2
      Цитата: svp67
      Южной Корее уже удалось изготовить и выпустить на мировой рынок несколько высокоэффективных образцов вооружения, не без помощи западных специалистов, но тем не менее... Так, что посмотрим, что у них получиться из этого проекта, все же самолет, это не САУ, ЗСУ или танк

      Это какие?
  12. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 15 апреля 2021 11:57
    -5
    Ну и зачем огород городить? Купили бы F15 и не заморачивались с этим недопятым. Достаточно медленная, слабоэнерговооруженная каракатица.
  13. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 15 апреля 2021 13:24
    0
    Думаю это скорее наработчик компетенции ,чем машина с хорошим экспортным потенциалом. Рынок самолетов 4 поколения уже очень круто освоен и там значительная конкуренция , в которой машина сделанная из разрозненных иностранных комплектующих просто не может иметь преимуществ , хотя бы по причинам блокировки сделок со стороны держателей лицензий .
    Тем не менее самолет вероятнее всего выйдет хорошим т.к корейцы умеют делать хорошую технику и воспринимать чужие наработки , тем паче что 4+ поколение уже достаточно освоенное.
    1. Английский тарантас
      Английский тарантас 16 апреля 2021 16:16
      0
      Корейцы делают хитро. Им надо менять фантомы, менять их придётся всё равно на литак 4го поколения, и всё равно иностранный, поэтому собрать из того же самого самолёт, только делать самим - более чем разумно. Они уже давно так делают, по бронетехника уже прям видно
  14. Usher
    Usher 15 апреля 2021 22:21
    -2
    Клон F-22. Изобрели велосипед.