Военное обозрение

Программа DARPA DRACO создание космического корабля с ядерным двигателем

86

Корабль DRACO на орбите - пока только в представлении художника


Агентство перспективных разработок DARPA совместно с рядом сторонних организаций начинает предварительное проектирование по программе DRACO. Ее целью является создание перспективного космического корабля с ядерным ракетным двигателем. При помощи такой техники армия сможет получить принципиально новые возможности логистического и иного характера.

Новые задачи


В настоящее время Пентагон прорабатывает концепцию «быстрого маневра в пространстве между Землей и Луной». Предлагаются комплексы и системы разного назначения, способные быстро выводить на орбиту необходимую нагрузку и решать те или иные возникающие задачи. При этом предъявляются особые требования к характеристикам ракеты-носителя и корабля с полезной нагрузкой. Именно последний предлагается разработать в рамках новой программы.

Программа получила название DRACO – Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations («Демонстрационная ракета для гибких операций в пределах орбиты Луны»). Как следует из такого названия, пока речь идет о ракетно-космическом комплексе-демонстраторе технологий. Первый старт ракеты и корабля нового типа собираются провести не позднее 2025 г.

Ключевым вопросом программы DARPA является выбор двигательной установки. В DARPA считают, что современные химические и перспективные электрические ракетные двигатели имеют невыгодное соотношение ключевых характеристик, и потому не вполне подходят для использования в «быстром маневре».

Выходом из такой ситуации должен стать ядерный ракетный двигатель (ЯРД), обозначенный как Nuclear Thermal Propulsion (NTP). Специально для DRACO предлагается разработать такой двигатель с заданным уровнем характеристик. Предполагается, что ЯРД с высокой удельной мощностью и высокой экономичностью даст кораблю необходимые характеристики.

В несколько этапов


Поиск будущих участников проекта начался в прошлом году. Сообщалось о скором подписании контрактов с крупными организациями, имеющими большой опыт в ракетно-космической сфере. Не исключалось возможность привлечения небольших организаций с необходимыми компетенциями. Недавно процесс поиска завершился подписанием контрактов с подрядчиками.

12 апреля агентство DARPA сообщило о старте проектных работ DRACO и о выборе подрядчиков. Разработкой новых технологий и агрегатов займутся компании General Atomics, Gryphon Technologies, Blue Origins и Lockheed Martin. Перед ними ставятся задачи разного рода, в т.ч. достаточно сложные.

Ранее уже сообщалось, что программа DRACO будет разделена на несколько этапов, каждый из которых будет решать свои задачи. Первый из них, стартующий прямо сейчас, продлится 18 месяцев и завершится осенью следующего года.

Его разделяют на два основных направления, в ходе которых будут решаться свои задачи разного рода. Целью проекта «Track A» является создание определение общего облика двигательной установки на основе NTP и последующая разработка эскизного проекта. Подрядчиком по «Треку «А» становится компания General Atomics. Разработкой основных компонентов реактора займется компания Gryphon Technologies.

Blue Origin и Lockheed Martin будут параллельно работать на направлении «Track B». Им предстоит разработать два проекта космических кораблей. Первым следует выполнить т.н. демонстрационный образец Demonstration System (DS), предназначенный для испытаний. Затем на его основе создадут изделие Operational System (OS), предназначенное для полноценной эксплуатации.

Отмечается, что проекты DS и OS не являются основными составляющими программы. Основное внимание в ближайшее время будет уделяться ядерной двигательной установке NTP. Необходимо найти необходимые технологии и сформировать основные особенности ее конструкции. Также DARPA и подрядчикам предстоит проработать вопросы безопасности.

DARPA уже анонсирует следующие этапы программы, но обходится без излишних подробностей. К следующей осени будет сформирован облик ракетно-космической системы, после чего стартует разработка полноценного проекта. Первый старт запланирован на 2025 г. По очевидным причинам, разработчики DRACO пока не могут раскрыть все технические аспекты проекта.

Перспективные технологии


Доступные данные о проекте DRACO позволяют представить, какой будет новая американская ракетно-космическая система – и почему она представляет большой интерес для Пентагона в лице DARPA. Такая система будет включать ракету-носитель, вероятно, одного из существующих типов и особый космический корабль новой разработки.

Программа DARPA DRACO создание космического корабля с ядерным двигателем
Один из концептов космического корабля с ядерным двигателем

Для взлета и выхода на расчетную орбиту DRACO будет использовать «традиционную» ракету-носитель с ЖРД на химическом топливе. Несмотря на все преимущества и меры предосторожности, ЯРД слишком опасен для использования в пределах земной атмосферы. Корабль сможет запускать собственный двигатель только в космическом пространстве.

Компания Gryphon Technologies предлагает современную конструкцию ЯРД, основанную на известной концепции двигателя с газообразным рабочим телом. В таком двигателе водород должен поступать в активную зону, принимать тепловую энергию и выходить через сопло, создавая тягу. Этот принцип уже использовался в экспериментальных проектах прошлого, а в новом проекте планируется использовать современные решения в области конструкций и технологий.

За счет применения ЯРД планируется получить несколько основных преимуществ. Ядерный двигатель значительно компактнее и легче жидкостной установки с теми же показателями тяги, а также не нуждается в крупных баках для топлива и окислителя. Использование энергии атома обеспечивает значительные преимущества во всех основных характеристиках. Впрочем, ЯРД сложен и дорог в производстве, а его использование связано с рядом важных ограничений. Авария с разрушением активной зоны грозит самыми серьезными последствиями.

Вопросы будущего


DARPA и Пентагон указывают, что ракетно-космическая система DRACO будет использоваться для различных операций в пространстве в пределах орбиты Луны. От существующих космических аппаратов DRACO будет отличаться большей гибкостью и эффективностью применения. При этом американские военные не называют конкретные задачи, которые будут стоять перед такой системой.

Возможно, список будущих обязанностей нового корабля с ЯРД еще не определен, и задачи для него будут искать на следующих этапах программы. Однако нельзя исключать, что в Пентагоне уже имеют самые серьезные планы на эту разработку, но не считают нужным раскрывать их.

Интерес к системам с ЯРД проявляют и в NASA – они могут быть полезными для невоенного освоения космоса. Предполагается, что система по типу DRACO упростит проведение научных миссий, таких как полеты к Луне или к Марсу. В последнем случае, по расчетам, ядерный двигатель позволит сократить продолжительность полета вдвое.

Впрочем, Пентагону и НАСА пока рано планировать практическое использование перспективной ракетно-космической системы. В ближайшие годы DARPA и команда организаций-подрядчиков сосредоточатся на создании теоретической и технологической базы, а также на проектировании новых изделий. Если программа DRACO не столкнется с серьезными проблемами, то первый испытательный полет удастся провести в 2025 г. – и только к этому времени будут понятны реальные перспективы проекта в его существующем виде.
Автор:
Использованы фотографии:
DARPA, NASA
86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 16 апреля 2021 04:29
    +4
    Первый старт ракеты и корабля нового типа собираются провести не позднее 2025 г.....
    .... Предполагается, что ЯРД с высокой удельной мощностью и высокой экономичностью даст кораблю необходимые характеристики.

    За ЧЕТЫРЕ года?! Да бред же!
    1. bayard
      bayard 16 апреля 2021 09:29
      +4
      Это реанимация разработок 60-х годов . От них в своё время отказались из-за опасности применения и аварий при выведении на опорную орбиту . Но видимо припекло их - на Луну торопятся .
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 16 апреля 2021 10:20
        -6
        Цитата: bayard
        Это реанимация разработок 60-х годов
        И что, реанимация древних разработок за четыре года позволит и двигло и корабль создать? Что то заметно более свежий Сатурн-5 не осилили, а тут такое.
        1. Проктолог
          Проктолог 16 апреля 2021 11:25
          -2
          ну, сейчас скорость разработки космических технологий значительно возросла - частники задали новый темп. Могут и уложиться с традиционным правом "сдвигать сроки" - то есть, пишем 4, считаем 6.
        2. Вадим237
          Вадим237 16 апреля 2021 15:15
          +3
          Что то заметно более свежий Сатурн-5 не осилили Осилили - первая ступень отправляется на сборку в в KSC
          и корабль для Луны готов
          планируемый запуск должен состояться в конце этого года или в начале следующего - на первом этапе беспилотный облёт Луны
          1. Владимир_2У
            Владимир_2У 16 апреля 2021 16:08
            -2
            Цитата: Вадим237
            Осилили - первая ступень отправляется на сборку в в KSC

            Цитата: Вадим237
            планируемый запуск должен состояться в конце этого года или в начале следующего - на первом этапе беспилотный облёт Луны
            Это всё развитие программы Аполлон?
            1. Вадим237
              Вадим237 16 апреля 2021 21:28
              +2
              Программа Аполлон началась и завершилась на рубеже начала 60ых и начала 70ых - а это программа Артемида можно сказать продолжение Аполлона.
        3. bayard
          bayard 16 апреля 2021 16:30
          +1
          Корабли они делают отдельно , они уже летают и даже с экипажем пробовали . Речь именно о ядерном двигателе , который концептуально прост , но технически опасен . И если уж ухватились за такой , значит что-то у них припекло .
          А подобные двигатели испытывали(на земле) и у них , и у нас в 60-х годах .
          И отказались .
          Из-за опасности радиационного заражения . Это ведь практически открытый(!) ядерный реактор .
          Чего проще поместить ТВЭЛ в условную "камеру сгорания"\расширительную камеру , и впрыскивать туда водород на ТВЭЛ , с истечением через сопло . Температуру и скорость истечения можно получить в 2 - 3 раза выше , чем у химического двигателя ... А вот случись авария ракеты-носителя при выведении такого на орбиту и ... ? А КК пилотируемый как к такому пристыковать , ежели он радиацией сочится ... он ведь открытый ...
          Вот так подумали и отказались .
          От двигателя на реакторе открытого типа .
          И стали мудрить ... как бы сделать компактный реактор закрытого типа с получением электричества , а вот движитель пусть будет ... ионный ... плазменный ... да какой угодно .
          Вот - "Нуклон" на пример .
          ... А в НАСА вдруг решили вернуться к самой первой модели открытого типа ?...
          Значит куда-то торопятся .
          ... и нет на таких Греты Тумберг ...
          1. Владимир_2У
            Владимир_2У 16 апреля 2021 16:40
            0
            Цитата: bayard
            А в НАСА вдруг решили вернуться к самой первой модели открытого типа ?...
            Значит куда-то торопятся
            Вот в рамках паранойи, у меня возникла мысль что по видом вывода этой бандуры US-овцы попробуют "закрыть небо" или ещё какую гадость сделать.
    2. astepanov
      astepanov 16 апреля 2021 10:07
      +4
      Цитата: Владимир_2У
      За ЧЕТЫРЕ года?! Да бред же!
      Учитывая многолетний задел и наземные испытания, вовсе не бред. К тому же там не склонны так интенсивно воровать и обещать напропалую, даже не собираясь выполнять.
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 16 апреля 2021 10:18
        -2
        Цитата: astepanov
        Учитывая многолетний задел и наземные испытания, вовсе не бред

        Как так, почему же многолетний задел не позволил воссоздать прекрасные движки Сатурна-5?
        1. oleg83
          oleg83 16 апреля 2021 12:13
          +1
          Цитата: Владимир_2У
          Цитата: astepanov
          Учитывая многолетний задел и наземные испытания, вовсе не бред

          Как так, почему же многолетний задел не позволил воссоздать прекрасные движки Сатурна-5?

          По той же причине, по которой не воссоздаётся производство в РФ прекрасного автомобиля Москвич-412
          1. Intruder
            Intruder 16 апреля 2021 14:55
            +1
            По той же причине, по которой не воссоздаётся производство в РФ прекрасного автомобиля Москвич-412
            и не менее, прекрасного: ВАЗ 2101/06 feel
          2. Владимир_2У
            Владимир_2У 16 апреля 2021 16:19
            -2
            Тогда почему прекрасные РН Титан развивались и запускались аж с 1966 по 2005 год? На прогрессивном и ужасно экологическом диметилгидразине причём.
          3. Владимир_2У
            Владимир_2У 16 апреля 2021 16:20
            0
            Цитата: oleg83
            По той же причине, по которой не воссоздаётся производство в РФ прекрасного автомобиля Москвич-412

            Тогда почему прекрасные РН Титан развивались и запускались аж с 1966 по 2005 год? На прогрессивном и ужасно экологическом диметилгидразине причём.
      2. gridasov
        gridasov 16 апреля 2021 11:18
        -1
        Извините ,но задела нет! Летать эффективно и так как Зто делается сейчас зто совершенно не связанные методы. Зто как в математике сложение частныx решений вычислительными методами и построение алгоритмически связанныx математическиx данныx на функции постоянного значения числа. Надо стремится понять ,что чем более процессы переменных в иx значении тем точнее и определённые зти значения должны быть. И зти математические основы анализа большиx данныx принципиально отличаются от методов на функции переменного значения числа
    3. Вадим237
      Вадим237 16 апреля 2021 15:06
      0
      Работы по ЯРД в США ни когда не прекращались.
      1. Disant
        Disant 16 апреля 2021 20:10
        0
        как я понял - с 2005 года американцы по ярд ничего не делали
  2. Wedmak
    Wedmak 16 апреля 2021 05:54
    +1
    Добро пожаловать в новую космическую гонку. наш Нуклон тоже в стадии разработки и уже даже сборки отдельных компонентов.
    Возможно, список будущих обязанностей нового корабля с ЯРД еще не определен, и задачи для него будут искать на следующих этапах программы.

    Но у нас хотя бы определились с задачами:
    Среди задач, выполняемых на орбите Луны:

    картографирование поверхности с определением уклонов и высоты неровностей;
    картографирование верхнего покрова глубиной до нескольких километров;
    идентификация районов с подповерхностными пустотами, оценка их размеров, объема и глубины залегания;
    разведка полезных ископаемых Луны, в том числе её криолитосферных ресурсов;
    определение электрофизических свойств грунта, идентификация районов с аномальной проводимостью, теплоёмкостью, плотностью в целях обеспечения связи на поверхности Луны, выбора оптимальных мест посадки и размещения стационарных станций.

    Перелёт с околоземной орбиты сборки комплекса на орбиту искусственного спутника Луны займёт не более 200 суток

    Не смотрите на большую продолжительность полета, общая масса системы будет не более 55 тонн, а движками будут ионные двигатели. Общий полезной нагрузки до 10 тонн. Посмотрим, что родит DARPA.
    1. BlackMokona
      BlackMokona 16 апреля 2021 07:41
      +5
      Нуклон сейчас в стадии аванпроекта, т.е размышления нужен ли он.

      В минувшем году "Роскосмос" заключил контракт стоимостью 4,2 миллиарда рублей на разработку аванпроекта буксира - работы планируется завершить к июлю 2024 года.
      https://www.aex.ru/m/news/2021/4/15/226947/

      Аванпроект — это совокупность работ, которые выполняют перед проведением опытно-конструкторских работ с целью технико-экономического обоснования целесообразности разработки продукции и путей её создания, производства и эксплуатации
      1. Wedmak
        Wedmak 16 апреля 2021 11:32
        0
        Хороший такой аванпроект... что аж даже прототип в натуральную величину сделали.




        1. PontiffSulyvahn
          PontiffSulyvahn 17 апреля 2021 18:23
          0
          Это не прототип, это макет.
          1. Disant
            Disant 17 апреля 2021 19:36
            0
            макетное проектирование осталось в 70х-80х годах прошлого века
    2. Косм22
      Косм22 16 апреля 2021 12:18
      -1
      Буквенно-числовой индекс этих ионных двигателей озвучьте, пожалуйста.
      Мне любопытно на него посмотреть.
      1. Wedmak
        Wedmak 16 апреля 2021 12:25
        -2
        Обратитесь к разработчикам, я черпаю информацию из открытых источников.
        1. Косм22
          Косм22 16 апреля 2021 12:58
          -1
          Я тоже.
          И поэтому знаю, что в отношении ионных двигателей Нуклона существует полнейшая неопределенность.
          В связи с этим возникает вопрос: как можно называть прототипом макет изделия, для которого еще даже не подобрана ДУ?
          Или опубликованные картинки сродни макетам фанерно-пластиковых Орлов-Федераций, призванных лишь обозначить габариты проектируемых изделий?
          1. Wedmak
            Wedmak 16 апреля 2021 13:24
            0
            Тем не менее, это уже не аванпроект, это реальные работы по воплощению в железе. Возможно и сродни, жаль что у нас все проекты космической тематики так ползут с перекурами.
            1. Косм22
              Косм22 16 апреля 2021 14:27
              0
              Реальные работы по воплощению в железе подразумевают в первую очередь подгонку архитектуры КА под конкретную ДУ. Под ее габариты, массу, под число двигателей в конце концов. Ибо одно дело, если в Нуклоне будет применен движок ИД-500, другое - пара десятков СПД-230.
              Так что красивые картиночки меня не впечатляют.
              1. Disant
                Disant 16 апреля 2021 21:26
                +1
                Ибо одно дело, если в Нуклоне будет применен движок ИД-500, другое - пара десятков СПД-230
                Так что красивые картиночки меня не впечатляют.

                так сама схема Нуклона - рабочая при любых движках. Главное - не характеристики двигателей и скорости перемещения, а то, что сам корабль сможет творить на орбите благодаря своей энергетической установке
          2. Svetlana
            Svetlana 17 апреля 2021 00:05
            +2
            Цитата: Косм22
            в отношении ионных двигателей Нуклона существует полнейшая неопределенность.

            При скоростях истечения рабочего тела из сопла РД 7..10км/с температура торможения зашкаливает, превышая температуру плавления всех известных металлов. Поэтому надо искать способы снижения тепловой нагрузки на стенки теплообменника и сопла ядерного реактивного двигателя ЯРД.Один из вариантов решения проблемы предложен в Новосибирске:
            Плазму под давлением порядка 100 атмосфер удержит металлическая стенка соплового аппарата установки теплообменника реактивного двигателя (РД).
            Роль магнитного поля сведётся к снижению теплопередачи от плазмы к стенке за счёт магнитной термоизоляции. В открытых магнитных газодинамических ловушках типа ГОЛ-3 (Новосибирск) давление плазмы примерно равно давлению магнитного поля. Но в РД для полёта к Луне термоядерные температуры и скорости истечения 1000км/сек пока не нужны. Для создания приличной тяги достаточны скорости истечения из сопла ~ 100км/сек. Соответственно плотности истекающего из сопла рабочего тела будут (при том же давлении плазмы в открытой ловушке порядка 100 атм) в 10 раз выше, чем например в установке ТриАльфаЭнерджи.
            Получение элекроэнергии для электропитания микроволнового плазмотрона - тем же турбомашинным агрегатом замкнутого цикла с радиационным охлаждением вообще говоря другого рабочего тела, отличающегося от рабочего тела микроволнового плазмотрона открытой магнитной газодинамической ловушки.
            Нагрев плазмы высокого давления - как в открытой газодинамической магнитной ловушке ГОЛ-3 в Новосибирске, или как в китайском РД с помощью электромагнитных микроволн.
            Т.е. в перспективном ЯРД должны сочетаться высокая плотность истекающей плазмы , как у термического ЯРД Nuclear Thermal Propulsion (NTP) , с нагревом плазмы микроволнами, как в проекте ЯРД Нуклон.
            1. Svetlana
              Svetlana 17 апреля 2021 09:32
              +2
              С учётом того что миссия на Луну может иметь билет только в один конец, создать реактивную тягу можно тем же самым рабочим телом - теплоносителем, которое применено и в бортовой ядерной энергоустановке (ЯЭУ) с газовым теплоносителем для съёма тепла с ТВЭЛ-ов. В этом случае часть газового теплоносителя после прохождения через радиоактивные ТВЭЛ-ы направляют в магнитнотермоизолированную камеру для дальнейшего СВЧ нагрева микроволнами и далее в выхлопное магнитнотермоизолированное сопло для создания реактивной тяги. Остальную часть газового теплоносителя (не направленного в камеру СВЧ нагрева после прохождения через радиоактивные ТВЭЛ-ы) направляют в газовую турбину бортовой турбомашинной ЯЭУ (или в бортовой МГД генератор) и далее в радиационный теплообменнник-охладитель для частичного замыкания термодинамического цикла бортовой ЯЭУ. Впрочем, выхлоп МГДГ может быть также направлен в сопло. Магнитная термоизоляция нужна для предотвращения расплавления твердотельных стенок камеры СВЧ нагрева и магнитного сопла тепловым потоком от плазмы.
            2. Disant
              Disant 17 апреля 2021 20:15
              +1
              с нагревом плазмы микроволнами, как в проекте ЯРД Нуклон.

              проект ЯРД-Нуклон ещё не выкатывали. если есть - дайте ссылку. Тут ведь придётся полностью другую архитектуру делать. По-моему это гораздо сложнее проект, да и двигателей нет.
              по работе двигателя с ГОЛ - есть что для чайников?
              1. Svetlana
                Svetlana 18 апреля 2021 19:06
                +2
                Цитата: Disant
                по работе двигателя с ГОЛ

                Новосибирские физики подтвердили возможность создания плазменного реактивного двигателя. В качестве рабочего вещества в двигателе может использоваться вода.Установка СМОЛА (Спиральная Магнитная Открытая ЛовушкА) основана на совершенно новом принципе - плазма в так называемой магнитной ловушке удерживается вращающимся магнитным полем, закрученным в спираль Архимеда, как в мясорубке.
                https://www.interfax-russia.ru/siberia/news/novosibirskie-fiziki-usovershenstvovali-ustanovku-osnovu-plazmennogo-reaktivnogo-dvigatelya
                В ИЯФ СО РАН сейчас работают газодинамическая ловушка ГДЛ и установки ГОЛ-3Т, ГОЛ-NB и ВЕТА, собранные на основе гофрированной ловушки ГОЛ-3.
                Для уменьшения потерь ставят магнитные пробки, т.е. резко усиливают силу магнитного поля на концах устройства. В газодинамической ловушке ГДЛ таким способом удается очень сильно сузить «горлышки» бутылки, из которой истекает плазма, но полностью избежать потерь нельзя. В гофрированной ловушке ГОЛ с каждой стороны стоит не одна магнитная пробка, как в ГДЛ, а несколько в зависимости от конфигурации (например, в уже разобранной ГОЛ-3 было около 50 пробок, а в ГОЛ-NB – по 14 на каждом конце), благодаря чему плазма не просто течет через гладкую трубу, а как бы трется о гофрировку магнитного поля. Из-за силы трения скорость потока получается ниже сверхзвуковой, а значит, и потерь будет меньше.
                См. https://rscf.ru/news/media/v_iyaf_so_ran_gotovyat_konfetku_smola/
                Установка ТриАльфаЭнерджи содержит открытую магнитную ловушку, в центре которой тангенциально направленными в плазму микроволновыми и/или нейтральными пучками создают термоэдс. За счёт термоэдс (возникающей из-за неравномерного нагрева плазмы по ходу затухающего из-за поглощения в плазме пучка) создают тангенциальный электрический ток, направленный в противоположном направлении электротоку в магнитных соленоидах окружающих магнитную открытую ловушку. Из-за противоположного направления тангенциального электротока, наведенного в плазме тангенциальными пучками, в плазме образуется тороидально-полоидальная конфигурация магнитного поля сферомака. Эта сферомачная конфигурация магнитного поля особо эффективна в плане удержания высокоплотной
                высокотемпературной плазмы. Побочным эффектом сферомачного удержания являются струи более холодной, но более плотной плазмы, способные истекать из полюсов сферомака в обе стороны вдоль оси Z магнитной ловушки (по и против направления оси Z).Одна из этих струй способна создавать реактивную тягу. Вторую струю (противоположного направления) тормозят многопробочной или вращающейся винтовой конфигурацией магнитного поля. Кстати, источники нейтральных пучков в ТриАльфа сделаны в Новосибирске.
                1. Disant
                  Disant 19 апреля 2021 11:09
                  +1
                  https://rscf.ru/news/media/v_iyaf_so_ran_gotovyat_konfetku_smola/
                  Установка ТриАльфаЭнерджи содержит открытую магнитную ловушку,

                  нормальная ссылка.
                  но они сами же и пишут, что это ещё не скоро. Два -три поколения ловушек+, то есть лет 50 ждать "обычного реактора" , и с ловушкой значит ещё долго.
                  И плазма , судя по ссылке, выдаёт 100км/с, а электрореактивные , собранные в железе ИД-500 выдаёт уже 70км/с. А ведь могут и прибавить.
                  скорее всего, дразнят партнёров.
                  или я ошибаюсь в порядках скоростей ?
                  1. Svetlana
                    Svetlana 20 апреля 2021 13:31
                    +1
                    Цитата: Disant
                    плазма , судя по ссылке, выдаёт 100км/с, а электрореактивные , собранные в железе ИД-500 выдаёт уже 70км/с. А ведь могут и прибавить.

                    Вы не ошибаетесь в порядках скоростей. Но нам нужно с околоземной орбиты до Луны долететь как можно быстрее. Применяя термоядерный реактивный двигатель (ТЯРД) Вивернджет (https://tnenergy.livejournal.com/7428.html ) на основе открытой магнитной ловушки (см. http://go2starss.narod.ru/pub/E028_WJ.html) рассчитаем основные параметры корабля и время доставки груза на Луну.
                    В расчётах возьмём параметры Вивернджет: сухая масса ТЯРД 60 тн. Масса рабочего тела 40..60тн (водород или бутиллитий C4H9Li - соединение лития с бутаном).Вода тоже может быть рабочим телом, но она больше излучает в дискретном спектре.
                    Примем минимальную температуру истекающего рабочего тела за 17,5 эВ (где 13 эВ - энергия ионизации, и 4,5 эВ - энергия термической диссоциации молекулы 2H). Удельный импульс такого рабочего тела будет составлять 91 850 м/сек или 9 360 сек.
                    Истекающие через магнитное сопло 1,86 грамма в секунду 65 кэВ-ной плазмы могут нагреть до температуры 17,5 эВ около 7 килограммов водорода, что даст тягу в 633 кН (или 64 500 килограмм*с). Время работы ТЯРД 3000 сек. Скорость корабля в конце работы ТЯРД 15км/с. Расход топлива за время работы ТЯРД 21 тн. Расстояние от Земли в конце работы ТЯРД 22000км. Время полёта до Луны 10 часов.
                    Для сравнения: Нуклон с ионными реактивными двигателями достигнет Луны за 200 суток. Вывод: ИД-500 не годится для решения актуальных задач на Луне и геостационарной орбите в угрожаемый период.
                    1. Disant
                      Disant 21 апреля 2021 00:13
                      0
                      Но нам нужно с околоземной орбиты до Луны долететь как можно быстрее.

                      Время полёта до Луны 10 часов.
                      Для сравнения: Нуклон с ионными реактивными двигателями достигнет Луны за 200 суток. Вывод: ИД-500 не годится для решения актуальных задач на Луне и геостационарной орбите в угрожаемый период.

                      В угрожаемый период нам надо будет готовиться снимать с орбит жпс-спутники, спутники управления группировками спутников и низкоорбитальные спутники противника, а не по Луне скакать.
                      Поясните смысл так торопиться переть к Луне в угрожаемый период ? там ничего нет и в ближайшие лет 10 не будет - сегодняшняя американская лунная программа - пшик. если конечно они не задумали вместо лунных и надлунных баз напихать туда военных спутников. Но к тому времени Нуклон уже подоспеет и разгонит всю шайку.
                      .
                      вообще, даже так скажуспрошу - зачем вообще ЯРДвигатель в космосе? он просто эффективнее "обычных" ракет на химическом топливе. И всё. Дальше только проблемы. Причём чем дальше от Земли нужно улететь, тем всё больше ЭРД догоняют его по времени и в определённой точке времени полёта они его обгонят. И это только говоря про время.
                      1. Svetlana
                        Svetlana 23 апреля 2021 15:34
                        0
                        Цитата: Disant
                        В угрожаемый период нам надо будет готовиться снимать с орбит жпс-спутники, спутники управления группировками спутников и низкоорбитальные спутники противника

                        Вы правы. В угрожаемый период нам надо будет готовиться снимать с орбит спутники противника .Один из вариантов - снятие спутников лунной галькой, поднятой с её поверхности взрывом. Для быстрого полёта к Луне можно применить импульсный термоядерный двигатель. Основу импульсного термоядерного двигателя составляет простая двухпробочная магнитная ловушка на 6 Тесла. Внутри ловушки периодически взрывают термоядерные мишени.
                        Термоядерная мишень представляет из себя цилиндр-лайнер из бериллия (Be) или алюминия (AL), длиной 10см, диаметром 10см, толщиной стенки 1,5 миллиметра. Мишень располагают в центре сферической взрывкамеры радиусом 6м в аксиальном магнитном поле 6..10 Тесла с конфигурацией простой двухпробочной магнитной ловушки, создаваемом внешними катушками, расположенными снаружи взрывкамеры.
                        На наружной поверхности Be-цилиндра — нанесено 300 грамм взрывчатого вещества (ВВ). На внутренней поверхности Be-цилиндра — нанесён слой DT топлива в виде соединения LiD+LiT.
                        Плазму внутри Be - цилиндра создают и предварительно разогревают до 100..300 электронвольт микроволновыми лучами импульсных гиротронов с длиной волны 1,47мм. Суммарная энергия в лучах гиротронов 23 Кдж. Длительность излучения гиротронов 10 мкс. Число лучей 40шт.
                        Микроволновые лучи конусной формы формируют импульсными гиротронами затем фокусируют на мишень в виде суживающихся к мишени конусов используя дифракционные линзы Френеля или параболические зеркала диаметром 50см.
                        Импульсная мощность каждого СВЧ луча 51МВт. Микроволновые лучи направляют внутрь взрывкамеры через окошки в её стенках. Радиус окошка диафрагмы (т.е внутренний радиус ствола для ввода СВЧ луча во взрывомагнитную камеру с лайнером) 20см.
                        Далее микроволновые лучи направляют внутрь лайнера по непересекающемуся семейству образующих однополостного гиперболоида под углом 45 градусов к вертикальной оси лайнера внутрь Be-цилиндра через верхний торец лайнера на внутреннюю поверхность стенок лайнера с нанесённым на неё DT топливом.
                        Однополостный гиперболоид вращения, по образующим которого направляют микроволновые лучи, имеет вертикальною ось, совпадающую с вертикальной осью лайнера.
                        Диаметр горла однополостного гиперболоида вращения выбирают равным 5,14см и располагают плоскость сечения горла проходящей через точку центра бывшей крупинки DT топлива на оси лайнера. Всего у однополостного гиперболоида есть два непересекающихся семейства образующих.
                        Микроволновые лучи направляют по одному семейств, а именно - по тому семейству, которое даёт из-за термоэдс в плазме крупинки азимутальный электрический ток, направленный противоположно электротоку в кольцевых соленоидах простой пробочной магнитной ловушки с магнитным полем 6 Тесла, окружающих взрывкамеру.
                        В другом варианте в центре лайнера на его оси располагают крупинку соединения LiD+LiT. Затем эту крупинку испаряют и ионизуют лазерным лучом.
                        Когда плазма от крупинки расширится до внутреннего радиуса лайнера, включают микроволновые лучи.
                        Длительность действия микроволновых лучей 10 мкс. За счёт термоэдс при поглощении в плазме с концентрацией 10^17 см-3 микроволновыми лучами в плазме внутри лайнера создают конфигурацию вмороженного в плазму магнитного поля сферомака. Затем эту плазму с вмороженным в неё магнитным полем сферомака начинают сжимать радиальной имплозией путём инициирования заряд ВВ на наружной поверхности лайнера.
                        Инициируют ВВ с наружной поверхности сфокусированными маломощными импульсными лазерными лучами, как во взрывомагнитном генераторе.
                        Выполняют адиабатическое сжатие плазмы с вмороженным магнитным полем сферомака внутри Be-цилиндра.За 10 мкс плазма сожмется от диаметра 10см до диаметра 1см.
                        По достижении диаметра 2,33 см (когда сжатая плазма станет непрозрачной для длины волны излучения лазера) у сжимаемого имплозией ВВ замагниченного плазмоида включают импульсный СО2-лазер, длительностью 10 нсек, с энергией луча 10 кдж.
                        Направляют этот луч лазера по оси лайнера на сжатую плазму. Инициируют начало термоядерного горения в сжатой плазме с вмороженным в неё тоже сжатым магнитным полем сферомака. Термоядерное энерговыделение
                        будет 10^7 дж. Взрывы лайнера производят периодически с частотой 1 раз в секунду. Продукты взрыва лайнера с мишенью общей массой 330 грамм улетают через магнитное сопло со скоростью 8270м/с, создавая тягу 2,66E+03Н
                        При массе корабля 100Тн с описанной выше импульсной термоядерной установкой на борту и запасом мишеней-лайнеров суммарной массой 28 Тн за 24 часа можно набрать вторую космическую скорость и отправиться к Луне.
                      2. Disant
                        Disant 23 апреля 2021 20:33
                        0
                        миномёт наоборот - про такие подробности и цифры слышу впервые. Тут надо рисовать. Видимо и ссылка есть. Просим, делитесь))
                        .
                        В другом варианте в центре лайнера на его оси располагают крупинку соединения LiD+LiT.

                        вот про это слышал, про первое - не слышал и не понял. Надо рисовать.
                        Говорили про полимерное топливо, LiD+LiT - видимо это и есть.
                        .
                        Импульсная мощность каждого СВЧ луча 51МВт
                        -описка видимо.
                        1МВт = 1000кВт = 1 000 000 Вт = 1 000 000 000 мВт .

                        .
                        короче - без рисунков - ничего не понятно, но очень интересно.
                        в любом случае это что-то далёкое пока.
                        .
                        .п.с. и если расход мишеней -28тонн за 24 часа ,а на выхлопе - вторая космическая скорость - то это тупик
                      3. Svetlana
                        Svetlana 25 апреля 2021 17:27
                        0
                        Цитата: Disant
                        Видимо и ссылка есть.

                        Вот ссылка : https://zen.yandex.ru/media/iap_zts/kto-bystree-fatima-ibrahimi-razrabotala-termoiadernyi-kosmicheskii-dvigatel-sposobnyi-ubit-nuklon-v-zarodyshe-601e86a85fadcc22a9c2eab5
                        По ссылке есть рисунки, поясняющие принцип действия импульсного термоядерного двигателя, основанный на периодическом выбросе через магнитное сопло замагниченных плазмоидов-сферомаков. Описки в импульсной мощности гиротронов нет. Длина волны гиротронов 1,47E-01см выбрана такой, что частота СВЧ излучения гиротронов меньше электронной циклотронной в магнитном поле внешних соленоидов магнитной ловушки. Необыкновенные СВЧ волны могут проникать в замагниченный плазмоид-сферомак при частоте меньше плазменной и меньше электронной циклотронной частоты, достигая областей электронно-циклотронного резонанса при проникновении в плазму со стороны более сильного магнитного поля в на оси плазмоида-сферомака, двигаясь в сторону более слабых тороидально-полоидальных магнитных магнитных полей , находящихся внутри плазмоида вокруг его оси. Достигая области электронно-циклотронного резонанса , свч лучи поглощаются плазмоидом, передавая ему свою энергию и генерируя в плазмоиде тороидально-полоидальный электрический ток за счёт термоэдс. Суммарная энергия 40 штук СВЧ лучей 23 килоджоуля, длительность их действия 10^(-5) секунд (10мкс). Суммарная мощность 40 шт СВЧ лучей 2011 Мегаватт, мощность в одном луче 2011/40=50,2Мвт.
                        Расход мишеней пропорционален кубу их размеров, поэтому оптимизируя размер мишеней можно оптимизировать и необходимую силу тяги.
                      4. Disant
                        Disant 25 апреля 2021 18:36
                        0
                        вы меня конечно извините - но это какой-то шаманизм.
                        Двигатель на основе токамака, плюющий плазмой.
                        Обычных то токамаков рабочих ещё нет, и сколько продлятся работы даже ещё на уже ещё строящихся новых установках - никто не знает, но точно знают, что потом надо будет строить ещё новее - тоже для опытов. Это уже два цикла минимум лет на пятьдесят.
                        токамак опять же надо запитывать электричеством(наверное из голого космоса) и ещё как я понял -))) дополнительно чем -то стрелять по мишени двумя тысячами МВт - это мощность нескольких АЭС.
                        по вашей ссылке не то что приблизительно ничего не объясняется - но там пишут про те же одну-несколько сот км в секунду скорости, что дают и обычные ионники.
                        .
                        Даже если отбросить бред про свч и мегаватты энергии на стрельбу, в любом случае есть формула Циолковского, а там только три параметра , способные повлиять на скорость корабля - скорость и масса отбрасываемого топлива и масса корабля.
                        .
                        надеюсь, что я вас не понял и вас не ввели в заблуждение.
                        ссылка очень плохая
                      5. Svetlana
                        Svetlana 25 апреля 2021 19:48
                        0
                        Цитата: Disant
                        ссылка очень плохая

                        Понять принцип работы импульсного термоядерного двигателя помогут следующие ссылки:
                        https://www.studmed.ru/vedenov-aa-zadachnik-po-fizike-plazmy_7789d363b0a.html
                        https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-plasma-physics/article/an-alfvenic-reconnecting-plasmoid-thruster/F296E45CC504E8FF2586EA79117E2514
                        Надеюсь, на этот раз они Вам понравятся. Там даже есть формула Циолковского Δv=ve*ln(m0/m1)
                      6. Disant
                        Disant 25 апреля 2021 21:05
                        0
                        это очень жёсткие ссылки - Задачник по физике плазмы.))) 1981г.
                        Просто для широкого круга читателей есть более простые объяснения, и та ссылка на Доктор Фатима Ибрахими с поясняющими рисунками - просто ужасные, тем более там нет никаких пояснений, но есть получаемая скорость выплёвываемой плазмы без приведения предполагаемых масс.
                        Во-вторых, новый двигатель создаёт тягу, выбрасывая частицы плазмы и магнитные "пузыри", известные как плазмоиды.

                        тот же принцип работы химического двигателя имеющего на выхлопе скорости существующих ионных двигателей в железе.
                        Предполагается отталкиваться от магнитных пузырей, перебирая гравитационные струны вселенной? - да нет, она пишет , что пузыри помогают всего-лишь выбрасывать плазму
                      7. Disant
                        Disant 25 апреля 2021 21:27
                        0
                        Надеюсь, на этот раз они Вам понравятся. Там даже есть формула Циолковского Δv=ve*ln(m0/m1)

                        там же, во второй ссылке -
                        тяга в идеале не зависит от ионой массы
                    2. Svetlana
                      Svetlana 25 апреля 2021 20:31
                      0
                      Цитата: Disant
                      бред про свч и мегаватты энергии на стрельбу,

                      По поводу бреда насчёт СВЧ - см ссылки:
                      https://radiophysics.unn.ru/sites/default/files/papers/2011_8-9_559.pdf
                      https://scientificrussia.ru/articles/multimegavattnyj-millimetrovyj-girotron
                      В разработанном гиротроне, в отличие от реализованных ранее длинноволновых приборов, использован встроенный квазиоптический преобразователь излучения рабочей моды в гауссов волновой пучок с эффективностью трансформации более 95 %.Максимальная выходная импульсная мощность, наблюдавшаяся в эксперименте, составила 5,6 МВт на частоте 94,4 ГГц при КПД около 20%.
                      Цитата: Disant
                      надо запитывать электричеством(наверное из голого космоса)
                      Запитывать электричеством будут используя прямое пребразование энергии расширяющегося плазмоида в электроэнергию магнитного поля внешних соленоидов, примерно как в бензиновом двигателе внутреннего сгорания, в котором вместо продуктов сгорания бензина - плазмоид после завершения в нём термоядерной реакции, в качестве поршня - магнитное поле внешних соленоидов открытой магнитной ловушки, а в качестве шатуна с коленвалом - инверторный преобразователь тока в цепи катушки внешнего соленоида.
                  2. Svetlana
                    Svetlana 29 апреля 2021 20:48
                    0
                    По уточнённому расчёту суммарная энергия 40 штук СВЧ лучей 8,5 килоджоуля, длительность их действия 97 микросекунд. Суммарная мощность 40 шт СВЧ лучей 87,55 Мегаватт, мощность в одном луче 2,19Мвт.
                    До / После сжатия плазмоида зарядом взрывчатки
                    1,25E+017/ 1,25E+020 n см-3 концентрация ионов в плазмоиде
                    1,160E+06/ 1,160E+08 T K температура плазмы в плазмоиде
                    5,24E+002/ 5,24E-001 V см3 объём плазмоида
                    3,143E+03/ 1,048E+05 U дж тепловая энергия в плазмоиде
                    5,00E+000/ 5,00E-001 радиус плазмоида, см
                    3,88E+004/ 3,88E+006 магнитное поле вмороженное в плазмоиде, Гс
                    9,70E-005 длительность действия лучей гиротронов, сек
                    40 количество лучей гиротронов,шт
                    2,19 Мощность в каждом луче гиротронов, МВт
                2. Svetlana
                  Svetlana 1 мая 2021 23:56
                  0
                  Цитата: Disant
                  если расход мишеней -28тонн за 24 часа ,а на выхлопе - вторая космическая скорость - то это тупик

                  Расчёты при различных размерах термоядерной мишени показывают сильную зависимость термоядерного энерговыделения от размеров мишени.




                  Чтоб плазмоид не улетел через магнитную пробку при подаче косых свч лучей только со стороны одной магнитной пробки, под действием реактивной тяги от абляции таблетки DT,
                  СВЧ конусные лучи направляют по двум семействам непересекающихся образующих однополостного гиперболоида вращения:
                  по первому семейству со стороны верхней магнитной пробки направление движения электромагнитных волн в лучах волн сверху вниз;
                  по второму семейству со стороны нижней магнитной пробки направление движения электромагнитных волн в лучах снизу вверх.
                  Каждая образующая первого семейства пересекается с образующей второго семейства. Образующие одного семейства не пересекаются.
                  Магнитных пробок от внешних соленоидов может и не быть вообще - т.к. плазму удержит металлический цилиндрический стакан из Be или из AL.
                  Экваториальная плоскость DT-таблетки совпадает с экваториальной плоскостью металлического цилиндра, окружающего DT-таблетку.
                  На внешнюю поверхность металлического цилиндра (окружающего DT-таблетку) нанесён слой взрывчатки.
                  Толщина слоя взрывчатки (ВВ) возле торцов металлического цилиндра увеличена по сравнению с толщиной слоя взрывчатки в экваториальной плоскости металлического цилиндра на его наружной поверхности.
                  Острия конусов CO2 лучей фокусируют на поверхность таблетки DT диаметром 1..2см.
                  Острия конусов СВЧ фокусируют на горловине однополостного гиперболоида диаметром 4..8см.
                  Конусные лучи СВЧ гиротронов и/или CO2 импульсных лазеров (направленные по 2 семействам образующих однополостного гиперболоида вращения ) проходят через верхний и через нижний торцы металлического цилиндра

                  Азимутальная компонента электромагнитных лучей гиротронов формирует в плазме вокруг крупинки DT два кольцевых электротока одинакового направления, создающих конфигурацию магнитного поля простой двухпробочной магнитной ловушки вокруг таблетки DT-топлива. Эти два кольцевых электротока одинакового направления (формирующие конфигурацию простой двухпробочной магнитной ловушки) притягиваются друг к другу. Магнитное поле кольцевых электротоков обжимает таблетку DT, но из-за скин свч эффекта кольцевые электротоки будут поверхностными по тонкому слою поверхности таблетки и внутрь таблетки далеко не пойдут. Таблетка DT под действием сфокусированных на её поверхность лазерных лучей начнёт испаряться с её поверхности. Испаряющийся газ ионизируют лучами гиротронов в течение времени действия гиротронов порядка 100 микросекунд. За это время вся таблетка DT может не успеть вся испариться, но будет подпитывать образовавшийся замагниченный плазмоид-сферомак низкотемпературной плазмой на аксиальной оси сферомака и стабилизировать неустойчивости на границе сферомака. Поток DT испаряющийся с поверхности DT таблетки лучами CO2 лазеров - расширяется, достигает свч горловины однополостного гиперболоида диаметром 4см - радиус горловины 2см

                  Осевая компонента конусных электромагнитных лучей (направленных по 2 семействам образующих однополостного гиперболоида вращения) формирует
                  радиально направленное магнитное поле в экваториальной плоскости DT-таблетки. Это радиальное магнитное поле препятствует сближению двух кольцевых областей
                  с одинаково направленными и притягивающимися друг к другу кольцевыми азимутальными токами в плазме вокруг DT таблетки.
                  Но благодаря увеличению толщины ВВ на торцах металлического цилиндра после взрыва ВВ происходит сближение двух кольцевых областей с одинаково направленными и притягивающимися друг к другу кольцевыми азимутальными токами в плазме вокруг DT таблетки. За счёт взрыва ВВ плазмоид сжимают по радиусу в 10 раз. Основная доля тепловой энергии в сжатом плазмоиде создаётся не за счёт энергии свч лучей или лазеров, а за счёт энергии взрыва ВВ при адиабатическом сжатии плазмоида.
                3. Svetlana
                  Svetlana 8 мая 2021 18:32
                  0
                  Есть и другой способ избежать улетания плазмоида через магнитную пробку при подаче косых свч лучей (направленных по семейству непересекающихся образующих однополостного гиперболоида вращения ) только со стороны одной магнитной пробки из двух пробок магнитной бутылки, создаваемой внешними соленоидами, под действием реактивной тяги от абляции таблетки DT.
                  DT таблетку устанавливают в цилиндрическом стакане, торец которого закрыт твердотельной крышкой, образующей дно стакана. Внутреннюю поверхность твердотельного дна стакана покрывают слоем дейтерида лития.
                  Плазмоид удержит от улетания дно стакана, а с открытого торца стакана - плазмоид удержит внутри стакана от улетания реактивная тяга плазмы, истекающей через открытый торец стакана, возникающей от абляции таблетки DT.
                  Экваториальная плоскость DT-таблетки совпадает с экваториальной плоскостью металлического цилиндра, окружающего DT-таблетку.
                  Боковые стенки цилиндрического стакана изготовлены из Li-Be сплава или из AL.
                  На наружную поверхность цилиндрического стакана (окружающего DT-таблетку) нанесён слой взрывчатки.
                  Толщина слоя взрывчатки (ВВ) возле торцов цилиндрического стакана увеличена по сравнению с толщиной слоя взрывчатки в экваториальной плоскости металлического цилиндра на его наружной поверхности.
                  Лучами гиротронов и/или лазеров создают внутри стакана замагниченный плазмоид с давлением плазмы несколько десятков атмосфер.
                  Магнитное поле в замагниченном плазмоиде - сферомачного типа, имеет тороидальную и полоидальную компоненты. Полоидальная компонента магнитного поля на оси плазмоида направлена против направления осевого магнитного поля, создаваемого внешними соленоидами магнитной бутылки.
                  Острия конусов CO2 лучей фокусируют на поверхность таблетки DT диаметром 1..2см.
                  Острия конусов СВЧ лучей фокусируют на горловине однополостного гиперболоида диаметром 4..8см.
                  Конусные лучи СВЧ гиротронов и/или CO2 импульсных лазеров (направленные по семейству непересекающихся образующих однополостного гиперболоида вращения ) проходят через открытый торец цилиндрического стакана.
                  На создание замагниченного плазмоида внутри цилиндрического стакана потребуется примерно 100 микросекунд. Температура плазмы в плазмоиде достигнет 100Эв, а давление плазмы составит 40 атмосфер.
                  После создания плазмоида лазерными лучами инициируют ВВ на наружной поверхности цилиндрического стакана и адиабатически сжимают плазмоид от радиуса 8 см до радиуса 0.8см. Вспышка термоядерного горения в конце сжатия плазмоида приведёт к энерговыделению в тротиловом эквиваленте 150 кг TNT.
  • Intruder
    Intruder 16 апреля 2021 14:59
    +2
    Не смотрите на большую продолжительность полета, общая масса системы будет не более 55 тонн, а движками будут ионные двигатели. Общий полезной нагрузки до 10 тонн. Посмотрим, что родит DARPA.
    Так они же, от ионников отказались как раз в этом варианте и других электрореактивных схем, только "термореактивный" движок с нагревом от бортовой ЯЭУ, газообразного (молекулярного) водорода..,также как и британцы заявляют в этом году, что им нужны ЯРД для космических проектов!?
    Оригинал этой новости на оф.сайте DARPA:
    The space domain is essential to modern commerce, scientific discovery, and national defense. Maintaining space domain awareness in cislunar space – the volume of space between the Earth and the Moon – will require a leap-ahead in propulsion technology.
    The goal of the Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations (DRACO) program is to demonstrate a nuclear thermal propulsion (NTP) system on orbit. NTP uses a nuclear reactor to heat propellant to extreme temperatures before expelling the hot propellant through a nozzle to produce thrust. Compared to conventional space propulsion technologies, NTP offers a high thrust-to-weight ratio around 10,000 times greater than electric propulsion and two-to-five times greater specific impulse (i.e. propellant efficiency) than chemical propulsion.
    The DRACO program anticipates two tracks. Track A will include the baseline design of a NTP reactor and culminate in a baseline design review. Track B will include development of an operational system concept to meet operational mission objectives and a demonstration system design that is traceable to the operational system but focuses on demonstrating the propulsion subsystem. Track B is anticipated to culminate in a technology maturation plan review for the demonstration system.
  • Disant
    Disant 16 апреля 2021 21:12
    0
    Но у нас хотя бы определились с задачами:

    да у нас не то что определяться с задачами на Нуклоне, у нас эти задачи надо накидывать как можно больше - на борту будет действующий ПОСТОЯННО с хорошей отдачей ядерный реактор)) - повесил корабль на орбиту Луны, Марса, Юпитера и хочешь сей, а хочешь пахай с десяток лет без перерыва ))
    а можно и что военное прикрутить - постоянные 200-500 кВт мощща! На пяток боевых длительного действия лазеров хватит.
    .
    Американский проект в настоящем виде даст только импульс для разгона и торможения корабля.
  • Per se.
    Per se. 16 апреля 2021 07:02
    -3
    Интерес к системам с ЯРД проявляют и в NASA – они могут быть полезными для невоенного освоения космоса. Предполагается, что система по типу DRACO упростит проведение научных миссий, таких как полеты к Луне или к Марсу. В последнем случае, по расчетам, ядерный двигатель позволит сократить продолжительность полета вдвое.

    На Луну ребята из NASA запросто слетали более 50 лет назад, что называется, всё с первого захода. До сих пор и близко не создана ракета, хотя бы повторяющая заявленную грузоподъёмность и безаварийность, как у вдруг появившейся ещё полвека назад "Сатурн 5", подобное можно сказать и про двигатели F-1.
    Теперь они долгими годами безаварийно катаются по Марсу, не создав до сих пор ни одного лунохода.
    Если к теме создания ядерного двигателя для полёта к Марсу, понимается и пилотируемый полёт, ребятам надо понимать, что кроме сокращения времени полёта, остаётся до сих пор нерешённой тема безопасности экипажа в открытом космосе, без защиты озонового слоя Земли, за радиационными поясами нашей планеты.
    Здесь уместно вспомнить слова нашего президента Владимира Путина, в интервью Сергею Говорухину (2017.04.03).

    С.Говорухин: Кто первый полетит на Марс?
    В.Путин: Машина. Почему? Потому что все планируют полёты на Марс, но мало кто знает, что в сегодняшних условиях и в сегодняшних космических кораблях живая клетка вряд ли долетит. Просто живая клетка в таком жёстком космосе, в дальнем, не защищена космическим кораблём. Наверное, всё меняется и, наверное, такие возможности появятся, но есть проблемы пока. Поэтому пока, наверное, будут всё-таки исследования проводиться с помощью техники.
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 16 апреля 2021 07:18
      -9
      Цитата: Per se.
      в сегодняшних космических кораблях живая клетка вряд ли долетит

      Живая вряд ли, а вот лживая вполне! "Аполлоны" не соврут!
    2. BlackMokona
      BlackMokona 16 апреля 2021 07:46
      +11
      Ну так посмотрите сколько тогда НАСА платили и сколько сейчас.
      Вопрос только в цене.
      1. Per se.
        Per se. 16 апреля 2021 09:56
        -4
        Цитата: BlackMokona
        Ну так посмотрите сколько тогда НАСА платили и сколько сейчас.
        Хотите сказать, что сейчас у NASA нет денег на "Сатурн 5" и движок F-1, а посылать марсоходы дешевле, чем луноход?
        Вообще, я понимаю, что дорогому Леониду Ильичу подарок от Никсона, «Lincoln Continental», в ценах тех лет стоил 10 000 долларов, а уже в ценах 2018 года стоил бы около 60 000, но дело как раз не только в цене.

        Интересно совсем иное, повторюсь.
        Непревзойдённая и поныне ракета Сатурн-5. Была, но куда то делась...

        Непревзойдённые и поныне двигатели F-1. Были, но куда то делись...

        Лунные модули, на которых сразу, сели и взлетели с Луны, не имея предварительной наработки, не совершая с Луны не одного подобного старта. Были, но куда то делись...

        Чертежи, проектная документация, расчётные характеристики. Были, но куда то делись...

        Оригиналы фото и киноплёнки. Были, но куда то делись...

        Килограммы якобы привезённого лунного грунта. Были, но куда то делись...

        Непревзойдённая технология вхождения в атмосферу Земли на 2 космической скорости по "однонырковой схеме", без увечья "астралонавтов" от перегрузок и критического состояния спускаемого аппарата. Была, но куда то делась...

        Уникальная защита от радиации, которой для пилотируемых полётов за пределы радиационных поясов Земли до сих пор пока никто не представил. Была, но куда то делась...

        Скафандр... Космическая радиация, на Луне перепад температур от -173 градусов по Цельсию, до +127. Уникальные должны быть технологии, очень бы они пригодились и на самой Земле, например, при аварии на АЭС Три-Майл-Айленд в Пенсильвании. Но и здесь, - были, но куда то делись...

        Верить или нет NASA (других источников непосредственно подтверждающих покорение американцами Луны нет), личное дело каждого.

        Неизменен, никуда не пропадает только имидж самой передовой капиталистической страны, ради которого можно пойти на любые затраты, вообще на всё. Вот, это главное.
        1. SovAr238A
          SovAr238A 16 апреля 2021 10:21
          +4
          Цитата: Per se.


          Интересно совсем иное, повторюсь.
          Непревзойдённая и поныне ракета Сатурн-5. Была, но куда то делась...
          Непревзойдённые и поныне двигатели F-1. Были, но куда то делись...
          Лунные модули, на которых сразу, сели и взлетели с Луны, не имея предварительной наработки, не совершая с Луны не одного подобного старта. Были, но куда то делись...
          Чертежи, проектная документация, расчётные характеристики. Были, но куда то делись...


          Если Вы хоть как связаны с реальным производственным процессом и знаете, что такое технологические карты - то должны понимать невозможность восстановления старого производства.
          Проще, быстрее, дешевле создать заново, чем пытаться "возродить" старое.

          Есть очень популярное (на бытовом уровне) описание - почему "возродить" старое - это худшее, что можно было представить - https://www.yaplakal.com/forum2/topic2025412.html
          1. Per se.
            Per se. 16 апреля 2021 11:08
            -2
            Цитата: SovAr238A
            Есть очень популярное (на бытовом уровне) описание - почему "возродить" старое - это худшее, что можно было представить
            Так, не возрождайте, сделайте новое, сделайте лучше. Однако, NASA до сих пор не в состоянии разработать тяжелую ракету с грузоподъемностью 70 тонн, не говоря уже о повторении возможностей «Сатурна-5».

            Спорить со "знатоками" от NASA, которые как могут выворачиваются в оправданиях и демагогии, от неизбежных творческих ляпов полувековой давности, безнадёжное дело, как и переубеждать секту "свидетелей лунных".
            Скажу короче, сделка Брежнева по Луне, где нас "помазали" к теме, в счёт американских уступок (Союз-Аполлон), в конечном счёте породила фетиш Запада, привела к развалу Советского Союза. Но, врать бесконечно нельзя, заложенные "на вырост" липовые достижения, оказалось и через 50 лет повторить невозможно.
            Очень может быть, что и ещё 50 лет никто не сможет реально так летать на Луну, как в американском шоу. Последствия национального позора для США, будут не менее катастрофическими, чем развал СССР, после нашей временной выгоды от американских подарков, уступок и политических дивидендов на разрядке.

            Время всё расставит по своим местам, без, - "Я Ерёма ты Фома. Я те слово ты мне два".
            Всего хорошего.
            1. oleg83
              oleg83 16 апреля 2021 12:14
              +4
              Цитата: Per se.
              Цитата: SovAr238A
              Есть очень популярное (на бытовом уровне) описание - почему "возродить" старое - это худшее, что можно было представить
              Так, не возрождайте, сделайте новое, сделайте лучше. Однако, NASA до сих пор не в состоянии разработать тяжелую ракету с грузоподъемностью 70 тонн, не говоря уже о повторении возможностей «Сатурна-5»

              Про SLS не слышали?
              1. Per se.
                Per se. 16 апреля 2021 12:54
                0
                Цитата: oleg83
                Про SLS не слышали?
                Это который должен был "открыть совершенно новые возможности для науки и освоения человеком космоса далее околоземной орбиты, включая полеты астронавтов-исследователей в различные районы Солнечной системы для поиска ресурсов, создания новых технологий и получения ответа на вопрос о нашем месте во Вселенной"?
                Если "Ares V" должен был брать 180 тонн полезной нагрузки (от "Ares" пришлось отказаться, не получилось), новое чудо уже ограничивалось выводимыми грузами от 95 до130 тонн, причём, в создании SLS слишком много политики, по сохранению Штатами имиджа.
                Проект заявлен, "самой мощной ракетой-носителем в истории человечества, при этом её конструкция будет легко адаптироваться под различные требования, касающиеся как пилотируемых полетов, так и вывода в космос различных полезных грузов".
                Замечательно, но пока ничего реально не летает, тем более, так волшебно безаварийно, как при "Сатурне 5".
          2. Владимир_2У
            Владимир_2У 16 апреля 2021 11:32
            0
            Цитата: SovAr238A
            Проще, быстрее, дешевле создать заново, чем пытаться "возродить" старое.

            Да ладно. Не все согласны.


            Цитата: astepanov
            Учитывая многолетний задел и наземные испытания, вовсе не бред.

            Цитата: bayard
            Это реанимация разработок 60-х годов



            "Полёты на Луну" американцев ничего не дали космонавтике! Ни РН, ни кораблей! Вот спрашивается с чего такое шараханье от Сатурна-5 к "Шаттлу"? Где эволюционное развитие? Нечего развивать было просто.
            1. SovAr238A
              SovAr238A 16 апреля 2021 14:41
              +3
              Цитата: Владимир_2У
              Цитата: SovAr238A
              Проще, быстрее, дешевле создать заново, чем пытаться "возродить" старое.

              Да ладно. Не все согласны.


              Цитата: astepanov
              Учитывая многолетний задел и наземные испытания, вовсе не бред.

              Цитата: bayard
              Это реанимация разработок 60-х годов



              "Полёты на Луну" американцев ничего не дали космонавтике! Ни РН, ни кораблей! Вот спрашивается с чего такое шараханье от Сатурна-5 к "Шаттлу"? Где эволюционное развитие? Нечего развивать было просто.

              Что у нас сейчас, в данный момент, спустя почти 40 лет используется от Энергии и Бурана?
              Отвечу вашими же словами: "ни ракет, ни кораблей"...
              Что нашей космонавтике они дали?
              1. Вадим237
                Вадим237 16 апреля 2021 15:21
                -1
                РД 171МВ наземные испытания прошёл этим летом будут собирать Союз 5 где он будет применён в первой ступени а вообще от Бурана в гражданском секторе производства сотни наработок используются.
              2. Intruder
                Intruder 16 апреля 2021 15:23
                +3
                Что у нас сейчас, в данный момент, спустя почти 40 лет используется от Энергии и Бурана?
                ну как же:
                1.
                Двигательная установка РН «Энергия» состоит из четырех четырехкамерных кислородно-керосиновых двигателей РД-170
                даже продаются партнерам по космической гонке...
                2.
                Важным фактором, повлиявшим на успешную реализацию программы создания ракетного блока А, стало то, что параллельно с работами НПО «Энергия» по созданию РН «Энергия» в КБ «Южное» (г. Днепропетровск, генеральный конструктор В.Ф. Уткин) разрабатывалась РН среднего класса «Зенит». Ракетные блоки обеих РН должны были быть максимально унифицированными. Унификация предусматривалась по размерам топливных баков, применяемым конструкционным материалам, по двигателю и большинству агрегатов автоматики. Опережающие сроки создания РН «Зенит» сделали возможным во многом распространить на блок А результаты наземной и летной отработки блока I ступени РН «Зенит»
                И сейчас разгонные блоки делают, по той схеме: В ракете «Зенит-3SL» применяется разгонный блок ДМ-SL, в ракете «Зенит-3SLБ» — ДМ-SLБ, в ракете «Зенит-3SLБФ» — Фрегат-СБ. Разгонные блоки серии ДМ разработаны и производятся в РКК "Энергия", «Фрегат» — в НПО Лавочкина.
                Летавшие образцы изделий:
                1. «Зенит-3SLБФ» модификация ракеты «Зенит-2SLБ»/«Зенит-3SLБ», использующая КГЧ разработки НПО им. С. А. Лавочкина. В её состав входят ракета-носитель «Зенит-2SБ» и разгонный блок «Фрегат-СБ». Первый пуск (КА «Электро-Л»№1) состоялся 20 января 2011 года. КА успешно выведен на близкую к геостационарной орбиту.
                2. «Зенит-3SLБ»модификация ракеты «Зенит-3SL», доработанная под применение на Байконуре. В её состав входят ракета-носитель «Зенит-2SБ» и разгонный блок «ДМ-SLБ». Первый пуск (КА «Амос-3») состоялся 28 апреля 2008 года. КА успешно выведен на близкую к геостационарной орбиту.
              3. Владимир_2У
                Владимир_2У 16 апреля 2021 16:22
                -1
                Цитата: SovAr238A
                Что у нас сейчас, в данный момент, спустя почти 40 лет используется от Энергии и Бурана?
                Ого, т.е. между гибелью Советского Союза и не самыми паршивыми годами в США никакой разницы нет? Ну неплохо.
          3. Intruder
            Intruder 16 апреля 2021 15:14
            +3
            Проще, быстрее, дешевле создать заново, чем пытаться "возродить" старое.
            Ну если сравнивать, старый F-1 c новым Raptor, то имеем:
            у F-1:
            Тяга:
            Вакуум/ур. моря: 790 тс/690 тс.(7,77/6.77 MH)
            Удельный импульс:304/263 с.
            Время работы: 165 с.
            Давление в камере сгорания: 7 MPa.
            Степень расширения: 16
            у Raptor:
            Тяга:
            2МН (здесь проигрывает.., пока recourse )
            Удельный импульс: 375/330 с.
            Давление в камере сгорания: 33 МПа
            Степень расширения: 200/40
            поэтому и не думают восстанавливать технологию для F-1, пока летают на запасах РД-170, а потом после исчерпания их будут решать.., что/чем и как!? Скорее всего...хотя можно, как всегда ошибаться в стороны разные...
        2. Александр97
          Александр97 16 апреля 2021 13:19
          0
          Квалифицированному специалисту, а работники способные изготовить ракетный двигатель любой конструкции - это действительно Специалисты с большой буквы! Дальше больше! Инженеры проектировщики, инженеры технологи, зарплаты не меньше, а то и больше! Им всем не будут платить зарплату (достойную) если нет заказа здесь и сейчас!! Оборудование - документация - станки - оснастка всё это специализированное! Если на фрезерном (для примера) станке можно условно обрабатывать деталь для автопрома, то в любом случае для космоса оснастка на такие станки будет специфическая - дорогостоящая и не применимая для чего-то ещё. Лунная программа закончилась, итог капиталистического подхода: специалисты уволены, оборудование если не продано - в металлом, все техническая и технологическая документация (считаю это преступлением) в макулатуру! Частник (а сейчас и у нас так же) не будет платить зарплату и сохранять всё что не приносит дохода здесь и сейчас!!!!
    3. astepanov
      astepanov 16 апреля 2021 10:11
      +3
      Цитата: Per se.
      слова нашего президента Владимира Путина, в интервью Сергею Говорухину (2017.04.03).
      С.Говорухин: Кто первый полетит на Марс?
      В.Путин: Машина.

      О! Наш президент в 2017 году не знал, что марсоходы по Марсу ползают уже много лет? Теперь понятно, почему у нас лучший друг космонавтов - липовый "доктор технических наук" Рогозин.
    4. Комментарий был удален.
  • gridasov
    gridasov 16 апреля 2021 08:34
    -1
    Для начала необxодимо всем прекратить врать и честно определиться с положением вещей и знаний.
    1. Trapp1st
      Trapp1st 16 апреля 2021 09:14
      +3
      Для начала необxодимо всем прекратить врать и честно определиться с положением вещей и знаний.
      В любом обсуждении дел, во время сказанная фраза "просто нужно найти баланс" встречает одобрение laughing hi
  • pytar
    pytar 16 апреля 2021 09:16
    0
    Компания Gryphon Technologies предлагает современную конструкцию ЯРД, основанную на известной концепции двигателя с газообразным рабочим телом. В таком двигателе водород должен поступать в активную зону, принимать тепловую энергию и выходить через сопло, создавая тягу.

    Почему не вода? Водороду надо добивать, сжимать, охладить в сверхниские температуры, чтоб течный стал! Потом его надо сохранять в резевуар с моштная теплоизоляция! Сложновато и дорого! Верно, что при разширения он дасть больше тяги чем водяная пара, но водой можно сохранять гораздо легче не парясь сложными системами!
    1. vadimtt
      vadimtt 16 апреля 2021 09:36
      0
      А как вы думаете, почему генераторы электростанций на сотни мегаватт охлаждают водородом, а не водой, не смотря на всю опасность?
      Вот поэтому и самое оптимальное рабочее тело для ядерного теплового двигателя - водород.
      Мало того, в космосе работать (в том числе хранить) с водородом проще, чем с водой.
      1. gridasov
        gridasov 16 апреля 2021 10:38
        0
        А я полагаю ,что источником преобразования знергии радиоактивного материала является ртуть. При зтом я преднамеренно ушёл от термина ядерной знергии. Стоит определиться и с тем ,что прежде всего необxодимо построить математические модели алгоритмически последовательныx зтапов преобразования исключительно позитивныx зкстремумов каждого этапа. И только тогда можно понять почему ртуть и как использовать её ключевое свойство. Кстати не расxодуемый потенциал .
      2. pytar
        pytar 16 апреля 2021 11:52
        0
        А как вы думаете, почему генераторы электростанций на сотни мегаватт охлаждают водородом, а не водой, не смотря на всю опасность?

        Посколько я не специалист по этой темой, поинтересвался:
        http://gigavat.com/generator_sistemi_ohlaghdeniya.php
        При выполнении непосредственного жидкостного охлаждения генераторов в качестве охлаждающей жидкости применяют дистиллированную воду или масло, которые обладают более высокой теплоотводящей способностью по сравнению с водородом и, следовательно, позволяют еще больше увеличить единичные мощности генераторов при сохранении их размеров. Дистиллированная вода как охлаждающее вещество по сравнению с маслом имеет значительно больше достоинств: более высокие теплоотводящие свойства, пожаробезопасность. Поэтому в большинстве случаев мощные генераторы, которые выпускались в СССР, выполнялись с водяным охлаждением.
        Но как понял /возможно ошибаюсь/ водород позволяет снизить температуру рабочих поверхностей эфективнее чем вода, что сказывается на их долговечность ?!
        1. vadimtt
          vadimtt 16 апреля 2021 12:37
          +2
          К воде в генераторах пришли из-за более жестких требований безопасности (например, в рамках АЭС-2006). Все-таки водород в атмосфере опасен. Применительно-же к ракетной технике нужно учитывать, что водород имеет максимальную удельную теплоемкость из всех газов и учитывая его молекулу является довольно текучим (не гелий, но то-же неплохо). А в ядерном тепловом ракетном двигателе, где тепло непосредственно снимается с твэлов рабочим телом с высокой скоростью, эта характеристика крайне важна.
          1. pytar
            pytar 17 апреля 2021 13:13
            0
            Спасибо за информации! hi
  • Александр97
    Александр97 16 апреля 2021 10:14
    +1
    Американский проекты ЯРД 50-60-х годов «NERVA» (Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application),«KIWI», по проекту Pluto два прототипа двигателя — Tory-IIA и Tory-IIC. В рамках проекта Pluto, планировалось устанавливать ЯПВРД на крылатые ракеты, которые в 1950-х годах создавались под обозначением SLAM (Supersonic Low Altitude Missile (сверхзвуковая маловысотная ракета)). Планировалось построить ракету длиной 26.8 метра, диаметром три метра, и массой в 28 тонн. (ПРИВЕТ от Буревестника!).
    Советский ядерный двигатель РД-0410 был собранный в середине 60-х

    Чтобы увеличить температуру активной зоны без риска взрыва или расплавления стенок реактора, необходимо создать такие условия ядерной реакции, при которых топливо (уран) переходит в газообразное состояние или превращается в плазму и удерживается внутри реактора за счет сильного магнитного поля, не касаясь при этом стенок. А дальше рабочее тело - водород, поступающий в активную зону реактора, «обтекает» находящийся в газовой фазе уран, и превращаясь в плазму, с очень высокой скоростью выбрасывается через канал сопла.
    Этот тип двигателя получил название газофазного ЯРД. Температуры газообразного уранового топлива в таких ядерных двигателях могут находиться в диапазоне от 10 тысяч до 20 тысяч градусов Кельвина, а удельный импульс достигать 50000 м/с, что в 11 раз выше, чем у самых эффективных химических ракетных двигателей.
    Создание и использование в космической технике газофазных ЯРД открытого и закрытого типов — это наиболее перспективное направление развития космических ракетных двигателей и именно то, что необходимо человечеству для освоения планет Солнечной системы и их спутников.
    Первые исследования по проекту газофазного ЯРД начались в СССР в 1957 году в НИИ тепловых процессов (НИЦ имени М. В. Келдыша), а само решение о разработке ядерных космических энергоустановок на основе газофазных ядерных реакторов было принято в 1963 году академиком В. П. Глушко (НПО Энергомаш), а затем утверждено постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР.
    Разработка газофазного ЯРД велась в Советском Союзе два десятилетия, но, к сожалению, так и не была завершена из-за недостаточного финансирования и необходимости дополнительных фундаментальных исследований в области термодинамики ядерного горючего и водородной плазмы, нейтронной физики и магнитной гидродинамики.
    1. Дмитрий Владимирович
      Дмитрий Владимирович 16 апреля 2021 12:53
      0
      Цитата: Александр97
      Создание и использование в космической технике газофазных ЯРД открытого и закрытого типов — это наиболее перспективное направление развития космических ракетных двигателей и именно то, что необходимо человечеству для освоения планет Солнечной системы и их спутников.

      Тупиковый путь - контролировать, по сути, тепловой взрыв ядерного топлива - задача не решенная, а подобный двигатель - не безопасный ни для беспилотного буксира, ни тем более для пилотируемых полетов.
      Есть более управляемые и безопасные способы разогревать/разгонять рабочее тело до нужных температур/скоростей.
      1. Александр97
        Александр97 16 апреля 2021 13:49
        -1
        Сложная Инженерная конструкция несовершенная в своём исполнении опасна даже если будет на дровах!
        Насчёт открытого типа соглашусь, есть сомнения по КПД предсказуемо худшими значениями из-за излучения от взрыва в стороны и от космического корабля, т.е. не передающего импульс кораблю. По закрытому типу уверен до изобретения способов перемещения в космическом пространстве без использования реактивного принципа движения, ядерные РД - термоядерные РД - это единственный рабочий вариант для человечества для освоения солнечной системы! Если конечно не будут изобретены альтернативные источники с большей плотностью энергии на все топлива - ну гипотетически, например энергия вакуума.
        1. Дмитрий Владимирович
          Дмитрий Владимирович 16 апреля 2021 14:37
          +2
          Цитата: Александр97
          По закрытому типу уверен до изобретения способов перемещения в космическом пространстве без использования реактивного принципа движения, ядерные РД - термоядерные РД - это единственный рабочий вариант для человечества для освоения солнечной системы! Если конечно не будут изобретены альтернативные источники с большей плотностью энергии на все топлива - ну гипотетически, например энергия вакуума.


          Это определенно так.
          Удручает то, что человечество на вооружение и защиту друг от друга, тратит огромные средства, закрывая глаза на то, что угроза из космоса в любой момент может поставить глобальную точку в развитии цивилизации. Если бы метеорит взорвался не над Челябинском, а над Москвой - наверное кто то бы и задумался над этим.
          Экспедиция на Марс - могла быть осуществлена и при существующих технологиях. Но особо никто не торопится - стимула нет, как при Лунной гонке.
      2. Falcon5555
        Falcon5555 16 апреля 2021 18:27
        0
        тепловой взрыв ядерного топлива
        - почему взрыв? Там не предполагается никаких взрывов. Но осуществление сомнительно.
    2. Knell Wardenheart
      Knell Wardenheart 16 апреля 2021 15:14
      +1
      Газофазный по сути требует огромного и сверхсложного двигателя ,это неподъемный проект с учетом сложности наземных демонстраций .
    3. Вадим237
      Вадим237 16 апреля 2021 15:23
      0
      Этот двигатель уже давно устарел в технологическом плане. Сейчас его за основу брать ни кто не будет.
  • Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 16 апреля 2021 12:45
    +1
    Ядерный двигатель значительно компактнее и легче жидкостной установки с теми же показателями тяги, а также не нуждается в крупных баках для топлива и окислителя

    Не компактнее и не легче - с чем сравнивает автор?
    11Д58 — для блока «Д» РН Н-1
    11Д58М — для РБ «Блок ДМ» РН «Протон-К»
    11Д58М с НРО-М — использующий вместо углерод-углеродный сопловой насадок
    11Д58МФ — для применения в РБ «Блок ДМ-03» РН «Ангара-А5».

    Пока нет возможности сравнить расчетные цифры с реализованными проектами разгонных блоков


    Что значит не нуждается в "крупных баках"?
    Все же термин "емких", является более грамотным, в применении к емкостям, какими являются баки Т и ОТ.
    А рабочее тело в виде разогреваемого газа, в чем планирует хранить автор?
    Расход рабочего тела откуда автору известен?
    Еще и удельный импульс не озвучен ни отечественными разработчиками ни американцами.
  • Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 16 апреля 2021 15:10
    +1
    Учитывая вполне себе рабочую NERVA - не вижу никаких сложностей для актуализации этой идеи при вложении денег. Вероятно некоторое оживление на этом направлении связанно с освещением наших разработок типа "Буревестника" и "Нуклона". Им вполне логично понадобится мощный буксир в обозримом будущем ,вот они и начинают суетиться.
  • Falcon5555
    Falcon5555 16 апреля 2021 18:16
    0
    Ядерный двигатель значительно компактнее и легче жидкостной установки с теми же показателями тяги, а также не нуждается в крупных баках для топлива и окислителя.
    Всё это чушь! И не легче, и нуждается в крупных баках, тем более если речь о рабочем теле - водороде. Только оно называться будет не топливом, а рабочим телом. Преимущества - в тяге на единицу массы, и вообще тяге - перед электрореактивными двигателыми (а не "жидкостной установки"), и в бОльшей скорости истечения перед жидкостными ракетными (но не перед электрореактивными или электроракетными - всё равно как их назвать).
    двигатель с заданным уровнем характеристик... ...
    опять эта словесная вата - переливание из пустого в порожнее.
    Впрочем, вообще затея не совсем понятная.
    Как сообразуется рабочее тело - водород с длительным нахождением в космосе?
    Чем этот проект лучше Нервы? А тем, что для экологической безопасности предлагают использовать уран с относительно небольших обогащением. belay Т. е. оно всё-равно будет гораздо больше, чем в Чернобыле, но меньше, чем на подлодках. feel Каким образом это должно улучшить безопасность - никак не объясняется. sad Давайте еще не будем брать полиэтиленовых пакетов на борт - ведь они так вредны для "кружающей среды" laughing , и возьмем не пластиковые, а только бумажные трубочки для колы. laughing
  • RAM
    RAM 16 апреля 2021 20:55
    0
    Хотел откоментировать, да передумал, а что собственно коментировать? Хотелки это это одно, реальность другое, как сказал известный персонаж, ....так выпьем же за то чтобы наши желания совпадали-бы с нашими возможностями.
  • Essex62
    Essex62 16 апреля 2021 21:46
    -1
    Человечество топчется на околоземной орбите и дальше ни куда не поедет.За 60 лет,при сравнении с другими прорывами в жизни планеты,не сделано ни шага.Полет на Луну ,скорее всего,грандиозная брехня. Слишком много там не увязочек. Что-то пошло не так,как фантасты изображали начиная с 60х прошлого века. Кто-ж это нас не пускает в межпланетье и дальше...
  • ioan-e
    ioan-e 20 апреля 2021 10:20
    0
    Сообщалось о скором подписании контрактов с крупными организациями, имеющими большой опыт в ракетно-космической сфере

    А как же американский незыблемый постулат - опыт это жир мозга? А или это только нам втюхивать можно, а как дело самих себя касается, то тут такое.........