Военное обозрение

Строительство и продвижение американского перспективного разведывательно-ударного летательного аппарата

29

Опытный Sikorsky S-97 на аэродроме Редстоунского арсенала


Армия США продолжает работы по программе создания перспективного разведывательно-ударного летательного аппарата Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA). Проводятся различные мероприятия, принимаются необходимые документы и т.д. Активно работают и компании, претендующие на победу и будущее получение контрактов. К примеру, компания Sikorsky пытается привлечь заказчика не только готовым проектом, но и экспериментальной техникой.

Организационные вопросы


В декабре 2020 г. Пентагон в лице соответствующего управления утвердил «обзоры проекта и рисков» (Final Design and Risk Review, FD&RR) по программе FARA, входящей в состав более крупной FVL. Таким образом, заказчик оценил представленные на конкурс проекты и признал их пригодными к дальнейшему развитию и сравнению. Более удачный образец в дальнейшем будет принят на вооружение и заменит существующие вертолеты.

9 апреля состоялось заседание Совета по надзору за требованиями (Requirements Oversight Council, ROC), в ходе которого составили и утвердили новый определяющий документ. «Сокращенный документ по развитию возможностей» (Abbreviated Capabilities Development Document, A-CDD) утверждает тактико-технические требования к перспективным летательным аппаратам. Дальнейшее развитие конкурсных проектов будет осуществляться в соответствии с новым A-CDD.


Демонстрационный полет, 13 апреля 2021 г.

По ранее сформированным и теперь утвержденным требованиям компания Sikorsky / Lockheed Martin разработала и выставила на конкурс перспективный проект Raider X. Его конкурентом является вертолет Bell 360 Invictus. Руководство программы FARA хорошо отзывается о предлагаемых проектах. Разработчики новой техники сделали больше, чем от них ожидалось, и получившиеся проекты произвели самое хорошее впечатление.

Осенью прошлого года сообщалось, что компании-участницы FARA уже начали строительство новых опытных образцов, полностью соответствующих разработанным проектам. Прототипы должны быть готовы к концу 2022 ф.г., после чего начнутся их летные испытания. Затем технику нескольких типов сравнят и выберут более удачный образец для дальнейшей постановки на вооружение.

Демонстрация в войсках


Компания Sikorsky участвует в проекте FARA с проектом вертолета Raider X. В его основе лежат технологии, разработанные ранее и опробованные на нескольких экспериментальных машинах. В настоящее время для отработки таких решений используется опытный вертолет S-97 Raider.


На днях S-97 прибыл на базу «Редстоунский арсенал» (шт. Алабама) для выполнения демонстрационных полетов. Сообщается, что организация такого мероприятия была связана с некоторыми сложностями. «Рейдер» является инициативной разработкой «Сикорского» и имеет лишь косвенное отношение к FARA. Это в некоторой мере затруднило организацию показа на армейской базе.

13 и 15 апреля летчики из компании-разработчика выполнили серию полетов. В ходе мероприятия S-97 продемонстрировал свои скоростные и маневренные характеристики, а также способности к решению всех основных боевых и транспортных задач.

За полетами наблюдали представители управления Future Vertical Lift Cross Functional Team (FVL CFT), а также офицеры армейского Авиационного и ракетного командования Aviation & Missile Command (AMCOM). FVL CLT отвечает за проведение программы FVL и ее составляющей FARA, а командованию AMCOM в будущем предстоит стать основным эксплуатантом перспективной техники. Таким образом, на полетах присутствовали совсем не случайные зрители.


Рекламное изображение вертолета Bell 360 Invictus

Как на показательные полеты отреагировали представители армии – неизвестно. В то же время, в Sikorsky / Lockheed Martin высоко оценивают как сам проект S-97, так и демонстрацию вертолета потенциальному заказчику будущего Raider X. Разработчики ожидают, что недавние полеты были первыми, но не последними – и перспективные вертолеты «Сикорского» еще не раз будут демонстрироваться и испытываться Редстоунским арсеналом.

Не только полеты


Недавние мероприятия не ограничились одними полетами. Личный состав Арсенала и представителей ответственных организаций познакомили с новым вертолетом, хотя к полетам их пока не допускали. Также состоялось совещание на тему реальных возможностей и перспектив эксплуатации новой техники в войсках.

Компания-разработчик особо отметила высокий потенциал вертолета S-97 и перспективного проекта Raider X с точки зрения эксплуатации и обслуживания. Новые вертолеты комплектуются системой самодиагностики, выдающей экипажу информацию о состоянии матчасти и различные рекомендации.


Также разработана система Sikorsky Fleet Decision Tool, способная собирать и обрабатывать данные с нескольких вертолетов. С ее помощью планируется облегчить организацию работы целых подразделений. В частности, командир подразделения сможет оценивать состояние имеющихся вертолетов и на его основании определять очередность их использования в миссии. Это позволит оптимизировать расход ресурса и упростит организацию ремонтов без ущерба для боевой готовности подразделения в целом.

Потенциальные победители


В новой стадии программы FARA участвуют два проекта от компаний Bell и Sikorsky / Lockheed Martin. К этим проектам предъявляются одинаковые требования, но желаемый уровень характеристик достигается по-разному. Так, «Белл» предлагает вертолет традиционной схемы с несущим и рулевым винтами, в котором используется весь ее опыт в области авиастроения. Тем временем, «Сикорский» продолжает развитие своей концепции X2. Она предусматривает применение несущей системы из двух соосных винтов, а также толкающего хвостового винта.

Как следует из доступных материалов, оба проекта имеют преимущества друг перед другом, что затрудняет прогнозирование результатов конкурса. Сильной стороной проекта Raider X является принципиальная возможность получения высокой скорости полета. Используя заданный двигатель, вертолет максимальной массой 6,4 т сможет развивать скорость до 450-460 км/ч. При этом потенциал предлагаемой конструкции подтвержден на практике при помощи опытных вертолетов, один из которых на днях показали представителям армии.


Компания Bell в проекте «360» использует несущую систему традиционной конструкции. Ее уже испытали на скоростях до 370 км/ч, что на 40 км/ч превышает требования заказчика по максимальной скорости. Принимаются меры по повышению прочих рабочих и боевых характеристик, по упрощению эксплуатации и т.д.

От прототипа к контракту


С осени прошлого года две компании, занятые в программе FARA, ведут строительство опытной техники своей разработки. Условия программы позволяют им не торопиться, но в обозримом будущем вертолеты двух новых типов выйдут на испытания и «сразятся» друг с другом. Какой проект выберет армия – неизвестно. Пока ответственные лица положительно отзываются об обоих вертолетах от Sikorsky и Bell.

Участники проекта, в свою очередь, ведут уже начатые работы, а также проводят рекламные кампании, компании по продвижению своей продукции, стараясь заинтересовать армию и возможных других заказчиков. Как всегда, публикуются различные материалы по проектам. Кроме того, имеют место и альтернативные способы продвижения – такие как недавний показ техники военным.

Испытания двух вертолетов начнутся только в следующем году, а победителя конкурса объявят еще позже. Смогут ли нынешние меры повлиять на решение ответственных лиц – неизвестно. Но будущие контракты по FVL и FARA слишком выгодны, чтобы отказываться от какой-либо дополнительной рекламы или возможности показать свои разработки заказчику.
Автор:
Использованы фотографии:
Sikorsky / Lockheed Martin, Bell Textron
29 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 19 апреля 2021 04:51
    -13
    Ну надо же, американе наконец то освоили соосные несущие винты! Ждём заявлений о передовых позициях Америки в этом вопросе. laughing
    1. Бережливый
      Бережливый 19 апреля 2021 05:04
      -12
      Ещё и тандемное размещение экипажа, как на наших вертушках используется. Взяли все лучшее, что смогли найти в мире.
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 19 апреля 2021 05:32
        +8
        Цитата: Бережливый
        Ещё и тандемное размещение экипажа, как на наших вертушках используется
        Ну положим это наши у "Хью Кобры" присмотрели.
        1. yehat2
          yehat2 19 апреля 2021 10:03
          -2
          а на кобру стырили из
    2. вадим dok
      вадим dok 19 апреля 2021 14:21
      0
      Пожалуйста,получите!Только что американский робот - вертолет совершил успешный первый полет , зависание и посадку на Марсе!
    3. Intruder
      Intruder 19 апреля 2021 14:51
      +5
      Ну надо же, американе наконец то освоили соосные несущие винты!
      Хитрый сарказм!? Из той же области, что и ОАК освоила, вариант модернизации Ми-28Н, со штатной установкой надвтулочной РЛС типа Н025. 29 июля 2016 года Ми-28НМ совершил первый полёт и это во второй половине первого десятилетия 21 века, уже!? wink
      1. OgnennyiKotik
        OgnennyiKotik 19 апреля 2021 15:06
        +4
        Очередная уря глупость. Первый полёт американского соосного вертолета был в 1944 году, назывался XH-44. Первый полёт Камовского Ка-8 в 1947 году.


        1. Intruder
          Intruder 19 апреля 2021 17:50
          +4
          Первый полёт американского соосного вертолета был в 1944 году, назывался XH-44. Первый полёт Камовского Ка-8 в 1947 году.
          Ну, тут надо вспомнить и немецкого винтокрыла, если пошла пляска такая wink :
          Fl.282 оказался самым доведённым летающим вертолётом Третьего рейха, — он прошёл полный курс испытаний. Основная работа была проделана пилотом-испытателем Гансом Фуйстингом, который проводил и слепые полёты, а также подготовил на Fl.282 50 строевых пилотов. (Один из новичков погиб во время слепого полёта в облаках. Причиной аварии посчитали превышение разрешённой скорости пикирования, которая была определена в 175 км/ч.) В случае необходимости, «Колибри» мог садиться в режиме авторотации и без использования автомата управления шагом винтов, — во время одной из таких посадок был повреждён хвост вертолёта.
          Вертолёт оказался очень манёвренным и устойчивым в полёте, — на скорости в 60 км/ч пилот мог позволить себе бросить управление. Hа меньших скоростях сказывалась некоторая продольная неустойчивость, особенно на скорости в 40 км/ч. Незначительным недостатком Fl.282 была небольшая вибрация на земле, которая исчезала сразу после взлета. Хотя конструкция ряда узлов была излишне сложной и тяжёлой, в целом она оказалась очень хорошо продуманной, — во время испытаний одна из машин налетала 95 часов без замены каких-либо узлов. Двигатель имел ресурс между переборками в 400 часов.

          Первый полет - 30 октября 1941 года;
          Начало эксплуатации - 1942 год;
          Конец эксплуатации - 1945 год;
          Который, достался US и попал в СССР (В СССР вертолёт попал в геликоптерный отдел ЛИИ, где в 1947 году после серии испытаний на привязи, летчиком В. В. Тезаровским был совершён первый полёт).

          1. val43
            val43 1 июня 2021 16:00
            +1
            Ну, тут надо вспомнить и немецкого винтокрыла, если пошла пляска такая wink :
            Fl.282 оказался самым доведённым летающим вертолётом Третьего рейха, — он прошёл полный курс испытаний.
            И где вы здесь увидели соосные винты? Это так называемый синхрокоптер, как и ныне здравствующий американский Kaman K-Max.
            1. Intruder
              Intruder 1 июня 2021 16:03
              0
              И где вы здесь увидели соосные винты?
              А где, Вы прочитали в моем комментарии про соосные винты!? Я писал, только о:
              вспомнить и немецкого винтокрыла
              как-то, на удивление, а о синхрокоптере я и так знаю, сам! hi
              1. val43
                val43 1 июня 2021 17:13
                +1
                А где, Вы прочитали в моем комментарии про соосные винты!?
                В посте над вашим речь шла именно о соосных винтах. Точнее даже о приоритете в создании этой схемы. Неясно, причем здесь этот, несомненно интересный пепелац?
                1. Intruder
                  Intruder 1 июня 2021 17:52
                  0
                  Неясно, причем здесь этот, несомненно интересный пепелац?
                  Просто вспомнить, я так именно и написал выше... yes
                  1. val43
                    val43 1 июня 2021 19:13
                    +1
                    Понятно. Значит я вас не правильно понял. Столь оригинальное решение, да еще в те годы стоит того, что бы о нем вспомнили.
                    1. Intruder
                      Intruder 1 июня 2021 20:06
                      0
                      Значит я вас не правильно понял
                      Бывает, нет проблем... yes
                      Столь оригинальное решение, да еще в те годы стоит того, что бы о нем вспомнили.
                      Есть такое, у немцев кроме их сумрачной философии в области...запрещенной в РФ stop ...скажем так, много интересных вещей было, после Второй мировой, тупо скопировано, теперь все пользуются и ничего, нормально...!!!
    4. Marachuh
      Marachuh 13 июня 2021 10:58
      -2
      Не освоили. Камовцы поделились технологией
  2. Николай Р-ПМ
    Николай Р-ПМ 19 апреля 2021 06:15
    0
    из десятилетия в десятилетие идёт противостояние нв как единственного движителя вертолета и дополнительных толкающих/тянущих винтов. и все ещё точка не поставлена,а дебаты за оппонентов лишь жарче и жарче. технические риски или привычные решения на новом технологическом уровне? разработчик должен обладать просто божественной прозорливостью, чтобы чувствовать, что нужно заказчику,но и не забывать, что вертолеты в плане аэродинамической схем - одни из самых консервативных летательных аппапатов. с 1972 года фирма Сикорский запустила первую ЛЛ по этой тематике, а первый опытный образец появился лишь под конец второго десятилетия 21 века. за это время фронтовые боевые самолёты успели освоить в серии крылья изменяемой стреловидности и фюзеляжи с интегральной аэродинамической схемой.
  3. KCA
    KCA 19 апреля 2021 08:53
    -4
    При увеличении скорости полёта резко возрастает расход топлива, а тут ещё три винта, какая дальность полёта будет у этой вертушки?
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 19 апреля 2021 09:32
      +6
      Дальность полёта такая же или выше. Расход топлива в час конечно выше (режиме максимальной скорости, в обычном полёте такой же как у Камовых), но времени на преодоления этого расстояния нужно практически в 2 раза меньше.
      У них сейчас 3 типа вертолётов на замену ударные, разведывательно-ударные, транспортные. Логично принять одры платформу под них. Платформа Х2 Сикорского идеально подходят для этого.
      1. Intruder
        Intruder 19 апреля 2021 18:03
        +3
        У них сейчас 3 типа вертолётов на замену ударные, разведывательно-ударные, транспортные. Логично принять одры платформу под них. Платформа Х2 Сикорского идеально подходят для этого.
        А конвертопланы, типа старых и добрых: V-22/MV-22, они их же давно эксплуатируют, сейчас и новые версии подошли, для военного транспорта, с десантных кораблей, всяких авианосцев и/или вертолетоносцев различных!?

        Bell вот свой новый V-280 пилит довольно успешно, и параметры у него не слабые, по-сравнению с классическими схемами винтокрылов, с несущим ротором и даже хвостовым толкающим винтом...
        Да и вооружение на него подвесить можно и без фундаментальных ограничений, что на внешние узлы под плоскости, там места с запасом, или в носовую часть фюзеляжа поставить, которая находится вне зоны винтов!
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 19 апреля 2021 18:45
          +2
          Цитата: Intruder
          V-22/MV-22, они их же давно эксплуатируют,

          К ним вопросов уже нет, но они выше классом. В весе Чинук.
          Цитата: Intruder
          Bell вот свой новый V-280

          Шикарная машина. КМП, думаю, ее выберет, для них идеально. В Армии нужны машины попроще, там и обслуживание хуже и условия разнообразнее. Соосник с толкающим винтом будут более живучим. Конвертоплана двигатели ничем не прикрыты, намного больше площадь для поражения. У вертолетов корпус хоть прикрывает, да и на 1 двигателе улететь шанс выше.

          V-280 на гражданский рынок не плохо бы двинут. Итальянцы свой AV609 заканчивают сертифицировать.
          1. Angry Alt-Right
            Angry Alt-Right 19 апреля 2021 20:32
            +3
            Цитата: OgnennyiKotik
            Шикарная машина. КМП, думаю, ее выберет, для них идеально.

            Так есть же и другой момент. КПМ просто не может уже взять и отказаться от дальнейшего развития конвертопланов, благодаря V-22. Они же отрабатывали связку V-22 + AV-8A, в следствие чего они также должны развивать эту схему ежу с F-35B. То же самое и с V-280 Valor происходит. Армия же не обременена в использовании своих "летаков" подобной связкой. Вариантов больше.
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 19 апреля 2021 20:49
              +1
              Это тоже. Скорость авиакрыла должна быть схожей. Пока Оспрей выбивается. Значительно скорость и дальность выше чем у вертолетов. Нужны машины сопровождения.
          2. Intruder
            Intruder 19 апреля 2021 21:31
            +2
            Конвертоплана двигатели ничем не прикрыты, намного больше площадь для поражения. У вертолетов корпус хоть прикрывает, да и на 1 двигателе улететь шанс выше.
            ну, по поводу не прикрытых двигателей спорный вопрос, ведь у других типов птичек, где два движка, такая же проблема!?
            1. Полеты на фоторазведку выполнялись, как правило, парой "мохауков", действовавших в разомкнутом строю, дабы не ограничивать маневр друг друга. Фотографирование цели велось с высоты 160-480 м -самой "неприятной" с точки зрения вероятности поражения зенитным огнем;
            2. В 1971 г. четыре OV-1C передали Таможенной службе. Эти самолеты получили инфракрасные детекторы FLIR на турели под удлиненной носовой частью фюзеляжа и использовались для отслеживания перемещений наркоторговцев через границу. Служба была по-настоящему боевой - нередко самолеты привозили пробоины от бандитских пуль. Поднимался даже вопрос о вооружении таможенных "мохауков" пулеметами, но, в конце концов, решили не делать исключения из правил - в США летательные аппараты правоохранительных органов не могут нести вооружения, кроме личного оружия экипажа. Четверка OV-1C верой и правдой служила таможеникам до 1986 года.


            У вертолетов корпус хоть прикрывает, да и на 1 двигателе улететь шанс выше.
            Опять же, с поврежденным автоматом перекоса (он один там) или редуктором привода несущего винта (он тоже одна штука), гарантированная смерть машины и экипажа, ибо малые (исчезающие) шансы выйти на аварийный режим авторотации, случись что с движком...
            Кстати, на одном движке конвертоплан, таки может продолжать полет, у V-22 получалось в реальных условиях:
            На машину устанавливаются два двигателя Rolls-Royce AE 1107C. Через соединительный вал и связанный с ним передаточный механизм в случае неисправности одного из двигателей другой способен вращать оба винта. Однако, в этом состоянии V-22 «Osprey» не может зависать.
          3. 3danimal
            3danimal 21 апреля 2021 06:52
            -1
            На базе B-260 было бы интересно разработать ДРЛО. С возможностью взлёта с УДК, безо всяких катапульт.
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 21 апреля 2021 08:48
              +1
              Оспрей побольше и думаю более подходит для ДРЛО. Проекты были по нему.


              1. 3danimal
                3danimal 26 апреля 2021 09:51
                +1
                Видел.
                В-260 указал как пример именно из-за более оптимальной конструкции с поворотным редуктором. (Если конструировать с нуля, то размер подберется под оборудование).
                Думаю, все же сделают нечто подобное (американцы).
                Тогда Корпус морской пехоты и союзники с УДК и легкими авианосцами, в добавок к Ф-35Б получат свой ДРЛО good
                1. OgnennyiKotik
                  OgnennyiKotik 26 апреля 2021 09:56
                  -1
                  Боинг явно тормозят, они вообще в затяжном кризисе. Могли бы в инициативном порядке сделать летающий прототип. Многие заинтересовались бы. Да и продвижении основных продуктов помогло.
                  1. Торвлобнор IV
                    Торвлобнор IV 31 мая 2021 16:54
                    0
                    Boeing на такие мелочи не разменивается - допиливают свой загадочный X-37 и старичку B-52 стероидов вкалывают.
  4. Zaurbek
    Zaurbek 21 апреля 2021 14:19
    +1
    Американцы пушат все основные направления конвертопланов:
    1. Полностью поворотные ТВД с редуктором и вмнтом и крылом
    2. Крыло на месте Полностью поворотные ТВД с редуктором и вмнтом
    2. не поворотные ТВД и поворотный редуктор с винтом
    3. Один несущий винт и один толкающий
    4. Соосник с толкающим винтом
    5. На подстраховке традиционная вертолетная схема (вилизанная до предела) которая потом перейдет в гражданские вертолеты.


    Хорошо, когда можно себе позволить поковыряться во всех схемах и сделать потом правильный выбор. Схему Шайена что то не воспроизвели.....