Экспорт кораблей времен СССР

31
Экспорт кораблей времен СССР

Экспорт советских кораблей можно поделить на несколько групп – продажа кораблей уже бывших в употреблении ВМФ СССР, продажа новых кораблей проектов, разработанных для нашего флота (слегка измененных вариантов с ослабленными характеристиками), и продажа кораблей экспортных проектов (были и такие). Здесь надо сказать, что экспорт высокотехнологического оружия (а боевые корабли несомненно им являются) – дело очень даже выгодное и позволяющее частично окупать расходы на корабли свои. Помимо того, они привязывают покупателя к тебе на годы и десятилетия. Это и ремонты, и модернизации, и закупки запчастей и боекомплекта, но...

Но для СССР особенность заключалось в том, что у нас экономика была жестко привязана к политике. Да и атмосфера холодной войны мешала торговле. Понятное дело, что НАТО крайне неодобрительно относилось к попыткам стран своей сферы влияния покупать советское оружие. Помимо того, был соцлагерь, куда корабли уходили либо в долг, либо вовсе бесплатно. Впрочем, в долг это было тоже бесплатно. В этом случае абсолютное большинство этих долгов в итоге было списано. Это важно. Это надо учитывать. Просто потому как, в отличие от торговли кораблями, их бесплатная раздача и такое же бесплатное обслуживание были делом убыточным, хотя и имеющим некие политические выгоды.



Крейсер и эсминцы



За всю историю советского флота крейсер инзаказчику был передан один – «Орджоникидзе» проекта 68-бис.

Произошло это в 1962 году, когда Индонезия вела активную борьбу с Нидерландами за западную часть острова Гвинея. По-индонезийски остров называется Ириан, такое же имя получил и крейсер.

Корабль, предназначенный для службы на Севере, был передан без модернизации для службы в тропики, что и предопределило его судьбу: за год индонезийцы корабль привели в негодность. СССР провел текущей ремонт, но к 1965 году корабль был снова небоеспособным. А после военного переворота – и вовсе поставлен в отстой и превращен в плавучую тюрьму. В 1970 году крейсер продали на Тайвань для разборки на металл. О каком-либо коммерческом успехе говорить не выходит. Корабли были переданы в кредит без первого платежа. Хотя и индонезийцам крейсер не особо понадобился. Несмотря на легенду о его бое с малайскими кораблями, эксплуатировать боевую машину такой сложности страны третьего мира позволить себе не могли, разве что в качестве плавучей тюрьмы.

С эсминцами было повеселее. Их (особенно в артиллерийском варианте) раздавали много и охотно. Если взять по проектам:

1. 30К: один передан Болгарии в 1950 году.
2. 30бис: шесть получил Египет, восемь – Индонезия, два – Польша.
3. 56: один передан Польше.

В итоге – 18 артиллерийских эсминцев, переданных либо в кредит, либо союзникам. Делалось это не ради доходов: чистая политика и укрепление своей же обороноспособности в случае стран Варшавского договора. Хотя и убытков особых тоже не было – передавались морально устаревшие корабли ВМФ СССР, по большому счету не нужные.

Отдельно стоит вынести БПК проекта 61 МЭ, построенные для ВМФ Индии, в количестве пяти единиц в период с 1976 по 1987 годы. Это был сугубо коммерческий проект. Причем довольно успешный. У Индии был выбор – она предпочла модернизированный старый советский проект (первый БПК проекта 61 вступил в строй в 1962 году). И службу четыре из них, хотя и на вспомогательных ролях, но несут до сих пор. Относительно небольшие корабли оказались очень даже удачными и пришлись индусам ко двору.

Еще один БПК проекта 61 был передан Польше.

Подводные лодки



Индусам советское оружие понравилось. И, помимо кораблей обычных, они стали арендаторами советской АПЛ проекта 670 «Скат».

К-43, введенная в строй в 1967 году, в 1988 была передана в аренду Индии на три года. Индийцы были довольны. Они хотели продлить аренду, но новое мышление и гласность на пике все планы сорвали. По воспоминаниям советских специалистов, с корабля разве пылинки не сдували, а условия базирования были просто роскошными. По приходу домой же лодку сразу списали, опять же – в рамках того самого нового мышления...

С дизельными было попроще: раздавали и продавали мы их много и охотно. Опять же, если о построенных с нуля, то это проекты И641 и И641К: восемь кораблей купила Индия, шесть – Ливия, три – Куба. Последняя бесплатно, точнее – в кредит. А вот индусы и ливийцы покупали всерьез и за деньги. Еще две 641 б/у были переданы Польше.

Активно строились на продажу и «Палтусы» проекта 877: две – для стран Варшавского договора (Польша и Румыния), восемь – для Индии, две – для ВМС Алжира, три – для ВМС Ирана.

В итоге в советские времена было заложено и построено 32 дизельных субмарины специально для инзаказчиков. Если убрать переданные союзникам пять единиц, все равно выходит солидная цифра, что на примере проекта 877 и его модификаций проявилось во времена уже постсоветские: эти корабли покупали очень многие и довольно охотно.

Что касается раздачи б/у, то кому их только не раздавали:

1. Проект 96 (они же «Малютки», они же «Месть»): Болгария – одна, Египет – одна, Китай – четыре, Польша – шесть. В итоге 12 лодок из 53, все – союзникам, то есть даром. С другой стороны, еще довоенный проект рассматривать как серьезный боевой корабль – в середине 50-х уже не выходило, а так – послужили еще интересам Родины.

2. Проект 613. Самый многочисленный советский проект (215 кораблей) и самый популярный. Четыре единицы достались Албании (составив ядро ее ВМС и став единственными серьезными боевыми кораблями в ее истории), две – Болгарии, десять – Египту, двенадцать – Индонезии, четыре – КНДР, четыре – Польше, три – Сирии. Коме того, двадцать одну лодку по лицензии построил Китай... Даже без лицензионных – 39 кораблей. Проекты эти были сугубо политическими, но тем не менее.

3. Проект 629 – одна по лицензии в Китае. На нашу, как оказалось, голову. Все-таки продавать корабли – носители баллистических ракет было не самым разумным решением, особенно в свете дальнейших отношений с Китаем.

4. Проект 633. Улучшенные лодки проекта 613, у нас их построено 20 штук, в Китае по лицензии – 92 единицы. Хотя и свои мы раздавали активно: две – Алжиру, четыре – Болгарии, шесть – Египту и три – Сирии. Лодка для развивающихся стран получилась удачная, хотя для ВМФ СССР быстро морально устарела.

Если же подбить некий итог, то советские подводные лодки принесли, пожалуй, самый большой коммерческий успех для советского кораблестроения. Причем успех этот мог бы быть гораздо большим, если бы не соображения политические и примат идеологии над экономикой.

Фрегаты и корветы



Фрегатов в СССР официально не было.

Были СКР. Но проект 1159 – это со всех точек зрения фрегаты. Причем фрегаты уникальные. Это единственный проект, созданный специально для экспорта. Русские «Ягуары» строились с 1973 по 1986 годы в количестве 14 единиц. Из них три ушли в ГДР, один – в Болгарию, три – на Кубу. Три купил Алжир, два – Ливия и два – Югославия. Корабли своим странам служили долго и довольно успешно. Все-таки фрегат водоизмещением 1705 тонн, несущий 2Х2 ПКР П-20, 1Х2 ЗРК Оса-М и 2х2 АК-726, по тем временам очень даже удачный и бюджетный вариант.

Из кораблей советских проектов популярны были «полтинники» проекта 50, два из числа которых купили финны, восемь – передали индонезийцам, четыре – ГДР, а три – Болгарии. Охотно брали и фрегаты проекта 159: десять новых заказали индусы в 60-е годы (159АЭ), два – сирийцы, два – эфиопы, пять б/у передали Вьетнаму.

Хорошо шли и МРК (корветы) 1234Э: по три купили Алжир и Индия, четыре – Ливия. О «малышах» МПК проектов 122-б и 201 писать можно долго: в какие страны они только не попадали... Советские корветы оказались и в Южном Йемене, и в Мозамбике, и в Ираке.

В целом легкие надводные корабли были популярнее тех же эсминцев по причинам сугубо прагматическим: «хочешь разорить государство – подари ему крейсер». Вот и предпочитали страны не первого ранга что-то попроще и подешевле: то, чего не было в США, и было у нас.

А если в общем – советские корабли стали основой ВМС Индии, Алжира, Ливии, Ирака, Вьетнама. Дали начало ВМФ Китая, Египта, Сирии и КНДР. И список далеко не полон. Другой вопрос, что зачастую это раздавалось, причем не всегда рационально.

В итоге, помимо стоимости самих кораблей, приходилось предоставлять своих специалистов и оплачивать ремонт и эксплуатацию. Это, уже не говоря о тех моментах, когда получившие гору техники, стоимостью сотни миллионов долларов, государства махали нам ручкой и «выбирали свободу», не отдавая долги. Это и Индонезия в 1965 году, и Египет, и Сомали... Но тем не менее – были и коммерческие сделки, был застолблен рынок. Недаром наше кораблестроение в 90-е – начале 2000-х годов выжило за счет экспорта. Причем в основном в те страны, где уже «распробовали» советские корабли. Строить мы умеем.

Только бы уметь еще и продавать, не скатываясь в идеологию, как во времена советские, или в голую коммерцию, как в период постсоветский.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 апреля 2021 18:16
    В принципе все правильно делали, передача в в политических целях тоже вклад в обороноспособность страны.
    А коммерция в те времена большой роли не играла.
    1. +5
      20 апреля 2021 18:30
      Передавали в ту же Польшу , а что теперь ?
      За "оккупацию" теперь требуют .
      Таких "друзей" у России много , которые на халяву хотят что либо получить .
      1. +2
        21 апреля 2021 14:38
        А сколько кораблей построила Польша для СССР ВЫ не считаете?А ГДР?
        1. +2
          21 апреля 2021 14:43
          За оплату строили .
          В статье же сказано о том что передавали безвозмездно . О том и разговор .
    2. 0
      30 мая 2021 19:49
      Согласен. Автор, вы слышали выражение-"мелочный крохобор"? Я рад , что в руководстве нашей страны таких было мало. Надо отделять интересы страны и интересы кошелька, как мне кажется....
  2. +3
    20 апреля 2021 18:32
    Любопытно, спасибо.
    Про то как Хрущев Индонезии "помог" где-то слышал, корабли арктических морей подарил на экватор. Индонезийцы в них балдели и никак не могли найти кондиционер
    1. +4
      20 апреля 2021 19:57
      Цитата: faterdom
      Индонезийцы в них балдели и никак не могли найти кондиционер

      На халяву и уксус сладкий! laughing
      1. +5
        20 апреля 2021 20:21
        Приходилось бывать в Индонезии. При всем воображении представить крейсер с индонезийским экипажем не могу.
        1. +2
          20 апреля 2021 20:53
          Цитата: Undecim
          Приходилось бывать в Индонезии. При всем воображении представить крейсер с индонезийским экипажем не могу.

          Виктор Николаевич, тут против фактов не попрешь. У Индонезии был крейсер, худо или бедно вопрос открытый.
          1. -2
            20 апреля 2021 21:12
            Я не возражаю, что у них был крейсер. У них даже "морские котики" есть. Но вот артиллерийский крейсер с экипажем чисто индонезийским - не представляю.
            1. +2
              21 апреля 2021 04:04
              Можно было с ерничать, что Индонезийцы сначала наш крейсер вогнали в тюрьму, а потом и в металлолом. ..., но не мало подобных примеров есть и за просвещенными европейскими нациями.
  3. +8
    20 апреля 2021 19:39
    Экспорт кораблей времен СССР

    Экспорт - это продажа товаров и услуг. Именно продажа. Продающая сторона - государство -экспортер.
    А передача "в безвозмездное пользование" - это не экспорт. Это военная помощь, которую предоставляет государство - донор.
    А самой удачной экспортной сделке СССР по продаже военных кораблей автор так и не сказал. Это была поставка 17 подводных лодок проекта 613, крейсер, эсминец, сторожевик и несколько танкеров в США! В 1989 эти корабли отдали компании Pepsi в обмен на за поставки сырья и оборудования для производства пепси-колы.
    Военные корабли фирма продала на металлолом, а танкеры сдавала в аренду.
    1. +1
      20 апреля 2021 20:04
      эти корабли отдали компании Pepsi в обмен на за поставки сырья и оборудования

      Офигеть! Про Пепси за водку знал, а вот про Пепси за корабли услышал впервые.
      1. +7
        20 апреля 2021 20:11
        Да, Дональд Кендалл шутил, что PepsiCo разоружает СССР быстрее, чем президент Буш.
        1. +1
          20 апреля 2021 20:24
          Надо было Горби заварить в одной из подлодок и отправить в США. Своим ходом. На вёслах. Позор... angry
          1. +1
            20 апреля 2021 20:27
            Так все корабли были в состоянии металлолома. С них поснимали все ценное вплоть до винтов.
            1. +9
              20 апреля 2021 20:44
              Тогда какая же это
              Цитата: Undecim
              А самой удачной экспортной сделке СССР по продаже военных кораблей

              Так и говорите тогда - это был бартер металлолома на продукцию пепси,а не экспорт военных кораблей.Статья об экспорте действующих боевых военных кораблей вообще-то.
    2. +7
      21 апреля 2021 10:04
      Цитата: Undecim
      А самой удачной экспортной сделке СССР по продаже военных кораблей автор так и не сказал

      Это был бартер!
      А вот начало этого бартера..
  4. +2
    20 апреля 2021 21:44
    Дополнеие - в составе флота КНДР состоят "4 советских подводных лодки проекта 613, 23 китайских и советских подводных лодок проекта 033 (проекта 633)" (ВИКИ). Пишут, что на основе ПЛ пр.633 в КНДР пстроится ПЛ с тремя ракетными шахтами.
  5. 0
    21 апреля 2021 04:33
    Корабль, предназначенный для службы на Севере, был передан без модернизации для службы в тропики, что и предопределило его судьбу: за год индонезийцы корабль привели в негодность.

    Есть сведения, что крейсер не "передали", а продали. В декабре 1960 года генерал Насутион отправился в Москву, в результате ему удалось заключить с правительством Советского Союза договор купли-продажи оружия на сумму 2,5 миллиарда долларов США на долгосрочных условиях оплаты.
    11 января 1961 года ЦКБ № 17 получило задание разработать меры по модернизации крейсера для предстоящей службы последнего в тропических условиях. Вводная - эксплуатация корабля при +40 ° C, влажности 95% и температуре воды +30 ° C.
    Однако представители ВМС Индонезии, посетившие город Балтийск, заявили, что финансовое положение их страны не позволяет оплатить стоимость такой модернизации. В итоге "модернизация" свелась к установке более мощной дизель-генераторной установки для питания дополнительных корабельных вентиляторов.
    В ноябре 1962 года всплывавшая подводная лодка столкнулась с крейсером, на лодке был повреждён двигатель, а на крейсере три котла из шести.

    1. +2
      21 апреля 2021 10:05
      Цитата: Товарищ
      Есть сведения, что крейсер не "передали", а продали.

      Его действительно продали.
  6. +1
    21 апреля 2021 09:45
    Кубинцы свои фрегаты 1159 быстро вывели из состава флота. Один затопили на радость дайверам. )))
    1. +4
      21 апреля 2021 13:48
      Цитата: Pavel57
      Кубинцы свои фрегаты 1159 быстро вывели из состава флота

      На сколько я знаю, они прослужили 15 лет, а "Мариел" да же был замечен в Сридиземке при приеме топлива с Ивана Бубнова.

      Он между Лениградом и Бубновым
  7. +5
    21 апреля 2021 09:59
    Корабль, предназначенный для службы на Севере, был передан без модернизации для службы в тропики

    Индонезийцы сами отказались от модернизации, посчитав дорогой цену за эти работы. на СРЗ им. Орджоникидзе ограничились установкой дополнительной вентиляции.
    СССР провел текущей ремонт

    Гарантийный ремонт проходил во Владивостоке....при приходе кр. Ириан, санэпидем служба ТОФа две недели в поте лица травила индонезийских крыс и тараканов.
    30бис: шесть получил Египет

    Беспощадный был возращен СССР и дожил до 1994-го года под именем ПКЗ-36.
    Все-таки фрегат водоизмещением 1705 тонн, несущий 2Х2 ПКР П-20, 1Х2 ЗРК Оса-М и 2х2 АК-726, по тем временам очень даже удачный и бюджетный вариант.

    Немножко поправлю...2 югославских фрегата и 3 алжирских фрегата несли четыре одноконтейнерные пусковые установки ПКР П-20, направленными в корму, а вот 2 ливийских фрегата несли по 2 спаренные пусковые установки для ракет П-20М, расположенных побортно у носовой надстройки.
    1. 0
      25 апреля 2021 12:17
      Спасибо за развернутый ответ!
  8. +2
    21 апреля 2021 11:06
    Конечно, когда во главе МО оказался коммерсант(быв. мебельщик) сер(д)юков wassat навредил он изрядно. НО, когда при СССР "за так" раздавали корабли, особенно тем, кто на словах только "пошёл по пути социализма", разве это лучше??. Если уж не было у покупателей денег, то на полупустой советский рынок ширпотреба могли бы кокосы-бананы-... и т.п. с них брать
    1. 0
      27 мая 2021 01:23
      скорее всего так и было. уж индийских шмоток в те времена хватало.
  9. 0
    5 мая 2021 22:44
    Только бы уметь еще и продавать, не скатываясь в идеологию, как во времена советские.

    Если бы СССР ставил во главу угла коммерческие интересы, то он бы не был СССР, а был обычной кап страной, а тогда какой смысл был вообще в противостоянии с США... И если бы он был обычно кап страной, то прекрасной Россией, которую мы в 1917 году потеряли, то, скорее всего, это была бы отсталая периферийная страна с аграрной или сырьевой экономикой, как старая империя или нынешняя федерация. И тогда не было бы никакого экспорта судов, так как военное судостроение - высокотехнологичная индустрия, которую аграрной или сырьевой экономике не потянуть.
    1. 0
      27 мая 2021 01:35
      в идейный альтруизм тоже ударяться смысла не было. В позднем СССР окончательно забили на тот факт, что не смотря на весь интернационализм, без русских страна мертва. Увлеклись кормлением национальных окраин, пестованием национальных кадров, интеллигенции. Упустили ротацию управленческих кадров в нац. республиках. Да много ещё чего. Это на десятилетия исследований. Но в нынешних капиталистических реалиях на это рассчитывать наивно. Будет только шельмование и ложь.
      Мучительно и горько осознавать, что такое грандиозное начинание, было так бездарно слито. Ещё горше, что присутствовал при этом, хоть и подростком, но ничего не понял и не сделал что бы помешать. осознать эту катастрофу - развал СССР в планетарном масштабе еще только предстоит.
  10. 0
    27 мая 2021 01:17
    резюме странное. куда надо путь держать? в коммерцию или в идеологию? У современной РФ идеологии увы, нет.
  11. 0
    17 июня 2021 04:21
    Цитата: Автор
    БПК проекта 61 МЭ, построенные для ВМФ Индии, в количестве пяти единиц в период с 1976 по1987 годы. Это был сугубо коммерческий проект.

    было бы неплохо, по моему мнению, эту статью путину изучить - тогда бы не молол чушь про СССР, о "галошах".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»