Military Review

"Barbarossa" in the Baltic

20
"Barbarossa" in the Baltic
The stern of the German ship. Now the sailors will push the mine into the water.


Four days before the start of the war, when the plan "Barbarossa" had to come into life, kriegsmarine took almost the first military action. On this day, the laying of minefields began.

"Wartburg"


The task was entrusted to the chief of the Northern group of destroyers (Chef der Minenschiffgruppe Nord) to the captain of the second rank Hans-Kaspar von Schönermark. For three nights, starting from the night of June 18-19, auxiliary mine blocks "Preussen", "Skagerrak", Versailles и "Grill", as well as six large minesweepers of the type M-35 from the base in Pillau, placed 1500 sea mines and 1800 mine defenders. This is how the minefields appeared, which were conventionally called "Wartburg I", "Wartburg II" и "Wartburg III"... They extended from the southern coast of about. Oland to the Soviet-German border. Mines were also displayed around the ports and roadsteads of Memel, Pillau and Kohlberg.

These were typical defensive barriers, which did not justify the hopes placed on them and turned out to be a completely meaningless event, since at the initial stage of the war, Soviet submarines did not appear in those waters. Moreover - on the mines of obstacles "Wartburg" several German ships and vessels were blown up.

The laying of minefields in the Baltic Sea in itself is already a clearly unfriendly step towards the USSR, since Germany was not in a state of war with any Baltic state, and relations with Finland and Sweden were developing very well. German the fleet in the bases of the southern Baltic, nothing threatened, and the laying of mines in the central part of the Baltic Sea could only be justified by the desire to secure them in the event of a war with the Soviet Union.

But simultaneously with the setting of barriers "Wartburg" it was decided to carry out a similar, but already offensive operation. It was supposed to paralyze the actions of the Soviet fleet on the first day of the war, block it in the Gulf of Finland and prevent its deployment in the Baltic. The operation was scheduled for the evening before the war, that is, for June 21.

The laying of mines began at sunset. And although during this occupation the German ships approached the northern tip of the island by three and a half miles and even made eye contact with the Soviet ships, they did not reveal the true reason for the presence of foreign ships in the vicinity of the Soviet shores. At 2:31 a.m., however, two Soviet planes arrived and fired at uninvited guests, but it looked more like an accidental incident than an autopsy of a secret operation carried out by the group. "North".

"Cobra"


It looks like the situation with the group "Cobra".

It also included requisitioned passenger ships. "Cobra", "Kaiser" и "Konigin Louise"requisitioned from the company Hamburg - America Line... They were left with the silhouettes of civilian ships, and only the muzzles of guns sticking out on the bow and stern decks betrayed their military purpose.

The group was accompanied by six sea hunters and five small minesweepers. Even before the exit of the mines into the sea, patrol ships spotted a Soviet battleship heading east at the entrance to the roadstead. But, since there were still several hours left before the start of the war, neither the Germans nor the Finns took any action. The group went out to sea late, when it was already getting dark. On the way to the mine-laying site, the Germans spotted various ships and vessels several times, but no incidents followed. Apparently, on Soviet ships, the sight of German minesigns did not alert anyone. But this is understandable - the Germans used former passenger liners to supply mines.

"Cobra", "Kaiser" и "Konigin Louise" placed two minefields, named "Corbeta I" и "Corbeta II"blocking the Gulf of Finland at its narrowest point, between the Finnish island of Yussaari and the Paldiski naval base west of Tallinn. The ships of this group also stumbled upon Soviet ships patrolling the Gulf of Finland, and approached the coast so much that coastal patrols lit them with searchlights and tried to communicate with them by radio. However, all this did not prevent the Germans from laying minefields, although under the circumstances, everything did not go according to plan everywhere. After completing the task, the ships of the group "Cobra" together with the escort ships returned to the base by the morning of June 22.


Minelayer "Brummer" in military camouflage, disguised at a naval base near Turku.

First victims


In addition to these two main operations, the Germans carried out on the same night a number of minor mine operations in order to block the passages to the naval bases of Liepaja and Ventspils and the fairways in the Irbene and Moonzun straits.

These operations were carried out by flotillas of sea hunters, small minesweepers and submarines. One of them was carried out in the area north of the Ristna peninsula, in front of the fence Apolda, from the open sea. A barrier was installed opposite the northern entrance to the Moonsund Strait, separating the islands of Hiiumaa and Vormsi and leading to the Gulf of Riga. "Gotha".

Moreover, the 2nd flotilla of torpedo boats entered the mines just placed by the group "North"... And two boats, under which mines exploded, took off into the air together with their crews. Thus, the Hitlerite fleet suffered the first losses in the war, which was to begin only a few hours later.

At the entrance to the Soela Strait, separating the islands of Hiiumaa and Saaremaa and leading to the Gulf of Riga from the northwest, a wedge was placed minefields Coburg... Further south, in several rows, barrage mines were placed Eisenach... Thus, the Germans tried to block all entrances to the Gulf of Riga in order to seal it up and block the Soviet ships in its internal waters.

German submarines have set up a proximity mine barrage called Erfurt on the approaches to Ventspils and Liepaja. At the same time, German aircraft dropped several magnetic mines on the fairways of Tallinn, Kunda and Kronstadt and in the Soela and Mukhu straits.

In total, in the last hours before the start of the war, the German naval forces placed more than 2400 mines in the waters of the Gulf of Finland and around the Moonsund Islands.

In addition to the secret setting of minefields, German ships were used for sabotage purposes.

One of these acts of sabotage took place on the night of June 20, 1941. Torpedo boats from the 3rd flotilla of Lieutenant Commander Friedrich Kemnade entered one of the small bays off the coast of Latvia. With the help of inflatable boats, they landed 30 people with the task of blowing up strategically important railway tracks on the morning of 22 June.

At the same time, the boats stumbled upon fishing boats, which meant the disclosure of the stay of German ships in Soviet waters. The Germans, without thinking twice, took the fishermen "prisoner" and sank their boats.

Thus, Latvian fishermen became the first victims of the war that had not yet begun.

Sources and literature:
N.G. Kuznetsov. On the eve... Military Publishing, 1969.
A. V. Platonov. The tragedies of the Gulf of Finland... Eksmo, 2005.


Продолжение следует ...
Author:
Photos used:
berghofday.blogspot.com war-book.ru
20 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Terenin
    Terenin April 20 2021 18: 14
    +11
    Thus, Latvian fishermen became the first victims of the war that had not yet begun.

    And, the last - the inhabitants of Hiroshima and Nagasaki.
    And, strangely enough, both the first and last victims of the Second World War idolize their executioners.
    1. Installer
      Installer April 20 2021 18: 25
      -5
      Well, the Finns still use the swastika in the Air Force. But the Japanese surprise, after such victims in an atomic attack, to lick mattresses? (((
      1. Andrey Korotkov
        Andrey Korotkov April 20 2021 18: 50
        +6
        Quote: Installer
        Well, the Finns still use the swastika in the Air Force. But the Japanese surprise, after such victims in an atomic attack, to lick mattresses? (((

        The Finns removed the swastika, like more than a year ago, so they used it before Hitler, the reason for the removal is of interest: ,, it causes bewilderment of the Finnish people ,,
      2. Constanty
        Constanty April 20 2021 21: 27
        +9
        First, the Finns no longer use the swastika in the Air Force since 2020, and have used it since 1918, when Hitler was not yet thinking about Nazism. This is an old rune symbol, only later adopted and discredited by the German Nazis.
        1. Catfish
          Catfish April 20 2021 21: 41
          0
          Thank you, Kostya, I didn’t know that they had changed the emblem. smile
        2. apro
          apro April 20 2021 23: 58
          -2
          Quote: Constanty
          swastika in the Air Force since 2020

          Since 1946, they have been banned as a result of a peace treaty.
          1. Constanty
            Constanty April 21 2021 11: 52
            +2
            Indeed, after 1946, Finland abandoned the use of such a symbol. on their planes. The swastika was replaced by a blue and white bow. However, the swastika (hakaristi) survived on the badges and emblems of the unitsas well as on uniforms. Until January 2017, such a symbol was also present in the emblem of the Air Force command.




            On the left is the symbol of the Finnish Air Force command until 2017.
    2. t-12
      t-12 April 20 2021 18: 30
      +11
      They adore the strong and the rich. Amers have 11 aircraft carriers, printing press, advanced technology. Therefore, everyone wants to "be friends" with amers. And historical grievances are a secondary matter.

      When the Soviet Union was strong, it was also idolized, Marx was studied, and Lenin's portraits were hung. In the same Warsaw or Prague, which, after the collapse of the Union, quickly deserted to the Anglo-Saxons.
    3. max702
      max702 April 20 2021 21: 02
      +1
      Quote: Terenin
      Thus, Latvian fishermen became the first victims of the war that had not yet begun.

      And, the last - the inhabitants of Hiroshima and Nagasaki.
      And, strangely enough, both the first and last victims of the Second World War idolize their executioners.

      Duc is .. Beats means love!
    4. bandabas
      bandabas April 20 2021 21: 21
      0
      Do not worry. The Lilliputians will agree among themselves.
    5. gsev
      gsev April 20 2021 21: 22
      -4
      Quote: Terenin
      And, the last - the inhabitants of Hiroshima and Nagasaki.

      Chiang Kai-shek used Japanese troops to fight the Chinese Communists until 1946. In Korea, the Japanese hid in the mountains for a long time and waged a guerrilla war.
      1. Paragraph Epitafievich Y.
        Paragraph Epitafievich Y. April 20 2021 22: 25
        +4
        Quote: gsev
        In Korea, the Japanese hid in the mountains for a long time and waged a guerrilla war.

        Can you share the sources? This is the first time I hear anything about Japanese partisans in Korea.
    6. Andrey Grad
      Andrey Grad April 21 2021 01: 20
      0
      "Ah, the last are the residents of Hiroshima and Nagasaki.
      And, strangely enough, both the first and last victims of the Second World War idolize their executioners. "

      Why is it so strange?
      Everything is like in nature, whoever is feared is respected.
      Westerners understand psychology better, use it to their advantage, and after constant betrayal, we still hope for reason and mutually beneficial relations between neighboring peoples.
    7. Earthshaker
      Earthshaker April 22 2021 10: 04
      0
      In politics, as with bad friends, there are many of them while you are successful and few when you are a failure.
  2. Constanty
    Constanty April 20 2021 21: 21
    +2
    Cobra, Kaiser andKonigin Louise"Requisitioned from Hamburg - America Line. They were left with the silhouettes of civilian ships, and only the muzzles of guns sticking out on the bow and stern decks gave out their military purpose..


    It is not true. Of course, in the case of the "Königin Luise", which has been in camouflage since May 1941. The first of the Sopot photographs, May 1941.



    1. Constanty
      Constanty April 21 2021 20: 06
      +2
      For a person who didn't like the truth. Yes, I know - if the theory doesn't agree with the facts, so much the worse for the facts.

      Kenigin Louise as a passenger ship


      And since May 1941, an auxiliary minelayer.

      Actually: They were left with the silhouettes of civilian ships, and only the muzzles of guns sticking out on the bow and stern decks betrayed their military purpose.

      I recommend an ophthalmologist or psychiatrist
  3. Avior
    Avior April 20 2021 23: 04
    +3
    The topic of mines came up today in another thread, I remembered about German bottom mines and the Soviet film "Allegro with Fire" about the fight against German mine laying at the beginning of the war.
    True, it was on the Black Sea, not the Baltic.


    This is the whole movie itself, in case anyone is interested. Good film.
    https://www.youtube.com/watch?v=ojgjSmQZK2Q&t=3135s
    hi
    1. Ka-52
      Ka-52 April 21 2021 09: 17
      +2
      This is the whole movie itself, in case anyone is interested. Good film.

      good, definitely, but creepy
  4. NF68
    NF68 April 22 2021 16: 10
    +1
    The Germans did not forget what problems Russian mines created for their fleet in WWI. Therefore, how quickly and hurriedly.
  5. Kostadinov
    Kostadinov April 27 2021 10: 57
    0
    In addition, the Swedes placed mines at the request of the Germans and three German minesag were killed on these mines.

Военное обозрение

«Барбаросса» на Балтике

20
«Барбаросса» на Балтике
Корма немецкого корабля. Сейчас моряки спихнут мину в воду.


За четыре дня до начала войны, когда план «Барбаросса» должен был войти в жизнь, кригсмарине предприняла практически первые военные действия. В этот день началась постановка минных заграждений.

«Вартбург»


Задача была доверена начальнику Северной группы миноносцев (Chef der Minenschiffgruppe Nord) капитану второго ранга Гансу-Каспару фон Шёнермарку. В течение трех ночей, начиная с ночи с 18 на 19 июня, вспомогательные минзаги «Пройссен», «Скагеррак», «Версаль» и «Гриле», а также шесть больших тральщиков типа М-35 с базы в Пиллау, поставили 1500 морских мин и 1800 минных защитников. Так возникли минные поля, которые условно назвали «Вартбург I», «Вартбург II» и «Вартбург III». Они простирались от южного побережья о. Эланд до советско-германской границы. Мины также были выставлены вокруг портов и рейдов Мемеля, Пиллау и Кольберга.

Это были типично оборонные заграждения, которые не оправдали возложенных на них надежд и оказались полностью бессмысленным мероприятием, так как на начальном этапе войны советские подводные лодки не появлялись в тех водах. Мало того – на минах заграждений «Вартбург» подорвались несколько немецких кораблей и судов.

Постановка минных заграждений в Балтийском море сама по себе уже шаг явно недружественный по отношению к СССР, так как Германия не находилась в состоянии войны ни с одним балтийским государством, а отношения с Финляндией и Швецией складывались очень хорошо. Германскому флоту в базах южной Балтики ничто не угрожало, и постановка мин в центральной части Балтийского моря могла быть оправдана только стремлением обезопасить их на случай войны с Советским Союзом.

Но одновременно с постановкой заграждений «Вартбург» было принято решение провести подобную, но уже наступательную операцию. Она должна была парализовать действия советского флота в первый день войны, блокировать его в Финском заливе и воспрепятствовать его развертыванию на Балтике. Операция была назначена на вечер накануне войны, то есть на 21 июня.

Постановка мин началась с закатом. И хотя при этом занятии германские корабли приблизились к северной оконечности острова на три с половиной мили и даже установили зрительный контакт с советскими кораблями, те так и не вскрыли истинную причину пребывания иностранных кораблей в близости от советских берегов. В 2:31, правда, прилетели два советских самолета, которые обстреляли непрошеных гостей, но это, скорее, было похоже на случайный инцидент, чем на вскрытие секретной операции, которую выполняла группа «Север».

«Кобра»


Похоже дело обстояло и с группой «Кобра».

В неё тоже входили реквизированные пассажирские суда «Кобра», «Кайзер» и «Кёнигин Луизе», реквизированные у компании «Гамбург – Америка Лайн». Им оставили силуэты гражданских судов, и только дула орудий торчащие на носовых и кормовых палубах выдавали их военное назначение.

Группу сопровождали шесть морских охотников и пять малых тральщиков. Еще до выхода минзагов в море сторожевые корабли засекли у входа на рейд советский линкор, идущий восточным курсом. Но, так как до начала войны оставалось еще несколько часов, никаких действий ни немцы, ни финны не предприняли. Группа вышла в море с опозданием, когда уже начало смеркаться. По дороге на место постановки мин немцы несколько раз засекли разные корабли и суда, но никаких инцидентов не последовало. Видимо, на советских кораблях вид немецких минзагов никого не насторожил. Но это объяснимо – немцы использовали для поставки мин бывшие пассажирские лайнеры.

«Кобра», «Кайзер» и «Кёнигин Луизе» поставили два минных заграждения, названных «Корбета I» и «Корбета II», преграждающие Финский залив в самом узком его месте, между финским островком Юссаари и военно-морской базой Палдиски западнее Таллина. Корабли этой группы тоже наткнулись на советские корабли, патрулирующие Финский залив, и приблизились к берегу настолько, что береговые патрули осветили их прожекторами и попытались связаться с ними по рации. Однако всё это не помешало немцам поставить минные заграждения, хотя в создавшихся условиях не везде всё пошло по плану. Выполнив задачу, корабли группы «Кобра» вместе с кораблями сопровождения вернулись на базу к утру 22 июня.


Минный заградитель «Бруммер» в военном камуфляже, замаскированный на военно-морской базе около Турку.

Первые жертвы


Кроме этих двух главных операций немцы провели в ту же ночь еще и ряд мелких минных операций с целью блокировать проходы в военно-морские базы Лиепая и Вентспилс и фарватеры в Ирбенском и Моонзунском проливах.

Эти операции провели флотилии морских охотников, малых тральщиков и подводных лодок. Одна из них была осуществлена в районе севернее полуострова Ристна, перед заграждением «Апольда», со стороны открытого моря. Напротив северного входа в Моонзундский пролив, разделяющий острова Хийумаа и Вормси и ведущий в Рижский залив, было установлено заграждение «Гота».

Причем 2-я флотилия торпедных катеров вошла на мины, только что поставленные группой «Север». И два катера, под которыми взорвались мины, взлетели на воздух вместе со своими экипажами. Таким образом, гитлеровский флот понес первые потери в войне, которая должна была начаться лишь через несколько часов.

У входа в пролив Соэла, отделяющий острова Хийумаа и Сааремаа и ведущий в Рижский залив с северо-запада, были поставлены клином минные заграждения «Кобург». Дальше к югу, в несколько рядов, были поставлены мины заграждения «Эйзенах». Таким образом немцы старались перекрыть все входы в Рижский залив, чтобы закупорить его и блокировать находящиеся в его внутренних водах советские корабли.

Немецкие подводные лодки поставили заграждение из неконтактных мин под названием «Эрфурт» на подходах к Вентспилсу и Лиепае. Одновременно германские самолеты сбросили несколько магнитных мин на фарватерах Таллина, Кунды и Кронштадта и в проливах Соэла и Муху.

В совокупности в последние часы перед началом войны немецкие военно-морские силы поставили на водах Финского залива и вокруг Моонзундских островов более 2400 мин.

Кроме секретной постановки минных заграждений, германские корабли использовались в диверсионных целях.

Одна из таких диверсий имела место в ночь на 20 июня 1941 года. Торпедные катера из 3-й флотилии капитан-лейтенанта Фридриха Кемнаде проникли в одну из небольших бухт у берегов Латвии. При помощи надувных лодок они высадили на берег 30 человек с задачей взорвать важные, со стратегической точки зрения, железнодорожные пути утром 22 июня.

При этом катера наткнулись на рыбацкие лодки, что означало раскрытие пребывания германских кораблей в советских водах. Немцы, недолго думая, взяли рыбаков в «плен», а их лодки потопили.

Так латышские рыбаки стали первыми жертвами еще не начавшейся войны.

Источники и литература:
Н. Г. Кузнецов. Накануне. Воениздат, 1969.
А. В. Платонов. Трагедии Финского залива. Эксмо, 2005.


Продолжение следует...
Автор:
Использованы фотографии:
berghofday.blogspot.com war-book.ru
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Теренин
    Теренин 20 апреля 2021 18:14
    +11
    Так латышские рыбаки стали первыми жертвами еще не начавшейся войны.

    А, последними - жители Хиросимы и Нагасаки.
    И, что странно, и первые и последние жертвы ВОВ, боготворят своих палачей.
    1. Монтажник
      Монтажник 20 апреля 2021 18:25
      -5
      Ну фины до сих пор в ввс используют свастику. А вот японцы удивляют, после таких жертв при атомной атаке лизать матрасы?(((
      1. Андрей Коротков
        Андрей Коротков 20 апреля 2021 18:50
        +6
        Цитата: Монтажник
        Ну фины до сих пор в ввс используют свастику. А вот японцы удивляют, после таких жертв при атомной атаке лизать матрасы?(((

        Удалили фины свастику , вроде больше года назад, так то она у них использовалась до Гитлера, интерес вызывает причина удаления : ,, вызывает недоумение финского народа,,
      2. Кonstanty
        Кonstanty 20 апреля 2021 21:27
        +9
        Во-первых, финны больше не используют свастику в ВВС с 2020 года, а раньше использовали ее с 1918 года, когда Гитлер еще не думал о нацизме. Это старый рунический символ, только позже принятый и дискредитированный немецкими нацистами.
        1. Морской Кот
          Морской Кот 20 апреля 2021 21:41
          0
          Спасибо, Костя, не знал, что они сменили эмблему. smile
        2. апро
          апро 20 апреля 2021 23:58
          -2
          Цитата: Кonstanty
          свастику в ВВС с 2020 года

          С 1946 года.им запретили.по итогам мирного договора.
          1. Кonstanty
            Кonstanty 21 апреля 2021 11:52
            +2
            Действительно, после 1946 года Финляндия отказалась от использования такого символа на своих самолетах. На смену свастике пришел сине-белый бант. Однако свастика (хакаристи) сохранилась на значках и эмблемах подразделений, а также на униформе. До января 2017 года такой символ присутствовал и в эмблеме командования ВВС.




            Слева символ командования ВВС Финляндии до 2017 года.
    2. t-12
      t-12 20 апреля 2021 18:30
      +11
      Боготворят сильных и богатых. У амеров 11 авианосцев, печатный станок, передовые технологии. Поэтому с амерами все хотят "дружить". А исторические обиды - дело второстепенное.

      Когда Советский Союз был силён, его тоже боготворили, изучали Маркса, вешали портреты Ленина. В той же Варшаве или Праге, которые после распада Союза быстро переметнулись к англосаксам.
    3. макс702
      макс702 20 апреля 2021 21:02
      +1
      Цитата: Теренин
      Так латышские рыбаки стали первыми жертвами еще не начавшейся войны.

      А, последними - жители Хиросимы и Нагасаки.
      И, что странно, и первые и последние жертвы ВОВ, боготворят своих палачей.

      Дык это.. Бьет значит любит!
    4. bandabas
      bandabas 20 апреля 2021 21:21
      0
      Не волнуйтесь. Лилипуты между собой договорятся.
    5. gsev
      gsev 20 апреля 2021 21:22
      -4
      Цитата: Теренин
      А, последними - жители Хиросимы и Нагасаки.

      Чанкайшисты использовали японские войска для войны с китайскими коммунистами до 1946 года. В Корее японцы довольно долго скрывались в горах и вели партизанскую войну.
      1. Абзац Эпитафьевич Ы.
        Абзац Эпитафьевич Ы. 20 апреля 2021 22:25
        +4
        Цитата: gsev
        В Корее японцы довольно долго скрывались в горах и вели партизанскую войну.

        Источниками не поделитесь? Что-то про японских партизан в Корее впервые слышу.
    6. Андрей Град
      Андрей Град 21 апреля 2021 01:20
      0
      "А, последними - жители Хиросимы и Нагасаки.
      И, что странно, и первые и последние жертвы ВОВ, боготворят своих палачей."

      Отчего же странно?
      Все как в природе, кого боятся, того и уважают.
      Западники лучше разбираются в психологии, используют с выгодой, а мы после постоянных предательств все еще надеемся на разум и взаимовыгодные отношения соседских народов.
    7. Earthshaker
      Earthshaker 22 апреля 2021 10:04
      0
      В политике как с плохими друзьями, их много пока ты успешный и мало когда неудачник.
  2. Кonstanty
    Кonstanty 20 апреля 2021 21:21
    +2
    «Кобра», «Кайзер» и «Кёнигин Луизе», реквизированные у компании «Гамбург – Америка Лайн». Им оставили силуэты гражданских судов, и только дула орудий торчащие на носовых и кормовых палубах выдавали их военное назначение.


    Это неправда. Конечно, в случае с «Königin Luise», который был в камуфляже с мая 1941 года. Первая из фотографий Sopot, май 1941 г.



    1. Кonstanty
      Кonstanty 21 апреля 2021 20:06
      +2
      Для человека, которому правда не нравилась. Да, я знаю - если теория не согласуется с фактами, тем хуже для фактов.

      Кенигин Луиза как пассажирское судно


      И вот с мая 1941 года вспомогательный заградитель.

      Собственно: Им оставили силуэты гражданских судов, и только дула орудий торчащие на носовых и кормовых палубах выдавали их военное назначение.

      Рекомендую офтальмолога или психиатра
  3. Avior
    Avior 20 апреля 2021 23:04
    +3
    Всплыла тема мин сегодня в другой ветке, вспомнил о немецких донных минах и советском фильме "Аллегро с огнем" о борьбе с немецкими минными постановками в начале войны.
    Правда, это было на Черном море, а не на Балтике.


    Это сам фильм полностью, если кому-то интересно. Хороший фильм.
    https://www.youtube.com/watch?v=ojgjSmQZK2Q&t=3135s
    hi
    1. Ка-52
      Ка-52 21 апреля 2021 09:17
      +2
      Это сам фильм полностью, если кому-то интересно. Хороший фильм.

      хороший, безусловно, но жутковатый
  4. NF68
    NF68 22 апреля 2021 16:10
    +1
    Не забыли немцы какие проблеммы создали их флоту русские мины в ПМВ. Поэтому как быстро и подсуетились.
  5. Костадинов
    Костадинов 27 апреля 2021 10:57
    0
    Кроме того шведьи поставили мин по желанию немцев и на етих мин позхе погибли три немецкие минзага.