Военное обозрение

Советские танки предвоенного периода и Великой Отечественной войны: трёхбашенный Т-28

34
Советские танки предвоенного периода и Великой Отечественной войны: трёхбашенный Т-28

Когда говорят о советских танках времён Великой Отечественной войны, то чаще всего рассматривается Т-34. Сегодня он воспринимается как один из главных символов победы. Т-34 стоят на постаментах в различных городах нашей страны. А в отдельных странах эти танки так и вовсе используются до сих пор.


Но не Т-34 единым.

В 1933 году советская промышленность наладила выпуск средних трёхбашенных танков Т-28. Производство это продолжалось вплоть до начала войны. При этом в годы ВОВ «28-е» танки активно эксплуатировались на самых разных фронтах. Именно поэтому танк относят и к предвоенному периоду, и к периоду ВОВ.

25-тонная боевая машина приводилась в движение 450-сильным двигателем. Таким образом, удельная мощность Т-28 составляла около 18 л.с. на тонну. Это позволяло танку развивать скорость более 40 км/ч по шоссе.

Три башни танка позволяли вести огонь как в одном, так и в различных направлениях, из имеющихся вооружений.

Основное орудие Т-28 – 76-мм танковая пушка КТ-28 конструктора И.Маханова. В общей сложности таких танковых пушек, имевших скорострельность до 12 выстрелов в минуту, советская промышленность выпустила более 700.

О том, какие характеристики отличали танк Т-28, о его боевом применении рассказывается в сюжете на YouTube-канале Starina:

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. SaLaR
    SaLaR 18 апреля 2021 18:17
    +10
    Огненный рейд Т-28 по Минску....
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
        3. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
    2. aleks neym_2
      aleks neym_2 18 апреля 2021 21:41
      +4
      Смотрел ролик по этому эпизоду: восхитило то, что немцы так и не убрали его с улицы - мехвод, участник освобождения Минска так его и нашёл
      1. dik
        dik 18 апреля 2021 23:15
        +3
        Угу. Только вот на аэрофотосъемке Минска весной 1944 года танка уже нет. Это не говоря о том, что танк там был всего один и это не Т-28.

        Но танк действительно очень долго не убирали, Т-34 простоял там около 2 лет
  2. Vovk
    Vovk 18 апреля 2021 18:22
    +11
    Ууууу, счас начнется!!!
    Огненный рейд Т-28 по Минску....

    А также был аналогичный рейд на Т-34 в том же Минске!

    Подбитый Т-34, пытавшийся прорваться сквозь уже занятый немцами Минск. Лето 1941 г

    Тот же самый танк, машина приспособлена немцами под дорожный указатель
    1. SaLaR
      SaLaR 18 апреля 2021 18:59
      +8
      Про огненный Т-28 в детстве книгу читал...поразило мужество экипажа..
      1. КАКОЙ ЕСТЬ
        КАКОЙ ЕСТЬ 18 апреля 2021 19:18
        +9
        2015 год.Военное обозрение.
        Т-34 3200 метров по захваченному Минску
      2. Стропорез
        Стропорез 18 апреля 2021 20:07
        +9
        Цитата: SaLaR
        Про огненный Т-28 в детстве книгу читал...поразило мужество экипажа..

        Был ещё вот такой ,
        Т-35 - пятибашенный танк Красной Армии.

        вот он здесь

        Но есть и здесь, на самой дорогой для солдата медали!
        [center]
        [/center]
        1. svp67
          svp67 19 апреля 2021 11:16
          +5
          Цитата: Стропорез
          Был ещё вот такой ,

          А вот на штабе ЦВО ВС РФ есть вот такой вот барельеф... как хочешь, так его и понимай.
          1. Стропорез
            Стропорез 19 апреля 2021 12:32
            +1
            Цитата: svp67
            А вот на штабе ЦВО ВС РФ есть вот такой вот барельеф... как хочешь, так его и понимай.

            Мдяяя, интересный сюжет.
      3. dik
        dik 18 апреля 2021 20:21
        +2
        Вот так почему то повелось. Выдумки четко впечатались в память, а реальные герои позабыты

        Рейд на самом деле был, но на танке Т-34. И фамилий героев мы не узнаем никогда

        Примерно в то же время аналогичный рейд по городу Слониму совершили два танка Т-34 и один КВ-1. КВ-1 сломался на окраине, и его экипажу удалось спастись, а оба Т-34 были подбиты в городе, экипажи погибли, как и неизвестные герои "минской" Т-34. Но помнить мы будем сказочника Малько, который исхитрился накатать по этому поводу мемуар
        1. Стропорез
          Стропорез 18 апреля 2021 23:03
          +4
          Цитата: dik
          Рейд на самом деле был, но на танке Т-34. И фамилий героев мы не узнаем никогда

          А вообще можете себе представить Героические рейды Советских танкистов в первый год войны? Где каждая контратака, каждое сопротивление, каждый лобовой удар и тем более рейды повзводно или одиночными танками куда то в глубь наступающих войск противника, с остатком горючего , только добраться и с лимитом снарядов по 5-10 штук на экипаж ? Это же , изначально, павшие Герои! Одни горели и шли в лоб сразу, другие отстреливались до последнего, а третьи взрывали машины в связи с отсутствием БК и топлива.
          В общем в бой бросали всё , что двигалось и стреляло.
          1. dik
            dik 18 апреля 2021 23:19
            +5
            Я не очень понял что вы хотели сказать. Как то странно вы войну представляете: рейды одиночными танками в тыл наступающего противника. Трудно комментировать
            1. Стропорез
              Стропорез 18 апреля 2021 23:42
              +5
              Цитата: dik
              Как то странно вы войну представляете: рейды одиночными танками в тыл наступающего противника.

              А вы для этого почитайте донесения штабистов и заметьте, где они фиксируют сопротивление советских таковых групп и подразделений, Подгорнов В.В.
              ТАНКОВЫЙ РЕЙД В ТЫЛ ВРАГА

              14 июля 1941 года я был вызван срочно к командиру своего танкового батальона майору Сегеде.

              Вся материальная часть 5-го танкового полка, сохранившая боеспо-собность, оставшаяся от непрерывных боев с фашистами от г. Острова до района г. Сальцы, была сведена в одну танковую роту. Состав этой сводной группы был разнокалиберный: три танка KB, один танк Т-28, четыре танка БТ и один танк, уцелевший каким-то чудом, Т-26.

              Командование такой сводной группой было поручено мне. Нашей разведкой было установлено большое скопление войск и тылов противника в районе г. Порохова. Большие колонны автомашин передвигались от г. По-рохова в район г. Сальцы, где была сосредоточена немецкая танковая дивизия «Викинг».

              В это время велись упорные сдерживающие бои нашими частями за-паднее г. Сальцы в районе двух деревень на реке Шелонь.

              Был получен приказ прорваться на противоположную сторону реки Шелонь, выйти на Пороховское шоссе и сорвать подход тылов противника.

              С 14 на 15 июля наши стрелковые части совместно с саперными отбили у немцев мост через реку Шелонь и закрепились на небольшом плацдарме, на противоположном берегу реки Шелонь, который и должны были крепко удерживать до возвращения танков из рейда. Вечером 14 июня мы договорились с майором, командиром стрелкового полка и ст. лейтенантом, командиром саперной роты о времени прохода наших танков и сигнала взаимодействия.

              В 2 часа 30 минут 15 июля 1941 года вышли на исходные позиции. Была поставлена задача экипажам танков — еще раз уточнили обстановку, линию обороны своих войск и огневые точки противника и отдан приказ о выступлении. Командир 5-го танкового полка майор Ленючев и майор Сегеда, пожелав нам успеха, простились с нами и остались на КП командира стрелкового полка. С ними я должен был держать непосредственную связь и информировать о ходе боев и результатах рейда.

              В 3 часа 15 минут мы вышли в атаку. Прошли через мост на противоположный берег реки Шелонь и встретились с упорным сопротивлением немцев, закрепившихся на противоположном берегу, которые открыли артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по нам.

              Прикрываясь пересеченной местностью, деревьями и кустарниками, расположив легкие танки в укрытии, я приказал поддерживать огнем с места и сопровождать бросками, передвигаясь от укрытия к укрытию, атаку тяжелых танков. Тремя танками KB и одним танком Т-28 ринулись в атаку на подавление огневых точек и в первую очередь противотанковых орудий.

              Против каждого танка KB было не менее 2 противотанковых орудий. Разгорелся жестокий бой. Немцы, как разъяренный зверь, у противотанковых орудий вели огонь вплоть до подхода танка вплотную. Противотанковые орудия были расположены попарно. По радио был отдан приказ каждому тяжелому танку по самостоятельному боевому курсу ускорить атаку по подавлению в первую очередь противотанковых огневых точек. Своим танком я, увеличив скорость и ведя огонь с хода, вступил в единоборство с двумя ПТ-орудиями на правом фланге. Эти орудия вели по моему танку непрерывный огонь прямой наводкой и не прекратили, пока не подлетел к ним на расстоянии 20—25 метров. В танке стоял оглушительный гул от попадавших в броню термитных снарядов — болванок, в месте удара которых от брони внутри танка вспыхивали клубы искр окалины брони. Но пробить грозную броню танка KB они не смогли. Правда, болванкой заклинили мне башню, и она не могла вращаться.

              Но, наскочив на них гусеницами танка, подавили поочередно эти два орудия.

              Разгромив противотанковые орудия в количестве 7 штук и подавив совместно всей группой танков минометные и пулеметные точки фаши-стов, вся танковая группа прорвалась и затем вышла на опушку леса к Пороховскому шоссе, расположив танки в укрытии. Нужно было уточнить боеспособность танков, повреждения, наличие боекомплекта и горючего в машинах. Самое радостное было то, что хотя тяжелые танки и приняли на себя весь огонь, но, по докладам лейтенанта Кубарева, лейтенанта Самар-ского и мл. лейтенанта Ивановского, командовавших тяжелыми танками и приданных каждому из них в поддержку легкими танками, серьезных повреждений не оказалось. Устранив мелкие, так называемые неполадки, все машины [оказались] способны к выполнению дальнейшей боевой задачи.

              Было выставлено охранение и наблюдение за шоссе. Сразу же на танках приступили к устранению поповреждений, замене из ЗИПа поврежденных пулеметных стволов и оптических приборов. На моем танке экипаж расклинивал башню, раскачивая и выбивая кувалдой стальную болванку, вварившуюся в броню корпуса танка и башни.

              Вдруг в направлении дозора у шоссе мы услышали два выстрела. Я сразу отправил на помощь двух человек с автоматами (так как в каждом танке на вооружении экипажа был автомат для обороны экипажа при восстановлении или эвакуации танка и для службы охранения танка).

              Оказалось, что залегший у обочины дороги дозорный ст. сержант Шапошников убил ехавшего по шоссе мотоциклиста. Мотоцикл, свалив-шийся в кювет, оказался исправный, марки БМВ без коляски, а в сумке мотоциклиста была только русская водка. Так мы заимели первый трофей в этом рейде — немецкий мотоцикл. В результате же прорыва к шоссе было уничтожено 7 штук ПТ-орудий, 2 минометных батареи и 6 штук пулеметных точек дзот. Потери живой силы противника нами учтены не были. Но радоваться этому мы еще не могли, так как перед нами стояла большая и основная задача еще впереди...."
        2. yehat2
          yehat2 20 апреля 2021 17:33
          0
          в те времена опытных танкистов мало было и часто новички планировали так бой, как будто он решал всю войну, поэтому танки часто после прорыва просто пропадали.
          Люди не понимали, как важно не только провести бой, но и завтра быть готовыми продолжить.
    2. dik
      dik 18 апреля 2021 20:17
      +7
      Никого тут не смущает, что Т-34 на фото стоит НА ТОМ ЖЕ САМОМ МЕСТЕ где по легенде был якобы подбит Т-28?
      1. Стропорез
        Стропорез 19 апреля 2021 00:16
        +1
        Цитата: dik
        Никого тут не смущает, что Т-34 на фото стоит НА ТОМ ЖЕ САМОМ МЕСТЕ где по легенде был якобы подбит Т-28?

        А тут всё просто до нельзя. На наш завод привозят с передовой танк со сгоревшим экипажем! Экипаж хоронят возле проходных завода, а танк ремонтируют и отправляют на фронт! Что непонятного или есть вопросы?
        вот это , что есть сейчас

        Убитый путинизмом завод-убитая эпоха. Танк стоял на пьедестале , как памятник погибшим танкистам.И именно оттуда мы ещё пионерами, говоря "Всегда Готов", отправлялись после линейки в пионерлагерь, сначала на автобусах, потом на электричке, и погрузка чемоданов в кузова и пешим маршем с песнями до лагеря!)) Замечательные времена! А вот как раз в этом лагере мы и нашли в болоте ещё один реальный танк! soldier

        а вот это , приблизительно гораздо потом, поставили на пьедестал

        Затем поставили 34-ку старенькую 41-ого года, варенную-переваренную,потом с др. башней, потом плюнули, поставили 34-85, но аборигены сказали , что мы , мол, не этот танк ремонтировали и в бой шли с оставшимся оружием танкистов. А кто переплавил те раритеты, знать не могу. Знаю точно , что хотя Завод путинизмом уничтожен до основания,но молодёжь местная ещё приезжает возлагать цветы. soldier
        1. dik
          dik 19 апреля 2021 08:49
          +4
          Да при чем тут ваш завод?

          Я про то, что фото подбитого Т-34 имеется несколько сотен, а фото Т-28, который якобы простоял всю оккупацию НА ТОМ ЖЕ САМОМ МЕСТЕ нет ни одного.
        2. dik
          dik 19 апреля 2021 09:34
          +2
          Прям так с экипажем и привозят? И хоронить надо непременно около проходной?
          1. Стропорез
            Стропорез 19 апреля 2021 12:43
            +4
            Цитата: dik
            Прям так с экипажем и привозят? И хоронить надо непременно около проходной?

            Бои шли в 5-7 км от завода и все подбитые танки , которые удавалось вытащить с передовой, вкл. трофейные , тут же отправлялись на завод.Вот один танк и приволокли с погибшим экипажем, вот рабочие и похоронили танкистов рядом с проходными. На территории самго завода тоже был памятнике с реальным захоронением.
  3. lwxx
    lwxx 18 апреля 2021 18:46
    +5
    Кризис жанра?https://topwar.ru/97607-3-iyulya-1941-goda-minsk-odin-tank-t-28-protiv-fashistov.html
    1. Vovk
      Vovk 18 апреля 2021 19:09
      +5
      Самое печальное, что сейчас осталось всего 5-ть Т-28, 3-и в Музеях у Финляндии, 2-а в России - один в музее, второй на ходу (реставрационная Мастерская "Арьергард"), но собран с разных т-28.
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 18 апреля 2021 20:19
        +10
        Несколько фотографий из музея боевой славы Урала (Верхняя Пышма).


        1. Стропорез
          Стропорез 18 апреля 2021 23:45
          +4
          Цитата: Коте пане Коханка
          Несколько фотографий из музея боевой славы Урала (Верхняя Пышма).

          Нифигасе, а они там реально есть?И на ходу?
          Реальный РЕСПЕКТ, что сохранили!!! soldier
          1. Коте пане Коханка
            Коте пане Коханка 19 апреля 2021 04:49
            +3
            Цитата: Стропорез
            Нифигасе, а они там реально есть?И на ходу?
            Реальный РЕСПЕКТ, что сохранили!!!

            Наверное точнее будет не сохранили, а заново создали. При восстановлении «двадцать восьмой» в ход пошли детали от двух машин найденных в болотах.
            «Тридцати пятый» имеет только две оригинальные башни из пяти. И все это из болот, дна рек и постаментов, которые покупали за ненадобностью как металлолом.
            Так что среди экспонатов есть те которые куплены за «ящик коньяка» и за белённые «деньги», но основная масса восстановлена золотыми руками рабочих завода!!!
            С уважением, Влад!


  4. ermak124.0
    ermak124.0 18 апреля 2021 20:30
    -4
    Про рейд по Минску на Т-28 давно нужно снять художественный фильм. Но только без либерастской отсебятины.
    1. Сергей Сфыеду
      Сергей Сфыеду 18 апреля 2021 20:54
      +5
      А с патриотической отсебятиной. Посты выше лень прочитать?
    2. aleks neym_2
      aleks neym_2 18 апреля 2021 21:46
      0
      Уже снят, хотя и короткий.
    3. dik
      dik 18 апреля 2021 23:23
      +2
      Не было никакого рейда Т-28 в Минске. Это выдумка Малько. Предполагаю, что основанная на реальном рейде танка Т-34 неизвестных героев. Возможно, он от кого-то про него слышал, и решил приписать себе, это объясняет некоторые совпадения с реальной историей. Тогда никто не знал что появится интернет и многое тайное станет явным

      Фильм, кстати, давно снят, еще черно-белый. Называется "Черная береза". он конечно не про сам рейд, но с него начинается. Там немцы подбивают Т-34 (его роль играет Т-34-85) в Минске, но главный герой все таки спасается и дальше в двух сериях его история рассказывается.
  5. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 19 апреля 2021 00:17
    +7
    На базе Т-28 разрабатывался и колёсно-гусеничный вариант Т-29...Перед ВОВ Т-29 собирались производить...он должен был поступить на вооружение РККА...увы, не "срослось"! (есть версия, что отказ от Т-29 связан с арестом ,как "врага народа", Цейца- руководителя разработки Т-29...)
    1. dik
      dik 19 апреля 2021 09:09
      +3
      Отказ связан с тем, что концепция гусенично-колесного движителя исчерпала себя.
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 19 апреля 2021 10:04
        0
        Цитата: dik
        Отказ связан с тем, что концепция гусенично-колесного движителя исчерпала себя.

        Есть и иное мнение...насчёт :"исчерпала себя"... Даже в 50-60 годы прошлого века разрабатывались "колёсно-гусеничные" бронемашины...например, проекты 911 и 19... По поводу Т-29 специалисты отмечали сложность эксплуатации и недостаточную надёжность колёсно-гусеничного движителя Т-29, но также и отмечали и высокую скорость . с которой Т-29 мог передвигаться по дорогам и перспективы увеличения дальности хода, что было не маловажным для военных РККА... Надо учитывать и тот факт ,что тогда гусеницы имели недостаточный ресурс(срок эксплуатации)... Не было никакого тех.заключения, что работы над Т-29 прекращаются в связи с тем.что колёсно-гусеничный движитель исчерпал себя...
        1. dik
          dik 19 апреля 2021 10:24
          +2
          Мнение может быть любое, но полное отсутствие колесно-гусеничных танков после БТ во всех странах мира говорит само за себя.

          Собственно, само появление колесно-гусеничной концепции обязано в основном проблеме оперативной подвижности из-за ненадежности гусеничных лент. После ее решения вопрос снялся сам собой.

          А специальное "техзаключение" и не нужно. Военным после появления Т-34 колесный ход стал не нужен. Все таки недостатков у него куда больше чем достоинств
          1. Nikolaevich I
            Nikolaevich I 19 апреля 2021 11:22
            +1
            Основной "тезис" моего коммента был: Т-28 существовал не только в гусеничном ,но и в колёсно-гусеничном вариантах...(Т-29) ! И всё! Но не было задачи "организовать" спор на тему:что хуже,что лучше...и почему же всё-таки Т-29 не пошёл в производство ! Для этого надо было "организовать" тему;но времени уже не было...если и было, то оно упущено... hi
  6. Владимiръ
    Владимiръ 2 мая 2021 19:01
    0
    4/5 всех сохранившихся Т-28 остались в качестве трофеев в Финляндии. Хорошее подспорье для почти бестанковой потешной армии наших соседей.