«Мне килограмм меча, пожалуйста!»

123
«Мне килограмм меча, пожалуйста!»

Рыцари весьма эффективно рубят друг друга мечами. Манускрипт «История Юлия Цезаря», 1325–1350 гг. Неаполь, Италия. Британская библиотека, Лондон

«...Взяли каждый свой меч и смело напали на город».
(Бытие 34:25)

История оружия. Данный материал появился спонтанно. Просто встретилось на ВО замечание о размахивании восьмикилограммовым мечом. Ну и захотелось еще раз рассказать о том, сколько же на самом деле весило это популярное в Средние века (да и в древности тоже) оружие. Ну, а поможет нам в этом рассказе коллекция мечей Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Все эти мечи можно увидеть в его экспозиции, а некоторые хранятся в запасниках.


Бронзовый меч XIII века до н. э. Центральная Европа. Длина: 73 cм; длина клинка 61 см; ширина клинка 5,7 см; вес 935,5 г. То есть меньше килограмма. Конечно, можно рукоять обложить деревом и обмотать кожей. Тогда до 1 кг как раз и дотянет.

Первые мечи появились очень рано. И делали их из бронзы. Это было удобно, хотя и не совсем. Потому что сначала из металла отливали только клинок, а уже потом к нему прикрепляли деревянную рукоять. Опыт показал, что такая конструкция не позволяет наносить рубящие удары. В результате и рукоять, и клинок начали отливать как единое целое. Такими мечами можно было и рубить, и колоть. Армии, вооруженные таким оружием, стали массовыми.




Меч из бронзы. Китай, V–IV вв. до н. э. Рукояти не хватает навершия. Размеры: длина 46,7 см; ширина клинка 5,7 см; вес 734,3 г.

Бронзовыми мечами созидались царства. Причем в одном, наиболее у нас известном – древнеегипетском, армия была поголовно вооружена бронзовыми мечами и кинжалами.


Меч эпохи Нового Царства, 18 династия, начало ок. 1550–1458 гг. до н. э. Верхний Египет, Фивы, Асасиф, внутренний двор CC 41, яма 3, захоронение D 1, рядом или на внутреннем гробу, раскопки 1915–1916 гг. Материал: медный сплав. Размеры: длина 52 см. Вес не указан, но вряд ли много тяжелее китайского.


Мастерами литья, а затем и ковки в Европе были кельты. Их мечи в I в. до н. э. часто были биметаллическими. То есть имели железный клинок, но отлитую из бронзы рукоять. В коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке есть очень интересный образец такого меча, причем вместе с ножнами.


Меч и ножны, ок. 60 г. до н. э. Этот великолепный антропоморфный кельтский меч является одним из наиболее хорошо сохранившихся. Красиво смоделированная голова, которой оканчивается рукоять – одно из лучших сохранившихся изображений кельтского воина. Скорее всего, такая ее форма должна была иметь талисманное значение. Лицо отличается большими миндалевидными глазами, а голова с омега-образными и аккуратно нарисованными волосами. Хотя ножны слились с железным клинком, изысканно обработанная рукоять делают его ярким свидетельством технических способностей кельтов, могущественных завоевателей древней Европы. Размеры меча 49,8 x 6,7 x 2,2 см. Вес почему-то не указан.

Такие мечи относятся к типу, связанному с культурой Ла Тене, названному так в честь важного кельтского памятника на озере Невшатель в современной Швейцарии и восточной Франции. Другие антропоморфные мечи из различных находок во Франции, в Ирландии и на Британских островах демонстрируют нам широкое распространение кельтов по Европе.

Впрочем, уже в VI веке до н. э. в Европе умели обрабатывать железо и делать из него мечи. Один такой меч археологи нашли на острове Кипр.


Вот этот меч. Клинок был откован либо из железа, либо, возможно, из стали, но теперь почти полностью минерализован. Сохранились следы деревянных ножен, возможно, обтянутых кожей. На рукоятке клинка хвостовик был окантован серебром и облицован слоновой костью. Единственная сохранившаяся заклепка – бронзовая, с серебряной головкой. Период: Архаичный период II. Материалы: железо, серебро и бронза. Размеры: длина 59,4 см.


Не все мечи в Европе, в частности, в Греции и в Испании, были прямыми. Известен меч фальката или махайра, относящийся к V–IV вв. до н. э. Найден в Греции. Размеры: длина 54,6 cм, вес 0,7 кг

На Востоке правители Сасанидского периода (224–651 гг. н. э.) почти всегда изображались с мечом, подвешенным к поясу, мотив победителя в бою. Мечи были из железа с деревянными ножнами, которые покрывали металлом, и, в частности, у правителей – всегда золотом. Такие мечи Сасанидами были позаимствованы у гуннских кочевников, которые бродили по Европе и Азии в шестом и седьмом веках, незадолго до начала исламской эры. Они имели длинную и узкую рукоятку с двумя упорами для пальцев, а на ножнах была пара п-образных выступов, к которым изначально были прикреплены два ремня разной длины. Ремни удерживали меч, подвешенный к поясу воина таким образом, чтобы тот мог легко его вытащить, даже сидя верхом на лошади.


Меч и ножны, ок. XII век н. э. Сасанидский Иран. Сам меч инкрустирован гранатами и цветным стеклом, а поверхность украшает узор из перекрывающих друг друга перьев. То, что похожий узор можно увидеть на шлеме сасанидского воина, заставило ученых предположить, что он может быть символом зороастрийского бога победы Веретрагны. Известно несколько других мечей этого типа, некоторые из которых установлены с отделкой из золота, некоторые из серебра. Стилистически и технически они все очень похожи, хотя данный пример, безусловно, является наиболее красивым. Материалы: железо, золото (по дереву), гранаты, стекло, позолоченная бронза. Размеры: длина 100,3 см


Японский железный меч с навершием из бронзы эпохи Кофун 300–710 гг. Размеры: длина 96,5 см; ширина клинка 7,3 см.

В Европе в VIII веке сложилась империя Карла Великого и началось «Каролингское Возрождение». Его воины были одетые в кольчуги и в чешуйчатые панцири – всадники, наводившие ужас на современников своими железными доспехами и оружием. Помимо длинного копья с крылатым наконечником, их оружием были длинные «каролингские мечи», ставшие европейским оружием более чем на целое столетие. Они имели сравнительно небольшое перекрестие, прямой клинок и грибовидное плоское навершие.


«Каролингский меч» из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Клинок, скорее всего, линзовидный. Материалы: сталь, золото, серебро. Размеры: длина 93,3 см, длина клинка 80,6 см, ширина клинка 9,2 см, вес 1048,9 г

Мечи викингов – северных пиратов, державших в страхе всю Европу более двух веков, внимательно изучил и классифицировал Ян Петерсен, классификация которого и по сей день является едва ли не лучшей основой для их изучения. Для своего фундаментального научного труда «Норвежские мечи эпохи викингов» (1919) он изучил 1772 меча, из которых 1240 были типологизированы. Так что, когда речь, как это часто у нас бывает, заходит о том, что, дескать, «все это подделка», то понятно, что такое количество ржавого металла подделать просто невозможно, а главное – совершенно незачем, поскольку все они найдены на территории Норвегии, хотя какие-то попали также в Швецию и Финляндию.


Меч викинга, X в. Меч отличает богато украшенная рукоять и сварной клинок, что указывают на то, что его носил воин высокого ранга, возможно, вождь викингов или знатный франк. Плетеные медные проволочки на навершии придают ему нарядный вид и одновременно указывают на высокий уровень металлообработки. Клинок был выкован из переплетенных между собой стержней из стали и железа. Эта технология позволила получить прочное, но упругое лезвие с характерным крученым узором на поверхности. Такие клинки ценились, как за их практические, так и за декоративные качества. Размеры: длина 95,9 см; длина клинка 81 см; ширина клинка 11 см; вес 1021 г.

Впрочем, нас сейчас меньше всего интересуют заявления новохроноложцев, сколько – длина и вес клинков. Так вот, самый длинный из найденных мечей (и единственный) имеет длину клинка 90,7 см. Все остальные мечи короче. Самые тяжелые образцы при этом весили около 1,5 кг: 1,443 кг, 1,511 кг, а один так и вовсе 1,9 кг. Но самые легкие весили от 0,727 и до 0,976 кг. При этом длина рукояти у 435 мечей была от 8,5 до 10 см. А были и те, у которых она была 8–8,5 см. То есть руки мужчин того времени были меньше, чем сейчас, да и сами мужчины были тоже меньше по росту, чем современные. Какие им мечи в 8 килограммов?


Перед нами классический рыцарский меч начала XII–XIII вв., целиком изготовленный из стали. Длинное перекрестие и навершие в форме парануса – южного ореха, все это соответствует другой типологии европейских мечей – типологии Эварта Оакшотта, за свои исследования в этой области получившего почетное прозвище «мастер мечей». Длина меча 95,9 см; длина клинка 81,6 см; ширина перекрестия 17,1 см. Вес 1158 г


А это его рукоять крупным планом.


Французский меч XIII в. Длина 91,8 см; длина клинка 75,6 см; ширина перекрестия 13 см, вес 850,5 г


Для облегчения веса клинка долы на нем выполнены широкими. Видна даже марка сделавшего его мастера.


Итальянский меч XIV–XV вв. Размеры: длина 104,4 см; длина клинка 88,3 см; ширина перекрестия 17,5 см; вес 1219 г

С появлением цельнокованых доспехов рубящие мечи понемногу превратились в колющие, потому что прорубить такие доспехи стало практически невозможно, а вот проколоть надежда была. К тому же можно было попасть в сочленения между пластинами доспехов. Некоторые мечи поэтому даже перестали затачивать. К чему? Когда главной их задачей стал укол!


Британский меч 1500 года типа «полторы руки». Клинок ромбического сечения, предназначен для нанесения колющих ударов. Перекрестие S-образное. На рукояти два кольцевых упора. Материалы: сталь, серебро, кожа. Размеры: длина 116,2 см; длина клинка 86,5 см; ширина перекрестия 21,6 см; вес 1190,7 г

Полуторучные мечи могли использоваться как пехотинцами, так и всадниками, которые обычно носили их у седла слева. Главной их задачей в бою было помочь всаднику отбиваться от пехотинцев, но и в рыцарском поединке это была незаменимая вещь – по сути, это был универсальный меч, достаточно легкий, чтобы им фехтовать, но тяжелый, чтобы поразить одетого в доспехи латника. Называли их еще мечами-бастардами…


«Меч в полторы руки» около 1500–1525 гг. Германия. Материалы: сталь, кожа, дерево. Размеры: длина 127,6 см; длина клинка 96 см; вес 1814 г


Его рукоять...


А вот это очень интересный французский меч «с кольцом». Ок. 1500 г. Размеры: длина 101 см; длина клинка 85.1 см; ширина перекрестия 23.3 см; вес 1190.7 г. Кольцо у перекрестия требовалось для того, чтобы защитить палец, который в него вставлялся. Таким мечом можно было наносить и рубящие, и колющие удары, как рапирой. Именно от таких мечей, кстати, они и пошли…

Но об этом типе холодного оружия мы расскажем как-нибудь в другой раз…
123 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    23 апреля 2021 05:15
    морту мырбод с хесВВ

    Сайд как всегда! )))))))))) (см. выше)

    Всех с добрым утром и новым Шпаковским!
    Приятного чтения и хорошего настроения.))
    1. +10
      23 апреля 2021 06:27
      Доброе утро, Константин!

      Трям!

      Все же любая система имеет преимущество в изложении перед разрозненными фактами и фотографиями.

      Ещё немного - и сделаю шаг к тому, как правильно излагать.
    2. +9
      23 апреля 2021 06:35
      И вас с добрым утром!
      Вячеслав Олегович! Кому то килограмм меча, а нам ещё пару "килограмм" ваших интересных статей!)) smile
      1. +3
        23 апреля 2021 10:09
        За этим, Назарий, дело не станет!
        1. 0
          27 апреля 2021 16:59
          Интересно , какой маленький вес , почти метровай кусок железа , весит как бутылка кефира
      2. +2
        23 апреля 2021 18:10
        Статья понравилась.

        Но персидский меч Xll века, Сасанидский Иран, - это странно, при том, что с Сасанидами арабы покончили в Vll веке.
        1. 0
          27 апреля 2021 18:31
          Ничего не могу сказать. Переписал из "паспорта" то, что там было. Даже не думал над содержанием. Просто перевел!
    3. +2
      23 апреля 2021 09:44
      Цитата: Морской Кот
      морту мырбод с хесВВ

      Мырдоб морту, Константин! hi

      Вячеслав Олегович сделал интересный акцент -на весе мечей.

      Самыми тяжелыми боевыми мечами, насколько знаю , были швецарские цвайхандеры, а церемониальные мечи -тяжелее их в несколько раз.
      1. +5
        23 апреля 2021 09:51
        Мырдоб морту, Андрей! smile

        Я в этом холодняке совершеннейший профан, лучше почитаю, что знающие люди пишут. drinks
      2. +5
        23 апреля 2021 13:07
        вроде, палаческие тяжелыми были и ртуть в них заливали еще
        1. 0
          7 мая 2021 20:25
          Цитата: роман66
          вроде, палаческие тяжелыми были и ртуть в них заливали еще

          Вечера доброго. Выглядело это наверное как то так.
          А если серьёзно, как по вашему такое можно изготовить?
          1. +2
            11 мая 2021 08:00
            навскидку - метода два- три
            1. 0
              2 октября 2021 07:06
              Методы в студию!! Обязательно с фото или видео доказательствами)
              1. 0
                4 октября 2021 16:19
                учитесь работать руками
                1. 0
                  8 октября 2021 00:11
                  Предпочитаю головой. А вы учитесь отвечать за слова, а не разбрасываться голословными утверждениями, уважаемый.
                  "Сказал А, говори и Б
                  "Мужик за базар отвечает
                  ...
                  Ну и далее по списку ))
                  А если серьёзно, в чём проблема скинуть пару ссылок "навскидку" если Вам эти методы так хорошо знакомы?
                  1. 0
                    8 октября 2021 08:07
                    я изготовил своими руками более 30 разных ножей, технологии и методы мне знакомы, делать что-то на камеру( тем более такую крокозябру) лишь только бы потешить ваше любопытство мне в падлу, если честно
                    1. 0
                      1 ноября 2022 14:19
                      Словами (текстом) опишите пожалуйста))
                      2-3 метода "заливания ртути в меч/кинжал".
                      Заранее благодарю)
                      1. +2
                        1 ноября 2022 16:18
                        В чем проблема заливания жидкости в полость?
                        1) через воронку
                        2) из сосуда с узким горлом
                        3) чём-то типа шприца
                      2. 0
                        4 ноября 2022 11:27
                        Ну если ты ",изготовил более 30 ножей" своими руками, я уверен, ты без проблем объяснишь как сделать эту самую "полость" в НОЖЕ/МЕЧЕ, вдоль всей длинны изделия. Ну, и я вообще не сомневаюсь, что не поленишься приложить хотя бы пару тройку фото таких элементарных, банальных и повсеместных изделий)
                      3. +2
                        4 ноября 2022 12:02
                        Нет, конечно, ч не занимаюсь такими изделиями
                      4. +2
                        4 ноября 2022 12:04
                        как сделать эту самую "полость" в НОЖЕ/МЕЧЕ,
                        есть такой технологический приём - сверление, а при ковке - свертывание
                      5. 0
                        4 ноября 2022 12:54
                        Очень интересно посмотреть на фактическое, а не теоретическое сверление метровой заготовки толщиной 5-6мм ВДОЛЬ )) особенно без применения сверхсовременного и сверхточного оборудования)
                        Ну и раз ни одного фото готового изделия мы так и не увидим, я считаю что этот спор можно считать завершенным.
                      6. +2
                        4 ноября 2022 13:11
                        ну так уж, повторюсь :
                        ковке - свертывание
                      7. 0
                        4 ноября 2022 14:18
                        Ну и я повторюсь: можете привести ФОТО конечного результата этой технологии (свертывание при ковке) с образованием продольного внутреннего (закрытого) канала , применимо к изделиям типа МЕЧ/КИНЖАЛ/НОЖ и с залитием в этот канал (хотя бы одним из 3х указанных способов) ртути?
                        Приветствуется как фото самих процессов, так и фото готовых изделий.
                        Если таковые отсутствуют в объективной реальности,и присутствуют только в вашем воображении, то и говорить не о чём.
      3. -1
        27 апреля 2021 02:13
        Цитата: Ольгович
        Самыми тяжелыми боевыми мечами

        Тяжелые мечи вызваны отсталостью металлургии и армией уровня ополченческой. Видимо Чан Кай Ши бросал свою пехоту вооруженную часто одними тяжелыми мечами и гранатами в контратаки на японцев. Видимо эти мечи и были самыми тяжелыми.
  2. +11
    23 апреля 2021 05:18
    Мало! Преступно мало о железе!!! Кто как в народных сказках «мёд пиво пил по усам текло в рот не попало» laughing
    Предлагаю «наказать» Вячеслава Олеговича продолжением цикла!!!
    Всем доброго дня, за статью отдельное спасибо, с уважением Коте!
    1. +11
      23 апреля 2021 06:01
      Цитата: Коте пане Коханка
      Мало! Преступно мало о железе!!!

      Так ведь и информации мало. Есть очень подробная книга Петерсена - ее пересказывать скучно, а читать неинтересно. Есть Оукшотт в разных видах, но там много личных впечатлений, а конкретика в основном - его знаменитая типология и ее объяснение. Она же приведена в книге Лайбле, и...все это пересказано у него неплохо, но набрать фото на каждый меч - задача непосильная. Так что это все не так просто!
      1. +7
        23 апреля 2021 08:35
        Мало! Преступно мало о железе!!!

        ...
        Так ведь и информации мало.

        Если описывать мечи с точки зрения типологии, то да, скучно, однообразно и неинтересно. А если зайти со стороны физики и технологии?
        1. +6
          23 апреля 2021 08:37
          Цитата: Undecim
          А если зайти со стороны физики и технологии?

          Это не по адресу!
          1. +7
            23 апреля 2021 08:49
            Это не по адресу!

            Вот те раз! Как оружие будущего создавать по уникальным неизвестным технологиям, так по адресу. А если далекое прошлое, изученное и испытанное, так не по адресу.
            1. +5
              23 апреля 2021 10:07
              Именно так, уважаемый Виктор Николаевич! Вы должны были заметить, что у меня все оружие будущего из "кирпичиков", которые работают по отдельности. Я не касаюсь технологий их работы. У меня одна технология - их соединить правильно. А технология ковки того же меча - это сам "кирпичик". В него нужно лезть... Для этого нужны специальные знания.
              1. +4
                23 апреля 2021 11:00
                Специальные знания нужны в любом случае. Например, знание основ теории и проектирования зубчатых передач позволяет с уверенностью поставить крест на применении оных в качестве такого "кирпичика", как ствол.
                1. +4
                  23 апреля 2021 11:04
                  Цитата: Undecim
                  в качестве такого "кирпичика", как ствол.

                  Был патент США на это, с отличиями от моей системы. Мне наш патентовед и очень опытный инженер сказал, что "работать будет". А больше мне ничего не надо.
                  1. +5
                    23 апреля 2021 11:15
                    Наличие патента еще не говорит о работоспособности. А заверение в том, что "будет работать," вызывает очень сильные сомнения в том, что инженер изучал вышеуказанную теорию.
                    1. +6
                      23 апреля 2021 13:34
                      Цитата: Undecim
                      инженер изучал вышеуказанную теорию.

                      Каждый довольствуется тем, что ему послал Бог. Мне он послал заведующего кафедрой начертательной геометрии и автора... ну очень многих изобретений. Так что за неимением гербовой пишем на простой! Я же не могу оценить уровень его компетентности.
          2. +4
            23 апреля 2021 10:17
            Вячеслав Олегович!
            Увертки не помогут!!!
            Ждём-с!!!
    2. +11
      23 апреля 2021 06:28
      Как в анекдоте про русского: Выпью три, потому что без своей не хожу.
      1. +5
        23 апреля 2021 08:49
        А если описать историю какого-нибудь знаменитого меча? В "Тайнах XX века" доводилось читать истории знаменитых алмазов и изумрудов -- невероятно интересно! К примеру, алмазы Шах и Хоупа.
        1. +4
          23 апреля 2021 10:04
          Так ведь, их очень мало, таких знаменитых мечей, уважаемая Людмила Яковлевна. И мало по ним информации. Думаете я бы в "Тайны" не написал? Написал бы будь материал...
          1. +3
            23 апреля 2021 10:19
            Да хоть бы по одному. Про сфинксов написали -- про одних, а народ сколько накидал. Не сомневайтесь, ещё накидаем wassat good )))))
            1. +5
              23 апреля 2021 11:06
              Накидать несложно. Сложно написать!
              1. +4
                23 апреля 2021 12:10
                Для Вас, мэтр?))) Позвольте не поверить!
        2. +7
          23 апреля 2021 10:43
          Срочно разыскивается Иван-царевич для отчёта подробного о условиях хранения меча-кладенца.

          Соблюдались ли условия хранения в сейфе закреплённом?

          Донесено Кащеем.
  3. +6
    23 апреля 2021 06:35
    Красивые клинки... но шибко длинные, в плотной рукопашке больше интересны короткие мечи из эпохи Римской империи.
    Видимо европейцы больше любили дуэльные схватки, а не драку плотной толпой.
    1. +11
      23 апреля 2021 06:37
      Цитата: Леха с Андроида.
      Видимо европейцы больше любили дуэльные схватки, а не плотной толпой.

      Они не любили. Они просто были не обучены! В отличие от легионеров Рима!
    2. +12
      23 апреля 2021 07:13
      Цитата: Леха с Андроида.
      Красивые клинки... но шибко длинные, в плотной рукопашке больше интересны короткие мечи из эпохи Римской империи.
      Видимо европейцы больше любили дуэльные схватки, а не драку плотной толпой.

      Народу мало было... Всех в фалангу или манипулы плотным строем и дисциплиной не построишь.
      В таких построениях каролингским мечом не помашешь.
      1. +7
        23 апреля 2021 08:31
        В таких построениях каролингским мечом не помашешь.

        Для этого у греков Эллады была майхра, у фракийцев - фульката, римлян - гладиус, скотов - сакс!
        1. +7
          23 апреля 2021 08:43
          Римские легионеры все-таки сражались плотным строем в манипулах, а удары мечем были колющими. Махайра - это по типу кописа? У гоплитов вроде бы был еще прямой обоюдоострый меч.
          В раннем средневековье все-таки армии были не многочисленные, тактика была: выстроиться шеренгой в несколько рядов, фронтом к противнику, бегом "марш-марш" навстречу врагу, сам бой скорее напоминал свалку с поединками без поддержки "однополчан" слева и права.

          Мне вот интересно, в древние-древние времена, как такового разделения на охотничье и боевое оружие не было. Мечи ведут происхождение от ножей и кинжалов? Слышал, что древнеегипетский хопеш ведет свое происхождение из Месопотамии. В Шумере такой формы меч был признаком царской власти правителя города-государства, и, якобы предком такого меча был серп.
          1. +5
            23 апреля 2021 10:01
            У меня здесь была статья о древних мечах-рапирах, как и о ножах... Но искать тяжело. Был статья в журнале НАУКА И ТЕХНИКА(Украина). Можете у них поискать и посмотреть.
            1. +2
              23 апреля 2021 12:55
              Цитата: kalibr
              У меня здесь была статья о древних мечах-рапирах, как и о ножах... Но искать тяжело. Был статья в журнале НАУКА И ТЕХНИКА(Украина). Можете у них поискать и посмотреть.

              Спасибо! Читал. За рапиры и доспехи ахейцев бронзового века читал ранее...
          2. +8
            23 апреля 2021 10:21
            Цитата: Lynx2000
            В раннем средневековье все-таки армии были не многочисленные, тактика была: выстроиться шеренгой в несколько рядов, фронтом к противнику, бегом "марш-марш" навстречу врагу, сам бой скорее напоминал свалку с поединками без поддержки "однополчан" слева и права.

            Германские племена повсеместно применяли «стену щитов». По сути древнегреческая фаланга в три ряда.
            Саксы против конницы использовали построение «еж» или «копейный ёж». Норманны добавили к боевым приемам «пехотный клин», «свинью». Это все плотные построения. Так что к длинному мечу и боевому топору, обязательным был сакс (короткий меч). В большинстве случаев он был единственным оружием война, за исключением копья.
            1. +4
              23 апреля 2021 13:30
              Цитата: Коте пане Коханка

              Германские племена повсеместно применяли «стену щитов». По сути древнегреческая фаланга в три ряда.
              Саксы против конницы использовали построение «еж» или «копейный ёж». Норманны добавили к боевым приемам «пехотный клин», «свинью». Это все плотные построения. Так что к длинному мечу и боевому топору, обязательным был сакс (короткий меч). В большинстве случаев он был единственным оружием война, за исключением копья.

              Не совсем так. Скорее всего тактика боя изменялась. Ранее, при первой встрече римлян с германскими племенами к западу от Рейна, как описывал Тацит (наверное со слов Цезаря) племена свебов (если не ошибаюсь) получившие земли от галлов (германские племена служили у них наемниками) применили следующую тактику:
              В атаку на легионеров пошли несколькими клиньями "Синьей" как германцы называли: голова кабана. В первых рядах шли (бежали) наиболее подготовленные (знаменитые) воины.
              Римляне выдержали натиск, обходным маневром с флангов, манипулы римлян зажали воинов германцев в "котел", германцы начали отступать, дрогнули, побежали.
              В основе тактики германских племен был первоначальный натиск, в случае, если противник в результате рукопашной схватки дрогнул, побежал, развивалось преследование. В противном случае германцы отступали.
              Оборонительный прием: "стена щитов", скорее всего был перенят у римлян. Так как Европа Раннего Средневековья и ранее во времена Цезаря в основном представляла из себя лес, то и тактика боя была соответствующая, без плотных рядов фаланг, засады, быстрый натиск плотными группами, преследование или отступление. Конница была редкой и дорогой.
              В эпоху Раннего Средневековья, кроме нашествия гуннов, основной боевой единицей все-таки являлись пехотинцы, а воины владеющие боевым конем и мечем (пешие), были состоятельными, или умелыми бойцами (героями), членами дружины (конунга, герцога, рэкса).
              Основными воинами являлись вольные землепашцы, мечей не имели, только щиты, копья, дротики, боевые топоры, которыми будущий воин овладевал еще мальчишкой в быту охотясь, заготавливая дрова и сено.
              Владение мечом требовало иных навыков.
              Скрамасак или сакс, короткий меч или длинный кинжал (нож), смотря как на это посмотреть, пессимистически или оптимистически... wink Будь я совершеннолетним сыном фермера в те времена, имея на "сборах" вождя в военный поход (набег) в руках щит, копье, пару дротиков, топор, считал бы сакс коротким мечом.
              1. +3
                23 апреля 2021 13:37
                Тацит - это все таки поздняя империя, а не раннее средневековье.
                1. +3
                  23 апреля 2021 13:39
                  yes Так я написал "Ранее", во времена Цезаря, в период раннего Средневековья.
                  Ключевое слово "Ранее" wink ...
          3. +2
            24 апреля 2021 04:18
            Цитата: Lynx2000

            Мне вот интересно, в древние-древние времена, как такового разделения на охотничье и боевое оружие не было. Мечи ведут происхождение от ножей и кинжалов? .
            Моё мнение.
            Первые мечи-рапиры понадобились, когда появилась "профессиональная армия нападения". Длинный клинок нужен был для преодоления защиты "простолюдинов" с ножами.
            бронзовый меч Крит

            Когда появилась "армия обороны" с доспехами и щитами, воевавшая не поодиночке, а строем - меч стал укорачиваться и достиг классической длинны древнего мира, а с появлением и распространением железа, мечи стали делать из железа, но их длинна осталась прежней.
            Кельты которые воевали "толпой", а не строем вооружались длинными железными мечами. Римляне воевавшие в строю не меняли длину клинков.
            бронзовый меч таблица
            soldier
        2. +3
          23 апреля 2021 08:46
          Интересная вообще тема взаимосвязи типа и формы оружия с условиями его применения, разный подход к ведению боевых действий и построению боевых порядков сражающихся сторон. what
          Вячеслав вы не могли бы пошире раскрыть эту тему? hi
          1. +4
            23 апреля 2021 10:02
            Цитата: Леха с Андроида.
            вы не могли бы пошире раскрыть эту тему?

            Это должен быть отдельный и очень обширный цикл.
    3. +8
      23 апреля 2021 10:32
      Цитата: Леха с Андроида.
      короткие мечи из эпохи Римской империи.

      У римлян тоже были длинные мечи - спаты. Использовались в кавалерии. Каролинги произошли именно от них.
      А вообще всегда следует помнить, что меч - оружие статусное, а не массовое, особенно в Раннем Средневековье. Массовым оружием были копья, топоры, палицы - именно ими и выяснялись отношения между группами вооруженных людей - это и дешевле и практичнее.
      1. +5
        23 апреля 2021 11:07
        Мужи - мечи, мужики (малые мужи) - топоры!
        1. +4
          23 апреля 2021 11:29
          Цитата: Хозяин Трилобита
          А вообще всегда следует помнить, что меч - оружие статусное, а не массовое, особенно в Раннем Средневековье.

          День добрый Михаил!
          В каждом правиле есть есть исключения. Например, франциски (метательные топоры) франков. И это при наличии добротных каролингов.
          Топор, булава, палица - били статусным оружием у многих народов.
          1. +4
            23 апреля 2021 15:04
            Приветствую, Влад.
            Цитата: Коте пане Коханка
            Топор, булава, палица - били статусным оружием у многих народов.

            Ну, да, конечно. Вспомнить, хотя бы наш воеводский шестопер, или пернач. На Украине и сейчас есть "президентская булава".
            В Японии долгое время статусным оружием самурая вообще считался лук. Я рассуждал именно о Европе.
        2. +3
          23 апреля 2021 11:34

          Валашка, статусное оружие народов Прикарпатья.
        3. +8
          23 апреля 2021 13:26
          Я рассуждаю так.
          Меч - оружие профессионального воина, им обязательно нужно было учиться владеть, иначе он просто бесполезен. В неумелых руках булава или топор, а также копье значительно эффективнее.
          Кроме того, меч - оружие дорогое и "нежное". Колотить им по вражеским щитам не только бесполезно, но и накладно. Делать то же самое бродэксом и дешевле и куда как эффективнее.
          Меч эффективен при применении его с коня, либо в рассыпном строю, но и тут он уступает по эффективности копью.
          Вывод: меч получали только самые богатые или мастеровитые воины и использовали как оружие "во втором слоте", то есть, не основное, а вспомогательное. А основное применение меча - удостоверение статуса его владельца. smile Поэтому и в могилы клали именно мечи - как сопроводительный документ на тот свет. Типа паспорта. smile
        4. +2
          24 апреля 2021 13:47
          А так же косы, кистени и разного рода боевые цепы...
          А ведь кацбальгеры ландскнехтов были "гладиусами эпохи Возрождения"!
          Такие же коротки, но весили они от 1300 грамм до почти 2-х килограммов.
          Выходит ландскнехты были крупнее и сильнее римских легионеров...
      2. +4
        23 апреля 2021 14:54
        Конечно, статусное. Интересно, с чем из нашего времени его можно сравнить?
        1. +3
          23 апреля 2021 15:15
          Цитата: Korsar4
          Интересно, с чем из нашего времени его можно сравнить?

          Если в древности понятия "воинская слава", "богатство" (в прямом смысле этого слова) и "власть" были практически синонимичны, а меч символизировал и то, и другое, и третье, одновременно, то сейчас всё не так. Каждому из этих понятий нужно подбирать отдельный символ, одним никак не обойтись.
          1. +6
            23 апреля 2021 15:23
            Интересно, с чем из нашего времени его можно сравнить?

            "Мигалка" спецсигнала на автомобиле.
            1. +3
              23 апреля 2021 15:49
              Злая шутка, Виктор Николаевич. smile
              Чисто формально - нет. "Мигалка" - атрибут власти, вернее, принадлежности к власти. Я сравнил бы её с золотой пайцзой монгольского хана, которая выдавалась, в том числе, и ханским гонцам. smile
              Ну а на практике...
              В общем-то в капиталистическом государстве мы всегда будем иметь в наличии верховенство денег. Так что если подходить к вопросу максимально глубоко и обобщённо, то в наших государствах, как и в большинстве государств мира именно символы, определяющие их носителя как богатого человека, и будут самыми уважаемыми.
              Что может таким символом являться? Огромная яхта? Мне больше в голову ничего не приходит, честно говоря. Тут моя фантазия пасует. smile
              1. +4
                23 апреля 2021 21:44
                «Феррари» и «Ягуары» не предлагать.
              2. +4
                23 апреля 2021 23:40
                Что может таким символом являться? Огромная яхта? Мне больше в голову ничего не приходит, честно говоря. Тут моя фантазия пасует.

                Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус.Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона.
                современные "уреи" выглядят немного иначе
                Члены Верховного Совета СССР -Высшего органа государственной власти в 1938-1989 годах носили серебряные, покрытые эмалью значки

                5 августа 1996 года президент РФ Борис Ельцин издал указ №1138 «Об официальных символах президентской власти - это Штандарт (флаг) Президента РФ, специально изготовленный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации, Знак Президента и покрытый эмалью золотой значок в лацкан в форме флага РФ
                фото Знак Президента

                фото золотой значок в лацкан

                Современные президенты разных стран мира тоже носят подобные значки с флагом своей страны
            2. +4
              23 апреля 2021 21:43
              «Кин-дза-дза».
          2. +4
            23 апреля 2021 17:20
            Одни мейстеры какими были, такими и остались.
    4. 0
      8 мая 2021 11:18
      в плотной рукопашке больше интересны короткие мечи из эпохи Римской империи.
      Это которой империи? Если 4-5 вв н.э. то пехота была поголовно вооружена спатами - вполне себе длинными одноручными мечами.
      Видимо европейцы больше любили дуэльные схватки, а не драку плотной толпой.
      Европейцы больше были кавалеристами - рыцарями. На протяжении всего всех Средних веков. Работать коротким ножиком с седла крайне сомнительное занятие.
      Как на излете Средневековья - начале Нового времени появилась вменяемая пехота, так относительно короткие клинки сразу же вернулись в массовый обиход. Правда как вспомогательное оружие. Потому как клинком против алебарды и пики много не навоюешь.
  4. +10
    23 апреля 2021 07:23
    Добавлю мечей из Ла-Тена.

    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  5. +8
    23 апреля 2021 07:51
    А этот найден в Пензенской области.

    1. +13
      23 апреля 2021 08:30
      Дрогой Антон! Еще раз, кстати, спасибо за фото. И тут к мечу из нашей области... Уже писал об этом, но повторюсь. В Областной краеведческом музее был стенд - "могила мордвы". И там на "груди" на медных зеленых бляхах лежал изумительный светло-серый диск с дыркой. "Украшение мордвы". Потом стенд разобрали. И этот диск мне удалось повертеть в руках. И оказалось, что это навершие сарматского меча. Зарисовал, свозил показать Горелику. Он подтвердил: навершие. То есть кто-то из мордвы, давно, очень давно, разрыв могилу сармата добыл из нее этот диск и... повесил своей бабе на шею. Совершенно случайная находка. И еще сколько лет числилась бы украшением, если бы не мой интерес именно к сарматским мечам и не знакомство с Гореликом. Как все случайно в этом мире!
      1. +2
        23 апреля 2021 10:22
        Фееричная история, а сколько сразу возникает параллелей и ассоциаций.
      2. +1
        23 апреля 2021 11:15
        Блин какой прекрасной пример вранья нечаенного или специального -не важно. И разоблачения случайное " специалистом". Потому что интерес у него был к определенной теме. А специализация наверняка другая. Как интересно в свете заявления некоторых о праве только "специалистов" утверждать -истину. "
        Ну это просто так--замечание. Не относящее к теме статьи, довольно интересной.
        1. +2
          23 апреля 2021 11:22
          Цитата: Влад-мир
          А специализация наверняка другая.

          А что значит другая? По диплому или кандидатской? Или она прибита гвоздями к человеку? А если темой он занимается с 1995 года и у него по ней несколько монографий в рецензируемых изданиях и статей в журналах ВАК. Тогда как? Это специализация?
          1. +1
            23 апреля 2021 20:53
            Что вы так возбудились. Если вы в момент осмотра "украшения" были бы Специалистом по мечам то есть имели Специализацию по мечам то вы бы не поехали к Горелику. У вас по вашим данным -был Интерес на тот момент. Если вы по истечению некоторого времен (как минимум 5 лет) занимались этим вопросом то заимели -получили специализацию по данному вопросу. Но другим людям вы отказываете иметь свое мнение потому что они не имеют специализацию по некоторым вопросам из за отсутствия --диплома, кандидатской и монографий. Хотя занимаются этими вопросами более 10 лет. Да и в некоторых монографиях и книгах написанных кандидатами и докторами наук по истории иногда такой Бред пишется, что как говорится --уши вянут.
            Не так давно один доктор наук в статье - в рецензируемом журнале - такой бред написал.
            1. +1
              23 апреля 2021 21:10
              Цитата: Влад-мир
              Не так давно один доктор наук в статье - в рецензируемом журнале - такой бред написал.

              То есть один написал, значит и все плохие? Уровень специализации разный бывает, неужели не понятно. И с чего это Вы решили, что я кому-то в чем-то отказываю? Имейте мнение, имейте, что хотите, интересоваться никому запретить нельзя. Просто во вранье незнаковых Вам людей с бухты барахты обвинять не надо. Кстати, про бред доктора наук... если бред, то Вам надо его опровергнуть, чего он бред пишет? Для того и рецензируемый журнал!
              1. +1
                23 апреля 2021 21:48
                Да не один писал, многие писали и пишут. А вот с бухты барахты я некого не обвиняю. Прежде чем высказать свое мнение я этот вопрос тщательно изучаю и обдумываю. И вопросы задаю только если знаю ответ. С вероятностью две девятки после запятой.
                А он бред пишет ровно в рамках официальной трактовки истории. Один исторический персонаж нашей истории жил и Лечился от одной болезни теми средствами которые были в те времена. Кстати это средство и в данное время Рекомендуют для облегчения течения этой болезни. Но увы умер от этой болезни. А автор статьи пишет что его -Отравили. Ну и так по мелочи. Видите ли есть об отравлении упоминание-предположение.
                Ну и пара вопросов---можно ли сварить чай до состояния Жидкой Глины.
                И что такое--тестообразная пища.
                Ответы я разумеется знаю.
                1. 0
                  25 апреля 2021 06:54
                  Цитата: Влад-мир
                  Ну и пара вопросов---можно ли сварить чай до состояния Жидкой Глины.
                  И что такое--тестообразная пища.

                  Если вопрос мне, то не по адресу. Никогда таким не заниался.
                  1. 0
                    25 апреля 2021 22:03
                    Да этим заниматься не надо, просто один автор (доктор по истории ) коменнтируя сообщение (в своей книге) что один человек по утром употреблял пищу похожую на Жидкую Глину написал что это заваренный плиточный чай. Был такой в СССР. А это просто --Кисель, жидкий кисель.
                    А -тестообразная пища это просто Густой Кисель
                    И человек вынужденный постоянно употреблять разный консистенции Кисель это человек болеющий --Язвой желудка. Разной степени тяжести. Ну а что бывает при прободение язвы я думаю вы догадаетесь. А написали в статье что человека --Отравили.
                    И это просто пример как два разных человека несут разный Бред на основе одного Источника.
      3. +3
        23 апреля 2021 14:55
        Это лучше, чем он украшение вместо навершия приспособил бы.

        Впрочем, всегда продать можно было.
  6. +6
    23 апреля 2021 08:02

    Меч. Западногальштадтская культура, VII век до н.э.
    1. +6
      23 апреля 2021 08:32
      Кстати, вот эта характерная "хрень" на конце ножен очень похожа на "хрень" с ножен ассирийских мечей, только у тех клинки рапировидные. Что? После разгрома Ассирии ее мастера бежали на Запад, в леса? Или это случайное сходство?
      1. +4
        23 апреля 2021 09:30
        Доброе утро, Вячеслав. smile
        Так и не нашел ассирийский меч с "рапировидным клинком". request


        1. +4
          23 апреля 2021 09:56
          Внизу кхопеш - египетский меч. Выше скифский. А вот выше как раз он. На рельефах из Ниневии хорошо видно.
        2. +5
          23 апреля 2021 12:21
          Цитата: Морской Кот
          Так и не нашел ассирийский меч

          Ассирийского сейчас нет, есть хороший ахеминидский, брать будете? wassat
          1. +3
            24 апреля 2021 02:11
            За неимением гербовой... Заверните! good drinks
      2. +2
        23 апреля 2021 12:22
        Цитата: kalibr
        После разгрома Ассирии ее мастера бежали на Запад, в леса? Или это случайное сходство?

        Мастера думаю не при делах, но и сходство не может быть случайным, такие "фенечки" случайными не бывают. Причина в одинаковом способе ношения длинного рубящего меча, - меч болтался свободно, но очень высоко, не задевая ног. Для того, чтобы его вытащить, ножны нужно было зафиксировать, схватив за крыло оконечной оковки, или просто зацепившись им за локоть, ногу или борт колесницы.

        Почему на раннем европейском этапе способ ношения был такой однозначно не ясно, нужно разбираться, технологические причины, тактические, возможно это был колесничий способ, и у ассирийцев и гальдштатцев они были, а у более ранних и более поздних колесничих длинных мечей не было.
      3. +3
        23 апреля 2021 13:01
        Если не ошибаюсь, эта "хрень" называется бутеролем.
  7. +1
    23 апреля 2021 09:21
    Цитата: Lynx2000
    Шумере такой формы меч был признаком царской власти правителя города-государства, и, якобы предком такого меча был серп.

    А потомком кукри?
  8. +8
    23 апреля 2021 09:53
    Не все мечи в Европе, в частности, в Греции и в Испании, были прямыми. Известен меч фальката или махайра, относящийся к V–IV вв. до н. э. Найден в Греции. Размеры: длина 54,6 cм, вес 0,7 кг


    Указанный на фото меч не греческий. Это стандартное для фракийцах оружие махайра. Они были вооруженные с ним поголовно. Фракийское название „скалме“ или „сика“. В первичны перевод означает жертвенны нож. Упоменается Тукидида, котрый называет фракийцах обитающие горны масив Родопа „махайрофори“, а еще и Омир упоменает об этого меча у фракийцах. На територии Болгарии найденно сотни таких мечей.

    Фото фракийской железной макайрой с музея в Софии.


    Оружие считалось очень опасное, посколько из за формой получало большей кинетической энергии при сечащего удара.

    Гетская макайра.


    Самый опасны вариянт макайрой считалась РОМФЕЯ, которая фракийцы исползовали паралельно с макайрой. Это удлиненая и с большим изгибом серповидно макайра, которая держалась с 2 руки. Имелось ромфеи правой форме. Есть и ромфеи с более выраженная куковидная форьма в конца острия.





    Ромфеях делали из железо. Общая длина ок. 120 – 140 см. , рукоядка ок. 40 – 60 см.
    Римляне отмечали, что в сражениях с фракийцах, если пропускали их в ближнем бое, эти използовав ромфеях поражали римлянах в области плечах сзади, или вытаскивали легионера как с кука из строя. Поэтому римляне старались держать фракийских бойцов на разстояние, обстреливая их залпами пилумов. После встречи с фракийцах, римляни сделали свои выводы и модернизировали бронью римского легионера, усилив защиту задней части плечи и верхней части спиной.
    1. +6
      23 апреля 2021 09:58
      Очень хорошее дополнение. Спасибо!
      1. +7
        23 апреля 2021 10:15
        Вам спасибо, за интересную статию, уважаемы Вячеслав! hi
        Хочу еще дополнит свой коментарий с пару слов, о макайрой и ромфею. Эти оружия идеально подходили для тактики боя у фракийцах. Фракийцы нападали в разсыпную и старались разбить врага первым ударом. Если враг держал строй и не разсыпался, фракийцы отступали и ждали новая возможность нанести удара. Для такого быстротечного боя, макайра/ромфея идеально подходили, так как у бойца не было надобность держать плотны строй, он имел достаточно места вокруг себя, чтоб замахнуть режещим ударом и быстро поменить позицию, если нужно. Боевая техника фракийского бойца была похожа на танец как у восточных боевых изкуств. Она была зрелищная, поэтому фракийские гладиаторы были любимые публики Рима. Пример Спартак. Это была нападательная тактика, защитная не подрозумевалось, а если что не шло по плану, отступали быстро забирая с собой своих убитых и раненых.

        Фреска из фракийской гробнице. Видно, как фракийцы пешим и конным строем одновременно нападают на врага. Пеший боец держить в одну руку копия, а в другую ромфея. У него нет штыта! Более крепкие бойцы могли сражатся одновременно с по одна макайра в обоих руках.
    2. +4
      23 апреля 2021 14:14
      Боян, спасибо за "ромфею",она мне напомнила крестьянский серп. Мне в детстве ещё пришлось им работать.
      Вроде и простой,но с не привычки им много не работаешь и Лего себя искалечить. У моей двоюродной бабушки ,2 пальца отсутствовали, когда-то в молодости махнула серпом и ..,а она с детства работала серпом
      1. +2
        23 апреля 2021 14:55
        Боян, спасибо за "ромфею",она мне напомнила крестьянский серп. Мне в детстве ещё пришлось им работать.

        Привет, Святослав! hi Ромфея вероятно произходит от серпа. Кинетика движения похожая. Размах и дергание к себе.


        Вроде и простой,но с не привычки им много не работаешь и Лего себя искалечить.

        Очень непростое оружие! Фракийцы и дакийцы тренировались в эго употребление с детства. Подростающие исползовали деревянные палочки, завязанные в узлы, по форму ромфеи. Ударная мошт такого меча страшная. Недостаток - занятые обои руки, нет возможность держать штыт. Требует свобода в движениях, ризница нести неудобно.
        В войнах с персов, фракийские союзники Александра Македонского, подбираясь к лошадей персидской коннице, резали им сухожилиях.


        Что до махайрой, она легче и позволяет ношение штыта. При все того ее делали толще чем обычного меча, от того и удар с ней мог разколоть шлема, штыта или ризницу врага.

  9. 0
    23 апреля 2021 10:22
    А какие были мечи на Руси? Про европейские говорят весьма много, но про русские молчат.
    1. +8
      23 апреля 2021 10:27
      Цитата: Басарев
      А какие были мечи на Руси? Про европейские говорят весьма много, но про русские молчат.

      Это заговор! Мы, авторы, поклялись этой тайны никому не открывать!
    2. +3
      23 апреля 2021 13:59
      А какие были мечи на Руси? Про европейские говорят весьма много, но про русские молчат

      Баловство это для нас laughing топоры наше всё.
      Уважаемый автор в курсе находок на Золотаревском городище около Пензы. Там найдено 26 топоров, 2 целых сабли, 17 гард от сабель, 3 клинка сабель, 7 наконечников копий, 2 булавы и 1 кистень. Это всё относится к 1237 году. И ни одного меча. Даже на современных соревнованиях по средневековому бою топоры очень хороши по сравнению с мечами.
      1. +1
        23 апреля 2021 22:42
        Цитата: Konnick
        Баловство это для нас топоры наше всё.

        И тяжелые копья.
  10. +3
    23 апреля 2021 10:28
    Торжество бронзы! Афинский археологический музей:




    1. +6
      23 апреля 2021 11:08
      Знакомые изделия, а как же!
      1. +4
        23 апреля 2021 11:29
        Цитата: kalibr
        Знакомые изделия, а как же!

        Еще бы: могильный круг А.
        А такой видели:
      2. +5
        23 апреля 2021 13:14
        Собственно - микенские бронзовые рапиры с характерным креплением креплением рукоятки клёпками - исходят ровно из того же принципа, как и в позднее Средневековье. Если посмотреть во что были одоспешены на самом деле герои Илиады - видим что такой доспех прорубить не менее сложно чем гораздо более поздний рыцарский. Отсюда и соответствующее оружие. И манера боя. Колющие удары либо копьём либо рапирой.

  11. +2
    23 апреля 2021 11:19
    Махайра с кривым лезвием - вполне себе арийское холодное оружие 2 тысячелетия до н.э., распространенное от Балкан до Индии. Фракийцы, скифы и индийцы получили это оружие от балканских ариев, составивших часть их этносов.
  12. +3
    23 апреля 2021 12:07
    Ну, в современной фэнтэзи можно встретить и пудовые мечи. Которыми "попаданцы" размахивали по полсуток, оставляя гору трупов, на которой и стояли отбиваясь.
  13. +4
    23 апреля 2021 12:12
    Цитата: pytar
    Указанный на фото меч не греческий. Это стандартное для фракийцах оружие махайра. Они были вооруженные с ним поголовно. Фракийское название „скалме“ или „сика“. В первичны перевод означает жертвенны нож.

    Спасибо, будем знать, что махайрод (саблезубый тигр) был вооружен жертвенными ножами.
    1. +6
      23 апреля 2021 12:57
      Спасибо, будем знать, что махайрод (саблезубый тигр) был вооружен жертвенными ножами.

      Спасибо и Вам, Андрей! Вот я шась от Вас узнал, откуда произходит название саблезубого тигра! Поинтересовался у вики, действительно так и есть! good
  14. +5
    23 апреля 2021 12:21
    Кажется, ещё один меч пропустили. Известный, хотя и современной работы

    Общая длина- 122 см, клинок- 91 см
    Меч выглядит меньше на витрине, в руках смотрится иначе.

    Вот его вручают в дар
  15. +1
    23 апреля 2021 13:25
    Цитата: Avior
    Кажется, ещё один меч пропустили.

    Тут сначала название города надо восстановить, которому сей меч английским королем подарен.
    Это меч Сталинграда, только так!
    Или это иной меч? Рузвельт тут чего-то.
    1. +1
      23 апреля 2021 22:02
      Конечно же, это именно он
  16. +2
    23 апреля 2021 13:38
    "мечь и ножны,около 6о г до Н.Э"уже тогда украшали оружие
  17. +3
    23 апреля 2021 13:52
    "британский меч 1500"удивительный сохран. Очень сомневаюсь,чтоб тогда умели никилеровать.
    Вероятно,тут было несколько причин,что мечь так сохранился
    1. +2
      23 апреля 2021 16:05
      Цитата: vladcub
      "британский меч 1500"удивительный сохран. Очень сомневаюсь,чтоб тогда умели никилеровать.

      Никелировать не умели. Умели хранить!
  18. +3
    23 апреля 2021 13:59
    Просто встретилось на ВО замечание о размахивании восьмикилограммовым мечом.
    Для любителей порассуждать о размахивании восьмикилограммовым мечом, предлагаю сначала потренироваться со следующим артефактом

    Масса оголовья - 3 кг, длинна рукояти - 82 см.
  19. +1
    23 апреля 2021 14:59
    Здрассте всем. У норвегов частенько откапывали и откапывают мечи " Улфьберты". Нашлось более сотни мечей, по датам выпускались более 150 лет, то есть дело было поставлено на поток наверное, что то типа фабрики.
    1. +3
      23 апреля 2021 16:06
      Ульфберт известная марка. Они и производились массово и подделывались тоже массово.
  20. 0
    30 апреля 2021 09:05
    Лучший металл для клинков производили в Индии. Само слов "булат" (правильнее, "пулат") индийского происхождения.
    А лучшие клинки для индивидуального боя - японские катаны.
    Но об этом в статье нет инфы. Незачет.
  21. 0
    19 мая 2021 12:26
    Поправьте подпись к фото с сасанидским мечом. Сасанидов в 12 в н.э. уже много столетий как не было.
  22. 0
    12 июля 2021 18:16
    Мы дрались табуретками, а потом прибежал дембель с ломом.