Военное обозрение

Космический юбилей: 50-летие запуска первой в мире орбитальной станции «Салют-1»

38

Сегодня, 19 апреля 2021 года, отмечается космический юбилей - 50 лет с момента запуска первой орбитальной станции «Салют-1», разработанной в СССР. Это первая в мире пилотируемая ОКС (орбитальная космическая станция). Сегодня, говоря об орбитальных станциях, априори подразумевают их «пилотируемость».


В этот день, 50 лет назад, в Советском Союзе был осуществлен запуск нового типа космического аппарата, открывшего возможность как с участием человека, так и в автоматическом режиме, проводить научные исследования в условиях длительного космического полета.

«Салют» представлен серией пилотируемых орбитальных станций, построенных в СССР. Под таким названием на орбиту выводили станции в рамках гражданской программы «Долговременная орбитальная станция», разработанных ЦКБ экспериментального машиностроения (сейчас это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им.С.П. Королева), а также по военной программе «Алмаз» разработки ЦКБ машиностроения (сейчас Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения»).

Началась разработка долговременной орбитальной космической станции в 1969 году, руководителем этого проекта был главный конструктор Василий Мишин, возглавивший фактически всю ракетно-космическую отрасль Советского Союза после ухода из жизни Сергея Королёва.

Разрабатывалась она на основе пилотируемой станции военного назначения «Алмаз», созданной в ЦКБ машиностроения, главным конструктором которой являлся Владимир Челомей.

16 февраля 1970 года вышло постановление Совмина СССР о разработке орбитальных станций, а в начале 1971 года станция уже была отправлена на космодром.

Орбитальная станция (ОКС) «Салют-1» представляла собой два герметичных и один негерметичный отсеки. Герметичными были переходный и рабочий отсеки, переходный являлся жилым и использовался для научных экспериментов и исследований, его диаметр составлял около 2 метров.



Конструкция узла для стыковки отсека позволяла выполнять многоразовую стыковку станции с космическим кораблем на орбите и выход космонавтов через люк. Внутри отсек был оборудован системами терморегулирования, жизнеобеспечения и различным научным оборудованием.

Снаружи конструкцией были предусмотрены солнечные батареи, различные датчики, система поддержания температуры, телескоп и многое другое. Рабочий отсек состоял из двух частей диаметром 2,9 и 4,2 метра, его длина составляла 9,2 метра, в нем размещались все основные приборы и системы управления станцией — система связи, жизнеобеспечения, электроснабжения. Этот отсек использовался для управления перемещением станции в космосе, научных экспериментов, тренировок экипажа, отдыха и питания.

За рабочим располагался негерметичный агрегатный отсек, в нем устанавливался двигатель для изменения траектории, емкости с топливом, система ручного управления станцией, основной и резервные двигатели малой тяги, а также другие системы и приборы. На станции было установлено 1400 различных приборов.

Вначале орбитальную станцию хотели назвать «Заря», но поскольку такое название уже имелось у китайского спутника, станцию назвали «Салют», далее это название использовали для всех аппаратов такого типа.

Орбитальная станция «Салют» выводилась на орбиту с космодрома Байконур ракетой «Протон-К» 19 апреля 1971 года. Экспедиция на орбитальную станцию с космонавтами Владимиров Шаталовым, Алексеем Елисеевым и Николаем Рукавишниковым стартовала 23 апреля 1971 года на космическом корабле «Союз», попытка состыковки оказалась неудачной, экипаж облетел станцию и вернулся обратно на Землю.

Второму экипажу в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, стартовавшему 6 июня 1971 года, удалось удачно осуществить стыковку с «Салютом», и первая в мире орбитальная станция с экипажем на борту начала свою работу.

В процессе работы экипажа на станции космонавтами были проведены различные научные наблюдения, испытания бортовых систем и научной аппаратуры. Также проверялась работа средств навигации, управления и маневрирования. Были проведены различные медико-биологические исследования.

29 июля экипаж завершил все научные эксперименты и испытания, перешел в транспортный корабль и выполнил его расстыковку со станцией «Салют».

30 июля при возвращении на Землю в результате разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж космического корабля «Союз-11». Это была последняя катастрофа, приведшая к гибели людей в пилотируемой космонавтике нашей страны.

В дальнейшем полет станции «Салют» проходил в беспилотном режиме, в процессе которого был проведен ряд различных научных исследований и испытаний научной аппаратуры и оборудования.

1 октября 1971 года в результате мероприятий по спуску станции с орбиты, она начала торможение и вошла в плотные слои атмосферы в заданном районе, после чего прекратила свое существование. Первая орбитальная станция находилась на орбите 176 суток.

После гибели экипажа на корабле «Союз-11» пилотируемые полеты в СССР были временно приостановлены. Во время полётной паузы проводилась деятельность по повышению надежности конструкции и обеспечения безопасной эксплуатации кораблей «Союз».

Полет первой станции «Салют» выявил достаточное количество конструктивных недостатков, препятствовавших ее эффективной эксплуатации. В результате проведенной работы конструкция следующих станций была усовершенствована.

В период с 1973 года по 1986 год на орбиту выводилось еще шесть орбитальных станций «Салют» с международными экипажами, которыми было проведено много научно-технических экспериментов и исследований.

При создании орбитальной станции «Мир», в том числе российского сегмента МКС, использовался весь накопленный опыт разработки и постройки станции «Салют».

Сейчас Россия решила отказаться от эксплуатации МКС после 2024 года и разработать собственную орбитальную космическую станцию. Несомненно, при ее создании будет использован весь имеющийся опыт, полученный при создании станций «Мир» и «Салют».
Автор:
Использованы фотографии:
YouTube/Kevin Gustafson
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Бережливый
    Бережливый 19 апреля 2021 07:23
    -9
    Для новой станции можно использовать одно из старых Советских названий "Мир 2М" , "Салют 8 Р" , буква означает Российский!
    1. Чёрный
      Чёрный 19 апреля 2021 07:29
      +7
      У Отечественной космонавтики было славное прошлое, хотелось бы что бы и будущее было таким же.
  2. tralflot1832
    tralflot1832 19 апреля 2021 07:37
    +11
    Вечная память Георгию Добровольскому,Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву!Я в то время был ребенком,но помню отношение простых советских людей к этой нашей трагедии,по освоению космоса.В освоении космоса получилась семейная династия Волковых!!!
    1. qqqq
      qqqq 19 апреля 2021 08:51
      0
      Цитата: tralflot1832
      Вечная память Георгию Добровольскому,Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву!Я в то время был ребенком,но помню отношение простых советских людей к этой нашей трагедии,по освоению космоса.В освоении космоса получилась семейная династия Волковых!!!

      К сожалению, эта трагедия была результатом спешки, захотели отправить трех космонавтом, которых можно было разместить только без скафандров, понадеялись, что корабли надёжны.
      1. tralflot1832
        tralflot1832 19 апреля 2021 08:56
        +2
        Мой папа сразу сказал,хотя рядом с космосом не стоял,долетались в спортивных костюмах!Очень жаль,цена такой спешки,три человеческих жизни.
        1. qqqq
          qqqq 19 апреля 2021 08:58
          0
          Цитата: tralflot1832
          Мой папа сразу сказал,хотя рядом с космосом не стоял,долетались в спортивных костюмах!Очень жаль,цена такой спешки,три человеческих жизни.

          У меня мама работала на станции космической связи, рассказывала про их переговоры с Землёй при спуске.
  3. Бшкаус
    Бшкаус 19 апреля 2021 07:38
    +11
    Даже уже не знаю что и сказать. В том промышленно-финансовом положении и с тем отношением, которое у нас сейчас как у руководства отраслью, так и у рядового персонала, просто не потянем.
    Мне плевое изделие передать не могут для дальнейшей подготовки, уже все сроки на исходе, приходишь в сборочный цех, а им изделие вернули с замечанием и никто не чешется даже их исправлять. Приезжаю в другую организацию- молодежи нет, старики 75+ и полная деградация. Они не то, что уже не могут, они уже давно не хотят работать. Иногда такие нарушения технологий встречаются, что мама не горюй.
    А для непосвященых красивая картинка. Вон, даже на мониторе метро сейчас по пути на работу такая же новость о первой ДОСе.
    1. prior
      prior 19 апреля 2021 08:05
      +8
      Ну, вы сказали - работать! Зачем? За что?
      Теперь не время квалифицированных рабочих и инженеров.
      Теперь время Бузовых, Басковых-Киркоровых и прочих блоХеров...
      И вопрос не в деньгах даже.
      Рабским, низкооплачиваемым, непристижным трудом рабочих и инженеров великие дела не делаются.
    2. Narak-zempo
      Narak-zempo 19 апреля 2021 08:06
      -16
      Цитата: Бшкаус
      старики 75+ и полная деградация. Они не то, что уже не могут, они уже давно не хотят работать

      Ну так пенсию+зарплату получают и жируют, зачем что-то делать.
      Надо пенсии работающим-то отменить.
      1. Володин
        Володин 19 апреля 2021 08:14
        +3
        Цитата: Narak-zempo
        и жируют,

        Надеюсь, это шутка такая...

        Цитата: Narak-zempo
        Надо пенсии работающим-то отменить.

        Ага. Можно ещё и зарплаты отменить, а то вконец обуржуазятся...
        1. Starover_Z
          Starover_Z 19 апреля 2021 08:50
          +1
          Цитата: Володин
          Цитата: Narak-zempo
          Надо пенсии работающим-то отменить.

          Ага. Можно ещё и зарплаты отменить, а то вконец обуржуазятся...

          А дальше почему не предложить :
          О финансовом кризисе: Встречаются два начальника:
          - Ты своим зарплату выдаешь?- Нет.
          - И я нет. А они все равно на работу ходят?
          - Ходят.
          - И мои ходят. Может, вход платный сделаем?
          ...
          Вход сделали платным. Проходит неделя.
          - Ну как, твои еще на работу ходят?
          - Ага, тока экономят, сволочи!!!
          - ?!
          - В понедельник приходят, а в пятницу уходят…
    3. codetalker
      codetalker 19 апреля 2021 09:26
      -7
      Для России никогда не стояла проблема в производственных (говорю о не управленческих) кадрах. Старые не хотят, найдутся новые. Тёплых мест всегда меньше, чем желающих их занять.
      1. Бшкаус
        Бшкаус 19 апреля 2021 10:42
        +2
        Для России никогда не стояла проблема в производственных (говорю о не управленческих) кадрах. Старые не хотят, найдутся новые

        Простите, вы готовы завтра разработать ТЗ скажем на новый лунный скафандр, причем сделать это грамотно, что бы требования в ТЗ были адекватными с точки зрения технологических возможностей, функциональности и эргономики таким образом, что бы это не получилось кучей хлама с сомнительными характеристиками?
        Если говорить о проблеме чистоты во дворах, то полностью соглашусь, заменить бабушку дворника на азиатского мигранта проблем не составит, но в высокотехнологичных отраслях недостаточно даже высшего образования, нужны годы, иногда даже десятилетие что бы подготовить высококлассного и думающего специалиста, который хорошо знает историю вопроса, современные технологии и понимает философию буюущего.
    4. Knell Wardenheart
      Knell Wardenheart 19 апреля 2021 11:36
      0
      Согласен что экономически будет тяжко , а времена у нас не лучшие сейчас - припекает по всем направлениям. Но помимо этого стоит задуматься -а оправдано ли ? Мы уже 50 лет ПОЛ ВЕКА занимаемся какой то деятельностью на этих обитаемых станциях , право,неужели все эти крошечные эксперименты в микрогравитации не исчерпали себя ? МКС и была в общем то для того, чтобы из эпохи относительно небольших масштабов подобных экспериментов перейти к более крупным. И 23 года на МКС занимались этим. И вот, по сути -национальная станция предлагает вернуться в эпоху этих малых экспериментов - потому что до уровня МКС нам потребуется нарастить объемы батарей , внутреннего пространства - не для того,чтобы выйти на что то новое и прорывное - для выхода на "старый МКСовский" уровень. Стоит ли оно того ? Не лучше ли всеми правдами и неправдами дотянуть эксплуатацию МКС до 2030 года , провести все наиболее важное и масштабное к тому времени и заняться наконец Луной ?
      Право я всеми лапами за национальную станцию т.к международная кооперация в космосе уже закончилась по сути , но вот полезно ли это будет ?
      1. Бшкаус
        Бшкаус 19 апреля 2021 12:03
        0
        Но помимо этого стоит задуматься -а оправдано ли ?

        оправдано хотя бы с той стороны, что работает промышленность и люди. Не в том смысле, что зарабатывают, заработать можно как на космосе, так балаболя на яндекс дзен, а в том, что регулярная работа позволяет не только поддерживать навыки и сохранять технологию хотя бы на том уровне, каком она есть, но и все равно постепенно что-то модернизировать. Ведь если сейчас закрыть тему орбитальных полетов, то народ найдет чем заняться, а когда приспичит лететь к Луне, придется все воссоздавать с нуля т.к. разрушатся все технологические цепочки и что самое главное, будет забывать и опыт. По себе скажу, что когда мы летали по 4 пилотируемых полета в год, это было 12 человек, работка шла круглый год и раз в квартал сдавались серийные изделия. Сейчас полеты на Союзах сократились в 2 раза до 2х (в среднем) и типовая работа уже сдается не раз в квартал, а раз в полгода. Казалось бы ерунда, но одно дело, когда ты до автоматизма все делаешь, и совсем другое, когда еще надо минуту репу почесать и прикинуть, а что там да как. Не просто так врачи раз в 5 лет обязаны проходить курсы повышения квалификации, иначе просто забудут или уйдут в застой не получая информации о новых технологиях (если сами конечно не интересуются, а люди разные бывают).
  4. апро
    апро 19 апреля 2021 07:42
    +3
    16 февраля 1970 года вышло постановление Совмина СССР о разработке орбитальных станций, а в начале 1971 года станция уже была отправлена на космодром.

    Как....такое не возможно...без попа с кадилом...без эффективных менеджеров..и ответственных собственников...и иностранных инвестиций.
    Победы СССР сегодня.как немой укор.русским неряшливым наследникам.
    А поглумиться над советской космонавтикой вот только на это способны.то название страны на гермошлеме не было.то космонавтика тянула русский народ в нищету.то не так да это неэтак.
  5. knn54
    knn54 19 апреля 2021 07:45
    0
    Нужны сотни миллиардов рублей.На разработку (практически с нуля ибо спецов уже мало) КБ им. Хруничева понадобится лет 7...8 .А еще модули вывести на орбиту,собрать. Плюс КОВИД, санкции.
    Станция (двойного назначения,разумеется) конечно нужна. Янкесы,несущие основные затраты по содержанию МКС .на новую( а это были частные средства) денег не дадут.Они заняты Луной и Марсом.
    Да и КНР на пятки наступает.
    1. qqqq
      qqqq 19 апреля 2021 08:56
      0
      Цитата: knn54
      На разработку (практически с нуля ибо спецов уже мало) КБ им. Хруничева понадобится лет 7...8

      Сюда смело плюсуйте время на обучение этих спецов, а ещё не известно качество того, кто их учить будет, т.е нужно воссоздать высшую школу, плюс время на становление этих новоиспеченных инженеров. На мой взгляд, ещё 15, а то и 20 прибавить можно .
    2. codetalker
      codetalker 19 апреля 2021 09:32
      -3
      У нас далеко не с нуля. Денег говорят будет 400-500 млрд по минимуму. Пришло время радоваться. Ну не без оглядки естественно.
  6. Boris55
    Boris55 19 апреля 2021 08:02
    -13
    Строительство новой орбитальной станции будет под контролем Кожубетовича, что вселяет уверенность в её будущее.
    1. qqqq
      qqqq 19 апреля 2021 09:05
      -3
      Цитата: Boris55
      Строительство новой орбитальной станции будет под контролем Кожубетовича, что вселяет уверенность в её будущее.

      Лично у меня возникает беспокойство, а не будет ли вместо станции очередной храм, только на орбите, а скафандры все будут все в шевронах, значках, в общем, место пустовать не будет.
  7. Из Томска
    Из Томска 19 апреля 2021 08:02
    +2
    Россия после затопления МИРа попросила у американцев денег на допиливание советского задела к МКС, что и было теми сделано. С тех пор прошло уже больше 20 лет как второй российский модуль Наука гниет на Земле и не может взлететь. А тут прям завтра сделают новую станцию :)
    1. Boris55
      Boris55 19 апреля 2021 08:51
      -9
      Цитата: Из Томска
      А тут прям завтра сделают новую станцию

      Не сомневайтесь - раз министерство обороны (Шойгу) занялось этим вопросом, то сделают качественно и в кратчайшие сроки.
      1. qqqq
        qqqq 19 апреля 2021 09:07
        +3
        Цитата: Boris55
        Не сомневайтесь - раз министерство обороны (Шойгу) занялось этим вопросом, то сделают качественно и в кратчайшие сроки.

        Я не понимаю,откуда такая уверенность? Что МО сделало в кратчайшие сроки, кроме бесконечно меняющейся формы, храма, парка?
        1. Boris55
          Boris55 19 апреля 2021 10:32
          -5
          Цитата: qqqq
          Я не понимаю,откуда такая уверенность?

          За последние 6 лет в арсенал ВС РФ поступило:
          - 109 межконтинентальных ракет Ярс;
          - 108 баллистических ракет для вооружения подводных лодок;
          - 3 подводно-ракетных крейсера Борей;
          - 57 космических спутников;
          - 7 современных субмарин;
          - 17 ракетных комплексов береговой охраны Бал и Бастион;
          - более 3 500 ед. новой и усовершенствованной бронетехники;
          - более 1 000 самолетов и вертолетов;
          - 161 надводных суден....

          В результате было перевооружено 12 ракетных полков на комплекс Ярс, 10 ракетных бригад на комплекс Искандер, 13 авиационных полков получили модернизированные самолеты поколения 4++ МиГ-31БМ, Су-35С, Су-30СМ и Су-34, 3 бригады армейской авиации и 6 вертолетных полков – вертолеты Ка-52 и Ми-28, 20 зенитно-ракетных полков теперь вооружены ЗРК С-400....

          В целом ВС РФ обновили вооружение на 70%-80%. Наша армия самая боеготовная армия Мира, способная защитить нас от любого супостата - это понимает даже Байден.

          Если клан силовиков за что-то берётся, то он это дело доводит до конца. Доказано практикой.
          1. qqqq
            qqqq 19 апреля 2021 10:55
            +1
            Цитата: Boris55
            За последние 6 лет в арсенал ВС РФ поступило:

            Всё это здорово, но какое отношение имеет к разработкам? Сколько времени любое изделие из вами перечисленного списка было в стадии НИОКР ? Практически вся техника ещё задел СССР. Как пример быстроты Шойгу можно привести решение о создании ударных БЛА, производство которых только сейчас решили форсировать, после Карабаха, а вот храм построили быстро и форму не забывают менять раз в несколько лет.
            1. Boris55
              Boris55 19 апреля 2021 10:56
              -2
              Цитата: qqqq
              Практически вся техника ещё задел СССР.

              А разве наработки в царской России не были применены в разработках СССР?
              Может вспомним кто первым взял камень, а кто палку? laughing

              В 90-х была уничтожена вся промышленность СССР, и в первую очередь - ВПК.

    2. codetalker
      codetalker 19 апреля 2021 09:30
      -2
      Кто сказал завтра? Сказано же не менее чем через 10 лет.
    3. slipped
      slipped 19 апреля 2021 14:43
      +1
      Цитата: Из Томска
      Россия после затопления МИРа попросила у американцев денег на допиливание советского задела к МКС,


      Неверно. Это американцы, за 10 лет до затопления "Мира", вышли с предложением объединить, свою станцию "Фрид", которая у них никак не завязывалась с нашей станцией "Мир-2".

      Цитата: Из Томска
      С тех пор прошло уже больше 20 лет как....


      МКС летает по орбите.

      Цитата: Из Томска
      второй российский модуль Наука гниет на Земле и не может взлететь.


      Второй модуль называется ФГБ "Заря". Но он стал первым, так как модуль СМ "Звезда" задержался на два года запуском.

      "Гниющий на Земле" laughing шестой российский модуль МЛМ-У "Наука" проходит подготовку к старту в МИК "Байконура":



      Цитата: Из Томска
      А тут прям завтра сделают новую станцию :)


      В 2025-м по плану.
  8. С.Викторович
    С.Викторович 19 апреля 2021 08:04
    -2
    Зачем нужна новая станция? Не сформулированы осмысленные задачи для космонавтики, не видно развития соответствующих технологий. Опять пропаганда.
  9. Холуай Т.О
    Холуай Т.О 19 апреля 2021 08:51
    +2
    Все, нет у нас Космоса, есть юристы, журналисты, экономисты... В Депутаты в Госдуму математиков не берут, шоумены и артисты и Валуёв говорят нужны
  10. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 19 апреля 2021 09:38
    +2
    Экспедиция на орбитальную станцию с космонавтами Владимиров Шаталовым, Алексеем Елисеевым и Николаем Рукавишниковым стартовала 23 апреля 1971 года на космическом корабле «Союз», попытка состыковки оказалась неудачной, экипаж облетел станцию и вернулся обратно на Землю.


    На самом деле возникла нештатная аварийная ситуация, когда процесс стыковки не завершен и станция не "отпускает" пристыкованный корабль:
    Подробнее об этом Борис Черток, Ракеты и люди книга 4. гл. "Первая орбитальная станция вышла на орбиту"
    — Я — «Гранит», цель наблюдаю хорошо и отчетливо. Это был последний доклад с корабля перед выходом из зоны связи. Башкин подходит к Раушенбаху и что-то шепчет.

    — Башкин, Раушенбах, не секретничайте, а скажите нам, почему так туго идет сближение. Это ваша логика. По расчету, который мне дали, должны были дойти до касания еще в зоне связи, — говорит Мишин.

    — Мы проверили запасы, — ответил Раушенбах. — На борту для сближения осталось запасов топлива всего на 13 метров в секунду для СКД и 20 килограммов для ДПО. Если они войдут сейчас в [280] нашу зону, не состыковавшись, надо принимать решение об отмене. Рисковать запасами топлива на спуск нельзя.

    Я успокаиваю министра:

    — Они там все прекрасно понимают. С Елисеевым мы успели такую ситуацию обговорить. Он рисковать не будет. С Шаталовым, я уверен, они примут правильное решение.
    Мучительно тянется 30-минутный перерыв зоны связи.
    — Внимание! Начинаем сеанс 83-го витка, готовность 5 минут!
    — «Гранит», я — 36-й. Даю счет: раз, два, три, четыре...
    — Я — «Гранит», слышу вас хорошо! В 4 часа 47 минут выполнили ручное причаливание. Прошло касание и механический захват. Началось стягивание. Но на 9-й минуте режим ССВП остановился, стягивание до конца не выполнено. Стыковка не идет. Почему, мы не понимаем. Посмотрите телеметрию. Подскажите, что делать?
    — Где стыковщики?

    Появились Живоглотов, Бакунин и Сыромятников. Бледные, волнующиеся. Они никак не ожидали, что из всех предполагаемых возможных отказов появится такой, которого никто не ожидал, и при наземной отработке ничего похожего не бывало.

    Заикаясь от волнения, Живоглотов объясняет притихшему залу:

    — Штырь, то есть штанга «активного» стыковочного узла, была выдвинута перед стыковкой полностью. Весь ход для полного стягивания шариковым винтом — 390 миллиметров. Стягивание началось нормально по команде автоматики. Прошли 300 миллиметров и остановились. Стягивающий механизм работал и пытался тянуть, но зазор между плоскостями «активного» и «пассивного» агрегатов не уменьшался. Он составляет 90 миллиметров. Возможные причины, очень предварительно:

    ошибка в установке центрирующих штырей на 180 градусов;
    технологическая ошибка при согласовании осей, что маловероятно;
    гидроразъемы уперлись друг в друга, правда, это не 90, а 50 миллиметров;
    электроразъемы, если уперлись корпусами, дают всего 30 миллиметров;
    узел уперся в дополнительные усиливающие кроншнейны, мы их называем балконами. Но это проверялось на заводе очень тщательно;
    возможна грязь на винте. Правда, грязи нужно очень много, чтобы намертво остановить винт;
    образование льда при выходе в космос. Но дождя при старте не было. И под давлением винта лед бы растаял; [281]
    наконец, возможна поломка боковых рычагов. Была очень сильная боковая качка сразу после захвата.

    — Почему качка? Где динамики? Раушенбах! Почему были колебания? — требует ответа Мишин.

    Меня пронзила неприятная мысль. Я попросил Павла Поповича, который непосредственно вел связь с «Гранитом»:

    — Запроси «Гранит», какие были колебания при стягивании?
    — Не надо запрашивать. Елисеев докладывал, что после «захвата» загорался транспорант «Сопла ДПО» и мигал секунд 30. В это время корабль сильно раскачивался.

    Я понял, что дальнейшие допросы стыковщиков ничего не дадут, и, посоветовавшись с Раушенбахом и Трегубом, выложил Мишину и Керимову свою версию случившегося:

    — Наиболее вероятно, что произошла механическая поломка по причине больших боковых колебаний. Систему управления мы не выключили. Сразу, как только произошло касание, прошло возмущение, которое датчики угловых скоростей отслеживали. Система управления пыталась убрать угловые отклонения, но «захват» уже состоялся, вместо успокоения началось раскачивание, но не вокруг центра масс, а на штанге, которая сцепилась с ДОСом в приемном гнезде. Мы что-то сломали. Продолжать попытки стыковки бесполезно. Надо принимать решение о расстыковке.

    Однако оказалось, что не так-то просто дать команду на расстыковку, то есть команду дать можно, но это не значит, что космический корабль отстыкуется от ДОСа. По электрической схеме, над которой склонились Живоглотов, Вакулин и между ними втиснулись мы с Трегубом, получалось, что для расстыковки надо «танцевать от печки». Расстыковка пойдет, если до этого были состыкованы электрические разъемы и полностью выполнен режим ССВП — системы стыковки и внутреннего перехода.

    Система была разработана в чисто автоматическом варианте, и в процессе выполнения промежуточных операций вмешательство человека не предусматривалось. Логика автоматики формально была правильной. После того как оголовок штанги «активного» узла попадал в приемное гнездо конуса «пассивного» узла, его захватывали защелки, выдававшие сигнал «захват». По этому сигналу начиналось стягивание «активной» и «пассивной» частей. Штанга втягивалась в «активный» узел шариковым винтом. Стягивание проводилось до стыковки электрических и гидравлических разъемов. После стыковки разъемов окончательное стягивание производилось специальными крюками, которые выдвигались из «активного» узла и притягивали к себе «пассивный», обеспечивая герметичность и прочность соединения двух космических объектов. Только после этого открывались защелки, удерживавшие [282] оголовок штанги в приемном гнезде конуса. Штанга полностью убиралась в «активный» узел.

    Команда «расстыковка» могла быть подана по командной радиолинии с Земли или с пульта корабля «Союз». По этой команде убирались стягивающие крюки, корабль освобождался от механической связи с ДОСом. ДПО включались на «отвод» и разводили космические аппараты. В этой длинной цепочке операции не предусматривалась возможность расстыковки, если не был выполнен весь цикл стыковки. Команда «расстыковка» не способна освободить штангу, которую прочно удерживают защелки «пассивной» части стыковочного агрегата. Правда, на такой нештатный вариант была предусмотрена аварийная расстыковка. По аварийной команде с помощью пиропатронов штанга отстреливалась от «активной» части. Но при этом она оставалась в «пассивном» конусе и повторная стыковка другого корабля уже была невозможна.

    — Ну, вы молодцы, «сообразили» агрегат, в котором «мама» не отпускает «папу», — уязвил нас Андрей Карась.
    — Есть надежный аварийный вариант — отстрел стыковочного агрегата. Правда, в этом случае корабль мы освободим, но штанга с рычагами останется на ДОСе «у мамы».
    — Эта ампутация не годится. Вы что, хотите потерять первую орбитальную станцию? Ищите способ, как обмануть вашу сверхумную схему, — сказал министр.
    Положение складывалось архитрагическое. Мы не можем отделить корабль от ДОСа так, чтобы другой корабль мог повторить попытку стыковки.
    — Есть вариант, — робко сказал Живоглотов. — Надо подобраться к нашему прибору в бытовом отсеке корабля, найти на нем разъем Ш28/201 и со стороны прибора поставить перемычку на 30-й и 34-й штыри вилки. Потом с пульта дать команду на стыковку и перемычку снять. По схеме пройдет команда, убирающая упоры, за которые штырь удерживается в приемном гнезде конуса. Мы как бы отопрем дверь с другой стороны.
    — Блестящая идея, но кто на борту корабля сможет проделать такую операцию?
    — Рукавишников, будучи еще не космонавтом, а инженером-электронщиком, и не такие фокусы проделывал. Правда, не в космосе, — сказал я.
    Мы часа полтора сочиняли подробную инструкцию и передали ее на «борт».
    — Вас поняли, — ответили «Граниты», правда, без всякого энтузиазма. [283]
    И вдруг кто-то из стыковщиков вспомнил, что есть еще вариант. Якобы можно подать команду не на корабль, а на ДОС, и эта команда отведет защелки и таким образом освободит штангу.
    — Все хорошо, но сейчас вся масса корабля висит на этих защелках и у привода просто не хватит сил, чтобы отпереть этот замок.
    — Попробуем. Может быть, за время, пока будет действовать команда, корабль качнется и усилие на защелках будет небольшим.
    Вот такие были рассуждения. Мы ухватились за эту соломинку. На 84-м витке беспрецедентная по тем временам операция была выполнена, и на 85-м витке в 8 часов 44 минуты прошла команда на расстыковку.
    — Расстыковка прошла, ДПО включились на отвод, — одновременно поступили доклады с «борта» и от группы анализа.
    Без малого пять часов летали в состыкованном состоянии космический корабль «Союз-10» с орбитальной станцией «Салют». В эту нашу авантюру с благополучной расстыковкой мало кто верил. Поэтому доклады о расстыковке вызвали взрыв восторга, больший, чем был бы при нормальной стыковке.
    1. Дмитрий Владимирович
      Дмитрий Владимирович 19 апреля 2021 09:40
      +2
      26 апреля уже в Звездном городке мы заслушали доклады космонавтов. Первым докладывал командир корабля Шаталов:

      — У корабля хорошие маневренные возможности, он очень послушен при ручном управлении. Все динамические операции выполнялись без всяких замечаний. Правда, когда управление сближением взяла на себя «Игла», то было немного не по себе от частых разворотов и включений СКД. На дальности 140 метров я взял управление причаливанием на себя. Ручное причаливание было выполнено сразу, без замечаний. Мне было проще, чем на «Союзе-4 и -5». Касание было мягким, без дребезжания или скрежета. Как только прошел захват, корабль качнулся вправо аж на 30 градусов, потом махнул влево. Период колебаний составил семь секунд. Мы боялись вообще лишиться стыковочного узла. Потом колебания успокоились. Что случилось при стягивании, мы не поняли. Расстыковка прошла спокойно. Визуально состояние станции хорошее. Жаль, конечно, что нам не удалось проникнуть [284] внутрь. Посадку проводили в полной темноте. Был кувырок через голову.

      Елисеев еще в полете понял принципиальную ошибку, которая была допущена в динамике управления стыковкой. Он рассказывал более темпераментно, чем Шаталов.

      — Все было нормально, и «борт» в целом работал нормально. Но почему после касания горел транспарант «Сопла ДПО» и мы мотались от края до края? Он не должен был «гореть». Это они нас так раскачивали. Я удивляюсь, почему мы напрочь не поломали стыковочный узел. Аварийную систему измерения дальности АРС, разработанную в Лениграде, я пытался откорректировать по фону. Метка гуляла от двух до двух с половиной километров. Надо отработать метод настройки АРСа. «Земля» оставляла нам своими указаниями очень мало времени для подготовки коррекции.

      Рукавишников пожаловался:

      — При установившейся в корабле температуре 20 градусов в полетном костюме спать очень холодно. Мы спали всего два-три часа. Вместо сна сидишь и дрожишь. Нужны спальные мешки. Связь в зоне была хорошая. Но когда уходили из зоны, оставались без связи — это плохо. Когда начались большие колебания, было желание включить ручное управление и компенсировать ручкой эти возмущения, но мы испугались.

      Шаталов перебил Рукавишникова:

      — Мы подошли практически с нулевыми рассогласованиями осей корабля и станции. Поэтому никак не ожидали, что начнутся такие колебания. Штанга вошла в приемное гнездо мягко, без всякого удара. И вдруг началось такое, чего мы совершенно не ожидали. До стыковки давление в баллонах ДПО было 220 атмосфер, а после — всего 140. Невероятно много израсходовали на эту болтанку.

      После откровенных разговоров с нами экипаж встретился с жаждущими космических новостей корреспондентами.

      Им все было представлено так, как будто переход в станцию и не предполагался. Была только репетиция, и она показала надежность всех систем.
      1. Дмитрий Владимирович
        Дмитрий Владимирович 19 апреля 2021 09:44
        +1
        Когда мы возвращались из Звездного в Подлипки, то дали волю самокритике.

        — Какие же мы лопухи! — возмущался Раушенбах. — Никто не досмотрел, что сразу по касании надо выключать систему управления, а уж отключать ДПО и подавно.

        Со Львом Вильницким, Виктором Кузьминым, Владимиром Сыромятниковым, Всеволодом Живоглотовым к концу дня обсудили перечень доработок. Штанга дожна начинать стягивание только после успокоения колебании корабля. Нужно иметь возможность вручную управлять штангой: подтягиваться и отходить. Автоматику всю задублировать ручным управлением! Динамикам уменьшить скорость соударения до 0,2 метра в секунду. На корабле установить специальный пульт для возможности ручного управления стыковкой. А самое главное, береженого Бог бережет, — решили кроме рычагов выравнивания вокруг штанги соорудить этакое «жабо», только не кружевное, а хороший стальной воротник, принимающий на себя нагрузку при колебаниях.

        — Все запускать немедленно! Когда будет документация на доработки? — был обычный вопрос.

        — С учетом ночной работы служебную записку и белки дадим завтра к вечеру, — ответил Вилъницкий.

        — Хорошо, звоним Хазанову.

        Хазанов тут же приказал объединиться технологам цехов с конструкторами.

        — На доработку узлов и приборов цехам не больше недели, — распорядился он.


        Об этом оповещен весь мир. И вдруг экипаж транспортного корабля, блестяще осуществив подход и стыковку, не мог войти в станцию. Как это объяснить там, «наверху»? Брежнев еще поймет. Косыгин скажет, что опять разгильдяйство, а деньги тратятся огромные. Но остальные просто не поймут что к чему. Наша неудача очень болезненно была воспринята в аппаратах ЦК и ВПК.

        С тех пор, как не получилась стыковка у Берегового, прошло два с половиной года. За это время Шаталов два раза летал. Первый раз обеспечил успешную стыковку. Второй раз стыковка сорвалась якобы по вине радиотехнической системы. Теперь, наконец, Шаталов состыковался, а проникнуть в станцию не смог. «Кто же там все это организует? Кто проверяет?» — такие вопросы задавал Косыгин.

        После того как Мишин объяснил и показал высоким гостям, что могло поломаться, чтобы помешать стягиванию, Сербии спросил:

        — А кто это у вас делал? Покажите мне конструктора.

        Лев Вильницкий не стал ждать, пока его вытолкнут вперед из толпы собравшегося руководства, и, выйдя на «линию огня», решил перехватить инициативу у «нападающей стороны».

        — Начальник отдела Вильницкий. Разрешите, я доложу, — представился по-военному бывший капитан. — Этот стыковочный агрегат по сравнению с уже трижды испытанными в полете коренным образом переделан. Он совмещен с конструкцией внутреннего перехода. Мы должны не только соединить корабль с ДОСом, но и обеспечить герметичную конструкцию переходного туннеля. Мы рассчитывали прочность всех механизмов, используя опыт по скорости встречи, боковым скоростям и возможным углам отклонений, который получили на трех предыдущих стыковках. Провели предварительно вот на этой установке целую серию стыковок для отработки. Многие детали после экспериментов доработали. Стыковка началась нормально. Но при стягивании «Союз» раскачивался относительно ДОСа на значительно большие углы, чем мы ожидали. Здесь, на этой установке, мы аналогичный режим воспроизвели и нашли слабое место. Нам все понятно, и [287] через неделю будет подан на испытания уже доработанный агрегат.

        — Так что, прикажете выпустить сообщение ТАСС, что товарищ Вильницкий ошибся? Через неделю он исправится, и следующий экипаж проберется через люк в «Салют»?

        — Для меня честь попасть в сообщение ТАСС, но следующая стыковка будет нормальной, даю слово.

        — Вы все тут умеете давать слово, а потом срываете сроки, надеясь на полную безнаказанность.

        Вильницкий не успел отреагировать. Вмешался Устинов:

        — Кого и как наказывать, министр с ними без нас разберется, а вы нам покажите, через какой люк надо пролезать из корабля в ДОС.

        Теперь уже Хазанов, выручая Вильницкого, быстро поднялся на стремянку, чтобы показать, как открываются крышки люка-лаза в стыковочном агрегате.
        1. Дмитрий Владимирович
          Дмитрий Владимирович 19 апреля 2021 11:13
          0

          схема стыковочного узла

          этапы стыковки.
          На салют-1 стыковка прервалась в момент стягивания
  11. Kaw
    Kaw 19 апреля 2021 10:04
    -3
    Американцы собираются строить станцию на луне, а мы собрались строить новую станцию на орбите. При том, что у нас и на это не хватит денег.
    По моему, это объявление о строительстве новой станции , просто для того чтобы отвлечь людей от факта, что эра пилотируемой космонавтики в нашей стране заканчивается. Куда летать то? МКС уже сами американцы скоро забросят она им неинтересна.
    1. slipped
      slipped 19 апреля 2021 14:53
      +1
      Цитата: Kaw
      Американцы собираются строить станцию на луне,


      Около Луны. Называется Гетвэй. Но денег уже нет.

      Цитата: Kaw
      а мы собрались строить новую станцию на орбите.


      И на поверхности Луны совместную с Китаем.

      Цитата: Kaw
      При том, что у нас и на это не хватит денег.


      У вас? lol У нас хватит.

      Цитата: Kaw
      По моему, это объявление о строительстве новой станции , просто для того чтобы отвлечь людей от факта, что эра пилотируемой космонавтики в нашей стране заканчивается.


      Более 10 серийных космических кораблей на стапеле. Новый лунный космический корабль в производстве. Новый большой модуль станции тоже.

      Цитата: Kaw
      Куда летать то? МКС уже сами американцы скоро забросят она им неинтересна.


      Покупая через коммерческую фирму в обход Конгресса мест на наших Союзах? laughing Ну и туфту вы гоните ....
  12. Dzafdet
    Dzafdet 20 апреля 2021 18:02
    0
    Цитата: qqqq
    Цитата: tralflot1832
    Вечная память Георгию Добровольскому,Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву!Я в то время был ребенком,но помню отношение простых советских людей к этой нашей трагедии,по освоению космоса.В освоении космоса получилась семейная династия Волковых!!!

    К сожалению, эта трагедия была результатом спешки, захотели отправить трех космонавтом, которых можно было разместить только без скафандров, понадеялись, что корабли надёжны.


    Мне рассказывали, что привезли СА на испытания и наши его сломали. А те нашим : вы что, у нас же люди на орбите...Всё спешка и желание прогнуться...