БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

38

БМ-13 на шасси ЗИС-6 в экспозиции ВИМАИВиВС. Фото Wikimedia Commons

Гвардейские реактивные минометы БМ-13 или по-простому «Катюши» хорошо показали себя в годы Великой Отечественной войны и заслуженно носят почетное звание Оружия Победы. После окончания войны такая техника продолжила службу и оставалась на вооружении в течение многих десятилетий. В отдельных странах «Катюши» остаются в строю до сих пор.

За время войны


Серийное производство реактивных установок М-13-16 под 132-мм снаряд М-13 было запущено в июне 1941 г., буквально за пару дней до нападения Германии. До конца года силами нескольких предприятий успели выпустить почти 600 таких установок для монтажа на автомобильные шасси. Уже в 1942 г. производство нарастили в несколько раз и удовлетворили текущие потребности армии.



Производство установок М-13-16 и реактивных систем на их базе продолжалось до 1945 г. и было свернуто в связи с окончанием войны. За все время было изготовлено ок. 6,8 тыс. установок. Подавляющее их большинство было использовано при строительстве самоходных реактивных минометов БМ-13-16 на автомобильных шасси. Также носителями направляющих для ракет были трактора, бронеплощадки для бронепоездов, катера и т.д.


БМ-13Н на шасси US6 готовятся к стрельбе, 1944 г. Фото Wikimedia Commons

Первые серийные БМ-13-16 выполнялись на отечественном шасси ЗИС-6. В дальнейшем применялись и другие базовые машины отечественного и иностранного производства. Так, в начале 1942 г. начался монтаж реактивных установок на грузовики, получаемые по Ленд-лизу. В этом процессе в разное время использовалось более 15-17 типов техники, но основным носителем М-13-16 достаточно быстро стал автомобиль Studebaker US6.

На момент завершения войны основу парка реактивных минометов составляли машины на базе «Студебекера», чему поспособствовал их массовый выпуск. БМ-13-16 в других конфигурациях, в т.ч. на отечественных шасси, имелись в меньших количествах. Реактивные установки сохранялись и на других носителях. Кроме того, в войсках имелись пусковые установки под снаряды нескольких других типов.

Новые проекты


Таким образом, после войны РККА располагала достаточно многочисленным парком гвардейских минометов, но он имел ряд проблем. Главной была разунификация по шасси. Кроме того, большая часть техники была построена на иностранных грузовиках, что дополнительно затрудняло эксплуатацию и снабжение запчастями. В разумные сроки следовало заменить американские шасси US6 отечественной машиной с такими же характеристиками.


"Катюша" на шасси "Студебекер" в китайском музее. Фото Wikimedia Commons

Реактивные минометы БМ-13 и других моделей на тот момент рассматривались в качестве современного эффективного оружия, способного наносить значительный урон противнику. В то же время, считалась необходимой разработка новых систем этого класса с увеличенными характеристиками. «Катюши» и иные образцы должны были оставаться в строю до появления подобной замены – и это стало вторым поводом для проведения модернизации.

Первая попытка такой модернизации была предпринята уже в 1947 г. Боевую машину типа БМ-13Н обр. 1943 г. перестроили с применением новейшего грузовика ЗИС-150. По известным данным, было построено не более 12-15 таких машин, после чего работы остановились. Такая техника неоднократно демонстрировалась на парадах, но, по очевидным причинам, не могла повлиять на эксплуатационные особенности реактивной артиллерии в целом.

С учетом накопленного опыта в 1949 г. разработали и приняли на вооружение боевую машину БМ-13НН или 52-У-941Б. На этот раз использовали трехосное полноприводное шасси ЗИС-151. Вместе с пусковой установкой и иными целевыми агрегатами автомобиль получал откидные щитки для кабины и защиту бензобака. По результатам такой модернизации удалось добиться заметного роста основных характеристик, включая эксплуатационные.

По имеющимся данным, производство новых БМ-13НН осуществлялось с применением агрегатов старых боевых машин. Пусковую установку и другие детали снимали с БМ-13 на устаревшей базе, ремонтировали и закрепляли на современном шасси. Параллельно подобную перестройку проходили реактивные минометы других моделей, остававшиеся в строю после войны.


БМ-13НМ на шасси ЗИС-151 ведет огонь. Фото Wikimedia Commons

Следующий вариант модернизации появился в 1958 г. и получил обозначение БМ-13НМ (индекс ГРАУ – 2Б7). Этот проект предусматривал незначительную переделку пусковой установки и сопутствующих агрегатов. Все они ставились на автомобиль ЗИЛ-157. Вновь для обновления «Катюши» использовали самое новое грузовое шасси, и опять обошлись простой перестановкой агрегатов.

В 1966 г. на вооружение поступила последняя версия системы – БМ-13НММ (2Б7Р). В этом случае в качестве основы использовался автомобиль ЗИЛ-131. Комплект целевого оборудования впервые претерпел небольшое изменение. Сзади слева на шасси появилась откидная подножка для наводчика. Тактико-технические характеристики практически не изменились, но вновь выросла экономичность и упростилась эксплуатация.

Все новые модификации БМ-13, получая пусковую установку времен Великой Отечественной, сохраняли совместимость со всей номенклатурой снарядов М-13. Кроме того, в послевоенный период выполнили несколько модернизаций такого оружия, направленных на оптимизацию производства и некоторый рост характеристик.

В Советской армии


В первые послевоенные годы БМ-13 и другие машины существующих типов рассматривались в качестве основы реактивной артиллерии – но только до появления более новых образцов. Впрочем, новые системы залпового огня не смогли быстро вытеснить имеющиеся «Катюши», и на полную их замену несколько десятилетий. В частности, именно это привело к тому, что новые модификации БМ-13 разрабатывались до середины шестидесятых годов.


Восстановленная боевая машина на шасси ЗИЛ-157, май 2020 г. Фото Минобороны РФ

Кардинальный перелом в Советской армии наступил в середине шестидесятых – с появлением РСЗО БМ-21 «Град». По мере поставок такой техники, осуществлялось выведение из боевого состава БМ-13 и других старых образцов. Впрочем, полностью от них не отказались. «Катюши» использовались учебными полками в качестве пристрелочных установок до начала девяностых годов.

В дальнейшем и эти машины были выведены в резерв или списаны. Согласно справочникам The Military Balance последних годов, в резерве до сих пор имеется 100 БМ-13 неустановленной модификаций. Насколько такая информация соответствует действительности – неизвестно.

Техника за рубежом


Уже в первые послевоенные годы СССР начал передавать различную военную технику дружественным зарубежным странам. Так, первые БМ-13 отправились за границу к началу пятидесятых годов, и в дальнейшем подобные поставки регулярно продолжались. Такую технику осваивали армии Азии, Африки, Европы и Южной Америки. Зарубежным армиям отгружались «Катюши» всех серийных модификаций, вплоть до последней БМ-13НММ.

Одними из первых в этом списке стали китайские военные; они же первыми использовали полученную технику в бою. БМ-13 неоднократно использовались во время войны в Корее и зачастую оказывали решающее влияние на ход боев. В ходе операций использовалось до 20-22 боевых машин одновременно, а также десятки артиллерийских орудий.


Боевая машина БМ-13НММ на шасси ЗИЛ-131. Фото Wikimedia Commons

Через несколько лет после этого БМ-13 использовали силы Демократической Республики Вьетнам. В частности, в решающей битве при Дьенбьенфу вьетнамские войска задействовали 16 реактивных минометов – пятую часть всей артиллерийской группировки. Насколько известно, поздние версии «Катюш» до недавнего времени оставались на вооружении вьетнамской армии. Так, в 2017 г. широко разошлись фотографии с базы, на которой присутствовало сразу несколько поздних БМ-13НММ.

В начале шестидесятых годов БМ-13Н/НМ поставлялись армии Королевства Афганистан. Некоторое количество такой техники оставалось в строю на момент начала полномасштабной войны в 1979 г. Афганская армия использовала их в боях с противником. В дальнейшем устаревшие машины заменили более новыми «Градами».

По известным данным, до недавнего прошлого БМ-13 поздних модификаций оставались на вооружении Перу. Последние упоминания о перуанской армии относятся к рубежу двухтысячных и десятых годов.

Согласно справочникам The Military Balance за последние годы, на данный момент БМ-13 остаются на вооружении только в Камбодже. Ее армия также остается единственным эксплуатантом устаревших БМ-14. Количество такой техники, ее состояние и статус неизвестны. При этом камбоджийские «Катюши» служат вместе с «Градами» и старыми образцами производства третьих стран.

БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

БМ-13НММ во Вьетнаме, 2017 г. Фото Datviet.trithuccuocsong.vn

80 лет на службе


Если Камбоджа действительно продолжает эксплуатацию своих реактивных минометов, то БМ-13 в ближайшие месяцы может отметить 80-летие своей службы – в разных странах и на разных континентах. Далеко не каждая артиллерийская система может похвастать таким долголетием на службе.

Первой предпосылкой к столь длительной эксплуатации «Катюш» следует считать удачную конструкцию комплекса в целом, давшую достаточно высокие характеристики. Кроме того, важным фактором стала массовость выпуска такой техники в 1941-45 гг., вынуждавшая оставлять ее на вооружении даже при наличии более новых образцов. В связи с этим было выполнено несколько модернизаций, продливших общие сроки эксплуатации.

Затем СССР смог перевооружить свою армию, а высвободившиеся боевые машины отправились за рубеж. Наконец, последним фактором оказалась бедность новых хозяев. К примеру, Камбоджа до сих пор сохраняет БМ-13 не по тактико-техническим соображениям, а из-за невозможности заменить их современной техникой.

Таким образом, став Оружием Победы, советские гвардейские реактивные минометы БМ-13 продолжили службу – и вновь помогали громить врага и освобождать народы. А через несколько десятилетий немногочисленные боевые машины, остающиеся в строю, позволяют рассчитывать на рекорд продолжительности службы. История «Катюш» близится к своему завершению – но еще не закончена.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    20 апреля 2021 18:17
    Спасибо. О "катюшах" известно всем. Она, даже, обросла некоторыми легендами, но то, что до сих пор в строю некоторых государств - узнал впервые)
    1. +10
      20 апреля 2021 18:28
      До сих пор жива «старушка»!!! За эту новость огромное спасибо!!!
      Всем привет, с уважением Коте!!!
      1. +5
        20 апреля 2021 22:09
        "Мы мирные люди, но ... наша "Катюша" стоит на запасном пути!"
        Почти цитата))))
  2. Комментарий был удален.
    1. +1
      20 апреля 2021 18:56
      Уважаемый, Вы зануда !
      1. +7
        21 апреля 2021 00:12
        Undecim делает справедливые замечания! Если вы неразборчивы в "еде", то и лопайте,что дают ! Автор статьи ясно "намекает". что БМ-13 и после войны-"наше всё" (!); а послевоенные системы ...так...фигня !Но послевоенных систем было создано несколько !

        БМ-14-16

        БМ-14-17
        БМ-24-12
        БМ-24Т
        БМД-20
        Описывая разные модификации БМ-13, Автор,почему-то,игнорирует весьма интересную модификацию БМ-13-СН...!
        1. +6
          21 апреля 2021 10:28
          Установка КС-108 304мм. Тема безусловно интересная, изложение материала конечно могло быть и по лучше.
          1. +1
            21 апреля 2021 11:29
            Цитата: Trapp1st
            Установка КС-108 304мм

            Да...была и такая опытная установка... Я в своём комменте упоминал лишь системы,принятые на вооружение ! Например. приходилось мне встречать упоминание об опытной послевоенной советской РСЗО калибром 203 мм и даже с "черно-белым" снимком... По времени это случилось весьма давно(!); но с тех пор я никак не могу найти подтверждение этим сведениям ! С КС-108 ситуация гораздо лучше;но ,всё же,это опытная установка ! Кстати , в тот временной период (40-50е годы) данная схема( "закрытая труба", "глухая труба" ) была популярна для разработок...Например, в послевоенные годы в СССР была разработана крупнокалиберная(560мм) "орудийная" установка RAK (E)... Кстати, по подобной схеме разрабатывались пусковые установки в калибрах 280 мм и 152-мм .Для вооружения авиации ,по этой схеме производились "орудийные блоки" под ракеты С-5...
            1. +4
              21 апреля 2021 11:32
              Да...была и такая опытная установка... Я в своём комменте упоминал лишь системы,принятые на вооружение !
              Да, Я это понял, но решил упомянуть КС-108 потому что мне показалась интересной, калибром больше чем у смерча), а так всякие опытные установки конечно не ограничиваются КС-108, и их описание пожалуй может на отдельный цикл тянуть.
          2. +1
            25 апреля 2021 02:34
            Бм 31-12 под 300 мм
  3. -6
    20 апреля 2021 18:47
    России уже давно Пора обновлять эту платформу! Пусть у Белоруссии закупят ПОЛОНЕЗ, бьющий, практически на 300 км (280). Хоть, ракеты и китайские, но, в рамках "Союзного государства" можно было бы что-то придумать!!!
  4. +2
    20 апреля 2021 18:48
    Большинство БМ-13, установленных в виде памятников, как раз представлено машинами на шасси ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Несколько лет назад такая установка появилась в составе мемориала в пос. Новопетровский Истринского района, у Волоколамского шоссе, посвященном освобождению этого поселка 1 гв. ТБР (бывшей 4 ТБР) Катукова. Правда, боевая часть выглядит "околхоженной", в виде имитации (остальная техника в мемориале Т-34-85 и послевоенные Д-44).
    1. +8
      20 апреля 2021 19:02
      Многое зависит от желания. При современных реставрационных возможностях все можно восстановить.

      1. Комментарий был удален.
    2. +2
      20 апреля 2021 19:58
      Видимо, они доступнее и лучше сохранились
      Хотя видел и на базе ЗИС-6 на ходу, и на других базах
      1. +1
        20 апреля 2021 21:01
        Историк автотехники Михаил Соколов в книге "Вездеходы СССР 1918-1945" пишет, что единственной полностью идентичной БМ-13 на шасси ЗИС-6 является установка Артиллерийского музея Ленинграда (С-Пб). Есть установки БМ-13 на шоссе Рудня-Витебск, в Прохоровке и в музее погранвойск в Хабаровске, но они подвергались ремонтам с заменой оригинальных частей. Остальные машины либо на послевоенном двухосном шасси УралЗИС-5, либо на шасси ЗИС-5 с имитацией третьего моста. Ну а большинство именно послевоенные модификации на послевоенных шасси.
        1. +3
          20 апреля 2021 21:49
          Есть и другая на базе ЗИС-6
          Раньше когда то она на на парад 9 мая выезжала всегда, сейчас не знаю, но в частном музее стоит, насколько понимаю
          https://faeton.zp.ua/ru/avtomobil-zis-6-katyusha-sssr/

          На территории СНГ такой же «живой», полностью идентичный экземпляр есть еще только в Политехническом музее Санкт-Петербурга Ленинградской области России.

          Год выпуска: 1941 г г
          Год реставрации:2003-2005 г г
          1. +1
            21 апреля 2021 10:01
            Не в Политехническом музее, а в музее артиллерии, инженерных войск м связи, в Кронверке за Петропавловской крепостью. Любимый мой музей в Ленинграде в годы юности был. Весь его облазил. И Санкт-Петербург - город сам по себе, отдельный от Ленинградской области субъект федерации.
            1. 0
              21 апреля 2021 11:40
              Спорить не буду насчет этого.
              Но Зис-6 есть в наличии
              Экземпляр известный.
    3. 0
      26 апреля 2021 14:09
      Скорее всего неповрежденную технику, поставленную по ленд-лизу, вернули в США. Уцелевшие Стедебекеры, по-видимому, вернулись в том числе.
  5. +3
    20 апреля 2021 19:36
    Когда увидел первый раз установку на базе ЗИЛ 131, ощущение было, что это грубая подделка- зил131 воспринимается как машина моего поколения, хоть и не самая новая , а Катюша- что то историческое, из прошлого. Потом уже узнал , как дело обстоит.
    А что касается стоящих до сих пор на вооружении- я так понимаю, новые боеприпасы к ним уже не выпускаются, закончится срок хранения старых, и постепенно пусковые перекочуют в музеи
  6. +5
    20 апреля 2021 20:02
    Читал я в детстве, как попав в окружение и заехав передними колесами в удачно расположенную колею гвардейские минометчики пытались прямой наводкой прицелится. Но, лишь прострелив передние колеса смогли открыть огонь и поразить наступающего противника. Машину подорвали и отступали в пешем порядке, вынося раненых. Помнится в Технике-Молодежи, так эпично было описано.
  7. +2
    20 апреля 2021 20:56
    Этих установок СССР немеряно нагнал в Сирию и Египет. После Шестидневной войны и войны Судного дня сотни таких трофейных установок досталось Израилю.
    Хезболла запускала снаряды М-13 и М-21 по северным нашим городам ещё в году 2009-м. Они утверждают, что имеют в своём распоряжении до 10 тыс. единиц ракет и располагают свои ракетные позиций вблизи мест проживания гражданского населения и постов ООН в Ливане.
    Хамас тоже любит развлекаться -- пострелять по жилым кварталам городов юга Израиля из сектора Газа. Так что, "они в строю", это точно. Конечно, уже не сами установки на машинах ЗИЛ или ЗИС, а упрощённые направляющие на любых автомобилях или просто врытые в землю.
    1. +1
      21 апреля 2021 23:35
      М-21 по северным нашим городам ещё в году 2009-м.

      таки ваши это не наши. от слова совсем.
  8. 0
    21 апреля 2021 08:14
    Нормальная машинка, для Сирии была бы самое то: дешево, мобильно, много. Можно было бы небольшие установки и ракеты поставлять Хесболле, вот бы Израиль порадовался.
    1. +1
      21 апреля 2021 18:19
      Цитата: Виктор Сергеев
      Нормальная машинка, для Сирии была бы самое то: дешево, мобильно, много. Можно было бы небольшие установки и ракеты поставлять Хесболле, вот бы Израиль порадовался.

      вы хоть читайте что ли предыдущие посты
      Цитата: А. Привалов
      Хезболла запускала снаряды М-13 и М-21 по северным нашим городам ещё в году 2009-м. Они утверждают, что имеют в своём распоряжении до 10 тыс. единиц ракет и располагают свои ракетные позиций вблизи мест проживания гражданского населения и постов ООН в Ливане.
      Хамас тоже любит развлекаться -- пострелять по жилым кварталам городов юга Израиля из сектора Газа. Так что, "они в строю", это точно
      1. 0
        21 апреля 2021 23:36
        и что в этих постах такого? или только евреям можно бомбить жилые кварталы ???
        1. 0
          22 апреля 2021 12:20
          Цитата: Диверcант
          и что в этих постах такого? или только евреям можно бомбить жилые кварталы ???
          вопрос не про "можно или нельзя"...
          Этот пост размещен ПОСЛЕ предыдущего - в котором ПОДРОБНО описано:где, когда, сколько ракет....
          Это значит что Виктор Сергеев просто набросил лопату на вентилятор - просто для запаху... Не читая- лишь бы накинуть...
          1. 0
            28 апреля 2021 10:45
            Благодарю за пояснение)))
  9. +2
    21 апреля 2021 10:55
    Первые серийные БМ-13-16 выполнялись на отечественном шасси ЗИС-6. В дальнейшем применялись и другие базовые машины отечественного и иностранного производства. Так, в начале 1942 г. начался монтаж реактивных установок на грузовики, получаемые по Ленд-лизу.

    Причина перехода на другие шасси проста - в октябре 1941 г. выпуск ЗИС-6 был прекращён. Пытались монтировать ПУ на шасси СТЗ-5 - но это означало сокращение и без того невеликого выпуска арттягачей.
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    21 апреля 2021 23:41
    Дедушка в ВОВ был разведчиком. Рассказывал, что возвращаясь с задания, попали под свои Катюши с Андрюшами. Хорошо погреб какой то подвернулся, вся группа с трудом но влезла в него. А так бы все бы полегли. Потому что это был ад.
  12. 0
    22 апреля 2021 09:50
    В 1995 году ещё использовали как пусковую установку имитатора воздушной цели.На базе зил 131.Лен.обл.
  13. 0
    25 мая 2021 20:48
    Через несколько лет после этого БМ-13 использовали силы Демократической Республики Вьетнам.


    Американцы, кстати, не могли не видеть эффективность наземных РСЗО против немцев - но всё равно во вьетнамской, корейской компаниях ими не пользовались широко, предпочитая авиационные неуправляемые ракеты и бомбы. Хотя такие установки были бы очень к месту на американских речных катерах, катамаранах и судах на воздушной подушке, или в джунглях при огне по площадям были бы гораздо толковее M67 «Zippo» и обычных танков, при обороне стационарных объектов.
    Наверное, сыграло роль лоббирование оружейными корпорациями продаж более дорогого и прибыльного прибыльного оружия авиации, чем простого, топорного, дешевого и эффективного наземного легкого оружия типа РСЗО.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»