Военное обозрение

Все свое тащу в кабину!

21

«Все свое ношу с собой». Изречение появилось еще в Древней Греции, но актуальности не потеряло и сегодня. Означает это выражение, что самое ценное, что есть у человека — это жизненный опыт и мудрость, а не материальные ценности.


Но не в нашем случае.

Сегодня вместе с американскими коллегами Кори Граффом и Дэном Китвудгетти мы оценим то, чем богаты американские пилоты ВМС США. И что они, в соответствии с древним изречением, носили с собой. Точнее, брали в полет.

Пилотов морской авиации запросто можно сравнить с байкерами: они тоже одеваются не для езды, а для падения. Но одежда и снаряжение военных летчиков напрочь лишено каких бы то ни было понтов, здесь правит бал прагматичность и специализация. Снаряжение пилотов предназначено для огня, мороза и кувыркания на поверхности воды.


И это исторически так заведено, даже самый первый палубный летчик, легендарный Юджин Эли, как видно по фотографии, уже в 1911 году был по-своему экипирован. Шлем, очки и импровизированный спасательный жилет из камер от мотоцикла.

Все свое тащу в кабину!

Понятно, что через 110 лет все довольно кардинально изменилось.

Современная техника, если не подвергать ее воздействию вооружения, довольно надежна. По данным ВМС, катапультирование происходит 1,33 раза на 100 000 полетных часов. Но так как вероятность аварии все равно существует, то флотские летчики все равно носят и возят снаряжение именно для такого расклада.

Да, большая часть снаряжения предназначена только для экстренного использования, но просто прекрасно, когда ситуация случилась, а снаряжение есть.

И вот тут начинаем смотреть, чем богаты морские летчики США.


Начиная с изнанки, если можно так выразиться, то она из хлопка. Точнее, летный состав обеспечивается нижним бельем из 100% хлопка. Лучшего в мире хлопка, с полей Техаса или Миссисипи. Очень практично и полезно, хотя несколько дороговато. Но в случае пожара в кабине хлопок не расплавится и не вплавится в кожу члена экипажа, как нейлон или полиэстер.

Поверх белья пилоты ожидаемо надевают летный костюм CWU 27/P из ткани Nomex. Разработанный компанией DuPont в 1960-х годах, Nomex - это огнестойкий синтетический материал, который выдерживает нагрев и вспышку (типа электрического разряда) до 752°С.

Когда костюм из Nomex сталкивается с интенсивным нагревом, его волокна утолщаются и обугливаются, поглощая тепловую энергию. Стандартный цвет флота для CWU 27/P - зеленый шалфей, но летчики, служащие в регионе Персидского залива и в подразделениях агрессора в штатах, носят костюмы цвета «пустынный загар».

Летный костюм представляет собой комбинезон с застежкой-молнией спереди. Застежка обеспечивает ограниченную огнеупорность. Костюм еще называют «Мешком», удобно одевать, не надо гладить.


Утыканный кучей креплений-«липучек» и восемью карманами (включая один карман на молнии с отдельным клапаном для ручек), летный костюм является стандартным рабочим снаряжением.

Перчатки. Отдельная тема. Они длинные и тоже огнеупорные, перчатки GS/FRP-2, надеваются под костюм. Манжеты на липучках комбинезона помогают создать плотную посадку. К перчаткам, правда, регулярно высказывались претензии. Летчики отрезали кончики пальцев от своих перчаток, чтобы лучше управлять сенсорными экранами и чувствительными элементами управления в кабине, и перчатки без пальцев, как правило, разваливались.

Но в военной промышленности летчиков услышали, и теперь в распоряжении пилотов есть летные перчатки Wiley X Aries. Они с открытыми большим, средним и указательным пальцами для работы с сенсорными панелями и экранами.


Ботинки. Тоже не все просто с ними. Вообще палуба авианосца в чем-то похожа на строительную площадку: всегда есть риск, что что-то упадет или перекатится через ваши ноги, пока вы с их помощью перемещаете себя.

Потому пилоты носят выданные флотом или лично купленные (но опять же одобренные флотом) кожаные защитные ботинки со стальными носками. Стальная конструкция носка также защищает пальцы ног летчика от повреждений во время катапультирования.

Конечно, ботинки с завышенными берцами и дополнительным укреплением в районе лодыжки. Военный парашют – это вам не спортивный. Спортивный обеспечивает спуск со скоростью 15 футов (4,6 метра) в секунду, а его военный коллега - 22 фута (6,7 метра) в секунду. Ботинки обязаны принять на себя и погасить большую часть энергии при приземлении.

Военно-морские летчики и летный состав постоянно спорят о цвете ботинок, черный или коричневый. «Черный башмак» - это, как правило, парень с палубы, который работает на корабле».


Летный состав предпочитает коричневые ботинки, но сегодня можно увидеть оба цвета на пилотах.

Поверх летного костюма летчик надевает антигравитационный костюм CSU-15A/P, или, как его называют летчики, G-скафандр.


Костюм выглядит устрашающе и состоит из воздушных и гелевых вставок, которые при росте ускорения обжимают ноги и живот пилота, помогая удерживать кровь в мозгу во время маневров с высоким ускорением. Пилоты могут выдержать примерно в шесть раз большую силу тяжести, не надевая G-скафандр, но CSU-15A/P позволяет обычному пилоту F/A-18 выполнять маневры 7,6 G, прежде чем испытать вызванную G-силой потерю сознания.

G-скафандр подсоединяется к пневмосистеме самолета через шланг и оснащен чувствительной к ускорению системой, которая при необходимости нагнетает воздух внутрь вставок с жидкостью.

Костюм начинает надуваться примерно при 3G и полностью заполняется при любом значении более 4G. Но есть и дополнительная и очень полезная функция – массажная. Пилоты могут сами, нажав соответствующую кнопку, подавать и убирать давление в костюме.

В кабине «Супер Хорнета» трудно размять ноги, поэтому иногда массаж бывает очень кстати.

Поверх G-скафандра и летного костюма размещаются комбинированная подвесная система и спасательный жилет, обозначенный PCU-78. Нагромождение пряжек и регуляторов, ремни идут через плечи, вокруг талии и через ноги. Летчики откровенно бухтят, потому как универсальная подвеска не удобна и громоздка.


Ремень безопасности интегрирован в PCU-78 и крепит пилота к сиденью самолета в четырех точках. Спереди он крепится к парашюту летчика с обеих сторон груди. Эти парашютные крепления снабжены пряжками SEAWARS, входящими в систему выпуска, активируемую морской водой. Если пилот приземляется в океан без сознания после катапультирования, система автоматически освобождает купол парашюта от пилота при приземлении. Это предотвращает риск того, что ветер зацепит купол парашюта и потянет пилота по воде, или парашют затонет и утащит пилота за собой.

И еще жилет PCU-78 несет на себе груз спасательного снаряжения, большая часть которого прикреплена к паракордовым ремням, чтобы его нельзя было сбросить в море. Типичное снаряжение может включать фонарик Phantom Warrior, складной нож Spyderco, радиоприемник AN/PRC-149, небольшую бутылку с водой, стробоскоп и сигнальные ракеты, а также свисток, компас и зеркало. Естественно, шоколад, фруктовые батончики и консервы.








Летчики зачастую сами настраивают свое снаряжение в зависимости от того, что им требуется или что они предпочитают на задании. Многие берут второй нож или дополнительный гидратор с водой, который называется «верблюжий мешок».

Поверх PCU-78 на шею пилота надевается надувной спасательный воротник LPU-36/P и крепится к ремню безопасности. Весящий всего 3,25 фунта, воротник рассчитан на 65 фунтов плавучести. Этого более чем достаточно, чтобы держать верхнюю часть тела пилота над водой, даже если он без сознания.

Спасательный воротник LPU автоматически надувается при ударе о воду, так что даже потерявший сознание пилот останется над водой. Однако даже летчику, который прыгает с парашютом над землей, все равно могут приказать развернуть LPU. Надутое спасательное средство может защитить лицо летчика и обеспечить дополнительную поддержку головы и шеи во время грубой посадки.


В любом случае, шея, которую не свернул летчик во время аварийного приземления не в чистом поле, стоит надутого мешка с воздухом.

Стандартный летный шлем для экипажа истребителя военно-морского флота - тактический летный шлем HGU-68/P. Он несет встроенные наушники, тонированный или прозрачный козырек, ремешок для подбородка, а также коммуникационную «косичку» и приемник для подключения к кислородной маске.

Летчики часто наносят на свои шлемы светоотражающую ленту, если им предстоит действовать в ночных условиях. На всякий случай, чтобы облегчить поиск себя спасательной команде ночью.

И да, позывной обычно украшает заднюю часть шлема летчика, а не удобную для камеры переднюю сторону. Без претензий к Top Gun.


Серая силиконовая эластичная кислородная маска защелкивается на шлеме с обеих сторон с помощью штыковых зажимов. В дополнение к снабжению летчика пригодным для дыхания воздухом, маска содержит микрофон. Длинный шланг в передней части маски (его зовут «хобот слона») соединяется с кислородным регулятором, который связан как с кислородным оборудованием в самолете, так и с небольшим аварийным кислородным баллоном, расположенным в катапультируемом кресле.

Заключительным, специфичным дополнением к шлему является JHMCS, совместная шлемная система подачи сигналов и наведения. Эта системы наведения позволяет пилотам направлять ракеты «Сайдвиндер» в прицеле даже во время маневров с высокой перегрузкой. Однако стоимость системы - около 214 000 долларов каждая, велика, чтобы стать стандартной. Так что для экипажей «Супер Хорнетов» это пока опциональное явление.


У пилотов, летающих над вражеской территорией, есть дополнительные предметы, которые нужно тащить с собой, в том числе радио выживания с кодировщиком голоса и возможностями GPS, а также инфракрасные сигнальные устройства, которые могут быть замечены только дружественными силами. Пилоты при таких обстоятельствах носят с собой огнестрельное оружие. Военно-морской флот выдает легкий, небольшой и компактный 9-мм пистолет Sig-Sauer M11-A1.

Со времен Второй Мировой войны летчики-истребители славились большими часами и авиаторскими очками. Эти тенденции сохраняются и сегодня, о чем свидетельствуют несколько популярных брендов и стилей. Различные компании поставляют Военно-морскому флоту версии солнцезащитных очков типа «Авиатор» HGU-4/P. Они имеют легкие металлические оправы и неполяризованные стеклянные линзы, а штыковые дужки (которые простираются прямо назад и не изгибаются за ушами) помогают им удобно помещаться под шлемами и наушниками. Такие очки используются многими летчиками-истребителями в Военно-морском флоте, морской пехоте и ВВС, особенно летчиками, которые используют контактные линзы. Пилоты называют их «обманщиками».

Солнцезащитные очки очень популярны у летчиков. Главное – они не должны быть поляризованными, иначе можно просто не увидеть экранов.

До недавнего времени в авиационной среде были очень популярны недорогие, практичные и долговечные наручные часы Casio G-Shock. Но в 2017 году военно-морской флот начал предлагать летному составу «умные» часы Garmin GPS, чтобы помочь пилотам лучше отслеживать свою физиологию во время полета. Часы могут измерять уровень кислорода, частоту сердечных сокращений, даже давление воздуха в салоне – все, чтобы предупредить о наступлении гипоксии.

Летчикам разрешается брать с собой в полет до пяти фунтов личного материала, хотя, это не «Формула-1», пилота никто взвешивать не станет. Удостоверение личности, бумажник, мобильник, пара ручек и небольшой блокнот – вот обычный набор морского летчика. Но в «горячих» точках телефоны предпочитают оставить на корабле. А некоторые даже снимают обручальные кольца.

Многие пилоты летают с талисманом удачи или сувениром. Четырехлистный клевер или кроличья лапка, как бы банально это ни звучало - самый подходящий размер для тесной кабины.

Исторически сложилось так, что летчики летали с кубиками, покерными фишками и мягкими игрушками размером небольшого размера.

Вот, собственно, что носят с собой американские летчики палубной авиации.
Автор:
Использованы фотографии:
Chief Michael Cole/U.S. Navy
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Анжей В.
    Анжей В. 28 апреля 2021 18:06
    +8
    Хороший материал, спасибо, Роман)
    1. Alien From
      Alien From 28 апреля 2021 22:25
      +3
      Присоединяюсь! Роман осилил летную тему hi
    2. RealPilot
      RealPilot 30 апреля 2021 02:15
      0
      Очень подробная и грамотная статья.
      Хорошо структурирована и информативна.
      Спасибо, Роман!
  2. тлауикол
    тлауикол 28 апреля 2021 18:13
    +1
    good интересно и познавательно, и написано хорошо и просто
  3. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 28 апреля 2021 18:18
    +8
    Спасибо. Интересно.
    Мой дядька - авиатехник в отставке, когда то, году в 1987м "подогнал" нам с отцом алюминиевые контейнеры, которые находятся НЗ в сидении катапульты. Мне ещё и шоколад перепал. Горький, натуральный)))
    А коробочки оказались очень функциональными. На них было вытравлено: галеты, шоколад и так далее. Но особо впечатлила очень плоская фляга для воды. Дядька говорил, что она располагается в спинке кресла.
    1. НИКНН
      НИКНН 28 апреля 2021 18:40
      +6
      Цитата: Вождь краснокожих
      Мне ещё и шоколад перепал

      Наверное на нем было написано "Тугоплавкий"? :) Ну возможно. Таким НАЗ комплектовался, помню сроки вышли его на выдачу пустили. :)
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 28 апреля 2021 19:06
        +6
        Надписей не помню... recourse
        В фольге был, это точно!)
  4. bandabas
    bandabas 28 апреля 2021 18:26
    -19
    Нормально написано. +! Только где презервативы? laughing Трансгендерной нации это просто необходимо!
    1. Наган
      Наган 28 апреля 2021 23:38
      +8
      Цитата: bandabas
      Только где презервативы?

      У Вас на обеих головах. Один чтоб все видели что за хрен им повстречался, а другой чтоб больше такие не рождались.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  5. Narak-zempo
    Narak-zempo 28 апреля 2021 18:28
    +12
    антигравитационный костюм CSU-15A/P, или, как его называют летчики, G-скафандр

    Прям-таки антигравитационный? Зачем тогда вообще парашют? laughinglaughinglaughing
    Может, всё-таки, противоперегрузочный, а автору надо подучить матчасть?
    1. Lavr75
      Lavr75 30 апреля 2021 09:34
      0
      ППК противоперегрузочный костюм, автор наверное переводил как мог, скорее всего не специалист в этой теме. Но статья зачётная, понравилась.
      Были ещё какие-то огрехи. Но не страшно.
      1. Narak-zempo
        Narak-zempo 30 апреля 2021 14:52
        0
        Цитата: Lavr75
        автор наверное переводил как мог, скорее всего не специалист в этой теме

        Ну, знаете ли, принцип "не умеешь - не берись" ещё никто не отменял.
        Если человек интересуется темой, то в курсе русскоязычной терминологии, ляпов не допустит. Тут даже язык знать очень хорошо необязательно.
        А если ни ухом, ни рылом, то зачем лезть переводить.
    2. 3danimal
      3danimal 3 мая 2021 04:47
      +1
      Неправильно перевёл «anti-G suit», противоперегрузочный костюм.
    3. demchuk.ig
      demchuk.ig 11 мая 2021 05:33
      0
      Я так понял,что статья переводная и"автору"респект американскому.
  6. shpon123
    shpon123 28 апреля 2021 18:32
    +7
    Неплохо бы увидеть такой же материал, но о наших лётчиках.
  7. 971
    971 28 апреля 2021 19:36
    +9
    Хорошая статья.
    Единственное пожелание - есть отечественная терминология, и ее лучше придерживаться: ППК - противоперегрузочный костюм
  8. Osipov9391
    Osipov9391 29 апреля 2021 00:27
    +6
    А как-же ВКК ? высотно-компенсирующий костюм ?
    Например на Су-33 используется ВКК-15К. Комбинезон с курткой. Это 5 в 1.
    Высотный костюм на случай разгерметизации;
    Противоперегрузочный костюм при пилотаже;
    Вентилирующий костюм для поддержания температуры тела;
    Полетный комбинезон;
    Защитная одежда.
    Из костюма выходят 3 шланга.

    А что же у американцев ? Кстати на Су-33 поверх ВКК-15К еще и ВМСК надевают. Оранжевый такой.
  9. Tamer
    Tamer 29 апреля 2021 10:01
    +7
    Грубый "механический" перевод чужого текста, кмк
    1. Томпсон
      Томпсон 29 апреля 2021 19:15
      0
      От него лучше такой, чем прежние темы
  10. Томпсон
    Томпсон 29 апреля 2021 19:14
    +1
    Вот, наконец то, нормальная , точнее, очень интересная статья от Романа!
    Побольше бы таких
  11. Andycomm
    Andycomm 5 мая 2021 14:46
    0
    Уже много лет в повседнЕве таскаю старый добрый бундесОвый комбез-олива от тамошних наземных техников (100-хлопок), доволен!
    Меряя же амеровские комбезы выбешивает, кроме метёрки, еще и их "липучивая" система подгонки по талии. Мало того, что липучки в поле постоянно засираются и перестают липучить - нет ничего проще и ЭФФЕКТИВНЕЕ банального шнурка в направляющих!