Разведчик от Бога: скальпель для удаления опухоли фашизма

72

Зверства фашистов на советской земле в период оккупации не могли не вызвать негодования.

Вот почему в СССР была разработана директива, предписывающая начать партизанское движение во вражеских тылах. Суть такой работы заключалась в словах: «Пусть земля горит под ногами фашистов». По данным историков, соответствующие документы были созданы 29 июня и 18 июля 1941 года.



Разведчик от Бога: скальпель для удаления опухоли фашизма

В частности, в пункте 5 директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 года говорилось:

«В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

Для руководства всей этой деятельностью заблаговременно, под ответственность первых секретарей обкомов и райкомов создавать из лучших людей надежные подпольные ячейки и явочные квартиры в каждом городе, районном центре, рабочем поселке, железнодорожной станции, в совхозах и колхозах».

Уже в самые первые дни войны приказом наркома внутренних дел СССР была создана Особая группа при НКВД, которой поручалась организация разведывательно-диверсионной работы и партизанской войны в тылу немецко-фашистских войск.


На территории Украины была начата священная подпольная битва против гитлеровцев под руководством генерала Павла Анатольевича Судоплатова. Его бойцы из диверсионно-разведывательных отрядов участвовали в разных рискованных акциях возмездия и справедливой кары. Благодаря такой работе были ликвидированы свыше сотни высокопоставленных фашистов.


Выдержка из письма Н. И. Кузнецова другу Ф. А. Белоусову: «Но если суждено умереть, то я до последнего дыхания буду громить этих гадов, посягнувших на святую нашу землю…» (Москва, 8 июля 1941 г.). Фрагмент экспозиции в Музее разведчика Н. И. Кузнецова. Источник: ugvim.ru

Отряд нашего спецназа, который внедрили к врагам, назвали «Победители». И, надо сказать, что для оккупантов жизнь тогда на Украине без преувеличения превратилась в настоящий кошмар.

Есть среди этих бойцов невидимого фронта неординарная личность. Это легендарный разведчик Николай Кузнецов. Николаю Ивановичу судьба избрала особую роль. Лучше других об этом сказал генерал П. А. Судоплатов:

«Николай Кузнецов – скальпель в руках опытного хирурга для удаления фашистских наростов. А «хирург» этот – 4-е управление».

Но обо всём по порядку.

Пермский самоцвет


Есть на Урале в 225 километрах от Екатеринбурга деревушке Зырянка, что на правом берегу реки Балаир (это левый приток реки Пышмы). Раньше поселение это входило в Камышловский уезд Пермской губернии. А сейчас это Талицкий городской округ Свердловской области. Вот там почти 110 лет назад – 27 июля 1911 года и появился на свет наш герой – Николай Кузнецов.


Родительский дом. Фрагмент экспозиции в Музее разведчика Н. И. Кузнецова. Источник: ugvim.ru

Школьные годы его прошли продуктивно. Николай получил от родителей отличную память, запоминал множество стихов и впитывал все как губка. Грубых слов избегал, изъяснялся по-книжному, мыслил ясно. Причинами тому были обычаи родной семьи: родители его были старообрядцами. А также книги, которые он глотал сотнями. Больше всего будущий разведчик любил романы Федора Михайловича Достоевского и Джека Лондона.

Старшую школу он окончил в ближайшем городке Талица. Как раз там и проявился его недюжинный лингвистический талант.

В местной библиотеке Николаю попались произведения зарубежных классиков. Их конфисковали у тамошнего хозяина спиртового завода. Книги эти были в дорогих кожаных обложках, а потому их выставили на всеобщее обозрение. Николай захотел прочесть эти истории на языке оригинала. Для этого ему понадобилось стать полиглотом.

Он самостоятельно выучил английский и французский, с самоучителем. А вот немецкий он осваивал с живыми носителями языка. Во-первых, в Талице было много немецких военнопленных, которые обосновались там с окончанием Первой мировой. А во-вторых, его школьная учительница выросла в немецкой Швейцарии. Как результат – Николай освоил сразу шесть диалектов немецкого. Плюс польский и эсперанто. Изучал Кузнецов не только сами языки, но еще и национальную психологию народов, а также их уникальные поведенческие особенности.

Вторым базовым талантом Николая Кузнецова с юности стало мастерство перевоплощения, которое он освоил еще в школьном театре. Одноклассники отмечали его способность мгновенно перевоплощаться, гипнотическое обаяние, азартность, решительность, скрытность и готовность к самопожертвованию. Кроме того, Николай был призером лыжных и стрелковых соревнований.

«В характере Кузнецова странным образом сочеталась расположенность к людям, способность легко, но без навязчивости завязывать знакомства, с определенной внутренней скрытностью, даже замкнутостью».
Ссылка

Первые секретные миссии


Кроме иностранных языков, в Николае рос интерес и к местным языкам тоже. Когда он окончил Лесной техникум города Талица, то стал работать в должности лесничего земельного управления города Кудымкар, что в Коми-Пермяцком национальном округе. Там он начал изучать коми-пермяцкий язык.

Там Николай женился (в 1930) на медсестре Елене Чугаевой. Но жизнь с ней не задалась, и вскоре семья распалась. Потом в его жизни было нападение «черных лесорубов», от которых пришлось отстреливаться. На допросе у местных чекистов пригодилось знание коми-пермятского. Этот язык и сделал его секретным сотрудником. Он получил первое кодовое имя Кулик.


Спустя четыре года Кузнецов перебирается в Свердловск. Учится в Уральском индустриальном институте на вечернем. И параллельно работает в КБ на «Уралмаше». Там он выполнял секретное задание по изучению связей заводских немецких специалистов с абвером (военной разведкой Германии). Для чего он получил псевдонимы Ученый и Колонист.

С января 1936 года Николай уходит с завода. Теперь он лишь специальный агент, которого отправляют в командировки по Союзу. Другими словами, он агент-маршрутник. Попадает в передрягу, за ошибку его упекают в подвалы внутренней тюрьмы Свердловского управления НКВД. Там в 26 лет он почти потеряет шевелюру. Чудом из застенков его вытаскивают друзья.

После этого Кузнецов попадает в Москву. Не так давно рассекречены подробности этого переезда. Т. К. Гладков в своей книге «Легенда советской разведки – Н. Кузнецов» сообщает следующее. Приведем отрывок целиком.


Генерал-лейтенанту Леониду Федоровичу Райхману в середине 1938 года позвонили с Урала:

– Леонид Федорович, – сказал Журавлев после обычных приветствий, – тут у меня есть на примете один человек, еще молодой, наш негласный сотрудник. Очень одаренная личность. Я убежден, что его надо использовать в Центре, у нас ему просто нечего делать.

– Кто он? – спросил я.

– Специалист по лесному делу. Честный, умный, волевой, энергичный, инициативный. И с поразительными лингвистическими способностями. Прекрасно владеет немецким, знает эсперанто и польский. За несколько месяцев изучил коми-пермяцкий язык настолько, что его в Кудымкаре за своего принимали...

Предложение меня заинтересовало. Я понимал, что без серьезных оснований Журавлев никого рекомендовать не станет. А у нас в последние годы погибло множество опытных, не липовых, а настоящих контрразведчиков и разведчиков. Некоторые линии и объекты были попросту оголены или обслуживались случайными людьми.

– Присылай, – сказал я Михаилу Ивановичу. – Пусть позвонит мне домой.

Через пару дней в квартире генерала Леонида Федоровича Райхмана на улице Горького раздался телефонный звонок. Звонил Николай Кузнецов.

Надо же так случиться, что в это самое время у меня в гостях был старый товарищ и коллега, только что вернувшийся из продолжительной командировки в Германию, где работал с нелегальных позиций. Я выразительно посмотрел на него, а в трубку сказал:

– Товарищ Кузнецов, сейчас с вами будут говорить по-немецки.

Мой друг побеседовал с Кузнецовым несколько минут на общие темы, потом вернул мне трубку и, прикрыв микрофон ладонью, сказал удивленно:

– Говорит как исконный берлинец.

Позднее я узнал, что Кузнецов свободно владел пятью или шестью диалектами немецкого языка, кроме того, умел говорить, в случае надобности, по-русски с немецким акцентом.

Я назначил Кузнецову свидание на завтра, и он пришел ко мне домой. Когда он только вступил на порог, я прямо-таки ахнул: ариец! Чистокровный ариец. Росту выше среднего, стройный, худощавый, но крепкий, блондин, нос прямой, глаза серо-голубые. Настоящий немец, но без этаких примет аристократического вырождения. И прекрасная выправка, словно у кадрового военного, и это – уральский лесовик!
Ссылка

В Москве тогда раздумывать долго не стали. И сразу забрали Кузнецова в столицу...

В следующей части расскажем о том, где служил Кузнецов в Великую Отечественную и как он впервые передал координаты тайной резиденции Гитлера на Украине «Оборотень» в Центр.

Продолжение следует…

Литература о Н. И. Кузнецове:

Гладков Т. К. «Легенда советской разведки»
Гнидюк Н. А. «Прыжок в легенду»
Гнидюк Н. А. «О чём звенели рельсы»
Дранов С. А. «Героем приказала быть страна»
Китанович Б. «Человек, который не знал страха»
Конин Г. К. «Так начиналась легенда»
Кузнецов В. И., Брюханова Л. И. «…И стал разведчиком…»
Кузнецов В. И., Брюханова Л. И. «Разведчик Николай Кузнецов»
Кузнецов С. П. и Кузнецов Д. С. Николай Кузнецов. «Непревзойдённая легенда»
Лукин А. А., Гладков Т. К. «Н. И. Кузнецов»
Медведев Д. Н. «Сильные духом»
Медведев Д. Н. «Это было под Ровно»
Новак Т. «Поединок»
Семёнов В. Г. «Отряд особого назначения»
Струтинский Н. В. «На берегах Горыни и Случи»
Струтинский Н. В. «На грани смерти»
Струтинский Н. В. «Подвиг»
Тюфяков И. Н. «Человек из легенды»
Цессарский А. В. «Записки партизанского врача»
Цессарский А. В. «Чекист»
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    26 апреля 2021 04:41
    Зверства фашистов на советской земле в период оккупации не могли не вызвать негодования.Вот почему в СССР была разработана директива, предписывающая начать партизанское движение во вражеских тылах. Суть такой работы заключалась в словах: «Пусть земля горит под ногами фашистов». По данным историков, соответствующие документы были созданы 29 июня и 18 июля 1941 года.
    Вот справедливости ради, к чему в заведомо правильной статье заведомо писать неправду? Отталкивает же это. О каких зверствах немецких нацистах могло быть известно в самом начале войны? Да, нацисты кровавые упыри, но ничего ещё об этом не было известно. А документы отражают просто планы по борьбе на оккупированной территории, ведь далеко не все были очарованы лозунгом "Малой кровью на чужой территории".
    1. +7
      26 апреля 2021 04:53
      Разведчик от Бога
      - это главный посыл статьи.
      1. +3
        26 апреля 2021 06:18
        Но каков пафос!
        Я начал догадываться кто автор ещё по названию. А прочитав первый абзац был уже уверен на 99 процентов.
        А разведчик Кузнецов просто выполнял свой долг! Как миллионы остальных советских граждан. И подвиг его не забыт - написаны книги, сняты фильмы и сериал! Ну, вот ещё и Фролова статью написала.
        1. Eug
          +3
          26 апреля 2021 15:03
          Далеко не каждый смог бы "просто" выполнить свой долг, сумев так длительно пребывать под личиной врага в его логове. И не "просто" пребывать, а активно
          уничтожать высокопоставленных фашиков... а вот обстоятельства его гибели - для меня до сих пор вопрос вопросов.....
        2. +3
          26 апреля 2021 19:48
          Я большим удовольствием почитаю :""Поединок" и"легенда советской разведки"чем Фролову.
        3. +2
          27 апреля 2021 16:02
          Цитата: Вождь краснокожих
          А разведчик Кузнецов просто выполнял свой долг!

          Вы правы: Николай Иванович, проживший всего 32 года и погибший намного моложе нас, но сделавший намного больше, был разведчик и исполнил свой долг перед Родиной сполна. Но он не был "просто разведчик": это был если не гений, то очень способный человек, полиглот (собственно, таких и берут в разведку).

          А автору большое спасибо за хорошую статью: книгу, за неимением свободного времени, многие не прочитают, а статью прочитают многие.
    2. +7
      26 апреля 2021 14:11
      Надеюсь вы не будете спорить с богоподобными американцами? Как-то смотрел амеровский фильм из серии «Оружие», посвящённый пулемётам. В этом фильме мимоходом, совершенно обыденно и без пропагандистского надрыва было сказано, что только за первый месяц оккупации немцами было расстреляно порядка миллиона советских граждан.
      С первых дней войны советское правительство стало получать информацию о самом что ни наесть зверском отношении к советским военнопленным и гражданским лицам на оккупированных территориях. В связи с этим 17 июля 1941 г., т.е. менее чем через месяц после начала войны, НКИД СССР обратился с нотой к Швеции с просьбой довести до сведения Германии, что СССР признает Гаагскую конвенцию 1907 года о содержании военнопленных и готов выполнять её на основах взаимности. Ответа не последовало. 8 августа 1941 г. послы и посланники стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, получили циркулярную ноту советского правительства аналогичного содержания. Наконец, 26 ноября 1941 года «Правда» опубликовала ноту НКИД, вручённую накануне всем дипломатическим представительствам. Вот отрывок из этой ноты:
      Лагерный режим, установленный для советских военнопленных, является грубейшим и возмутительным нарушением самых элементарных требований, предъявляемых в отношении содержания военнопленных международным правом и, в частности, Гаагской Конвенцией 1907 года, признанной как Советским Союзом, так и Германией. Германское правительство грубо нарушает требование Гаагской Конвенции, обязывающей воюющие страны обеспечивать военнопленных такой же пищей, как и свои собственные войска (ст. 7 приложения к 4-й Гаагской Конвенции 1907 года)

      Фашисты плевать хотели на все обращения Правительства СССР. Они вели войну на уничтожение. Из показаний на Нюрнбергском процессе вольнонаёмного советника юридической группы «заграница» ОКВ Венглера:
      Мне известно, что в начале кампании Советское правительство обратилось к германскому правительству с предложением взаимно применять в отношении военнопленных Женевскую и Гаагскую, в особенности Женевскую, конвенции. Я знаю, что шеф ОКВ, Кейтель, отказался рассмотреть эти предложения…
      …Содержание этого документа сводилось к тому, что Германия не может и не желает согласиться на это предложение Советского правительства…

      Впоследствии верные хрущёвцы наподобие вас свели эти обвинительные документы против фашистов к тому, что (цитирую фальшивку одного морального урода):
      Тогда в 1941 году Кремль издал Приказ Красной Армии за № 270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия», где 2 пункт гласит «если начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи. «Мало того советские военнопленные страдали в лагерях военнопленных, но также страдала в тылу семья военнопленного красноармейца, которая подлежало к аресту и лишалась продуктовых карточек. Такого отношения к своему солдату и своему народу не было даже у фашистов

      - уничтожать семьи сдавшихся в плен боевой авиацией это круто! Как это перекликается с вашим:
      А документы отражают просто планы по борьбе на оккупированной территории, ведь далеко не все были очарованы лозунгом "Малой кровью на чужой территории".

      - о каких очаровательных документах с «малой кровью на чужой территории» после начала войны вы говорите? Только заранее предупреждаю, что врать нужно правдоподобно.
      1. -2
        26 апреля 2021 15:22
        Цитата: Старый электрик
        Надеюсь вы не будете спорить с богоподобными американцами? Как-то смотрел амеровский фильм из серии «Оружие», посвящённый пулемётам... ...Впоследствии верные хрущёвцы наподобие вас свели эти обвинительные документы... ....Только заранее предупреждаю, что врать нужно правдоподобно.
        Есть такая фраза - "Дядя Петя, ты дуракк?". Если вы с первого раза осилить коммент не в состоянии, то не надо истерить, надо просто перечитать. Я не отрицаю нелюдскую сущность нацизма, но воображать что документы о подготовке к вооруженной борьбе на оккупированной территории были привязаны к ещё неизвестным фактам зверств , это не особо умно.

        Цитата: Владимир_2У
        О каких зверствах немецких нацистах могло быть известно в самом начале войны? Да, нацисты кровавые упыри, но ничего ещё об этом не было известно

        Цитата: Старый электрик
        о каких очаровательных документах с «малой кровью на чужой территории» после начала войны вы говорите
        Глаза протрите:
        Цитата: Владимир_2У
        лозунгом "Малой кровью на чужой территории"
        какие документы?! ЛОЗУНГ упоминаю а вот автор упоминает именно некие документы: Пусть земля горит под ногами фашистов». По данным историков, соответствующие документы Так что не надо с больной головы на здоровую валить.

        Цитата: Старый электрик
        В связи с этим 17 июля 1941 г., т.е. менее чем через месяц после начала войны,
        Ну даты то можете сопоставить?
        Цитата: Владимир_2У
        документы были созданы 29 июня и 18 июля 1941 года
        Неделя прошла с начала войны! Ни связи с оккупированными территориями ни тем более задокументированных фактов зверств не было ещё,

        Цитата: Старый электрик
        Только заранее предупреждаю, что врать нужно правдоподобно.
        Ну так не дайте соврать, приведите доказательства того что Советскому правительству на 29 июня были известны факты зверств немецких захватчиков.
        1. +5
          26 апреля 2021 16:25
          Я вам цитирую дипломатические документы Советского Правительства, предназначенные для других государств в своём большинстве враждебных России. В таких документах не может содержаться отсебятины, которую можно было бы легко опровергнуть. Это было чревато серьёзными репутационными потерями.
          Гитлер впервые в мире поставил своей армии задачу тотального уничтожения населения чужой страны. Увы! Но подобное ранее не практиковалось и не предполагалось, поэтому международные конвенции, по сути, обходили вопрос военных преступлений против мирного населения. Соответственно подобные тотальные преступления вермахта не могли быть упомянуты в дипломатической переписке, как не попадающие под конвенции. А вот преступления против военнопленных неопровержимо подходили под определение военных преступлений.
          Неделя прошла с начала войны! Ни связи с оккупированными территориями ни тем более задокументированных фактов зверств не было ещё"

          Действительно, в первую неделю войны преступления фашистов ещё не были официально задокументированы, не было комиссий по расследованию и т.п. Но с первых дней войны Правительство СССР уже стало получать сведения с фронтов и от разведки о подобных преступлениях. Для этого, как минимум, были такая хитрая штука как радюво и такие организации как НКВД и армейская разведка. Убедите меня, что они в это время спали. Если в Москве знали о зверствах немцев в свежесозданных лагерях для военнопленных, то из тех же источников наверняка знали и о зверствах немцев против мирного населения. Поэтому уже 17 июля 1941 г. у НКИД были железобетонные основания для всего мира по обвинению немцев в нарушении конвенций. Соответственно о преступлениях против военнопленных и мирного населения правительство узнало гораздо раньше. Только верные хрущёвцы могут пытаться это опровергнуть.
          1. -1
            26 апреля 2021 17:10
            Цитата: Старый электрик
            Я вам цитирую дипломатические документы Советского Правительства, предназначенные для других государств в своём большинстве враждебных России.

            У этих документов есть даты и они противоречат и утверждению в статье и вашему утверждению о сведениях спустя всего неделю.

            Цитата: Старый электрик
            Но с первых дней войны Правительство СССР уже стало получать сведения с фронтов и от разведки о подобных преступлениях.
            Если были такие сведения, то они как то отражены в архивах или хотя бы исторических исследованиях, где такие данные за первую неделю войны? Радиограммы, телефонограммы, доклады?
            Цитата: Старый электрик
            Убедите меня, что они в это время спали.

            Утеряно управление корпусами, утеряно управление ГШ войсками, а о преступлениях нацистов с уже захваченной территории сведения поступают. Чушь полная. А убеждать упертого дядю Петю нет ни малейшего интереса, от дяди Пети нет никаких доказательств, а есть только упертость и претензии.

            Цитата: Старый электрик
            Если в Москве знали о зверствах немцев в свежесозданных лагерях для военнопленных, то из тех же источников наверняка знали и о зверствах немцев против мирного населения.
            Спустя месяц может и знали, но не спустя неделю после начала войны.

            Цитата: Старый электрик
            Я вам цитирую дипломатические документы Советского Правительства, предназначенные для других государств в своём большинстве враждебных России
            И я вам процитирую и разъясню, если вы собственный коммент не в состоянии освоить
            Цитата: Старый электрик
            26 ноября 1941 года «Правда» опубликовала ноту НКИД, вручённую накануне всем дипломатическим представительствам. Вот отрывок из этой ноты:
            Лагерный режим, установленный для советских военнопленных, является грубейшим и возмутительным нарушением самых элементарных
            Где 29 июня и 26 ноября? Где 17 июля и 29 июня? Автор откровенную глупость написала к сожалению, а вы её защищаете, не автора, а глупость.
            1. Комментарий был удален.
            2. +1
              27 апреля 2021 10:36
              Процитирую вас ещё раз:
              А документы отражают просто планы по борьбе на оккупированной территории, ведь далеко не все были очарованы лозунгом "Малой кровью на чужой территории".

              - из логического продолжения вашей мысли вытекает, что в 1941 нужно было бы сдаться немцам, и тогда мы бы сейчас ходили в тирольских шортах и пили бы баварское пиво.
              У вас просматривается не стремление к документальной достоверности, а откровенно презрительное отношение к тем, кто защитил Родину. Ваши представления о войне основаны на киношедеврах пропагандистского ведомства Мединского, состряпанными по геббельсовским рецептам. Согласно этой мединско-геббельсовской концепции советские люди того времени были клиническими идиотами, быдлом, которое мыслило и говорило только пропагандистскими лозунгами. Попытка автора показать мыслящих людей вызывает у вас откровенную ненависть.
              Если же говорить об известных уже в первую неделю войны фактах преступлений фашистов против мирного населения, то приведу такой пример.
              С 1936 по 1938 год в Германии выпускался пикирующий бомбардировщик-биплан Hs-123. Уже к польской кампании он считался безнадёжно устаревшим. На 22 июня 1941 Гитлер бросил в СССР всё, что могло воевать, в том числе 200 штук Hs-123. Для сравнения: на 22.06.1941 в армии вторжения было 324 печально знаменитых «Лаптёжника» Ju-87.
              Первые же дни войны показали, что Hs-123 был просто идеальным инструментом для расстрела колонн беженцев. Малая скорость, два курсовых 7,92-мм пулемёта и два контейнера с 2 кг противопехотными бомбами SD2 (каждый из двух контейнеров вмещал по 92 бомбы). Всё это позволяло блистательно крошить женщин и детей в клочья. Эффективность Hs-123 по беженцам была столь велика, что ОКВ всерьёз заговорило о возобновлении его производства. Но лето 1941 кончилось, колонны беженцев исчезли и Hs-123 оказался не у дел. Потому как ни на что другое он не был пригоден. Поэтому идея возобновления его производства была тихо забыта.
              Остаётся добавить, что Hs-123 не оставили о себе памяти у наших фронтовиков. Они не бомбили аэродромы 22.06.1941, не завывали над позициями наших войск, пробивая дорогу немецким танковым клиньям, не они добивали окруженцев и т.д., и т.п. Классический самолёт палач.
              Расстрел беженцев, само собой разумеется, осуществлялся на территориях, которые ещё не вошли в зону оккупации и нет сомнения, что уполномоченные лица сразу же сообщали в Центр об этих злодеяниях по стационарной телефонной и телеграфной связи. Сообщения могли идти как по партийной линии, так и по линии НКВД. Тем не менее не сомневаюсь, что вы опровергните каждую мою букву. Поэтому заранее предлагаю варианты опровержения:
              1. Всё сказанное мною подлая клевета на бесстрашных белокурых рыцарей 5-го океана.
              2. Расстрел толп беженцев — это столь ничтожный эпизод войны, что нет смысла о нём вообще упоминать. Это не военное преступление, а мелкое недоразумение.
              3. Москва об этих военных преступлениях ничего не знала потому, что до неё целую неделю не могли дозвониться.
              1. -2
                27 апреля 2021 10:38
                Цитата: Старый электрик
                У вас просматривается не стремление к документальной достоверности, а откровенно презрительное отношение к тем, кто защитил Родину
                Извините, но вы показываете себя уж совсем иддиотом, а о чём спорить с иддиотом.
                1. +2
                  27 апреля 2021 10:50
                  Юпитер! Ты сердишься, значит ты неправ.
                  …далеко не все были очарованы лозунгом "Малой кровью на чужой территории"…
                  – т.е. практически все в СССР были клиническими идиотами под лозунгом "Малой кровью на чужой территории"? Где тут ваше стремление к документальности?
                  1. -2
                    27 апреля 2021 11:10
                    Цитата: Владимир_2У
                    Да, нацисты кровавые упыри, но ничего ещё об этом не было известно.

                    Цитата: Владимир_2У
                    Я не отрицаю нелюдскую сущность нацизма


                    Наплевав на эти важные слова моего комментария вы строите умозаключения :
                    Цитата: Старый электрик
                    Всё сказанное мною подлая клевета на бесстрашных белокурых рыцарей 5-го океана.

                    Цитата: Старый электрик
                    Расстрел толп беженцев — это столь ничтожный эпизод войны, что нет смысла о нём вообще упоминать

                    Цитата: Старый электрик
                    У вас просматривается не стремление к документальной достоверности, а откровенно презрительное отношение к тем, кто защитил Родину.

                    Цитата: Старый электрик
                    Попытка автора показать мыслящих людей вызывает у вас откровенную ненависть.

                    Логика не учитывающая важные факторы - ущербная логика, значит ваши умозаключения по поводу моего комментария ущербны, это даже не принимая во внимания даты документов.

                    Цитата: Старый электрик
                    Юпитер! Ты сердишься, значит ты неправ.
                    Юпитер может сердится, а я всего лишь констатировал. Как ни жаль.
                    1. +3
                      27 апреля 2021 15:07
                      Простите, а что именно вы констатируете? Факты зверств фашистов были известны из разных источников с первого дня войны. Я вам привёл конкретный неопровержимый пример. Вся эта информация стекала в центр. Центр её анализировал и предпринимал те или иные меры. В том числе издавал приказы и т.п.
                      Теперь в противовес этому вы утверждаете, что вся организация отпора врагу была сведена к довоенным лозунгам пропагандистов, потому, что о зверствах фашистов в Центре никто не подозревал. Столь жёсткие обвинения в адрес властей нужно подтверждать документами. Документы в студию!
                      1. -2
                        27 апреля 2021 16:09
                        Цитата: Старый электрик
                        Факты зверств фашистов были известны из разных источников с первого дня войны. Я вам привёл конкретный неопровержимый пример.
                        Вы не привели никакого примера "с первых дней войны", кроме демагогических причитаний.

                        Цитата: Старый электрик
                        Теперь в противовес этому вы утверждаете, что вся организация отпора врагу была сведена к довоенным лозунгам пропагандистов
                        Это ваши откровенно иддиотские умозаключения, и вы их никак не можете подтвердить, где такая иддиотия в моих комментах, приведите!
  2. 0
    26 апреля 2021 05:13
    До сих пор думаю что Кузнецов не погиб тогда в нелепом бою с бандерлогами, вполне возможно, что это была "постановка" а он продолжил работать "за бугром". Возможно когда нибудь про это нам расскажут winked
    1. +4
      26 апреля 2021 09:07
      Цитата: Назар
      Возможно когда нибудь про это нам расскажут

      Вроде бы, засекречено до 2025-го. Надо потерпеть)
      1. 0
        27 апреля 2021 06:45
        Война окончена в 1945, о Кузнецове сняты фильмы написаны книги,есте рапорт какогото ОУНовца,,что ещё секретарь и какой смысл?
  3. +6
    26 апреля 2021 05:19

    Зверства фашистов на советской земле в период оккупации не могли не вызвать негодования. Вот почему в СССР была разработана директива, предписывающая начать партизанское движение во вражеских тылах.

    По стилю с первых строк узнал автора.
    1. +8
      26 апреля 2021 05:28
      Доброе утро, Альберт. smile

      Да уж, стиль не отнять, я редко соглашаюсь с Владимиром_2У, но тут он прав на все сто процентов.
      1. +4
        26 апреля 2021 05:51
        Приветствую, Константин! hi
        Да в содержание я даже вникать не стал laughing
        1. +4
          26 апреля 2021 06:03
          Аналогично. Автор не вызывает доверия.
          1. +5
            26 апреля 2021 06:11
            Стиль как у пишущего сочинение в 7-м классе троечника )).
            1. +7
              26 апреля 2021 06:13
              С налётом политистерики ГЛАВПУРА. laughing
              1. +2
                26 апреля 2021 06:28
                Ну, тогда как у старшего пионервожатого из Пашехонья laughing
                1. +6
                  26 апреля 2021 14:46
                  Фролова:Когда он окончил Лесной техникум города Талица,

                  Фролова:Учится в Уральском индустриальном институте на вечернем.

                  Ирина, ну зачем сочинять. Он его не окончил. За несколько месяцев до окончания Талицкого лесного техникума Николай был из него отчислен в связи c исключением из комсомола.И ни в каком институте он не учился так как просто не имел свидетельства о полном среднем образовании.
                  1. +3
                    26 апреля 2021 14:46
                    Теперь к вопросу о его партийности.
                    И Большая советская энциклопедия, и энциклопедия "Великая Отечественная война", и справочник "Герои Советского Союза" называют год вступления Николая Кузнецова в партию - 1942 г. Однако в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза, подписанном заместителем начальника отдела 4-го Управления Львом Сташко, указано, что Кузнецов беспартийный. Сташко не ошибся: вопреки написанному в позднейших книгах Николай Кузнецов в партии никогда не состоял. В 1929 г., во время учебы в техникуме, как уже отмечалось, Кузнецова исключили из комсомола за "сокрытие своего кулацкого происхождения". Правда, в 1931 г. его восстановили, но уже спустя год исключили вновь, на сей раз из-за судимости по хозяйственному делу, как впоследствии выяснилось - сфабрикованному. Таким образом, исключенный из комсомола, он никак не мог вступить в партию, и уж тем более в 1942 г., когда, будучи спецагентом, и в Москве, и в медведевском отряде действовал не только под чужим именем, но и под вымышленной легендой, а при приеме в партию он должен был как минимум рассказать свою подлинную биографию.
                    1. +3
                      26 апреля 2021 21:13
                      Ричард, зачем Вы так: она же старалась поярче написать.
                      Похоже,на сайте образовался"квартет": Самсоновы, Харлужный, Апухтин и Фролова
          2. +4
            26 апреля 2021 20:03
            Вечер добрый, мадам Фролова сегодня решила не насиловать сову. Это уже прогресс.
            Я посмотрел :библиографию: Фролова перечислила все книги,где упоминается Кузнецов,но разрази меня гром если она их внимательно читала.
            1. +4
              26 апреля 2021 21:14
              Рядом с Кудымкаром есть огромная высаженная елью и видимая из космоса надпись: КУЗНЕЦОВ
              Сделана в честь работавшего вот прямо в этих лесах таксатором (лесной техник) Николая Кузнецова.
        2. +3
          26 апреля 2021 08:16
          Иришку не чапать, она забавная!
          1. +3
            26 апреля 2021 08:17
            Весьма и очень laughing
      2. +10
        26 апреля 2021 06:51
        Кузнецов заслуживает всяческого уважения. Книга Медведева «Сильные духом» отличается некоторыми казенными фразами. Но в детстве зачитывался от корки до корки.
        1. +10
          26 апреля 2021 06:55
          Кузнецов заслуживает всяческого уважения.

          Вот только повлиять на то, кто о нем писать будет, увы, не может. А то бы одним пропагандистом точно меньше стало.
          1. +4
            26 апреля 2021 07:07
            Ловлю себя на мысли, что мы каким-то внутренним чутьем пытаемся представить - что за люди были. Интересно, насколько сильно ошибаемся.
            1. +10
              26 апреля 2021 07:31
              Почему только внутренним чутьем?
              Поколения пятидесятых и шестидесятых помнит ветеранов еще молодыми и полными сил людьми. Вот только разговорить их было часто очень тяжело.
              1. +4
                26 апреля 2021 10:33
                Только обрывки от бабушек и дедушек.
                И рассказы от послевоенного поколения.
                1. +5
                  26 апреля 2021 10:36
                  У меня даже военрук в школе был офицер-фронтовик.
                  1. +2
                    26 апреля 2021 22:54
                    И у меня - майор Валентин Дмитриевич. Математичка Клавдия Ивановна ушла на фронт в 1942 добровольцем, была зенитчицей на ледяной Дороге Жизни.
                    Да и школьный завхоз Мирра Борисовна тоже была фронтовичка- ст.сержант санбата.
                    На 9 мая мы их всей школой чествовали.
          2. +3
            26 апреля 2021 07:09
            Думаю, что при той категоричности, с которой Кузнецов решал некоторые проблемы -- "одним пропагандистом точно меньше стало".
        2. +5
          26 апреля 2021 07:06
          Кузнецов заслуживает всяческого уважения.


          Безусловно! Как и его боевые товарищи по работе в тылу врага.
          И Медведева, конечно, читал, и фильмы видел.
          1. +4
            26 апреля 2021 10:34
            И биография интересна, и лесной техникум, и способность к языкам и артистизму.

            Удивительны возможности человека при желании.
            1. +3
              26 апреля 2021 10:52
              И при наличии таланта.
              1. +2
                26 апреля 2021 13:55
                Да. Склонности не отбросишь в сторону.
              2. +7
                26 апреля 2021 14:19
                Приветствую, друзья hi
                немного фото, автор почему то на них поскупилась
                Н.И Кузнецов в детстве






                в талицком лесном теникуме 1927г

                1. +4
                  26 апреля 2021 14:31
                  Помощник таксатора по устройству лесов Коми-пермяцкого окружного комитета 1930г.

                  "Уралмашевский" перид в Свердловске1934-1938гг.






                  1. +3
                    26 апреля 2021 20:47
                    Там была не вполне понятная история с «приписками».
                    Что ошибки ли при лесоустройстве имелись в виду- не уверен.
                    1. +3
                      26 апреля 2021 21:04
                      Сергей, мое почтение hi
                      Теодор Гладков работает с закрытыми архивами именно по Н. Кузнецову. Посмотрите по ссылке , может будет интересно
                      ссылка: https://rg.ru/2009/01/16/kuznecov.html
                      1. +3
                        26 апреля 2021 22:19
                        Спасибо большое! Интересно.
                        Но яснее не стало. «Махинации с карточками». Что имелось в виду?
                        Карточки таксатора?
                      2. +4
                        26 апреля 2021 22:31
                        Кузнецов тогда пошел на досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием. В результате получил не четыре - восемь лет тюремного заключения как остальные,а всего-навсего год исправительных по месту работы минус 15 процентов зарплаты.
                        А так нам придется подождать до 2025г. когда с материалов о Н.Е. Кузнецове будет снят гриф секретности.
                      3. +2
                        27 апреля 2021 03:27
                        Это видел. Но яснее не стало.

                        И ещё раз почувствовал тревожность времени в каждом эпизоде.
                2. +3
                  26 апреля 2021 20:10
                  Возможно,она их и не видела,а иначе вставила
        3. +1
          26 апреля 2021 20:08
          ,У меня ещё недавно лежала эта книга,но ...Если б я один дома хозяйничал, а так .
  4. +4
    26 апреля 2021 06:57
    в СССР была разработана директива, предписывающая начать партизанское движение во вражеских тылах. Суть такой работы заключалась в словах: «Пусть земля горит под ногами фашистов». По данным историков, соответствующие документы были созданы 29 июня и 18 июля 1941 года.

    партизанские базы и отряды создавались задолго ДО войны : в БССР, ЛО и пр создавались склады боеприпасов, оружия; организовывались отряды , проводилось их обучение. В предвоенный период издавалась специальная литература; готовили специалистов; только на территории Белоруссии было спрятаы дсятки тыс виновок, десятки тонн мин и боеприпасов

    Но в 1937—1938 гг. кадровые советские диверсанты были поголовно уничтожены; книги изъяты; склады оружия и мин ликвидированы.

    И пришлось все делать заново, второпях и наспех
  5. +5
    26 апреля 2021 07:53
    По данным историков, соответствующие документы были созданы 29 июня и 18 июля 1941 года.
    28 июня 1941 года в районе деревни Посеничи был дан первый бой партизанского отряда под командованием В.З. Коржа, на оккупированной территории СССР.
  6. +12
    26 апреля 2021 08:01
    ГРУ просто обязано заказать мадам Фроловой цикл статей "Петров и Боширов - инструмент усекновения яичек мирового гегемона". laughing
    А вообще - тревожные признаки привыкания администрации ВО к клизмам фроловского бреда налицо.
    Как говаривал Лао Цзы:
    Не тщись нащупать дно - дно нащупало тебя...
  7. +5
    26 апреля 2021 08:14
    Г-жа Фролова без дешёвого пафоса не может. Если Кузнецов скальпель, то кто тогда в ее понимание Жуков, Конев, Кожедуб, что для каждого есть определение и сравнение.
    Мадам а для себя вы нашли подходящую аллегорию?
    1. +5
      26 апреля 2021 08:45
      Цитата: mr.ZinGer
      Если Кузнецов скальпель, то кто тогда в ее понимание Жуков, Конев, Кожедуб, что для каждого есть определение и сравнение.

      Ну про "скальпель" сказал Судоплатов, а Фролова повторила. Ну а Жуков, Конев, Кожедуб - это молот.
  8. +8
    26 апреля 2021 08:31
    Графомания на патриотическую тему - способ дискредитации самой темы.
    1. +4
      26 апреля 2021 20:15
      100% согласен. Я долго поэтому не хотел сюда входить. У авторши дар: испортить ЛЮБУЮ ТЕМУ
  9. +2
    26 апреля 2021 08:34
    «Николай Кузнецов – скальпель в руках опытного хирурга для удаления фашистских наростов. А «хирург» этот – 4-е управление».

    И сейчас нужны такие "скальпели". Вечная память таким как Кузнецов, и 4-му управлению.
  10. +1
    26 апреля 2021 15:36
    Разведчик Милостью Божьей. Бандеры до сих пор его ненавидят. Да же его прах сестре не отдают для перезахоронения на Родине.
    1. +1
      26 апреля 2021 16:54
      Вот бандеры тут как раз совсем не причем.
      Тут наш МИД и МО против.
      «Министерство обороны вслед за МИДом высказалось против возвращения останков легендарного разведчика на Родину. Аргумент аналогичный – мы можем создать прецедент, после которого украинские власти вместе с националистами потребуют от России перенести захоронения участников Великой Отечественной с территории Незалежной»
      1. +6
        26 апреля 2021 17:03
        Так, что сейчас львовская могила Н. Кузнецова - представляет собой печальное зрелище. Её периодически оскверняют. Ни один человек не наказан.
        Вот о чем статьи писать надо, а не переписывать вику

  11. 0
    26 апреля 2021 19:56
    Настоящий Капитан-Россия! Вот про кого надо снимать фильмы, писать книги, рисовать картинки для детей с описанием его подвигов. И никому не удастся очернить или приуменьшить его подвиги.
  12. +3
    26 апреля 2021 21:18
    Цитата: mr.ZinGer
    Иришку не чапать, она забавная!

    Пусть идёт в сатирические издания. Там будет уместна
  13. +1
    26 апреля 2021 21:22
    На урале три дыры. Галя, Шаля, Таборы. За статью спасибо.
    1. +4
      26 апреля 2021 23:09
      Вы видимо описались. С каждым бывает. Чуток подправлю
      На Урале три дыры — Шаля, Гари, Таборы.

      А есть еще и продолжение
      и четвертая дыра - это Нижняя Тура
      .
      1. +1
        27 апреля 2021 00:59
        Да, конечно.
      2. +1
        27 апреля 2021 01:07
        Цитата: Ричард
        Вы видимо описались. С каждым бывает. Чуток подправлю
        На Урале три дыры — Шаля, Гари, Таборы.

        А есть еще и продолжение
        и четвертая дыра - это Нижняя Тура
        .

        но про четвертую дыру в первый раз слышу. Рассмешили.
  14. 0
    27 апреля 2021 17:07
    Достойный человек. Профи. Жаль что погиб нелепо. На мразь нарвался.