Военное обозрение

Смерть подводных лодок

59

Взгляд первый: трагедии советские



«Есть основания предполагать, что подводная лодка погибла на больших глубинах. Ввиду того, что достоверных данных о причинах гибели «С-117» нет, об обстоятельствах гибели подводной лодки можно только догадываться. Гибель могла произойти при следующих обстоятельствах: неправильное управление при погружении, неисправность материальной части, столкновение с надводным кораблем. Вместе с этим были рассмотрены возможности преднамеренного ухода лодки в Японию или насильственного увода ее американцами. Личный состав имел высокоморальное состояние и являлся политически надежным, поэтому «японскую» версию считаем невероятной. А увод подводной лодки американцами, учитывая решимость личного состава, невозможным.»

14 декабря 1952 года. Старенькая «Щука» 5бис серии С-117 «Макрель» вышла на полигон боевой подготовки в Охотском море с экипажем в 52 человека. Командовал кораблём опытный командир Василий Красников, прошедший войну на Черноморских «малютках». 15 декабря командир отправил радиограмму о починке одного из дизелей… и тишина. Корабль не найден до сих пор, ни одну из версий подтвердить не удалось. В 1950 году лодка прошла капремонт, в 1952 – докование. Что случилось – мы вряд ли узнаем, море свои тайны хранит крепко.

«После обнаружения огней эсминца командир ПЛ по непонятным причинам дал команду на расхождение левым бортом, подставив свой правый борт под удар «Статного». Удар был настолько силен, что форштевень эсминца лопнул, а корпус ПЛ был практически расколот надвое. VI отсек был оторван полностью, его обнаружили на дне на расстоянии 30 м от места гибели ПЛ. Был разрушен V и поврежден IV отсек. После столкновения М-200 начала быстро погружаться и через 1-2 минуты затонула на глубине 53 м.»

21 ноября 1956 года. Столкновение, катастрофа, шторм мешает спасательной операции, лодку поднимают только через шесть суток силами СС «Коммуна». 28 погибших. Командиры кораблей получили сроки. Чего здесь больше – разгильдяйства или трагедии – вопрос сложный, но факт есть факт, головная «Месть» была потеряна на мелководье и недалеко от порта. Шесть человек, находящихся на мостике, спаслись. Мирное время, стандартно-дежурный выход, и... Через год всё на той же Балтике вспыхнул пожар на М-256 проекта А-615, лодка всплыла, но шторм помешал снять экипаж, 35 погибших. Опять СС «Коммуна» подняла корабль, но причина пожара так и не установлена.

«Тела подводников лежали лицом вниз. Все они были замаслены в соляре, которой выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В первом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеков. Вообще, все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо – и это спустя восемь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря...»

25 января 1961 года. Подводная лодка С-80 вышла в море для отработки задач. Лодка была модернизирована по проекту 644 и несла две крылатые ракеты «П-5». 27 января в 0:30 вышла на связь, а уже через час из-за неисправности поплавкового клапана РДП (обмерзание) затонула на глубине 196 метров. Весь экипаж (68 человек) погиб. Корабль нашли и подняли только спустя восемь лет. Причём нашли благодаря везению – поиски после аварии, несмотря на задействованные немалые ресурсы Северного флота, результатов не дали. Не два километра, всего то 200 метров...

«11 января 1962 года взорвалась советская подводная лодка Б-37 проекта 641, состоящая на вооружении Северного флота. По неизвестным причинам взорвался весь боезапас субмарины – 11 торпед. Погибли 59 членов экипажа Б-37 и 11 человек c находившейся рядом подлодки С-350.»

В отличие от катастроф предыдущих, Б-37 погибла на базе, утром, во время проворачивания механизмов. Версий о причинах взрыва море – истинной мы никогда не узнаем. Командира в итоге оправдали, потому как его вины-то и не было, разве что в отлучке с корабля в момент взрыва. Ещё одна загадка: что подвело – техника или люди? На этом мартиролог советских катастроф не окончен. Спустя шесть лет:

«К-129 с бортовым номером 574 под командованием капитана первого ранга Владимира Кобзаря вышла из бухты Крашенинникова 24 февраля 1968 года.»

Спустя 12 суток лодка пропала со связи. Подводный крейсер с тремя баллистическими ракетами на борту затонул в 600 милях от Гаваев. Лодку нашли ВМФ США и подняли её носовую часть в августе 1974 года. О причинах аварии споры идут до сих пор – от неисправности РДП и до столкновения с АПЛ США. Правды мы не узнаем – США полных данных об обследовании носовой части не предоставили, а глубина 5 километров и прошедшие десятилетия делают бессмысленным исследование оставшихся обломков. 98 моряков погибли на боевом дежурстве вдалеке от родных берегов.

«21 октября 1981 года, после столкновения с рефрижераторным судном, в заливе Петра Великого затонула подводная лодка С-178, входившая в состав Тихоокеанского флота.»

32 погибших, 20 человек (первые в мировой практике) были спасены спасательной подводной лодкой. Авария дурацкая, из-за ошибки оперативного дежурного ОВР, жертвы серьёзные и настоящие. Лодку в итоге подняли и разобрали на металл. В какой-то мере для нашей страны это стала последняя крупная катастрофа дизельной ПЛ. Улучшилась техника, улучшилась выучка, спал накал Холодной войны. Но не СССР единый – а что там у буржуев?

Взгляд второй: «la Belle France»


Смерть подводных лодок

5 марта 1946 года, Касабланка, Марокко. В порту стоит французская субмарина «Орфей». Взрыв торпед по неустановленным причинам, двое погибших, лодка списана.

6 декабря 1946 года, Тулон, испытания на прочность при погружении французской субмарины 2326 (в девичестве U-2326 23 серии). Корпус не выдерживает давления воды и... 26 моряков остаются на дне Средиземного моря.

«23 сентября 1952 года недалеко от места гибели 2326 исчезла подлодка Sibylle. Спасатели смогли найти только масляное пятно, саму же лодку обнаружить так и не удалось.»

Третья французская субмарина, погибшая за шесть лет, и снова – 46 погибших и непонятно – ни где, ни почему. История уже хорошо забытая, тем более что для Франции ничего не закончилось на этой катастрофе. Через 16 лет:

«Подводная лодка «Минерва», затонувшая более 50 лет назад, обнаружена в Средиземном море. Министр обороны Франции Флоранс Парли в своем «Твиттере» сообщила, что пропавшую полвека назад лодку нашли в районе Тулона на глубине 2350 метров.»

52 погибших, учения, взрыв... И только в 2019 году корабль удалось найти, толка с чего меньше нуля – глубина и время беспощадны. Спустя всего два года:

«4 марта 1970 года «Эридис» вышла из базы Сан-Тропе, на борту находилось 57 человек. В море субмарина должна была отработать во взаимодействии с авиацией поиск и условную атаку подводной лодки вероятного противника, для чего «Эридис» постоянно держала связь с базовым патрульным самолетом «Атлантик», вылетевшим с морской авиабазы Ним-Гарон. С самолета несколько раз видели бурун от перископа «Эридис», когда лодка находилась в семи милях к юго-востоку от мыса Камара. В последней радиограмме командир субмарины сообщил, что берет курс в зону проведения учений и начинает погружение. В 7:13 «Атлантик» теряет радиолокационный контакт с подводной лодкой…»

Опять взрыв, опять 57 погибших и никакого понимания – почему. Единственное – лодку нашли сразу. Остаётся высказать осторожную версию: что-то не так было у французов либо с торпедами, либо с ТБ, иначе объяснить гибель двух однотипных кораблей по одной причине трудно. Тем более в 1983 году на борту французской субмарины снова взрыв водорода, в этот раз без фатальных последствий.

Взгляд третий: англосаксы



«Утром 25 августа 1949 года во время тренировочного похода к северу от Полярного круга подводная лодка «Кочино» (SS-345) в компании с «Туском» (SS-426) попыталась погрузиться в Баренцевом море.»

Серия внутренних взрывов, 7 погибших, лодка затонула на глубине 250 метров. Вся разница с советскими и французскими субмаринами – описано в англоязычном интернете красиво и героически, без поиска дураков, как в нашей традиции, ну и было кому экипаж снять. В остальном – всё то же, с причинами до конца неясно.

«Опустившись на безопасную глубину, USS Stickleback неожиданно потеряла мощность и вынуждена была всплыть на поверхность, она всплыла на расстоянии около 200 метров впереди эсминца. USS Silverstein попытался увернуться и сильно повернул руль влево, чтобы избежать столкновения, но не смог увернуться и протаранил подводную лодку по левому борту.»

28 мая 1958 года Погибших в этот раз не было, а так – как у всех, человеческий фактор, его тоже никто не отменял. Не хуже и не лучше, чем у нас, да и по другому быть не могло, есть некие общие тенденции.

У англичан первая ПЛ в послевоенный период погибла 12 января 1950 года:

«В 19:00, когда субмарина проходила по устью Темзы, впереди показались три огня другого судна. Так как команда решила, что судно стоит, а с правого борта была опасность сесть на мель, был отдан приказ держать курс налево. Внезапно из темноты «вынырнул» шведский нефтяной танкер Divina и буквально снес подлодку со своего пути.»

64 погибших, среди них 18 рабочих-ремонтников. Единственная ПЛ, погибшая не в море, а на реке. Прошёл год, и 16 апреля 1951 года лодка HMS Affray погибла в Ла-Манше во время испытаний. 50 моряков и 25 ремонтников погибли вместе с кораблём. Лодку нашли, но причин катастрофы так и не установили. В 1955 году в Портленде взрыв на борту – ПЛ Сидон идёт на дно, унося с собой 13 человек. На вооружении корабля были парогазовые торпеды…

Взгляд четвёртый: у остальных



Свою дань океану платили не только подводники великих держав, по мере увеличения флотов гибли лодки и держав второстепенных, сначала европейских, а по мере расширения продаж оружия – и не европейских. Есть определённая тенденция – как раз неатомные лодки мировых лидеров давненько не гибнут (не суеверный, но тьху-тьху), а вот молодых морских держав – вполне себе. Первой после войны стала С-4 испанского флота. 27 июня 1946 года столкновение с эсминцем «Лепанто» – 44 погибших. 4 апреля 1953 года свою дань отдали турки – столкновение с сухогрузом и 81 погибший.

Самая, пожалуй, загадочная гибель – ПЛ «Дакар» ВМФ Израиля. Лодка шла в Хайфу и пропала между Критом и Кипром 25 января 1968 года. Лодка шла с Портсмута, где её передали Израилю англичане, что породило стойкую версию о потоплении корабля ВМФ СССР. Тем не менее в 1999 году лодку нашли и огласили причину – неисправность и провал на большую глубину. Рубка поднята и размещена в качестве памятника. 69 погибших.

Отдали свою дань и китайцами – 21 января 1983 года пропала китайская ДПЛ с баллистическими ракетами, на борту которой помимо экипажа была группа учёных и инженеров. Подробности китайцы скрывают до сих пор, а то, что грешат на советскую атомарину – из разряда баек. Подлодка была не новой (советский проект 629А), постоянно использовалась для испытаний ракет и систем будущих ракетоносцев, плюс наличие гражданских – уже достаточно причин без поиска странного. Вторая подтверждённая авария – 16.04.2003 года, старенькая субмарина (реплика советской проекта 633). Экипаж выжег весь воздух, не остановив дизель при погружении, 70 погибших.

Ну и, наконец, три последних катастрофы – по одному кораблю потеряли Индия, Аргентина и Индонезия. У индусов – взрыв на борту и 18 погибших, причина детонации боезапаса не установлена; с аргентинским «Сан-Хуаном» не ясно ничего, кроме одного – корабль такого возраста пора бы списывать, а не гонять как новенький, но хроническое недофинансирование флота до добра не доводит. Официальная версия – взрыв аккумуляторной батареи после попадания воды через шнорхель; ну а индонезийцы – буквально на днях.

Что можно добавить? Катастрофы будут ещё, и не одна, океан – среда для человека враждебная, идеальных правил и механизмов ещё не создали и, думаю, не скоро создадут, а количество подводных кораблей будет только расти. Надо понимать – любой прогресс берёт свою плату, плату человеческими жизнями.
Автор:
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 28 апреля 2021 04:58
    +6
    Мда, подводная лодка иногда становится братской могилой.
    Моё уважение и почтение всем подводникам за их трудную и опасную профессию, где цена ошибки одного человека смерть всего экипажа. hi
    Как избежать ошибок и человеческой глупости?
    Наверно лучше поручить опасные задания подводным роботам и беспилотным аппаратам.
    1. Башкирхан
      Башкирхан 28 апреля 2021 06:27
      -5
      Иностранная графика по несчастным случаям на подлодках. Что характерно ни одной американской. Потому что в США к строительству и эксплуатации подводных лодок относятся надлежащим образом.
      1. слава1974
        слава1974 28 апреля 2021 09:55
        +11
        Что характерно ни одной американской. Потому что в США к строительству и эксплуатации подводных лодок относятся надлежащим образом.

        В обзоре про дизельные лодки ,а в США их не строят, поэтому и аварий на них быть не может. request
        Хотя согласен с вами, что аварий на атомных лодках США меньше, чем у конкурентов.
      2. Комментарий был удален.
        1. Башкирхан
          Башкирхан 28 апреля 2021 14:31
          -1
          Цитата: Тень041
          Список длинный,намного длиннее,чем привел автор.

          Согласен. Инфографика в моем комментарии за 21 век.
          1. Тень041
            Тень041 28 апреля 2021 14:54
            +3
            А, ну тогда понятно,но и в 21 веке янки тоже отличились.23.05.2012 года АПЛ США USS Miami (SSN-755) типа Лос-Анджелес сгорела в доках Портсмута. Восстановлению не подлежит,списана. И это только то,что мы знаем из официальных источников,а что скрыли...а скрывали они и до этого не мало..
            1. Башкирхан
              Башкирхан 28 апреля 2021 14:58
              -1
              Цитата: Тень041
              23.05.2012 года АПЛ США USS Miami (SSN-755) типа Лос-Анджелес сгорела в доках Портсмута. Восстановлению не подлежит,списана.

              Этот пожар гражданский рабочий устроил. Не моряки. Рабочий в этот день очень спешил домой. И уничтожил улучшенного лося.
              1. Тень041
                Тень041 28 апреля 2021 15:00
                +4
                По другой версии рабочий был психически больным,но так ли это важно,моряк он,или нет,человеческий фактор...сколько подлодок и в море погибло по этой причине...С другой стороны,если рабочий был психом,то чего стоят военные,которые дали психу допуск на проведение работ на борту АПЛ...опять человеческий фактор...
                1. Башкирхан
                  Башкирхан 28 апреля 2021 15:13
                  -5
                  Цитата: Тень041
                  так ли это важно,моряк он,или нет

                  Рабочий не служил на атомарине. На американском флоте в подплаве за последние 20 лет десятками моряки не погибали.
                  1. Тень041
                    Тень041 28 апреля 2021 15:23
                    +3
                    Допуск на корабль,есть допуск. Рабочие с таким допуском часто находятся на борту корабля при его выходе в море,а с учетом вот такого...04.05.1958 год АПЛ США USS Nautilus (SSN-571) Атомная торпедная лодка, первая АПЛ в мире. Пожар в турбинном отсеке. Изоляция турбины тлела уже несколько дней, но причиной запаха считали свежую краску, пока внезапно не возникло сильное задымление отсека. Подводники в ДА не смогли найти источник дыма. Лодка шла в подводном положении из Панамы в Сан-Франциско. Сначала командир приказал всплыть на перископную глубину и вентилировать отсек через шноркель (который был на лодке по причине наличия резервных дизелей), но это успеха не имело. Всплыли в надводное положение и провентилировали отсек через люк. Установив источник дыма, матросы стали срезать изоляцию с турбины, но тут же вырвалось открытое пламя, которое потушили пенными огнетушителями. Только через 4 часа работавшие парами посменно по 10—15 минут члены экипажа ликвидировали возгорание[9]. Данные о пострадавших и погибших весьма противоречивы. Официально США гибель моряков на этой АПЛ не признают...Что там на самом деле было тогда и теперь тайна,которую Пентагон не откроет...аварий на этой АПЛ,в том числе в реакторном отсеке ,было много...
                  2. Тень041
                    Тень041 28 апреля 2021 15:51
                    +7
                    Вот еще несколько показательных историй. 1) 15.05.1969 года USS Guitarro (SSN-665) типа Sturgeon Атомная подводная лодка. Затонула на глубине 10 м прямо у пирса в результате попеременного заполнения носовых и кормовых балластных цистерн двумя разными группами специалистов, которым для работы требовалась разная дифферентовка лодки, и которые не знали о действиях друг друга. Поднята через 3 дня, ремонт обошёлся по разным данным в 15—35 млн долларов. Официально жертв нет,но мы с вами знаем,что обычно,при таком бардаке без погибших не бывает...2) 22.05.1978 год АПЛ USS Puffer (SSN-652) тип Sturgeon . Из системы охлаждения реактора вылилось значительное количество радиоактивной жидкости. Официально жертв нет, но многие получили ожоги,число умерших от лучевой болезни и сильно сокративших свои дни на Земле из за нее Пентагоном умалчивается. Данные об объёме утечки и причинах аварии самые противоречивые. 3) 17.05.1984 год АПЛ USS Guitarro (SSN-665) типа Sturgeon Во время учебных стрельб в 65 милях от Сан Диего, Калифорния, произошёл пожар на борту. О жертвах данных нет. Лодка осталась на плаву и отбуксирована в порт, только там пожар был потушен.АПЛ горит много дней и жертв среди находящихся все время на ее борту моряков нет..такого не бывает...4) 24.04.1988 год одна из последних ДПЛ США USS Bonefish (SS-582) типа Barbel Попадание воды в батарейный отсек вызвало взрыв и возникновение пожара. Экипаж покинул лодку, которую отбуксировали в Чарлстон. 28 сентября её вывели из состава флота ВМС США. Официально признана гибель 3 моряков из 89 находившихся на борту. 5) 01.05.1989 год ДПЛ США типа Barbel USS Barbel (SS-580) По официальной версии людей смыло за борт с палубы волной. Из троих одного удалось спасти. Есть также версия, что людей просто забыли на палубе при срочном погружении, хотя необходимости в нём никакой не было. Итог официально 2 погибших...6) 28.01.2005 год АПЛ USS San Francisco (SSN-711) типа Los-Angeles Многоцелевая атомная подводная лодка. Столкновение с подводной горой южнее острова Гуам на скорости 35 узлов и глубине 525 футов. Из 137 человек на борту 98 были ранены, из них 30 серьёзно, один позже скончался. Лодка получила значительные повреждения корпуса, сонара, балластных цистерн, торпедных аппаратов. Ремонт оценён в 88 млн$ без учёта стоимости ремонта 15 торпед и 2 ракет Томагавк..Итог,официально 1 погибший,но это официально...
                    1. Башкирхан
                      Башкирхан 28 апреля 2021 15:54
                      -3
                      Спасибо за информацию. Было интересно читать.
                      1. Тень041
                        Тень041 28 апреля 2021 15:56
                        +4
                        Да не за что,сейчас приду еще добавлю,если интересно,я тут помогаю жене с уборкой,вот присел немного отдохнуть и дать остыть пылесосу..
                      2. Тень041
                        Тень041 28 апреля 2021 16:50
                        +5
                        7) 17.01.1982 год АПЛ USS Grayback (LPSS-574)типа Grayback Бывший ракетоносец, переоборудованный в транспортную лодку, способную высаживать водолазов. В ходе учений в результате неисправности клапана из водолазного колокола была откачана не только вода, но и воздух. Только один водолаз остался в живых. Родственники погибших по суду получили $4,25 млн от компании General Dynamics, производителя колокола. Итог погибло 5 водолазов американского флота. 8) 20.09. 1977 год USS Ray (SSN-653) типа Sturgeon Атомная подводная лодка в Средиземном море в подводном положении столкнулась с коралловым рифом. Причинами считается отказ оборудования и недостаточная подготовка экипажа. На лодке уничтожен сонар и слетел с креплений резервный дизель. Лодку восстановили за год (стоимость ремонта 2 млн $) и она прослужила до 1993 года. Официально жертв нет,но если от удара с крепления сорвало дизельный двигатель,то моряков тоже швырнуло и помяло основательно и кого то ударило головой,а удар головой о железо...у меня недавно старый друг разбился на авто,травма головы,две недели в реанимации и все,похоронили,вместе с родным братом,который умер на сутки позже...Парни были ростом больше 190 см,машина перевернулась,удар головой о помятую крышу...9) 12.12.1971 год USS Dace (SSN-607)типа Thresher/Permit Во время перекачки радиоактивной охлаждающей жидкости с атомной подводной лодки USS Dace на плавбазу подводных лодок USS Fulton (AS-11) в Нью-Лондоне (штат Коннектикут), в реку вылилось 500 галлонов радиоактивной охлаждающей жидкости. Пентагон заявил, что подобные происшествия имели место и в прошлом, однако ввиду отсутствия опасности для людей о них не сообщалось...Оказывается разлив радиоактивных веществ для здоровья не опасен,если верить Пентагону... laughing Что тут сказать...Лучевая болезнь наверняка была не только у членов экипажа,но и у местных жителей. Кто то из них умер сразу,кто то немного позже,промучившись с лучевой болезнью некоторое время...10) 21.05.2002 года USS Dolphin (AGSS-555) типа Dolphin Дизельная лодка спец. назначения. При учениях в 100 милях от Сан Диего прокладка крышки торпедного аппарата внезапно дала течь, небольшая лодка приняла 70—80 тонн воды, едва оставшись на плаву. Через 90 минут экипаж был эвакуирован гражданским судном, лодку прибуксировали в порт на следующий день и восстанавливали три года ($50 млн), но в 2007 году списали и передали в музей Сан Диего. Если экипаж торпедного отсека боролся за живучесть,а не убежал из отсека сразу,а обычно за живучесть борятся ,то кто то мог и погибнуть,могли и все,но не факт..Но,сразу точно не ушли,а потом могло быть и поздно...Переборка при борьбе за живучесть задраена,а открыть ее при разнице в давлении не всегда удается...в результате гибнет вся аварийная партия...11) 13.10.2012 год АПЛ USS Montpelier (SSN-765) типа Los-Angeles столкновение с крейсером «San Jacinto» (CG-56) ВМС США типа Тикондерога. Столкновение произошло во время учений у восточного побережья США. Получил повреждения обтекатель гидролокатора крейсера. Не исключено, что корабль получил и другие повреждения. Атомный реактор подлодки не пострадал. И субмарина, и крейсер остались на ходу...Официально погибших нет,но в таких случаях подлодке достается сильнее чем крейсеру и без жертв среди подводников не обходится...12) 11.01.2013 год USS Jacksonville (SSN-699) АПЛ типа Los-Angeles Столкновение с рыболовецким траулером произошло около 5 утра по местному времени (7 утра по Москве) на выходе из Ормузского пролива в Персидский залив. В результате инцидента на подлодке был повреждён один из двух перископов. Как заявили в пресс-службе Пятого флота ВМС США, других повреждений зафиксировано не было. Траулеры в таких случаях идут на дно. 13) 18.08.2016 года USS Louisiana (SSBN-743) АПЛ типа Огайо Столкнулась с кораблём снабжения в проливе Хуан-де-Фука у побережья штата Вашингтон. Столкновение произошло в ходе проведения рутинных операций. Тут характер повреждений и наличие жертв зависит от подробных обстоятельств,которые Пентагон не называет и могут варьироваться от незначительных,до очень серьезных.
                      3. Тень041
                        Тень041 28 апреля 2021 17:04
                        +4
                        Если интересуетесь темой можете почитать книгу ,,Катастрофы в морских глубинах.'' ,,Судостроение, 1982 год '' автор Александр Нарусбаев,ее можно найти и почитать в интернете.
                      4. Башкирхан
                        Башкирхан 28 апреля 2021 17:18
                        -2
                        Спасибо, обязательно поищу и почитаю. hi
                      5. Тень041
                        Тень041 28 апреля 2021 17:19
                        +2
                        Рад,что читателям было интересно,пойду фильтры пылесоса промывать...удачи. hi
                      6. Тень041
                        Тень041 29 апреля 2021 11:30
                        +6
                        1) По поводу советской ДПЛ С-117 история темная. Есть информация,что погибла она не в Охотском,а в Японском море и есть версия,что утонуть ей помогли наши вечный (друзья) англосаксы. ....Война в Корее 1950-53 год. лодка погибает в 1952 году. 2) 04.04.1953 год Domlupinar (Бывшая USS Blower SS-325) ДПЛ типа Balao ВМС Турции В Дарданеллах по дороге с учений в базу лодка столкнулась со шведским грузовым судном Naboland и быстро затонула на глубине 84 метра. Спасательная операция была безуспешна. В живых остались только 5 человек, стоявшие на мостике......3) 15.12.1954 год HMS Talent ДПЛ тип Т ВМФ Великобритании Проходила плановый ремонт в сухом доке и была смыта из него в результате ошибок персонала. Погибли четверо рабочих......4) 16.06.1955 года HMS Sidon (P259) ДПЛ типа Subtle ВМС Великобритании Затонула после взрыва высокоскоростной торпеды Mark-12 «Fancy» в порту Портленда. Поднята спустя неделю после взрыва (в дальнейшем была использована в качестве мишени во время испытания нового сонара. Затонула 19 июня 1957 года). По результатам проведённого расследования, Королевским флотом больше не используются торпеды с окислителем, на основе перекиси водорода. 5) 19.08.1957 год USS Nautilus (SSN-571) АПЛ ВМС США Первая попытка пройти подо льдом через точку Северного полюса сорвалась. Пробный выход под паковый лёд закончился аварийно: в точке, где эхоледомер показал отсутствие льда, субмарина всплыла, но вместо полыньи нарвалась на дрейфующую льдину, серьёзно повредив единственный перископ. 6) 14.06.1960 год USS Sargo (SSN-583) АПЛ США тип Skate Во время стоянки в Перл-Харборе в результате утечки при заправке резервуаров сжатым кислородом произошёл пожар и последующий взрыв аккумуляторных батарей двух электродвигательных торпед Mark-37. Официально погиб подводник, отвечавший за перекачку кислорода, который закрылся в горящем отсеке. Обычно по 1-му никто не работает,минимум работают 2-е. Да и взрыв боевой торпеды,это серьезно,там и соседнему отсеку и тем кто в нем был досталось,да и при таком пожаре наверняка кто то погиб и не один. 7) 10.05.1962 год USS Permit (SSN-594) АПЛ США типа Thresher Атомная торпедная подводная лодка. При пробном погружении в районе островов Фараллон (англ. Farallon Islands, в 30 милях от Сан-Франциско, штат Калифорния) произошло столкновение с грузовым судном Hawaiian Citizen. Обычно подлодкам при этом сильно достается и без погибших и пострадавших не обходится. Пентагон гибель моряков не признает. 8) 27.08.1963 год USS Grayback (SSG-574)ДПЛ США типа Grayback Дизельная лодка с крылатыми ракетами. Шла на перископной глубине под шноркелем (РДП), заряжая аккумуляторы. В условиях сильной качки в аккумуляторном отсеке произошло короткое замыкание и пожар. Один человек не успел покинуть отсек и задохнулся. Лодка своим ходом вернулась на базу в Перл Харбор. Итог официально погиб 1 матрос. 9) 10.04.1963 года USS Thresher (SSN-593) АПЛ США типа Thresher Атомная торпедная подводная лодка. Погибла при плановом погружении на максимальную глубину,предположительно из за некачественная пайка шва трубопровода с забортной водой,которая привела к проникновению воды в реакторный отсек, остановке реактора и потере хода. При попытке экстренного всплытия в системе продувки цистерн главного балласта из-за влажного воздуха высокого давления образовались ледяные пробки. Последнее сообщение командира лодки было крайне плохо слышно, различимы лишь слова «пробуем продуть». Лодка «провалилась» на запредельную глубину вплоть до разрушения прочного корпуса. Отмечено появление радиоактивности, что косвенно указывает на разрушение реактора. Обломки покоятся на глубине 2 560 метров. После этого события всю серию лодок «тип Трешер» (по имени первой лодки) переименовали в «тип Пермит» (по имени второй) Это первая в истории гибель атомной подводной лодки и эта авария так и осталась рекордной в подводном флоте по числу жертв в послевоенной истории. Погиб весь экипаж 112 моряков+17 гражданских специалистов находившихся на борту. Итог 129 погибших. 10) 03.12.1964 год ORP Sęp ДПЛ типа «Ожел» ВМС ныне НАТОвской Польши Из-за недостаточной вентиляции во время зарядки аккумулятора, а также из-за ошибки электрика, подавшего слишком высокое напряжение, произошло накопление водорода в аккумуляторной яме. Произошёл взрыв, в отсеке начался пожар. Взрывом повредило переборки соседних отсеков, в результате чего моряки, находившиеся в аккумуляторной яме, оказались изолированы и погибли. После годичного ремонта лодка вернулась в строй. Итог 8 погибших моряков. 11) 14.09.1966 года U-Hai тип XXIII ВМС ФРГ Бывшая дизельная подводная лодка Третьего рейха, переданная Бундесмарине после подъёма и капитального ремонта в 1956 году. На момент гибели числилась учебной. Затонула в результате сильного шторма в районе Доггер-банки. Дизельный отсек залило через устройство РДП, когда вода начала поступать через верхний люк, командир приказал эвакуироваться, но успели только 10 человек. Выжил только один, его подобрали через 10 часов. Он рассказал, что его товарищи погибли не столько от холодной воды, сколько от нападения чаек. Лодка была поднята 24 сентября. Разрезана на металлолом. Итог 19 погибших. 12) 10.11.1966 год АПЛ США USS Nautilus (SSN-571) столкновение с авианосцем США USS Essex (CV-9) Атомная торпедная лодка, первая АПЛ в мире. Наутилус во время учений выходил в перископном положении в атаку на авианосец и столкнулся с ним. Лодка серьёзно повредила рубку и своим ходом ушла в базу на ремонт. Авианосец получил подводную пробоину, но остался на плаву. Официально жертв нет,но это официально.
                      7. Тень041
                        Тень041 29 апреля 2021 19:25
                        +1
                        1) 22.05.1968 год USS Scorpion (SSN-589)АПЛ США типа Skipjack Погибла в Атлантическом океане, в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Трагедия случилась за 5 дней до возвращения ПЛ в базу в Норфолк. Причина гибели до сих пор не ясна, хотя официальной версией является взрыв торпеды Mark-37.
                        Периодические исследования радиационного фона на месте трагедии показывают отсутствие утечки радиоактивных материалов из реактора и двух торпед Mark-45-ASTOR с ядерными боеголовками. Обломки покоятся на глубине 3300 м. Итог гибель 99 моряков,погиб весь экипаж. Есть информация что лодку просто загоняло без ремонта командование и в последний поход она уходила из порта с неисправностями. 2) 11.02.1969 год ДПЛ США USS Chopper (SS-342)типа Balao Дизель-электрический привод. Лодка шла со скоростью 7—9 узлов на глубине около 50 метров, когда внезапно возник перебой электропитания. Лодка потеряла ход, стала неуправляемой и с быстро растущим дифферентом на нос стала проваливаться на глубину. Через 60 секунд в почти вертикальном положении она достигла глубины около 330 метров носом (корма на 240 метрах). Экипаж успел продуть балластные цистерны и остановил падение лодки, после чего она начала всплывать. Во время всплытия сначала выровнялся дифферент на нос, затем быстро стал нарастать дифферент на корму и через 120 секунд после сбоя электропитания лодка выскочила на поверхность снова в почти вертикальном положении, но уже носом вверх. Как ни странно, после всего этого лодка добралась в базу своим ходом. Официально пострадавших не было,что очень сомнительно, корпус оказался серьёзно повреждён стремительными перепадами давления и в сентябре лодку признали не подлежащей ремонту. 3) 15.11.1969 год АПЛ США USS Gato (SSN-615) типа Thresher (Permit) столкнулась с АПЛ СССР К-19 ( прозвище Хиросима ) проект 658М, по квалификации НАТО Hotel-II. Столкновение на глубине 60 метров. Советская лодка после аварийного всплытия своим ходом вернулась на базу. Информация о погибших и раненых с обеих сторон противоречива. 4) 20.06.1970 год АПЛ США USS Tautog (SSN-639) типа Sturgeon столкновение с АПЛ СССР К-108 проект 675, по квалификации НАТО Echo-II Советская АПЛ с крылатыми ракетами на глубине 45 метров столкнулась с АПЛ США SSN-639 «Totor». Стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос, но вскоре смогла удержать глубину, затем всплыла. Заглушенные автоматической защитой реакторы запустили, но при попытке дать ход выяснилось, что заклинен правый винт. Подошедший буксир доставил лодку в базу, где обнаружились повреждения стабилизатора, лёгкого корпуса в районе 8—10 отсека и вмятина прочного корпуса в 9 отсеке. На американской лодке повреждено ограждение и люк рубки, сама прочная рубка заполнилась водой, жертв также якобы не было.
  2. Тень041
    Тень041 28 апреля 2021 14:48
    +4
    Просто список у автора не полный. Вот например 21.02.1955 года ДПЛ США USS Pomodon (SS-486) типа Tench При зарядке аккумуляторов в порту Сан Франциско выделился водород, произошёл взрыв и пожар. В итоге по официальным данным погибло 5 моряков....30.06.1958 года ДПЛ США USS Stickleback (SS-415) тип Balao Во время учений по противолодочной обороне произошло столкновение со сторожевым кораблём океанской зоны USS Silverstein (DE-534). Обломки затонули на глубине 3 300 метров. Экипаж якобы полностью спасен..во что верится с трудом...Список длинный,намного длиннее,чем у автора.
  3. Jager
    Jager 29 апреля 2021 12:26
    0
    Ставить под одну гребенку "Лошарик" и потопленный "Курск" - от большого ума.
    Инциденты на подлодках у США (а их флот самый большой) априори должны быть. Элементарно из-за отказов техники, навигационных аварий и столкновений. Чья же лодка ушла после стоокновения с К-141?
  • vladcub
    vladcub 28 апреля 2021 17:25
    +1
    Леха, пока,что это из области научной фантастики.
    Хотя,первые ласточки уже есть:"Лошарик",но и с ним ещё мноого неясностей
    Помните,около 2 лет назад, было много шуму
  • Uncle Lee
    Uncle Lee 28 апреля 2021 04:59
    +6
    Катастрофы будут ещё, и не одна
    Перечисленных хватило до ужаса !
    1. Рядовой СА
      Рядовой СА 28 апреля 2021 05:35
      +6
      Да ещё не хватило . Поздновато по времени хронологии начали .
      Статья в журнале " Техника - молодежи " : " Сквалус не возвращается" .
      Вроде 1939 год , США .Забыли и гибель " Скорпионс" и "Трэшер" .
      Или специально US navy не упомянули ?
      " Подводникам платить безмерно , бо долго не живут ".
      Или мемуары Вернера " Стальные гробы ".
      1. Avior
        Avior 28 апреля 2021 07:16
        +8
        В статье о дизельных лодках
    2. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 28 апреля 2021 06:01
      +14
      Психолог в военном училище когда-то объяснил нам: самые тяжёлые условия службы у: 1) подводников, 2) кавалеристов, 3) танкистов.
      На вопросы почему ответил подробно. Так вод о подводникам: ограниченное пространство для несения службы, изоляция от средств обмена информацией и не возможность покинуть повреждённое судно. Из танка можно успеть выскочить через нижний люк, из самолёта - катапультироваться, с корабля - сесть в шлюпку, а с подводной лодки, медленно ложащейся на дно или опускающейся в бездну....
      Подводники всегда вызывали уважение.
      1. михаил3
        михаил3 28 апреля 2021 15:06
        +4
        Во флоте Российской Империи действовал приказ : "платить подводникам столько, сколько они от казны пожелают". У Пикуля прочел - не поверил. А это правда.... Приходит матрос на подплав, а его спрашивают - сколько жалования хочешь? Дико, верно? И ведь никто ни миллионов, ни сотен, даже десятков тысяч не запросил.
        1. vladcub
          vladcub 28 апреля 2021 17:31
          +3
          "сколько они от казны пожелают"ничего удивительного,ведь,первые ПЛ были настолько не совершенными,что экипажи выходили в поход и лишь Господь знал,что будет. Фактически это были камикадзе
          1. михаил3
            михаил3 28 апреля 2021 17:52
            0
            Ну да. В приказе так и говорилось. Только камикадзе - трусы. А наши моряки - воины. Вот и вся разница.
            Вся эта история с камикадзе достойна лишь горького смеха. Наши летчики торпедоносцы садились в самолет, и шли на задание. Торпедоносец должен был выбрать цель, снизиться на боевую высоту, и выдерживать боевой курс, пока торпеда не стабилизируется и расстояние не позволит сбросить ее. Проблема в том, что высота малая, и по прямой лететь долго. А по тебе садят из всего, что стреляет... И что? Боевая работа, хоть и очень опасная.
            Японский летчик шел на задание пьяным. Обдолбанным. Его уже отпели в храме и признали мертвым. Его самолет сбросил шасси на взлете. Для чего все это? Всего лишь для того, чтобы пьяный, обдолбанный, признанный мертвым человек ПРОСТО РОВНО ДЕРЖАЛ РУЧКУ на боевом курсе. Трезвый и живой японец вообще не мог выполнять это суперсложное задание - снизиться и ровно пролететь. Но и камикадзе тоже отворачивали! Несмотря ни на что! На все эти меры, на всю эту наркоту и отпевания!
            Японцы - на изумление трусливая нация. Боевой дух им абсолютно неведом. В принципе такого нету. Они были вынуждены разработать целые многолетние техники психотренинга, чтобы просто идти в бой. Симулировать мужество какое то время. Напомните мне, когда русскому солдату делали психомассаж типа - ты уже мертв! Ты должен действовать так, как будто давно подох! ДА НЕ ТРУСЬ ТЫ ТАК, МОРДА ТВОЯ УЗКОГЛАЗАЯ!! Русские в таком не нуждаются)
            Поэтому весь мир исходит на охи-ахи. Ах камикадзе! Супервоины! Запредельное мужество и храбрость!! Тьфу! нашли пример, емана...
            1. shkiper83
              shkiper83 30 апреля 2021 04:24
              +1
              Вы утверждаете, что у японцев не было торпедоносцев и бомберов?А только одни камикадзе? Я правильно вас понял.
              Пол Азии они под действием наркотиков и алкоголя захватили получается?
              1. михаил3
                михаил3 30 апреля 2021 12:45
                0
                Были) Вот только они при первых выстрелах корабельных зениток кидали торпеды куда попало с трех-четырех тысяч и начинали беспорядочно драпать. Торпеда обычно тонула) Иначе зачем было заморачиваться, и тратить на это трусливое г... саке и дурь?
                Для вашего сведения - камикадзе были во всех родах войск. Видите ли, воевать СТРАШНО. Так страшно, что порой хочется застрелиться, лишь бы прекратить этот обессиливающий, сводящий с ума страх. И тут пролегает "красная черта") междц трусом и воином. Воин одолевает страх и выполняет задачу. А трус тонет в страхе, и либо бежит, а не имея такой возможности - стремится прекратить ужас, то есть быстрее сдохнуть. И гори оно потом, после него...
                Да, эта гадь завоевала пол Азии. Это было нетрудно сделать, обладая современным оружием против тех, кто в сущности к войне и не готовился. И теперь, вот прямо сейчас, пол Азии люто, до скрежета зубовного, ненавидит японцев. Потому что они повели себя так, как всегда ведут себя трусы, одолевшие противника числом и иными преимуществами. Мстя за свой страх, за то, что они трусы, эта гнусь залила пол Азии кровью. Вытворяла такие зверства, что и сегодня японцу много где опасно появляться. Удавят.
                Смешно наблюдать победу американских маркетологов, которые поставили в 60-70 года японцам всю эту шляпу - блаародные самураи, мощные камикадзе, ля-ля, тополя... Тьфу.
                1. shkiper83
                  shkiper83 1 мая 2021 08:15
                  +1
                  1. Странно пилоты бросали торпеды куда попало, торпеды обычно тонули,но японцы нанесли серьёзные потери западным силам в Азии. Любым другим бы хватило за глаза.
                  2. Камикадзе начинали активно использоваться на заключительном этапе войны, когда у них повыбивали большинство пилотов.
                  3. Захватить пол Азии легко,говорите? Ну ну.
                  Перестаньте жить в альтернативной истории. У меня сложилось впечатление,что вы очередная реикарнация известного персонажа Милана.
                  Всех благ.
                  1. михаил3
                    михаил3 4 мая 2021 09:31
                    0
                    Потери не шибко великие. Американцы те еще "храбрецы". Хотя многолетние тренировки перед началом войны дали свои результаты. Вот только на тренировках в войне не победить. Там же и доказано) Вы не ответили - на кой черт морочиться с камикадзе, теряя пилота и самолет за вылет? Что это за безумная растрата ресурсов? Ведь выжившие в торпедной атаке - лучшие. Самые смелые, самые опытные, самые везучие (немаловажно), самые умелые. Что это за военная необходимость - кидать таких людей безвозвратно в топку? Ответьте мне, придерживаясь логики)
                    Я прям реинкарнация) Увы. Я живу в этой истории, и она меня не радует. Но другой у меня нет. И у вас нет. Печально, когда человек идет по жизни с широко закрытыми глазами.
                    1. shkiper83
                      shkiper83 4 мая 2021 16:14
                      0
                      А я не оправдываю явление камикадзе,но категорически не согласен с тем ,что японцы не дрались. Дрались, да ещё как дрались до последнего.
    3. Кузнец 55
      Кузнец 55 28 апреля 2021 09:33
      +4
      Хороший обзор , но печальный .
      Море берет свою "дань" .
      Профессия подводника была всегда одной из самых опасных .
      Как я понял , обзор только дизельных лодок .
      Будет ли еще об атомных ?
  • Brylevsky
    Brylevsky 28 апреля 2021 06:52
    +18
    Во Владивостоке, на Морском кладбище, стоит памятник ПЛ «С-178». Она сама себе стала памятником: рубку с погибшей лодки (либо однотипной?) срезали и поставили на фундамент...Автор статьи не совсем точен в своих высказываниях: в гибели лодки виноват не только, и не столько оперативный дежурный по ОВР, сколько целая цепочка человеческих ошибок, приведших к трагедии. Ничего не сказано о том, что у старпома «Рефрижератора - 13», наехавшего на лодку, в тот день было День рождения...и если мне не изменяет память, в момент столкновения он нес на ходовом мостике вахту...Ничего не сказано о том, что акустик лодки доложил об опасном пеленге, но командир лодки никак не отреагировал на его доклад, так как в этот момент слушал доклады от заступающих боевых смен...Ничего не сказано о том, что все находившееся в рубке погибли в момент удара, а бездарно, бестолково проведённая спасательная операция унесла ещё больше жизней, чем сам удар. И это на минимальной глубине! Несколько человек вообще не смогли найти, хотя они нормально вышли через торпедный аппарат...но наверху их никто не встречал! И люди, скорее всего, погибли от разрыва сердца при переохлаждении. Вообще, та «спасательная операция» вошла в историю города и старожилы не иначе, как матом, ее не вспоминают.
    1. OldMichael
      OldMichael 28 апреля 2021 15:20
      +3
      По поводу С-178.
      К сожалению, не помню, кто из форумчан (спасибо ему огромное!) выкладывал в комментариях несколько месяцев назад ссылку на сайт гидронавтов, где опубликован рассказ непосредственного участника операции по спасению С-178 капитана 1 ранга в отставке Владимира Петровича Трушко.
      Читать тяжело, оторваться — невозможно.
  • Ольгович
    Ольгович 28 апреля 2021 07:05
    +11
    лучше уж взрыв, чем медленное угасание в стальном гробу на дне...

    Друг служил на дизельной ПЛ главным механиком, рассказывал о нескольких ситуациях "на грани", выручили грамотные действия спецов.

    Опять СС «Коммуна» подняла корабль


    Это та самая знаменитая "соха" России -СС "Волхов" , верно несущая службу Отечеству уже более ста лет. Старейший действующий корабль ВМФ в мире.

    Умели строить в России- на века!
    1. Engineer
      Engineer 28 апреля 2021 11:41
      0
      Клепаный корпус вместо сварного
      Вуаля.
      1. Ольгович
        Ольгович 28 апреля 2021 14:07
        +1
        Цитата: Engineer
        Клепаный корпус вместо сварного
        Вуаля

        их тысячи был-клепаных. И где они?
        1. Engineer
          Engineer 28 апреля 2021 16:50
          +1
          Заменены более современными, естественно.
          Иметь в составе ВМФ самый старый корабль в мире это не повод для гордости.
          Впрочем, это не отменяет добротности постройки Волхова
          1. Ольгович
            Ольгович 29 апреля 2021 08:37
            +1
            Цитата: Engineer
            Заменены более современными, естественно.

            они сгнили-и были заменены
            Цитата: Engineer
            Иметь в составе ВМФ самый старый корабль в мире это не повод для гордости.

            ДЕЙСТВУЮЩИЙ корабль-и это повод и еще какой!
  • Arzt
    Arzt 28 апреля 2021 09:01
    -1
    Интересно, а что у немцев? При их то подводном флоте.
  • Undecim
    Undecim 28 апреля 2021 09:51
    +6
    Очевидно автор решил, что если в википедии, откуда он черпал информацию, список аварий на подводных лодках начинается с 1945 года, то до этого времени аварий не было и подводники не гибли.
    Между тем в Royal Navy первую подводную лодку в результате аварии потеряли 18 марта 1904 года.
    Правда она была еще с бензиновым двигателем, но разница не принципиальная.
    1. Кэптен45
      Кэптен45 28 апреля 2021 12:45
      +4
      Цитата: Undecim
      Очевидно автор решил, что если в википедии, откуда он черпал информацию, список аварий на подводных лодках начинается с 1945 года, то до этого времени аварий не было и подводники не гибли.

      На сайте "Литмир" скачал книгу Александра Нарусбаева "Катастрофы в морских глубинах" про аварии и гибель подводных лодок, весьма познавательно, рекомендую.
      1. Undecim
        Undecim 28 апреля 2021 12:56
        +2
        Да, кнгига интересная, спасибо. У меня была еще бумажная, которая стоила сущие копейки. Правда к ней в нагрузку прилагалась биография французского коммуниста Дюкло.
      2. vladcub
        vladcub 28 апреля 2021 18:07
        +2
        Я посоветую:Н. Г. Мормуль:"Катастрофы под водой" и от"От"Трэшера "до "Курска".
        Автор контр-адмирал,начинал службу на первой советской АПЛ. Он хорошо знал каково служить на АПЛ.
        Фактически причиной каждой второй аварии - был человеческий фактор
    2. vladcub
      vladcub 28 апреля 2021 18:12
      +2
      Вик. Ник, вечер добрый. Вы как всегда, зазнайку щёлкнул по носу
  • михаил3
    михаил3 28 апреля 2021 14:57
    +1
    описано в англоязычном интернете красиво и героически, без поиска дураков, как в нашей традици
    Ну да, надо чего достать - это первая эскадрилья. А немцев сбивать, так вторая...
    Мы ищем причину, чтобы больше не повторялось. А они - красивого изложения, чтобы имидж среди дураков создать. Кто на что учился. Где история английской субмарины, затонувшей из за того, что сигнальщик поленился унести флажки с собой и засунул комок тряпки под клапан?
    Расследования еще не было, а их МО уже заявило, что подводники не виноваты. Значит правды не узнаем. А красивые картинки пусть себе... под клапан засунут.
  • Pushkowed
    Pushkowed 28 апреля 2021 16:12
    +1
    А как же это: в 00 часов 15 минут 05 декабря 1971 года в 1,5 милях от индийской ВМБ Вишакхапатнам на глубине 50 метров погибла пакистанская ДЭПЛ "Гхази" (взрыв боекомплекта, 93 погибших, 0 выживших). Индия и Пакистан тогда находились в состоянии войны, лодка находилась в боевом походе, так что индусы без зазрения совести присвоили победу себе. Однако их "заслуги" в гибели этой лодки всё же вызывают некоторые сомнения...
  • Ричард
    Ричард 28 апреля 2021 16:34
    +3
    гибель ДПЛ М-200 "Месть" значительная часть экипажа которой погибла в 1956 году после аварии на глубине всего 35 метров вблизи береговой линии.








    ссылка на фото Центральный Военно-Морской Портал https://flot.com/2016/220187/
    1. Ричард
      Ричард 28 апреля 2021 16:40
      +3
      Не прошло и девяти месяцев, как трагедия "Мести" едва не повторилась, словно в зеркальном отражении, но на этот раз уже на Черноморском флоте. Там потерпела аварию подводная лодка М-351. Лодка затонула недалеко от Балаклавы с большим дифферентом на корму, у подводников кончался воздух, начавшийся шторм оборвал кабель телефонной связи — как схожи были эти обстоятельства с трагедией М-200! Но на этот раз трагедии не произошло, и прежде всего потому, что спасатели были профессионально подготовленными, спасательными работами руководили опытнейшие подводники — командующий подводными силами флота капитан 1-го ранга Н.И. Смирнов и командующий Черноморским флотом адмирал В.А. Касатонов, взявшие всю ответственность за исход спасательной операции на себя, не потеряв ни одного человека, и блестяще справившиеся с этой сложнейшей задачей.
      фото спасенная М-351

      ссылка на фото Центральный Военно-Морской Портал https://flot.com/2016/220187/
  • Ричард
    Ричард 28 апреля 2021 16:53
    +4
    Судьба советская подводной лодки С-80 – одна из самых трагичных и загадочных в истории русского флота. Согласно официальной версии 26 января 1961-го года в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море из-за попадания в нее забортной воды и фатальных ошибок экипажа. Тем не менее, в истории гибели лодки присутствует слишком много белых пятен.


    фото ДПЛ С-80

    Источник: https://fishki.net/2167276-tragedija-s-80.html © Fishki.net


    фото Подъем затонувшей ДПЛ С-80 экипажа


    1. Ричард
      Ричард 28 апреля 2021 17:04
      +8
      Вот список тех, кто погиб на борту «С-80»:

      Капитан третьего ранга СИТАРЧИК А.Д.
      Капитан третьего ранга НИКОЛАЕВ В.А.
      Капитан третьего ранга ОСИПОВ В.Е.
      Капитан - лейтенант ПЕСКОВ А.В.
      Капитан - лейтенант ГРИНЧУК А.М.
      Капитан - лейтенант ЧЕРНИЧКО В.П.
      Инженер - капитан - лейтенант ЖУК Г.И.
      Старший лейтенант ЕВДОКИМОВ А.Г.
      Старший лейтенант БОНАДЫКОВ Н.П.
      Старший инженер - лейтенант ПРОПЛЕТИН В.П.
      Старший лейтенант ПОРУТЧИКОВ Г.П.
      Лейтенант КИРЬЯКОВ И.В.
      Лейтенант КОВТУН Э.М.
      Инженер - лейтенант КНЯЗЕВ В.И.
      Лейтенант медицинской службы ЗУБКОВ В.И.
      Мичман БОРОВОЙ Г.М.
      Главный старшина ТАРАСОВ В.Г.
      Главный старшина ПУРГИН А.Н.
      Старшина первой статьи СЕРЫЙ В.Я.
      Старшина первой статьи ГЕРАСИМЕНКО В.З.
      Старшина первой статьи АЛЕКСЕЕВ Б.А.
      Старшина первой статьи ШАХИН В.С.
      Старшина первой статьи ЛЕДНИК П.Ф.
      Старшина второй статьи ЗЮЗИН Ф.Ф.
      Старшина второй статьи КОЧНЕВ Ю.Н.
      Старшина второй статьи АГИБАЛОВ Ю.В.
      Старшина второй статьи ХРИПКО Д.М.
      Старшина второй статьи ГРИГОРЧУК В.А.
      Старшина второй статьи ШЕЛЯКО Ю.И.
      Старшина второй статьи ГРЕСЕВ И.Г.
      Старшина второй статьи ПОГОРЕЛЫЙ Н.Г.
      Старший матрос ВОЯКОВ В.А.
      Старший матрос БАРДИН К.Ф.
      Старший матрос КОЖИН А.Л.
      Старший матрос ВОРОБЬЁВ В.Н.
      Старший матрос ЛЕОНОВ В.С.
      Старший матрос КАЗАРЯН-ОГЛЫ В.Г.
      Старший матрос САВИН Г.Н.
      Старший матрос КРЕЙДО В.Н.
      Старший матрос ЧАПАС Р.А.
      Матрос КОШЕЛЕВ В.С.
      Матрос НИДЗЕЛЬСКИЙ Г.Н.
      Матрос НИКИТИН В.И.
      Матрос БАЛБОРИН В.Н.
      Матрос МЯЗИН М.Н.
      Матрос УЛЬЯНОВ В.П.
      Матрос ОПАРИН А.Р.
      Матрос ЦЫБИН В.В.
      Матрос ГУЛИН В.Г.
      Матрос ГЛАЗУНОВ А.П.
      Матрос САМОХВАЛОВ А.Н.
      Матрос ЯКУНИН Н.Д.
      Матрос МАЛЬКОВ А.Н.
      Матрос ИСАКОВ А.Г.
      Матрос ЧАЛЬЦЕВ А.Д.
      Матрос ПИЛИПЕНКО В.П.
      Матрос ЧАГИЛО В.Н.
      Матрос ШАЛАГИНОВ Ю.А.
      Матрос ПАНФЕРОВ В.В.
      Матрос ТУМАН В.Г.
      Матрос КРЮКОВ А.А.
      Матрос РОДИН Г.И.
      Матрос МАШАНОВ П.М.
      Матрос МЕРТИКОВ В.Н.
      Матрос СМОЛИН Б.И.
      Матрос СИЛАЕВ Ю.А.
      Матрос КРОПАЧЕВ А.А.
      Матрос ДОРОГОКУПЛЯ И.А.

      Все они покоятся в братской могиле в губе Оленья. Над памятником не работали профессиональные скульпторы, всё сделано по своему собственному проекту умельцами из числа матросов срочной службы. Сделано по велению их сердец, с уважением к памяти погибших, поэтому монумент выглядит достойно и строго.

      1. vladcub
        vladcub 28 апреля 2021 18:21
        +4
        СПАСИБО Вам за Ваш коммент.
        Вечная память всем погибшим подводникам. Их нет, но мы должны их помнить всегда
  • Mark Kalendarov
    Mark Kalendarov 29 апреля 2021 15:00
    0
    Вечная память морякам-подводникам...
  • xomaNN
    xomaNN 29 апреля 2021 19:12
    0
    Человеческий фактор отсутствия должной выучки и знания техники, "ляпов" + сложность субмарины как средоточение тысяч деталей блоков и систем + всё это не на поверхности моря , а на глубине 100-300 м = предпосылка для катастроф ПЛ в любой стране, где активно используется ВМФ.
    Конечно, если ПЛ по десять лет не отходит от причальной стенки ( вспомним наши 90-е годы ) вероятность катастроф почти нулевая. hi
  • ycuce234-san
    ycuce234-san 29 апреля 2021 21:11
    0
    а вот молодых морских держав – вполне себе...


    Испанцы, турки и китайцы - совсем не новички в морях. В этом столетии их морская мощь находится в кризисе. Слово ’амӣр аль-бахр «повелитель моря», вообще на Востоке придумали.
  • deddem
    deddem 30 апреля 2021 12:46
    0
    У французов после войны ещё целая пачка трофейных "Биберов" погибла, но поскольку они принадлежали ССО, а не ВМФ, в статистику их обычно не включают.
    Доеду до дома, поищу номер Navale со статьёй на тему.

    Вообще, у них отмечается, что очень многое из натрофеенного немецкого, несмотря на техническую продвинутость, было очень ненадежным из-за "качества последних военных лет" и отсутствия ЗИП.
  • deddem
    deddem 3 мая 2021 11:04
    0
    По французским Биберам конкретики нет, только общая фраза про высокую аварийность.

    По другим французам: для U2326 (бортовой номер N35, должна была получить имя "Лавалле") - собственно экипажа на борту погибло 15 человек, ещё 3 - офицеры с берега (самый высокопоставленный - капитан Жан Моттэ, начальник секции подплава Генштаба Франции), остальные - гражданские специалисты.

    По Минерве: гибель случилась во время учений сил ПЛО, учились находить подводные лодки, идущие под шнорхелем на большой скорости. Учения уже собирались сворачивать ввиду ухудшающейся погоды (радио обмен в 7:17, договорились провести ещё два захода самолета ПЛО до 8:00) в 7:55 контакт с ПЛ внезапно утрачен, а в 7:59:23 береговой гидроакустической лабораторией зафиксирован шум имплозии на глубине около 500 м.
    Учитывая состояние останков ПЛ, сейчас наиболее вероятной версией считается - хлебнула воды через шнорхель.

    Другие фатальные инциденты:
    19 сентября 1961 лодка S637 Эспадон протаранила лодку S610 Лоби на глубине 40 м.
    У первой оторвано ограждение носовой части с гидролокатором, вторая пошла под списание.

    23 марта 1962 лодку S606 Ла Креоль при всплытии протаранена сухогрузом Сиди Ферруш, ввиду повреждений прочного корпуса пошла под списание.

    13 августа 1963 у того же Эспадона при осуществлении мелких ремонтных работ произошёл пожар в первом отсеке, погиб один член экипажа.

    По поводу Эвридики - одно время подозревали столкновение с тунисским сухогрузом Табарка, который наблюдали в зоне гибели ПЛ с сильно повреждённой носовой частью, но подтвердить либо опровергнуть версию не смогли ввиду отказа судовладельца от осмотра судна. В пользу этой версии говорит и состояние корпуса ПЛ, сравнительно слабо повреждённый имплозией на предельной глубине (т.е. ПЛ достигла глубины 600 м уже практически заполненная водой).