«Страшная тайна» русских мечей и типология Оукшотта в миниатюрах

117
«Страшная тайна» русских мечей и типология Оукшотта в миниатюрах
Меч был оружием и для сведения счетов знати, неважно двуручный или одноручный, он помогал защитить «честь и право». Недаром, вступавшего в рыцарское братство опоясывали именно мечом. Кадр из фильма «Тайны Бургундского двора».

«А какие были мечи на Руси? Про европейские говорят весьма много, но про русские молчат.
– Это заговор! Мы, авторы, поклялись этой тайны никому не открывать!
Если описывать мечи с точки зрения типологии, то да, скучно, однообразно и неинтересно.
– Вячеслав Олегович! Увертки не помогут!!! Ждём-с!!!»
(Из переписки на сайте)

«…не мир пришел Я принести, но меч».
(Евангелие от Матфея 10:38)

История оружия. Начну с небольшого лирического отступления. Всегда удивляли вот такие писания, как самое первое, взятое в эпиграф, про русские мечи. Казалось бы, в век интернета такое вообще невозможно. Ну, ты, набери в поисковике «русские мечи» или «статьи и книги о русском холодном оружии», или «диссертации о русском холодном оружии», или А. Н. Кирпичников «Русские мечи XI–XIII веков», или А. Н. Кирпичников, А. Ф. Медведев «Вооружение». И будет тебе столько всего, что читать не перечить. Но – нет, надо написать явную глупость, лишь бы только написать.



Мне лично эта тема не интересна и вот почему.

В свое время еще в 70-е годы прошлого века прочитал о древнем русском оружии много работ авторов того времени. Написанных тяжелым, сугубо научным языком. Пробился через их дебри, и сделал для себя ряд выводов, один из которых – не писать на данную тему. А давать ссылки на эти фундаментальные, «советские», исключительно достоверные исследования. Потому, что… Кому надо, тот осилит. А кто привык скакать по верхам – им такое не нужно: откроет и закроет.

То же самое могу, кстати, сказать и о себе. Меня интересуют интересные (забавный каламбур – интересуют интересные») темы, малоизвестные нашему читателю, информация по которым не требует тяжкого труда. И чтобы был красивый, наглядный визуальный ряд, который приятно оживляет всякий сухой текст. Нет этого – перед вами, уважаемые, интернет. А в нем и диссертации, и монографии, и статьи в журнале «Советская археология» – вам туда!


Это не что иное, как в очень обобщенном виде (а большего нам в популярном очерке и не надо!) схема типологии мечей Эварта Оукшотта, взятая из книги Томаса Лайбле «Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия». М.: Омега, 2011. С. 26. Она хороша тем, что позволяет очень наглядно представить себе эволюцию европейских мечей с IX и до XVI века.

Дело в том, что как раз информации по русским мечам на самом деле очень много.
Археологами было раскопано 30 тыс. курганных комплексов (!) и составлена подробная картотека всех комплексов, в которых обнаружены были доспехи и оружие IX–XIV вв. И в ней 1300 погребений и еще 120 поселений. Причем находками из них располагают 40 отечественных и некоторые зарубежные музеи: всего более 7000 предметов вооружения и военного снаряжения IX – первой половине XIII веков, найденных при раскопках в более чем 500 поселений.

Документировано найденное на территории Руси вооружение не менее, чем на 85–90 %. Всего же артефактов и их фрагментов у того же Кирпичникова зафиксировано (сейчас уже больше): мечей – 183, скрамасаксов – 10, кинжалов – 5, сабель – 150, наконечников копий – 750, почти наконечников сулиц – 50, боевых топоров – 570 и около 1000 рабочих, булав (и шестоперов) – 100, 130 кистеней, тысячи наконечников стрел и около 50 арбалетных болтов. А еще и части сложных луков, колчанов и иных принадлежностей для лука или самострела. Из доспехов каталогизировано 37 шлемов, 112 кольчуг, отдельные части 26 пластинчатых и чешуйчатых доспехов (всего 270 элементов). А еще наручи и наколенники. И 23 фрагмента от щитов. Конское снаряжение: удил – 570, отдельных частей – 32 оголовий (700 деталей), конская маска, остатки 31 седла (130 деталей), 430 стремян, почти 590 шпор, 50 деталей плеток.

Ну, а самым подробным образом обо всем этом интересующиеся могут прочитать в следующих работах:

Кирпичников А. Н. «О начале производства мечей на Руси» // Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т.4., М., 1998. С. 246–251
Кирпичников А. Н. «Древнерусское оружие». Вып.1. Мечи и сабли IХ–ХIII вв. (САИ. Вып. Е1–36), М.–Л., 1966
Кирпичников А. Н. Древнейший русский подписной меч // Советская археология, 1965, № 3.


Есть интересные диссертации, причем уже не советских временем, а сегодняшнего дня:

«История исследования технологии производства вооружения в Средневековой Руси» –тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.10, кандидат исторических наук Петраков, Тимур Валериевич, Москва, 2016
«Развитие вооружения Руси в X – начале XVI в.: основные тенденции и особенности» –тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Грубин, Илья Валентинович, Москва, 2008.


Так что не надо, выставляя напоказ собственное невежество, писать, что «никто не пишет». Вы… С интернетом надо работать и будет вам счастье! Тем более, что все это на русском языке. Могу согласиться, что работать с иноязычными сайтами музеев, библиотек и университетов значительно сложнее.


«Меч викинга». Датировка Британского Королевского Арсенала 875–1030 гг. Причем меч детский, а уцелевшие средневековые европейские детские мечи большая редкость. Этот артефакт, возможно, самый ранний из известных, был найден в реке Сене недалеко от Руана. Возможно, он принадлежал кому-то из потомков викингов, возможно, одному из норманнов, которые контролировали город в 911 году. В то время мальчиков благородного происхождения поощряли играть с мечами. Девятилетний Генрих VI получил в 1430 году сразу восемь мечей, «некоторые больше и меньше, чтобы научить короля играть в его нежном возрасте». Но дело было не только в игре. Эдуарду III было 14 лет, когда он сражался с шотландцами в 1327 году, в то время как Эдуард, «Черный принц», «выиграл свои шпоры» в битве при Креси в 1346 году в возрасте 16 лет. И это были не только мальчики: Жанна д'Арк сражалась и была ранена в Орлеане в 1429 году в возрасте около 17 лет. Детское оружие трудно идентифицировать с уверенностью, но короткий клинок и, что особенно важно, рукоять делают этот меч именно таким предметом.

Мечи в курганах XI–XII вв. находили редко. Кирпичников объясняет это тем, что не меч, а копье и топор являлись главным оружием боя. При этом он ссылается на такие источники, как миниатюры и летописи. И к этому невозможно что-нибудь новое добавить. Всего в погребениях нашли семь мечей, некоторые нашли случайно, а основная их часть найдена при раскопках южнорусских городов, погибших при монгольском нашествии (например, только в Киеве найдено 8–9 мечей). А значит, что это оружие относится к XIII в.

Кроме того, находки показывают, что на Руси были известны мечи всех типов, использовавшиеся на то время в Западной Европе, причем преобладали мечи с дисковидным навершием. Редкостью меч в погребении является еще и из-за христианского обряда погребения. Только язычники одаряют предметами быта умерших. Что же касается фотографий всех этих, то… на них мы в основном можем увидеть ржавый металлолом, неспециалисту совсем не интересный.

Такое вот «фундаментальное» получилось вступление.

А теперь есть смысл поговорить о типологии Эварта Оукшотта и ее отражении в средневековых миниатюрах. Самое интересное, что по профессии он был не историк, а любитель и дилетант. Но начал коллекционировать и изучать средневековые мечи и преуспел в этом деле. Стал специалистом! Опубликовал множество статей и три монографии, ставшие фундаментом для всех последующих работ в этой области. Но самое главное – он создал типологию мечей, которая основана на особенностях формы клинка и его пропорциях, то есть на отношении размеров клинка и рукоятки. Понятно, что в научном плане она достаточно сложная. В ней есть свое «формула», типы, подтипы и семейства. Но в целом, она довольно проста: мечи от 1050 и до 1350 года – для рубки, мечи с 1350 и по 1550 года – для укола. Первые – против кольчуги. Вторые – против лат. В разное время клинки различались своим сечением, а рукояти – длиной и формой навершия. И… все!


Меч 1000–1200 гг. Королевский арсенал. Клинок прямой, обоюдоострый, с широким долом на каждой грани, идущим от рукояти почти до острия. Перекрестие из прутков квадратного сечения; хвостовик сужается к тяжелому навершию в форме улья. Меч сильно корродирован и, очевидно, является выкопанным предметом. Размеры: длина: 965 мм, длина клинка: 805 мм. Вес: 1275 г. Подробнее см.: E. Oakeshott, Archeology of Weapons, reprint 1st ed. 1960 [with additions, including tables], Boydell Press, Woodbridge, 1994, Pр. 34.

А теперь давайте обратимся к миниатюрам из средневековых манускриптов. И посмотрим, а что они могут нам рассказать?

Вот миниатюра из знаменитой Штутгардской псалтири. На ней воины с мечами очень похожими на… мечи викингов, хотя перед нами типичные воины-франки. А все дело в том, что, хотя такие мечи и называют «в народе» «мечами викингов», они появились в империи франков в эпоху Каролингов. Просто эти мечи в христианской Франции VIII века из погребального инвентаря исчезли, зато основная масса клинков франкского производства этого времени нашлась в языческих захоронениях эпохи викингов в Скандинавии. А вот в континентальной Европе это случайные находки в основном в руслах рек. Э. Оукшотт относит их к «типу X», хотя навершия у них, безусловно, могли быть разными.


Миниатюра из Штутгардской Псалтири, датируется 801–850 гг. Париж, Франция. Земельная библиотека Вюртемберга

При Карле Великом цена такого меча (называвшегося по традиции «спата» или «длинный меч») вместе с ножнами стоила семь солидов (сегодня около 1300 долларов США). То есть это было сравнительно дорогое оружие, хотя уже и не такое эксклюзивное, как во времена Меровингов. Карл Великий указывал в своих капитуляриях, что как только человек мог содержать боевого коня, то он должен был иметь также броню и меч. То есть к концу IX века меч стал оружием всадника наравне с копьем.


«Давид убивает Голиафа». Здесь и меч хорошо виден, и то, как были устроены и как носили ножны. Миниатюра из Штутгардской Псалтири, датируется 801–850 гг. Париж, Франция. Земельная библиотека Вюртемберга

Многие мечи X века, относящиеся к «типу X», выпускались с надписью на клинке «Ульфберт». Обычно такие мечи имеют длину 90 см. Длину клинка около 77 см и вес около 1,3 кг.


На этом рисунке из манускрипта «Оплакивание Иеремии» 1150–1200 гг. Австрия, тоже представлен меч «тип Х». Но он уже явно переходной формы к более поздним мечам. А главное, обратите внимание, что автор миниатюры нарисовал на клинках надписи. Они были в то время очень популярны. Музей искусств Уолтерса, Балтимор, штаб Мериленд, США


Знаковая миниатюра «Убиение младенцев» из «Псалтири Ингеборга», 1195 г. Север Франции. Здесь представлен меч «тип Ха». Музей Конде, расположен в замке Шантийи в коммуне Шантийи (департамент Уаза), в 40 километрах на север от Парижа

Мечи «Ха» стали длиннее, долы уже, а изготавливались они с XI и по XIII век. Некоторые мечи очень длинные (да это и на миниатюре видно!) и достигают длины 112 см. Вес около 1,4 кг. По Оукшотту – это меч переходного периода от эпохи викингов к «рыцарскому мечу».

Обращаемся теперь к классике изображений средневековой войны XIII века – «Библии крестоносца», она же «Библия Людовика Святого» (или как раньше говорили: «Святага») или «Библия Мациевского». Видимо, автор миниатюр сам был воином, знал военное дело в мелочах и уж постарался на славу. Даже ранки на боках у коней, нанесенные шпорами и то нарисовал, а уж всякого оружия и доспехов у него в миниатюрах и не сосчитать. Причем есть очень оригинальные экземпляры. Впрочем, у нас главное сегодня – мечи. И вот они перед нами на иллюстрациях из этого манускрипта…


На этой миниатюре меч «тип XI». Эффективность меча, конечно, поражает. Кольчуги рубятся ими только так… «Библия Мациевского», 1224–1254 гг. Париж, Франция. Библиотека Пирпонта Моргана

Клинок «XI» по Оукшотту имеет длину 85–95 см и четкое острие. Относится главным образом к XII веку. Но… «главным». То есть, если не «главным», то они могли применяться и позднее.


На этой миниатюре (крайняя фигура слева) – «тип XIа». Как видите, он несколько легче и короче. Имеет более узкие долы. Сами клинки короче, но шире. «Библия Мациевского», 1224–1254 гг. Париж, Франция. Библиотека Пирпонта Моргана


Меч 1250–1300 гг. «тип XII», середина XIII в. Рукоять этого меча имеет небольшое навершие из медного сплава в форме диска. Перекрестие, также из медного сплава, имеет треснувшие концы раструба. Как внутренняя, так и внешняя грани концов креста украшены завитками и рельефными изображениями. Короткое обоюдоострое лезвие оканчивается острием. Длина меча: 806 мм, длина клинка 658 мм. Вес 730 г. Королевский арсенал. Лидс

Подчеркнем, что все эти мечи рубящие. Отклонение от этого предназначения начнется с типа XII.

Но о них и обо всех, что были после, расскажем в следующий раз.

Продолжение следует…
117 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    4 мая 2021 05:36
    Вячеслав спасибо, а то я уже сунулся в рубрику истории и взгрустнул - приготовившись «сосать лапу»!!!
    Но модераторы и Вы мою печальку поправили! Ещё раз спасибо!!!
    1. +8
      4 мая 2021 06:47
      «И перечти «Женитьбу Фигаро»» (с).
    2. +5
      4 мая 2021 10:35
      Влад, привет! smile
      Здесь же, рядышком, прекрасная статья Сергея Линника о зенитной артиллерии японцев. Так что есть шо почитать и модераторы нас вниманием не оставили. А на истории, -- да -- царство Самсоновых. drinks
      1. +4
        4 мая 2021 15:00
        Цитата: Морской Кот
        Влад, привет! smile
        Здесь же, рядышком, прекрасная статья Сергея Линника о зенитной артиллерии японцев. Так что есть шо почитать и модераторы нас вниманием не оставили. А на истории, -- да -- царство Самсоновых. drinks

        Резюмирую: историю научную перенесли в раздел вооружений drinks
        1. +2
          4 мая 2021 15:33
          Они всегда рядом, как картошка и лук. smile
          1. +1
            4 мая 2021 18:29
            Ну дык...вся периоды истории делятся не по научным открытиям, а по революция и войнам negative
            1. +1
              5 мая 2021 01:24
              .вся периоды истории делятся не по научным открытиям,

              Да ладно. Есть же "эпоха великих географических открытий" , "эпоха возрождения" . Это масштаб всей планеты, история человечества. А мелочи типа "королеве башку отрубили" или "нашему царю показали фигу" конкретной стране интересны. Остальным по барабану, чей был король или президент .
              "Битлов" знает весь мир , а кто был до президента Никсона и после него ?
  2. +4
    4 мая 2021 05:37
    Судя по цифрам дубина была популярна smile
    1. +4
      4 мая 2021 12:16
      Конечно - дешиво и сердито: меч ещё открывать,а дубину можно на каждом шагу встретить
  3. +2
    4 мая 2021 06:20
    «…не мир пришел Я принести, но меч».
    Не так это было а:: «…не мир пришел Я принести, но мечТУ ом мире».
    1. +1
      4 мая 2021 15:03
      Цитата: Sibguest
      «…не мир пришел Я принести, но меч».
      Не так это было а:: «…не мир пришел Я принести, но мечТУ ом мире».

      Только сказано это было на арамейском или иврите request На этих языках так не получается laughing
  4. +8
    4 мая 2021 06:36
    Вот уж не подумал бы, что и у нас их ( мечей) такое разнообразие!
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  5. +7
    4 мая 2021 06:47
    Цитата: Sibguest
    «…не мир пришел Я принести, но меч».
    Не так это было а:: «…не мир пришел Я принести, но мечТУ ом мире».

    Вы,знаете святое писание?
    1. +4
      4 мая 2021 14:33
      На языке оригинала, похоже. Меч превратить в мечту надо иметь богатое воображение.
      1. +2
        4 мая 2021 15:04
        Цитата: Пузотер
        На языке оригинала, похоже. Меч превратить в мечту надо иметь богатое воображение.

        Херев (меч), Халом или Хазон (мечта) - как то не то feel
  6. +4
    4 мая 2021 06:54
    Курс солида заинтересовал по нашему времени. У среднего класса вполне может бренчать в карманах.

    Что касается интереса, то у всех они разные. Кому-то важна обстоятельность, кому-то - забавные анекдоты.

    Но без долговременного интереса книжку не напишешь - только стянуть можно.
    1. +4
      4 мая 2021 10:54
      Цитата: Korsar4
      Но без долговременного интереса книжку не напишешь - только стянуть можно.

      Сергей! Нужен лишь четкий план и писать по две страницы в день. Правда если это художественное произведение это не всегда помогает. Герои начинают жить собсвенной жизнью. Но и в этом случае 2 стр. в день обязательно. И будет у Вас книга!
      1. +4
        4 мая 2021 11:33
        У меня больше страницы редко получается. А потом перечеркиваешь.

        Однажды стимулом было, что встретил студента своего. Он говорит: «У меня - челлендж. В день писать стихотворение и рисунок к нему».

        Приложил к себе. Начал писать по странице.
        Только ещё исправлять и перечеркивать приходится.
        1. +5
          4 мая 2021 13:32
          Привет Сергей!*Челлендж* в современном сленге это что?Заранее извини,за старомодность.
          1. +3
            4 мая 2021 15:02
            Привет, Серёжа! Это вызов себе - чтоб сделать задуманное, и никаких гвоздей. Пусть молодежь подправит, если не так.
        2. +3
          4 мая 2021 15:19
          Вот поэтому-то и надо две. А еще лучше взять за правило - 8000 знаков!
          1. +3
            4 мая 2021 19:03
            Это уже - ремесло. Не меньше 4 часов необходимо, ни на что не отвлекаясь.
            1. +1
              4 мая 2021 19:49
              Вот это правда: "ни на что не отвлекаясь". И заживут герои, только успевай записывать за ними. К примеру, "не отвлекаясь" лично для меня возможно лишь после 12 ночи. Завидую тем, кто свободен для творчества. Увы, увы!
              1. +1
                4 мая 2021 20:06
                Плиний Старший и Олеша: «Ни дня без строчки». У них получилось.

                Здесь вопрос, о чем можно убедительно сказать.
                1. +1
                  4 мая 2021 20:30
                  А есть еще манера изложения и приемы складывания нужных знаний в ряд. Они вырабатываются, когда ни дня без строчки. А потом ни дня без строчки, чтоб их не потерять.
                  1. +1
                    4 мая 2021 20:48
                    Да. Просто есть стадия накопления материала, обработки.
                    А когда есть дед-лайн, и он приближается - пора уже писать.

                    Впрочем, блокнот в сумке всегда пригодится.
                    1. +2
                      4 мая 2021 20:58
                      Верно, блокнот! )))
                      Был период, когда пришлось много мотаться в районный центр и возиться с документами. И, представьте, Сергей, стою в очереди к нужной двери, а тогда в те двери были длиннющие очереди, которых сейчас нет -- ни дверей, ни очередей, и именно в этот момент снизошло просветление, ручка есть, а, кроме документов, иной бумаги нет. И пошла в ход обратная сторона одной из ксерокопий, пришлось потом бегать, дополнительно снимать -- не приняли бумагу, разглядели! Я готова была ее отдать, там была математика, которую я, естественно, запомнила, но казённые дамы с ней не согласились )))
                      1. +1
                        4 мая 2021 21:03
                        Привычка с шахматных партий.

                        На полевых, понятно, с собой.

                        А потом для электрички вожу.
                        Три ежедневника относительно быстро исписал.
                        Четвёртый - не торопится.
                      2. +2
                        4 мая 2021 21:21
                        Покупала когда-то ежедневники размером с книгу, хорошие, в настоящих кожаных переплетах, возила с собой с целью следовать собственным указаниям и как напоминалки, но быстро обнаружила, что на даты мне плевать, потребность составлять планы на день, неделю так и не возникла, даты радражали, и пошли эти ежедневники в дело как черновики, постепенно сменившись толстыми пачками дорогой офисной бумаги, а затем -- "Бумагой потребительской, 500 листов", дешёвой. Скажу Вам так, невероятное удобство, пара свернутых листов и ручка -- всегда в кармане, куда б я не пошла.
                      3. +1
                        4 мая 2021 22:05
                        Так и есть.
                        Только бумага - черновик. А ежедневник (чем меньше дат - тем лучше) - не только черновик.

                        И ручка в кармане - как у агронома.
                      4. +1
                        4 мая 2021 22:31
                        Агрономы носят с собой ручки? Не знала )))
                      5. +1
                        4 мая 2021 22:49
                        Вот:

                        Агроном бродил по полю --
                        Все в блокноте колоски!
                        Буря его крыла хм... мглою,
                        Поле зрело от тоски.

                        Записано на полях черновика по теме "Посторонние равенства связности" -- та ещё тема, кровопускательная! wassat
                      6. +1
                        5 мая 2021 01:36
                        Хорошо, что мглою. А то могли быть варианты.

                        На выходе статья?
                        Мне сложно оценить, как «равенство связности» интерпретируется.

                        И вообще, к арифметике - с почтением.
                        Наверное, и статистику вариационную могу понять.
                        А остальное - темный лес.
                      7. +1
                        5 мая 2021 08:25
                        Шумят могучие леса, скрывая правду от народа...
                        Доброе утро, Сергей! Приветствую всех!
                      8. 0
                        5 мая 2021 08:35
                        Доброе утро, Людмила Яковлевна!
                        Конечно. Разве можно непосвященным в таинства математики?
                      9. +1
                        5 мая 2021 08:47
                        Сомнения не красят филосОфа! )))
                        Жизнь -- лучшая практика. Она показывает-- всем можно всё!
                      10. 0
                        5 мая 2021 08:54
                        «В магистрах, в докторах хожу,
                        И за нос десять лет вожу
                        Учеников, как буквоед,
                        Толкуя так и сяк предмет.
                        Но знанье это дать не может.
                        И этот вывод сердце гложет» (с).
                      11. +1
                        5 мая 2021 09:14
                        Хоть я разумней многих хватов,
                        Врачей, попов и адвокатов,
                        Их точно всех попутал леший,
                        Я ж и пред чертом не опешу, –
                        Но и себе я знаю цену,
                        Не тешусь мыслию надменной,
                        Что светоч я людского рода
                        И вверен мир моему уходу.
                        Не нажил чести и добра
                        И не вкусил, чем жизнь остра.(с)
                      12. 0
                        5 мая 2021 01:31
                        Убеждён.

                        Конечно, был пример у О’Генри, когда аграрий в душе остался фермером.
                      13. +1
                        5 мая 2021 08:52
                        Не читан был рассказ. Книга О' Генри была и в детстве читана неоднократно. Либо рассказ не поняла, либо издана та книга была во времена агрария на верхушке власти. Чтоб, без намёка.
                      14. +1
                        5 мая 2021 08:56
                        «Развлечения современной деревни». И в кино было неплохо показано.
                      15. +1
                        5 мая 2021 09:16
                        И фильм не отсмотрен. Занятие жизнью заставляет многое в ней терять.
                      16. +1
                        5 мая 2021 11:37
                        Жизнь - однозначно важнее. Книжку с собой можно прихватить. А фильмы были в школьном возрасте. Дальше жизнь началась во многих проявлениях.
                      17. +2
                        5 мая 2021 12:06
                        Началась и стала стремительно проходить мимо. Только сосредоточишься на мгновении, чтобы медлительным человеческим мозгом его осознать, а его уже нет -- мгновения. Да и вынесенного мозга -- тоже ))).
                        Поражаюсь специалистам ножевого боя.
  7. +8
    4 мая 2021 07:41
    Доброе утро . Случайно открыла:" Вооружение",а тут Вячеслав Олегович.
    Мне мечи без разницы,но дружеское общение привлекает
  8. +4
    4 мая 2021 08:43
    Спасибо за потраченое на нас время. Исключительно интересно и познавательно. При этом лаконично и по делу.
    1. +6
      4 мая 2021 08:48
      Оно полностью окупилось, Арон! Вы бы знали, сколько я просмотрел интересных материалов... Это лишь первая статья, а следом будет еще две. Это уж точно. А больше... пока не знаю, но будет.
      1. +2
        4 мая 2021 08:48
        Цитата: kalibr
        Оно полностью окупилось, Арон! Вы бы знали, сколько я просмотрел интересных материалов... Это лишь первая статья, а следом будет еще две. Это уж точно. А больше... пока не знаю, но будет.

        Еще раз большое спасибо. hi
      2. +5
        4 мая 2021 10:40
        Привет, Вячеслав! hi
        Честно говоря, всегда весьма в меру интересовался "древним железом", но вот Вас (традиционно) интересно читать, а подборка качественных и дельных иллюстраций всегда придаёт Вашим статьям особенный шарм. good
        Спасибо. drinks
        1. +5
          4 мая 2021 10:51
          Уважаемый Константин! Долго думал над вторым материалом, как сделать его таким же "шармовым". И придумал - увидите в следующий раз...
          1. +2
            4 мая 2021 10:54
            Будем ждать и заранее спасибо. smile
          2. +4
            4 мая 2021 11:58
            В. О,Вы умеете подата материал. Это у Вас не отнять.
            Мне бы хотелось знать : о чем материал? Тогда б можно было подготовиться,а то бываю в положении:"голые среди волков"
            1. +4
              4 мая 2021 12:05
              Ишь Вы какой! Все Вам расскажи... Неинтересно будет. Но так и быть. Материал, конечно, о мечах, изображенных на миниатюрах. Будет много прекрасных миниатюр из средневековых манускриптов.
              1. +4
                4 мая 2021 12:19
                Спасибо, возможно, что-то найду или вспомню относящиеся к теме
  9. +2
    4 мая 2021 09:00
    Мало мечей в восточно-славянских захоронениях с датировками до 13 века не только по причине преобладания пеших воинов, вооруженных топорами, но и по причине ценности любого металлоизделия в этот период.

    Работа отечественных историков не должна заканчиваться бумажными монографиями - требуется еще и спектральный анализ мечей и других металлоизделий на предмет установления географии добычи железной руды, а также ДНК-анализ на предмет принадлежности костных останков к той или иной гаплогруппе и субкладу.

    При 30 тысячах раскопанных захоронениях работы у отечественных исследователей металла и ДНК явно непочатый край.
    1. +9
      4 мая 2021 09:49
      Есть лаборатория металлографического анализа при РАН РАФ. Раньше ей руководил известный ученый Черный, кто сейчас не знаю. ДНК при мечах находят далеко не всегда, а в 50-ые и вовсе этим не интересовались. Очень много случайных находок, не каталогизованных.
    2. +1
      4 мая 2021 15:10
      Цитата: Оператор
      требуется еще и спектральный анализ мечей и других металлоизделий на предмет установления географии добычи железной руды, а также ДНК-анализ на предмет принадлежности костных останков к той или иной гаплогруппе и субкладу.

      При 30 тысячах раскопанных захоронениях работы у отечественных исследователей металла и ДНК явно непочатый край.

      Совершенно верно - причерноморские Коэны - Арии ждут не дождутся истины, нагло опровергнутой стандартными генетическими тестами этой подгруппы laughing
      1. -4
        4 мая 2021 17:19
        Вы таки когда-нибудь сглазите: будете откомандированы на Тель-Авивовщину изучать в натуре Коэнов по гроб жизни bully
        1. +1
          4 мая 2021 18:01
          Пока изучаю причерноморских lol
  10. +4
    4 мая 2021 11:45
    "Жана д, Арк сражалась и была ранена в Орлеане"17 летняя девченка и владеющая мечем. Это нечто.
    1. +4
      4 мая 2021 12:08
      Когда ей сделали доспехи, она ходила в них две недели не снимая. Даже спала в них (во всяком случае так пишет ее биограф), но зато потом даже не чувствовала их веса. А меч ней нашли в каком-то соборе с тремя крестами на клинке. Ну, молва тут же приписала ему чудесную силы, что это тот самый меч, которым Карл Мартелл изгнал из Франции арабов!
      1. +3
        4 мая 2021 12:32
        "даже спала в них"весьма разумный подход.. Но всё равно девченке, кстати,не самая крупная,17 и она мечем владеет.
      2. +2
        4 мая 2021 16:59
        "которым Карл Мартелл изгнал из Франции арабов"если можно по подробнее: кто такой Мартелл,когда это произошло?
        1. +1
          4 мая 2021 19:59
          Приветствую Вас , многоуважаемая Вера. hi наберите в поисковике - Хронология Реконкисты. Будет интересно.

          Тут другое более любопытно - похоже толлерантные европейцы опять наступают на те же грабли. Ведь по большому счету тогда арабы не силой оружия вторглись в Европу. Это случилось уже потом когда они набрали достаточно силы. А изначально европейцы их сами завезли к себе. История видимо их ни чему не учит:
          710г. Агила, сын Витицы, смещенный с трона Родерихом, просит помощи у арабского губернатора Ифрикии Мусы ибн Нусаира. Посредниками служат Оппа (архиепископ Севильи и дядя Агилы) и граф дон Хулиан, губернатор Сеуты. Последний предоставляет арабам свои корабли. Берберы высаживаются на европейском берегу Гибралтарского пролива.
          Отрядом арабов командовал Тариф ибн Маллука.
          711, апрель (конец месяца). Тарик бен Зияд, выходит из Танжера (Танджа – араб.) во главе армии в 7000 человек (почти все берберы и около 300 арабов), к которым вскоре присоединяется другой отряд численностью 5000. Для высадки на полуостров арабам предоставляет корабли граф дон Хулиан (губернатор Сеуты (Септум – виз.). Тарик высаживается в Гибралтаре (Джабал-аль-Тарик – араб.) (гора Тарика), где разбивает лагерь и основывает небольшую крепость, которую планирует сделать опорным пунктом (будущий город Аль-Джазира Аль-Хадри, Зеленый Остров, современный Альхесирас). Войска сыновей Витицы и готские дворяне присоединяются к армии Тарика и начинают движение к Толедо (Тулайтула – араб.). Через неделю непрерывных стычек, вестготская армия спасается беспорядочным бегством. Король Родерих пропал без вести (возможно, утонул). Берберы получают свое вознаграждение за помощь сыновьям Витицы. Но уходить из Европы категорически отказываются. После возникших дипломатических разногласий начинается настоящая война, в результате которой арабы Мухрит ар-Руми захватывают Кордову.
          713, апрель. «Соглашение Теодомиро» (Тудмир – араб.). Готский граф Теодомиро, правитель области на юго-востоке Испании (область вокруг современного Аликанте), договаривается с Абд аль-Азизом. В договоре, который они подписывают, Теодомиро принимает власть и защиту новых правителей с соответствующим налоговым обязательством, а также с условием, что и ему и его людям гарантируется свобода исповедания христианства. Договор объединяет семь городов и заканчивается уточнением цифр налогообложения. По этому же договору Эгилона, вдова короля весготов Родериха, передается в гарем Абд аль-Азиза. Заявляя, что Эгилона теперь его жена Абд аль-Азиз предъявляет претензии на все государство вестготов. Под власть арабов переходят захватывает Хаен (Джаен – араб.), Гранада (Гарнату – араб.), Сагунто, Севилья, Осилис, Сарагоса (Мединасель).Появляется арабское государство в Европе. На европейский континент прибывают новые арабские отряды. Происходит завоевание Португалии, Андалусии, и юго-востока Испании.

          . Так что Вера будьте осторожны, и передайте всем своим подругам, с которыми вместе читаете ВО, чтобы не приглашали в свой дом арабов - потом выгонять замучаешься yes
          1. +1
            5 мая 2021 11:11
            Спасибо за совет,но мы,независимо от национальности(сейчас у нас-4 национальности:русские,армянка,молдованка,адыгейка) меньше всего хотим таких гостей.
            Мы ещё с головой дружим
      3. 0
        4 мая 2021 20:40
        Вячеслав Олегович, вероятно, доспехи Жанны д,Арк исчезли без следа? Она сразу была пленница герцога Карла Бургундского и они могли их продать?
        В тоже время :Жанна слишком была известна,чтоб без следно исчезли
        1. 0
          4 мая 2021 21:12
          Цитата: Astra wild2
          Вячеслав Олегович, вероятно, доспехи Жанны д,Арк исчезли без следа? Она сразу была пленница герцога Карла Бургундского и они могли их продать?
          В тоже время :Жанна слишком была известна,чтоб без следно исчезли

          Ничего про это не знаю.
  11. +3
    4 мая 2021 14:05
    Типология это очень познавательно. Но будет ли сказано о производстве??!!
    Ведь разница между мечом, бывшим на вооружении в Руси и мечом, сделанным в Руси огромна...
    Всем всех благ!
    1. +2
      4 мая 2021 15:14
      Будет и о производстве. Вы же видели ссылку на диссертацию...
  12. +1
    4 мая 2021 14:10
    Опять кликбейт. Ни страшных тайн, ни русских мечей. Одна классификационная нудятина с летописными миниатюрами.
    1. +3
      4 мая 2021 15:16
      Цитата: Басарев
      ни русских мечей

      Вы не грамотный? В статье все сказано. Даны ссылки на литературу. ВСЕ! Дальше открываете Интернет и читаете МЕДВЕДЕВА И КИРПИЧНИКОВА. Одним нажатием сканируете название работы, затем переносите, вставляете и нажимаете "Поиск". И Вам откроется!
      1. +2
        4 мая 2021 15:27
        Вячеслав Олегович, есть другая форма подачи материала. типа:
        Сенсация! По находкам галлогруппы Ra1, по маркёру RUS предком катаны выведен меч-кладинец!
        В Киото найдены генетические следы Ильи Муромца - основателя Кен-до!
        Подписывайтесь на наш Телеграмм Канал - Богатырь-сан.tzargrad fellow
        1. +2
          4 мая 2021 19:05
          В дороге согнулся?
          Или будет естественный типологический ряд в зависимости от континентальности климата?
          1. +2
            4 мая 2021 19:25
            Меч кладенец - использование от минус 50 до плюс 60 по Цельсию. Климат-независимый, компактный при переноске, орган-сохраняющий, включая мини инвазивные резекции! Технология совместной разработки х’Арийцев и Расенов! WiFi, Блю Тус, 4G порт!
            А сейчас скидка - всего за 3 тыс ничем не обеспеченных долларов США, клинок с подписью самого Вия Перуновича Сварога! Не пропустите- limited addition. Используется в бою, на кухне и спальне, украшение любой брит милы, отличный подарок на Бармицву (в комплекте Шелом с Бармицей)!
            1. +3
              4 мая 2021 19:36
              По современному Курсу солида - совсем даром.

              А сталь - дамасская или валарийская?
              А сертификат есть?
              А кормить будут?
              1. +1
                4 мая 2021 19:56
                "А когда конфеты давать будут?" (С)
                1. +2
                  4 мая 2021 20:10
                  «А, ладно, и так сойдёт!» (с).
              2. +1
                4 мая 2021 20:18
                Дотракийская, сертифицирована Росстандартом, кормят на Бар Мицве.
                1. +1
                  4 мая 2021 20:45
                  От всяких кхалов лучше подальше держаться.
                  1. 0
                    5 мая 2021 09:15
                    От кхвлов подальше, к кхалиси поближе.. hi
                    1. +1
                      5 мая 2021 11:35
                      Андрий плохо кончил.
                      1. 0
                        5 мая 2021 11:45
                        Не помогли ему его ляхи feel
            2. +3
              4 мая 2021 19:54
              Используется ...., на кухне
              1. +2
                4 мая 2021 20:07
                Собак едой обеспечивая? Или хозяев?
        2. -3
          4 мая 2021 19:49
          Цитата: Krasnodar

          В Киото найдены генетические следы Ильи Муромца - основателя Кен-до!
          Подписывайтесь на наш Телеграмм Канал - Богатырь-сан.tzargrad

          Краснодар, а что это Вы сегодня юродствуете? Критические дни?
          Холодный душ уже не помогает? Печально.
          1. +2
            4 мая 2021 20:19
            У Вас реклама ассоциируется с критическими днями? lol Вы отличный семьянин - футбол хоть смотреть разрешают? recourse
            1. 0
              4 мая 2021 20:37
              Цитата: Krasnodar
              У Вас реклама ассоциируется с критическими днями?

              Реклама чего?
              Цитата: Krasnodar
              Вы отличный семьянин

              С чего Вы взяли?
              Цитата: Krasnodar
              футбол хоть смотреть разрешают?

              Никогда его не смотрел. Сам играл, смотреть как другие играют не интересно.
              Да что с Вами? Набор слов ни о чем. Я начинаю за Вас переживать. recourse
              1. +1
                4 мая 2021 20:39
                Я тронут Вашими переживаниями. hi
                Ну а бокс там, боевик, дома смотреть дают?
                1. 0
                  4 мая 2021 20:54
                  Цитата: Krasnodar
                  Ну а бокс там, боевик, дома смотреть дают?

                  Да, точно - критические дни. Подожду когда пройдут.
                  1. +1
                    4 мая 2021 21:08
                    Семьянин при матриархате hi Заначку денежную себе оставлять не забывайте, все им не отдавайте и запомните - Вы имеете право выбирать себе друзей по собственному вкусу yes
                    1. +1
                      4 мая 2021 22:57
                      Цитата: Krasnodar
                      Семьянин при матриархате hi Заначку денежную себе оставлять не забывайте, все им не отдавайте и запомните - Вы имеете право выбирать себе друзей по собственному вкусу yes

                      М-да. Как все запущено. Надеюсь на скорейшее ваше выздоровление.
                      1. +1
                        5 мая 2021 01:16
                        Спасибо, не болею hi
                      2. +1
                        5 мая 2021 08:44
                        Цитата: Krasnodar
                        Спасибо, не болею hi

                        Ну, слава, сами знаете кому. Значит таки - критические дни, или, что еще хуже, озверину излиха приняли. А иначе, с чего бы это, так юродствовали вчерась? wassat
                      3. -1
                        5 мая 2021 09:12
                        Ну Вы опять про своё, семейное - настрадались от критических дней окружающих у себя дома? Запомните - Вы тоже всегда можете сказать нет. Имеете право. Знайте - мужчина тоже человек feel
                      4. +1
                        5 мая 2021 10:27
                        Цитата: Krasnodar
                        Ну Вы опять про своё,

                        Да нет, все про Ваше. От чего юродствовали? Что явилось причиной? У меня, конечно, есть ответ на этот вопрос, но мне интересен Ваш ответ. И если Вы не сможете найти на него ответ, то, получается, догадка моя верна.
                      5. -1
                        5 мая 2021 11:43
                        laughing
                        Догадка про критические дни? Ну, у кого о чем болит request
                        Что значит, юродствовал? Рекламировал теорию Клесова fellow
                      6. +1
                        5 мая 2021 12:24
                        Цитата: Krasnodar
                        Что значит, юродствовал? Рекламировал теорию Клесова

                        А если я таким способом начну "рекламировать"? Даю 200%, - Вы обвините меня в антисимитизме. Иногда надо думать, чем отзовутся Ваши слова. Ваша "реклама" оказалась такой же дебильной, как и всякая другая.
                      7. -2
                        5 мая 2021 12:32
                        Вы хотите сказать, что смех над Клесовым есть русофобия? lol Ну, коли антисемитизм упомянули..
                      8. +1
                        5 мая 2021 12:39
                        Цитата: Krasnodar
                        Вы хотите сказать, что смех над Клесовым есть русофобия?

                        Не юлите. Вы не над Клесовым смеялись. Еще раз - думайте над тем, как слова ваши отзовутся.
                        А то, я ведь тоже могу оскорблять.
                      9. -2
                        5 мая 2021 15:16
                        Над Ильей Муромцем? laughing
                      10. 0
                        6 мая 2021 17:50
                        Цитата: Krasnodar
                        Над Ильей Муромцем? laughing

                        Над собой tongue
                        Если немного перефразировать дедушку Крылова - "Ах Моська, знать она умна, коль смеется над Клесовым".
                        В моем понимании полемика между оппонентами и Клесовым должна происходить в таком формате, - ув. г. Клесов, Вы утверждаете, что тра-та-та, но это утверждение не верно, потому, что тра-та-та, приводятся аргументы. В ответ Клесов приводит свои аргументы. И т.д. А что мы видим в реальности? - Этого не может быть, потому, что быть не может и все это - лженаука.
                        Исходя из этого у меня ПОЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВАНИЯ больше доверять Клесову, он показывает аргументы, в отличии от его аппонентов, чем его оппонентам.
                      11. 0
                        6 мая 2021 19:31
                        Луна - это сыр, потому что жёлтая, пористая и круглая?
                        Это мои аргументы. fellow
                        Вы будете со мной спорить в духе «Уважаемый г. Краснодар, Ваши аргументы не верны, т.к.:
                        а) на Луне прилунивались беспилотные аппараты
                        б) Высаживались люди;
                        в) брали пробы
                        г) у неё твёрдая, каменистая поверхность
                        д) ....»
                        Или расскажите это, как анекдот - дуриК утверждает, что Луна это сыр what
                        С Клесовым я никогда бы не спорил о биохимии, ингибиторах сигнальных путей раковых клеток, механизмах блокировки ангиогенеза злокачественных новообразований и т.д., т.к. это его профессия. Касаемо его хобби - для чела с моим, довольно небольшим, набором знаний - уже анекдот. о популяризации какой-то фигни для чайников на основе того, во что чайники хотели бы верить. Для людей с мизерным набором знаний и убогим кругозором - откровение yes
                      12. 0
                        6 мая 2021 21:53
                        Цитата: Krasnodar
                        Луна - это сыр, потому что жёлтая, пористая и круглая?

                        Какая убогая аналогия. У НЕ чайника другой не нашлось. Ожидаемо.
                      13. 0
                        7 мая 2021 08:14
                        Зато самая доходчивая yes
            2. +4
              4 мая 2021 22:45
              У Вас реклама ассоциируется с критическими днями?

              Альберт hi
              Ваш тезка - всемирнопризнаный гуру политтехнологов и отец современной рекламы Альберт Ласкер — открыл широкой публике томатный сок, сгушеное молоко, полуфабрикаты, Пепси Колу, пену для бритья, презервативы технологию политвыборов, научил женщин курить и пользоваться прокладками. Заработал на этом бешеные дегьги, но по настоянию своей больной жены Флоры принципиально отказывался от денег за рекламу женских прокладок. На все полученные от них гонорары, он после смерти "ангела прокладок" Флоры учредил Фонд Мэри и Альберта Ласкеров, на чьи средства и поныне финансируются медицинские исследования по гинекологии во всем мире.
              рис.известнейшие рекламные работы Ласкера признанные эталонами рекламы:
              лайки страйк

              прокладки котекс
              1. +2
                5 мая 2021 01:30
                Приветствую! hi Это человек легенда )). Сколотил 45 миллионов баков с рекламы (сегодня «стоят» примерно пол лярда), только с рекламы, а его отец был одним из немногих евреев, вошедших в правление нескольких американских коммерческих банков, начав с нуля (приехал в Штаты в 16 лет).
                Он возродил чуть было не схлопнувшийся “Американский Фонд борьбы с раком (Общество Рака)», оч неординарный тип.
      2. +3
        4 мая 2021 16:00
        Зачем нужна такая статья, в которой нет своих слов на этот счёт, одни ссылки? Отправиться гуглить Медведева и Кирпичникова я могу и без этой статьи.
        1. +2
          4 мая 2021 16:06
          То есть Вы знали, что гуглить и о чем там будет? Тогда зачем спрашивать? Гуглили бы сразу! Не дожидаясь.
          1. +1
            4 мая 2021 16:26
            Там тоже слишком много не имеющей отношения к делу нудятины. Меня волнует только один вопрос: каким был самобытный русский меч. Вот как катана в Японии возникла совершенно независимо от европейских мечей, китайский цзянь, филиппинский кампилан... И я уверен, что аналогично существовал и самобытный русский меч.
            1. +3
              4 мая 2021 16:33
              Цитата: Басарев
              И я уверен, что аналогично существовал и самобытный русский меч.

              Пока не найден!
              1. +2
                4 мая 2021 19:29
                Самобытный меч перековал сам Ярило в подарок Макоши после первого Орала
              2. +4
                4 мая 2021 20:28
                Так уж и не найден? А как же меч "коваля Людоты"?
                Меч Коваля Людоты — археологическая находка времён Киевской Руси, датируемая концом X века — первой половиной XI века. Меч был найден в 1890 году во время хозяйственных работ в селе Хвощево, ныне хранится в Национальном музее истории Украины.
                Меч представляет собой клинок 85,3 см в длину и 5 см в ширину. И клинок и рукоятка достаточно нетипична для того времени

                Анатолий Кирпичников:
                Рукоять его состоит из пяти отдельно отлитых из бронзы частей с рельефным орнаментом в виде перевитых чудовищ в стиле надгробных рунических камней XI в.
                Именно такая рукоять с изогнутым перекрестьем и ромбоидальной головкой изображена на шведском руническом камне из Рамтунде в Седерманланде (Король Сигурд пронзает змея Фафнира — эпизод из песен Эдды). X. Арбман полагает, что меч из Фощеватой сделан вне Скандинавии, так как трубка рукояти оформлена в ином стиле, чем перекрестье и головка.
                Для чисто северных вещей он исключает подобную «разностильность». Это побудило нас искать место происхождения меча где-то в Юго-Восточной Прибалтике. Ныне район изготовления рукояти можно отнести еще южнее. Главное в том, что на фощеватовском клинке открылось подписное клеймо, которое не только не подтвердило его скандинавского происхождения, но и перевернуло прежние представления о древнерусских мечах.
                Надпись открылась в верхней трети дола клинка, она двухсторонняя и наведена инкрустированной в металл дамаскированной проволокой.
                Техника ее исполнения не отличается от известных нам каролингских мечей X в. Надпись состоит из уставных славянских кирилловских букв. На одной стороне лезвия читается «КОВАЛЬ», на другой — сохранившееся частично имя кузнеца скорее всего из 6 букв (различимы второе «Ю» и заключительное «А»; первой буквой, судя по ее остроугольному завершению, могла быть «Л» или «Д», на третьем и четвертом местах стояли, возможно, «Д» и «О»).Древнерусские мужские имена, включающие «Ю» и оканчивающиеся на «А», известны, и специалисты, видимо, смогут прочесть это имя. Как вероятное, выдвигаем имя «ЛЮДОТА» или «ЛЮДОША», но обосновать не беруся. Общий смысл надписи не оставляет сомнений — это производственная марка, удостоверяющая творца изделия.
                По палеографическим признакам надпись может быть отнесена к XI в. и ближе всего стоит к памятникам кирилловского письма конца X — первой половины XI в.
                На рассматриваемом памятнике приблизительно совпали лингвистическая, типологическая и орнаментальная даты. Наиболее вероятно, что это 1000—1050 гг.
                Если последнее верно, то настоящая надпись является старейшей русской надписью на металле и передает древнейшее дошедшее до нас имя ремесленника и именно кузнеца.
                Фощеватовский меч определенно доказывает, что местное производство мечей силами грамотных мечедельцев организовалось у нас не позже первой половины XI в., может быть, около 1000 г.
                Единичность находки и фрагментарность имени мастера не колеблят этих утверждений. Имя мастера, проставленное на изделии, свидетельствует о существовании специализированной оружейной мастерской задолго до того, как об этом сообщают письменные источники.
                Древнейший русский подписной меч (не исключены и новые находки этого рода) явился результатом скрещивания ряда европейских технических знаний и навыков:
                каролингских (техника исполнения надписи),
                скандинавских (орнаментальный убор)
                русских (лезвие и отчасти форма рукояти).
                1. +3
                  4 мая 2021 20:44

                  Меч "людота" - это не единственная находка такого рода. Известен так же меч " ...слав" из того же Национального музея истории Украины.

                  Он в крайне плохом состоянии, но его форма так же не укладывается в типологию мечей Эварта Оукшотта
  13. +1
    4 мая 2021 17:07
    Коллеги, обЫчно у меня в обед было время, чтоб перечитать или зайти на сайт,а сегодня все на оборот: утром читали,а днём .....не продохнуть.
    Как будет завтра? Не знаю
  14. +1
    4 мая 2021 22:48
    Про конкретно русские мечи в статье так ничего и не нашел. Конечно не секрет, что в русских княжествах преимущественно пользовались мечами из Западной Европы, но только факт обнаружения их на территории России еще не делает их "русскими". В следующих статьях жду информации о мечах именно русского изготовления и их особенностях.
  15. 0
    24 мая 2021 23:56
    Доля импортных мечей была невелика, приобретали их состоятельные люди не из-за их качества, а из-за т.н. "понтов".
    В 805 году Карл Великий под страхом смертной казни запретил ввоз мечей в славянские земли, но не смотря на политику санкций тогдашнего евресоюза, мечей на Руси хватало, действительно, не мог же наш великий русский народ присоединить такие просторы будучи вооружённым камнями и палками.
    Не позднее 10 века на Руси появляются мастерские, в которых в избытке производится собственное оружие, мечи в том числе.
    Например меч кузнеца Людоты найденый 1890 году в селе Хвощевое на Полтавщине, ошибочно был обозначен как скандинавский - в угоду "нормандской теории".
    В 1966 году этот меч получил название Меч кузнеца Людоты на основании работы русского археолога Кирпичникова, который доказал русское происхождение меча и надпись на нём - Коваль Людота.
    Сейчас, альтернативно одарённые шумеры, обиженные тем, что под Крымским мостом не разошлись литосферные плиты, пытаются высосать из пальца доказательство обратного - меч Людоты норманский)))
    Пример такого обиженого шумера - директор Национального музея
    истории федор андрощук, но не смотр на усилия из 3 копеек не получилось 3 рубля - русский археолог Кирпичников в фундаментальной научной статье(в Сборнике АН СССР) указал 417 источников, против 27 источников у обиженого шумера феди андрощука)))

    Такие дела...
  16. 0
    24 мая 2021 23:57
    Доля импортных мечей была невелика, приобретали их состоятельные люди не из-за их качества, а из-за т.н. "понтов".
    В 805 году Карл Великий под страхом смертной казни запретил ввоз мечей в славянские земли, но не смотря на политику санкций тогдашнего евресоюза, мечей на Руси хватало, действительно, не мог же наш великий русский народ присоединить такие просторы будучи вооружённым камнями и палками.
    Не позднее 10 века на Руси появляются мастерские, в которых в избытке производится собственное оружие, мечи в том числе.
    Например меч кузнеца Людоты найденый 1890 году в селе Хвощевое на Полтавщине, ошибочно был обозначен как скандинавский - в угоду "норманской теории".
    В 1966 году этот меч получил название Меч кузнеца Людоты на основании работы русского археолога Кирпичникова, который доказал русское происхождение меча и надпись на нём - Коваль Людота.
    Сейчас, альтернативно одарённые шумеры, обиженные тем, что под Крымским мостом не разошлись литосферные плиты, пытаются высосать из пальца доказательство обратного - меч Людоты норманский)))
    Пример такого обиженого шумера - директор Национального музея истории федор андрощук, но, не смотря на усилия из 3 копеек не получилось 3 рубля - русский археолог Кирпичников в фундаментальной научной статье(в Сборнике АН СССР) указал 417 источников, против 27 источников у обиженого шумера феди андрощука)))

    Такие дела...