Идеология Победы Сталина
Приближается праздник 9 мая – 76-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Решающий вклад в Победу внесла Красная армия, вооруженная передовой военной техникой того времени. Но эта Победа была бы невозможна без соответствующего идеологического обеспечения, без формулирования ценностных идейных смыслов, вооруживших бойцов РККА (солдат, командиров и политработников) уверенностью в правоте своего дела.
Огромный вклад в идеологию Победы внесли выдающиеся советские писатели и поэты – Константин Симонов, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Александр Твардовский и многие другие.
Дух Победы
Но важнейшие принципы нового идеологического подхода в условиях начавшейся величайшей войны были сформулированы в выступлениях и обращениях Верховного главнокомандующего, председателя Государственного Комитета Обороны, председателя Совнаркома и генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина.
Все эти важнейшие для понимания идеологической работы положения содержатся в сборнике И. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза», изданном в 1947 году. В этот сборник включены важнейшие для понимания этих новых подходов тексты. Начиная с выступления по радио от 3 июля 1941 года, известного словами «братья и сестры, к вам обращаюсь я, друзья мои», и заканчивая знаменитым тостом «За русский народ».
Уже в своем первом выступлении от 3 июля 1941 года Сталин подробно объясняет обществу – не было ли ошибкой заключение с гитлеровской Германией пакта о ненападении, поскольку Германия его нарушила и вероломно напала на нашу страну. Сталин объясняет, что, заключив с Германией пакт о ненападении, мы обеспечили нашей стране мир в течение полутора лет и возможность подготовки своих сил к отпору, если бы Германия рискнула бы напасть на нашу страну, вопреки пакту. Признавая, что Германия, совершив вероломное нападение, добилась тактического преимущества на фронте, но она, полагал вождь, «проиграла политически, разоблачив себя в глазах всего мира как кровавого агрессора».
Давая характеристику природе начавшейся войны, Сталин отмечает:
Он формулирует не только основные тактические задачи борьбы с противником, чтобы обескровить и измотать его, оставляя ему разрушенную инфраструктуру, но и определяет стратегические цели борьбы, называя войну – Отечественной!
– провозглашает Сталин.
Обращаем внимание, что коммунистический лидер не говорит о классовой борьбе, мировой пролетарской революции, поддержке революционной борьбы рабочих в других странах или борьбе против капитализма, как можно было ожидать. Задача формулировалась так:
Существовал еще один важный вопрос, на который подробно ответил вождь. С кем ведет войну СССР, что за политическую идеологию и систему ценностей исповедует гитлеровская Германия, и какой порядок она хочет установить? В своем докладе, посвященном 24-ой годовщине Октябрьской революции, Сталин подробно объясняет, кто такие германские национал-социалисты, почему они так себя называют и кем являются в действительности. В этой речи Сталин дает свое определение идеологии германского нацизма – гитлеризма и социальной природе НСДАП.
Сталин утверждает, что гитлеровская партия не может считаться не только социалистической, но и националистической. Она могла быть националистической пока гитлеровцы занимались собиранием немецких земель, но после того, как германские фашисты поработили многие европейские нации и стали добиваться мирового господства, гитлеровская партия превратились в партию империалистическую, выражающую интересы германских банкиров и баронов. Доказывая, почему гитлеровская партия является реакционной политической силой, лишившей рабочий класс и народы Европы элементарных демократических свобод, Сталин не ограничивается этим, а выступает как защитник либеральных политических систем своих союзников.
Сталин опровергает важнейший тезис геббельсовской пропаганды о социальной природе режимов буржуазной демократии в Великобритании и США, как плутократических, замечая, что в этих странах действуют рабочие партии, профсоюзы, существует парламент, а в Германии данные институты отсутствуют. Он напоминает что «гитлеровцы так же охотно устраивают средневековые еврейские погромы, как устраивал их царский режим».
И вот определение, которое Сталин дает НАСДАП.
Сталин также высмеял попытки геббельсовской пропаганды сравнивать Адольфа Гитлера с Наполеоном Бонапартом. Во-первых, он напомнил о судьбе Наполеона и его завоевательного похода на Россию, а во-вторых, обратил внимание на тот факт, что французский император представлял силы социального прогресса для своего времени, тогда как Гитлер олицетворяет силы крайней реакции и мракобесия.
Код Победителей
Важным элементом идеологии Победы была патриотическая риторика и апелляция к знаковым фигурам русской истории. В этом же докладе Сталин произносит исторические слова:
Нередко политику Сталина в годы войны пытаются представить как отказ от коммунистической идеологии, марксизма и ленинизма. Это ошибочная точка зрения, где желаемое этими авторами выдается за действительное.
Хотя сталинская интерпретация «диктатуры пролетариата» имела свои особенности, также как и созданная вождем авторитарная система управления. Однако с полным правом можно говорить о восстановлении в рамках официальной идеологии исторической преемственности всей русской истории. И эта новая идеологическая политика, инициатором которой, безусловно, являлся Сталин, началась вовсе не с началом войны, как иногда пишут, а еще во второй половине 30-х годов, когда были сняты знаковые патриотические фильмы о полководце Суворове, Александре Невском, Минине и Пожарском. Эти важнейшие исторические фигуры были фактически реабилитированы и возвращены в пантеон национальных героев.
С 1934 года, как известно, было восстановлено преподавание истории в школах, как полноценного предмета, охватывающего в том числе всю историю России. В постановлении Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года «О преподавании гражданской истории в школах СССР» было в частности сказано:
Это постановление стало важным шагом в отказе от господствовавших до этого догматических интерпретаций марксистских концепций в советской исторической науке и школьном образовании. Сталин, в отличие от ряда других вождей большевистской партии, не противопоставлял ценности государственного патриотизма коммунистической идеологии, а соединял их.
7 ноября 1941 года на знаменитом параде на Красной площади в Москве, когда войска прямо с парада уходили в бой на защиту столицы нашей родины, Сталин закончил свою речь так:
И здесь возникает одна интересная параллель.
Дело в том, что с началом войны – буквально 22 июня 1941 с обращением к православным верующим выступил местоблюститель патриаршего престола РПЦ Сергий Страгородский. Он охарактеризовал доктрину германского фашизма как последовательно антихристианскую. В его тексте были и такие слова:
И заканчивается его обращение уверенным утверждением:
Об этом обращении Сергия Сталин, конечно, был осведомлен и оценил его идеологическое значение. А 4 сентября 1943 года историческая встреча Сталина с высшими иерархами православной церкви положила начало официальному восстановлению православия при определенной поддержке советского государства. Что было трудно себе представить до войны, в 30-е годы, в период тотальной борьбы с религией, когда осуществлялась объявленная коммунистической партией с 1932 года так называемая безбожная пятилетка.
Иногда утверждают, что Сталин в годы войны сознательно отказался от идеологии пролетарского интернационализма в пользу идеи национального патриотизма. Скорее, надо говорить об отказе от иллюзий, свойственных политике Коминтерна, надежд на европейскую коммунистическую революцию и слепой веры в германский рабочий класс как революционный авангард на европейском континенте. Не случайно, отвечая на вопрос английского корреспондента агенства «Рейтер» г. Кинга от 28 мая 1943 года по поводу решения о роспуске Коммунистического Интернационала, Сталин, в частности, объяснял так этот неожиданный шаг.
Сталин подчеркивал, что источником подвигов народа является «горячий животворный советский патриотизм». В докладе председателя Государственного Комитета Обороны на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1944 года, посвященном 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, подчеркивается принципиальное различие идеологических ценностей советского общества и германского фашизма.
– отмечает Сталин. И делает вывод. В ходе войны гитлеровцы понесли не только военное, но и морально-политическое поражение.
Сталин подчеркивает, что
В то же время Сталин, в отличие от ряда известных западных политиков и журналистов, никогда не обвинял немецкий народ в целом за преступления режима национал-социалистов и не скатывался на позиции этнического национализма и враждебности к немцам, как к народу, а к Германии – как к стране и государству. Хорошо известна его фраза из Приказа Народного комиссара обороны от 23 февраля 1942 года к очередной 24-й годовщине создания Красной армии:
Сталин также решительно воспротивился идее расчленения поверженной Германии на несколько малых государств. Подобные предложения о возвращении Германии к ситуации раздробленности, как было до ее объединения во времена железного канцлера Отто фон Бисмарка во второй половине ХIХ века, выдвигала, как известно, Великобритания и ее лидер – премьер Уинстон пк.
Сталин видел силу Красной армии как раз в том, что у нее «нет и не может быть расовой ненависти к другим народам, в том числе и к немецкому народу». А слабость германской армии состоит в том, что она своей «идеологией расового превосходства снискала ненависть народов Европы»!
– подчеркивал Сталин.
Тост за здоровье народа
Выступая на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной армии 24 мая 1945 года, маршал И. Сталин произнес свой знаменитый тост за здоровье русского народа, вызвавший ликование всех присутствующих. Он сказал:
Признав определенные ошибки своего правительства в начале войны, Сталин выразил признательность русскому народу, поверившему его руководству, и подчеркнул:
Информация