Военное обозрение

Надводные корабли: уклониться от ПКР

38

В предыдущем материале мы рассмотрели кинетические способы поражения, которые могут применяться для отражения массированных ударов, наносимых противокорабельными ракетами (ПКР).


Как бы разработчики ни пытались увеличить дальность обнаружения атакующих корабль самолётов и ПКР, количество каналов обнаружения и наведения зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), боекомплект зенитных управляемых ракет (ЗУР) и артиллерийских снарядов скорострельных автоматических пушек, авиация всё равно может сконцентрировать такое количество ПКР в залпе, перехватить которое надводный корабль (НК) не сможет.

На помощь могут прийти некинетические способы уничтожения ПКР и уклонения от их атаки.

Электромагнитные боеприпасы


Потенциально эффективным средством борьбы с налётом большого числа ПКР могут стать перспективные электромагнитные (ЭМИ) боеприпасы, оснащённые специальной боевой частью (БЧ), которая при подрыве вырабатывает мощный электромагнитный импульс. Такое излучение может повредить электронику ПКР, в первую очередь РЛС наведения.

Надводные корабли: уклониться от ПКР
Схема электромагнитного боеприпаса

Можно предположить, что ЗУР с электромагнитной БЧ будут использоваться в самом начале боя, для атаки ПКР на максимальном удалении от НК, таким образом, чтобы ЭМИ боеприпасы не повредили работу РЛС корабля и других ЗУР.

К плюсам ЭМИ боеприпасов можно отнести то, что один боеприпас потенциально может поражать сразу несколько ПКР. Кроме того, ЗУР с электромагнитной БЧ не нужно точное наведение на ПКР.

К недостаткам ЭМИ боеприпасов можно отнести то, что существуют эффективные способы защиты от такого типа воздействия. Например, средства размыкания цепей при возникновении сильных индукционных токов – стабилитроны и варисторы. Также РЛГСН может быть выполнена на базе устойчивой к ЭМИ низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (Low Temperature Co-Fired Ceramic – LTCC).

Как минимум, ЗУР с электромагнитной БЧ могут использоваться против массовых запусков малогабаритных БПЛА-камикадзе, в которых вряд ли удастся реализовать полноценные способы защиты от ЭМИ боеприпасов.

Помимо физического уничтожения ПКР существуют способы уклониться от их удара, обманув ГСН ракеты. Для этой цели используются средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системы постановки защитных завес и ложные цели.

Средства РЭБ


Использование средств РЭБ на надводном корабле является достаточно эффективным решением. Однако существует риск того, что само излучение средств РЭБ может быть использовано ПКР для наведения на надводный корабль. Снизить указанный риск можно, отстрелив средства РЭБ с ограниченным временем работы в сторону от корабля.

Израильской компанией Rafael разработана ложная цель C-GEM типа «выстрелил-забыл», предназначенная для противодействия ПКР с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения (РЛ ГСН / ИК ГСН). Ложная цель C-GEM включает высокоэффективные широкополосные излучатели с возможностью электронного управления лучом.


Активная ложная цель C-GEM

В предыдущем материале мы рассмотрели возможность увеличения дальности обзора средств разведки за счёт размещения радиолокационной станции (РЛС) на борту беспилотного летательного аппарата (БПЛА) вертолётного/квадрокоптерного типа, питание электродвигателей которого должно осуществляться по гибкому кабелю. Аналогичным образом могут быть размещены и активные излучатели средств РЭБ.


БПЛА октакоптерного типа, предназначенный для оказания телекоммуникационных услуг, с питанием по электрическому кабелю


Израильский электрический привязной БПЛА «HoverMast-100» компании Sky Sapience, предназначенный для длительного ведения разведки в режиме висения. Комплекс, включающий четыре БПЛА «HoverMast-100», может размещаться в контейнерах диаметром 0,8 метра на наземном носителе или надводном корабле. По команде оператора «HoverMast-100» за 15 секунд поднимается в воздух на высоту 50 метров

Размещение излучателей системы РЭБ на внешнем носителе, который сможет удаляться от надводного корабля на 200–300 метров в сторону, позволит минимизировать риск пассивного наведения ПКР на источник электромагнитного излучения.

Преимуществом средств РЭБ, размещаемых непосредственно на борту корабля, является их исключительно высокая мощность. Например, на американских эсминцах класса Arleigh Burke установлены средства РЭБ AN/SLQ-32(V)6 SEWIP Block II (планируется модернизация до AN / SLQ-32 (V) 7 SEWIP Block III), генерируемая которыми мощность помех может достигать 1 МВт. Разумеется, такой объём энергии по кабелю на БПЛА передать будет затруднительно.


Система РЭБ AN/SLQ-32(V)6 SEWIP Block II на борту эсминца класса Arleigh Burke

«Верный ведомый»


Может быть рассмотрен вариант размещения средств РЭБ на безэкипажных надводных кораблях (БНК) – компаньонах, сопровождающих надводный корабль с экипажем.

Безэкипажные корабли в настоящее время активно разрабатываются в ведущих странах мира, ранее мы их рассматривали в статьях Безэкипажные надводные корабли: угроза с Запада и Безэкипажные надводные корабли: угроза с Востока.

В авиации сейчас активно развивается направление взаимодействия БПЛА и пилотируемых истребителей, получившее наименование «верный ведомый». Схожее решение может быть применено и на флоте, когда надводный корабль с экипажем будут сопровождать 2–3 БНК, осуществляющие поиск подводных лодок, постановку завес и применение средств РЭБ.


Безэкипажные надводные корабли могут стать неотъемлемым спутником надводных кораблей

В худшем случае ПКР поразит «ведомый» БНК, а не надводный корабль с экипажем.

Ложные мишени


Ещё одним способом уменьшить вероятность поражения кораблей ПКР является использование ложных мишеней различного типа. Такие мишени могут представлять собой надувные металлизированные конструкции или иные уголковые отражатели поплавкового типа.


Эсминец класса Arleigh Burke осуществляет постановку поплавковой ложной мишени, содержащей уголковые отражатели для имитации крупной радиолокационно-контрастной цели


Развёртывание израильской ложной цели Wizard от компании Rafael

Недостатком ложных мишеней является то, что они не могут двигаться. То есть в случае, если надводный корабль идёт на высокой скорости, ложные мишени быстро от него отстанут. Разница в скорости также может позволить «продвинутой» ГСН ПКР распознать реальные и ложные цели.

Частичным выходом может стать использование ложных целей, буксируемых за кораблём. Более продвинутый вариант – оснащение ложных целей электродвигателями, позволяющими им двигаться вслед за кораблём, получая электропитание по кабелю. По сути, это будет самый примитивный вариант БНК, единственным назначением которого будет принять удар на себя. Учитывая наличие электропитания, мобильная ложная цель может имитировать тепловое и электромагнитное излучение надводного корабля.

Таким образом, даже одиночный надводный корабль со временем превратится в «стаю», включающую «привязные» мобильные ложные цели, привязные БПЛА с РЛС и/или средствами РЭБ, а также более «продвинутые» БНК сопровождения, предназначенные для поиска подводных лодок, размещения мощных средств РЭБ и постановки маскирующих завес.

Постановка маскирующих завес


Одним из наиболее эффективных и недорогих способов борьбы с ПКР является постановка надводными кораблями маскирующих завес, которые обеспечивает защиту надводных кораблей от ПКР с радиолокационными, оптическими и комбинированными системами наведения.


Российский корабельный комплекс постановки пассивных помех КТ-308. Источник: bastion-karpenko.ru


Постановка маскирующей завесы надводным кораблём (изображение в оптическом и тепловом диапазонах)

Можно предположить, что совершенствование ГСН ПКР, появление комбинированных многодиапазонных ГСН, включающих радиолокационный, оптический и тепловизионный каналы, в сочетании с усовершенствованными алгоритмами селекции целей, значительно снизят эффективность маскирующих завес. В то же время средства РЭБ также активно совершенствуются, а против оптического и тепловизионного каналов наведения могут применяться перспективные лазерные комплексы самообороны надводных кораблей.

Лазерное оружие


Развитие лазерного оружия на флоте подробно рассматривалось в статье Лазерное оружие: военно-морской флот.

Существует мнение, что лазерное оружие на флоте будет малоэффективно из-за того, что нижняя граница атмосферы над морем максимально насыщена водяными парами, препятствующими прохождению лазерного луча. Кроме того, ПКР является достаточно крупной и массивной целью, для поражения которой требуется лазерное оружие большой мощности. Отчасти это действительно так, но лишь отчасти.

Во-первых, хотя для поражения ПКР и требуется лазерное оружие куда большей мощности, чем, например, для поражения ракет «воздух-воздух» или «земля-воздух», но ведь и мощность корабельных энергетических систем куда выше той, что можно получить на самолёте. Да и с охлаждением проблем не возникнет – за бортом целый океан. К примеру, если на самолётах сейчас планируется установка лазерного оружия мощностью порядка 150 кВт (с перспективой увеличения до 300 кВт), то на модернизированных атомных подводных лодках типа «Вирджиния» изначально предполагается установить лазер мощностью 300 кВт (с перспективой увеличения мощности до 500 кВт).

Во-вторых, лазерное оружие на начальном этапе может применяться только для поражения оптических систем наведения ПКР, которые в сочетании с РЛС могут существенно повышать вероятность поражения, даже при применении средств РЭБ и маскирующих завес. Можно предположить, что для этой цели будет достаточно лазерного оружия мощностью до 50 кВт. Этой же мощности вполне достаточно для поражения малых и средних БПЛА, катеров и моторных лодок.

Сочетание средств РЭБ и лазерного оружия позволит полностью «ослепить» ПКР. Причём, в случае оптического/теплового канала наведения, ослепление будет необратимым (при достаточной мощности лазерного оружия).

В настоящий момент возможность установки лазерного оружия изначально закладывается в большинство проектов перспективных боевых кораблей ведущих стран мира.


В 2021 году эсминец USS Preble класса Arleigh Burke получит лазерный комплекс самообороны HELIOS мощностью 60 кВт – он станет первым кораблём в ВМС США, оснащённым лазерным оружием

Выводы


Сочетание кинетических и некинетических средств поражения ПКР, а также способов уклонения от атаки может значительно повысить выживаемость надводных кораблей при массированном применение ПКР, даже с учётом того, что в обозримой перспективе надводные корабли потеряют возможность затеряться на просторах мирового океана.

Возрастание угрозы нанесения противником массированных ударов ПКР приведёт к тому, что основной задачей надводных кораблей станет защита самих себя и определённой зоны вокруг себя от авиации и средств воздушного нападения. При этом выполнение ударных задач ляжет на атомные подводные лодки – носители крылатых и противокорабельных ракет (ПЛАРК).
Автор:
Использованы фотографии:
bastion-karpenko.ru, integral-russia.ru, alternathistory.livejournal.com
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. malyvalv
    malyvalv 28 апреля 2021 05:07
    +6
    Всё это может и не спасти. Ракеты сейчас оснащаются компьютерными мозгами которые при ослеплении сенсоров могут просто направить ракету в предполагаемую точку нахождения цели рассчитывая упреждение то есть просто как тупой артиллерийский снаряд. Учитывая гигантскую разницу в скорости ракеты и корабля вероятность поражения будет большая.
    1. Kalmar
      Kalmar 28 апреля 2021 11:17
      +1
      Цитата: malyvalv
      Ракеты сейчас оснащаются компьютерными мозгами которые при ослеплении сенсоров могут просто направить ракету в предполагаемую точку нахождения цели

      Думаю, предполагается, что ракета должна быть ослеплена до того, как она точно определит положение цели. В этом случае будет хороший шанс, что она (ракета) наведется в итоге на ложную цель или вообще уйдет мимо. Понятно, что вероятность такого события далека от 100%, но таковы реалии - абсолютных гарантий никто дать не может.
  2. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 28 апреля 2021 05:37
    +6
    "Что нам стоит дом построить? Нарисуем...и будем жить !" Вот,например,что в своё время предлагал "сумрачный немецкий гений"... в определённую часть воздушного пространства забрасывался уголь(точнее. угольная пыль)...так сказать, "мелкого,но до ...много!" А потом, поджигали "уголное облако",чтобы вызвать "объёмный" взрыв ("эффект" ОДБ...). А были ещё "вихремёты" ! А чё? Берем малоразмерные "телеуправляемые" катера с "вихревыми пушками" и подставляем их под цель ! Ну,да ладно...бог с ними...фрицами и гансами ! И в РФ есть талантливые очумельцы ! Была когда-то "эпопея" с СОИ... в ответ предлагались "антидоты"... Одним из них было такое предложение: с помощью лазеров-мазеров и прочего "творчества" , перед воздушными целями создавался "плазмоид"... вражий "объект" сталкивался с плазмоидом и "пускался в разнос "...! А ещё можно вспомнить :1.эффект искривления пространства;2."лучи Теслы"; 3. "миниатюрные" "чистые" термоядерные заряды; 4. на крайний "конец", "Шилка"с калифорниевыми снарядами...5. или устанавливаем с помощью БПЛА сеть-забор и подключаем его к напряжению в 1 млн вольт !6.Воздушные минные поля! Ну, пока всё! Но вы подождите немного! У меня ещё есть "идеи" на подходе !
    1. Momotomba
      Momotomba 28 апреля 2021 07:52
      +3
      Коллега, просто признайтесь, что Вы старше 30 лет от роду)))) большая часть изобретений и открытий была создана людьми до 30, которые просто не знали, что чего-то нельзя или что-то точно не получится laughing
      Может быть в этот момент аспирант Вася доделывает воздушное минное поле из лучей Теслы на чистых бомбах из Шилки с применением БПЛА на водной подушке с применением технологии обратного осмоса......
    2. Авиатор_
      Авиатор_ 28 апреля 2021 08:27
      +4
      перед воздушными целями создавался "плазмоид"... вражий "объект" сталкивался с плазмоидом

      Ваша ирония вполне понятна, это от неинформированности. Реально рассматривался вопрос создания тепловой неоднородности на входе в воздухозаборник крылатой ракеты, что вызывало проблемы в компрессоре её ВРД с остановкой двигателя. Согласитесь, что для этого мощность лазера нужна существенно меньше, чем прожигать дырку в металлическом корпусе, да и требование к точности наведения и сопровождения существенно ниже. "Плазмоид" тут вообще не при чём.
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 28 апреля 2021 08:42
        +2
        Цитата: Авиатор_
        "Плазмоид" тут вообще не при чём.

        Если Реально рассматривался вопрос создания тепловой неоднородности на входе в воздухозаборник крылатой ракеты, то ,действительно, "Плазмоид" тут вообще не при чём. yes Но я-то талдычу о ином клиническом случае... "Плазмоиде" ! stop
    3. Нормаль ок
      Нормаль ок 28 апреля 2021 11:01
      -1
      Цитата: Nikolaevich I
      "Что нам стоит дом построить? Нарисуем...и будем жить !" Вот,например,что в своё время предлагал "сумрачный немецкий гений"... в определённую часть воздушного пространства забрасывался уголь(точнее. угольная пыль)...так сказать, "мелкого,но до ...много!" А потом, поджигали "уголное облако",чтобы вызвать "объёмный" взрыв ("эффект" ОДБ...). А были ещё "вихремёты" ! А чё? Берем малоразмерные "телеуправляемые" катера с "вихревыми пушками" и подставляем их под цель ! Ну,да ладно...бог с ними...фрицами и гансами ! И в РФ есть талантливые очумельцы ! Была когда-то "эпопея" с СОИ... в ответ предлагались "антидоты"... Одним из них было такое предложение: с помощью лазеров-мазеров и прочего "творчества" , перед воздушными целями создавался "плазмоид"... вражий "объект" сталкивался с плазмоидом и "пускался в разнос "...! А ещё можно вспомнить :1.эффект искривления пространства;2."лучи Теслы"; 3. "миниатюрные" "чистые" термоядерные заряды; 4. на крайний "конец", "Шилка"с калифорниевыми снарядами...5. или устанавливаем с помощью БПЛА сеть-забор и подключаем его к напряжению в 1 млн вольт !6.Воздушные минные поля! Ну, пока всё! Но вы подождите немного! У меня ещё есть "идеи" на подходе !

      Так боеприпасы объёмного взрыва ещё до ВОВ были придуманы. А, графитовая пыль применялась американцами в Югославии, чтобы вывести из строя электрические сети.
      1. SovAr238A
        SovAr238A 28 апреля 2021 13:11
        +3
        Цитата: Нормаль ок

        Так боеприпасы объёмного взрыва ещё до ВОВ были придуманы. А, графитовая пыль применялась американцами в Югославии, чтобы вывести из строя электрические сети.


        Не пыль, а нити...
        мириады нитей.
        1. gaudin
          gaudin 29 апреля 2021 22:31
          0
          Цитата: SovAr238A
          Не пыль, а нити...
          мириады нитей.

          Углеродные нити для закорачивания линий электропередач, а боеприпасы с угольной пылью использовали для поражения электрических подстанций.
  3. владимир1155
    владимир1155 28 апреля 2021 08:24
    -4
    вывод очевидный и верный будущее за ПЛ, надводные корабли это прибрежные фрегаты ПЛО в 3000 тн , они же патрульники антипираты и охранники рыбооловов мирного времени
    1. Kalmar
      Kalmar 28 апреля 2021 11:22
      +4
      Цитата: владимир1155
      будущее за ПЛ

      У ПЛ свои заморочки. Например, внятных средств ПВО для них сейчас просто не существует, что сильно осложняет их отношения с противолодочной авиацией. Или связь: организация связи с ПЛ - отдельный аттракцион, делающий управление ими не самым простым занятием. В общем, одними ПЛ никак не обойтись.
      1. владимир1155
        владимир1155 28 апреля 2021 13:20
        0
        цели рпксн это удар возмездия по агрессору, для этого даже не нужна двусторонняя связь, а выживаемость обеспечивается размерами и глубиной океана который очень трудно плотно охватить противолодочной авиацией. Цели НАПЛ это оборона акватории вкруг баз АПЛ, ПВО этой акватории обеспечивается наземной ПВО и авиацией берегового базирования.
        1. Kalmar
          Kalmar 28 апреля 2021 13:39
          0
          Цитата: владимир1155
          цели рпксн это удар возмездия по агрессору, для этого даже не нужна двусторонняя связь

          Да как бы полезна: РПКСН должен получить приказ на запуск, а до этого - как-то докладывать свой текущий статус.

          Цитата: владимир1155
          выживаемость обеспечивается размерами и глубиной океана который очень трудно плотно охватить противолодочной авиацией

          В океан еще как-то выйти надо; географические аспекты данного вопроса неоднократно обсуждались. Одна из важнейших задач НК в этой истории - разгон вражеской авиации.

          Потом, вы "потеряли" МЦАПЛ, которым для выполнения своих задач (удар по берегу, борьба с вражескими флотами) может понадобиться действовать на большом удалении от своего берега, где своя авиация уже ничем не поможет. И да, для них двусторонняя связь еще более важна.
          1. владимир1155
            владимир1155 28 апреля 2021 20:05
            0
            Цитата: Kalmar
            РПКСН должен получить приказ на запуск, а до этого - как-то докладывать свой текущий статус.

            зачем? я себе уже все доказал,.... достаточно получить приказ на пуск, а факт своего существования станет очевидным по результатам уничтожения вашингтона ньюйорка и далее по списку
          2. владимир1155
            владимир1155 28 апреля 2021 20:07
            -1
            Цитата: Kalmar
            В океан еще как-то выйти надо; географические аспекты данного вопроса неоднократно обсуждались. Одна из важнейших задач НК в этой истории - разгон вражеской авиации.

            для выхода в океан МЦАПЛ РПКСН достаточен контроль 2000 км от базы, это плечо фронтовой авиации с берега, они легко уничтожат все слабосильные палубники противника
            1. Kalmar
              Kalmar 28 апреля 2021 20:28
              0
              Цитата: владимир1155
              достаточен контроль 2000 км от базы, это плечо фронтовой авиации с берега, они легко уничтожат все слабосильные палубники противника

              Этот миф, мне кажется, уже много раз разбирали: у вас в "2000" лишний нолик. Да и палубники ни разу не слабосильные в наше время. А МЦАПЛ еще к своим целям надо подобраться, причем не факт, что это мероприятие будет происходить там, куда базовая авиация сможет дотянуться.

              В целом, не надо пытаться перехитрить реальность: не существует никакой "серебряной" пули, каждый вид ВВТ имеет свои сильные и слабые стороны, чем-то одним обходиться не получится. Комплексный подход правит балом )
              1. владимир1155
                владимир1155 28 апреля 2021 23:24
                -1
                Цитата: Kalmar
                Этот миф, мне кажется, уже много раз разбирали: у вас в "2000" лишний нолик.

                это вас как раз не хватает нолика.... Су-57/Дальность полета
                5 500 км ...... Ту-160/Дальность полета
                12 300 км .....
                Ту-22М/Дальность полета
                5 100 км
                1. Kalmar
                  Kalmar 29 апреля 2021 08:58
                  0
                  Цитата: владимир1155
                  Су-57/Дальность полета

                  Мы этот диалог так и будем каждые пару месяцев репетировать? )) Ну ок: дальность полета и, скажем так, эффективный боевой радиус - это вообще не одно и то же.

                  Самолету же нужно топливо на обратную дорогу, на ведение воздушного боя (а там в ход пойдет форсаж, который горючку кушает от души). А еще он должен банально успеть перехватить вражескую авиацию до того, как та получит возможность применить свои АСП. Так что успешный перехват в 2000 км от берега - это почти фантастика.
                  1. владимир1155
                    владимир1155 29 апреля 2021 09:19
                    0
                    Цитата: Kalmar
                    Ну ок: дальность полета и, скажем так, эффективный боевой радиус

                    сейчас все воюют по принципу выстрелил смылся, никто там н будет делать пели нестерова и идти на таран, вы остались по моему в 1945 все еще...... ракеты воздух воздух летят на сотню километров, так что, боевой радиус, это предельная дальность по топливу разделенная на два , плюс дальность ракет...
                    1. Kalmar
                      Kalmar 29 апреля 2021 09:41
                      -1
                      Цитата: владимир1155
                      ракеты воздух воздух летят на сотню километров, так что, боевой радиус, это предельная дальность по топливу разделенная на два , плюс дальность ракет...

                      Чтобы выполнить пуск на сотню километров, противника еще нужно надежно засечь. После пуска - проконтролировать поражение, выполнить повторный пуск при необходимости, так что "выстрелить и забыть" не выйдет. Противник, к слову, тоже отстреливаться может, так что повертеться придется.

                      Второй аспект: противник может оказаться непунктуальным. Вы к точке перехвата прибыли, а он на полчаса опаздывает. Дожидаться уже не получится, иначе не хватит топлива на обратную дорогу. Либо противник может нагло изменить курс и выйти к другой точке. Предугадать его поведение на 100% невозможно же.

                      Наконец, фактор скорости не забываем: на предельную дальность все же надо успеть долететь. Это значит, что о появлении вражеских самолетов в некоторой точке надо знать за несколько часов. Не думаю, что разведка на такое способна.

                      Как итог, "предельная дальность по топливу разделенная на два..." - это просто некий теоретический предел, недостижимый в реальной жизни.
                      1. владимир1155
                        владимир1155 29 апреля 2021 09:45
                        0
                        Цитата: Kalmar
                        "предельная дальность по топливу разделенная на два..." - это просто некий теоретический предел

                        во первых иногда придется работать и на предельных возможностях, во вторых даже имея приличный запас в 25 процентов по радиусу фронтовая авиация покрывает гарантированно искомые 2000 км, а не смешные тимохинские 200, ... а дальняя способна поразить территорию США
                      2. Kalmar
                        Kalmar 29 апреля 2021 10:05
                        -1
                        Цитата: владимир1155
                        даже имея приличный запас в 25 процентов по радиусу фронтовая авиация покрывает гарантированно искомые 2000 км, а не смешные тимохинские 200

                        "Смешные тимохинские 200", насколько помню, обуславливались не радиусом, а временем реакции: ну не может самолет по щелчку пальцев подпрыгнуть в воздух и моментально перенестись на пару тысяч км.

                        Подготовка к вылету, подъем в воздух, собственно перелет - все это занимает время. Т.е. нужно очень сильно заранее обнаружить действия вражеской авиации и весьма точно определить, куда она направляется, чтобы выбрать точку перехвата. Где б такую разведку взять.
                      3. владимир1155
                        владимир1155 29 апреля 2021 11:05
                        0
                        Цитата: Kalmar
                        Т.е. нужно очень сильно заранее обнаружить действия вражеской авиации и весьма точно определить, куда она направляется, чтобы выбрать точку перехвата. Где б такую разведку взять.

                        есть ответ А50 А100
                      4. Kalmar
                        Kalmar 29 апреля 2021 11:28
                        -1
                        Цитата: владимир1155
                        есть ответ А50 А100

                        А-50 девять штук на всю нашу необъятную родину. Да и висеть в воздухе постоянно он не может, а враг ведь явно не по расписанию нападает. А-100 вообще пока в разработке с довольно туманными перспективами. В любом случае, никто не отправит самолет ДРЛО в одиночный полет за 2-3 тысячи км, где его нечем и некем прикрыть.
  • Ка-52
    Ка-52 28 апреля 2021 08:33
    +3
    Постановка маскирующей завесы надводным кораблём (изображение в оптическом и тепловом диапазонах)

    по определению не верно. Тепловое (инфракрасное) излучение относится к оптическому излучению. Правильно было написать "в видимом и инфракрасном диапазонах".
    1. AVM
      28 апреля 2021 10:22
      +2
      Цитата: Ка-52
      Постановка маскирующей завесы надводным кораблём (изображение в оптическом и тепловом диапазонах)

      по определению не верно. Тепловое (инфракрасное) излучение относится к оптическому излучению. Правильно было написать "в видимом и инфракрасном диапазонах".


      Согласен.
  • Undecim
    Undecim 28 апреля 2021 10:19
    +1
    Количество различных диванных военно-морских теоретиков на сайте уже превысило все разумные пределы и русуемые ими "прожекты" уже от реальности совсем далеки.
    Возрастание угрозы нанесения противником массированных ударов ПКР приведёт к тому, что основной задачей надводных кораблей станет защита самих себя и определённой зоны вокруг себя от авиации и средств воздушного нападения.

    А как же быть с подводными средствами нападения?
    1. AVM
      28 апреля 2021 10:22
      0
      Цитата: Undecim
      Количество различных диванных военно-морских теоретиков на сайте уже превысило все разумные пределы и русуемые ими "прожекты" уже от реальности совсем далеки.
      Возрастание угрозы нанесения противником массированных ударов ПКР приведёт к тому, что основной задачей надводных кораблей станет защита самих себя и определённой зоны вокруг себя от авиации и средств воздушного нападения.

      А как же быть с подводными средствами нападения?


      Об этом будет статья.
      1. Undecim
        Undecim 28 апреля 2021 10:24
        +3
        Об этом будет статья.

        Эта музыка будет вечной
        Если я заменю батарейки....
        1. Вождь краснокожих
          Вождь краснокожих 28 апреля 2021 20:49
          +1
          Не стоит и менять. Кажется авторы изобрели "вечный двигатель" этой темы и эксплуатируют его нещадно!))
          laughing
          1. Undecim
            Undecim 28 апреля 2021 20:58
            +2
            Это администрация сайта нащупала тему для очередного холивара, на которую диванные Альфреды Мэхэны слетаются, как эти, типа пчелы. И теперь поддерживает накал.
      2. 971
        971 28 апреля 2021 15:26
        0
        Цитата: AVM
        А как же быть с подводными средствами нападения? Об этом будет статья.

        wassat

        Обещаю громко не ржать и ногами больно не бить laughing
  • 971
    971 28 апреля 2021 15:28
    -1
    самое забавное то что автор "слоника"-то и не заметил lol
  • Narak-zempo
    Narak-zempo 28 апреля 2021 18:21
    0
    Электромагнитные боеприпасы

    Лучший ЭМИ-боеприпас, как известно, ядерный laughing
  • Александр1971
    Александр1971 29 апреля 2021 10:30
    0
    Автору вопрос: "В какой степени, по вашему мнению, эти идеи находят практическое воплощение в российском надводном флоте?"
    Лично я предположу, что за исключением густого чёрного дыма, - никакое.
    1. AVM
      29 апреля 2021 12:30
      -1
      Цитата: Александр1971
      Автору вопрос: "В какой степени, по вашему мнению, эти идеи находят практическое воплощение в российском надводном флоте?"
      Лично я предположу, что за исключением густого чёрного дыма, - никакое.


      По двум статьям сразу:
      Завесы есть, 30-мм снаряды с дистанционным подрывом вроде как разработаны, но на флоте по-моему не испытывались. АФАР есть, но мало, и разрабатываются. ЗУР с АРЛГСН и ИК ГСН есть, но могу предположить, что мало.

      Средства РЭБ у нас вроде как хорошие, но как с ними на флоте, у меня данных нет. По ложным надувным и уголковым мишеням тоже самое - надувная техника для СВ есть, про флот мне неизвестно, но я честно говоря особо не углублялся, ПМСМ уж это то решаемая задача.

      БПЛА ДРО и РЭБ на тросе пока нет, но и ни у кого нет. В принципе, технология вполне достижимая для нас.

      С лазерами скорее всего плохо.
  • Alisher
    Alisher 30 апреля 2021 00:58
    0
    Американская идея с графитовыми нитями может быть трансформирована. Самолёты при извержении вулкана с выбросом пепла - не летают, пепел вырубает двигатели. Если сделать сверхпрочные лёгкие и длинные нити, в виде сетки-паутинки, раскидываемые в воздухе снарядом (ракетой) на пути КР (высота полета которых низкая), то они могут засосаться в двигатель. Небольшого прочного штыря в сетке хватит для поломки лопаток двигателя. Но нить должна быть жаропрочной. Против винтовых Дронов тоже подойдёт, если на винт намотается.
  • fomin
    fomin 9 мая 2021 18:47
    0
    Все сказанное в статье конечно может сработать только в том случае если в памяти ракеты не будет заложен профиль корабля противника который нужно поразить или если наведение ракеты не будет производится по телевизионному каналу.