БТР - "Восьмидесятка"

20
К середине 50-х годов значительно возросли требования к бронетранспортерам: они не должны были уступать танкам по проходимости, что позволяло бы мотопехоте не только сопровождать танковые подразделения, но в ряде случаев и идти впереди них. Во многих странах столь жесткие требования привели к полному переходу на гусеничные бронетранспортеры (например, в США). Однако возможности колесных бронированных машин еще не были исчерпаны полностью.

В Советском Союзе за решение этой задачи в конце 1950-х годов на конкурсной основе взялся ряд конструкторских коллективов. В рамках конкурса был создан плавающий бронетранспортер ЗИЛ-153: с колесной формулой 6х6, полностью закрытым корпусом, торсионной подвеской, передними и задними управляемыми колесами. Движение на плаву у этой 10-тонной машины обеспечивалось за счет водометного движителя.

БТР - "Восьмидесятка"


Макетный образец бронетранспортера представили брянские машиностроители. Эту восьмиколесную боевую машину, вооружить которую предполагалось 73-мм пушкой, часто именуют колесной боевой машиной пехоты. К главным ее особенностям можно отнести гидропневматическую подвеску, позволявшую изменять клиренс более чем на 300 мм.

Наиболее же удачным оказался бронетранспортер "49", созданный в КБ ГАЗа. В 1959 году машину приняли на вооружение Советской Армии, а с 1961 года началось серийное производство бронетранспортеров, получивших армейское обозначение БТР-60П.

Открытый сверху корпус БТРа сваривался из катаных броневых листов. Для защиты от атмосферных осадков имелся брезентовый тент. Пулемет СГМБ калибра 7,62 мм (боекомплект 1250 патронов) устанавливался на станке, закрепляемом на кронштейнах: в походном положении - на лобовом листе, в боевом - на бортовых или лобовых листах.

Силовая установка включала два 6-цилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-40П, мощностью по 90 л.с., установленных параллельно в корме. Каждый из двигателей через свою двухступенчатую раздаточную коробку приводил два ведущих моста. Все колеса оснащались независимой торсионной подвеской и системой регулирования давления воздуха в шинах.

В 1963 году появился модернизированный БТР-60ПА с полностью герметичным, закрытым сверху корпусом вместимостью 12 человек. Для выхода десанта имелись 4 верхних люка с бронекрышками. В 1965 году на БТР-60ПА-1 были применены усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи.




В том же году появился и вариант БТР-60ПБ. Главным отличием последнего стала коническая башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм (боекомплект 500 патронов) и 7,62-мм ПКТ (2000 патронов). Кроме того, БТР-60ПБ имел новые приборы наблюдения; был заменен на более совершенные ряд агрегатов силовой установки. Все машины серии БТР-60 оснащались радиостанциями Р-113 или Р-123.

Эти бронетранспортеры длительное время состояли на вооружении Советской Армии и ВМФ СССР (морская пехота). В ряде частей их можно встретить и поныне.

В 1972 году в том же КБ был создан бронетранспортер БТР-70; спустя четыре года началось его серийное производство.

БТР-70 являлся модернизацией бронетранспортера БТР-60ПБ. Основные отличия его состояли в следующем:

установлены более мощные 8-цилиндровые карбюраторные (опять-таки) двигатели ГАЗ-66 мощностью по 115 л.с. каждый; изменено размещение десантников, которые развернулись лицом к бортам, что позволяло им вести огонь со своих мест; вырезаны нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных отсеках; поставлена автоматическая система ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая давала возможность при выходе из строя одного двигателя работать на исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшилась на 185 мм. Вооружение осталось таким же, как на БТР-60ПБ.

БТР-80А


В передней части корпуса размещены сиденья водителя и командира, за ними - сиденья десантника и стрелка. В десантном отделении параллельно бортам расположены два продольных сиденья на шесть десантников. Для стрельбы из личного оружия предусмотрены 7 лючков, закрытых броневыми крышками.

Кроме основного вооружения, установленного в башне, и штатного оружия мотострелкового отделения, внутри БТР-70 в укладках перевозятся: два автомата Калашникова, два переносных ЗРК 9К34 "Стрела-3", один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, два автоматических гранатомета АГС-17 "Пламя".

Движение на плаву осуществляется за счет водометного движителя. На БТР-70 смонтирована радиостанция Р-123М.

Машины последних выпусков имели башни, допускающие большой угол вертикального наведения вооружения. БТР-70 с такой башней принимали участие в параде 7 ноября 1986 года в Москве.

Бронетранспортеры БТР-70 поступали на вооружение Советской Армии, а также ННА ГДР и афганских правительственных войск. В настоящее время эти боевые машины имеются в составе армий почти всех стран СНГ.

С учетом опыта боевого применения колесных бронетранспортеров в Афганистане был разработан бронетранспортер БТР-80. С 1984 года эта боевая машина выпускается серийно.





По общей компоновке БТР-80 сходен со своим предшественником. Отделение управления расположено в передней части корпуса. В нем размещены рабочие места командира машины и механика-водителя. Тут же установлены смотровые приборы, обеспечивающие наблюдение и вождение машины днем и ночью, щиток контрольно-измерительных приборов, органы управления, радиостанция, аппарат переговорного устройства.

Силовое отделение находится в задней части корпуса и изолировано от боевого герметичной перегородкой. В нем размещены двигатель со сцеплением и коробкой передач, представляющие единый силовой блок, водяные и масляные радиаторы, теплообменники, маслоохладитель коробки передач, предпусковой подогреватель двигателя, водометный движитель, водооткачивающий насос, фильтровентиляционная установка, топливные баки, генераторы и другое оборудование.

Двигатель - КамАЗ-7403, восьмицилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров, турбокомпрессорным наддувом, мощностью 260 л.с. (191 кВт). Применение высокоэкономичного дизеля позволило увеличить по сравнению с БТР-70 запас хода фактически без увеличения объема основных топливных баков. Отпала необходимость и в дополнительных емкостях.

Украинский БТР-80

БТР-80А на Нижегородской ярмарке


Более высокий крутящий момент двигателя дал возможность повысить среднюю скорость движения машины.

Конструкторы позаботились о повышении боеготовности бронетранспортера в холодное время года. Так, при температуре окружающего воздуха от -5°С до -25°С двигатель прогревается предпусковым подогревателем с использованием электрофакельного устройства. Воздух также подогревается факелом пламени, образующимся от сгорания во впускных трубопроводах дизельного топлива во время стартерной прокрутки и начальной работы двигателя до выхода его на устойчивый режим.

При преодолении водных преград, чтобы не допустить попадания воды в двигатель, устанавливаются высокие воздухозаборные трубы.

Использование на БТР-80 одного двигателя повлекло за собой значительные изменения трансмиссии. Механическое усилие через фрикционное сухое двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на пятиступенчатую трехходовую коробку передач. Вторая, третья, четвертая и пятая передачи снабжены синхронизаторами.

Крутящий момент с коробки передач через промежуточный карданный вал передается на раздаточную коробку, которая выполнена двухступенчатой, с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока: на первый - третий и на второй - четвертый мосты. Предусмотрена принудительная блокировка межосевого дифференциала для тяжелых дорожных условий (причем включение понижающей передачи и блокировка межосевого дифференциала происходят только при включенных передних мостах). А чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента.

От раздаточной коробки отбирается также мощность на водометный движитель и лебедку. На коробке установлены два тормозных механизма стояночной тормозной системы трансмиссионного типа.

Оригинальная конструкция раздаточной коробки позволяет использовать в БТР-80 с незначительными изменениями многие узлы и детали его предшественника, в том числе ведущие мосты, подвеску, рулевое управление, рабочие тормоза и др.

Высокая подвижность БТР-80 обеспечивается мощным двигателем, приводом на все восемь колес, их независимой торсионной подвеской, большим клиренсом, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, благодаря чему он способен следовать за танками, с ходу преодолевать окопы и траншеи шириной до 2 м.

Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает высокую проходимость по бездорожью, сравнимую с гусеничными машинами.

Кроме того, БТР-80 может продолжить движение при полном выходе из строя одного или даже двух колес. Машина не пострадает при наезде на пехотную мину, но и при подрыве на противотанковой мине сохраняет подвижность, так как энергия взрыва повреждает, как правило, одно из восьми колес.

В башне и средней части корпуса бронетранспортера находится боевое отделение. Штатное вооружение машины составляют 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. В башенной установке размещены также дневной прицел, два смотровых прибора и ручные приводы механизмов наведения в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Наводчик находится на подвесном сиденье под башней.



Прицельная дальность стрельбы по наземным целям из пулемета КПВТ достигает 2000 м, из ПКТ - 1500 м. Стрельба по низколетящим малоскоростным целям может вестись из пулемета КПВТ на дальностях до 1000 м, при этом максимальный угол возвышения установки-60. Скорострельность КПВТ-500-600 ВЫСТР./МИН, ПКТ-700-800 выстр./мин, соответственно боекомплект - 500 и 2000 патронов в лентах, уложенных в патронных коробках.

Огневые возможности БТР-80 усиливаются благодаря тому, что боевой расчет может вести огонь из личного оружия непосредственно из машины. С этой целью БТР оборудован семью амбразурами с шаровыми опорами и приборами наблюдения по бортам корпуса для стрельбы во фронтальном и фланговом направлениях и двумя на крыше - для стрельбы по высокорасположенным целям. Из двух амбразур можно вести огонь из пулеметов, а из двух люков, расположенных на крыше, метание гранат, стрельбу-из ручных гранатометов и зенитно-ракетиых комплексов типа "Стрела" и "Игла". Для постановки дымовых завес имеется шесть установок для запуска дымовых гранат ЗД6.

Экипажу и десанту созданы все условия для выполнения ими боевых задач. Герметичный корпус, выполненный из стальных броневых листов, с дифференцированными углами наклона, надежно защищает боевой расчет от пуль калибра 7,62 мм, осколков снарядов, а лобовая броня благодаря ее форме - и от пуль калибра 12,7 мм.

БТР-80 в Сербии, 1996 год



Фильтровентиляционная установка осуществляет очистку забираемого наружного воздуха от пыли, радиоактивных и отравляющих веществ и подает его в обитаемое отделение.

Экипаж и десант машины благодаря наличию четырех люков, расположенных в крыше корпуса, а также двум двустворчатым дверям на правом и левом бортах машины может быстро осуществлять и посадку, и высадку. Нижняя створка двери при открывании образует подножку, благодаря чему посадка и высадка могут производиться в движении.

Бронетранспортер оснащен УКВ-радиостанцмей Р-123М для внешней связи и переговорным устройством Р-124 -для внутренней. В последнее время на БТР-80 устанавливаются более современная танковая радиостанция Р-163 и переговорное устройство Р-174.

Бронетранспортеры БТР-80 активно использовались в ходе боевых действий в Афганистане. Сейчас они состоят на вооружении в Российской Армии, Внутренних войсках и морской пехоте. БТР-80 снискала репутацию высококлассной машины, способной эффективно решать задачи в любых климатических и дорожных условиях.

На базе БТР-80 разработана целая гамма машин различного назначения: командирский бронетранспортер БТР-80; самоходное артиллерийское орудие 2С23 "Нона СВК", поступающее в войска с 1990 года; бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К, принятая на вооружение в начале 1993 года,'разведывательная химическая машина РХМ-4; унифицированное шасси для командно-наблюдательных машин командиров артиллерийских батарей и дивизионов.

Конструкторы, учитывая многолетний опыт эксплуатации, а также постоянно возрастающий круг решаемых задач, разработали и в 1994 году поставили на производство бронетранспортер БТР-80А.

В новой боевой машине сохранены все лучшие качества БТР-80 - высокая подвижность, проходимость, живучесть и существенно повышена огневая мощь.

Машина вооружена башенной пушечно-пулеметной установкой, предназначенной для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В ней размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет (ПКТ) с углами наведения 360 ° по горизонтали и от -5° до +70° по вертикали.

Пушка и спаренный с ней пулемет устанавливаются снаружи башни, что позволило увеличить объем подбашенного пространства, повысить удобство работы оператора, уменьшить шум и исключить загазованность обитаемых отделений при стрельбе.

Питание пушки и пулемета - ленточное из магазинов, закрепленных в нижней части башни. Боекомплект пушки - 300 патронов (уложен в 2 лентах: одна - с осколочно-фугасно-зажигательными (ОФЗ) и осколочно-трассирующими (ОТ), а другая -с бронебойно-трассирующими (БТ) снарядами). Боекомплект пулемета - 2000 патронов в одной ленте. Патроны с ОФЗ и ОТ снарядами предназначены для стрельбы по наземным и воздушным целям, а патроны с БТ снарядами - для поражения бронированных целей и огневых точек.



Наведение пушки и пулемета в цель осуществляется с помощью дневного прицела 1 ПЗ-9 и ночного ТПНЗ. Прицельная дальность стрельбы из пушки днем снарядом БТ - до 2000 м, ОФЗ - до 4000 м, ночью - не менее 800 м.

На рабочем месте оператора размещены органы управления механизмами перезаряжения, спуска, предохранителя, смены подачи пушки (ОФЗ или БТ), стопорными устройствами, смотровыми приборами. Здесь же расположен пульт, позволяющий задать темп стрельбы пушки: одиночный, малый (200 выстрелов в минуту) и большой (не менее 330 выстрелов в минуту). Таким образом, в зависимости от оперативной обстановки, характера и вида целей оператор может выбрать тип боеприпаса (ОФЗ или БТ) и режим ведения огня.

Боевая масса машины возросла незначительно и составляет 14,5 т. Высота увеличилась до 2800 мм. Все остальные характеристики остались как у БТР-80.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера БТР-80
Боевая масса, т .................... 13,6
Экипаж, чел. ......................... 10
Габаритные размеры, мм:
длина .............................. 7650
ширина ............................. 2900
высота ............................. 2350
клиренс ............................. 475
Макс. скорость, км/ч:
на шоссе ............................. 80
на плаву ...............................9
Запас хода:
по шоссе, км ........................ 600
на плаву ............................. 12





БТР-80 Афганистан






Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 8 рота
    +11
    29 августа 2012 09:40
    Восьмидесятку считаю отличной машиной. Покатался на шестидесятках и семидесятках немало, поэтому имею право сравнивать. Мощный тяговитый движок даже в горах тянет превосходно. Хорошо держит подрывы на минах. Вполне можно брать принципиальную схему 80-ки за платформу современной легкобронированной техники.
    1. Инсургент
      +1
      29 августа 2012 20:27
      А защита ,та же дшк неоставляет ей некаких шанссов?
  2. Rockets
    +1
    29 августа 2012 10:46
    Так уже взяли все кому надо. Концепция 60-80 и есть основа современных БТР
    Ни кто, ни чего, ещё не придумал лучше.
    1. CashPoint
      -8
      29 августа 2012 11:20
      А концепция 60-80 взята у немецкого Sd.Kfz.231 (8-rad)


  3. +1
    29 августа 2012 12:21
    на 80 не ездил, как то не довелось, а на 60 и 70 бывало! техника достойная уважения! вооружения у нее маловато, а так бежит и плывет хорошо!
  4. Rockets
    +5
    29 августа 2012 12:46
    Цитата: CashPoint
    А концепция 60-80 взята у немецкого Sd.Kfz.231 (8-rad)

    Кроме 4х осного шасси ни чего общего. Концепции разные
    1. CashPoint
      -3
      29 августа 2012 13:41
      Так уж и ничего общего, компоновка и концепция вся один в один...
      "Ни кто, ни чего, ещё не придумал лучше."
      1. Rockets
        0
        29 августа 2012 20:35
        Цитата: CashPoint
        Так уж и ничего общего, компоновка и концепция вся один в один...
        "Ни кто, ни чего, ещё не придумал лучше."

        Конкретно приведённый вами пример Sd.Kfz.231 (8-rad) является бронеавтомобилем, на рамном шасси
  5. Larus
    +9
    29 августа 2012 13:06
    Rockets,
    Такие "специялисты" и про калаш кричат,что со штурмгевера срисовали,хотя там кроме изогнутого рожка ничего общего нет.
    1. CashPoint
      -7
      29 августа 2012 13:44
      Конструкция STG-44 и АК-47 разные, но концепция одна - короткая штурмовая винтовка под промежуточный патрон и Калашников её повторил причём ряд узлов оформил так-же как STG-44
      1. Прохор
        0
        1 сентября 2012 20:20
        Ага! И вообще, русские настолько тупые, что даже круглое колесо, изобретённое с допотопной Месопотамии, скопировали!
        Так что-ли?!
  6. OSTAP BENDER
    +4
    29 августа 2012 14:49
    CashPoint! Вы забыли об автомате Федорова, это и есть прообраз штурмовой винтовки, созданный русским конструктором, да да РУССКИМ, назло вам!!!!!
    1. 0
      29 августа 2012 18:30
      OSTAP BENDER стыдно не знать что автомат Федорова выпускался под винтовочный патрон 6.5 (а не промежуточный)
      1. Farn
        +2
        29 августа 2012 19:08
        НЕТ!!! Только не надо открывать здесь срач о штурмовой винтовке. wassat начнётся щас. Ак, потом stg . Потом автомат Федорова как всегда и пошло поехало)
      2. OSTAP BENDER
        0
        29 августа 2012 21:05
        Под японский патрон Арисака, а он был намного слабее, 7.62!
  7. Регион71
    +2
    29 августа 2012 16:02
    Отличная машина.Её модернизирорвать надо ,а не метаться между новомодными моделями с остеклением на половину лобового листа.
    1. CashPoint
      -1
      29 августа 2012 16:29
      Если бронирование остекления равноценно бронированию корпуса, остекление кабины является преимуществом так как значительно увеличивает обзор.
      1. +3
        30 августа 2012 08:02
        Вы сами то в броне стекло после попадания пули смотрели? Не в рекламном ролике а в живую? Я думаю нет. Для Вас и ваш БТР 3 или 4 подойдёт, вот на нем и воюйте, бог вам в помощь. А ВС РФ не нужны БТРры с "остеклением". Да, как то Вы не упамянули, что двигатель на БТР 80 родом с Украины )))))). Знаете 2 года боевых действий с применеием БТР 80 (80А) оставили мне о нем только тёплые воспоминания. БТР не БМП и тем более не танк - не нужно его сильно бронировать, у его свои специфичекие задачи.
        1. -2
          30 августа 2012 23:41
          А надо только после?
  8. Прохор
    +4
    29 августа 2012 16:10
    Люди, я как-то не в курсе request - за последние 50 лет был хоть один бой во всём мире с использованием боевых порядков, под которые БТР и БМП разрабатывались, т.е. "танки - БТР + пехота"?
    Хоть раз мотострелковый батальон при поддержке танков наступал в чистом поле после артподготовки, как это делается на учениях?
    1. +1
      29 августа 2012 18:27
      Да было такое во время войны между Эфиопией и Сомали "Война за Огаден (1977—1978)" ходили в подобные атаки и Сомалийцы и Эфиопцы С Кубинцами
      Но тех и других готовили наши же советники СССР.
      1. Прохор
        0
        30 августа 2012 08:32
        Итак, только меньшие братья так воевали.... Не следует ли из этого, что сам класс подобной техники отжил своё? Оставить танки и БМПТ, а пехоту пересадить на "Тигры".
  9. пухлый
    +5
    29 августа 2012 16:40
    Недавно во дворе нашел брошенный игрушечный бэтээр без башни. Отмыл. Поставил на книжную полку.
    1. 0
      29 августа 2012 21:38
      Простите, не в тему: лет 15 назад на помойке нашел модель Т-34(алюминий,крашеный, гусеницы были резиновые, но уже не было), постеснялся взять сам, послал жену, с тех пор стоит на видном месте. (Жена рассказывает,"пришел с помойки, глаза по 7 копеек, полны слез, думала, что случилось...")
  10. bask
    +3
    29 августа 2012 20:26
    Хороший бетр дя 80х и 90 х годов.Всё тема закрыта .Охотоже комент кинуть про новую бронетехнику .Хоть одним глазком на Курганьчик взгянуть.В железе блинЧто за МтО какя броня вооружениГод на одни картинки плохого качества сморим.Може Рогозину коллективное письмо отпишем.Хотим и баста!Показывай .ЦРУшники один хрюн всё знают..А мы репы чешем , мучаемся в догадках..Даеш в 13 годе Куранца !!! На показ.
    1. +1
      29 августа 2012 21:43
      Я в опасении - а не морочат ли нам голову? Пройдет время, скажут - не подошла концепция - и "индейская национальная изба - фигвам называется".
    2. 0
      30 августа 2012 09:22
      да, БТР -80 уже в прошлом, ждем новых решений
  11. sasha127
    0
    31 августа 2012 05:50
    Да атличнэй БТР харошо себя зарекамендовал и в Афгане и в Чечне. И давайте небудем сравневать савсякими "страйкерами" у любой техники есть сваи недастатки. Если покаптся то и у "страйкера" найдутся минусы.
  12. banz
    +1
    17 сентября 2012 14:01
    У нас в бригаде всего одна 80-ка была, остальные ТАВ 71 (румынские копии БТР 60). Так 80-ка на полигон своим ходом добиралась , а ТАВы часто на буксире.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»