Военное обозрение

Авиабомба Roketsan MAM-T. Новое оружие для «Байрактаров»

14

Бомба MAM-T под крылом носителя


Современные разведывательно-ударные БПЛА турецкого производства способны нести и применять управляемые авиабомбы семейства MAM от компании Roketsan A.Ş. В рамках этой линейки созданы три типа боеприпасов с отличающимися характеристиками и возможностями. Новейший из них, MAM-T, несколько дней назад дошел до стадии летных испытаний. До конца года планируется довести его до нужных кондиций, поставить в производство и принять на вооружение.

Третья в семействе


Авиабомбы серии MAM (Mini Akıllı Mühimmat – «Умные микробоеприпасы») разрабатывались компанией Roketsan специально для применения в беспилотной авиации. Главной целью проекта являлось создание боеприпасов с высокой боевой эффективностью и малой массой, соответствующей ограничениям существующих БПЛА.

К примеру, наиболее известный и распространенный беспилотник Bayraktar TB2 способен нести лишь 150 кг вооружений, что не позволяет ему использовать основные типы бомб ВВС. Со схожими ограничениями сталкиваются легкие боевые самолеты, которые тоже могли бы решать ударные задачи.

До недавнего времени в семействе MAM имелось всего два боеприпаса с разными тактико-техническими характеристиками. Предлагалась бомба MAM-C длиной менее 1 м и массой 6,5 кг, несущая осколочно-фугасную боевую часть и полуактивную лазерную головку самонаведения. Дальность сброса сверхлегкой бомбы ограничивалась 8 км. Была разработана более тяжелая (22 кг) авиабомба MAM-L с возможностью применения спутниковой навигации, осколочного или термобарического боезаряда. Дальность полета увеличилась до 14 км.


Несколько дней назад компания Roketsan раскрыла информацию по новому проекту семейства – MAM-T. Эта бомба отличается от существующих увеличенными размерами и массой, а также рядом других преимуществ боевого и технического характера.

22 апреля компания-разработчик сообщила о начале летных испытаний нового оружия. Перспективный БПЛА Bayraktar Akıncı сбросил опытную бомбу MAM-T и успешно поразил намеченную цель. Примечательно, что это был первый «боевой» эпизод и для новой бомбы, и для беспилотника – ранее он не применял вооружение.

Хотя испытания только стартовали, заказчик и разработчик проявляют большой оптимизм. Они планируют до конца года завершить доводку боеприпаса и наладить серийное производство. Одновременно с этим предполагается закончить разработку нового БПЛА Akıncı, благодаря чему на вооружение поступит целый авиационный комплекс.

Технические особенности


Новая авиабомба серии MAM заметно отличается от предшественников как по своей конструкции и возможностям, так и с точки зрения боевого применения. Так, носителями этого изделия должны стать не только БПЛА существующих и новых типов, но и истребители-бомбардировщики наличных типов. За счет этого планируется более полно раскрыть потенциал бомбы, а также улучшить возможности тактической авиации.


Изделие MAM-C в полетной конфигурации

Внешне и по своей конструкции MAM-T не похожа на другие легкие бомбы. Она получила полусферический головной обтекатель, расширенную центральную часть и цилиндрический хвостовой отсек с Х-образными рулями. На широкой части корпуса сверху установлено стреловидное крыло. Любопытно, что крыло выполнено фиксированным и не может складываться для транспортировки.

Максимальный диаметр корпуса бомбы достигает 230 мм, общая длина – 1,4 м. Масса заявлена на уровне 94 кг; вес осколочно-фугасной боевой части не уточняется. В головном обтекателе размещается полуактивная лазерная ГСН. Также бомба оснащена системой инерциальной и спутниковой навигации, которая обеспечивает полет в район цели до включения ГСН. Заявлена возможность поиска и поражения стационарных и подвижных объектов.

Ключевые летные характеристики MAM-T зависят от воздушной платформы-носителя – высоты и скорости ее полета. Существующие и перспективные БПЛА способны «бросить» бомбу на 30 км. Для легких ударных самолетов этот параметр составляет 60 км, а сверхзвуковые истребители могут атаковать цель с 80 км.

Новинка для ВВС


Авиабомба MAM-T предназначается для поражения широкого круга наземных целей, от скоплений живой силы и незащищенной техники до бронеобъектов. При этом ряд ключевых особенностей и возможностей должен обеспечить высокие боевые показатели и гибкость применения.


Применение бомб MAM-L в представлении художника

Предполагается, что в номенклатуре боеприпасов ВВС новая бомба займет промежуточное место между легкими изделиями MAM-C/L и полноразмерными авиабомбами тактической авиации. Ее можно будет использовать в тех случаях, когда легкие бомбы показывают недостаточные характеристики, а другие изделия избыточны или нецелесообразно дороги.

Наиболее важные и интересные результаты бомба MAM-T даст в контексте развития беспилотной авиации. Прежде всего, на вооружении турецких БПЛА впервые появится оружие с дальностью применения в 30 км. Это позволит снизить риски, связанные с ПВО противника. Более тяжелая бомба выгодно отличается от предшественников увеличенным могуществом, за счет чего повышается эффективность применения и снижается расход боеприпасов.

Впрочем, новые возможности достигаются ценой некоторых ограничений. Так, по габаритам и массе MAM-T соответствует возможностям БПЛА Bayraktar TB2, однако он сможет нести только одну такую бомбу. Более крупные и тяжелые беспилотники смогут нести несколько боеприпасов, в т.ч. в составе смешанного боекомплекта. Так, для БПЛА Akıncı заявлена грузоподъемность более 1300 кг с размещением оружия на 8 точках подвески.

С точки зрения тактико-технических характеристик и сфер применения MAM-T является аналогом некоторых зарубежных разработок. Так, по калибру эта бомба похожа на американское изделие GBU-53/B StormBreaker, хотя и проигрывает ему по дальности полета, комплектации ГСН и т.д. Изделия схожего облика, в т.ч. предназначенные для БПЛА, создаются в Европе и России.

Большое будущее


В последние годы Турция уделяет большое внимание развитию беспилотной авиации, включая наиболее сложное разведывательно-ударное направление. Одновременно разрабатываются новые образцы вооружений, предназначенные для БПЛА. Целый ряд подобных изделий уже доведен до эксплуатации в войсках, а в ближайшее время ожидается принятие на вооружение новых.


БПЛА Bayraktar Akıncı и совместимые образцы вооружения

Существующие БПЛА и оружие для них хорошо показали себя в конфликтах последнего времени. При грамотной организации боевого вылета, они позволяют с минимальными рисками эффективно поражать различные цели. В то же время, имеющиеся бомбы не всегда способны справиться со стоящей задачей, из-за чего приходится привлекать тактическую авиацию с иными боеприпасами. Ожидается, что новые беспилотники и бомбы MAM-T позволят, как минимум, частично решить эту проблему.

Очевидно, что БПЛА Bayraktar Akıncı и бомба MAM-T для него не будут простаивать без дела. Турецкое командование как можно скорее попытается использовать их в реальных операциях – для достижения превосходства над противником и для рекламы на международном рынке. Поступление этих изделий на вооружение ожидается до конца года, и весьма вероятно, что вскоре после этого можно будет сделать первые оценки боевого применения и реальных возможностей беспилотника и бомбы для него.
Автор:
Использованы фотографии:
Roketsan A.Ş., Wikimedia Commons
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 28 апреля 2021 05:49
    +8
    Если заявленные характеристики будут соответствовать реальным, то у этого боеприпаса хорошие перспективы. И в плане вооружени, и в экспортном потенциале!
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 28 апреля 2021 08:43
      +7
      МАМ-Т не передовой по параметрам боеприпас, но по соотношению цена/качество может быть очень интересным. Тут ещё вопрос комплекса БПЛА-боеприпас, при наличии широкой номенклатуры воооружения сами беспилотники эффективнее и лучше продаются.
      Байрактар ТВ-2 не думаю что поднимет МАМ-Т, но ТВ-2S должен. Karayel-SU одну должен нести, Анка уже две. Аксунгур(Анка-2) и Акинджи вообще 8-10 штук по весу (что конечно бессмысленно). И все эти БПЛА в серийном производстве.
      В разработке реактивные ударные и истребительные БПЛА. Они уже дадут другое качество.
  3. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 28 апреля 2021 08:24
    +5
    Акинджы с полной нагрузкой (с которой он не взлетит)

    -4 управляемые авиабомбы TEBER-82 (Мк82),
    -2 управляемых боеприпаса MAM-Т,
    -2 планирующие бомбы KGK-82,
    -1 крылатая ракета SOM-J.

    Недавно они испытали другой БПЛА Аксунгур с планирующей бомбой KGK-82.

    Аппарат находился на высоте около 6100 метров. Бомба KGK-SIHA-82, которая весит 340 кг, поразила цель на расстоянии 30 км.

    Другая интересная разработка, Minyatür Bomba аналог GBU-39. Вес 145 кг, дальность применения более 100 км, пробивает 1 метр бетона.

  4. lucul
    lucul 28 апреля 2021 08:59
    -5
    Ключевые летные характеристики MAM-T зависят от воздушной платформы-носителя – высоты и скорости ее полета. Существующие и перспективные БПЛА способны «бросить» бомбу на 30 км.

    Короче - проектировали специально против Панциря , первые версии которого имели ракеты с дальностью поражения до 20км .
    Но наши сработали на упреждение и новая версия Панциря имеет ракеты с дальностью уже до 40 км .
  5. voyaka uh
    voyaka uh 28 апреля 2021 09:17
    +5
    Для дронов уже давно разрабатываются особые боеприпасы.
    Легкие. Маленькую БЧ компенсирует высокая точность попадания.
    Но миниатюрная авионика дорогая. Такие бомбы очень дорогие.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 28 апреля 2021 09:40
      +8
      Турки не делают ничего сверхъестественного. У них средненькое оружие, для каждого есть западный аналог который превосходит его по параметрам. По цене соответственно они тоже будут не дорогими.
      Но в реальной жизни именно «средненькое» самое нужное и массовое.
      Закон Парето работает: 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата.
      Это видно на примере Minyatür Bomba и GBU-39, там по параметрам как раз разница 10-20%.
      1. Zufei
        Zufei 28 апреля 2021 10:45
        +2
        И двигатель украинский
    2. Проктолог
      Проктолог 28 апреля 2021 11:08
      +1
      миниатюрная авионика дорогая
      Это странно. Очень дорого стоит разработка, НИОКР. Специальная "военная" электроника, возможно, тоже не дешевая - по ней не особо прозрачный рынок, трудно судить. Но вот коммерческая электроника и дешевая, и миниатюрная настолько, что дроны на ней собирают даже бородачи - причем процессоры в них наверняка быстрее, чем в F-22 (там i960, вроде). Если даже вертолет на Марсе полетел на таких чипах, то уж туркам-то что помешает ставить такую электронику? Риск потери боеприпаса, в отличие от самолета, никого не остановит.
  6. val43
    val43 28 апреля 2021 11:10
    0
    Цитата: Zufei
    И двигатель украинский

    У бомбы? Украинский двигатель? request
    1. Intruder
      Intruder 28 апреля 2021 13:03
      0
      У бомбы? Украинский двигатель?
      Точно, у планирующего боеприпаса, хотя если он плоскостями машет, то выходит и двигатель нужен любой!? yes
    2. Zufei
      Zufei 28 апреля 2021 16:57
      0
      Не уточнил. Коммент съехал вниз . Конечно же речь про носитель МАМы - Bayraktar Akıncı.
  7. Александр Раскатов
    Александр Раскатов 28 апреля 2021 17:26
    +1
    Несколько дней назад компания Roketsan раскрыла информацию по новому проекту семейства – MAM-T.

    Если не ошибаюсь, 22 апреля 2021 года туркиразместили в Твиттере ролик, на котором беспилотник, с применением MAM-T, уничтожает цель, напоминающую Панцирь-С1. В интервью РИА Новости военный эксперт, главный редактор "Арсенала Отечества" Мураховский отметил: что касается конкретно беспилотников Турции, то при реальных боевых действиях с противником, у которого есть хотя бы минимально организованная система ПВО, оказывается, что турецкие беспилотники, включая Bayraktar, летать и действовать в этом пространстве не могут"
    Источник: https://rusnext.ru/news/1619210284239128
  8. Protos
    Protos 29 апреля 2021 00:19
    +1
    БПЛА способны «бросить» бомбу на 30 км. Для легких ударных самолетов этот параметр составляет 60 км, а сверхзвуковые истребители могут атаковать цель с 80 км.
    Вот только кто-то должен будет в это время сидеть в кустах у цели и светить её или точно давать топопривязку цели lol
    1. Zaurbek
      Zaurbek 4 мая 2021 11:37
      0
      Они могут быть и со спутниковым наведением.....