Military Review

Roketsan MAM-T bomb. New weapon for "Bayraktars"

14

Bomb MAM-T under the wing of the carrier


Modern reconnaissance and strike UAVs of Turkish production are capable of carrying and using guided bombs of the MAM family from Roketsan A.Ş. Within this line, three types of ammunition have been created with different characteristics and capabilities. The newest of them, MAM-T, reached the stage of flight tests a few days ago. By the end of the year, it is planned to bring it to the required conditions, put it into production and put it into service.

Third in the family


The MAM series (Mini Akıllı Mühimmat - Smart Micro-Ammunition) was developed by Roketsan specifically for use in unmanned aerial vehicles. aviation... The main goal of the project was to create ammunition with high combat effectiveness and low weight, corresponding to the limitations of existing UAVs.

For example, the most famous and widespread drone Bayraktar TB2 is capable of carrying only 150 kg of weapons, which does not allow it to use the main types of Air Force bombs. Light combat aircraft, which could also perform strike missions, face similar constraints.

Until recently, the MAM family had only two ammunition with different tactical and technical characteristics. A MAM-C bomb with a length of less than 1 m and a mass of 6,5 kg was proposed, carrying a high-explosive fragmentation warhead and a semi-active laser homing head. The range of an ultralight bomb was limited to 8 km. A heavier (22 kg) MAM-L aerial bomb was developed with the possibility of using satellite navigation, fragmentation or thermobaric warheads. The flight range was increased to 14 km.


A few days ago, Roketsan disclosed information on a new family project - MAM-T. This bomb differs from the existing ones in its increased size and weight, as well as a number of other advantages of a combat and technical nature.

On April 22, the development company announced the start of flight tests of a new weapons... The promising UAV Bayraktar Akıncı dropped an experimental MAM-T bomb and successfully hit the intended target. It is noteworthy that this was the first "combat" episode for both the new bomb and the drone - he had not previously used weapons.

Although the tests have just started, the customer and the developer are very optimistic. They plan to complete the development of the ammunition and establish mass production by the end of the year. At the same time, it is planned to complete the development of a new UAV Akıncı, thanks to which a whole aviation complex will enter service.

Technical features


The new aerial bomb of the MAM series differs markedly from its predecessors both in its design and capabilities, and in terms of combat use. So, the carriers of this product should be not only the UAVs of existing and new types, but also fighter-bombers of available types. Due to this, it is planned to more fully reveal the potential of the bomb, as well as improve the capabilities of tactical aviation.


MAM-C in flight configuration

Externally and in design, the MAM-T is unlike other light bombs. She received a hemispherical head fairing, an extended center section and a cylindrical tail section with X-shaped rudders. A swept wing is installed on top of the wide part of the hull. Curiously, the wing is fixed and cannot be folded for transportation.

The maximum diameter of the bomb body reaches 230 mm, the total length is 1,4 m. The mass is declared at 94 kg; the weight of the high-explosive fragmentation warhead is not specified. The head fairing houses a semi-active laser seeker. Also, the bomb is equipped with an inertial and satellite navigation system, which ensures flight to the target area before the seeker is turned on. The possibility of searching for and hitting stationary and mobile objects is declared.

The key flight characteristics of the MAM-T depend on the airborne platform - the altitude and speed of its flight. Existing and promising UAVs are capable of "throwing" a bomb at 30 km. For light strike aircraft, this parameter is 60 km, and supersonic fighters can attack a target from 80 km.

New to the Air Force


The MAM-T bomb is designed to engage a wide range of ground targets, from manpower and unprotected vehicles to armored vehicles. At the same time, a number of key features and capabilities should ensure high combat performance and flexibility of use.


The use of MAM-L bombs as seen by the artist

It is assumed that in the Air Force's nomenclature of ammunition, the new bomb will occupy an intermediate place between light MAM-C / L products and full-size tactical aviation bombs. It can be used in cases where light bombs show insufficient performance, and other products are excessive or inexpediently expensive.

The MAM-T bomb will give the most important and interesting results in the context of the development of unmanned aircraft. First of all, for the first time, weapons with a range of 30 km will appear in service with Turkish UAVs. This will reduce the risks associated with enemy air defense. The heavier bomb compares favorably with its predecessors in its increased power, due to which the effectiveness of use is increased and the consumption of ammunition is reduced.

However, new opportunities come at the cost of some restrictions. So, in terms of dimensions and weight, the MAM-T corresponds to the capabilities of the Bayraktar TB2 UAV, but it will be able to carry only one such bomb. Larger and heavier drones will be able to carry multiple ammunition, incl. as part of a mixed ammunition. So, for the UAV Akıncı, a carrying capacity of more than 1300 kg is declared with the placement of weapons at 8 suspension points.

From the point of view of tactical and technical characteristics and fields of application, MAM-T is analogous to some foreign developments. So, in caliber this bomb is similar to the American product GBU-53 / B StormBreaker, although it loses to it in terms of flight range, GOS configuration, etc. Products with a similar look, incl. designed for UAVs are created in Europe and Russia.

Great future


In recent years, Turkey has been paying great attention to the development of unmanned aircraft, including the most complex reconnaissance and strike direction. At the same time, new types of weapons are being developed for UAVs. A number of such products have already been brought into service in the troops, and new ones are expected to be adopted in the near future.


UAV Bayraktar Akıncı and compatible weapons

The existing UAVs and weapons for them have shown themselves well in recent conflicts. With a competent organization of a combat mission, they allow you to effectively hit various targets with minimal risks. At the same time, the available bombs are not always able to cope with the task at hand, which is why it is necessary to involve tactical aviation with other ammunition. It is expected that new drones and MAM-T bombs will at least partially solve this problem.

Obviously, the Bayraktar Akıncı UAV and the MAM-T bomb will not be idle for it. The Turkish command will try to use them in real operations as soon as possible - to achieve superiority over the enemy and to advertise on the international market. These products are expected to enter service by the end of the year, and it is very likely that soon after that it will be possible to make the first assessments of the combat use and the real capabilities of the drone and the bomb for it.
Author:
Photos used:
Roketsan A.Ş., Wikimedia Commons
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. The comment was deleted.
  2. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins April 28 2021 05: 49
    +8
    If the declared characteristics correspond to the real ones, then this ammunition has good prospects. And in terms of weapons and export potential!
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik April 28 2021 08: 43
      +7
      MAM-T is not an advanced ammunition in terms of parameters, but in terms of price / quality ratio it can be very interesting. There is also the issue of the UAV-ammunition complex, given a wide range of weapons, the drones themselves are more efficient and better sold.
      Bayraktar TV-2 I don't think it will raise MAM-T, but TV-2S should. Karayel-SU has to carry one, Anka has two. Aksungur (Anka-2) and Akinji are generally 8-10 pieces by weight (which of course is pointless). And all these UAVs are in serial production.
      In the development of jet attack and fighter UAVs. They will already give a different quality.
  3. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik April 28 2021 08: 24
    +5
    Akinji with full load (with which he will not take off)

    -4 guided bombs TEBER-82 (Mk82),
    -2 guided ammunition MAM-T,
    -2 gliding bombs KGK-82,
    -1 cruise missile SOM-J.

    They recently tested another Aksungur UAV with a KGK-82 gliding bomb.

    The device was located at an altitude of about 6100 meters. The KGK-SIHA-82 bomb, which weighs 340 kg, hit the target at a distance of 30 km.

    Another interesting development, the Minyatür Bomba is an analogue of the GBU-39. Weight 145 kg, range of more than 100 km, penetrates 1 meter of concrete.

  4. lucul
    lucul April 28 2021 08: 59
    -5
    The key flight characteristics of the MAM-T depend on the carrier air platform - its altitude and speed. Existing and promising UAVs are capable of "throwing" a bomb at 30 km.

    In short, they were specially designed against the Pantsir, the first versions of which had missiles with a range of up to 20 km.
    But ours worked proactively and the new version of the Pantsir has missiles with a range of up to 40 km.
  5. voyaka uh
    voyaka uh April 28 2021 09: 17
    +5
    Special ammunition has been developed for drones for a long time.
    Lungs. The small warhead is compensated for by the high hitting accuracy.
    But miniature avionics are expensive. These bombs are very expensive.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik April 28 2021 09: 40
      +8
      Turks don't do anything supernatural. They have mediocre weapons, for each there is a Western counterpart that surpasses it in parameters. For the price, respectively, they will also not be expensive.
      But in real life, it is the "average" that is the most necessary and massive.
      Pareto's law works: 20% of the effort gives 80% of the result, and the remaining 80% of the effort is only 20% of the result.
      This can be seen in the example of Minyatür Bomba and GBU-39, there is just a difference of 10-20% in terms of parameters.
      1. Zufei
        Zufei April 28 2021 10: 45
        +2
        And the Ukrainian engine
    2. Proctologist
      Proctologist April 28 2021 11: 08
      +1
      miniature avionics dear
      This is strange. Development and research and development are very expensive. Special "military" electronics may not be cheap either - it is not a very transparent market, it is difficult to judge. But commercial electronics are both cheap and miniature so much that even bearded men assemble drones on it - and the processors in them are probably faster than in the F-22 (there is an i960, like). Even if a helicopter on Mars flew on such chips, then what would prevent the Turks from installing such electronics? The risk of losing ammunition, unlike an aircraft, will not stop anyone.
  6. val43
    val43 April 28 2021 11: 10
    0
    Quote: Zufei
    And the Ukrainian engine

    The bomb? Ukrainian engine? request
    1. Intruder
      Intruder April 28 2021 13: 03
      0
      The bomb? Ukrainian engine?
      Precisely, with a gliding ammunition, although if it waves its planes, then it comes out and any engine is needed !? yes
    2. Zufei
      Zufei April 28 2021 16: 57
      0
      Didn't elaborate. The comment slid down. Of course, we are talking about the bearer of MAM - Bayraktar Akıncı.
  7. Alexander Raskatov
    Alexander Raskatov April 28 2021 17: 26
    +1
    A few days ago, Roketsan disclosed information on a new family project - MAM-T.

    If I'm not mistaken, on April 22, 2021, the Turks posted on Twitter a video in which a drone, using MAM-T, destroys a target resembling Pantsir-C1. In an interview with RIA Novosti, a military expert, editor-in-chief of Arsenal of the Fatherland, Murakhovsky, noted: with regard specifically to the drones of Turkey, in real hostilities with an enemy who has at least a minimally organized air defense system, it turns out that Turkish drones, including Bayraktar, fly and they cannot act in this space "
    Source: https://rusnext.ru/news/1619210284239128
  8. Protos
    Protos April 29 2021 00: 19
    +1
    UAVs are capable of "throwing" a bomb at 30 km. For light attack aircraft, this parameter is 60 km, and supersonic fighters can attack a target from 80 km.
    But at this time someone will have to sit in the bushes near the target and shine it or precisely give a topographic reference to the target. lol
    1. Zaurbek
      Zaurbek 4 May 2021 11: 37
      0
      They can also be satellite-guided .....

Военное обозрение

Авиабомба Roketsan MAM-T. Новое оружие для «Байрактаров»

14

Бомба MAM-T под крылом носителя


Современные разведывательно-ударные БПЛА турецкого производства способны нести и применять управляемые авиабомбы семейства MAM от компании Roketsan A.Ş. В рамках этой линейки созданы три типа боеприпасов с отличающимися характеристиками и возможностями. Новейший из них, MAM-T, несколько дней назад дошел до стадии летных испытаний. До конца года планируется довести его до нужных кондиций, поставить в производство и принять на вооружение.

Третья в семействе


Авиабомбы серии MAM (Mini Akıllı Mühimmat – «Умные микробоеприпасы») разрабатывались компанией Roketsan специально для применения в беспилотной авиации. Главной целью проекта являлось создание боеприпасов с высокой боевой эффективностью и малой массой, соответствующей ограничениям существующих БПЛА.

К примеру, наиболее известный и распространенный беспилотник Bayraktar TB2 способен нести лишь 150 кг вооружений, что не позволяет ему использовать основные типы бомб ВВС. Со схожими ограничениями сталкиваются легкие боевые самолеты, которые тоже могли бы решать ударные задачи.

До недавнего времени в семействе MAM имелось всего два боеприпаса с разными тактико-техническими характеристиками. Предлагалась бомба MAM-C длиной менее 1 м и массой 6,5 кг, несущая осколочно-фугасную боевую часть и полуактивную лазерную головку самонаведения. Дальность сброса сверхлегкой бомбы ограничивалась 8 км. Была разработана более тяжелая (22 кг) авиабомба MAM-L с возможностью применения спутниковой навигации, осколочного или термобарического боезаряда. Дальность полета увеличилась до 14 км.


Несколько дней назад компания Roketsan раскрыла информацию по новому проекту семейства – MAM-T. Эта бомба отличается от существующих увеличенными размерами и массой, а также рядом других преимуществ боевого и технического характера.

22 апреля компания-разработчик сообщила о начале летных испытаний нового оружия. Перспективный БПЛА Bayraktar Akıncı сбросил опытную бомбу MAM-T и успешно поразил намеченную цель. Примечательно, что это был первый «боевой» эпизод и для новой бомбы, и для беспилотника – ранее он не применял вооружение.

Хотя испытания только стартовали, заказчик и разработчик проявляют большой оптимизм. Они планируют до конца года завершить доводку боеприпаса и наладить серийное производство. Одновременно с этим предполагается закончить разработку нового БПЛА Akıncı, благодаря чему на вооружение поступит целый авиационный комплекс.

Технические особенности


Новая авиабомба серии MAM заметно отличается от предшественников как по своей конструкции и возможностям, так и с точки зрения боевого применения. Так, носителями этого изделия должны стать не только БПЛА существующих и новых типов, но и истребители-бомбардировщики наличных типов. За счет этого планируется более полно раскрыть потенциал бомбы, а также улучшить возможности тактической авиации.


Изделие MAM-C в полетной конфигурации

Внешне и по своей конструкции MAM-T не похожа на другие легкие бомбы. Она получила полусферический головной обтекатель, расширенную центральную часть и цилиндрический хвостовой отсек с Х-образными рулями. На широкой части корпуса сверху установлено стреловидное крыло. Любопытно, что крыло выполнено фиксированным и не может складываться для транспортировки.

Максимальный диаметр корпуса бомбы достигает 230 мм, общая длина – 1,4 м. Масса заявлена на уровне 94 кг; вес осколочно-фугасной боевой части не уточняется. В головном обтекателе размещается полуактивная лазерная ГСН. Также бомба оснащена системой инерциальной и спутниковой навигации, которая обеспечивает полет в район цели до включения ГСН. Заявлена возможность поиска и поражения стационарных и подвижных объектов.

Ключевые летные характеристики MAM-T зависят от воздушной платформы-носителя – высоты и скорости ее полета. Существующие и перспективные БПЛА способны «бросить» бомбу на 30 км. Для легких ударных самолетов этот параметр составляет 60 км, а сверхзвуковые истребители могут атаковать цель с 80 км.

Новинка для ВВС


Авиабомба MAM-T предназначается для поражения широкого круга наземных целей, от скоплений живой силы и незащищенной техники до бронеобъектов. При этом ряд ключевых особенностей и возможностей должен обеспечить высокие боевые показатели и гибкость применения.


Применение бомб MAM-L в представлении художника

Предполагается, что в номенклатуре боеприпасов ВВС новая бомба займет промежуточное место между легкими изделиями MAM-C/L и полноразмерными авиабомбами тактической авиации. Ее можно будет использовать в тех случаях, когда легкие бомбы показывают недостаточные характеристики, а другие изделия избыточны или нецелесообразно дороги.

Наиболее важные и интересные результаты бомба MAM-T даст в контексте развития беспилотной авиации. Прежде всего, на вооружении турецких БПЛА впервые появится оружие с дальностью применения в 30 км. Это позволит снизить риски, связанные с ПВО противника. Более тяжелая бомба выгодно отличается от предшественников увеличенным могуществом, за счет чего повышается эффективность применения и снижается расход боеприпасов.

Впрочем, новые возможности достигаются ценой некоторых ограничений. Так, по габаритам и массе MAM-T соответствует возможностям БПЛА Bayraktar TB2, однако он сможет нести только одну такую бомбу. Более крупные и тяжелые беспилотники смогут нести несколько боеприпасов, в т.ч. в составе смешанного боекомплекта. Так, для БПЛА Akıncı заявлена грузоподъемность более 1300 кг с размещением оружия на 8 точках подвески.

С точки зрения тактико-технических характеристик и сфер применения MAM-T является аналогом некоторых зарубежных разработок. Так, по калибру эта бомба похожа на американское изделие GBU-53/B StormBreaker, хотя и проигрывает ему по дальности полета, комплектации ГСН и т.д. Изделия схожего облика, в т.ч. предназначенные для БПЛА, создаются в Европе и России.

Большое будущее


В последние годы Турция уделяет большое внимание развитию беспилотной авиации, включая наиболее сложное разведывательно-ударное направление. Одновременно разрабатываются новые образцы вооружений, предназначенные для БПЛА. Целый ряд подобных изделий уже доведен до эксплуатации в войсках, а в ближайшее время ожидается принятие на вооружение новых.


БПЛА Bayraktar Akıncı и совместимые образцы вооружения

Существующие БПЛА и оружие для них хорошо показали себя в конфликтах последнего времени. При грамотной организации боевого вылета, они позволяют с минимальными рисками эффективно поражать различные цели. В то же время, имеющиеся бомбы не всегда способны справиться со стоящей задачей, из-за чего приходится привлекать тактическую авиацию с иными боеприпасами. Ожидается, что новые беспилотники и бомбы MAM-T позволят, как минимум, частично решить эту проблему.

Очевидно, что БПЛА Bayraktar Akıncı и бомба MAM-T для него не будут простаивать без дела. Турецкое командование как можно скорее попытается использовать их в реальных операциях – для достижения превосходства над противником и для рекламы на международном рынке. Поступление этих изделий на вооружение ожидается до конца года, и весьма вероятно, что вскоре после этого можно будет сделать первые оценки боевого применения и реальных возможностей беспилотника и бомбы для него.
Автор:
Использованы фотографии:
Roketsan A.Ş., Wikimedia Commons
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 28 апреля 2021 05:49
    +8
    Если заявленные характеристики будут соответствовать реальным, то у этого боеприпаса хорошие перспективы. И в плане вооружени, и в экспортном потенциале!
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 28 апреля 2021 08:43
      +7
      МАМ-Т не передовой по параметрам боеприпас, но по соотношению цена/качество может быть очень интересным. Тут ещё вопрос комплекса БПЛА-боеприпас, при наличии широкой номенклатуры воооружения сами беспилотники эффективнее и лучше продаются.
      Байрактар ТВ-2 не думаю что поднимет МАМ-Т, но ТВ-2S должен. Karayel-SU одну должен нести, Анка уже две. Аксунгур(Анка-2) и Акинджи вообще 8-10 штук по весу (что конечно бессмысленно). И все эти БПЛА в серийном производстве.
      В разработке реактивные ударные и истребительные БПЛА. Они уже дадут другое качество.
  3. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 28 апреля 2021 08:24
    +5
    Акинджы с полной нагрузкой (с которой он не взлетит)

    -4 управляемые авиабомбы TEBER-82 (Мк82),
    -2 управляемых боеприпаса MAM-Т,
    -2 планирующие бомбы KGK-82,
    -1 крылатая ракета SOM-J.

    Недавно они испытали другой БПЛА Аксунгур с планирующей бомбой KGK-82.

    Аппарат находился на высоте около 6100 метров. Бомба KGK-SIHA-82, которая весит 340 кг, поразила цель на расстоянии 30 км.

    Другая интересная разработка, Minyatür Bomba аналог GBU-39. Вес 145 кг, дальность применения более 100 км, пробивает 1 метр бетона.

  4. lucul
    lucul 28 апреля 2021 08:59
    -5
    Ключевые летные характеристики MAM-T зависят от воздушной платформы-носителя – высоты и скорости ее полета. Существующие и перспективные БПЛА способны «бросить» бомбу на 30 км.

    Короче - проектировали специально против Панциря , первые версии которого имели ракеты с дальностью поражения до 20км .
    Но наши сработали на упреждение и новая версия Панциря имеет ракеты с дальностью уже до 40 км .
  5. voyaka uh
    voyaka uh 28 апреля 2021 09:17
    +5
    Для дронов уже давно разрабатываются особые боеприпасы.
    Легкие. Маленькую БЧ компенсирует высокая точность попадания.
    Но миниатюрная авионика дорогая. Такие бомбы очень дорогие.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 28 апреля 2021 09:40
      +8
      Турки не делают ничего сверхъестественного. У них средненькое оружие, для каждого есть западный аналог который превосходит его по параметрам. По цене соответственно они тоже будут не дорогими.
      Но в реальной жизни именно «средненькое» самое нужное и массовое.
      Закон Парето работает: 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата.
      Это видно на примере Minyatür Bomba и GBU-39, там по параметрам как раз разница 10-20%.
      1. Zufei
        Zufei 28 апреля 2021 10:45
        +2
        И двигатель украинский
    2. Проктолог
      Проктолог 28 апреля 2021 11:08
      +1
      миниатюрная авионика дорогая
      Это странно. Очень дорого стоит разработка, НИОКР. Специальная "военная" электроника, возможно, тоже не дешевая - по ней не особо прозрачный рынок, трудно судить. Но вот коммерческая электроника и дешевая, и миниатюрная настолько, что дроны на ней собирают даже бородачи - причем процессоры в них наверняка быстрее, чем в F-22 (там i960, вроде). Если даже вертолет на Марсе полетел на таких чипах, то уж туркам-то что помешает ставить такую электронику? Риск потери боеприпаса, в отличие от самолета, никого не остановит.
  6. val43
    val43 28 апреля 2021 11:10
    0
    Цитата: Zufei
    И двигатель украинский

    У бомбы? Украинский двигатель? request
    1. Intruder
      Intruder 28 апреля 2021 13:03
      0
      У бомбы? Украинский двигатель?
      Точно, у планирующего боеприпаса, хотя если он плоскостями машет, то выходит и двигатель нужен любой!? yes
    2. Zufei
      Zufei 28 апреля 2021 16:57
      0
      Не уточнил. Коммент съехал вниз . Конечно же речь про носитель МАМы - Bayraktar Akıncı.
  7. Александр Раскатов
    Александр Раскатов 28 апреля 2021 17:26
    +1
    Несколько дней назад компания Roketsan раскрыла информацию по новому проекту семейства – MAM-T.

    Если не ошибаюсь, 22 апреля 2021 года туркиразместили в Твиттере ролик, на котором беспилотник, с применением MAM-T, уничтожает цель, напоминающую Панцирь-С1. В интервью РИА Новости военный эксперт, главный редактор "Арсенала Отечества" Мураховский отметил: что касается конкретно беспилотников Турции, то при реальных боевых действиях с противником, у которого есть хотя бы минимально организованная система ПВО, оказывается, что турецкие беспилотники, включая Bayraktar, летать и действовать в этом пространстве не могут"
    Источник: https://rusnext.ru/news/1619210284239128
  8. Protos
    Protos 29 апреля 2021 00:19
    +1
    БПЛА способны «бросить» бомбу на 30 км. Для легких ударных самолетов этот параметр составляет 60 км, а сверхзвуковые истребители могут атаковать цель с 80 км.
    Вот только кто-то должен будет в это время сидеть в кустах у цели и светить её или точно давать топопривязку цели lol
    1. Zaurbek
      Zaurbek 4 мая 2021 11:37
      0
      Они могут быть и со спутниковым наведением.....