Военное обозрение

Конверсия МБР в ракеты-носители. Проблемы и перспективы

23

Подготовка к старту ракеты "Рокот". Плесецк, август 2018 г. Фото "Роскосмос"


С шестидесятых годов в нашей стране эксплуатировались ракеты-носители легкого класса, построенные на базе боевых баллистических ракет разных типов. Регулярные пуски таких ракет проводились до недавнего времени, после чего их пришлось приостановить на неопределенный срок в связи с наличием характерных проблем. Однако были приняты необходимые меры, и в ближайшем будущем переделанные МБР вновь смогут отправлять полезную нагрузку на орбиту.

Недавняя история


Первые проекты РН на базе боевых баллистических ракет были реализованы еще в шестидесятых годах. В течение нескольких следующих десятилетий такие комплексы использовались только в интересах военного ведомства. В начале девяностых появилось предложение о коммерческом использовании подобных ракет. За счет этого можно было получить прибыль, а также избавиться от имеющихся МБР, подлежащих уничтожению в соответствии с новыми международными соглашениями.

В ноябре 1990 г. состоялся первый испытательный запуск новой РН «Рокот», разработанной в Центре им. Хруничева при участии украинской компании «Хартрон». Новую ракету выполнили на базе серийного изделия УР-100Н УТТХ путем замены системы управления и доработки ступени полезной нагрузки.


Последний старт "Рокота", 27 декабря 2019 г. Фото "Роскосмос"

В 1994 г. ракета этого типа впервые вывела на орбиту реальную нагрузку. Годом позже Центр им. Хруничева и европейская компания EADS Astrium создали совместное предприятие Eurockot Launch Services, которому предстояло принимать коммерческие заказы. Первый коммерческий запуск «Рокота» состоялся в мае 2000 г.; последние старты провели в 2019 г. В общей сложности провели 34 полета, включая два испытания и одну аварию. На орбиту вывели почти 80 космических аппаратов, в основном российской разработки.

К концу девяностых годов совместными усилиями российской и украинской промышленности была создана РН «Днепр», базой для которой послужила МБР Р-36М. Проект вновь предусматривал максимально возможное использование готовых компонентов с заменой отдельных систем и адаптацией головной ступени к новой нагрузке.

Эксплуатация новых РН осуществлялась компанией «Космотрас». Первый коммерческий запуск «Днепра» с иностранным спутником состоялся в апреле 1999 г. Регулярные пуски продолжались до марта 2015 г., и к этому времени осуществили 22 запуска. Все, за исключением одного, были успешными. Полезной нагрузкой ракет стало более 140 аппаратов из двух десятков стран.


Загрузка ракеты "Днепр" в пусковую установку. Фото "Космотрас"

В 1993 г. состоялся первый запуск легкой РН «Старт». Она была разработана Московским институтом теплотехники на базе МБР из состава комплекса «Тополь». В связи с ограниченными техническими характеристиками такая ракета-носитель не привлекла особого внимания заказчика. С 1993 по 2006 гг. выполнили всего семь запусков, причем один завершился аварийным уничтожением ракеты. Вскоре после проведения последнего запуска проект заморозили ввиду отсутствия реальных перспектив.

В 2003 г. состоялся испытательный пуск ракеты «Стрела». Этот вариант конверсии изделия УР-100Н УТТХ был создан в НПО Машиностроения в сотрудничестве с «Хартроном». Главные отличия от «Рокота» заключались в уменьшении степени переработки исходной конструкции. В частности, в качестве разгонного блока использовали штатную ступень разведения. В 2013-14 гг. «Стрела» совершила два полета с реальной нагрузкой, после чего дальнейшая судьба проекта оказалась под вопросом.

Проблемы сотрудничества


Таким образом, из нескольких предложенных РН на базе МБР лишь две поступили в полноценную эксплуатацию и пользовались успехом среди заказчиков. Однако полеты «Днепра» и «Рокота» завершились несколько лет назад, и с тех пор у нас нет легких ракет-носителей на готовой базе, отличающихся дешевизной и простотой подготовки.

Конверсия МБР в ракеты-носители. Проблемы и перспективы

Старт "Днепра". Фото "Космотрас"

Причины этого просты и связаны с ухудшением международной обстановки. В разработке целого ряда проектов конверсии участвовала украинская промышленность. Так, в проекте «Днепр» были задействованы КБ «Южное» и компания «Хартрон». Последняя также поставляла аппаратуру для изделий «Рокот» и «Стрела».

В 2014-15 гг. новые украинские власти приказали своим предприятиям разорвать сотрудничество с Россией в военно-технической сфере и в области двойных технологий. Это сделало невозможной дальнейшую эксплуатацию «Днепра» и «Стрелы». Проект «Рокот» тоже пострадал, но в меньшей мере, из-за чего пуски продолжались до 2019 г. – до израсходования накопленного запаса агрегатов.

Вторая жизнь «Тополя»


В связи с проблемами РН «Рокот» и «Днепр» российский МИТ предложил возродить свой проект «Старт». Концепт доработанного подвижного грунтового комплекса для запуска нагрузки на орбиту представили на форуме «Армия-2016». В дальнейшем звучали различные заявления об особенностях и перспективах такого проекта.


Ракета-носитель "Старт" на базе "Тополя". Фото Bastion-karpenko.ru

Утверждалось, что обновленный вариант «Старта» имеет ряд важных преимуществ. На тот момент РВСН запускали процесс снятия с вооружения МБР «Тополь» с заменой более новыми образцами. Это позволяло получать базу для РН «Старт» в достаточных количествах. Кроме того, проект не зависел от недоступных импортных комплектующих. Запуск новых ракет можно было бы производить с космодромов Плесецк и Восточный.

В начале 2019 г. сообщалось, что «Роскосмос» изучает потенциал РН «Старт» и возможность ее использования на Восточном. Осенью того же года Российский фонд прямых инвестиций подписал соглашение с компанией TAQNIA из Саудовской Аравии о совместном проведении работ по новой версии «Старта». Готовую ракету новой модификации планировалось использовать в интересах двух стран. В дальнейшем новости о ходе «Старта» не поступали. Возможно, пока ведется проектирование, и готовый ракетно-космический комплекс представят позже.

Второй «Рокот»


В августе 2018 г. Центр им. Хруничева объявил о начале работ по новой модификации РН «Рокот». От базового изделия она должна отличаться, главным образом, современной системой управления, построенной без украинского участия. Основой ракеты, как и ранее, останется МБР УР-100Н УТТХ – в арсеналах РВСН все еще остается существенное количество таких изделий.


ПГРК "Тополь", переоборудованный для использования в проекте "Старт". Фото Bastion-karpenko.ru

В СМИ появлялись некоторые подробности разрабатываемого проекта. Новую систему управления оценили в 690 млн рублей, а новый разгонный блок в 1,45 млн руб. Общая стоимость разработки достигала 3,4 млрд руб. При этом появлялась возможность провести до 40 запусков к 2028 г. Дальнейшая эксплуатация РН «Рокот-2» остается под вопросом по причине ожидаемого сокращения запаса базовых МБР.

В июне 2020 г. сообщалось о появлении заказа на разработку «Рокота-2» от российского министерства обороны. В марте 2021-го компания Eurockot Launch Services, фактически бездействовавшая несколько последних лет, объявила о скором возобновлении полетов. По ее информации, первый старт РН «Рокот-2» должен состояться во второй половине следующего года, и это будет коммерческий запуск.

Почти сразу Минобороны опровергло эту информацию. Оно сообщило, что модернизация «Рокота» проводится только в интересах российской армии. Новым ракетам предстоит запускать спутники военного назначения, и их коммерческое использование не рассматривается.

Прошлое и будущее


В последние десятилетия ракеты-носители на базе боевых образцов хорошо зарекомендовали себя в качестве надежного и удобного средства вывода нагрузки на орбиту. Начиная с девяностых годов, образцы такого рода позволяли избавляться от более не нужных боевых ракет, причем принося определенный доход.


Последний запуск "Стрелы", 19 декабря 2014 г. Фото Russianspaceweb.com

Легкие ракеты по типу «Рокота» или «Старта» интересны определенному кругу заказчиков и имеют хороший коммерческий потенциал. Но с недавнего времени их производство и эксплуатация оказались невозможными, и потенциальные заказы могут уходить другим подрядчикам. Подобное развитие событий получило должную оценку, и в приемлемые сроки были приняты необходимые меры в виде новых проектов.

Уже в следующем году ожидается первый запуск новой модификации изделия «Рокот». Перспективы улучшенного проекта «Старт» пока остаются неясными, но и поводы для пессимизма отсутствуют. Другие разработки, такие как «Стрела» или «Днепр», похоже, окончательно ушли в историю.

Таким образом, через несколько лет в распоряжении «Роскосмоса» и Минобороны будет сразу несколько отечественных ракет-носителей легкого класса – некоторые изделия семейства «Союз», новая «Ангара-1.2» и не менее одного образца, выполненного путем конверсии боевой ракеты. У государственных и коммерческих заказчиков появится более широкий выбор, а утилизация устаревших МБР вновь будет приносить доход.
Автор:
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Солдатов В.
    Солдатов В. 29 апреля 2021 18:42
    -10
    В конверсии МБР есть две стороны хорошая и плохая -одна зарабатывание денег,вторая отравление природы супер ядовитым топливом.Для мирных пусков надо делать экологически чистые ракеты.
    1. KCA
      KCA 29 апреля 2021 19:23
      +10
      Чем гептил МБР отличается от гептила на котором "Протон-М" летает?
      1. Солдатов В.
        Солдатов В. 29 апреля 2021 19:46
        -4
        Ничем,потому и отказываются от Протона.
    2. Виктор Ценин
      Виктор Ценин 29 апреля 2021 19:30
      +13
      Тополь, ЕМНИП твердотопливный? Про прочую экологию, при всей любви к природе, надо бороться другими способами, к примеру построить очистные сооружения в каждом городе на реке/море, да хотя бы научить народ кидать окурки в мусорку, а не гадить на дороге.

      >а новый разгонный блок в 1,45 млн руб.
      Тут наверное что-то не так.
      1. Intruder
        Intruder 29 апреля 2021 21:25
        +1
        Про прочую экологию, при всей любви к природе, надо бороться другими способами, к примеру построить очистные сооружения в каждом городе на реке/море, да хотя бы научить народ кидать окурки в мусорку, а не гадить на дороге.
        Согласен, но здесь уже проблема в мозгах и с воспитанием следующего неокрепшего молодого мозга:
        1. Виктор Ценин
          Виктор Ценин 29 апреля 2021 21:31
          +4
          Так это наша проблема и наши дети, если придать этому внимание, то многое можно изменить. Условно, идя, давече мимо детской площадки, я узрил толпу молодых людей бухающих там же и стоящих ногами на лавке, вот клянусь, не успел я договорить, эти индивидуумы стояли на земле и более никто чёртовы лавки не пачкает. Всё в наших руках)
          1. Intruder
            Intruder 30 апреля 2021 00:25
            +2
            Условно, идя, давече мимо детской площадки, я узрил толпу молодых людей бухающих там же и стоящих ногами на лавке, вот клянусь, не успел я договорить, эти индивидуумы стояли на земле и более никто чёртовы лавки не пачкает.
            Не можете позволить себе - пройти мимо!? У меня такая же проблема с характером, недавно в маркете сделал замечание парочки гопов, один так лениво потянулся за ножом, главное с ленцой и долго, но узрев поясной кобуры нижнюю часть на моем боку, стал милым и приятным, главное вежливым молодым человеком, люблю когда этот мир становится комфортным, с вежливыми людьми..., товарищЪ Кольт все таки был прав, о равенстве и братстве!!! laughing wink
            1. Виктор Ценин
              Виктор Ценин 30 апреля 2021 05:21
              +2
              Не то что не могу, не хочу скорее. Я не грублю, но достаточно убедителен. А с Кольтом и вами абсолютно солидарен)
      2. Вишневая девятка
        Вишневая девятка 29 апреля 2021 21:57
        +1
        Цитата: Виктор Ценин
        Тут наверное что-то не так.

        Видимо миллиарды
      3. bayard
        bayard 30 апреля 2021 10:08
        +2
        Цитата: Виктор Ценин
        Тополь, ЕМНИП твердотопливный?

        Твердотопливный . И утилизация этого твёрдого топлива ... да и хранение , ох как "неэкологична" . Яд страшный . И продукты сгорания - тоже .
        Так что самый экологичный способ утилизации твердотопливных ракет - пуском . Над пустынной незаселённой территорией . Тогда продукты сгорания распределятся на большой площади и высоте , и оседая абсорбируют атмосферную влагу ... Другие способы утилизации гораздо опасней .
        Но кое-где из утилизированного ракетного топлива делают горную взрывчатку(для карьеров) ... и закладывают фугасами на опасных для прорыва направлениях .
        И отнюдь не сапёрами ЛДНР .
  2. iouris
    iouris 29 апреля 2021 19:44
    -6
    Чё, война проиграна?
  3. Mikle2000
    Mikle2000 29 апреля 2021 20:58
    -8
    Не смочь за 7 лет с начала войны с украиной заменить даже не украинские ракеты а частично украинские доработки на советских ракетах - это говорит о состоянии в космической отрасли куда наглядней чем широкое доброе лицо рогожина.
    1. Мур
      Мур 3 мая 2021 18:38
      0
      О каких "украинских" ракетах речь? О советских, производящихся на территории Украинской ССР? Какое отношение к этому имеет современное территориальное образование в тех краях?
      1. Mikle2000
        Mikle2000 3 мая 2021 20:39
        0
        украинская ракета, которую много лет и пока безуспешно пытаются заменить - это Зенит. А украинские доработки превращающие МБР в легкие космические носители - как раз и рассмотрены в этой статье, которую мы комментируем. И тоже не могут повторить (
        1. Мур
          Мур 4 мая 2021 14:21
          0
          украинская ракета, которую много лет и пока безуспешно пытаются заменить - это Зенит.

          Ничего, что "Зенит"("Зенит-2"), первые пуски которого прошли в 1985-м, - это разработка СССР? А РД-171 для этого носителя - он чей?
          1. Mikle2000
            Mikle2000 5 мая 2021 20:32
            0
            разработка СССР. Но производилась на Украине.
            Так и Союз и Протон это разработки СССР. Но производятся в России. А Зенит не производится. Можно радоваться этому факту - украинцы сдулись. А можно печалится - потенциал стран бывшего СССР стал еще меньше. Ведь это Россия не пользуется в своих интересах ныне несуществующими Зенитами и Рокотами. Американцы как то не очень переживают по этому поводу.
  4. Старый26
    Старый26 29 апреля 2021 21:26
    +9
    Цитата: Mikle2000
    Не смочь за 7 лет с начала войны с украиной заменить даже не украинские ракеты а частично украинские доработки на советских ракетах - это говорит о состоянии в космической отрасли куда наглядней чем широкое доброе лицо рогожина.

    А кто-то ставил такую задачу? Ракеты УР-100Н УТТХ снимались с вооружения. Конверсионных на то время хватало. Но если есть возможность использовать хранящиеся в арсеналах списанные МБР и не разделывать их, а использовать для запусков спутников, то почему бы и нет?
    1. Mikle2000
      Mikle2000 29 апреля 2021 21:30
      -9
      Почему бы и нет.
      Потому что не умеем.
  5. Старый26
    Старый26 29 апреля 2021 21:34
    +9
    Цитата: Mikle2000
    Почему бы и нет.
    Потому что не умеем.

    Что не умеем? Создавать собственные системы управления?
    1. Mikle2000
      Mikle2000 5 мая 2021 21:28
      0
      Да, не умеем создавать собственные системы управления. Во всяком случае быстро. Потому что Рокот хотим (он же есть в планах? - значит хотим), а сделать можем только к 2022 (это еще если срок не уйдет вправо), хотя уже 2014 было понятно - украинцы из проекта вышли. 8 лет на мелкую доработку - это я называю словом не умеем.
  6. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 30 апреля 2021 00:23
    +1
    К настоящему времени появилась мода на спутники "микро и нано"... Более или менее "нормальным" носителем можно вывести в космос сразу десятки "наноспутников",что зачастую не могут позволить себе "отставные солдаты" ! В случае необходимости вывода габаритного груза,используются те же "нормальные" РН... Кто больше испортит воздух и намусорит в заатмосферной среде....специализированная,даже "тяжёлая", "нормальная" ракета-носитель, запускаемая раз и с десятками "наноспутников" или десять "отставников",каждый с парой-тройкой "изделий" ?
  7. lopuhan2006
    lopuhan2006 30 апреля 2021 01:48
    +6
    Бла, бла, бла..... Будет, завтра, потом и тд. Короля батутов в последнее время не слышно. Может он китайцам помогает? А то, что-то все летают кроме нас. На Хруничева небось все современное и в белом кафеле стало, да зп ломовые.
    1. А1845
      А1845 30 апреля 2021 09:34
      +1
      Цитата: lopuhan2006
      да зп ломовые

      несомненно!
      только не у инженеров, а у эффективных оптимизаторов.