Военное обозрение

Перспективные парашютные системы для ВДВ России

16

Десантники-участники учений "Восток-2018" занимают места в самолете. Фото Минобороны РФ


В интересах воздушно-десантных войск создаются не только перспективные вооружения. Для выполнения своих основных задач ВДВ нуждаются в парашютных системах разных классов и типов. Прямо сейчас ведется разработка целого ряда подобных образцов, и все они в ближайшие годы поступят на снабжение. С их помощью планируется упростить и сделать более эффективным десантирование личного состава, бронетехники и вооружений.

Парашют для бойца


На данный момент основным парашютом для десантников является изделие Д-10. Оно имеет купол в форме т.н. неплоского круга площадью 100 кв.м и весит ок. 12 кг. С помощью Д-10 обеспечивается десантирование с высот до 4 км на скоростях не более 400 км/ч. Обеспечивается безопасный спуск парашютиста и грузового контейнера – общая масса до 140 кг.


Выброска десанта. Фото Минобороны РФ

С 2018 г. в интересах ВДВ и сухопутных войск московский НИИ парашютостроения разрабатывает новую систему Д-14 «Шелест». Это изделие создается в качестве компонента боевой экипировки «Ратник» и имеет ряд соответствующих особенностей. Так, система подвеса для Д-14 спроектирована заново с учетом облика экипировки и ее элементов. В частности, обеспечено удобное ношение парашютной системы вместе со штатным бронежилетом. Кроме того, допустимый полетный вес десантника увеличен до 190 кг.

«Шелест» отличается от других армейских образцов оригинальной компоновкой. Основной и запасной купола помещаются в едином ранце на спине парашютиста. Спереди на подвесной системе размещается грузовой контейнер. При посадке на воду, контейнер может выполнять функции спасательного средства. Д-14 обеспечит прыжки с высоты до 8 км при скоростях до 350 км/ч. Спускаясь с максимальной высоты, парашютист сможет пролететь 30 км.


Десантирование с применением парашютов Д-10. Фото Минобороны РФ

К настоящему времени изделие Д-14 «Шелест» доведено до испытаний, в ходе которых уже подтвердило высокие характеристики. В ближайшее время, не позднее 2022 г., такой парашют примут на снабжение ВДВ, после чего начнется переоснащение частей.

Еще одной интересной разработкой, планируемой к принятию на вооружение, является система «Штурм». Это безранцевый парашют, предназначенный для спецподразделений ВДВ и других структур. От других парашютов он отличается упрощенной подвесной системой и отсутствием ранца: купол транспортируется в специальном чехле. Последний подвешивается в салоне самолета или вертолета, и десантник, прыгая, сразу извлекает из него купол.

Необычная архитектура позволила сократить время раскрытия парашюта. Благодаря этому «Штурм» может применяться на высотах от 80 м. Для сравнения, с Д-10 можно прыгать лишь с 400 м.


Грузовая платформа ПГС-1000 в кабине самолета. Фото SkyWideSystems

Для десантирования грузов


Снаряжение десантника может включать контейнер для грузов ограниченного размера и массы. Для крупных и тяжелых грузов предназначаются специальные парашютные системы, уже состоящие на снабжении. Также разрабатываются новые образцы. Так, в середине десятых годов московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал» (входит в состав холдинга «Технодинамика») создавал новую парашютно-грузовую систему ПГС-1500. В 2018 г. изделие вышло на испытания, и сейчас решается вопрос его принятия на снабжение армии.

ПГС-1500 представляет собой платформу с подвесной системой и несколькими куполами. Ее можно использовать для спуска грузов массой от 500 кг до 1,5 т, габариты которых соответствуют размерам платформы. Изделие используется с самолетами Ил-76 и может сбрасываться с высот до 8 км при скоростях до 380 км/ч.


Автомобиль ГАЗ-66 на платформе П-7. Фото Russianarms.ru

Для десантирования более тяжелых грузов по-прежнему применяется существующая платформа П-7(М), оснащенная парашютной системой МКС-5-128Р. Она имеет грузоподъемность до 10 т, что позволяет использовать ее с бронемашинами ВДВ нескольких типов. Один самолет Ил-76 может сбросить до четырех платформ П-7; ресурс изделия – пять спусков.

Системы под технику


Сейчас в распоряжении ВДВ имеется целый ряд систем, предназначенных для десантирования бронемашин всех основных типов и другой техники. Так, БМД старых моделей, автомобили, буксируемая артиллерия и другие нагрузки могут десантироваться при помощи платформ П-7(М) и совместимых парашютных систем.

Также на снабжении состоит несколько т.н. парашютных бесплатформенных средств. В их состав входят парашютные и подвесные системы, а также амортизаторы для гашения удара при приземлении. При этом все средства навешиваются прямо на бронемашину; платформа отсутствует. Благодаря этому БМД или БТР, получив парашюты и другие изделия, сохраняет способность к самостоятельному передвижению, что упрощает подготовку к полету и десантированию. Обеспечена возможность десантирования вместе с экипажем.


БМД-4М с бесплатформенной парашютной системой. Фото Минобороны РФ

Для десантирования машин БМП-3 или унифицированной техники с самолета Ил-76М/МД предназначается бесплатформенное средство ПБС-950 «Бахча-ПДС». Грузоподъемность такой системы – 13,2 т. Более тяжелая БМД-4М и техника на ее базе сбрасывается с системой ПБС-950У «Бахча-У-ПДС». Грузоподъемность этого комплекта доведена до 14,5 т. Специально для самоходной пушки «Спрут-СД» разработаны средства ПБС-952 «Спрут-ПДС», обеспечивающие безопасный спуск 18-тонной нагрузки.

Основные образцы для десантирования техники находятся в серийном производстве и поставляются в войсках. Так, накануне командование ВДВ сообщило, что в этом году новые средства десантирования для БМД-4М получат еще два батальона, укомплектованные такой техникой.

Универсальная платформа


На днях было объявлено о разработке нового средства десантирования – универсальной многоцелевой парашютной платформы УМПП. Сроки ее появления и принятия на снабжение пока не уточняются. При этом раскрыты причины запуска проекта и его желаемые результаты.


Система ПБС-950 на боевой машине десанта. Фото Russianarms.ru

В последние годы для ВДВ создан целый ряд современной техники разных классов на современной базе. Часть этих образцов совместима с существующими средствами десантирования, тогда как другие оказываются слишком крупными и/или тяжелыми для них. Кроме того, может возникать необходимость в десантировании грузов увеличенной массы. В связи с этим от УМПП требуется грузоподъемность на уровне 18 т.

Таким образом, при помощи УМПП можно будет десантировать БМД-4М и разнообразную технику на ее шасси – бронетранспортеры, артиллерийские самоходки, противотанковые и зенитные комплексы и т.д. Также полезной нагрузкой для УМПП станут машины на других шасси, боевые и вспомогательные.


Посадка бронемашины. Фото Минобороны РФ

Сегодня и завтра


В настоящее время в распоряжении ВДВ России имеется полный спектр средств и систем для высадки парашютного десанта с военно-транспортных самолетов – с личным оружием, боекомплектом, различным оборудованием, бронетехникой, артиллерией и т.д. Эффективность существующих парашютов и платформ неоднократно показана и подтверждена на учениях разного уровня и масштаба.

Развитие материальной части для воздушно-десантных войск не останавливается. Среди прочего, оно предусматривает совершенствование средств десантирования, необходимых для решения основных задач ВДВ. В последние годы можно было наблюдать массу положительных результатов подобных процессов, и в будущем эта тенденция сохранится. Уже в 2021-22 гг. ожидается появление новых парашютных систем – и это положительно скажется как на возможностях ВДВ, так и на обороноспособности в целом.
Автор:
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Шишков
    Шишков 30 апреля 2021 05:46
    +4
    « Для выполнения своих основных задач ВДВ нуждаются в парашютных системах разных классов и типов» - интересно, каких задач? В боевых условиях лет 80 не десантировались. А для ВДВ нужно разрабатывать и производить технику и снаряжение, обеспечивать регулярные развлекательные прыжки. Эти средства можно было бы потратить с гораздо большим умом, условно говоря, сменив формат частей и соединений ВДВ на элитных мотострелков.
    1. Шиден
      Шиден 30 апреля 2021 07:42
      +2
      Здесь я с вами соглашусь реалии сего дня показывают что организовать десантирование с воздуха шансов на успех не имеет.Но сейчас набегут минусаторы у которых только один аргумет и железобетоный довод в споре ядрен батон, и будут доказывать что это не распил бюджета а дорогая цаца генералов без которой ну не обойтись против супостата.
      1. Шишков
        Шишков 30 апреля 2021 07:59
        0
        Главное чтобы нам бутылку об голову не разбили))))
  2. Оператор
    Оператор 30 апреля 2021 10:27
    +1
    ВДВ Германии, СССР, Британии и её союзников эпично лажанулись с массовой парашютной высадкой воздушных десантов еще во ВМВ. В связи с этим на Западе полвека назад перешли на аэромобильный/вертолетный способ доставки десантников в тыл противника.

    Чем скорее российские воздушно-десантные войска станут аэромобильными (оснащенными штатными вертолетами), тем лучше. Думать, что сейчас можно долететь до места десантирования в тылу противника на Ил-76, это полный отрыв от реальности. Поэтому - только штатные вертолеты для десантирования и приданные транспортные самолеты для доставки техники до своих аэродромов в прифронтовой полосе.

    Парашюты - принадлежность исключительно ССО и разведывательно-диверсионных подразделений.

    P.S. После трех раз десантирования БМД становится металлоломом - разрушается подвеска катков и расползаются швы на бронекорпусе.
    1. Шишков
      Шишков 30 апреля 2021 13:18
      0
      Про БМД не знал, спасибо за информацию, любопытно. Про вертолеты Вы безусловно правы
  3. iouris
    iouris 30 апреля 2021 11:13
    +1
    Оно есть и ладно. Это никогда не применялось и вряд ли будет применено.
    1. Шишков
      Шишков 30 апреля 2021 13:22
      0
      К сожалению, оно не просто ест, оно много ест каждый день
  4. Decimalegio
    Decimalegio 30 апреля 2021 13:05
    +1
    Во всех армиях обсуждается необходимость в крупных парашютно-десантных подразделениях, которые стоят примерно на 10% дороже, чем эквивалентные подразделения легкой пехоты. Многие говорят, что крупномасштабные воздушно-десантные операции - это «анахронизм, ушедшее в прошлое», и их часто сравнивают с использованием конницы во время Второй мировой войны
    1. Шишков
      Шишков 30 апреля 2021 13:13
      0
      Есть серьезные сомнения насчёт 10%. С учетом необходимости разработки и производства техники, пригодной к десантированию, экипировки, тренировок с прыжками и пр., раза в два дороже будет. Они ведь всем тем чем и мотострелки тоже занимаются, даже танки есть
    2. APASUS
      APASUS 30 апреля 2021 13:35
      +1
      Цитата: Decimalegio
      Во всех армиях обсуждается необходимость в крупных парашютно-десантных подразделениях, которые стоят примерно на 10% дороже, чем эквивалентные подразделения легкой пехоты.

      Разговор о том что танки устарели на поле боя идет уже лет 30 и это общая тенденция и не более.Так и с ВДВ .Это подразделения которые должны быть готовы к выполнению задач на земле и в воздухе.Говорить что это анахронизм смешно
      1. Шишков
        Шишков 30 апреля 2021 15:08
        -3
        « Это подразделения которые должны быть готовы к выполнению задач на земле и в воздухе» - ага, а конно-механизированные группы срочно нужны для развития успеха в оперативной глубине обороны противника, захвата важных рубежей, перехвата коммуникаций. И говорить что это анахронизм - смешно!)
        1. APASUS
          APASUS 4 мая 2021 08:36
          -1
          Цитата: Шишков
          ага, а конно-механизированные группы срочно нужны для развития успеха в оперативной глубине обороны противника

          Конечно,зачем ВДВ нужна техника ,они как в гражданскую пойдут в штыковую
  5. Kuroneko
    Kuroneko 30 апреля 2021 14:43
    +2
    Хорошая попка. Ну, т.е. парашютная система.

  6. Aleks тв
    Aleks тв 30 апреля 2021 18:04
    +1
    Д-10...
    Мне приходилось прыгать. Немного.
    Все на Д-5.
    92год, с 1000м. Ан-2. С "Улыбайки" не пришлось.
    Да и так - незабываемые очучения...)))

    Уважуха десантуре.
    Самая лучшая супер.пехота, с которой приходилось работать.
    hi
  7. slowpokemonkey
    slowpokemonkey 30 апреля 2021 21:02
    0
    Цитата: APASUS
    Цитата: Decimalegio
    Во всех армиях обсуждается необходимость в крупных парашютно-десантных подразделениях, которые стоят примерно на 10% дороже, чем эквивалентные подразделения легкой пехоты.

    Разговор о том что танки устарели на поле боя идет уже лет 30 и это общая тенденция и не более.Так и с ВДВ .Это подразделения которые должны быть готовы к выполнению задач на земле и в воздухе.Говорить что это анахронизм смешно


    Разговоры об устарелости танков идут со дня их первого применения....
    Так что нет никаких оснований полагать , что мы с вами , застанем на свою веку , замену танков ОБЧРами ))
  8. nsws3
    nsws3 2 мая 2021 11:48
    +1
    Первое, прыгает кобель на с...ку, второе Д-10 ещё войска до конца не укомплектовали, хотя мы его ещё в училище изучали, третье надёжнее и проще Д-6 серии 4 ещё мир не придумал, на момент ухода на дембель, только 50% полка было переведено. Укладка Д-10 по сравнению с Д-6 немного проблематична. Для того материала, что приходит в армию сейчас, вообще ж...па.