Военное обозрение

Русь – начало государства

72

В. Васнецов «Олег и волхв»


В этой статье речь пойдёт о процессе формирования ранних предгосударственных или потестарных институтов и о факторах их возникновения в Восточной Европе.

Вступление


На рубеже IX - X вв. произошло объединение племён Восточной Европы под властью рода Русского, которое положило начало тектоническим изменениям у восточнославянских племён. Эта власть для большинства племенных союзов оставалась внешней и состояла только из даней. Полюдье, скорее всего, использовалось только не территории «домена» Руси. С образованием суперсоюза всех племён, покорённых Русью, происходит формирование дружины – как военно-полицейского инструмента, стоящего над племенными структурами. До этого времени никакой дружины у родоплеменных коллективов славян не существовало. Князь становится не только военным вождём, но и главой публичной власти.

Это не монархия или ранняя монархия, до её возникновения в России ещё очень много веков.

Складываются только первые предгосударственные и публичные надплеменные институты.

Всем европейским народам, находящимся на данной стадии развития, была свойственна военная экспансия с целью захвата богатств и рабов для славы и престижа:

«Богатство соседей возбуждает жадность народов, у которых приобретение богатства оказывается уже одной из важнейших жизненных целей. Они варвары: грабёж им кажется более лёгким и даже более почётным, чем созидательный труд.»

Русь втягивает племена Восточной Европы в дальние походы за богатствами и данью. Князья Олег, Игорь, Святослав собирают огромные племенные ополчения для походов на Константинополь, хазар и прочих соседей. Русь совершает набеги-походы на города, расположенные на Каспии. Святослав ведёт борьбу за Болгарию с Византией. Богатырский период Святослава обогатил нашу историю такими крылатыми выражениями, как

«не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвым не ведом позор.»

А на предложение императора Византии Иоанна Цимисхийского решить спор между народами поединком, Святослав с честью «отработал возражение», ответив,

«что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, – писал византийский хронист Скилица, – если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и выберет, какой захочет.»

Русь не прекращает укреплять свою власть, ведя войны за дани против сопротивляющихся племён Восточной Европы. Каждый раз после смерти «великого» русского князя, что естественно, происходила попытка освободиться.

Князь Игорь, после гибели Олега, снова возвращает к покорности древлян. Его же убивают в 945 г. данники-древляне, и Ольга уничтожает племенную знать древлян, включив их в русский «домен». Она же в 947 г. ставит погосты по Мсте и Луге, укрепляя, как сказали бы сегодня, административный надзор за данниками: водью и весью, финно-угорскими племенами.

Князь Владимир снова покорял вятичей, подчинённых его отцом, князем Святославом, впрочем, они борются с русскими князьями до конца ХI в. В 984 г. воевода Владимира, Волчий Хвост, разбил радимичей, покорённых тем же Святославом.

Всё, что было захвачено в набегах и походах за данями, получено в полюдье, русы продавали на разных рынках: «меха и воск, мёд и рабы».

Торговля и род


Важной составляющей деятельности русов были торговые походы в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию и далее на Восток. В средние века дальняя торговля была не уделом одиночек, которые «разъезжали» по разным путям, а делом дружин и князей. Дальняя торговля была исключительно редким и опасным предприятием, сам князь Святослав не смог прорваться через засады печенегов у Днепровских порогов. Об этих же нападениях во время волока пишет Константин Багрянородный, в такой же ситуации оказались русы, атакованные хазарами, после похода на Каспий.

Никто не ездил в этот период туда-сюда по пути «из варяг в греки» или по другим, аналогичным маршрутам, «из варяг в булгары» или «из варяг в немцы», вне рамок вооружённого каравана судов, организованного такими сильными структурами, как род русский.

Без понимания психологии и ментальности людей раннего русского средневековья современному человеку будет очень трудно уяснить события этого периода.

Человек родоплеменного периода, как маленький ребёнок, жил в мире реальном и одновременно мифическом, где реальность и «сны», всё смешалось. Грозные воины тушевались перед мистикой, как вещий Олег в ситуации с конём, воспетой в стихотворении А. С. Пушкина.


Н. Кочергин «Песнь о Вещем Олеге»

Неодушевлённые предметы и звери могли действовать как смышлёные существа.

В такой обстановке род был единственной структурой существования и защиты индивидуума, как от потусторонних сил, так и от опасностей окружающего мира, институт кровной мести обеспечивал эту защиту.

А примитивная экономика имела абсолютный аграрно-потребительский характер, земля была общей собственностью, неотделимой от рода, разве что с его гибелью. Эти представления были освещены незыблемыми сакральными законами, связанными с космографией человека, в основе которой лежало родовое бытие. То есть позитивное мироустройство виделось как устройство рода, а структура и экономика рода определялись таким видением мироустройства.

Богатства не были средством накопления и приобретения. Монеты, драгоценные металлы, украшения, добытые в ходе обмена («торговли») или войны, были прежде всего: во-первых, объектами жертвоприношения богам или божествам, во-вторых, предметами престижа, и лишь в последнюю очередь объектами накопления. Подавляющее количество кладов в Восточной Европе закопаны или в местах, откуда их извлечь было невозможно, или в поле, то есть это были не спрятанные от врагов или воров клады, хотя, конечно, были и такие, а жертвоприношения богам.

С точки зрения материальной стоимости вещей обмен не носил рациональный характер. Богатство означало возможность его собственника одарить зависимых от него людей, например дружину, устраивать пиры всей общине.

О сильном, знатном человеке, вожде судили именно по этим качествам. Чем щедрее князь, боярин или знатный муж раздаёт богатств, тем выше его статус, тем больше у него витязей и героев в дружине.

Это объясняет, почему русы-купцы, по данным мусульманских писателей, меняли меха и рабов на стеклянные бусы для своих жён. Князь Игорь идёт с малой дружиной в опасный поход в древлянскую землю, потому что его дружина «нага и боса», а князь Святослав берёт дань с византийцев на погибших, для их рода!

Князь Владимир устраивает общегородские пиры, тем самым перераспределяя прибавочный продукт, говоря современным языком, более равномерно среди членов полянской общины в Киеве.

Русь – начало государства
М. Горелик. Реконструкция Руси. ГИМ. Москва. Фото автора

Нас не должны вводить в заблуждение формально заимствованные институты и термины у соседних, более развитых народов, как Хазария или Византия. Это была форма без того содержания, которое она имела у этих государств (деньги, звания и т. п.). Так, князя Владимира называют каганом русским по аналогии с хазарами.

Чеканка сребреников Владимира из той же серии, что и отливка им серебряных ложек для дружины. Они были всего лишь подражанием, а не полноценными монетами. Подражание, столь важное у всех обществ на этой стадии развития, у многих народов всех стран и континентов.

Франки VI - VII вв. при Меровингах, периода «военной демократии», детально копировали византийские солиды, как знак престижа и суверенитета, а не денежного обмена.

И здесь я хотел бы ещё раз обратить внимание на тот факт, что земля не представляла ценности как таковой, то есть ни о каком раннем феодализме или тому подобном не приходится говорить – важнейшими богатствами были только сокровища и атрибуты воинской доблести и славы. Подробнее проблему феодализма и современные интерпретации этого периода я рассмотрю в отдельной работе.

Князья имели сёла, в которых держали и разводили коней и охотничьих птиц. Причём количество таких хозяйств было минимальное. Проще говоря, если бы и были земельные владения «знати», обрабатывать их было бы некому: население состояло из свободных общинников, рабство носило патриархальный характер. С возникновением надплеменной структуры русов, раб стал ещё и объектом внешней торговли и выкупа.

Ни о каком крупном земельном хозяйстве в этот период не может быть и речи.

Прибавочный продукт формировался посредством военного насилия: даней, захвата рабов и сокровищ, и восполнялся лишь войной, а обмен носил внешний характер с народами, которые производили предметы роскоши и престижа (оружие, украшения, одежду, ткани, вина, фрукты), и которые можно было добыть только по каналам государственной торговли, как в случае с Византией.


В. Васнецов «Княгиня Ольга»

Именно возникновение публичной власти с собственной военной силой (дружиной) и вовлечение огромных масс людей в военные предприятия, удалённые от мест их проживания, появление богатств и наметившееся материальное расслоение примитивного общества – под воздействием этих явлений и начинается коррозия родового строя, перерастающая в кризис. Родовые отношения ещё довольно крепкие, начинают разрушаться к концу Х века под воздействием внешних факторов.

Старые боги уже не могут защитить родовые устои, одновременно потестарные институты только формируются и находятся в зачаточном состоянии.

На такой же стадии находились и германские племена, но в период, предшествующий Всемирному переселению народов в V в., который стал импульсом изменения социальных структур германцев.

Доклассовое общество германцев состояло из свободных, знатных и рядовых общинников, более и менее состоятельных, в условиях отсутствия частной собственности на землю. Из германского родоплеменного общества уже выделилась дружина. Но она, как и рабы, не являлись предвестниками становления ранних феодальных (классовых) отношений, это было доклассовое общество.


После смерти князя Святослава в 972 г. от рук печенегов, среди его сыновей не долго был мир: в ходе столкновений победил Владимир, поддержанный словенами и нанятыми за добычу варягами-скандинавами.

После взятия Киева Владимир ведёт «богатырскую» жизнь. Он собирает дани с литовского племени ятвягов, белых хорватов в Карпатах, возвращает в зависимость от Руси племена вятичей и радимичей. Воюет с поляками и булгарами (Волжская Булгария на территории совр. Татарстана).

Но, наверное, неслучайно сразу же после того, как Владимир захватил Киев, он создаёт пантеон богов, и мы подходим к важному этапу разрушения родового строя у славянских племён Восточной Европы.

Принятие веры: почему и как?


Почему? Причиной принятия веры, или усиления идеологического начала на обширной территории суперсоюза в Восточной Европе, была проблема центробежных тенденций и угроза падения власти киевской русов над захваченными территориями, которые не прекращали попыток уйти из-под даннической зависимости от Руси.

Славяне были язычниками. Они поклонялись животным (тотемизм), камням, рощам и т. п. (фетишизм), богам и божкам. У каждого славянского племени, кстати, как и у греческих племён «героического» периода, да и у скандинавов в VIII - начале X вв., были исключительно племенные боги: у ободритов, западных славян, был Редегаст, у полабов – богиня Жива, Прове у вагров, у словен ильменских – Волос.

Состав пантеона до сих пор вызывает много вопросов и противоречивых выводов у историков. Важно, что независимо от происхождения данных божеств на этом этапе, все они были славянскими.

В 981 г. Владимир в языческом храме установил Хорста, Стрибога, Даждьбога, Симаргла, Макошь и Перуна, бога грома и русов, правящего рода и правящей военно-социальной общности. Стрибог – главное божество у многих славянских племён, он же Род или Святовит, Сварог – бог прародитель, отец Даждьбога. Даждьбог – «белый свет», аналог греческому Аполлону. Макошь – женское божество, «мать урожая», «мать-земля», аналог греческой Деметре. Симаргл – охранитель урожая, побегов, он связан с Макошь и является посланником между небом и землёй. А Хорс – бог солнце, аналог греческому Гелиосу.

Столь странную и непонятную подборку можно объяснить лишь тем, что боги были с собственно русской земли, то есть с территории на юге Восточной Европы, которую занял род Русский с личным богом своего рода – громовержцем Перуном. Пантеон не включил в себя богов племён данников, например Волоса, бога скота, богатства и потустороннего мира, ильменских словен. Вместе с созданием пантеона в Киеве, размещаются языческие божества и на покорённых территориях. В результате Киев должен был стать сакральным центром, в дополнение к административному, что абсолютно естественно для родового мышления. Поэтому дядька князя Владимира Добрыня и установил в Новгороде кумира Перуна. Для усиления силы и значимости нового пантеона был осуществлён акт человеческого жертвоприношения.

Владимир со старцами и боярами, представителями киевской общины, решили принести человеческую жертву кумирам. Символично, что жребий пал на варяга-христианина.

Ритуал принесения человеческих жертв, свойственный этой стадии развития, и практиковался на протяжении всего Х в., даже князя Игоря в 945 г. древляне принесли в жертву в священной роще.

Попытка создать общеславянский пантеон с целью укрепления суперсоюза не удалась, и князь Владимир «со своими боярами и старцами градскими» с 986 г. начал поиск «веры» у соседних народов, стоявших на более высоких стадиях развития, с целью скрепить власть силы.

Как? Летописец о «выборе веры», естественно, пишет в христианском назидательном ключе. В этом рассказе отчётливо видна и поздняя редакция, в которой есть упоминание о немцах-католиках, потому что в конце Х в. такой розни между западной и восточной церквями не было, хотя трения уже начались.

Возможно, принятию христианства с запада, «от немцы», помешал заговор князя Святополка, который княжил в Турове. В нём участвовал немец Рейнберн, епископ Кольберга (города Колобжега, Польша, ранее территория западных славян).

Итак, в ходе «рассмотрения веры» иудаизм был отвергнут по причине того, что не было государства у иудеев, ислам из-за «отсутствия радости в религии», как сказал князь Владимир:

«Веселье Руси есть пити, не может без того быти.»

Как мы отмечали выше, русские князья (или летописцы-«редакторы») были авторами не одного крылатого выражения.

И, наконец, именно красота храмов и веры Бога империи византийцев – ромеев, ошеломила язычников Восточной Европы:

«всякий человек, как отведает раз сладкого, уже не будет после принимать горького!»

Такое формальное поклонение красоте храмов современным людям может показаться странным, если не учитывать ментальность людей родоплеменного строя.

Ещё один формальный повод, с современной точки зрения, и объективный для людей того периода, в пользу принятия христианства был в том, что бабка Владимира, княгиня Ольга была христианкой. И выбор был сделан.


А. Иванов «Крещение князя Владимира в Корсуне»

Существует несколько вариантов, как, собственно, происходило принятие веры лично князем Владимиром. Остаётся дискуссионным вопрос: до или после похода на Корсунь – Херсонес и где? В Киеве, под Киевом или в Корсуне? Чёткого ответа на этот вопрос дать невозможно.

Да и сам поход на Херсон вызывает вопросы. А поход этот был мало связан с принятием веры и был вызван всё той же «жаждой богатств».

Как бывало не раз в византийской истории с Херсонесом, этот город частенько выступал на стороне противников константинопольских властителей. На этот раз он поддерживал противников Василия II, будущего знаменитого Василия Болгаробойца. Власть порфирородного императора находилась в шатком положении и помощь русов в Крыму ему была необходима.

Но, как обычно, русы, воспользовавшись ситуацией, решили укрепиться в Крыму, шантажируя этим Византию, и Василий II был вынужден договариваться. Он подтвердил предыдущие союзные и торговые Договоры и отдал за князя Владимира свою сестру Анну, обещанную германскому императору Оттону III.

По мнению немецкого анналиста Титмара, именно Анна, невеста императора Оттона III, отданная Владимиру, и уговорила его принять христианскую веру. Василий «получал»-возвращал свой же город Херсон, захваченный князем Владимиром, и, что было самым важным в этом договоре для Василия, русский союзный корпус.

Как ни странно, и о чём мы писали выше, крещение Руси прошло незамеченным в византийских источниках. Потому что прибытие русского корпуса резко изменило ситуацию в пользу Василия II, обеспечив ему победу над узурпаторами и безопасность трона. И это политическое событие затмило менее актуальное для Византии крещение «росов».

Следует подчеркнуть, что Владимир, в крещении Василий, стал ревностным христианином. Он, как многие обращённые князья «варваров», глубоко проникся новой Верой. По возвращении из похода в Крым, Владимир расправился с языческим капищем в Киеве. Крещение киевлян, что стоит особенно подчеркнуть, было добровольным, а вот на остальных территориях, подвластных Киеву, это событие происходило по-разному.


«Крещение Киева»

Процесс этот был не простой, а часто и кровавый у большинства стран Европы, принимавших Христианство. Франки крестили, одновременно превращая в своих данников, племена саксов. Олаф Трюггви (963-1000 гг.) и «вечный король Норвегии» Св. Олаф (995-1030 гг.) в ходе крещения применяли пытки, сжигали хутора и воевали с язычниками, в конце концов оба и погибли в этой борьбе. Крещение западных славян и литовских племён пруссов шло рука об руку с немецкой колонизацией, уничтожением знати этих племён и с ассимиляцией.

Гибель «старых богов» вела к гибели рода как структуры, к потере власти родовой верхушки, которая имела и сакральную власть, к возникновению новых политических отношений и усилению власти надплеменных структур и концу родового строя.

Недаром князь Владимир распорядился брать из семей и обучать книжной грамоте детей родовой знати, нарочитой чади: матери плакали о них как о мертвецах.

Повторимся: принятие веры для общины Киева означало укрепление гегемонии и идеологического превосходства над другими племенами, подчинёнными Русью, которые смотрели на этот процесс совершенно по-другому.

Новгородцы собрались на вече и решили отстоять старую веру. Тогда княжеские соратники атаковали их, Добрыня вёл бой, а Путята поджег город, что дало перевес сторонникам христианства. Археологи определили выжженную площадь в Новгороде в 9 тысяч кв. м.:

«Путята крестил мечом, а Добрыня огнём.»


И. Глазунов «Крещение Новгорода»

Но ещё в ХI в. язычество будет существовать на территории Восточной Европы, и не только на периферии, с этим будет считаться власть, ведя борьбу с волхвами-жрецами, как представителями уходящих структур.

В российской науке, как дореволюционной, так и в советской, господствовал взгляд, что причиной принятия новой веры было желание укрепить княжеское единоначалие, монархическое начало:

«один Бог на небе, один царь на земле.»

Но в условиях родоплеменного строя и зачатков государственной системы, когда монархического начала в государственном управлении даже не просматривалось, говорить о таких причинах не приходится.

Не стоит путать монархию как институт и личные властные амбиции, деспотические наклонности военных вождей, суровых князей-воителей периода «военной демократии». Время Х века и принятия Христианства стало периодом начала становления потестарной структуры, традиционно именуемой Древнерусским государством.

Результаты


Русские князья, род Русский силой объединял вокруг Киева племена в Восточной Европе в единый суперсоюз. Крайне аморфную и нестабильную потестарную структуру. В таких условиях была необходима консолидация иная, нежели только грубая военная сила или договорённости с племенной верхушкой, если они вообще были возможны. Попытка решить этот вопрос созданием пантеона языческих богов провалилась.

В таких условиях обращение к вере греческой империи, надплеменной вере не руси, полян или словен, способствовало стабилизации общества и закреплению гегемонии Киева на ином уровне.

Решение о принятии веры принималось не лично русским князем, да это и не могло быть в рамках этого общества. В этом процессе участвуют бояре и старцы градские, представители не только дружины, но и, скорее всего, племени полян. Потребность в принятии новой веры была связана не с формированием монархизма на Руси, а с установлением гегемонии одной общины с центром в Киеве среди других племён. И надплеменная религия способствовала этому.

Новая религия, как один из политических инструментов подчинения, с трудом приживалась у народов или племён данников. Но её чёткое идеологическое оформление, крайне привлекательный внешний антураж, милосердие и защита, как принцип для всех без исключения в период ослабления родовой безопасности – всё это, подкреплённое церковной структурой, которой до этого в принципе не было в Восточной Европе, делало своё дело.

Христианизация приобретёт совершенно иной масштаб и значение, когда земли начнут уходить из-под гегемонии «Руси», но об этом ниже.

Таким образом, Христианство стало важным идеологическим оформлением периода распада родоплеменных структур и перехода к территориальной общине, перехода от родоплеменной формации к ранним публичным государственным формам.

Владимир, как и его сыновья, совершенно искренне обрели новую веру и стали действовать по-христиански, часто так, как они её понимали. Князь, живя, как пишет летописец в страхе Божьем, не судил разбойников. Епископы указали князю на то, что он поставлен на суд по Закону Божьему, должен наказывать злых и миловать слабых, и он начал казнить разбойников.

Но это не соответствовало родоплеменным обычаям, и опять епископы и старцы – предводители городской общины, обратили внимание, что за преступления можно брать виру (штраф) для покупки снаряжения для войны против кочевников.

А с 90-х годов Х в. угроза со стороны степи серьёзно усилилась и стала важным фактором, постоянно влиявшим на примитивную экономику древней Руси. Владимир строил против степи укрепления и набирал воев на севере страны, нанимал варягов.

Отправка детей родоплеменной верхушки в школу, перемещение воев с севера, отправление их в союзную Византию, появление разбойников, возникновение надродовой и надплеменной системы управления и идеологии, имеющей внешний источник – все эти скупые летописные сведения говорят о кризисе родоплеменной системы.

Потому что «стабильная» и консервативная родовая формация была важным периодом в жизни славянского и восточнославянского этноса, предгосударственным этапом. Но возникшие дисбалансы под воздействием внешних факторов послужили её разрушению и переходу на новую, более прогрессивную стадию развития производительных сил.

Список исторических источников и литературы:

ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. СПБ., 1996.
Скилица о войне с Русью императора Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия Перевод Иванов С. А. /Дополнение/
Лев Дьякон. История. М., 1988.
Саксон Анналист. Хроники 741-1139 г. Перевод с лат. И комментарии. И.В. Дьяконов. М., 2012.
Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский Славянские хроники. М., 2011.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. Изд. Подготовил Ч. Н. Любарский. СПб., 2009.
Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.I. М., 1997.
Титмар из Мерзебурга. Хроники в 8 книгах. Перевод И.В. Дьяконова М., 2005.
Гуревич А. Я. Избранные труды. Т.1. Древние германцы. Викинги. М.- СПб., 1999.
Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийской Восточной церкви в IХ, Х и ХI веках. СПб., 2012.
Пиренн А. Средневековый город и возрождение торговли. Горький. 1941.
ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. "Международные отношения". М., 1982.
Толочко П. П. Ранняя русь: история и археология. Русско¬-Балтийский информационный центр «Блиц». СПб.,2013.
Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. М.-СПб., 1995.
Фроянов И.Я. Рабство и данничество. СПб. 1996.


Статьи из этой серии:

Восточные славяне – начало истории
Что есть Русь

Продолжение следует…
Автор:
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ROSS 42
    ROSS 42 3 мая 2021 05:46
    +5
    Интересное чтиво. Особенно занимательны моменты, где описано, как правомерно и добровольно Русь принимала Веру — огнём и мечом. Правильно замечали некоторые известные люди о сложившемся впечатлении, что в истории орудовала банда «двоечников».
    Однако резюме автора:
    Потому что «стабильная» и консервативная родовая формация была важным периодом в жизни славянского и восточнославянского этноса, предгосударственным этапом. Но возникшие дисбалансы под воздействием внешних факторов послужили её разрушению и переходу на новую, более прогрессивную стадию развития производительных сил.

    Расставляет все точки над «i». Оказывается, всё банально и примитивно. Растёт количество разделивших и властвующих, а, следовательно, растут потребности этого клана. Ни роды, ни племена уже не подходят для организованной и слаженной производительной силы. Что производить? Когда производить? Какого размера и качества? Должно быть создано государство. Опять же вариантов немного — один. Рабовладельческий. Но он устарел и не подходит, потому что власти нужны грамотные производители, способные управлять механизмами. Что, зря старался Архимед создавая свои машины?
    Поэтому в начале ХХ века для первой в мире социалистической страны было непростым решением отделить религию от государства. Сколько придумано религиозных празденств? Надо пахать и сеять, а тут...Вы только представьте себе, что если бы граждане России стали соблюдать всё, что говорят на канале «Союз», вся экономика рухнула бы к чертям собачьим.
    А начало положили Добрыня и Путятя...Хорошие люди были...И, что самое главное, обычные граждане страны делали всё во вред себе. Они же не приобретали ничего, кроме права гнуть спину на:

    Какое славное приобретение! И, по всей видимости, чисто добровольное...
  2. Ричард
    Ричард 3 мая 2021 06:01
    +8
    Киевлян крестили в реке Почайне, притоке Днепра
    1. ee2100
      ee2100 3 мая 2021 08:05
      +8
      Доброе утро, Дмитрий!
      Такая сложная тема в понедельник утром! am
      1. Ричард
        Ричард 3 мая 2021 08:26
        +9
        Приветствую, Александр hi
        Такая сложная тема в понедельник утром!

        Для кого-то слишком сложная smile
        Поэтому он не не найдя, что возразить и не вступая в дебаты просто анонимно заминусовал все мои коменты. Да заодно и твои с Видасом и Вячеславом
        laughing
        1. ee2100
          ee2100 3 мая 2021 08:37
          +8
          Возразить можно, но это будет моё мнение. А главное, что наших предков изображают какими-то ущербными. Т.е. вокруг всё хорошо, а наши застряли в родоплеменном обществе со своими идолами. И не хотят принимать прогрессивное! Живут только грабёжм и деньги от скуки и в подражание штампуют.
          1. Фил77
            Фил77 3 мая 2021 08:53
            +6
            Привет Саша!Сейчас я тебе кое-чего отправлю,жди! wink
            1. ee2100
              ee2100 3 мая 2021 09:11
              +5
              Получил. Так ещё и прочитать надо!
          2. Эдуард Ващенко
            3 мая 2021 09:42
            +8
            Уважаемый Александр,
            ущербен взгляд, что наши предки где-то застряли.
            Мы нигде не застревали, об этом этот цикл, мы шли по историческому пути развития, схожему у всех западных языков индоевропейцев. Просто каждая языковая группа вступила на этот путь в своё время.
            Я уже писал, о том, кто круче, кто родился в 1900 г. или в 1950 г. или в 1989 г.?
            Скажу более, о чем напишу в статьях о более поздних периодах, в тех рамках географии и "геополитики" ( не люблю этого слова), в которой оказались именно Восточные славяне, в результате достигали большего, чем "родственные" этносы в более благоприятных условиях.

            Грубейшая ошибка, всех любителей удревнять нашу историю, приписывать латы из нержавейки русским богатырям в донаши эры, что они бегут впереди паровоза или скачут впереди лошади.

            С нержавейкой или победитом мы в свое время преуспели, но... в свое время, став самой передовой Цивилизацией в истории.
            hi
            1. ee2100
              ee2100 3 мая 2021 10:44
              +5
              Добрый день, Эдуард!
              Отвечу за одно и Дмитрию.
              Я не ставлю под вопрос описываемые события. Тем более не "удлинняю " историю восточных славян.
              Но согласитесь, что общность, которая "строила" всех соседей в т.ч. и Второй Рим должна быть многочисленной, в плане человеческих ресурсов и сильна экономически.
              "Прибавочный продукт формировался посредством военного насилия: даней, захвата рабов и сокровищ, и восполнялся лишь войной"(с) И только?
              "Князья имели сёла, в которых держали и разводили коней и охотничьих птиц. Причём количество таких хозяйств было минимальное.(с) По автору получается, что все жили в городах? Данная цитата противоречит тезису, что "земля была общей собственностью"
              Трудно представить, что наши предки не занимались земледелием и животноводством, чем же они жили до описываемого периода?
              Вы пишите, летописец описывает всё в"назидательно христианском ключе" Верно. Т.е. он описывает события, как хочет нам представить это церковь. Тогда давайте упомянем и про месть княгини Ольги, особенно в её четвёртом варианте.
              Если наши предки поклонялись своим богам, значит их это устраивало и они до поры до времени жили в гормонии с собой и окружающими миром. И уж всяко не поверю,что "человек родоплеменного периода, как маленький ребёнок.."
              У меня создалось впечатление, после прочитанного, что наши предки жили в каком-то вакууме, хотя это не так.
              Деньги они чеканили, но "богатства не были средством накопления и приобретени" ....
              Автор упомянул вече,как орган власти в Новгороде, а в Киеве его не было?
              Я уже написал, что вряд-ли мы узнаем реальную причину крещения, хотя очень было бы интересно.
              Не воспринимайте мой комментарий, как критику. Это те вопросы на которые я не получил ответа и это не касается Вашей статьи.
              Меня можно обвинить ,что я не историк и мало знаю . Я не историк и считаю что мало знаю, но если написанное противоречит здравому смыслу значит что-то не сходится.
              1. Эдуард Ващенко
                3 мая 2021 14:05
                +7
                Александр,
                добрый день.
                Не воспринимайте мой комментарий, как критику.

                Ни в коем случае!!!!
                Про Вече, Вы правы, но все по порядку, Вече было повсеместно.
                Про это в следующей статье.
                Про княгиню Ольгу и её "казни" или родовую месть, все верно, но в небольшом формате я не могу перечислить все события, об этом целые тома.
                Про прибавочный продукт, родоплеменные общество - аграрнопотребительское, про с-х и земледелие, я коротко упомянул ранее, но в лесах, когда у многих родов происходила колонизация, конечно прибавочный продукт формируется толко на путях войны.
                Дополнительный прибавочный продукт laughing
                В целом я с Вами согласен, все так, просто все в маленькую статью не впикнуть.
                ЧТо особенно важно, и это принципиальный момент, общество развивается от родового к соседской общине, и это следующий этап развития, не учитывая этого, мы так и будем в трех соснах лес искать. Это ни в кое случае не в Ваш адрес, а необходимый исторический подход.
                С уважением,
                hi
                1. Комментарий был удален.
                2. Коте пане Коханка
                  Коте пане Коханка 4 мая 2021 05:30
                  +1
                  Эдуард спасибо за статью! Наткнулся на неё случайно с подачи камрадов.
                  Прибавочный продукт формировался посредством военного насилия: даней, захвата рабов и сокровищ, и восполнялся лишь войной, а обмен носил внешний характер с народами, которые производили предметы роскоши и престижа (оружие, украшения, одежду, ткани, вина, фрукты), и которые можно было добыть только по каналам государственной торговли, как в случае с Византией.

                  От себя добавлю, наличие института «полюдье», говорит о симбиозе налогово-торговых взаимоотношений в раннем протогосударстве. Причём уникальных, когда одновременно князь и дружина кормилась, собирала дань, торговала и выполняла властные (судебные) полномочия. Причём маршрут и расстояния вызывают восхищение.
                  В дилемму с вами вступает также Константин Богрянородный, который описывает торговлю монускилами и рабами. Договоры с Константинополем о русских купцах. Также выбиваются из вашего повествования.
                  Мое лично мнение, с появление погостов Ольги, стало последним и достаточным штрихом в формировании Древнерусского государства.
                  1. Эдуард Ващенко
                    4 мая 2021 18:50
                    +1
                    Владислав приветствую,
                    действительно, тот вариант, который Вы описываете, что классических подход к образованию Древнерусского государства, это так сказать, представления Б.Д. Грекова и его школы, ну и тех школьных учебников, по которым мы все учились в Союзе.
                    Полюдье – механизм, встречающийся у многих народов, об этом есть обобщающая работа Кобищанова, ближайшее описания его аналога, у норвегов в «Круге земном».
                    Это не механизм потестарного общества, которому далеко до государства. Происходит из другого известного явления, дара, одаривания. Когда вождь буквально кормиться тем, что перемещается из поселения в поселения, ест и получает дань.
                    Погосты Ольги, которые опять же Греков считал, инструментом государственного строительства, И.Я. Фроянов рассматривал конкретно, исходя из текста летописи, а именно установление даней исключительно на Луге и Мсте, в местах обитания данников, финно-угорских племен.
                    В вот Д. А. Авдусин видел в описании Константина Багрянородного диковинку, а не обычное дело, не даром, о чём я писал, поход по пути из «варяг в греки» это не покатушки туда-сюда купцов, а суровое предприятие большого вооруженного контингента русов. На этом пути вообщем то, погиб сам Святослав.
                    Проще говоря, в классическом смысле слова, здесь до государства пока очень далеко. Все это времена потестарных систем.
                    Но традиционно и, по причинам не научных, а политическим, всё это называется «образованием древнерусского государства».
                    С уважением,
                    hi
                    1. Коте пане Коханка
                      Коте пане Коханка 5 мая 2021 00:48
                      +2
                      Доброй ночи Эдуард!
                      О новейших веяниях наших корифеев истории читать приходилось. В принципе, ещё ранний подход в создании Древнерусского государства «с призванием Рюриковичей» описан у дореволюционного Ющенко в его «Истории государства и права».
                      Теперь я предлагаю начать с определения, что есть государство.
                      Специально, чтоб не быть обвинённым в предвзятости возьму первое попавшееся из Вики.
                      Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

                      Теперь разберём «маркёры» термина.
                      1. Политические форма организации общества.
                      2. Наличие Своей территории.
                      3. Наличие политических институтов и форма их признания, как внутренняя так и внешняя.
                      4. Суверенитет.
                      5. Наличие аппарата управления и принуждения. Хотя дальнейшее о безукоснительном подчинении ему (аппарату) всей страны вызывает только улыбку. Такого не было в истории и не будет никогда, но как договаривались взял первое, что лежало на поверхности. Хотя оперировать термином из словарей Ягафарова, Алексеева и Карасева, мне было бы проще и интереснее.
                      А теперь смотрим, когда наше отечество накопило полный комплект «маркёров».
                      Первое. Политическая форма организации общества. Состоит из трёх признаков. Форма государственного устройства, форма государственного правления. Наличие социально-экономических предпосылок и начало формирования единой системы интеграции.
                      Точка отчета если основываться на ПВЛ, Кембриджского анонима и записки Константина Багрянородного федеративную форму государственного устройства «союз племён данников» мы обретаем ещё при правителе Олеге и князе Игоре. Монархическая форма правления закрепляется при передаче наследства от Игоря его сыну Святославу. Возникновение предпосылок единых социально-экономических институтов Эдуард Вы относите к началу правления Владимира или даже Ярослава Владимировича. Вопрос сложный. Самая крайняя дата в нашем случае появление Русской правды Ярослава. Более ранние даты спорны, хотя по этому признаку можно загубить почти все государства-полисы Эллады, «Царство Скифов», не говоря про тёмные века Европы. Особенно Северной.
                      Второе. Территория. Достоверно захват земли кривичей (Смоленска) и территории полян (Киева) правителем Олегом.
                      Третье. Политические институты и форма их признания. Внутренняя призвание «варягов», по ПВЛ победа над «Вадимом». Внешняя - договоры (Олег или Владимир на выбор). Упоминание о дипломатической миссии княгини Ольги.
                      Четвёртое. Суверенитет. Правитель Олег, Князь Игорь, княгиня Ольга.
                      Пятое. Аппарат управления. Железные признаки - погосты княгини Ольги. Институт принуждения - дружина (гридни, меченники, отроки и старшая дружина) ещё раньше.
                      Наличие собственного производства монет, единой религии, торговых отношений - для дисциплин история и теория государства и права ничтожны.
                      Выводы Древнерусское государство накопило 4 маркера государственности из 5 в правление княгини Ольги. С пятым наличие единого письменного нормативного акта все тяжело, но в правление Ярослава появился и он.
                      Если его считать критическим, то править на века и десятилетия прийдется историю многих европейских и не только государств, а пару десятков стран с прецедентный судебной системой придётся в принципе вычеркнуть из истории. Как раз для того, чтоб избежать подобных казусов правоведы основываются на наличии судебных решений институтов публичной власти. Возвращаемся к ПВЛ. Первое описанное в ней судебной решение - это убийство Аскольда и Дира правителем Олегом.
                      Теперь мой личный вывод об образовании государственности в нашем Отечестве. Не удержусь буду ломать стереотипы. Барабанная дробь - С момента обретения независимости от татаро-монгольского ига в 1482 году. Помните 4 маркер - суверенитет. Мы его теряли более чем на два века. Смахнули слезу, о «звездном храме», «исчислении с момента сотворения мира», забыли о «велосипедах древних укров» и супер пупер-ариев-славян-русах».
                      Древнерусское протогосударство поучило минимум его признаков в годы правления Ольги, максимум с приходом к власти Ярослава.
                      Ну где-то так. Эдуард - это мои личные измышления. Искренне жду продолжения Вашего цикла. Единственная беда шарахаюсь как черт от ладана от громких заголовков о славянах. Имел негативные ощущения о ряда статей на ВО!
                      Ещё раз спасибо, за Ваш труд, с уважением Владислав.
                      Если что напутал, ругайте у нас ночь, я баиньки.
                      1. Эдуард Ващенко
                        5 мая 2021 19:29
                        +1
                        Добрый вечер!
                        Конечно продолжение будет, немного скучноватое, не о походах и захватах, а как раз о потесанных системах laughing

                        С уважением,
                        Эдуард
                      2. Коте пане Коханка
                        Коте пане Коханка 5 мая 2021 19:38
                        +1
                        С нетерпением буду ждать Эдуард! С 2012 не затрагивал данную тему, оставив несколько спорных и нерешенных для себя вопросов. В связи с чем читаю Ваши работы с искренним упоением.
            2. vladcub
              vladcub 3 мая 2021 16:15
              +3
              "считаю,что мало знаю" - не каждый может это признать. Как правило:"хомячье племя' уверенно,что оно то хорошо знает историю
              1. ee2100
                ee2100 3 мая 2021 17:12
                +3
                Добрый день!
                Эдуард изложил свою версию, как зарождалось русское государство. Это его видение. Он считает, что объединяющим было принятие христианства.
                Возможно. Насаждать веру "огнём и мечом" можно , но не продуктивно. Более эффективно сделать это так,чтобы человек сам захотел креститься т.е. экономическим путём. И том числе "А если не будут брать – отключим газ!"
                И самое главное, чтобы обединение приносило пользу всем и в первую очередь слабым.
        2. Ричард
          Ричард 3 мая 2021 09:43
          +7
          главное, что наших предков изображают какими-то ущербными. Т.е. вокруг всё хорошо, а наши застряли в родоплеменном обществе со своими идолами

          Ну почему ущербными? Точно такими же как и все остальные народы
          Родоплеменное общество по любому было обречено самим временным ходом истории - естественным приростом населения, а также внутриплеменной и межтерриториальной миграцией на новые земли пригодные для земледелия, охоты и т.д. Все народы через это прошли. И идолы у всех народов были. Мы тут ничем не лучше и не хуже остальных.
          Маленький пример - хроники Авара 14 века так описывают моих предков -первых гребенских казаков деда Урая:
          "Рыскают как волки по округе, ищут чем поживиться, грабят окрестные селения, девиц воруют да на войну с черкессами и аланами за добычей ходят. А когда нет войны виру за брода и переправы берут, охотятся, бортничают и рыбу ловят, а земледелием совсем не занимаются - по их законам за это смерть. Живут в пещерах и землянках. А правят ими старшины коих они сами себе выбирают

          И что мне за это должно быть стыдно? Да ничуть.
          Было? Было. С тех пор очень много воды утекло и много поколений сменилось. За то теперь Ставрополье - одна из главных житниц России.
          Был факт в истории языческая Русь приняла христианство?
          Был. Насильно или полюбовно никто уже точно не скажет. Летописи сам прекрасно знаешь кем и под чьим надзором писались. Где то это прошло мирно, где то с кровью.
          Вот Эдуард об этом и пишет. ИМХО, судить об этой статье пока еще рано- она не окончена. Подождем продолжения.Вот тогда и сделаем вывод
          С уважением
          Дмитрий
        3. bk0010
          bk0010 3 мая 2021 10:40
          +3
          Цитата: ee2100
          А главное, что наших предков изображают какими-то ущербными. Т.е. вокруг всё хорошо, а наши застряли в родоплеменном обществе со своими идолами. И не хотят принимать прогрессивное!
          Скорость возникновения государств, ИМХО, определялась плотностью населения. На Руси берегов рек было много, людей мало, смысла уходить от родоплеменного строя никакого (никто не хочет кормить паразитов).
  3. knn54
    knn54 3 мая 2021 16:03
    +4
    -воевода Владимира, Волчий Хвост, разбил радимичей, покорённых тем же Святославом.
    Чуть ли не единственный варяг,который не поддержал попытку воеводы Сванельда поставить на престол Руси своего сына Лота.
    -земля не представляла ценности как таковой
    Довольно старые корни имеет пословица: "Земля не богатит,а горбатит".
    -Поэтому дядька князя Владимира Добрыня и установил в Новгороде кумира Перуна.
    Добрыня первым пришел к мысли крестить Русь с целью объединения государства.и не быть "белой вороной" в Европе.
    Кроме того волхвы имели немалый авторитет у народа,что тоже его не устраивало.
    Считается,что православие Добрыня выбрал последующей причине:
    Императоры Византии ВСЕГДА были выше Церкви,а католические императоры были зависимы от наместника Бога на Земле-Римского Папы..Быть вассалом он не желал.
    Добрыня и крестил Новгород.
  4. Павел Владимиров
    Павел Владимиров 4 мая 2021 02:19
    +2
    В чёрном море уже крещёнными всплывали.
  • Ричард
    Ричард 3 мая 2021 06:02
    +2
    В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.
    Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий – в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
    Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть
  • Ричард
    Ричард 3 мая 2021 06:06
    +3
    За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).
    С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв
  • Ричард
    Ричард 3 мая 2021 06:20
    +4
    Эдуард hi
    Хотелось бы узнать Ваше компетентное мнение о так называемом первом (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси, которое якобы состоялось за 100 с лишним лет до князя Владимира, в IX веке. Как к нему относится? Есть ли письменные греческие свидетельства об этом? И что можно почитать по этой теме?
    С уважением
    Дмитрий
    1. Эдуард Ващенко
      3 мая 2021 09:17
      +6
      Дмитрий, приветствую Вас,
      да это поразительная тема.
      Пишет об этом "Продолжатель Феофана", перевод на русском выпустило издательство "Алетея", я ссылаюсь на эту работу. И, сейчас запамятовал, патриарх Фотий в послании.
      Все что мы знаем, в комментариях указано на странность того, что это крещение забыто.
      Но, как мы знаем из истории других народов, такое встречается частенько, это например, касается сербов и хорватов, информация о двух крещениях. теже норвежцы.
      С уважением,
      hi
    2. vladcub
      vladcub 3 мая 2021 15:57
      +2
      Для меня ново,что было ещё одно крещение
  • СВД68
    СВД68 3 мая 2021 07:17
    +6
    Очень хорошо!
    Автор правильно определяет, что Древняя Русь еще не была государством, а была родоплеменным союзом с копированием внешних форм соседних государств. А то очень многие путают.
    Кстати, Спарта также не была городом-государством, а была родоплеменным союзом.
    1. А. Привалов
      А. Привалов 3 мая 2021 07:42
      +4
      Цитата: СВД68
      Очень хорошо!
      Автор правильно определяет, что Древняя Русь еще не была государством, а была родоплеменным союзом с копированием внешних форм соседних государств. А то очень многие путают.
      Кстати, Спарта также не была городом-государством, а была родоплеменным союзом.

      Единственное, что нужно хорошо понимать, что Спарта, это ХI век ДО нашей эры, а в статье идёт речь об ХI веке НАШЕЙ эры. Между ними практически 2000 ( две тысячи!) лет. hi
      1. СВД68
        СВД68 3 мая 2021 07:44
        +2
        Цитата: А. Привалов
        Единственное, что нужно хорошо понимать, что Спарта, это ХI век ДО нашей эры, а в статье идёт речь об ХI веке НАШЕЙ эры. Между ними практически 2000 ( две тысячи!) лет.

        В чем значение Вашего понимания? И почемц это единственно важное в этом вопросе?
        1. А. Привалов
          А. Привалов 3 мая 2021 11:47
          +2
          Цитата: СВД68
          В чем значение Вашего понимания? И почемц это единственно важное в этом вопросе?

          Понимание не моё, не единственное, но важное.
          Дело в том, что родоплеменные отношения времён Спарты отличаются от таковых времён становления Руси. На хронологической линии зелёным приблизительно отмечено время, когда уже поднялась Спарта, а оранжевым, где раннее средневековье -- Русь.

          И дело тут не в том, что Спарта была "плохой", а Русь "хорошей", или наоборот. Как совершенно верно отметил автор статьи в своём комментарии: "у каждого своё время". Просто опыт человечества к тому времени был уже иным. Успели родиться и умереть не просто государства, а целые цивилизации, казалось бы, вот она -- историческая опора для начала стремительного роста и мощного развития... Но, увы...

          Сегодня мы имеем две основные гипотезы образования Древнерусского государства: "норманскую" с опорой на "Повесть временных лет" XII века, многочисленные западноевропейские и византийские источники, результаты исследований ономастики и археологии, согласно которой оно было создано извне варягами, возглавляемыми братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году или же родственником Рюрика Олегом, захватившим Киев в 882 году. (Правда, Ключевский считал первоначальной формой Русского государства киевское варяжское княжество Аскольда и Дира, а не Новгородское государство Рюрика.)

          В то же время, "антинорманисты" считали невозможным привнесение государственности извне и считали возникновение государства этапом внутреннего развития общества.
          Основоположником этой теории в русской историографии считается Ломоносов. Он выступал против норманнской теории происхождения Российского государства. Он опроверг мнение ряда иностранных историков об отсталости древнерусского народа, сделав вывод:
          «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели».
          Ломоносов возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разработке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны.

          К сожалению, он не был профессиональным историком. Однако его научные изыскания, как первопроходца в российской исторической науке и его публицистические произведения чрезвычайно интересны.
          Ломоносов отмечал, что в результате отсутствия «достоверного описания деяний российских» лишь
          «весьма немногое знание имеют о том, как возрастали пределы государства, росло его могущество и слава и «коль тяжкими затруднениями подвержено было» существование русского народа. Вот и «затмевается древнего российского народа славное имя», и остаются неизвестными «примеры мужественных поступков и премудрых поведений…». Всё это не может не побудить «горячее усердие к отечеству» и зовет «пособить сему недостатку». «Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила».
      2. Эдуард Ващенко
        3 мая 2021 09:26
        +7
        Здесь нет проблемы. Кто-то родился в 1900 г., кто-то в 1950 г. , что тут скажешь, у каждого своё время.
        hi
        1. Комментарий был удален.
        2. депрессант
          депрессант 3 мая 2021 21:01
          +5
          Эдуард, я бы не так сказала. Кому-то повезло родиться в тёплом климате благодатного Средиземноморья, а кому-то достались территории с резко-континетальным климатом и долгой холодной зимой. Это всё равно что якутам предъявить, мол, а чего это вы не создали своё государство? Или чукчам. Вот китайцы создали, а вы нет. А ведь внешне похожи! Разница в том, что вряд ли кто хоть одного китайца видел постоянно проживающим в зоне вечной мерзлоты.
    2. Эдуард Ващенко
      3 мая 2021 09:19
      +3
      Кстати, Спарта также не была городом-государством, а была родоплеменным союзом.

      Абсолютно так, форма города-государства как "крепости" от пилотов приобретает очертания постепенно.
      hi
  • север 2
    север 2 3 мая 2021 07:44
    -4
    Если говорить об Крещении Руси , то надо сначала учесть , что перед Великим Князем Владимиром стоял выбор- в какую из религий крестить Русь . Об этих думах Владимира иллюстрирует прекрасная картина Ивана Егоровича Еттинга " Князь Владимир выбирает веру". Замечательная картина , странно , почему автор статьи её не припомнил ...
    К Владимиру пришли четыре посланника от разных религий . Магометанскую веру предложили послы Волжских и Камских Болгар , но обрезание казалось ненавистным обрядом , а запрещение пить вино-уставом безрассудным .Именно магометанцам Владимир ответил, что вино есть веселие для Русских;не можем быть без него...Послы Немецких Католиков говорили Владимиру о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь им ответил ,идите обратно , отцы наши не принимали веры от Папы. Выслушав иудеев Владимир спросил их, где их отечество . В Иерусалиме -ответил иудейский проповедник. Но Бог во гневе своём расточил нас по землям чужим. Владимир им ответил: "И вы, наказанные Богом, дерзаете учить других ? Мы не хотим , подобно вам , лишится своего Отечества".Наконец безымянный Философ , присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие Веры,рассказал Владимиру всё содержание Библии , Ветхого и Нового Завета , историю творения , рая , греха , первых людей, потопа , народа избранного, искупления , Христианства , семи Соборов и в заключении показал Владимиру картину "Страшного Суда" с изображениями праведных , идущих в рай , и грешных , осуждённых на вечную муку. Поражённый зрелищем и услышанным , Владимир сказал :" Благо добродетелям и горе злым"
    Потом Владимир отправил ещё и представителей бояр в страну болгар , в земли Немецких Католиков и в Константинополь. И их мнение об там уведенных обрядах и смыслах веры , совпало с мнением Владимира ,только в христианско-православную веру следует Русь крестить !
  • ee2100
    ee2100 3 мая 2021 08:03
    +3
    Статья "Русь – начало государства" впервую очередь о принятии христианской веры восточными славянами.
    В статье очень много спорных моментов . Всё повествование строится на летописях ,а этот источник описывает события в угодном церкви ключе.
    Мы так и на узнаем о причинах побудивших наших предков принять христианство.
    1. Boris55
      Boris55 3 мая 2021 08:25
      -4
      Цитата: ee2100
      Мы так и на узнаем о причинах побудивших наших предков принять христианство.

      В первом веке Андрей первозванный предъявил нашим волхвам новую концепцию управления Миром (Библию). Наши предки не приняли её. В последующие девять веков христиане разными ухищрениями (сами заразили князя - сами же и иссылили, через "институт еврейских жён" и т.п.) захватили управление в Киеве и от туда силой навязали свою волю остальным княжествам известную нам под названием как междоусобные войны, а на самом деле война шла между старой концепцией управления и новой, рабовладельческой... Феодализм, капитализм - это всего лишь более изощренные формы рабовладения. Если раньше раба надо было поймать, сторожить, обувать, одевать да и где то содержать, то сегодня рабы на самообеспечении.

      В первом веке волхвам не чего было предъявить. Сегодня у нас есть своя концепция и называется она: "Концепция Общественной Безопасности" - КОБ. Информация по ней доступна любому в инете. Есть противодействие ей в виде "засланный казачков" рядящихся в одежды кобовцев и всячески дискредитирующих её.
      1. ee2100
        ee2100 3 мая 2021 08:29
        +2
        Ваше мнение имеет право на жизнь.
  • kalibr
    kalibr 3 мая 2021 08:15
    +3
    Два сегодня исторических материалов на сайте. Вроде бы даже и тема близкая. Но ка отличаются, просто небо и земля...Да, что и говорить, кандидатская степень много значит, многое дает и многому учит...
    1. Эдуард Ващенко
      3 мая 2021 09:30
      +5
      Вячеславв Олегович,
      но картинки мне там очень понравились, достойные.
      hi
      1. kalibr
        kalibr 3 мая 2021 14:07
        +4
        Цитата: Эдуард Ващенко
        но картинки мне там очень понравились, достойные.

        Но мы же все-таки не дети...
        1. Astra wild2
          Astra wild2 3 мая 2021 17:50
          +1
          Вячеслав Олегович,я уже взрослая,и льшу себя мыслью,что не глупа,но мне почему-то нравятся яркие иллюстрации.
          Самсонов действительно подобрал яркие иллюстрации
          1. kalibr
            kalibr 3 мая 2021 18:52
            +2
            Цитата: Astra wild2
            Самсонов действительно подобрал яркие иллюстрации

            А с этим никто и не спорит.
  • BAI
    BAI 3 мая 2021 10:35
    +4
    1.
    Святослава обогатил нашу историю такими крылатыми выражениями, как
    «не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвым не ведом позор


    Лучше вспомнить князя Олега:
    "Киев - мать городов русских".

    2.
    Владимир «со своими боярами и старцами градскими» с 986 г. начал поиск «веры» у соседних народов, стоявших на более высоких стадиях развития, с целью скрепить власть силы.

    Как? Летописец о «выборе веры», естественно, пишет в христианском назидательном ключе. В этом рассказе отчётливо видна и поздняя редакция, в которой есть упоминание о немцах-католиках, потому что в конце Х в. такой розни между западной и восточной церквями не было, хотя трения уже начались.

    Есть достаточно обоснованное мнение, что данный кусок "Повести временных лет" целиком и полностью на совести летописца. В реальности такого не было.
    1. vladcub
      vladcub 3 мая 2021 15:49
      +3
      "в реальности такого не было"Вы сравнивали тексты?
  • Korsar4
    Korsar4 3 мая 2021 11:04
    +4
    Очень понравилась аналогия с ребёнком: сочетание мифов и реальности. Книги в детстве и школе прочитанные прорастают сильнее, чем когда «чаша уже наполнена».
    1. депрессант
      депрессант 3 мая 2021 21:15
      +2
      Сергей, Вы явно не адепт Каббалы, в соответствии с которой человек -- чаша, наполняемая светом бесконечно. Вы материалист. И чем чашу наполняем?
      1. Korsar4
        Korsar4 3 мая 2021 21:39
        +1
        Не адепт. Может это и неплохо. Скорее поклонник Стратагем. Стратагема 4 (Изматывания противника).

        «Усталость - оружие, пригодное всегда и везде» (с).
        1. депрессант
          депрессант 3 мая 2021 21:46
          +2
          Усталость противника. Собственная усталость, возникающая как бы из ничего, изматывает больше, чем мог бы измотать противник, -- он бодрит.
          1. Korsar4
            Korsar4 3 мая 2021 21:58
            +1
            Да. Усталость противника.
            1. депрессант
              депрессант 3 мая 2021 22:59
              +2
              Но и усталость своего.
              И в этой связи меня несколько задело замечание коллеги Привалова относительно тысячелетней отсталости Руси от Европы.
              Вот есть такое представление в биологии: сначала из моря вышли на сушу растения, затем, получив питательную среду на суше, выползли на нее членистогогие и только затем -- позвоночные, поедающие членистоногих. Более теплая воздушная среда привела к ускоренному развитию видов. И если каким-то позвоночным в силу катаклизма пришлось вернуться в море, они получили в нём доминирующее положение в силу уже накопленных эволюционных преимуществ. Но в благоприятных условиях позвоночные вовсе не стремятся вернуться в водную среду и с помощью охоты пресекают все попытки остальных обитателей моря вырваться на сушу для последующей эволюции -- они их поедают! В том числе человек.
              А теперь давайте посмотрим на волны переселения народов. Они шли с востока на запад, но не наоборот! Уставшие отставали, мол, дальше не пойдем, а наиболее пассионарные, значит энергичные, деятельные, устремлялись дальше в теплую Европу, небольшую по площади и с трех сторон омываемую Гольфстримом. Может, побежали бы и дальше, но уперлись в Атлантический океан. Пассионарии. Энергичные. И стали делить между собой эту небольшую территорию, этот территориальный пятачок, воюя между собой и смешиваясь с расслабившимися местными. И это в маленькой Европе -- вот где плавильный котел! Тепло, уютно -- чем не среда для ускоренного исторического развития через бесчисленные разнообразные военные столкновения и перенимание чужого опыта. Но даже и в благоприятной маленькой Европе, этом садке исторической эволюции, по пути ускоренного развития пошли далеко не все. Чем выше горы, тем меньше они способствуют развитию человека исторического. И чем больше, чем бескрайней, чем холодней равнина -- тоже.
              Русские, когда-то уставшие на пути в Европу, отдохнули, но все ещё мерзнут.
              1. Korsar4
                Korsar4 3 мая 2021 23:20
                +1
                Красивые у Вас картины. Так и представил китов с кракенами, мечтающих на сушу выбраться.

                Что касается переселения народов, уже анекдот вспоминается про финнов, венгров и эстонцев.
                1. депрессант
                  депрессант 4 мая 2021 00:06
                  +2
                  Ну хоть бы анекдот привели. Я-то его не знаю. Может, станет веселей. А то день какой-то... Бывают такие -- неподходящие.
                  1. Korsar4
                    Korsar4 4 мая 2021 06:44
                    +2
                    Один из вариантов: Угро-финские племена идут с Урала на запад. На развилке камень с надписью «Направо - болота, комары и селедка. Налево - виноград и тёплый климат». Те, кто умели читать, пошли налево.
                    1. депрессант
                      депрессант 4 мая 2021 07:59
                      +2
                      Отлично! Прямо в тему. То есть всё-таки менее усталые. Остальные просто присели на тысячу лет -- отдыхать.
                      1. Korsar4
                        Korsar4 4 мая 2021 08:13
                        +1
                        Это уже из версии про эстонцев, что не торопились определиться.

                        Кстати, среди прибалтийских республик, по личному ощущению, они - самые обстоятельные.
                      2. депрессант
                        депрессант 4 мая 2021 08:35
                        +2
                        Что и отражает медлительность речи. Пока дотянешь гласную до предела, после которого тебя заподозрят в заикании, выигрывается время, чтоб сообразить, как не меняя положения, сделать его более приемлемым. Это как у русских речевые вставки "Э-э-э..." Только у них они внутри слов.
                      3. Korsar4
                        Korsar4 4 мая 2021 09:00
                        +1
                        Да. И за собой «Э» замечаю. Реакция ещё быстрая, но время всегда хочется выиграть. Даже неосознанно.
                      4. депрессант
                        депрессант 4 мая 2021 09:03
                        +2
                        Привычка интеллигентного человека говорить осознанно. А не спороть сгоряча какую-нибудь чушь wassat
                      5. Korsar4
                        Korsar4 4 мая 2021 09:11
                        +1
                        Чуши тоже хватает. А сколько раз - сначала действуешь, а потом думаешь.
                      6. депрессант
                        депрессант 4 мая 2021 09:12
                        +2
                        Ну, если чуши не хватает, то, надо думать, даже сгоряча действуете разумно, не так ли? wassat
                      7. Korsar4
                        Korsar4 4 мая 2021 11:30
                        +1
                        Хочется верить, что жизнь чему-то учит. Но иногда мудрость забывает придти.
              2. ee2100
                ee2100 4 мая 2021 09:46
                +5
                Добрый день.
                Добавлю и свои 5 копеек.
                Мнение ,что эстонцы медлительные сложилось благодаря их соседям в основном с востока и в советское время.
                Эстонец должен перевести у себя в "голове " вопрос ,который ему был задан, сформулировать ответ и затем перевести его,ну допустим на русский . Вот и задержка с ответом. Для эстонцев- русский такой-же иностранный, как другие языки ( кроме финского).
                Этой медлительности нет,когда видишь как они общаются между собой.
                И вдобавок - эстонский " Калев" последний чемпион СССР по баскетболу.
  • Illanatol
    Illanatol 8 мая 2021 09:09
    +1
    Ерунда. Благоприятные условия как раз подавляют пресловутую пассионарность. Слишком хорошо жить - тоже плохо.
    Европейцам досталось хорошее наследие - римское. Прежде всего инфраструктура - города и дороги. Так же и римское право, римские знания и технологии. Впрочем с последним лучше распорядились народы Востока (арабы).
    Да и какое там "ускоренное развитие". Вплоть до 15 века Европа - отсталая и слабая окраина Ойкумены, не более. Самые развитые, богатые и мощные государства были в Азии.
    Лишь после смягчения климата и открытия Нового Света Европе удалось сделать рывок. К настоящему времени импульс уже исчерпан и недалеком будущем эта Европа опять превратится в отсталую окраину. А лидерство вернут себе азиатские страны, Китай, Индия.
  • vladcub
    vladcub 3 мая 2021 15:47
    +3
    Валерий,браво. Материал удачный. И ей богу если б он был вчера ,то народу собрали поболее,а так"калибр"соблазнил.
  • Astra wild2
    Astra wild2 3 мая 2021 17:45
    +1
    Коллеги,здравствуйте.
    Эдуард,спасибо за Ваш материал.
    По поводу крещения.:"Владимир как и его сыновья,совершенно искренне обрели новую веру" по моему,в начале 90-х в "Наука и жизнь"читала,что Владимир после крещения разуверился в христианстве и принял ислам. Но по понятным причинам официальные летописи об этом умалчивали и прч. Как Вы думаете,это может быть?
    1. Эдуард Ващенко
      3 мая 2021 19:13
      +1
      Добрый вечер, спасибо за спасибо!
      Конечно, в "НиЖ", странное утверждение, все же остались христианами, и до сего дня laughing
      Думаю, что статья из разряда "сенсаций", для 90-х актуальная: сейчас что нибудь такое напишем, что бы все ахали.
  • riwas
    riwas 4 мая 2021 03:57
    +1
    О древних русичах. Современные украинцы отличаются от них, как древние египтяне от арабов.
  • bistrov.
    bistrov. 4 мая 2021 12:06
    +1
    Как ныне сбирается вещий Олег
    Щита прибивать на воро-о-та
    Как тут подбегает к нему человек
    И ну шепелявить чего-о- то
    И ну говорить ни с того ,ни с чего
    Что примешь ты смерть от коня своего-о....
    Хе-хе....
  • Mihaylov
    Mihaylov 4 мая 2021 13:00
    +1
    Родовые отношения ещё довольно крепкие, начинают разрушаться к концу Х века под воздействием внешних факторов.

    Эдуард, приветствую!
    У меня вопрос по соотношению внешних и внутренних причин разложения родоплеменного строя: не были ли все же внутренние причины разложения родоплеменного строя определяющими? или все же большее значение имело внешнее воздействие? hi
    1. Эдуард Ващенко
      4 мая 2021 19:03
      0
      Сергей приветствую,
      Я, как, впрочем, думаю, и ты, долгое время стоял на классической советской марксисткой позиции о том, что государство родиться в недрах самого общества. Это как-то было само собой разумеющееся.
      Но под воздействием работ антропологов, пришло понимание, что родовое общество имеет крайнюю стойкость, как это было с ранними славянами, мигрирующими на юг, к границам Византии. Да и источники ничего такого не говорят.
      Теперь мне представляется, что именно внешние импульсы, действуя из вне вели родоплеменное общество к распаду, я здесь перечисляю его признаки, а иных мы как бы не имеем, например, что в родоплеменной среде появились военные вожди с дружиной и они встали над племенем. Все «князья» племен, тот же Мал, скорее всего родовой вождь, а не военный предводитель. Дружин, кроме русов, мы так же не знаем.
      И снова цитирую К. Леви-Стросса:
      «первобытные общества или те, которые считаются первобытными, управляются кровнородственными связями, а не экономическими отношениями. Если бы эти общества не подвергались разрушению извне, они могли бы существовать бесконечно долго».

      С уважнием,
      hi
  • Illanatol
    Illanatol 8 мая 2021 08:59
    0
    Тем, кто любит подчеркивать "отсталость" восточных славян в плане социальной организации, запоздалость в развитии государственности и долгом сохранении "родоплеменного уклада" стоит напомнить принцип : "чем больше царя в голове, тем меньше нужен царь на троне". Наши предки сами по себе были самодостаточны, инициативны, способны к самоорганизации. Им просто не очень нужны были бюрократические конструкции для решения насущных проблем. Если в Европе государственность развивалась, в основном, как регулятор товарно-денежных отношений, как гарант права (без законов нет того, что называется рынком), то у нас государство развилось, прежде всего, как военная структура, его основная функция - не правовая, а оборонная. Отсюда некоторый примитивизм и однобокость развития государственности в нашей стране, что сохранялось очень долго (да и сейчас не ушло полностью).
    Также стоит отметить, что наиболее сложные и совершенные государственные конструкции наблюдаются там, где отдельный индивид превращен в живой "винтик", скорее объект,чем субъект.
    Вот только подобные социумы как раз не очень и жизнеспособны, в то время как более просто организованные, но состоящие из более субъектных индивидов оказываются более устойчивы к неблагоприятным обстоятельствам, как внутренним, так и внешним.
    Пример. Индейцы Центральной и Южной Америки, создавшие высокоразвитые цивилизации (ацтеки, инки), стали легкой добычей малочисленных отрядов конкистадоров. В то время как индейцы Северной Америки, застрявшие в "родоплеменном строе" оказывали упорное сопротивление европейцам в течение нескольких столетий.
    Да и в нашей истории... в Смутное время ни тогдашнее государственный аппарат, ни церковь не прошли испытание на прочность. Страну тогда спасли гражданский дух и способность к самоорганизации русского народа.
  • Товарищ Ким
    Товарищ Ким 8 мая 2021 19:40
    0
    Цитата: ROSS 42
    Русь принимала Веру


    Как бы не пришлось другую принимать.
    Только стало дышать свободнее, после ковидного исхода нелегальных мигрантов, как опять хотят завалить Россию новыми ордами:

    https://t.me/vchkogpu/17709

    А вновь прибывшие уже начали резать людей среди белого дня:

    https://t.me/mnogonazi/5972