Военное обозрение

Шесть предсказаний об истребителе шестого поколения. Версия компании Raytheon

69

Один из концептов перспективного истребителя от Boeing


В ведущих странах разработаны и доведены до производства несколько истребителей нового 5 поколения. Также начинаются работы по следующему 6-му. Какими окажутся самолеты будущего, пока не ясно, но уже высказываются различные предположения и идеи. Так, недавно свое мнение по актуальному вопросу раскрыла американская компания Raytheon Technologies Intelligence & Space.

С точки зрения подрядчика


Известно, что в США уже разрабатывается перспективный самолет-истребитель, и этот проект уже дошел до испытаний демонстратора технологий. При этом, насколько известно, полный технический облик будущего боевого самолета еще не определен, что требует проведения новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это привлекает различные коммерческие организации, которые готовы поучаствовать в создании нового поколения истребителей – в рамках выгодных контрактов.

Одним из потенциальных участников новых проектов является компания Raytheon, выпускающая авиационное оборудование, вооружение и т.д. Она не планирует создавать собственные авиационные платформы, но готова помогать авиастроительным компаниям путем разработки и поставки необходимых приборов и изделий.

Значительный вклад в общий потенциал истребителя современного 5 поколения вносит бортовая электроника, и в следующем 6-м такие тенденции сохранятся. Это увеличивает роль и ответственность разработчика оборудования – компании «Рейтеон» или иной организации. Понимая это, в компании изучают существующие технологические возможности и ищут пути дальнейшего развития техники.


Проект "Боинга" от 2016 г.

Как сообщает издание Aerotech News, 13 апреля Raytheon Technologies Intelligence & Space провела онлайн-конференцию на тему тенденций развития авиационного оборудования в контексте следующего поколения истребителей. Представители компании назвали шесть основных процессов, которые они ожидают в будущем, при создании новой авиационной технике. При этом речь пока идет только об общих идеях, но не о конкретных платформах и образцах.

Шесть прогнозов


В «Рейтеон» полагают, что для новых самолетов будут разрабатываться комплексы БРЭО на основе многофункциональной аппаратной части, дополненной адаптируемым программным обеспечением. В качестве примера приводится гипотетическая радиоэлектронная система, совмещающая функции радиолокатора, станции РЭБ и средств связи. Такая архитектура БРЭО изменит базовые подходы к использованию приборного оснащения: отдельные устройства будут заменяться соответствующими программными модулями.

Второй прогноз предусматривает превращение боевого самолета в «летающий центр обработки данных». Истребитель получит набор высокопроизводительных вычислительных средств, в т.ч. с искусственным интеллектом. Это ускорит и сделает более эффективными процессы обработки данных, и БРЭО поможет летчику принимать правильные решения в обстановке любой сложности.

Третья тенденция заключается в создании комбинированных пилотируемо-беспилотных звеньев «Manned-unmanned teaming» (MUM-T). Истребитель 6 поколения будет управляться пилотом, при участии собственного искусственного интеллекта. Вместе с ним будут работать беспилотные самолеты с ИИ, выполняющие команды ведущего. Развитие ИИ позволит повысить самостоятельность ведомых БПЛА.


Предложение от Lockheed Martin

В «Рейтеон» ожидают, что истребители следующего поколения получат возможность самостоятельной посадки на авианосец. Необходимые технологии уже существуют, и в дальнейшем планируется совершенствовать их и внедрять в новые проекты авиационной техники, пилотируемой и беспилотной. В частности, в компании прорабатывают вопросы повышения точности вывода самолета в зону посадки. При этом отмечается, что автоматическая посадка будет полезна не только для боевой авиации.

Пятый прогноз касается методов и средств разработки. Цифровая инженерия изменит процесс проектирования техники и создания программного обеспечения. Вместе с прочим, новые подходы упростят оценку стоимости проекта и контроль за тратами. У американской промышленности есть негативный опыт неконтролируемого роста стоимости программ, и необходимо предотвратить подобные ситуации в будущем.

Шестое предсказание касается дальнейшего развития идей открытой архитектуры БРЭО. Уже сейчас приборы для самолетов используют унифицированные интерфейсы, упрощающие проведение ремонта или модернизации. Эти принципы должны получить развитие с получением модульных возможностей. Истребитель получит возможность замены аппаратуры с учетом поставленных задач – едва ли не на взлетной полосе.

Прочие соображения


Также в Raytheon Technologies Intelligence & Space рассматривают другие вопросы, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией перспективной техники. Учитываются не только технические и экономические, но и организационные моменты. Так, работы по новому поколению истребителей будут осуществляться в интересах ВВС и ВМС, и необходимо учитывать, что требования этих заказчиков отличаются. Выполнение двух разных технических заданий не должно приводить к неоправданному осложнению программ.


Другой вариант F-X от Lockheed Martin

Отмечается, что в предыдущих проектах и поколениях большое внимание уделялось стоимости. За счет новых методов и технологий предлагается оптимизировать такие показатели техники. В частности, возможно создание самолета-платформы, который будет комплектоваться теми или иными приборами по желанию заказчика. Это сократит стоимость серийной машины и сделает ее доступной для более широкого круга заказчиков.

Остается актуальным вопрос способности к ведению ближнего воздушного боя. Обсуждения продолжаются, но в «Рейтеон» склоняются к необходимости обеспечения таких возможностей. К новым задачам и потенциальным затруднениям приведет появление искусственного интеллекта. Необходимо обеспечить полноценную и безопасную работу истребителя с ИИ в одном воздушном пространстве с гражданским транспортом. Одновременно с этим ИИ должен уметь воевать.

Проекты и технологии


Тематика истребителя следующего 6 поколения прорабатывается в США с конца двухтысячных годов. Первый проект такого рода запустили по инициативе ВМС; а через несколько лет стартовали аналогичные работы в интересах ВВС. К середине десятых годов был собран определенный объем данных, на основе которого в дальнейшем предполагалось разработать реальный проект. В этот период все основные авиастроительные компании предложили свои концепты будущего истребителя. Недавно схожий «проект» показали ВВС.


Самый новый из известных концептов, опубликованный ВВС США

В прошлом году сообщалось о проведении летных испытаний самолета-демонстратора технологий. При этом разработчик такой машины, его облик, характеристики и возможности не раскрывались. Согласно сообщениям последнего времени, в ближайшие годы планируется построить и испытать полноценный прототип, а во второй половине десятилетия запустят серию. Проектирование удалось ускорить за счет новых подходов и методов.

Участвует ли компания Raytheon в создании нового истребителя – неизвестно. Вне зависимости от реального участия, она прорабатывает вопросы развития техники и ее отдельных компонентов, в результате чего появляются прогнозы и оценки. С их помощью компания может составить необходимые планы и присоединиться к существующей или будущей программе разработки реального самолета.

Оглашенные «предсказания» выглядят здраво и правдоподобно. Они учитывают возможности и достижения американской промышленности, а также тенденции развития современных проектов. Впрочем, ввиду общей секретности направления пока нельзя говорить, насколько они соответствуют реальным планам Пентагона. Выводы такого рода можно будет сделать только через несколько лет, когда участники программ опубликуют первые их подробности.
Автор:
Использованы фотографии:
Минбороны США, Boeing, Lockheed Martin
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Бережливый
    Бережливый 6 мая 2021 04:52
    +16
    Кирилл, а о чем вообще то ваша статья? Кроме красивых рисунков толкание воды в ступе! Вы бы хоть выложили в статье для разнообразия варианты концепции и характеристики, предпологаемые, конечно же, пресловутого 6го покаления боевых самолетов. ..
    1. lwxx
      lwxx 6 мая 2021 06:28
      +7
      Цитата: Бережливый
      Кирилл, а о чем вообще то ваша статья? Кроме красивых рисунков толкание воды в ступе!..
      Очень сильно напоминает статьи о наших авианосцах. Тоже только рисунки и макеты...
      1. ник7
        ник7 18 июня 2021 13:48
        0
        статьи о наших авианосцах

        Наши пишут о практически бороздящих моря кораблях, при этом показывая макеты, а статья только о формирующихся требованиях самолёта 6 поколения.
    2. psiho117
      psiho117 6 мая 2021 10:43
      +6
      Цитата: Бережливый
      Кирилл, а о чем вообще то ваша статья? Кроме красивых рисунков толкание воды в ступе!

      Статья - о взгляде компании Рэйтэон на некоторые хар-ки и подходы к проектированию гипотетической леталки 6-го поколения.
      Вы бы хоть выложили в статье для разнообразия варианты концепции и характеристики

      Статья не об этом. Рябов и так любит "растечься мыслью", если он ещё и в обзор концепций ударится, то это в рамки одной статьи ника не влезет...

      Между прочит - компанией Рэйтэон поднят весьма немаловажный для Западного проектирования вопрос:
      У американской промышленности есть негативный опыт неконтролируемого роста стоимости программ, и необходимо предотвратить подобные ситуации в будущем
      Недавно на ВО как раз и была статья на эту тему - о том, что набор програмных инструментов, используемых при проектировании, не только не удешевляет разработку, но и подымает цену на заоблачные высоты.
      Уже даже американского сверх раздутого бюджета - начинает не хватать на это...
      1. ProkletyiPirat
        ProkletyiPirat 6 мая 2021 14:04
        +6
        Цитата: psiho117
        Недавно на ВО как раз и была статья на эту тему - о том, что набор програмных инструментов, используемых при проектировании, не только не удешевляет разработку, но и подымает цену на заоблачные высоты.

        тут дело не в программах а в том как считают стоимость, в большинстве случаев идёт подмена понятий "себестоимость НИОКР", "себестоимость внедрения" и "себестоимость эксплуатации" и т.д.
        Это как если бы в зарплату водителя\строителя\сварщика вложить себестоимость их учебных заведений начиная с детского сада. В случаи людей это звучит бредово, а вот в случае софта это прокатывает...
  2. Пессимист22
    Пессимист22 6 мая 2021 04:55
    0
    Бабла пильнут что нашим и не снилось smile
  3. Konnick
    Konnick 6 мая 2021 05:37
    +7
    А что будут истребители?
    Или просто многофункциональный носитель в зависимости от применяемого вооружения способный выполнять различные задачи. Носитель, позволяющий повысить дальность действия и эффективность различных видов вооружения для уничтожения воздушных или наземных целей, а также частично выполнять функции комплекса дальнего радиолокационного обнаружения или стелс-разведчика. Три в одном - главное быстро летать с нужным грузом.
    1. t-12
      t-12 6 мая 2021 06:16
      -2
      Истребитель должен быть юрким и незаметным. Самолёт ДРЛО должен быть долголетающим, экономичным по топливу. Штурмовик должен быть защищённым, бронированным. Это три разных самолёта.

      А "многофункциональность" - удел "середняка", который ни одно дело не умеет делать хорошо.
      1. Konnick
        Konnick 6 мая 2021 06:21
        +9
        Штурмовик должен быть защищённым, бронированным

        И стрелять из пулемета на бреющем...
        Здесь статья про будущее, а не исторические миниатюры. Меч должен быть длинным или коротким?
      2. Artemion3
        Artemion3 6 мая 2021 08:44
        +3
        На примере Истребителя-бомбардировщика ф-18, после сброса бомб может вести бой с истребителем
        1. Наган
          Наган 6 мая 2021 09:39
          +1
          Цитата: Artemion3
          На примере Истребителя-бомбардировщика ф-18, после сброса бомб может вести бой с истребителем

          Это, худо-бедно, даже И-15 мог. А FW190, не помню в лёт какой буквенный индекс, под это был заточен, но был притом так себе истребитель, по сравнению с другим FW190, опять же не помню каким индексом, который чистый истребитель.
          1. Artemion3
            Artemion3 6 мая 2021 09:46
            0
            Ответил на комментарий о том, что сейчас надо только истребитель или только бомбардировщик. Даже f-35, выпущенный на замену многофункционального f-16, проектировался как истребитель-бомбардировщик
      3. psiho117
        psiho117 6 мая 2021 11:00
        +5
        Цитата: t-12
        Истребитель должен быть юрким и незаметным. Самолёт ДРЛО должен быть долголетающим, экономичным по топливу. Штурмовик должен быть защищённым, бронированным. Это три разных самолёта.

        Штурмовики вымерли.
        Истребители тоже вот-вот вымрут.
        Будущее именно за многофункциональной платформой (которую, по привычке, продолжат называть "истребителем"), которая может всё - нужно лишь поменять набор вооружения и сменить бортовой контейнер с БРЭО (та электроника, что сейчас находится в подвесных контейнерах).
        С развитием и миниатюризацией бортовых радиоэлектронных систем, самолёт ДРЛО также, вполне может делегировать часть своих функций истребителю - как это произошло с самолётами радиоэлектронной борьбы.
        Сейчас, функции "Гроулера" может исполнять обычный подвесной контейнер.
        Так же будет и ДРЛО - особенно на фоне того, какие хар-ки будут у перспективных радарных систем, которые смогут одновременно исполнять функции и многодиапазонного радара, и РЭБ/РЭП.
        1. Наган
          Наган 6 мая 2021 19:11
          0
          Цитата: psiho117
          Штурмовики вымерли.

          Су-25 Грач и A-10 Warthog не согласны.
        2. Usher
          Usher 8 мая 2021 01:53
          -1
          Цитата: psiho117
          Цитата: t-12
          Истребитель должен быть юрким и незаметным. Самолёт ДРЛО должен быть долголетающим, экономичным по топливу. Штурмовик должен быть защищённым, бронированным. Это три разных самолёта.

          Штурмовики вымерли.
          Истребители тоже вот-вот вымрут.
          Будущее именно за многофункциональной платформой (которую, по привычке, продолжат называть "истребителем"), которая может всё - нужно лишь поменять набор вооружения и сменить бортовой контейнер с БРЭО (та электроника, что сейчас находится в подвесных контейнерах).
          С развитием и миниатюризацией бортовых радиоэлектронных систем, самолёт ДРЛО также, вполне может делегировать часть своих функций истребителю - как это произошло с самолётами радиоэлектронной борьбы.
          Сейчас, функции "Гроулера" может исполнять обычный подвесной контейнер.
          Так же будет и ДРЛО - особенно на фоне того, какие хар-ки будут у перспективных радарных систем, которые смогут одновременно исполнять функции и многодиапазонного радара, и РЭБ/РЭП.

          Что за бред? С какого перепугу штурмовики вымерли, они никогда не вымрут. Штурмовик это квинтэссенция боевого самолета (атака с воздуха).
    2. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 6 мая 2021 08:52
      0
      Грядёт эра БПЛА. У пилотируемого истребителя нет шансов победить беспилотного в ближнем воздушном бою. Отсюда и требования к 6 поколению. Он должен быть ещё менее заметен, больше вычислительных возможностей, более продвинутые системы разведки, обнаружения, квази ИИ на борту и тд
      1. Снусмумрик
        Снусмумрик 7 мая 2021 10:05
        +1
        У пилотируемого истребителя нет шансов победить беспилотного в ближнем воздушном бою.

        Эммм... Я не профессионал, конечно, но можно на конкретных примерах подтвердить данный тезис?
        1. psiho117
          psiho117 8 мая 2021 19:22
          -1
          Цитата: Снусмумрик
          Я не профессионал, конечно, но можно на конкретных примерах подтвердить данный тезис?

          Перегрузки однако...
          Живая плоть никогда не приблизится к устойчивости механизма, да благословит его Омниссия bully
          Там где живой пилот уже давно вырубится от перегрузки, робот будет крутиться на закритических углах, срывая нафиг любой захват, и заходя в хвост противнику.
          Но это если сразу ближний бой - а до него ещё дойти нужно...
          Мне вот отчего-то кажется, что сначала РДД обменяются, потом среднего, затем дело и до РБД/перехватчиков дойдёт, а с километра-двух уже можно и лазером в морду слепить.
          Если после подобного обмена противник всё ещё не поражён, и осталось только пушечное вооружение - тогда да, робот, с высокой вероятностью победит человека.
      2. Usher
        Usher 8 мая 2021 01:54
        0
        Цитата: OgnennyiKotik
        Грядёт эра БПЛА. У пилотируемого истребителя нет шансов победить беспилотного в ближнем воздушном бою. Отсюда и требования к 6 поколению. Он должен быть ещё менее заметен, больше вычислительных возможностей, более продвинутые системы разведки, обнаружения, квази ИИ на борту и тд

        Почему? Даже ИИ не изобрели, а вы тут такие прогнозы придумали.
  4. Cowbra
    Cowbra 6 мая 2021 06:33
    -7
    Такая архитектура БРЭО изменит базовые подходы к использованию приборного оснащения: отдельные устройства будут заменяться соответствующими программными модулями.

    Ничего не понял. Девайс один, но в зависимости от ПО - работает либо на РЭБ, либо как радар?!!! И чтоб переключиться, надо на земле переставить ПО?!!! Это типа как ваш телефон - может фонариком светить, может музыку играть, но чтоб с одного на другое перейти - надо в сервис-центр зайти, а то ПО на оба сразу не влезает? laughing
    Либо перевод корявый, либо американцы уже совсем стали тупые. Причем второе очень вероятно - там например пунктом 6 стоит та оптимизация, что Дримлайнер Боинга угробила и именно по причине которой Ф-35 неконтролируемо и подорожало, а с запчастями карачун. Так что вполне в духе Рейтеон - пофиг, что мы знаем, что это будет дороже, скажем всем, что инновация. В Израиль потом спихнем
    1. Наган
      Наган 6 мая 2021 07:12
      +3
      Цитата: Cowbra
      В Израиль потом спихнем

      А евреи-то вот дypныe - пользуют эти никуда не годные F-35 по полной, и еще заказывают. А F-16 как раз списывают.
      И Boeing 787 продолжают выпускаться. А вот Airbus объявил о прекращении выпуска 380. И отчего бы?
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
      2. Леха с Андроида.
        Леха с Андроида. 6 мая 2021 07:16
        -5
        Продали бы лучше киевскому режиму на запчасти.
        1. Наган
          Наган 6 мая 2021 07:18
          -2
          Цитата: Леха с Андроида.
          Продали бы лучше киевскому режиму на запчасти.

          Так у пана атамана в Kyeвe золотого запасу нема.
      3. Сидор Аменподестович
        +3
        Цитата: Наган
        И Boeing 787 продолжают выпускаться. А вот Airbus объявил о прекращении выпуска 380. И отчего бы?

        Потому что это разные самолёты.
        1. Наган
          Наган 6 мая 2021 09:40
          +1
          Цитата: Сидор Аменподестович
          Потому что это разные самолёты.

          А может потому что рынок показал, какие самолеты выгодней эксплуатировать?
          1. Сидор Аменподестович
            +2
            Цитата: Наган
            рынок показал

            Что в четырёхдвигательных самолётах не нуждается так же, как в авиахабах.
      4. paul3390
        paul3390 6 мая 2021 14:43
        +2
        А евреи-то вот дypныe - пользуют эти никуда не годные F-35 по полной, и еще заказывают. А F-16 как раз списывают.

        Видимо - израильтяне не прогнозируют в ближайшем будущем лобового столкновения с противником, обладающим сопоставимыми ВВС и ПВО.. Следовательно - воздушных боёв не будет, как и надобности утюжить линию фронта. И в самом деле - Сирия надолго вышла из игры, Египет и Турция Израилю вроде не враги. Саудиты тем более. Больше там никого серьёзного и нет. А вот скажем против Ирана - пингвин и правда гораздо лучше F-16. ПВО очаговая, авиация устарелая, биться в воздухе и на земле не с кем. А вот втихаря прошмыгнуть, кинуть издалека что бабахающее и так же тихо смыться - тут F-35 должен быть как раз на высоте..

        Если бы ситуация была аналогична 60-70-ым годам, когда Израилю противостояли страны обладающие и солидными танковыми соединениями, и авиацией и ПВО - не думаю чтобы они так уж торопились с заменой.
        1. bk0010
          bk0010 6 мая 2021 15:33
          0
          Цитата: paul3390
          Египет и Турция Израилю вроде не враги.
          А разве с Турцией они обратно не расплевались?
      5. bk0010
        bk0010 6 мая 2021 15:32
        0
        Цитата: Наган
        А вот Airbus объявил о прекращении выпуска 380. И отчего бы?
        Рынок насытили. 380 был создан для работы между большими хабами (такими как Абу-даби, например), их не так много.
    2. psiho117
      psiho117 6 мая 2021 11:08
      +3
      Цитата: Cowbra
      Ничего не понял. Девайс один, но в зависимости от ПО - работает либо на РЭБ, либо как радар?!!! ... Это типа как ваш телефон - может фонариком светить, может музыку играть, но чтоб с одного на другое перейти - надо в сервис-центр зайти, а то ПО на оба сразу не влезает?

      Очевидно, что у вас нет "Айфона"... wassat
      К сожалению, именно так оно и есть, в условиях современного "дикого капитализма".
      Будет ВВС покупать у производителя специальные сменные "флешки" с ПО, поставил одну - истребитель, поставил другую - перехватчик, третью - бомбардировщик. Ещё и подписку будут покупать, или платить за каждое использование...
      Будущее - оно такое, киберпанковое hi
      1. bk316
        bk316 7 мая 2021 12:03
        0
        Будущее - оно такое, киберпанковое

        Гениально!
        Летишь так на боевом задании.
        И тут слышишь ласковый женский голос Ваша лицензия заканчивается, просим продлить подписку. Мы вынуждены отключить некоторые второстепенные опции: управление вооружением , РЛС и катапульту.
        1. psiho117
          psiho117 8 мая 2021 19:26
          +1
          Цитата: bk316
          Ваша лицензия заканчивается, просим продлить подписку. Мы вынуждены отключить некоторые второстепенные опции: управление вооружением , РЛС и катапульту.

          Не-не-не, катапульту не надо wassat
          Наоборот - пилота нафиг из самолёта, и возврат на базу к производителю.
          Как продлят лицензию - милости просим love
  5. Cowbra
    Cowbra 6 мая 2021 07:12
    -1
    Кстати, еще по хотелкам Рейтеон.
    Эксперты установили, что четыре программы превысили финансирование из федерального бюджета по поправке Нэнна-Маккерди, что может привести к их закрытию: общевойсковая высокоточная система автоматического захода на посадку и приземления JPALS (Joint Precision Approach and Landing System)

    Это 2014 год.
    В «Рейтеон» ожидают, что истребители следующего поколения получат возможность самостоятельной посадки на авианосец. Необходимые технологии уже существуют, и в дальнейшем планируется совершенствовать их и внедрять в новые проекты авиационной техники, пилотируемой и беспилотной. В частности, в компании прорабатывают вопросы повышения точности вывода самолета в зону посадки. При этом отмечается, что автоматическая посадка будет полезна не только для боевой авиации.

    А это 2021 laughing
    Какая же тупая и наглая бензопила.... Нет, это только для Штатов годно.
  6. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 6 мая 2021 08:53
    -6
    Пустая болтовня. Если будет РАФАР сразу форма изменится, СТЭЛС уйдет в помойку. А все остальное доступно уже сейчас.
    1. psiho117
      psiho117 6 мая 2021 11:16
      +5
      Цитата: Виктор Сергеев
      Если будет РАФАР сразу форма изменится, СТЭЛС уйдет в помойку

      С чего бы это? РАФАР вдруг отменит физику? Или он излучает не радиоволны?
      Про смерть Стелс-концепции рассказывают уже много лет, а вот поди-ж ты, она цветёт и пахнет.
      И даже самые упёртые бараны в нашем МО, наконец то тоже, поняли пользу и перспективность этой концепции: все современные военные системы - самолёты, корабли, бронетехника, системы вооружения к ним - всё, буквально, разрабатывается с учётом требований к малозаметности.
      1. Виктор Сергеев
        Виктор Сергеев 6 мая 2021 18:41
        -2
        Вы не поверите, но фотоны не относятся к радиоволнам и им плевать на любое покрытие. Именно РОФАР и есть настоящая смерть СТЭЛС, так как фотоны не поглатить, правда и РЭБ то же загнется.
        1. Intruder
          Intruder 7 мая 2021 13:21
          0
          но фотоны не относятся к радиоволнам и им плевать на любое покрытие.
          хм, квант электромагнитного взаимодействия, обладает дуализмом, как безмассовая частица, может быть и волной в различных диапазонах электромагнитного спектра... winked Ну, да...таки плевать на любое покрытие, однако милейший - это очень сумбурное и смелое заявление, для радиофизики и фотонники!?
        2. voyaka uh
          voyaka uh 7 мая 2021 22:40
          +2
          "так как фотоны не поглатить"///
          ---
          Вот те здрасте! belay
          Фотоны как-раз изумительно поглощаются любой поверхностью,
          нагревая ее, превращаясь в тепло.
          Вас никогда не нагревал солнечный свет? wink
          Чем короче длина радио-волны, тем она легче поглощается.
          Привет "фотонному" РОФАРу от стелс.
          Но радар РОФАР не излучает фотоны.
          А ультра-короткие радио-волны. Быстро затухающие и легко поглощающиеся.
          А фотонами занимаются или лазеры, или лидары.
          Но у каждого из этих приборов свои ограничения, разумеется.
          Поэтому для стелс самолетов большую опасность представляют
          радары метровой длины - вот их не поглотить.
      2. Intruder
        Intruder 7 мая 2021 13:25
        0
        РАФАР вдруг отменит физику
        Ну, если с гжельными узорами и живой водой после сборки на заводе, то против законов физического бытия пашет... laughing в версии - сумрачного духовного артефакта Хаоса и Ереси!? yes
        1. Виктор Сергеев
          Виктор Сергеев 7 мая 2021 16:12
          0
          Юморист любитель ничего не понимающий в фотонах и преимуществе их применения. Советую почитать литературу про РОФАР, никакие технологии не позволяют ни забить помехами, ни прикрыть покрытием. Но Вы можете и дельше шутить. Ну, а про то, что все вертится вокруг малозаметности, это Вы взяли из своей головы?
          1. Intruder
            Intruder 7 мая 2021 16:22
            0
            Юморист любитель ничего не понимающий в фотонах и преимуществе их применения.
            Хм, давно меня так не называли, ну что же..,еще один любитель-сказочник с поверхностной эрудицией в области физики, появился видно на моем пути!? laughing Вы прямо мантру, о РОФАР поете, информацией хоть владеете о данном вопросе, или хотя-бы в WiKi глянули???
            Но Вы можете и дельше шутить. Ну, а про то, что все вертится вокруг малозаметности, это Вы взяли из своей головы?
            А кто мне запретит то - шутить или добьется при этом эффективности, своего запрета!?
            А вы мысли написали свои выше, случаем не из головы? Если нет, тогда увы... laughing wink
    2. Intruder
      Intruder 7 мая 2021 14:53
      0
      Если будет РАФАР сразу форма изменится
      прямо отменять все профили ЦАГИ и НАСА, из-за одной технологии этой (РОФАР)!? Забудут про аэродинамику и прочие газодинамики, плюс и радиофизику туда же... no , к счастью не вокруг РОФАРа единого, все в области: малой заметности, вертится!
  7. Есаул
    Есаул 6 мая 2021 09:36
    0
    Надо было у индусов спрашивать, они уже вроде как сделали свой самолёт 6-го поколения.
    В истребителе 6 поколения самое главное будет ИИ, а также появление новых интегративных качеств за счёт улучшения взаимодействия разных систем самолёта.
  8. pytar
    pytar 6 мая 2021 10:43
    +4
    США остаются неоспоримым технологическим лидером. Дистанция между отстающих и лидерах увеличивается...
    1. dauria
      dauria 6 мая 2021 12:25
      +2
      США остаются неоспоримым технологическим лидером


      А самый мощный комп в мире в Китае. Это помимо ещё нескольких "фундаментальных вещей". Ускорители частиц, квантовая электроника , медицина ... И это они только шнурки завязывали...А скоро побегут .
      А по самолёту - что изменилось и повлияет на облик ? Двигатель как был ТРДД , так и остался. Возможно будет изменяемая степень двухконтурности для до -и сверхзвукового полёта. Приводы - как была гидравлика, так и остаётся. Только гидростанции стали миниатюрными и по месту рулей ( F-35). Материалы планера -никаких новшеств . Сталь , дюраль, углепластик. Говорят про умную обшивку, измеряющую всё от давления, температуры и излучений . Но до неё , как пешком до Марса и по цене , и по технологиям. Малая ЭПР останется - основным видом получения информации остаётся радиолокационный диапазон.
      Словом, из всего шагнула вперёд только "центральная нервная система" - электроника. Она изменила и ракеты , и осведомлённость , и тактику . Вроде бы. А на деле что будет ? На Фолклендах аргентинцы на "скайхоках" А-4 применяли топмачтовое
      бомбометание второй мировой . И всадили в корабли с ПВО-ракетами и локаторами более десятка древних бомб. Да,они не разрывались, протыкали оба борта или застревали. Их извлекали английские сапёры. Но факт фактом - ПВО кораблей было бессильным и оставались только зенитные скорострелки .
      Так что только "весна покажет, кто где какал". Не уберут пока лётчика . И чугунные неуправляемые фугаски останутся . Есть куча площадных целей, как Мосул . Где раздолбить надо всё подряд , пригодное для обороны.
      1. pytar
        pytar 6 мая 2021 12:57
        +3
        Пока что, действительно и комплексно США остаются лидером. Китай догоняет быстрыми темпами. Догонит ли, в чем возмет первенства, не известно. Факт - конкуренция среди передовыми странами обостряется. Остальные все больше отстают.
      2. voyaka uh
        voyaka uh 6 мая 2021 19:57
        0
        "И чугунные неуправляемые фугаски останутся"////
        ---
        У кого?
        Их уже нет у США, нет у Израиля. Ни на каких складах.

        "Но факт фактом - ПВО кораблей было бессильным и оставались только зенитные скорострелки ."////
        ----
        Это факт фактом ...но 70-х годов прошлого века. smile
      3. Intruder
        Intruder 7 мая 2021 13:03
        0
        Ускорители частиц
        Забыли добавить и о токамаке китайском для изучения технологий удержания "горячей" плазмы в термоядерном процессе и на прошлый год их, только корейцы смогли обогнать и то отрыв небольшой! wink "А у нас, пока в квартире газ"!? laughing
        Возможно будет изменяемая степень двухконтурности для до -и сверхзвукового полёта
        Может и топливная газовая среда, вместо жидкого керосина авиационного, вот ЖРД на метан перешли в разработках и испытаниях в Китае и США, на днях Рапторы отлично себя показали на мягкой посадке...у Маска!
        Приводы - как была гидравлика, так и остаётся. Только гидростанции стали миниатюрными и по месту рулей ( F-35)
        Не везде, сейчас есть и электро-сервопривода, даже силовые.., что иногда, более удобно в некоторых применениях.
        Так что только "весна покажет, кто где какал". Не уберут пока лётчика . И чугунные неуправляемые фугаски останутся .
        Летчик, более дорог, именно как носитель, своего биологического компьютера и растет от рождения лет 18-19, что для электроники и компьютерных наук прикладных несколько эпох...поэтому он сейчас самое ненадежное звено и тем более имеет свойство неискоренимого "человеческого фактора"! request Плюс не любит постоянные физические и эмоциональные нагрузки, что в боевой ситуации, может сказаться - легко и просто, питается биологическим сырьем и отдых ему нужен до кучи!
        А "чугунные болванки" - удел совсем бедных, с отстающей микроэлектроникой и отсутствием разработчиков именно внутри страны, для создания конкурентных видов высокоточного вооружения (положить даже на площадь :100-200 боеприпасов, или все таки: 20-30 точных, с индивидуальным целеуказанием и наведением на разные цели, с динамической селекцией приоритетных целей в режиме реального времени...), это так: "мы слепим из того, что было..."!

        1. dauria
          dauria 7 мая 2021 13:42
          +1
          с индивидуальным целеуказанием и наведением на разные цели, с динамической селекцией приоритетных целей в режиме реального времени..


          Вы идеалист . Есть задачи , когда никто вам не "расскажет" , что именно приоритетно. Ни наводчик на передовой , ни умное техническое зрение . Может рассказать с матюками комроты , когда его прижмут к земле . И тогда вы вспомните, что сначала надо было напичкать железом со взрывчаткой каждый квадратный метр застроек, траншей и просто закидать зажигалками и фугасками с замедлением и без . Иначе давно бы все списали и артиллерию, и РСЗО , и "чугунки".
          А ради той же "логистики " ( идиотское слово, снабжения точнее) гораздо выгодней ГСН корректируемой бомбы выпускать, хранить и доставлять отдельно от самой чугунки . А потом вворачивать вместо взрывателя, если необходима "точность"
          1. Intruder
            Intruder 7 мая 2021 13:53
            0
            Вы идеалист
            Где-то, глубоко - скорее под левым полушарием коры, возможно и так! yes
            Есть задачи , когда никто вам не "расскажет" , что именно приоритетно. Ни наводчик на передовой , ни умное техническое зрение . Может рассказать с матюками комроты , когда его прижмут к земле . И тогда вы вспомните, что сначала надо было напичкать железом со взрывчаткой каждый квадратный метр застроек, траншей и просто закидать зажигалками и фугасками с замедлением и без . Иначе давно бы все списали и артиллерию, и РСЗО , и "чугунки".
            Ну и артиллерия сейчас и РСЗО снаряды также, все современные выводятся на высокоточные характеристики наведения с коррекцией , а некоторые производители, даже ГСН ставят в активно-реактивные версии!?
            А ради той же "логистики " ( идиотское слово, снабжения точнее) гораздо выгодней ГСН корректируемой бомбы выпускать, хранить и доставлять отдельно от самой чугунки . А потом вворачивать вместо взрывателя, если необходима "точность"
            Это, хороший вариант использования накопленных запасов на случай глобальных конфликтов, у которых подошел срок хранения, вот и идут из-за законов этой самой "логистики", исходя из экономики в своей стране и не только, на подобные варианты расширения боевых характеристик, особенно в версиях, которые уже того..., но их много в численном выражении и продать даже можно на мировом рынке, у кого этих запасов нет и не было в силу экономических опять же причин...
            1. dauria
              dauria 7 мая 2021 14:33
              +1
              Это, хороший вариант использования накопленных запасов

              Не только накопленных. Новые надо делать именно по этому "модульному" принципу . ГСН, привод рулей, сами рули , источник питания ,взрыватель - в виде сворачиваемой башки. Вы просто не видели , как перевозят, хранят, растаскивают по бортам и подвешивают ( массово, в условиях минимума времени ) бомбы. Кучей, в бомботаре и без , пинками и на ломах ...Никто не будет делать им не то что помещений - навеса от дождя и снега не будет. И из жд вагона на грузовик не будут переносить, как младенцев.
              Вот даже только поэтому "головки" должны быть минимального веса, размера и "нянчиться" отдельно.
    2. bk316
      bk316 7 мая 2021 11:58
      +1
      США остаются неоспоримым технологическим лидером.

      Если говорить о вычислительной технике, то уже нет.
      Китай ноздря в ноздрю.
      Если о атомной и в перспективе термоядерной энергетике, то лидеры вообще не они.
    3. Usher
      Usher 8 мая 2021 02:01
      +1
      Цитата: pytar
      США остаются неоспоримым технологическим лидером. Дистанция между отстающих и лидерах увеличивается...

      В каком это сне? Можно конкретики?
  9. evgen1221
    evgen1221 6 мая 2021 13:44
    +2
    В конечном итоге придут к туше самолета арсенала с кучей разных ракет на борту. Т.к пулеметом уде давно друг друга не сбивают.
  10. Tektor
    Tektor 6 мая 2021 14:11
    +1
    Я бы выделил в качестве ключевой особенности истребителя следующего поколения мощный комплекс бортовой обороны, который мог бы нейтрализовать все существующие угрозы. Неуязвимость. Это подразумевает наличие станции РЭБ нового поколения в сочетании с возможностями инициировать самоподрыв боеприпасов, влетающих в зону действия комплекса обороны, под воздействием мощного направленного электромагнитного или лазерного импульса.
  11. Герман 4223
    Герман 4223 6 мая 2021 14:41
    0
    Главное чтобы наши в этой гонке не сильно отстали. Пора бы тоже разработку анонсировать по хорошему.
  12. dgonni
    dgonni 6 мая 2021 14:57
    -1
    Красиво! Особенно учитывая что у нас 57й ещё не в серии.
    1. Turist1996
      Turist1996 6 мая 2021 16:24
      0
      А вот тут Вы не правы - серийный заказ есть и уже выполняется. Можете найти это в открытых источниках.
  13. Turist1996
    Turist1996 6 мая 2021 16:22
    0
    Ну вот, началось "ломание копий" - сколько людей, столько и мнений.
  14. voyaka uh
    voyaka uh 6 мая 2021 19:54
    0
    Ничего сенсационного. Как-то не видна у них фантазия.
    Большинство того, что перечислили, уже воплощено в Ф-35.
    Например:
    "...радиоэлектронная система, совмещающая функции радиолокатора, станции РЭБ
    и средств связи"
    Конечно, улучшать и совершенствовать можно бесконечно.
  15. certero
    certero 6 мая 2021 19:57
    -1
    Все последующие поколения истребителей должны быть полностью беспилотными.
  16. Narak-zempo
    Narak-zempo 6 мая 2021 22:26
    0
    С этим истребителем 6 поколения такая ситуация - никто не знает, каким он должен быть.
    Фактически, кто первым заявит что создал, тот и задаст стандарт.
    И этим "кто-то" вполне можем стать мы.
    Тем более, впервые за всю историю мы получили технологическое превосходство над матрацнутыми в области радиолокации (благодаря разработке РОФАР) и, как минимум, не уступаем по беспилотникам.
  17. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 6 мая 2021 23:00
    0
    Ну любопытно как в дальнейшем эволюционирует концепция 6 поколения. Пока что мне кажется рановато они "рожают" , тут надо бы 5+ отточить , дождаться более-менее конкретики от конкурентов (Китай, Россия, европейские и азиатские потуги на ниве 5 поколения) - и уже отталкиваться от чего то более весомого чем вода.
    Вот сейчас будет прогресс в ЛО и все эти супер-поглощающие дорогущие машинки могут очень здорово опечалиться , вместе со всеми их наметками на 6 поколение.
    1. VO3A
      VO3A 16 мая 2021 02:17
      0
      Ну любопытно как в дальнейшем эволюционирует концепция 6 поколения.

      Хочу вас расстроить : нет законченной концепции самолёта 5-го поколения ! Пока с ним не разберутся , о 6-м говорить не приходиться.
      Есть два подхода определения с-та 5-го поколения :
      Он лучше 4-го , значительно его превосходит в бою..
      Второй подход связан с применением новых информационных технологий и новых способов войны в виде новых передовых систем, в состав которых входит с-т 5-го поколения ,как основной элемент....
      На мой взгляд ,именно последний подход позволяет обосновать все существующие требования к 5-му поколению...и дальше...
  18. rocket757
    rocket757 7 мая 2021 07:53
    0
    Шесть предсказаний об истребителе шестого поколения. Версия компании Raytheon
    Понятно, авиатехника будет развиваться, как и всё остальное.
    Серьёзная ударная сила, если её не противопоставить эффективные средства противодействия.
  19. Intruder
    Intruder 7 мая 2021 13:00
    0
    Raytheon
    - это не совсем, если уж писать по-русски:
    «Рейтеон»
    , при произношении - там вообще последний звук, как: "о" - отсутствует, а окончание: "тен"! Автор статьи, смысл переводить и писать на русском тогда.., название организации, которое и так латиницей написано выше!?
  20. Алексей Зигалов
    Алексей Зигалов 7 мая 2021 22:11
    0
    Кирилл больше спасибо за статью и тему разговора. Результата Вы добились коллеги сильно раздухарились. Специально для Вас и полковника, которые пишут генералам. Л.А уже 40 лет летают в автоматическом режиме. Вопрос какой Л.А. нужен за 100 млн $ или за 5 млн $ ???? Далее сам полет не искусственный интеллект. А вот понять и правильно поставить задачу создать новую систему БРЭО на основе детерминированного и эмерджентного проведения Л.А. у нас лет через двадцать, а вот Китай уже делает. !!!!!!!!!
  21. nikolai55soot
    nikolai55soot 15 мая 2021 18:52
    0
    Россия должна иметь : воздушный - авианосец из ТТС (тяжёлых транспортных самолётов) Ил ; Ту ; Ан ; или аналог ; после взлёта с аэродрома пара , звено , полк ТТС стыкуются как МКС (международная космическая станция) и принимают любой тип авиации : обслужит , заправит , навесит оружие , даст отдых экипажу и отправит в бой .
  22. Илья Аксёнов
    Илья Аксёнов 17 мая 2021 10:14
    0
    Самолеты будущего будут иметь возможность вертикального взлета и посадки с помощью экранного эффекта. А летать они будут в облаке плазмы, так, что им обтекаемые аэродинамические формы будут без надобности. Такие летательные аппараты будут иметь широкую сферу перемещения, от ближнего космоса, до полетов на уровне крыш домов.
    Зависание на месте и разворот будут их визитной карточкой в штурмовке любых объектов, совместно с разгоном до гиперзвуковых скоростей в облаке плазмы с места.
    Интересно, что в горизонтальном полете они смогут менять высоту практически вертикально, без пологого спуска и подъема.
    Это позволит новая конструкция крыла, у которого будет совсем другая концепция управления полетом. Так, в частности, на нем спереди и сзади будут стоять форсунки детонационного двигателя, генератора плазмы, которые и позволят подниматься и опускаться вертикально, без смещения по горизонтали.