Шесть предсказаний об истребителе шестого поколения. Версия компании Raytheon

80

Один из концептов перспективного истребителя от Boeing

В ведущих странах разработаны и доведены до производства несколько истребителей нового 5 поколения. Также начинаются работы по следующему 6-му. Какими окажутся самолеты будущего, пока не ясно, но уже высказываются различные предположения и идеи. Так, недавно свое мнение по актуальному вопросу раскрыла американская компания Raytheon Technologies Intelligence & Space.

С точки зрения подрядчика


Известно, что в США уже разрабатывается перспективный самолет-истребитель, и этот проект уже дошел до испытаний демонстратора технологий. При этом, насколько известно, полный технический облик будущего боевого самолета еще не определен, что требует проведения новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это привлекает различные коммерческие организации, которые готовы поучаствовать в создании нового поколения истребителей – в рамках выгодных контрактов.



Одним из потенциальных участников новых проектов является компания Raytheon, выпускающая авиационное оборудование, вооружение и т.д. Она не планирует создавать собственные авиационные платформы, но готова помогать авиастроительным компаниям путем разработки и поставки необходимых приборов и изделий.

Значительный вклад в общий потенциал истребителя современного 5 поколения вносит бортовая электроника, и в следующем 6-м такие тенденции сохранятся. Это увеличивает роль и ответственность разработчика оборудования – компании «Рейтеон» или иной организации. Понимая это, в компании изучают существующие технологические возможности и ищут пути дальнейшего развития техники.


Проект "Боинга" от 2016 г.

Как сообщает издание Aerotech News, 13 апреля Raytheon Technologies Intelligence & Space провела онлайн-конференцию на тему тенденций развития авиационного оборудования в контексте следующего поколения истребителей. Представители компании назвали шесть основных процессов, которые они ожидают в будущем, при создании новой авиационной технике. При этом речь пока идет только об общих идеях, но не о конкретных платформах и образцах.

Шесть прогнозов


В «Рейтеон» полагают, что для новых самолетов будут разрабатываться комплексы БРЭО на основе многофункциональной аппаратной части, дополненной адаптируемым программным обеспечением. В качестве примера приводится гипотетическая радиоэлектронная система, совмещающая функции радиолокатора, станции РЭБ и средств связи. Такая архитектура БРЭО изменит базовые подходы к использованию приборного оснащения: отдельные устройства будут заменяться соответствующими программными модулями.

Второй прогноз предусматривает превращение боевого самолета в «летающий центр обработки данных». Истребитель получит набор высокопроизводительных вычислительных средств, в т.ч. с искусственным интеллектом. Это ускорит и сделает более эффективными процессы обработки данных, и БРЭО поможет летчику принимать правильные решения в обстановке любой сложности.

Третья тенденция заключается в создании комбинированных пилотируемо-беспилотных звеньев «Manned-unmanned teaming» (MUM-T). Истребитель 6 поколения будет управляться пилотом, при участии собственного искусственного интеллекта. Вместе с ним будут работать беспилотные самолеты с ИИ, выполняющие команды ведущего. Развитие ИИ позволит повысить самостоятельность ведомых БПЛА.


Предложение от Lockheed Martin

В «Рейтеон» ожидают, что истребители следующего поколения получат возможность самостоятельной посадки на авианосец. Необходимые технологии уже существуют, и в дальнейшем планируется совершенствовать их и внедрять в новые проекты авиационной техники, пилотируемой и беспилотной. В частности, в компании прорабатывают вопросы повышения точности вывода самолета в зону посадки. При этом отмечается, что автоматическая посадка будет полезна не только для боевой авиации.

Пятый прогноз касается методов и средств разработки. Цифровая инженерия изменит процесс проектирования техники и создания программного обеспечения. Вместе с прочим, новые подходы упростят оценку стоимости проекта и контроль за тратами. У американской промышленности есть негативный опыт неконтролируемого роста стоимости программ, и необходимо предотвратить подобные ситуации в будущем.

Шестое предсказание касается дальнейшего развития идей открытой архитектуры БРЭО. Уже сейчас приборы для самолетов используют унифицированные интерфейсы, упрощающие проведение ремонта или модернизации. Эти принципы должны получить развитие с получением модульных возможностей. Истребитель получит возможность замены аппаратуры с учетом поставленных задач – едва ли не на взлетной полосе.

Прочие соображения


Также в Raytheon Technologies Intelligence & Space рассматривают другие вопросы, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией перспективной техники. Учитываются не только технические и экономические, но и организационные моменты. Так, работы по новому поколению истребителей будут осуществляться в интересах ВВС и ВМС, и необходимо учитывать, что требования этих заказчиков отличаются. Выполнение двух разных технических заданий не должно приводить к неоправданному осложнению программ.


Другой вариант F-X от Lockheed Martin

Отмечается, что в предыдущих проектах и поколениях большое внимание уделялось стоимости. За счет новых методов и технологий предлагается оптимизировать такие показатели техники. В частности, возможно создание самолета-платформы, который будет комплектоваться теми или иными приборами по желанию заказчика. Это сократит стоимость серийной машины и сделает ее доступной для более широкого круга заказчиков.

Остается актуальным вопрос способности к ведению ближнего воздушного боя. Обсуждения продолжаются, но в «Рейтеон» склоняются к необходимости обеспечения таких возможностей. К новым задачам и потенциальным затруднениям приведет появление искусственного интеллекта. Необходимо обеспечить полноценную и безопасную работу истребителя с ИИ в одном воздушном пространстве с гражданским транспортом. Одновременно с этим ИИ должен уметь воевать.

Проекты и технологии


Тематика истребителя следующего 6 поколения прорабатывается в США с конца двухтысячных годов. Первый проект такого рода запустили по инициативе ВМС; а через несколько лет стартовали аналогичные работы в интересах ВВС. К середине десятых годов был собран определенный объем данных, на основе которого в дальнейшем предполагалось разработать реальный проект. В этот период все основные авиастроительные компании предложили свои концепты будущего истребителя. Недавно схожий «проект» показали ВВС.


Самый новый из известных концептов, опубликованный ВВС США

В прошлом году сообщалось о проведении летных испытаний самолета-демонстратора технологий. При этом разработчик такой машины, его облик, характеристики и возможности не раскрывались. Согласно сообщениям последнего времени, в ближайшие годы планируется построить и испытать полноценный прототип, а во второй половине десятилетия запустят серию. Проектирование удалось ускорить за счет новых подходов и методов.

Участвует ли компания Raytheon в создании нового истребителя – неизвестно. Вне зависимости от реального участия, она прорабатывает вопросы развития техники и ее отдельных компонентов, в результате чего появляются прогнозы и оценки. С их помощью компания может составить необходимые планы и присоединиться к существующей или будущей программе разработки реального самолета.

Оглашенные «предсказания» выглядят здраво и правдоподобно. Они учитывают возможности и достижения американской промышленности, а также тенденции развития современных проектов. Впрочем, ввиду общей секретности направления пока нельзя говорить, насколько они соответствуют реальным планам Пентагона. Выводы такого рода можно будет сделать только через несколько лет, когда участники программ опубликуют первые их подробности.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    6 мая 2021 04:52
    Кирилл, а о чем вообще то ваша статья? Кроме красивых рисунков толкание воды в ступе! Вы бы хоть выложили в статье для разнообразия варианты концепции и характеристики, предпологаемые, конечно же, пресловутого 6го покаления боевых самолетов. ..
    1. +7
      6 мая 2021 06:28
      Цитата: Бережливый
      Кирилл, а о чем вообще то ваша статья? Кроме красивых рисунков толкание воды в ступе!..
      Очень сильно напоминает статьи о наших авианосцах. Тоже только рисунки и макеты...
      1. 0
        18 июня 2021 13:48
        статьи о наших авианосцах

        Наши пишут о практически бороздящих моря кораблях, при этом показывая макеты, а статья только о формирующихся требованиях самолёта 6 поколения.
    2. +6
      6 мая 2021 10:43
      Цитата: Бережливый
      Кирилл, а о чем вообще то ваша статья? Кроме красивых рисунков толкание воды в ступе!

      Статья - о взгляде компании Рэйтэон на некоторые хар-ки и подходы к проектированию гипотетической леталки 6-го поколения.
      Вы бы хоть выложили в статье для разнообразия варианты концепции и характеристики

      Статья не об этом. Рябов и так любит "растечься мыслью", если он ещё и в обзор концепций ударится, то это в рамки одной статьи ника не влезет...

      Между прочит - компанией Рэйтэон поднят весьма немаловажный для Западного проектирования вопрос:
      У американской промышленности есть негативный опыт неконтролируемого роста стоимости программ, и необходимо предотвратить подобные ситуации в будущем
      Недавно на ВО как раз и была статья на эту тему - о том, что набор програмных инструментов, используемых при проектировании, не только не удешевляет разработку, но и подымает цену на заоблачные высоты.
      Уже даже американского сверх раздутого бюджета - начинает не хватать на это...
      1. +6
        6 мая 2021 14:04
        Цитата: psiho117
        Недавно на ВО как раз и была статья на эту тему - о том, что набор програмных инструментов, используемых при проектировании, не только не удешевляет разработку, но и подымает цену на заоблачные высоты.

        тут дело не в программах а в том как считают стоимость, в большинстве случаев идёт подмена понятий "себестоимость НИОКР", "себестоимость внедрения" и "себестоимость эксплуатации" и т.д.
        Это как если бы в зарплату водителя\строителя\сварщика вложить себестоимость их учебных заведений начиная с детского сада. В случаи людей это звучит бредово, а вот в случае софта это прокатывает...
  2. 0
    6 мая 2021 04:55
    Бабла пильнут что нашим и не снилось smile
  3. +7
    6 мая 2021 05:37
    А что будут истребители?
    Или просто многофункциональный носитель в зависимости от применяемого вооружения способный выполнять различные задачи. Носитель, позволяющий повысить дальность действия и эффективность различных видов вооружения для уничтожения воздушных или наземных целей, а также частично выполнять функции комплекса дальнего радиолокационного обнаружения или стелс-разведчика. Три в одном - главное быстро летать с нужным грузом.
    1. -2
      6 мая 2021 06:16
      Истребитель должен быть юрким и незаметным. Самолёт ДРЛО должен быть долголетающим, экономичным по топливу. Штурмовик должен быть защищённым, бронированным. Это три разных самолёта.

      А "многофункциональность" - удел "середняка", который ни одно дело не умеет делать хорошо.
      1. +9
        6 мая 2021 06:21
        Штурмовик должен быть защищённым, бронированным

        И стрелять из пулемета на бреющем...
        Здесь статья про будущее, а не исторические миниатюры. Меч должен быть длинным или коротким?
      2. +3
        6 мая 2021 08:44
        На примере Истребителя-бомбардировщика ф-18, после сброса бомб может вести бой с истребителем
        1. +1
          6 мая 2021 09:39
          Цитата: Artemion3
          На примере Истребителя-бомбардировщика ф-18, после сброса бомб может вести бой с истребителем

          Это, худо-бедно, даже И-15 мог. А FW190, не помню в лёт какой буквенный индекс, под это был заточен, но был притом так себе истребитель, по сравнению с другим FW190, опять же не помню каким индексом, который чистый истребитель.
          1. 0
            6 мая 2021 09:46
            Ответил на комментарий о том, что сейчас надо только истребитель или только бомбардировщик. Даже f-35, выпущенный на замену многофункционального f-16, проектировался как истребитель-бомбардировщик
      3. +5
        6 мая 2021 11:00
        Цитата: t-12
        Истребитель должен быть юрким и незаметным. Самолёт ДРЛО должен быть долголетающим, экономичным по топливу. Штурмовик должен быть защищённым, бронированным. Это три разных самолёта.

        Штурмовики вымерли.
        Истребители тоже вот-вот вымрут.
        Будущее именно за многофункциональной платформой (которую, по привычке, продолжат называть "истребителем"), которая может всё - нужно лишь поменять набор вооружения и сменить бортовой контейнер с БРЭО (та электроника, что сейчас находится в подвесных контейнерах).
        С развитием и миниатюризацией бортовых радиоэлектронных систем, самолёт ДРЛО также, вполне может делегировать часть своих функций истребителю - как это произошло с самолётами радиоэлектронной борьбы.
        Сейчас, функции "Гроулера" может исполнять обычный подвесной контейнер.
        Так же будет и ДРЛО - особенно на фоне того, какие хар-ки будут у перспективных радарных систем, которые смогут одновременно исполнять функции и многодиапазонного радара, и РЭБ/РЭП.
        1. 0
          6 мая 2021 19:11
          Цитата: psiho117
          Штурмовики вымерли.

          Су-25 Грач и A-10 Warthog не согласны.
        2. -1
          8 мая 2021 01:53
          Цитата: psiho117
          Цитата: t-12
          Истребитель должен быть юрким и незаметным. Самолёт ДРЛО должен быть долголетающим, экономичным по топливу. Штурмовик должен быть защищённым, бронированным. Это три разных самолёта.

          Штурмовики вымерли.
          Истребители тоже вот-вот вымрут.
          Будущее именно за многофункциональной платформой (которую, по привычке, продолжат называть "истребителем"), которая может всё - нужно лишь поменять набор вооружения и сменить бортовой контейнер с БРЭО (та электроника, что сейчас находится в подвесных контейнерах).
          С развитием и миниатюризацией бортовых радиоэлектронных систем, самолёт ДРЛО также, вполне может делегировать часть своих функций истребителю - как это произошло с самолётами радиоэлектронной борьбы.
          Сейчас, функции "Гроулера" может исполнять обычный подвесной контейнер.
          Так же будет и ДРЛО - особенно на фоне того, какие хар-ки будут у перспективных радарных систем, которые смогут одновременно исполнять функции и многодиапазонного радара, и РЭБ/РЭП.

          Что за бред? С какого перепугу штурмовики вымерли, они никогда не вымрут. Штурмовик это квинтэссенция боевого самолета (атака с воздуха).
    2. 0
      6 мая 2021 08:52
      Грядёт эра БПЛА. У пилотируемого истребителя нет шансов победить беспилотного в ближнем воздушном бою. Отсюда и требования к 6 поколению. Он должен быть ещё менее заметен, больше вычислительных возможностей, более продвинутые системы разведки, обнаружения, квази ИИ на борту и тд
      1. +1
        7 мая 2021 10:05
        У пилотируемого истребителя нет шансов победить беспилотного в ближнем воздушном бою.

        Эммм... Я не профессионал, конечно, но можно на конкретных примерах подтвердить данный тезис?
        1. -1
          8 мая 2021 19:22
          Цитата: Снусмумрик
          Я не профессионал, конечно, но можно на конкретных примерах подтвердить данный тезис?

          Перегрузки однако...
          Живая плоть никогда не приблизится к устойчивости механизма, да благословит его Омниссия bully
          Там где живой пилот уже давно вырубится от перегрузки, робот будет крутиться на закритических углах, срывая нафиг любой захват, и заходя в хвост противнику.
          Но это если сразу ближний бой - а до него ещё дойти нужно...
          Мне вот отчего-то кажется, что сначала РДД обменяются, потом среднего, затем дело и до РБД/перехватчиков дойдёт, а с километра-двух уже можно и лазером в морду слепить.
          Если после подобного обмена противник всё ещё не поражён, и осталось только пушечное вооружение - тогда да, робот, с высокой вероятностью победит человека.
      2. 0
        8 мая 2021 01:54
        Цитата: OgnennyiKotik
        Грядёт эра БПЛА. У пилотируемого истребителя нет шансов победить беспилотного в ближнем воздушном бою. Отсюда и требования к 6 поколению. Он должен быть ещё менее заметен, больше вычислительных возможностей, более продвинутые системы разведки, обнаружения, квази ИИ на борту и тд

        Почему? Даже ИИ не изобрели, а вы тут такие прогнозы придумали.
  4. -7
    6 мая 2021 06:33
    Такая архитектура БРЭО изменит базовые подходы к использованию приборного оснащения: отдельные устройства будут заменяться соответствующими программными модулями.

    Ничего не понял. Девайс один, но в зависимости от ПО - работает либо на РЭБ, либо как радар?!!! И чтоб переключиться, надо на земле переставить ПО?!!! Это типа как ваш телефон - может фонариком светить, может музыку играть, но чтоб с одного на другое перейти - надо в сервис-центр зайти, а то ПО на оба сразу не влезает? laughing
    Либо перевод корявый, либо американцы уже совсем стали тупые. Причем второе очень вероятно - там например пунктом 6 стоит та оптимизация, что Дримлайнер Боинга угробила и именно по причине которой Ф-35 неконтролируемо и подорожало, а с запчастями карачун. Так что вполне в духе Рейтеон - пофиг, что мы знаем, что это будет дороже, скажем всем, что инновация. В Израиль потом спихнем
    1. +3
      6 мая 2021 07:12
      Цитата: Cowbra
      В Израиль потом спихнем

      А евреи-то вот дypныe - пользуют эти никуда не годные F-35 по полной, и еще заказывают. А F-16 как раз списывают.
      И Boeing 787 продолжают выпускаться. А вот Airbus объявил о прекращении выпуска 380. И отчего бы?
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
      2. -5
        6 мая 2021 07:16
        Продали бы лучше киевскому режиму на запчасти.
        1. -2
          6 мая 2021 07:18
          Цитата: Леха с Андроида.
          Продали бы лучше киевскому режиму на запчасти.

          Так у пана атамана в Kyeвe золотого запасу нема.
      3. Цитата: Наган
        И Boeing 787 продолжают выпускаться. А вот Airbus объявил о прекращении выпуска 380. И отчего бы?

        Потому что это разные самолёты.
        1. +1
          6 мая 2021 09:40
          Цитата: Сидор Аменподестович
          Потому что это разные самолёты.

          А может потому что рынок показал, какие самолеты выгодней эксплуатировать?
          1. Цитата: Наган
            рынок показал

            Что в четырёхдвигательных самолётах не нуждается так же, как в авиахабах.
      4. +2
        6 мая 2021 14:43
        А евреи-то вот дypныe - пользуют эти никуда не годные F-35 по полной, и еще заказывают. А F-16 как раз списывают.

        Видимо - израильтяне не прогнозируют в ближайшем будущем лобового столкновения с противником, обладающим сопоставимыми ВВС и ПВО.. Следовательно - воздушных боёв не будет, как и надобности утюжить линию фронта. И в самом деле - Сирия надолго вышла из игры, Египет и Турция Израилю вроде не враги. Саудиты тем более. Больше там никого серьёзного и нет. А вот скажем против Ирана - пингвин и правда гораздо лучше F-16. ПВО очаговая, авиация устарелая, биться в воздухе и на земле не с кем. А вот втихаря прошмыгнуть, кинуть издалека что бабахающее и так же тихо смыться - тут F-35 должен быть как раз на высоте..

        Если бы ситуация была аналогична 60-70-ым годам, когда Израилю противостояли страны обладающие и солидными танковыми соединениями, и авиацией и ПВО - не думаю чтобы они так уж торопились с заменой.
        1. 0
          6 мая 2021 15:33
          Цитата: paul3390
          Египет и Турция Израилю вроде не враги.
          А разве с Турцией они обратно не расплевались?
      5. 0
        6 мая 2021 15:32
        Цитата: Наган
        А вот Airbus объявил о прекращении выпуска 380. И отчего бы?
        Рынок насытили. 380 был создан для работы между большими хабами (такими как Абу-даби, например), их не так много.
    2. +3
      6 мая 2021 11:08
      Цитата: Cowbra
      Ничего не понял. Девайс один, но в зависимости от ПО - работает либо на РЭБ, либо как радар?!!! ... Это типа как ваш телефон - может фонариком светить, может музыку играть, но чтоб с одного на другое перейти - надо в сервис-центр зайти, а то ПО на оба сразу не влезает?

      Очевидно, что у вас нет "Айфона"... wassat
      К сожалению, именно так оно и есть, в условиях современного "дикого капитализма".
      Будет ВВС покупать у производителя специальные сменные "флешки" с ПО, поставил одну - истребитель, поставил другую - перехватчик, третью - бомбардировщик. Ещё и подписку будут покупать, или платить за каждое использование...
      Будущее - оно такое, киберпанковое hi
      1. 0
        7 мая 2021 12:03
        Будущее - оно такое, киберпанковое

        Гениально!
        Летишь так на боевом задании.
        И тут слышишь ласковый женский голос Ваша лицензия заканчивается, просим продлить подписку. Мы вынуждены отключить некоторые второстепенные опции: управление вооружением , РЛС и катапульту.
        1. +1
          8 мая 2021 19:26
          Цитата: bk316
          Ваша лицензия заканчивается, просим продлить подписку. Мы вынуждены отключить некоторые второстепенные опции: управление вооружением , РЛС и катапульту.

          Не-не-не, катапульту не надо wassat
          Наоборот - пилота нафиг из самолёта, и возврат на базу к производителю.
          Как продлят лицензию - милости просим love
    3. 0
      9 августа 2021 19:36
      Уже второй десяток пошел презентации AN/APG-81 - радара F-35. Через MADL (защищенная сеть передачи данных нового поколения) самолеты распределяют между собой цели для подавления собственными радарами. Точнее под это выделяется часть приемо-передатчиков АФАР (вот вам и одно из преимуществ активной ФАР). А эти самые цели в пассивном режиме засекает местная СПО - AN/ASQ-239, кстати производства BAE. Фишка в том, что она не только засекает направление и тип облучения, но и используя триангуляцию сигнала (через MADL) с другими летящими рядом F-35 вычисляет координаты излучения, далее данный район с помощью синтезированной апертуры БРЛС доразведывается (а может и нет, если достаточно близко, такое вполне можно представить) и на выходе получаются точные координаты для нанесения удара собственными силами. И там речь об открытой архитектуре: залил новую прошивку и без всяких громоздких подвесов станций РЭБ ты уже с новыми алгоритмами работы системы. Например, если нужно обучить систему распознавать новую систему ПВО просто качается обновление.
  5. -1
    6 мая 2021 07:12
    Кстати, еще по хотелкам Рейтеон.
    Эксперты установили, что четыре программы превысили финансирование из федерального бюджета по поправке Нэнна-Маккерди, что может привести к их закрытию: общевойсковая высокоточная система автоматического захода на посадку и приземления JPALS (Joint Precision Approach and Landing System)

    Это 2014 год.
    В «Рейтеон» ожидают, что истребители следующего поколения получат возможность самостоятельной посадки на авианосец. Необходимые технологии уже существуют, и в дальнейшем планируется совершенствовать их и внедрять в новые проекты авиационной техники, пилотируемой и беспилотной. В частности, в компании прорабатывают вопросы повышения точности вывода самолета в зону посадки. При этом отмечается, что автоматическая посадка будет полезна не только для боевой авиации.

    А это 2021 laughing
    Какая же тупая и наглая бензопила.... Нет, это только для Штатов годно.
    1. 0
      9 августа 2021 20:03
      ну летчик, участвующий в доведении F-35 до боевой готовности, в интервью рассказывал, что F-35B и F-35C имеют систему автоматического возвращения на авианосец включая посадку. Там речь шла о боевом радиусе и он упомянул, что боевой у F-35 выше чем у FA-18 не только благодаря тупо бакам, но и системе посадки, надежно сажающей самолет на авианосец с первого раза, благодаря чему они уменьшили минимальный остаток и еще немного увеличили радиус действия.
  6. -6
    6 мая 2021 08:53
    Пустая болтовня. Если будет РАФАР сразу форма изменится, СТЭЛС уйдет в помойку. А все остальное доступно уже сейчас.
    1. +5
      6 мая 2021 11:16
      Цитата: Виктор Сергеев
      Если будет РАФАР сразу форма изменится, СТЭЛС уйдет в помойку

      С чего бы это? РАФАР вдруг отменит физику? Или он излучает не радиоволны?
      Про смерть Стелс-концепции рассказывают уже много лет, а вот поди-ж ты, она цветёт и пахнет.
      И даже самые упёртые бараны в нашем МО, наконец то тоже, поняли пользу и перспективность этой концепции: все современные военные системы - самолёты, корабли, бронетехника, системы вооружения к ним - всё, буквально, разрабатывается с учётом требований к малозаметности.
      1. -2
        6 мая 2021 18:41
        Вы не поверите, но фотоны не относятся к радиоволнам и им плевать на любое покрытие. Именно РОФАР и есть настоящая смерть СТЭЛС, так как фотоны не поглатить, правда и РЭБ то же загнется.
        1. +2
          7 мая 2021 22:40
          "так как фотоны не поглатить"///
          ---
          Вот те здрасте! belay
          Фотоны как-раз изумительно поглощаются любой поверхностью,
          нагревая ее, превращаясь в тепло.
          Вас никогда не нагревал солнечный свет? wink
          Чем короче длина радио-волны, тем она легче поглощается.
          Привет "фотонному" РОФАРу от стелс.
          Но радар РОФАР не излучает фотоны.
          А ультра-короткие радио-волны. Быстро затухающие и легко поглощающиеся.
          А фотонами занимаются или лазеры, или лидары.
          Но у каждого из этих приборов свои ограничения, разумеется.
          Поэтому для стелс самолетов большую опасность представляют
          радары метровой длины - вот их не поглотить.
          1. +1
            9 августа 2021 21:02
            позволю добавить только, что тем, кто думает, что наши старые советские системы метрового диапазона прекрасно справятся с "стелсами", не стоит себя обнадеживать. Это не так. Радаров метрового диапазона, работающих и по азимуту, и по высоте, и тем более высотомеров метрового диапазона, насколько я понимаю до появления ФАР, не существовало. И применить вооружение по такой засветке было нельзя. Можно только направить в район истребители, у которых на борту тоже явно не метрового диапазона РЛС. Сейчас производятся современные мобильные ФАР метрового диапазона, например, Небо-М. Но это не ЗРК, а комплекс радиоразведки, потому что такая система все равно останется с слишком большой погрешностью и слишком большими размерами из-за выбранного диапазона
  7. 0
    6 мая 2021 09:36
    Надо было у индусов спрашивать, они уже вроде как сделали свой самолёт 6-го поколения.
    В истребителе 6 поколения самое главное будет ИИ, а также появление новых интегративных качеств за счёт улучшения взаимодействия разных систем самолёта.
  8. +4
    6 мая 2021 10:43
    США остаются неоспоримым технологическим лидером. Дистанция между отстающих и лидерах увеличивается...
    1. +2
      6 мая 2021 12:25
      США остаются неоспоримым технологическим лидером


      А самый мощный комп в мире в Китае. Это помимо ещё нескольких "фундаментальных вещей". Ускорители частиц, квантовая электроника , медицина ... И это они только шнурки завязывали...А скоро побегут .
      А по самолёту - что изменилось и повлияет на облик ? Двигатель как был ТРДД , так и остался. Возможно будет изменяемая степень двухконтурности для до -и сверхзвукового полёта. Приводы - как была гидравлика, так и остаётся. Только гидростанции стали миниатюрными и по месту рулей ( F-35). Материалы планера -никаких новшеств . Сталь , дюраль, углепластик. Говорят про умную обшивку, измеряющую всё от давления, температуры и излучений . Но до неё , как пешком до Марса и по цене , и по технологиям. Малая ЭПР останется - основным видом получения информации остаётся радиолокационный диапазон.
      Словом, из всего шагнула вперёд только "центральная нервная система" - электроника. Она изменила и ракеты , и осведомлённость , и тактику . Вроде бы. А на деле что будет ? На Фолклендах аргентинцы на "скайхоках" А-4 применяли топмачтовое
      бомбометание второй мировой . И всадили в корабли с ПВО-ракетами и локаторами более десятка древних бомб. Да,они не разрывались, протыкали оба борта или застревали. Их извлекали английские сапёры. Но факт фактом - ПВО кораблей было бессильным и оставались только зенитные скорострелки .
      Так что только "весна покажет, кто где какал". Не уберут пока лётчика . И чугунные неуправляемые фугаски останутся . Есть куча площадных целей, как Мосул . Где раздолбить надо всё подряд , пригодное для обороны.
      1. +3
        6 мая 2021 12:57
        Пока что, действительно и комплексно США остаются лидером. Китай догоняет быстрыми темпами. Догонит ли, в чем возмет первенства, не известно. Факт - конкуренция среди передовыми странами обостряется. Остальные все больше отстают.
      2. 0
        6 мая 2021 19:57
        "И чугунные неуправляемые фугаски останутся"////
        ---
        У кого?
        Их уже нет у США, нет у Израиля. Ни на каких складах.

        "Но факт фактом - ПВО кораблей было бессильным и оставались только зенитные скорострелки ."////
        ----
        Это факт фактом ...но 70-х годов прошлого века. smile
      3. +1
        9 августа 2021 21:42
        небольшая инфа по двигателям: General Electric, пока мы и китайцы со своими "вторыми этапами к 2025 году", доведет к этому сроку свой трехконтурный двигатель - 22,5 тыс. кгс и уменьшенный расход. Уже крутят ролики с рекламой какие они там все молодцы и что движок почти готов, ставить можно на F-35, только купите. Возможно как раз этот двигатель планируется для нового "завоевателя господства в воздухе" NGAD.
    2. +1
      7 мая 2021 11:58
      США остаются неоспоримым технологическим лидером.

      Если говорить о вычислительной технике, то уже нет.
      Китай ноздря в ноздрю.
      Если о атомной и в перспективе термоядерной энергетике, то лидеры вообще не они.
    3. +1
      8 мая 2021 02:01
      Цитата: pytar
      США остаются неоспоримым технологическим лидером. Дистанция между отстающих и лидерах увеличивается...

      В каком это сне? Можно конкретики?
  9. +2
    6 мая 2021 13:44
    В конечном итоге придут к туше самолета арсенала с кучей разных ракет на борту. Т.к пулеметом уде давно друг друга не сбивают.
  10. +1
    6 мая 2021 14:11
    Я бы выделил в качестве ключевой особенности истребителя следующего поколения мощный комплекс бортовой обороны, который мог бы нейтрализовать все существующие угрозы. Неуязвимость. Это подразумевает наличие станции РЭБ нового поколения в сочетании с возможностями инициировать самоподрыв боеприпасов, влетающих в зону действия комплекса обороны, под воздействием мощного направленного электромагнитного или лазерного импульса.
  11. 0
    6 мая 2021 14:41
    Главное чтобы наши в этой гонке не сильно отстали. Пора бы тоже разработку анонсировать по хорошему.
  12. -1
    6 мая 2021 14:57
    Красиво! Особенно учитывая что у нас 57й ещё не в серии.
    1. 0
      6 мая 2021 16:24
      А вот тут Вы не правы - серийный заказ есть и уже выполняется. Можете найти это в открытых источниках.
  13. 0
    6 мая 2021 16:22
    Ну вот, началось "ломание копий" - сколько людей, столько и мнений.
  14. 0
    6 мая 2021 19:54
    Ничего сенсационного. Как-то не видна у них фантазия.
    Большинство того, что перечислили, уже воплощено в Ф-35.
    Например:
    "...радиоэлектронная система, совмещающая функции радиолокатора, станции РЭБ
    и средств связи"
    Конечно, улучшать и совершенствовать можно бесконечно.
  15. -1
    6 мая 2021 19:57
    Все последующие поколения истребителей должны быть полностью беспилотными.
  16. 0
    6 мая 2021 22:26
    С этим истребителем 6 поколения такая ситуация - никто не знает, каким он должен быть.
    Фактически, кто первым заявит что создал, тот и задаст стандарт.
    И этим "кто-то" вполне можем стать мы.
    Тем более, впервые за всю историю мы получили технологическое превосходство над матрацнутыми в области радиолокации (благодаря разработке РОФАР) и, как минимум, не уступаем по беспилотникам.
    1. 0
      9 августа 2021 21:53
      На Су-57 или Су-75 заявлен РОФАР? если там рассказывают про искусственный интеллект, о возможности стать беспилотным или вообще об управлении роем беспилотником и прочие влажные истории, то почему бы и не пофантазировать про РОФАР? Реальность такова, что такую технологию в военных целях так просто не применить, есть нюансы. Это как лекция Уфимцева о том, что чтобы засечь невидимку нужно "всего-то" расставить повсюду радары, которые будут принимать отраженные в стороны от F-117 радиоволны. Эту историю тут же подхватили журналисты (дело было в 90-ых): все стелс бесполезен, батя создал технологию, он же ее и погубил. Но как мы знаем ничего подобного не сделали, потому что есть нюансы.
  17. 0
    6 мая 2021 23:00
    Ну любопытно как в дальнейшем эволюционирует концепция 6 поколения. Пока что мне кажется рановато они "рожают" , тут надо бы 5+ отточить , дождаться более-менее конкретики от конкурентов (Китай, Россия, европейские и азиатские потуги на ниве 5 поколения) - и уже отталкиваться от чего то более весомого чем вода.
    Вот сейчас будет прогресс в ЛО и все эти супер-поглощающие дорогущие машинки могут очень здорово опечалиться , вместе со всеми их наметками на 6 поколение.
    1. 0
      16 мая 2021 02:17
      Ну любопытно как в дальнейшем эволюционирует концепция 6 поколения.

      Хочу вас расстроить : нет законченной концепции самолёта 5-го поколения ! Пока с ним не разберутся , о 6-м говорить не приходиться.
      Есть два подхода определения с-та 5-го поколения :
      Он лучше 4-го , значительно его превосходит в бою..
      Второй подход связан с применением новых информационных технологий и новых способов войны в виде новых передовых систем, в состав которых входит с-т 5-го поколения ,как основной элемент....
      На мой взгляд ,именно последний подход позволяет обосновать все существующие требования к 5-му поколению...и дальше...
  18. 0
    7 мая 2021 07:53
    Шесть предсказаний об истребителе шестого поколения. Версия компании Raytheon
    Понятно, авиатехника будет развиваться, как и всё остальное.
    Серьёзная ударная сила, если её не противопоставить эффективные средства противодействия.
  19. 0
    7 мая 2021 22:11
    Кирилл больше спасибо за статью и тему разговора. Результата Вы добились коллеги сильно раздухарились. Специально для Вас и полковника, которые пишут генералам. Л.А уже 40 лет летают в автоматическом режиме. Вопрос какой Л.А. нужен за 100 млн $ или за 5 млн $ ???? Далее сам полет не искусственный интеллект. А вот понять и правильно поставить задачу создать новую систему БРЭО на основе детерминированного и эмерджентного проведения Л.А. у нас лет через двадцать, а вот Китай уже делает. !!!!!!!!!
  20. 0
    15 мая 2021 18:52
    Россия должна иметь : воздушный - авианосец из ТТС (тяжёлых транспортных самолётов) Ил ; Ту ; Ан ; или аналог ; после взлёта с аэродрома пара , звено , полк ТТС стыкуются как МКС (международная космическая станция) и принимают любой тип авиации : обслужит , заправит , навесит оружие , даст отдых экипажу и отправит в бой .
  21. 0
    17 мая 2021 10:14
    Самолеты будущего будут иметь возможность вертикального взлета и посадки с помощью экранного эффекта. А летать они будут в облаке плазмы, так, что им обтекаемые аэродинамические формы будут без надобности. Такие летательные аппараты будут иметь широкую сферу перемещения, от ближнего космоса, до полетов на уровне крыш домов.
    Зависание на месте и разворот будут их визитной карточкой в штурмовке любых объектов, совместно с разгоном до гиперзвуковых скоростей в облаке плазмы с места.
    Интересно, что в горизонтальном полете они смогут менять высоту практически вертикально, без пологого спуска и подъема.
    Это позволит новая конструкция крыла, у которого будет совсем другая концепция управления полетом. Так, в частности, на нем спереди и сзади будут стоять форсунки детонационного двигателя, генератора плазмы, которые и позволят подниматься и опускаться вертикально, без смещения по горизонтали.

    1. -1
      11 июля 2021 12:43
      Исходя из ваших рисунков форма аппарата будет скорее дискообразной или дельтовидной с полнопрофильной несущей поверхностью типа летающее крыло.Законы физики таки едины для всего.
      1. 0
        20 июля 2021 11:39
        Из моих концепций это не исходит. Форма - следствие функции ЛА. А у ЛА, у который будет летать в облаке плазмы форма не имеет значения, поскольку ему не нужны обтекаемые формы, присущие обычным ЛА. Такой ЛА может быть похож даже на сундук. Так, что вы мыслите вчерашними категориями.
        1. -1
          21 июля 2021 10:05
          Начитались фантастики?Законы движения твёрдых тел через жидкости и газы неизменны.То о чём вы пишете,как вариант,было применено в аппарате "Шквал".И ракето-торпеда шквал таки классической обтикаемой формы.Плазма,всего лиш ионизированный газ и его динамика описывается теми-же формулами которым уже больше ста лет.То что вы прочитали есть спекуляции на тему газо-плазменных каверн для снижения лобового сопративления,смазка по русски,движущихся обектов с большей плотностью чем окружающая среда.Иследованиям лет этак 70-80 и с тех пор физика мира неизменилась ни на иоту.
          1. -1
            22 июля 2021 09:31
            Всё правильно! То, о чем я тут пишу и есть то, о чем я тут пишу, а не то, что ты тут придумываешь и кривляешься! Смазка, она и в атмосфере смазка! В, чем проблема?
            1. -1
              23 июля 2021 00:52
              Проблема в том что ты даже не понимаеш о чём пишеш.Как и тот деятель рисунки которого приводиш как илюстрации.На иллюстрации приведён пример использования эффекта Коанда для создания тяги.Автор называет это экранным эфектом,чей процесс базируется на отражённом воздушном потоке между плоскостью крыла и статической поверхностью.Тоесть совсем из другой оперы.Газовоздушная-плазменная каверна,совершенно отдельная тема,неимеющая никакого отношения ни к экранному эффекту,ни к эффекту Коанда.Решай сам,кто из вас баран.Написавший этот бред в каком-то журнале,судя по иллюстрации это ТМ,или ты.На полном серьёзе проэцирующий этот бред здесь.
              PS:И да.Аппараты использующии оба вышеозвученных принципа известны очень давно и выглядят или как летающее крыло,либо тарелка.Эффект Коанда разрабатывали ещё в рейхе.На ютубе есть ролики британского авиамоделиста с его тарелкой на этом принципе.Экранолёты изготавливали все кто мог.Автор статьи на которую вы ссылаетесь,целенаправленно лжот смешивая в одну кучу понятия и принципы из совершенно разных направлений подменяя понятия,что-бы выглядело наукообразно.Зачем совершенно непонятно.Любой,кто хоть немного в теме сразу начнёт тыкать в эту галиматью носом.Как говорил Туполев,с хорошим двигателем и телега полетит.Но останется при этом телегой.Это я о ваших летающих сундуках.И начните наконец пользоваться мозгами.
              1. -1
                26 июля 2021 07:37
                Я автор текста, концепции ЛА и иллюстраций к ним. А ты просто несешь невменяемую и неадекватную пургу.
                1. -1
                  26 июля 2021 08:56
                  Понятно.Лечи голову дядя.А после учи законы физики.Упреждая твои инсинуации,у меня высшее образование (технологии электрохимических производств) и ты не докажеш мне тут что знаеш больше.Лечи голову в общем.
                  1. -1
                    27 июля 2021 08:33
                    Я так рад и счастлив, что у тебя есть высшее образование - это сейчас такая редкость, что куда ни плюнь, так там сразу появляется гений с высшим образованием!
                    Но, скажи мне, тетя, что ты открыла или изобрела, чтобы я смог по достоинству оценить твои комментарии и с гордостью рассказывать своим друзьям за кружкой пива о знакомстве с тобой!
                    Как твоя фамилия, гениальная женщина?
                    Где и как летают твои самолеты или, что ты там создала?
                    Покажи мне их фотку, наконец!
                    Жду ответа, как соловей лета!
                    1. -2
                      28 июля 2021 05:55
                      Лечи голову дятел.Я мужчина,образование получил в СССР,когда образование ещё стоило того.Диплом тебе показать?Может ещё точный адрес и банковские счета?Лицо не треснет?В дурку сходи непризнаный гений.
                      1. 0
                        28 июля 2021 13:01
                        Ха-ха-ха!
                        Я вижу, что учеба в СССР не принесла тебе, тетенька, ума и счастья.
                        Ха-ха-ха!
                        Я спрашивал не твою фотку!
                        Ха-ха-ха! Я себе представляю твою харю!
                        Я спрашивал фотку твоих изобретений или открытий!
                        Ха-ха-ха!
  22. 0
    11 июля 2021 12:37
    Какое может быть шестое поколение если с пятым ещё не всё ясно?Точность ракет современных ЗРК,наших по крайннй мере,приблежается к еденице.Чем может окончится бой между двумя 5ми из области симуляций и фантазий.Но да!Шестое поколение.Очередное бла-бла-бла от янкесов.
  23. 0
    18 июля 2021 09:25
    Не столь и глубокие измышления. Всё изложенное - и так очевидно. Сделать лучше, быстрее, подешевле. Подумаешь, бином Ньютона... Было бы интереснее почитать мысли о принципиальных идеях применения авиации в совершенно новых условиях. Строго говоря, по состоянию на сейчас, концепция не претерпела принципиальных новшеств по сравнению с применением авиации в период ВОВ / конец 20-го века. Кто считал, что лучше и дешевле: запустить по целям ракеты или поднять в воздух самолёты для уничтожения целей. Что эффективнее? Что дешевле? Что проще? А может, и запускать вовсе ничего не надо? Но будет достаточно набрать на работу с десяток толковых хакеров? В части развития авиации: рееееееедко появляется анализ прогресса в материаловедении.... Меж тем, тема эта может носить ключевой характер. Даже более важный, чем развитие по...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»